Как назывался узбекистан в древности
УЗБЕКИСТАН. ИСТОРИЯ
Полезное
Смотреть что такое «УЗБЕКИСТАН. ИСТОРИЯ» в других словарях:
История Узбекистана — История Узбекистана … Википедия
УЗБЕКИСТАН — Республика Узбекистан, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере и северо востоке, с Туркменистаном на юго западе, Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго востоке и Киргизией на северо востоке. С 1924 и до момента… … Энциклопедия Кольера
Узбекистан на зимних Азиатских играх 2011 — Узбекистан на Азиатских играх Код МОК: UZB … Википедия
Узбекистан — Республика Узбекистан, гос во в Средней Азии. Название Узбекистан страна (земля) узбеков употребляется с начала 1920 х гг.; образовано этнонимом узбеки и топонимическим формантом стан, с помощью которого образуются названия стран и местностей… … Географическая энциклопедия
История (наука) — История (греч. Ιστορία, «исследование») сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из… … Википедия
История Азербайджана — История Азербайджана … Википедия
История Египта — Доисторический Египет Древний Египет* Персидский период* Эллинистический период* Римский период* Византийский период* Египет в составе Арабского халифата Египет от распада Халифата до Османской империи Турецкий период Египет в составе Османской… … Википедия
История Вьетнама — История Вьетнама … Википедия
История почты Азербайджана — Азербайджан азерб. Azərbaycan … Википедия
История Южной Кореи — История Кореи Кочосон, Чингук Ранние королевства: Пуё, Окчо, Тонъе Самхан Конфедерация Кая Три королевства: Когурё Пэкче Силла Объединённое Силла, Пархэ Поздние три королевства Корё: Киданьские войны … Википедия
История Узбекистана. Краткая справка. гл. 1
Глава первая. Из книги: «С любовью к Узбекистану».(записки православного священника). «История Узбекистана»
Для начала дадим краткую историческую справку из истории государственности, культуры, национальных традиций, языка, крупных городах и ведущих религий.
История народов, проживающих на территории современного Узбекистана, насчитывает несколько тысячелетий. Самые первые формы государственных образований появились на этой территории в начале первого тысячелетия до н. э. Так, например, в ассирийских письменных источниках 640 года до н. э. сообщается о саках, кочевавших в левобережье Амударьи. В течение многих веков продолжалась смена господства различных племен и династий в Центральной Азии.
Интересны даты из истории Узбекистана.
В 330 году до н. э. Центральная Азия была завоевана Александром Македонским, и здесь возникло Греко-Бактрийское царство. В 712 году арабам удается установить господство над Мавераннахром и Харезмом. Арабы принесли исламскую религию, тюркский язык и письменность. Лишь в 11-12 веках возникает узбекская народность, а, возможно, даже позже. А до этого мы видим, что с 9 по 13 век территория Узбекистана входила в состав государства саманидов и караханидов, Хорезм. В сентябре 1219 года монголы под предводительством Чингизхана захватили города Ходжент, Самарканд, Бухару. Захватчикам монголам местное население оказывало сопротивление, но оно успеха не принесло. Монгольское засилье продолжалось до 14 века, пока на исторической арене не появился Амир Тимур (Тамерлан). С этой личностью хорошо знакомы жители России, так как с ним связаны многие страницы нашей российской и церковной истории, в частности праздник Владимирской иконы Божией Матери. Об этом рассказ у нас будет чуть позже.
При всех отрицательных чертах личности Амир Тимура его заслуги для Узбекистана неоценимы. Он создал на территории Центральной Азии единое государство, разгромил Золотую Орду, одержал победу над Османским султаном Байазедом. Увезенные в плен из различных стран мастера оставили великолепные образцы зодчества в Самарканде.
После смерти Амир Тимура его империя распалась на самостоятельные государства, где правили его потомки. Из них наиболее известны Мирзо Улугбек-Астроном, ученый и покровитель наук и искусства, а также Захир ад-Дин Мухаммад Бабур — поэт, историк, ученый и основатель империи Великих Моголов в Индии.
Во второй половине 19 столетия территория Центральной Азии начинает тесно контактировать с царской Россией. Здесь надо сразу же отметить, что в современных учебных пособиях по истории Узбекистана, издаваемых после 1991 года, авторы пишут о том, что территория Узбекистана с его жителями стала колонией царской России и что русские завоевали некоторые части Центральной Азии. Даже гостям, приезжающим, например в Самарканд, некоторые современные таксисты или водители автотранспорта рассказывают о подавлении и завоевании Самаркандского ханства, при этом обязательно подчеркнут об ужасах, жестокостях, которые наводили русские воины. Надеюсь, что это лишь пережитки первых лет независимости. Страницы истории как бы невзначай, но искажаются. Рассказывая об одних страницах истории, умалчивают о других, о великой пользе общения с Россией в 19 веке и о благородстве русских военачальников в отношении местных ханов, военнопленных и местного населения.
Как государство Узбекистан возникло в 1924 году в составе Советского Союза и из отсталой в экономическом плане страны превратилось в индустриальное государство с хорошо развитой промышленностью и сельским хозяйством.
1 сентября 1991 года Узбекистан объявил собственный суверенитет и стал независимым государством. Началась новая история этого древнего государства. Чтобы завершить краткий обзор истории этой страны, вернемся вновь к личности Амир Тимура и к тому следу, который остался у нас в Православии.
