Как назывался зеленоградск при немцах
История балтийского курорта Зеленоградска (бывш. Кранц)
Территория сегодняшнего города Зеленоградска стала заселяться ещё 7-8 тыс. лет до н.э. Стоит отметить, что местные племена здесь не сильно процветали, но всё изменилось, когда римляне заинтересовались янтарём. И с тех самых пор местные жители стали вести торговлю «солнечным камнем», в связи с чем количество проживающего здесь населения стало постепенно увеличиваться.
В IX веке на территорию Кранца пришли викинги, с которыми, кстати, у местного населения случались стычки. Викинги, как завоеватели, хотели прибрать к рукам торговлю янтарём, что, конечно, было крайне невыгодно местному населению.
Поселение в округе Кранц упоминается ещё раз в 1258 году при разделе Замланда между орденом и епископом. Тогда оно отошло под управление орденского каммерата Рудау (сегодня пос. Мельниково). Затем Кранц фигурирует в хрониках о набеге литвинов 1283 года. После этого ландмейстер ордена Конрад фон Тирберг распорядился построить замок Нойхауз у основания косы. Примерно тогда же возник и знаменитый трактир Кранца-Круг, вокруг которого и образовалось поселение Кранцкурен. Трактир с этим названием сохранялся вплоть до ХХ века. Кстати, историческое название города, звучащее как Кранц, происходит от прусского слова, означающее «крутой берег моря». Хотя на самом деле, он здесь вовсе и не крут.
В 1308 году в Замланд вторгся крупный отряд Жемайтов. Нойхауз был блокирован, Кранцкурен разорён. После этого замок Нойхауз потерял свое значение, так как на косе был возведен замок Росситтен (сегодня посёлок Рыбачий).
В XVIII веке у Кранца началась новая история, когда кёнигсбергский профессор фон Бацко отметил, что в Кранцкурене живёт много пожилых людей. Он связал это с чрезвычайной пользой для организма морских купаний и выдвинул мысль о необходимости курортных сооружений на морском берегу. В 1793 году кёнигсбергский профессор медицины И. Д. Метцгер (1739-1805) в одной из статей в знаменитом «Прусском архиве» попытался увлечь своих сограждан идеей сооружения курорта на Замландском побережье и при этом указал на Кранц и Пальмникен (сегодня пос. Янтарный).
Первая правительственная программа по обустройству в Кранце курорта была разработана Фридрихом Вильгельмом III в 1800 году. Но ей не суждено было осуществиться из-за начавшихся войн с Наполеоном. Зато красоту Кранца смогла оценить королева Луиза, когда останавливалась в 1807 году в этом городе по пути из Кёнигсберга в Мемель (сегодня город Клайпеда). Кстати, дом на ул. Тургенева, 10, где останавливалась королева, сохранился до сих пор.
А вот к идее создания курорта всё же вернулись, но уже после войны, в 1813 году. А в 1816 году он был открыт как государственный курорт для общественности. Тогда его посетило 35 (!) отдыхающих, которые располагали двумя кабинками.
В 1817 году к существующей «инфраструктуре» добавился ещё дом с тёплыми ваннами. В первые годы летом в Кранц приезжали только редкие кёнигсбергские семьи, чтобы пожарить на гриле мясо или укрепить своё здоровье морским купанием. Для экономии средств отдыхающие размещались в хижинах рыбаков, сами же хозяева на это время переезжали в сараи.
Во время войн, как известно, не до отдыха на курортах, именно поэтому во время I мировой войны в развитии Кранца как курорта, был застой. Отдыхающих не было, отели, пансионаты и санатории стояли пустыми. Для поддержания и обновления оборудования и сооружений ничего не предпринималось, и после инфляции перед администрацией курорта стояли огромные, прежде всего финансовые, проблемы. По мере выхода из экономического кризиса состояние Кранца постепенно улучшилось.
