Как называть учителя по литературе
Нескучная классика: как увлечь подростков литературой
Анна Ножкина
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Каждый учитель-словесник хотя бы раз слышал от своих учеников такие фразы: «Да зачем нам эти старые книги?», «Я лучше ленту новостей почитаю», «Я прочитал, потому что меня мама заставила». Как изменить отношение подростков к литературе? Вместе с филологом и педагогом Анной Ножкиной разбираем новые идеи и анализируем лучшие практики.
«Старье» или классика?
Школьная программа по литературе — вещь консервативная. Она меняется довольно редко, а некоторые тексты, которые входят в «золотой фонд» русской классики — произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других «столпов» русской литературы — включили в обязательный список для чтения еще в 1921 году. Прошло больше 100 лет, а на школьных уроках литературы изучают все тех же авторов.
Вот и новый ФГОС по литературе в очередной раз подтвердил, что серьезных перемен пока ждать не стоит.
«Текстов очень много — больше, чем можно осмысленно прочитать, и в основном это XIX век: крестьянские дети, незнакомые современным школьникам реалии», — так отзывается о новой программе Председатель Гильдии словесников Антон Скулачев.
Современные произведения зарубежных и российских авторов, написанные для детей, в программе почти не представлены. Получается, что учителям и школьникам приходится работать с материалом, зачастую далеким от проблем современных подростков. Как показывает практика, для большинства учеников Обломовы, Чацкие, Гриневы и Чичиковы — не более, чем вымышленные кем-то, «картонные» персонажи со сложным набором непонятных жизненных установок, в которые даже не хочется вникать. А это значит, что учителю нужно искать компромисс и попытаться связать прошлое с настоящим, обучение с жизнью.
Один из подходов, которые практикуют предметники на уроках литературы, — это поиск способов «оживить» созданные классиками характеры и актуализировать их в современных реалиях. Вот несколько удачных примеров.
1. Сделайте учеников соавторами
Предложите ученикам стать соавторами книги, додумать мысли героев, а при открытом финале — закончить произведение.
Например, при чтении «Дубровского» А.С. Пушкина в шестом классе предложите мальчикам написать письмо от лица Владимира Дубровского Марье Троекуровой, а девочкам — от лица Марьи — Владимиру. Используйте необычные бланки или шаблоны, например сердечки: в этом возрасте подобный подход обрадует школьников.
Вы удивитесь, насколько трогательные письма могут написать дети, и как тонко они чувствуют героев.
2. Читайте новости
С помощью современных новостей демонстрируйте, что произведения классики актуальны и в наши дни.
Например, несколько лет назад в прессе была распространена новость о том, как участников масленичного гуляния угощали блинами прямо с больших лопат. Это событие прекрасно соотносится с фрагментом из «Войны и мира», где Петя Ростов стал свидетелем сцены, как император бросал толпе куски бисквита, думая, что совершает благодеяние.
Прочитав детям вслух любую новость, соотносящуюся с произведением, спросите: «Как вы думаете, почему я это сейчас прочитал(а)?». Вероятнее всего, ваши ученики с восхищением воскликнут, что в современном мире происходит то же самое, что и в произведении XIX века.
Чтобы зафиксировать эту мысль, в качестве домашнего задания предложите ребятам найти в Интернете аналогичные новости. Теперь подростки сами смогут доказать, что классическая литература актуальна и поныне.
К тому же, использование новостей на уроках литературы учит школьников не только внимательно читать книги, но и более широко смотреть на новостную повестку и анализировать информацию через культурный контекст — а это необходимый в наши дни навык.
3. Используйте мемы
Мемы — это тоже текст. Подростки, которые активно пользуются соцсетями, сталкиваются с ними ежедневно, а многие сами их создают. Если проанализировать ту или иную картинку или предложить в качестве одного из заданий создать мем, вы значительно улучшите свои взаимоотношения с подростками.
Например, этот мем к гоголевскому «Ревизору» не только заставит учеников улыбнуться, но и поможет лучше запомнить содержание произведения.
Продемонстрировав в классе такую шуточную анкету Пьера Безухова на сайте знакомств Tinder, можно задать и серьезный вопрос по содержанию «Войны и мира» — например, как именно происходил «активный поиск смысла жизни» у Пьера?