В Русской Православной Церкви с 14 века несколько раз в году проходит празднование Владимирской иконы Божией Матери. Один из дней посвящен Сретению чудотворной иконы. Это чествование связано с 1395 годом, когда икону впервые принесли в Москву из города Владимира. Это событие напрямую имеет связь с Тамерланом (Амир Тимуром). В 1395 году страшный завоеватель пределов Рязанских взял город Елец, приблизился к берегам Дона и подошел к Москве.
Великий князь Василий Димитриевич, сын Димитрия Донского вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась православная икона, было послано руководство. После литургии и молебна в праздник Успения Божьей Матери духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло икону к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».
В этот самый час, когда жители Москвы встречали чудотворную икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Божия Матерь. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.
В память этого события построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование. Эта повествование, по мнению митрополита Московского и Коломенского Макария Булгакова, приписывается современнику тех событий. Оно очень краткое и рассказывает сначала о Тамерлане и его делах, потом о перенесении Владимирской иконы в Москву, о сне, виденном Тамерланом, и удалении его от Москвы, наконец, о благодарности русского народа Богу и Пресвятой Деве и установлении праздника в память этого события. Повесть внесена в летопись. Также, по мнению этого ученого митрополита, повести о чудесном спасении Москвы от Тамерлана образовались в духовной литературе в 14 веке и сразу же удаление страшного воителя приписывали с явлением Владимирской иконы. В чем и последующие поколения православных верующих не могло не сомневаться.
В настоящее время тело Амир Тимура находится в мавзолее в Самарканде. Мавзолей-усыпальница называется – Гур-Эмир. Это один из самых замечательных памятников архитектуры Средней Азии. Мавзолей начали строить в 1403 году. Строительство было продолжено Мирзо Улукбеком, а впоследствии мавзолей превращается в фамильную усыпальницу Тимуридов.
Сделаем краткое отступление для исторической справки этого памятника. Мавзолей был построен для престолонаследника Амир Тимура, его внука Мухаммада Султона. Несостоявшийся герой скоропостижно скончался в возрасте 29 лет. Тело царевича привозят в Самарканд и вначале хоронят в ханаке мечети.
Основой мавзолея служит восьмиконечный корпус с ребристым куполом на высоком барабане, который является гордостью и украшением мавзолея.
В 1405 году здесь был похоронен сам Амир Тимур. В 1409 году младший сын Амир Тимура Шохрух Мирзо привозит останки духовного наставника Тамерлана — Мирсаида Барака из Андхоя в Самарканд и помещает их у изголовья отца. Так Шорух выполнил завещание своего отца. Украшение мавзолея было продолжено в 1424 году Улукбеком. Вход в мавзолей, бывший с южной стороны двора, был переделан. По приказу Улукбека здесь была вставлена деревянная решетка, а с восточной стороны был открыт новый вход и пристроена галерея, ведущая в мавзолей. Интерьер усыпальницы выглядит парадно и пышно: красочные панно с геометрическими звездчатым, стилизованным растительным и эпиграфическим орнаментом. В некоторых местах, состоящих из аятов Корана и покрытых золотом и лазурью, впоследствии здесь нашли свое последнее пристанище Мираншах Мирзо и Шохрук Мирзо и сам Улукбек, который похоронен у ног своего деда в 1449 году.
О том, что личность этого всемирного завоевателя была не просто жестокой, но носила характер мистический, и что именно так его воспринимают многие сегодняшние жители Самарканда, в частности, люди пожилого возраста, говорит тот факт, что начало Великой Отечественной войны 1941-1945 годов связывают с началом археологических раскопок могилы Тамерлана 21 июня 1941 года. Беседуя с людьми старшего поколения, узбеками, приходилось слышать утверждения, что война 1941 года началась из-за вскрытия могилы. В последнее время сняты документальные фильмы, освещающие эту тему. Мы вправе каждый по-своему относиться к этому факту или как случайному совпадению, или как к закономерности.
И еще интересны моменты. При вскрытии могилы Амир Тимура было обнаружено, что скелет завернут в богато расшитую ткань, останки покоились в деревянном гробу, что достаточно странно для традиций исламского мира. Изучение останков подтвердило, что они принадлежат грозному правителю — Амир Тимуру. И в заключение этой темы. Посещая как-то раз усыпальницу Тимуридов, а среди местного населения она известна больше как Гур-Эмир, мы стояли с гостями из России среди молодых студентов высших учебных заведений Самарканда возле карты-схемы всех военных походов этого завоевателя и смотрели на земли и города, захваченные им. Видим путь до Москвы и обратный отход, город не взят Тимуром. Спрашиваем у студентов, почему этот грозный правитель не взял Москвы, а отошел от нее? Студенты отвечают, что не знают причины такого поспешного отхода. Гостям из России причина была известна, она описана нами выше и связана с явлением Божией Матери. Конечно, это было чудо, имеющее под собой исторический факт. Очень жаль, что современной молодежи Узбекистана не освещают такие факты и события, явно связанные с их национальным героем, а именно так сегодня в современном Узбекистане преподносят этого завоевателя. Дай Бог нам, православным, не забывать страницы истории и ее стороны, где явно проявлялось чудное попечение нашего Господа, Божией Матери и святых.
Хочется сказать несколько слов о культуре этой страны.