В сезон 1921 года Кранц посетило 10 250 отдыхающих, среди них 4 860 из Кёнигсберга, 3 870 из провинции, 425 из Берлина, и даже 179 русских.
Только в 30-х годах XX века, а точнее в 1935 году, Кранц получает свой герб. Он представляет собой поле, разделённое на две части, на верхней части были изображены коричневые рога лося на золотом фоне, на нижней — серебряная камбала на лазурном фоне. Герб стал олицетворением природных богатств края.
Но, к сожалению, пришла пора II мировой войны, которая снова сильно ударила по курортной жизни Восточной Пруссии. Впервые Кранц ощутил войну в 1944 году. После августовских бомбардировок Кёнигсберга, в город потянулись оставшиеся без крова кёнигсбержцы. Вблизи побережья маневрировали военные корабли, в лесу под Бледау (сегодня пос. Сосновка) расположилась военная радиостанция и лазарет.
Взятие Кранца осуществлялось войсками 43-й армии генерала Белобородова. Части Советской Армии, встретили жестокое сопротивление немецких войск. Поэтому попытки наших войск прорвать оборону противника с ходу не увенчались успехом. С 29 января по 2 февраля 1945 года к борьбе на суше присоединились немецкие военные корабли. Советским войскам был отдан приказ: ночной атакой (со 2 на 3 февраля) взять опорный пункт немцев, захватить их последний оборонительный рубеж перед поселком Бледау. Что и было сделано.
После войны, конечно же, населению было не до курортной жизни. Предстояло много дел по восстановлению городов и посёлков Калининградской области, по восстановлению инфраструктуры и переходу к мирной жизни.
Как назывался зеленоградск при немцах
Обещанного три года ждут, не так ли? А я уложился почти в год, лето на дворе, и о чем рассказывать, как не о курортах? Продолжая разговор о побережье Восточной Пруссии нельзя не упомянуть о Кранце (Зеленоградске) – небольшом и уютном городке в самом начале Куршской косы. Местные жители, желая сбежать от шума города и позагорать на солнце, едут именно сюда, оставляя Раушен (Светлогорск) гостям края и любителям прогулок вдоль моря. Широкие пляжи из мелкого, мягкого песка, поющего под ногами, когда на него наступаешь, удобный, пологий заход в воду, чаще всего это тот же песок, хотя порой штормами наносит мелкую гальку и небольшие камни, величиной с кулак, возможность относительно уединиться от других людей и потрясающая природа вокруг – чего еще желать любителям пляжного отдыха? Итак, курортный город Кранц.
Панорама города:
Учитывая важное стратегическое значение места, рядом с которым позже будет располагаться город, по приказу магистра ордена Конрада фон Тирберга, ориентировочно, в 1283 году, у основания косы, закладывается замок Нейхауз (позже переименованный в «Глюмзекбург») для защиты от набегов литовцев, до наших дней не дошедший. Первоначальное название замка весьма незатейливо – «новый дом», колонисты в те времена особо не думали над выбором названия для своего места жительства, и на карте Восточной Пруссии таких названий встречается множество. Но я отвлекся. О самом замке известно очень мало, но то, что он реально существовал несомненно, хотя бы потому, что совсем недавно археологи нашли его остатки, а в «Хрониках» Петра из Дусбурга можно прочесть следующее: «В год Рождества Христова 1283, восемьсот всадников из Литвы зимой по Нерии Куршской вторглись в Самбийскую землю. Они разорили огнем и мечем Побетен (пос. Романово), убив 150 христиан, и так как никто не оказал им сопротивления, все они ушли целые и невредимые. Ландмейстер в Пруссии, брат Конрад, как муж прозорливый, полагая, что по Нерии, дороге ниоткуда не видимой, могут снова возникнуть многие тревоги и неприятности со стороны литвинов, как для братьев, так и земли, заложил на берегу Соленого моря замок, называемый Нейхауз, чтобы язычники не вторгались в Самбию внезапно».
В 1308 году в Замланд снова вторгается крупный отряд литовцев. Кранцкурен был сожжен, Нойхауз оказался в осаде. Но, в конце концов, орден смог отбросить неприятеля обратно, и, спустя некоторое время, тевтоны строят новый замок – Росситен (пос. Рыбачий), находящийся на косе и Нойхауз теряет свое стратегическое значение. Кранцкурен отстраивается заново и на протяжении многих веков остается небольшим поселением, жившим за счет рыболовства, потому как рыбы в прибрежных водах было предостаточно, пологие пляжи давали возможность без особых усилий отправлять лодки в море, а густой окружающий лес поставлял достаточно древесины для копчения рыбы. И, подобно Раушену, это поселение не могло похвастаться полной событиями жизнью.
Началом своего расцвета город обязан кенигсбергскому профессору Альбертины Людвигу фону Бацко, жившему в конце 18 века, который заметил, что тут живет много пожилых людей. Его заинтересовал данный факт, потому что продолжительность жизни среднего жителя Пруссии была относительно невелика. Он связал данный факт с пользой морских купаний и предложил устроить курорты на морском берегу. Его идею подхватил и развил профессор медицины И.Д. Метцгер, который в одной из статей в «Прусском архиве» заронил в массы идею устройства курортов на Замландском побережье, в поселениях Кранц, Пальмникен (Янтарный) и Гросс Диршкайм (Донское). Это были только первые шаги в направлении превращения небольшой рыбацкой деревни в широко известный курорт.
И они действительно привели к тому, что в 1800 году по предписанию Фридриха Вильгельма III санитарной коллегией разрабатывается правительственная программа по созданию в Кранце курорта. Однако начавшаяся война с французами, с Наполеоном Бонапартом, заставила отложить проект на неопределенный срок. За последующие годы произошло всего одно знаменательное событие – на пути из столицы в Мемель здесь останавливалась королева Луиза, которая была вынуждена бежать из Кенигсберга, спасаясь от французских войск. Этим визитом, любимой в народе королевы, очень гордились местные жители.
Для всех отдыхающих были установлены определенные правила, выполнение которых было обязательно. Для потенциальных нарушителей была даже сделана специальная подпись в их перечне – «Кто думает, что ему не нужны предписания, утонет в море в пять минут». Кроме того, все гости, посещающие Кранц, были обязаны платить курортную таксу.
В 1820 году отдыхающие создают комитет для защиты своих интересов, который в последующем перерастет в «Союз по благоустройству им. Кесселя». Под его руководством начинается благоустройство территории – высаживаются деревья, прокладываются дорожки. Королевское «Управление по обустройству дюн» укрепляло песчаные откосы.
В 1821 году строится первая большая гостиница для отдыхающих, Логерхауз (Logierhaus), и спустя три года количество посетивших побережье увеличилось до двухсот с небольшим человек.
В 1834 году создается комитет управления курортом, годом позже пожар уничтожает Логерхауз, который отстраивается заново через восемь лет, на средства собранные комитетом, выпустившем акции курорта, которые приобретали все желающие жители столицы. Гости могли воспользоваться услугами читального зала, бильярдной, столовой, игровой комнаты, столовой. Здесь открываются магазины. Вокруг – разбивается роскошный парк, гостиница становится центром культурной жизни. К моменту, когда строительство было завершено, Кранц посещает Фридрих Вильгельм IV, который, впечатленный проделанной работой, приказывает выделить дополнительные средства из казны на развитие инфраструктуры. И через год на эти средства в восточной части города был разбит великолепный парк, получивший название «Плантаже» и березовая аллея.