Культура Узбекистана яркая и самобытная, как и вообще национальная культура в Средней Азии. Она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию этого государства. Свой вклад внесли древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, славянские народы. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Жители этой страны, особенно население сельских районов, чтят традиции, корнями, уходящие глубоко в историю этого края.
Особое влияние на культуру оказал Великий Шелковый путь. Будучи торговым маршрутом, он шел из земель Китая в двух направлениях: первое — в Фергану и казахские степи; а второе — в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Шелковый путь способствовал передаче не только товаров, но и технологий, языков, идей в первую очередь религиозных. Так распространялся буддизм на территории всей Средней Азии, где вдоль древнего маршрута сохранились памятники буддийской культуры: Андижана-Тепа в Таджикистане, буддийский храм в Куве в Ферганской долине, Фаяз-Тепе близ Термеза в Узбекистане и другие памятники.
Приезжающие в эту страну гости даже в городской местности могут стать свидетелями свадебных или иных праздничных мероприятий и видеть, как местные жители любят свою национальную музыку и танцы. Музыка и музыкальные инструменты путешествовали вместе с бродячими музыкантами, шедшими с караванами, — так было в старину. Кроме этого, знания по изготовлению бумаги, чеканке железных и ювелирных изделий из драгоценных металлов также кочевали из одной страны в другу. И в настоящее время в стране бурно развиваются народные ремесла.
История Узбекистана
В центральной части Средней Азии в окружении песков и гор находится прекрасная страна воспетая поэтами жемчужина Востока – республика Узбекистан с удивительной историей. Немногочисленные города, расположенные на прибрежных землях величественных рек Амударьи и Сырдарьи, поражают приезжих великолепием своих садов, уникальными архитектурными памятниками, но больше всего эта засушливая, пустынная и малопригодная для жизни территория славится поразительным добродушием и гостеприимством узбекского народа.
До нашей эры
Следы присутствия первых людей относятся к концу эпохи плиоцена – раннему или нижнему палеолиту, что подтверждают найденные в районах Бухары и Ферганы каменные орудия. Также на юго-западном отроге Гиссарского хребта было обнаружено древнейшее захоронение, а найденные жилища первобытных людей относятся к среднему палеолиту.
Интересный факт – «В районе Гиссарского хребта найдены чистые окаменелые следы динозавров. Возраст окаменелостей превышает 75 миллионов лет».
Климат этих мест 2,5 миллиона лет (антропоген) назад был мягче, температура воздуха ниже среднего значения последних лет примерно на три градуса. В то время земли Узбекистана были не такие засушливые, здесь процветала животная жизнь. Это способствовало сколько это возможно быстрому распространению людей по близлежащим территориям сегодняшних пустынь Каракумы и Кызылкум.
Советскими археологами в Южной части Узбекистана было найдено древнейшее захоронение ребенка-неандертальца – свидетельствующее (по наличию ритуальных признаков) о зарождении культуры.
Также в окрестностях Самарканда найдена стоянка первобытного узбекского племени, обустроенная приблизительно 15000 лет назад. При более подробном изучении ученые обнаружили несколько каменных очагов и жилище в виде землянки. Следы использования инструментов указывают на происхождение первых технологий обработки сырья. Здесь же найдены древнее охотничье снаряжение и рыболовные снасти.
Добытые в ходе раскопок бронзовые предметы принадлежат майкопской культуре характерной для племен обитающих на равнинах и предгорьях Северного Кавказа. Однако этот период недостаточно изучен. Имеющиеся материалы не позволяют установить когда зародилась металлургия в происхождении узбекского народа, но довольно часто встречаются следы горнодобывающей деятельности.
Древние времена
Кратко характеризуя эпоху бронзового века можно отметить несколько цивилизаций: Бактрийско-Маргианскую, Индскую, Джирофтскую. Узбекский народ развивает скотоводство и земледелие, что стало возможным при использовании систем искусственного орошения. Появляется примитивная технология обработки металлов. Найденная на местах стоянок глиняная посуда свидетельствует о зарождении гончарного ремесла. Заметны первейшие признаки социального расслоения. Населяющие земли современного Узбекистана народы разделились по образу жизни. Произошло рождение кочевников и рождение оседлых жителей.
Появилось Древнебактрийское царство – считающееся первым государством в Средней Азии и объединившее четыре области разместившихся на территориях современных Таджикистана, Узбекистана, Восточной Туркмении, Афганистана. Позже Древнебактрийское царство преобразуется в Хорезмское царство, первые упоминания о котором датируются VII веком до н.э.
После вторжения древнеперсидского царя Кира II Великого (родился в 593 г. до н.э.) из династии Ахаменидов Хорезмское царство входит в состав Персии. Однако после победоносного «посещения» Средней Азии Александром Македонским Хорезм получил независимость, а этот узбекский регион был переименован в «Трансаксиану» или «Трансоксанию» – возникновение названия означает землю между реками «Окс» (Амударья) и «Яксарт» (Сырдарья).
Интересный факт – «Сырдарья – самая длинная река в Средней Азии, её протяженность превышает 2200 км».
После смерти Александра Македонского империя распалась. Согд (современный Узбекистан) оказался в составе царства созданного одним из военачальников Александра Македонского – Селевком (откуда возникновение династии Селевкидов). Период когда в истории Узбекистана произошел расцвет сельского хозяйства, ремёсел, искусства, строительством новых и укреплением старых городов, облагораживанием новых земель. На плодородных полях узбекский народ выращивал рис, пшеницу, виноград – возникает виноделие.