Плантаже:
В 1853 году завершилось 30-летнее строительство шоссе, связавшего Кранц и Кенигсберг. Дилижансы, ходившие по расписанию, преодолевали этот путь за 3 часа. Семьи кёнигсбержцев, которые отправлялись летом на курорт, арендовали один из них и загружали всё необходимое, в том числе и кровати. Сами же пассажиры усаживались спереди, на лавке кучера. Новая дорога всего через два года после начала эксплуатации позволила увеличить количество гостей в восемь раз, по сравнению с 1824 годом.
В 1856 году на круглой площадке в парке «Плантаже» строится колоннада – Флороплац.
В 1858 году, после расчистки, стал пригоден для судоходства канал Кранцбеек, вырытый по ручью Беек, впадавшему в залив. Это позволило построить удобную пристань и наладить регулярное сообщение вдоль косы на Мемель (Клайпеду). Первым пароходом, вышедшим на линию, стал тезка города – «Кранц». Но он ходил только при наличии хорошей погоды и достаточного количества пассажиров. Однако это того стоило. Поездка по заливу оставляла у путешественников неизгладимое впечатление, захватывая красотами косы и романтичными обратными рейсами, которые совершались на закате. Позже добавились еще два – «Росситтен» и «Мемель». Так что, забегая вперед, пароходы особо не простаивали.
Пароход «Кранц»:
В 1859 году открывается летний театр, в котором в период сезона почти ежедневно давались представления.
1862 году в парке «Плантаже» были оборудованы беседки «Дум-кесхёе» и «Бельведере».
В 1864 году была установлена телеграфная связь с Кенигсбергом.
Море есть море. И порой оно бывает совсем не дружелюбно. Мощные шторма порой несли разрушение сооружениям, оказавшимся на берегу, разрушая постройки и унося с собой плохо закрепленные лодки. Чтобы обезопасить береговую лини от ярости стихии, в 1874 году воздвигаются волнорезы из свай, которые сдерживали силу волн. Тем не менее, периодические шторма периодически заставляли тратить деньги из казны на восстановление набережной, хроники зафиксировали даты наиболее мощных штормов, повлекших за собой большие разрушения – 1850, 1890, 1914 и 1931 годы.
Шторм на Балтике у берега Кранца:
В 1879 году строится новое большое здание дома отдыха с душевыми кабинами, а число посетителей увеличивается до 3261 человека за весь последующий год.
Отдых в Кранце в 19-м веке:
В 1884 году построено здание грязелечебницы. Обладающая уникальными лечебными свойствами грязь, на основе торфа, для этих процедур добывалась на местном Шведлунгском болоте. Так же была обнаружена минеральная вода, обладавшая целебными свойствами и обладавшая весьма приятным вкусом, что вскоре смогли оценить все желающие. Новшества повысили не только стоимость услуг курорта, но и его популярность.
8 июля 1885 года состоялось торжественное открытие железнодорожной линии Кенигсберг – Кранц. Поездка на поезде занимала 49 минут на пассажирском поезде, и 24 минуты – на скором. Паровозики носили названия морских птиц. Эта дорога имела одну особенность – она была частной, единственная такой во всей Восточной Пруссии. Здание вокзала было построено на месте старого трактира «Кранта-Круг», который достойно послужил городу, став его началом.
Вокзал:
Поезд у вокзала:
1895 году курорт передается в подчинение местным властям, которые продолжают активно занимаются обустройством инфраструктуры и привлечением отдыхающих. В этот же год строится железнодорожная ветка на причал Кранцбеек, чтобы отдыхающим было проще добраться до парохода. Расписание было составлено таким образом, что любой человек, приплывший или отплывающий на судне, практически сразу отбывал или прибывал, на поезде. А через пять лет, в 1900 году, была построена железнодорожная ветка на Нойкурен, тянувшаяся вдоль берега моря. Отличную оценку стараниям властей дала финская писательница Майла Талвико-Миккола: «Там, где начинаются дюны или Неринга, есть маленький город Кранц — самые модные купальни современной Германии».
В 1897 году открывает свои двери только что построенная Адальберт-кирха.
Королевский курорт, славится своими купальнями, увеселительными заведениями и минеральными источниками уже далеко за пределами Пруссии. Здесь часто можно было встретить российских аристократов. Остались свидетельства, что Кранц любил посещать Петр Аркадьевич Столыпин. Его дочь – Мария Бок, вспоминает: «Из этой поездки мне запомнилась почему-то прогулка около моря в Кранце. Папа и мама тихо ходили по пляжу, разговаривая и любуясь закатом, я собирала камешки, и останавливалась, подавленная величием моря, его, полным особой жизни, спокойствием, и нежными перламутровыми тонами воды и неба, кажется, я тогда впервые поняла, что такое природа, и что она дает человеку «.
В 1907 году курорт переоборудуется под возросшие потребности, в связи с ростом числа отдыхающих в течении длительного времени, общее количество которых увеличилось почти до десяти тысяч человек в год, да и количество жителей, приезжающих сюда на выходные возросло аж до ста тысяч человек в день. В этот год произошло еще одно важное, даже сенсационное по тем временам, событие – семейный пляж присоединился к мужскому, где главы семейств могли отдыхать вместе со своей супругами и детьми. Почему это стало сенсацией? Да потому что до этого времени мужская и женская часть оборудованного пляжа, протяженностью чуть более километра, были строго разделены примерно пополам. И женщины не могли заходить на мужскую половину, равно как и мужчины к женщинам. Окончательное же слияние пляжей произойдет примерно через тринадцать лет.
Пляж:
Водонапорная башня (Уцелела до наших дней):
В 1913 году в городе работало 29 пансионатов и отелей, самыми известными из которых были – «Замок на море», «Морское зеркало», «Монополь» и прочие. Каждое из этих заведений имело свою собственную, оригинальную архитектуру. Вдоль побережья регулярно курсировали пароходы, предлагая маршруты вглубь Куршской косы, где так же располагались специально оборудованные купальни. Десятки пешеходных маршрутов различной протяженностью, позволяли отдыхающим насладиться кристально чистым воздухом побережья. Так же курорт предлагал огромное количество развлечений, жизнь не замирала до глубокой ночи.
Концерт на площади Корзо:
Отель «Замок на море»:
Отель «Монополь»:
Карта Кранца и окрестностей:
Город с высоты полета чайки:
Изюминкой каждого сезона был, ставший традиционным, фейерверк на море. Сотни желающих увидеть это зрелище стекались в Кранц, заполняя все отели, рестораны и набережные. Огненная феерия продолжалась несколько часов, под восхищенные крики толпы.
Фейерверк на море:
Кроме отдыхающих в Кранце жили и обычные жители, занимавшиеся, так же как и их предки, рыболовством. Пойманную рыбу солили, коптили, вялили. И весь богатый выбор рыбы предлагался приезжим гурманам. Особо было знаменито фирменное блюдо – «Камбала Кранца», имевшая неповторимый золотистый оттенок, из-за копчения на сосновых шишках, которое предлагали летом на каждом углу. Такой вкусной рыбы было не сыскать во всей Европе.
Камбала Кранца:
Во время Первой Мировой Войны город опустел, отдыхающие больше не приезжали сюда и перед администрацией встали огромные финансовые трудности. Однако, война кончилась, и уже к 1921 году курорт насчитывал больше десяти тысяч постоянно находящихся на санаторно-курортном отдыхе гостей. Инфраструктура расширялась и обновлялась, вдоль берега строится почти километровый деревянный променад, неуклонно росло число разнообразных отелей, пансионатов и кафе, к 1939 году здесь можно было найти настоящую пляжную идиллию, отовсюду слышалась музыка, толпы отдыхающих загорали и прогуливались вдоль моря, неспешно текла счастливая и беззаботная жизнь.