Однако, в середине II века до н.э. царство Селевкидов распалось. Вторгаются кочевники – племя Кушан, подчинившее себе Согд и Хорезмское царство. Активно развивается торговля и откуда прокладывается «Великий шелковый путь» связующий Восточную Азию и Средиземноморье. На жизни узбекской нации, её этногенезе, сказываются преобладающие направления религии – зороастризм, буддизм, а также заметно влияние эллинизма, что отражается в ремесленничестве, искусстве, архитектуре.
С приходом в IV веке эфталитов (белых гуннов) Кушанское царство распадается на небольшие княжества, но кочевники предпочитали не вмешиваться во внутренние вопросы Согда. В V веке создается государство гуннов.
Узбекистан в средние века
В VI веке гунны разгромлены Тюркским каганатом (чистой победой), а в Северной Фергане обосновалась династия тюркских правителей. Но, как и прежде этногенез по большей степени развивается самостоятельно, занимаясь металлургией и сельским хозяйством. Товары производимые местными узбекскими ремесленниками получили широкое распространение, так как пользовались популярностью во многих странах. Тюркское государство не просуществовало долго, а вместо него появились Западный и Восточный каганаты.
Хотя вторжение арабов в истории Узбекистана сопровождалось рядом восстаний в завоеванных ими регионах, но все же Узбекистан вошел в состав Арабского халифата принесшего религию – ислам, что не лучшим образом отразилось на культурном наследии и на первом этапе уничтожались многие памятники архитектуры, искусства, а статус арабского языка вводится как государственный. Но впоследствии власти уделяют большое внимание экономическому развитию этого региона, впервые здесь образовалось бумажное производство.
В начале XI века Хорезм был разгромлен и разграблен жестким правителем Афганистана Махмудом Газневи (родился в 921 г.). Но это практически не отразилось на территории современного Узбекистана, вошедшего в состав государства сельджуков, здесь процветала торговля, ремесленничество, сельское хозяйство.
В начале XIII века на территорию современного Узбекистана приходят монгольские захватчики, принеся в историю узбекского народа упадок и разорение, продлившееся до второй половины XIV века.
Экономический подъем нации возродился с приходом к власти Тамерлана, сделавшего Самарканд столицей огромной империи. По личному указанию Тимура в окрестные земли переселялись лучшие мастера практически всех сфер деятельности, превратив узбекскую столицу империи не только в главный город, но и в промышленный и культурный центр новообразованного государства.
После распада Золотой Орды образовалось Узбекское ханство, преобразованное впоследствии в Бухарское ханство (эмират).
В составе России
В 1709г. в западной части Ферганской долины образовано Кокандское ханство, а в 1865 г. произошло официальное присоединение этих территорий к Российской империи под названием Туркестанское генерал-губернаторство.
С приходом революции часть населения бывшего Кокандского ханства, ущемленное в правах столыпинскими реформами, поддержало Красную Армию, но оставшаяся часть была организована в национальное движение за независимость – «басмачество» (кратко).
В 1922г. основные противостоящие Красной Армии силы басмачей были разбиты. Позже, указом РСФСР Узбекистану присвоили статус республики. Находясь в составе Советского Союза Узбекистан частично восстановил когда утраченное процветание, здесь активно развивались наука, искусство, экономика и многие отрасли металлургии и сельского хозяйства, изучался русский язык (в рамках среднего образования), но после распада СССР 31 августа 1991 года руководством Узбекистана объявлено о независимости и вновь в стране произошел упадок. Сегодня правительство Узбекистана отчаянно предпринимает попытки (сколько это возможно) возродить былое благополучие республики.
Интересный факт – «Узбекистан находится на третьем месте по численности населения среди стран СНГ, уступив России и Украине».
Современный Узбекистан это молодая республика, но с богатейшей насыщенной событиями историей становления национальных традиций, местного уклада жизни, образования государственности. И по сей день интерес исследователей не угасает к тайнам прошлого, что в свою очередь подогревается серьезными научными открытиями.
Узбекистан до прихода русских.
В перестроечное время в республиках Средней Азии разгорелась дискуссия о том, что было: присоединение или завоевание. Конечно, националистам хотелось быть завоёванными, это позволяло разыгрывать русофобскую карту. Надо признать, что Средняя Азия входила в состав Российской Империи по разному. В основном продвижение русских войск не встречало или встречало слабое сопротивление, ханства находились в глубоком кризисе. А вот в Туркмении пришлось повоевать с гордыми и воинственными кочевниками. Здесь очень коротко о присоединении и последствиях.
Оригинал взят у aloban75 в Узбекистан до прихода русских
Продажа ребёнка. Узбекистан примерно 1860 гг. Верещагин.
К вопросу о том, почему, в конце концов, туда вошли русские войска.
Читайте о высокой культуре и прекрасных самобытных традициях великого узбекского народа, да и вообще, Средней Азии до прихода русских варваров. Чисто исторические факты, как они есть. «Русские варвары пронеслись по Средней Азии оставляя после себя университеты, больницы, заводы, школы, библиотеки. » (С)
Из книги Мейендорфа Е. К. «Путешествие из Оренбурга в Бухару» 1823 г.
_____________________________
Население Бухары состоит из кочевников и оседлых жителей, одни из которых земледельцы, другие — горожане. Это обусловливает известное различие в нравах. Так как обычаи кочевников почти такие же, как, и других пастушеских мусульманских народов, я буду беседовать с читателем главным образом об обычаях оседлых бухарцев: я только их и имел случай наблюдать.
Я должен, между прочим, снять с кочевых узбеков–бухарцев упрек, который слишком часто делается по их адресу в Европе, где их считают похитителями людей. Покровительство, которое бухарское правительство оказывает торговле, известный порядок, существующий в управлении, наконец, закон Корана, запрещающий мусульманину–сунниту владеть рабом одной с ним веры, положили в Бухаре конец обычаю похищать людей. Индусы, персы, русские, армяне приезжают в Бухару совершенно безопасно, если правительство убеждено, что они действительно купцы. В плен берут только во время войны, что особенно практикуют узбеки и туркмены Мервского округа, совершающие набеги против хорасанских персов.
Высматривают. Верещагин.
Так как ислам оказывает очень большое влияние на быт исповедующих его народов, последние почти всюду придерживаются одинаковых обычаев. Кроме того, узбеки — настоящие тюрки, нравы которых имеют много общего с нравами константинопольских османлы, и все, что делает халиф, все, что происходит в Стамбуле, вызывает восхищение мусульман в Бухаре.
Мусульманин мнит себя безупречным, если исполняет предписания, содержащиеся в Коране и в комментариях к нему, заменяющих собой кодекс законов. Ему чужды более глубокие нормы поведения, диктуемые нам совестью и честью. Бухарцы более чем суеверны, и правительство не пренебрегает ничем, чтобы поддержать в них это чувство.
В Бухаре имеет силу закон, воспрещающий кяфирам одеваться одинаково с правоверными, но в то же время кяфиры не должны носить одежду, резко отличающуюся от обычного костюма. Они должны брить голову, носить длинное платье, чтобы их нельзя было очень легко признать за «неверных», вид которых вызывает у правоверных чувство ненависти и презрения. Правительство покровительствует обращению в ислам: почти все рабы вынуждены принять мусульманскую религию, носить чалму и подвергнуться обрезанию. При этом власти воображают, что совершают весьма богоугодное дело. Религиозный бухарец считает себя оскверненным, прикасаясь к предмету, поднесенному кяфиром.
Всякий раз, когда дети говорили мне «селям–алейкум», обычное приветствие мусульман, означающее «да будет с вами мир», я слышал, как взрослые мусульмане грубо говорили детям, что к «неверным» не разрешается обращаться с этим приветствием.
Представляют трофеи. Верещагин
Нетерпимость и суеверие настолько распространены в Бухаре, что нечего удивляться тому, что «неверные» платят налоги в большем размере, чем другие жители, что они подвергаются большим притеснениям. Дух управления таков, что ни одна религия, кроме ислама, не может открыто исповедоваться в Бухаре. Вот почему не следует искать в этой стране ни гебров, ни несториан; одни евреи сумели удержаться в силу своей изворотливости.
Правительство рассматривает молитву как непременную обязанность и общественный долг. Оно не ограничивает своих действий соблюдением законов и надзором за тем, чтобы соблюдались права всех жителей. Оно стремится также, хотя это и противоречит духу ислама, управлять религиозным поведением каждого. Всякий домовладелец обязан отправляться чуть свет в свою мечеть. Полицейские чиновники осведомляются у привратников мечетей об именах тех, кто пропускает молитвы, и выгоняют их из домов, применяя силу.
Каждый вечер на Регистане около 4 часов, в этот посвященный молитве час, полицейские выгоняют всех продавцов и покупателей и отправляют их в мечеть. Следует заметить, что в это время базар обычно бывает наиболее оживлен. Полицейские или базарные надсмотрщики бросаются на людей с большими бичами шириной в три пальца и избивают всех, кто попадается им на пути. Толпа шумит: одни кричат, другие смеются и убегают, лавки, столы, палатки исчезают в мгновение ока, и мечеть наполняется благочестивыми мусульманами, привлеченными к божественной службе ударами бичей!
В Бухаре можно встретить все суеверные представления, к которым чувствуют пристрастие мусульмане. Следовательно, там в почете астрология: у хана свой астролог, который получил образование в Исфагане. Обычай приносить в жертву козла в память какого–либо друга, какой–нибудь почитаемой особы или святого распространен среди киргизов так же, как и в Бухаре. Верхушка одного из портиков Бахауддина украшена множеством козлиных рогов, посвященных святым.
Если столько европейцев еще питают веру в ложное искусство предсказывать будущее, то как же этот сумасбродный предрассудок чужд бухарцам? Карты, распространенные в России и у индусов, бухарцы заменяют игральными костями. Они насаживают четыре кости на одну проходящую через них железную ось и поворачивают этот механизм. В результате после известных весьма сложных комбинаций из костей они считают, что получают возможность предсказать хороший или дурной исход дела. В Бухаре, как и во всех мусульманских странах, встречаются пилигримы, облаченные в длинный плащ, с сосудом из тыквы–горлянки и посохом. Попадаются и сумасшедшие, вприпрыжку бегающие по улицам, — они считаются полусвятыми.
Хор Дервишей в Ташкенте. Просят милостыню. Верещагин, 2-я пол. 19 в.