Толпы народа на променаде:
Беззаботная жизнь:
И еще раз отель «Замок на море», спустя несколько лет:
В 1937 году Кранц получает право на собственный герб. В верхней его части, на белом фоне, изображены красные рога лося, коих в ту пору в этих местах было великое множество, а в нижней, на голубом фоне, располагалась та самая знаменитая камбала. В гербе нашло отражение все то, чем был богат этот край.
В 1938 году поток желающих совершить водное путешествие вдоль косы на комфортабельном пароходе возрос настолько, что компания «Ханнес Гётц», обслуживающая эту линию, поставило на регулярные рейсы в Нидден и Шварцорт пассажирское моторное судно «Кранцбеек», вмещавшее в себя 1200 пассажиров (Для сравнения – на «Титанике», в его роковой рейс, было немногим больше 1300 пассажиров).
Начало Второй мировой войны город встретил в своем обычном ритме. Военные действия просто обходили его стороной. Здесь не было ни собственных предприятий, ни крупных армейских баз или складов, так что интереса для налетов авиации Кранц не представлял.
Жизнь во время войны:
Наступил 1944 год. Августовские бомбардировки принесли огромные разрушения Кенигсбергу, и многие жители столицы Восточной Пруссии, бросив все, что осталось от их домов, перебираются в Кранц, используя его для восстановления сил перед дальней дорогой в более безопасные места. На пляже уже нет отдыхающих, вдоль берега курсируют корабли, в лесу, в паре километрах от города, под Бледау (Сосновка), разворачивается военный госпиталь и пункт связи. Идиллия оказалась разрушена войной.
29 января 1945 года началась операция по взятию Кранца. В нескольких километрах, в районе поселка Лаптау (пос. Муромское) был создан мощный рубеж обороны. 43-я армия генерала Белобородова, поддерживаемая другими частями Красной Армии, попыталась с ходу взять этот рубеж. Однако сходу это сделать не удалось. Тяжелые крейсера «Принц Ойген», «Лютцов» и «Адмирал Шеер», встав на рейде Кранца, мощным артиллерийским огнем поддерживали оборонявшихся. Так продолжалось до 3 февраля. Все эти дни в самом Кранце было относительно спокойно, работали магазины, мирные жители продолжали заниматься своими делами, только отступающие части немецкой армии, передислоцирующиеся в сторону Варгенау (пос. Котельниково), да оглушительные залпы корабельной артиллерии с моря. Поэтому, когда, прорвав оборону, советские войска вошли на улицы курорта, это стало настоящим потрясением для местных. Но паника быстро закончилась, в городе была создана военная комендатура, а наступающая армия пошла дальше. Население, после жесткой фильтрации на причастность к НСДАП и СС, были отправлено в Шлоссберг (пос. Добровольск). Так закончилась немецкая часть истории города-курорта Кранц.
После войны город хотели назвать Балтийском, однако эта честь была отдана военной базе в Пиллау. И в 1946 году он получает название – Нахимовск, однако уже через год, 17 июля 1947 года он был окончательно переименован в Зеленоградск.
Первыми отдыхающими, после войны, стали раненые красноармейцы. Но в целом курортная жизнь для города на многие годы замерла. Руководство края особо не стремилось развивать туризм и, соответственно, никаких существенных вложений в развитие города не было. Однако местные жители любили этот спокойный городок больше Светлогорска, благодаря его пляжам и близости к Калининграду, поэтому каждый летний солнечный день в сторону Зеленограска уходили переполненные электрички, а пляжи заполнялись толпами людей. Да и санатории, скорее вопреки, чем согласно, власти, начали работать.
В 1998 году город получил статус курорта республиканского значения, а спустя два года – федерального.
Такова история Кранца. Что же касается нас – то мы всегда с удовольствием выбираемся в этот городок, чтобы отдохнуть, прогуляться по очень длинному променаду и просто полюбоваться на море. И время года – не имеет значения.