Известно, что во всех мусульманских странах употребление крепких напитков воспрещено и даже карается смертной казнью. Однако довольно много бухарцев, особенно состоятельных или молодых, предаются пьянству, но это всегда происходит втайне, и поэтому на улице никогда не видно пьяных. Я видел детей первых бухарских сановников, с жадностью выпивавших стакан вина и в тот же момент терявших голову. Сам куш–беги признался нам откровенно, что в молодости он выпивал в компании с нынешним ханом. Тюря–хан, предполагаемый наследник престола, потеряв вкус к плохому бухарскому вину, ежевечерне опьяняет себя опиумом. Этот принц, отличавшийся, говорят, знаниями и умом, едва дышит из–за этого страшного наркотика. Один из ханских сыновей, сообщив как–то г–ну Негри, что ему предстоит аудиенция у хана, назначил час, когда надлежало прибыть, и, зная, что мы пьем вино, умолял г–на Негри не приходить пьяным.
Женщины легкого поведения [они были изгнаны из Бухары отцом нынешнего хана лет 30 назад; почти все были цыганки] преследуются в Бухарии, а внебрачные связи наказываются смертью.
Один молодой бухарец из хорошей семьи, которого я спросил, в чем состоят его развлечения, сказал мне, что он дает обеды, во время которых рабы играют на музыкальных инструментах, ходит на охоту и, наконец, у него есть свои джуани, или любимцы. Я был удивлен спокойствием, с которым он произнес это слово, которое свидетельствовало, насколько свыклись здесь с самым постыдным пороком. Бесполезно приводить другие примеры в том же роде.
Азиатские ханства ведут с киргизами и туркменами торговлю рабами, источником которой прежде всего являются разбои, совершаемые этими кочевыми народами, и войны с персами. Уже было указано, что взятие Мерва увеличило на 25 тыс. число персидских рабов в Бухаре, каковое мы определяем тысяч в 40. От 500 до 600 русских томятся в рабстве: они были проданы киргизами, или туркменами, захватывавшими потерпевших кораблекрушение рыбаков на восточном берегу Каспийского моря, или хивинцами.
Читральцы, сияхпуши, хезарейцы и даже грузины также находятся в числе рабов. Число это не уменьшается, потому что рабам дают в жены персианок и их существование связано с интересами их господ. Стоимость сильного мужчины примерно от 40 до 50 тилля (от 640 до 800 рублей ассигнациями). Если это ремесленник, например столяр, кузнец или сапожник, за него платят до 100 тилля (1,6 тыс. рублей ассигнациями). Женщины обычно стоят дешевле, чем мужчины. Если же они молоды и красивы, то стоят от 100 до 150 тилля (от 1600 до 2400 рублей ассигнациями).
Большая часть русских невольников, находившихся в окрестностях Бухары, содержались в заключении и работали с кандалами на ногах в продолжение последних недель нашего пребывания в этом городе. Лишь один из них сумел присоединиться к нам верстах в 100 от Бухары после 18–дневного скитания по пустыне. В течение этого времени он поддерживал себя только водой и мукой. Он выразил нам самым простым и трогательным образом тревогу, которую испытал, увидев нас (так как он боялся, не были ли мы киргизами, хивинцами или узбеками), и крайнюю радость, когда узнал наших казаков. Я не смогу описать бурного восторга десятка русских невольников, которых мы выкупили в Бухаре и во время пути. Они проливали слезы радости. Поверят ли, что бухарское правительство было достаточно жестоко, чтобы препятствовать этим выкупленным русским вернуться на родину! Это фанатическое правительство даже запретило своим подданным продавать нам русских под тем предлогом, что якобы вследствие этого уменьшится число прозелитов.
Бухарские узники, фото Прокудина-Горского, нач. 20 в. Рабство уже запрещено, но рабов содержали даже хуже.
Нужно было видеть несчастных русских невольников в Бухаре и Хиве, чтобы воодушевиться пламеннейшим желанием освободить их. Может ли покупка этих людей, похищенных из родных мест в обстановке полного мира, рассматриваться как вид какого–то законного владения? Разве репрессалии, которые предпринимает русское правительство, задерживая во всей империи бухарцев и хивинцев с их товарами с целью заставить эти народы вернуть в Россию ее подданных, будут несправедливы или безуспешны? Посредством этой суровой, но справедливой меры не будут ли возвращены на родину, в круг родных, к своей вере тысячи людей, исторгнутых из пределов России или из лона своих семей? Состоятельные бухарцы обыкновенно имеют до 40 рабов. Некоторые крупные вельможи, вроде куш–беги, обладают, быть может, сотней, так как у них, должно быть, большое окружение и они владеют обширными садами и другими поместьями. Нет почти ни одного зажиточного бухарца, у которого не было бы сада за городом и маленького домика, куда он отправляется летом во время жары подышать чистым воздухом.
Владельцы поместий отдают свои земли в аренду или обрабатывают их с помощью рабов. Приятности жизни, домашние радости, общественные удовольствия еще очень мало известны в Бухаре. Дома холодны и сыры зимой, в них нет никакой мебели, кроме ковров, одеял и подушек. Доступны только удовольствия, вкушаемые в гаремах. Никакие большие собрания не оживляют однообразного и молчаливого существования бухарца.
Я никогда не видел танцующих, кроме слабоумных, которые поют, ударяя в такт руками, «ба–ла–ки–бла», как черкесы, поющие слоги «а–пу–па–пю–па». Персидская цивилизация, насажденная в Бухаре Тимуром, проявляется в некоторых обычаях вежливости. После смерти первой супруги куш–беги, женщины, весьма уважаемой мусульманами, самые значительные люди в Бухаре явились к нему с визитом, чтобы выразить соболезнование. Куш–беги роздал богатые подарки родным покойной и нищим, которых кормил в течение нескольких дней.
Бухарец, приходящий в гости к другому, входит только тогда, когда получает позволение хозяина, который предлагает гостю чай, фрукты и сласти. Особой вежливостью со стороны хозяина считается, если гость унесет их с собой. Всякий раз, когда мы приходили к куш–беги, он предлагал нам конфеты или сахарные головы, которые посылал нам после аудиенции. Сам хан также дарит сахар; часто он прибавляет к нему комплект одежды из подарочной материи, известной в Бухаре под названием сарпай. Прежде чем войти к женатому бухарцу, обычно ждут несколько минут, давая женщинам возможность скрыться. Самая почтительная манера садиться — присесть на колени, опираясь на пятки и икры. Если же хотят расположиться поудобнее, то садятся, подобно нашим ученикам портных, скрестив ноги.
При приветствии бухарцы слегка наклоняются, кладут правую руку на сердце и произносят слово «хош». Эта учтивость часто преувеличивается самым смешным образом, особенно рабами: они несколько раз поворачивают голову, наклоняют ее к левому плечу, держат обе руки на сердце, чудаковато улыбаясь и торжественно произнося «хош», словно падают в обморок от удовольствия.
Обитатели Бухары отличаются учтивостью, раболепием и низкопоклонством. Вежливость бухарцев нас поражала тем более, что мы только что провели несколько недель с киргизами, которые крайне грубы.
Пища бухарцев очень проста: после утренней молитвы они пьют чай, который кипятят с молоком и солью, что делает его чем–то похожим на суп. Они обедают не ранее 4–5 часов. Обед состоит из плова, приготовленного из риса, моркови или репы и бараньего мяса. Сейчас же после обеда пьют чай, заваренный как в Европе. Кофе они не пьют. Едят бухарцы пальцами, не имея понятия о ложках и вилках.
Одежда бухарцев состоит из одного или двух длинных платьев из синей или полосатой бумажной материи. Одно, покороче и поуже другого, заменяет рубашку. Почти все бухарцы носят белую чалму из бумажной ткани около 1,5 или 20 аршинов длиной. Персидские рабы часто носят цветные шапки; многие узбеки носят только остроконечные шапочки из красного сукна, обшитые куньим мехом. В Бухаре, как и в Константинополе, форма чалмы обозначает различные звания или состояния. Все жители этой страны носят под широкими панталонами короткие и узкие кальсоны, которые они не снимают никогда то ли по лености, то ли ради приличия. Состоятельные особы пользуются полушелковыми или суконными халатами, богатые государственные чиновники одеты в кашемир и парчу, которые варьируются согласно чину. Одежды из блестящих золотых тканей, ослепительно белые чалмы, густые бороды — все это представляет собой любопытное зрелище во дворе арка, через который мы проследовали, направляясь на нашу первую аудиенцию.
Узбекская женщина примерно 1860-1870 гг.
Женщины носят на улицах длинное покрывало, рукава которого соединяются сзади, и черную вуаль, совершенно закрывающую лицо. Они плохо видят сквозь нее, но, встречаясь с одним из нас тайком, приподнимали уголок. Женщины–таджички даже находили удовольствие в том, чтобы дать нам возможность увидеть их прекрасные глазки. Среди бухарских дам вошло в моду ходить смотреть ференги [чужеземцев]; край навеса нашего дома был для них местом собраний и пределом, который приличие полагало их любопытству. Там некоторые красавицы, незаметно для бухарцев, предоставляли себя нашим взорам, и нас часто восхищали черные, полные огня глаза, великолепные зубы и очень красивый цвет лица. Бухарская суровость скоро положила конец этой слишком светской моде: полиция запретила женщинам приходить под наш навес, и мы были лишены удовольствия, оживлявшего наши беды.
Зачем эти прекрасные создания так уродуют себя, пропуская через ноздри кольцо и употребляя притирания, в то время как природа наделила их столькими прелестями! Женщины и некоторые мужчины красят себе ногти в красный цвет соком истолченной травы хенне. Персы используют это растение для окраски бороды в красный цвет, после чего она легче принимает черную краску. Я видел в Бухаре белых лошадей, хвосты которых были выкрашены в красный одет этим растением. Бухарские женщины красят брови в черный цвет и соединяют их черной чертой, сделанной особым видом глазной примочки. Наконец, они красят ресницы и край век в черный цвет сурьмой, доставляемой из Кабула и выделываемой из графита. Некоторые бухарцы и индусы пользуются тем же приемом.
Бухарские франты выщипывают волосы из верхней части щек, и за этой работой часто можно видеть брадобреев в их заведениях, открытых на улицу. Влияние кочевых привычек сказывается в отсутствии экипажей в Бухаре: у бухарцев нет никаких других повозок, кроме больших двухколесных телег, о которых мы говорили выше и которыми никогда не пользуются для переезда с одного места на другое. Для этого существуют верблюды, лошади, мулы и ослы. Лошадь иной раз перевозит целую семью, и дети с самого нежного возраста, таким образом, учатся быть хорошими наездниками. Разъезжающими на мулах я видел только ханских жен: они попарно сидели на одном животном. Подобно другим бухарским дамам, они пользуются правом ездить в гости. За всадником более высокого сословия следует пешком слуга для охраны коня; богатый использует для этого одного из своих рабов, и грустно видеть, как всадники–беки, почти всегда ездящие быстрым аллюром, вынуждают бежать за собой запыхавшихся рабов. Бедняк велит сопровождать себя сыну и обычно едет более умеренным шагом. Из этого описания бухарских нравов можно судить, что роскошь там до настоящего времени ограничена. В основном они тратятся только на лошадей и одежду. Персидские ковры у них весьма посредственны; почти нет мебели; совсем нет столовых часов, редки и карманные. Нет никаких серебряных вещей и оконных стекол; дома выстроены скверно. Наконец, они вовсе чужды искусству наслаждаться роскошью, которую мы умеем ценить и к которой привыкли. Если бухарцы не чувствуют еще ее ценности, то это надо приписать недостатку цивилизации, влиянию древних обычаев, боязни обнаружить свои богатства в деспотическом государстве и скупости, господствующему пороку в этой стране. Впрочем, я убежден, что их торговые связи с Россией и Индией привьют им вкус к роскоши, так как она слишком льстит тщеславию и в ней слишком много очарования, чтобы не восторжествовать над всеми препятствиями.
Время от времени сам хан предлагает богословские вопросы, которые мударрисы, собравшись на заседание, обсуждают часто в его присутствии. Один мударрис проницательного и смелого ума осмелился как-то выступить против общепринятых идей и доказывал справедливость своих мнений с неопровержимой логикой. Улемы, вместо того чтобы отвечать, приказали ему замолчать, если он не желает быть сброшенным с верхушки минарета большой мечети. Понятно, что эта угроза положила конец дискуссии.
Астрономия в Бухаре, как уже сказано, непосредственно связана с астрологией. Астролог хана должен ему предсказывать все затмения по меньшей мере за два дня с целью предотвратить неприятное и даже страшное впечатление, которое может возникнуть в результате наступления этого явления. Нынешний астролог в Бухаре (он там в единственном числе) умеет вычислять движение Луны. Он полагает, что Солнце вращается вокруг Земли, что кометы происходят от столкновения двух планет, что хвост кометы является результатом этого столкновения, что существует только пять планет. Наконец, он преклоняется перед системой Птолемея и считает Улугбека непогрешимым.
Самые ученые бухарцы имеют весьма слабые сведения по географии, и им были бы незнакомы и карты, если бы какой-то купец не привез две или три из России, но они почти никого не интересуют. Сам первый министр не имеет о них ни малейшего понятия.
Не ушло далеко в Бухарии и изучение истории. Суровые муллы рассматривают его как занятие нечестивое или по меньшей мере бесполезное, и светские люди отдаются ему только в качестве отдыха. Впрочем, из этого проскрипционного списка исторических трудов следует исключить летописи Искандера Зулькарнайна (Александра Великого), которые вызывают всеобщий интерес. Один мулла читал по приказанию хана эту историю во всеуслышание на площади, где был окружен множеством слушателей. После чтения последние предложили мулле небольшое вознаграждение. Можно было вообразить себя перенесенным из глубины Бухарии на олимпийские игры в среду самого цивилизованного на земле народа. Познакомившись с чтецом этих анналов, я попросил у него разъяснений по поводу пути следования Александра в Согдиане и расположения завоеванных им крепостей. Этого мулла не знал или не хотел отвечать по памяти. Он обещал мне порыться в своих книгах. Но свой ответ он превратил в дело государственной важности и уклонился от намеченного свидания под предлогом, что это может быть неугодно хану. Эта осторожность сначала доставила мне большое огорчение, потому что я рассчитывал собрать кое-какие сведения. Впрочем, я утешился, подумав о малой достоверности сообщений персидских историков, единственных, у которых бухарцы могли бы навести справки, и припомнив, что для придания славы своим предкам они приписывают Александру Великому персидское происхождение.
Несмотря на большое число медресе или колледжей, находящихся в Бухаре, большинство жителей не умеет ни читать, ни писать. Необходимость приобретать эти познания для того, чтобы преуспевать в торговле, заставляет большинство таджикских купцов посылать своих сыновей в школы. Многие из них ходят также в медресе, хотя таджики, которых очень презирают, крайне редко становятся членами высшего духовенства. Дети знатных особ учатся только читать, писать и произносить наизусть цитаты из Корана. Ханские сыновья занимаются с учителями на дому. Сам хан разъясняет им Коран на собраниях, на которых присутствует более 300 слушателей.
И если когда-нибудь Бухару возглавит просвещенный человек, то он, конечно, сумеет оказать на Среднюю Азию благотворное влияние «и просвещение, заимствованное Европой из Азии, сможет быть возвращено, обогащенное исследованиями и разумом веков».
Развитие просвещения в России обязывает эту обширную империю осуществить стоящую перед ней благородную задачу. России надлежит помочь среднеазиатским ханствам распространить в этих странах все блага европейской цивилизации.
Русские войска вступают в Самарканд. Каразин
Я заметил влияние, которое оказывает власть произвола на нравы бухарского народа, страх, который внушает ему эта власть, и пагубные последствия религиозной нетерпимости. Столица страны напоминает монастырь, где надзор за соблюдением предписаний и обрядов религии представляется основным занятием правительства.