А этот мем точно повысит градус доверия между педагогом и учениками, когда вы попросите их перечислить основные сюжетные линии этого романа Л.Н. Толстого.
4. Практикуйте погружение
Попробуйте поближе познакомить своих учеников с тем миром, в котором живут герои классической литературы: бытом, реалиями, историческим контекстом.
Посетите с детьми музейную экспозицию, где представлены вещи того исторического периода, почитайте им вслух газетные заметки или объявления (среди них встречаются довольно занятные экземпляры), которые печатались в год публикации литературного произведения. Можно предложить ученикам поучаствовать в небольшой театральной постановке, разыграв отрывок из пьесы или диалог из прозы.
Или последуйте примеру педагога Надежды Колодиной: в рамках ее онлайн-марафона «Литературное Рождество», который проводился в Instagram, участники готовили блюдо из литературного произведения и выкладывали фотографию результатов.
Помните, что важнее воспитать у подростков привычку к чтению, а не заставить запомнить сюжеты всех классических произведений. Если ученики поймут, что классическая литература, на первый взгляд скучная, может быть увлекательной и даже полезной, то перестанут воспринимать чтение как повинность, и начнут относиться к урокам литературы с большим энтузиазмом.
Как стать учителем литературы
У вас есть литературное чутье и гуманитарное образование, но нет квалификации «учитель литературы»? Тем не менее, вы жаждете преподавать литературу детям? Как и с чего начать, если есть желание работать учителем, но нет представлений о том, как это делается, и с чего стоит начинать?
Проверьте себя на готовность
Преподавание литературы – что ни говори, отличный вариант работы для писателя. Но для того чтобы преподавать, неважно где – в школе, университете или любом другом образовательном учреждении – необходима компетентность. Вы должны владеть предметом, знания о котором хотите передать детям. Если вы жаждете преподавать литературу, то вы должны изучить весь учебный материал. Из этого пункта вытекает следующий. Естественно, что вы не будете преподавать весь курс литературы от древних времен до наших дней. Поэтому подумайте, литературе какого времени вы хотели бы учить детей. Это могут быть несколько периодов и несколько учебных курсов. Определившись, приступайте к изучению материала.
Однако учитель – это не знаток в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», поэтому одного знания предмета недостаточно, чтобы быть ассом в своем деле. Учитель – на треть артист, на треть наставник, и на последнюю треть – источник знаний. Поэтому быть эрудитом и интеллектуалом недостаточно. Нужно уметь передать свое знание другому. А учителю приходится иметь дело с самым сложным народом на свете – с детьми. Передать свое знание детям или подросткам куда сложнее, чем проделать ту же операцию со взрослым. В основном же, многое зависит от ваших личных качеств. От доброжелательности, отзывчивости, внимательности, психологической устойчивости и просто любви к детям. Если вас тянет в школу, то, вероятно, вы обладаете всеми этими качествами. И если вы идете в школу на собеседование, важно это показать. Вас привлекает сама идея преподавания детям – и именно это является вашим основным козырем. Продемонстрируйте свой азарт, свое необузданное желание быть учителем, расскажите, что вы можете доходчиво и интересно излагать учебный материал.
Отбор специалистов в школе проводит директор. Поэтому на собеседовании соискателю предстоит разговор со своим начальством. Важно, с одной стороны, зарекомендовать себя как знатока в своей области, а, с другой – как хорошего организатора и человека с современным мышлением. В школе учителю придется отвечать за организационные моменты. Это стоит учитывать, отправляясь на собеседование».
Составьте программу
Перед тем как отправляться на встречу с директорами школ, вам нужно будет составить план занятий и уроков. Сделать это можно по специальной методической литературе, которая в больших количествах продается в книжных магазинах. Есть специальные пособия для учителей-практиков о том, как вести уроки, о психологических особенностях проведения занятий. Есть методическая литература, где расписаны готовые планы уроков – вы можете вести занятия, полностью ориентируясь на них. Однако ни один профессиональный учитель не отдается методической литературе без остатка. Поэтому вы можете взять методическую литературу за основу и составить собственные конспекты уроков, ориентируясь в том числе на лекции по литературе, которые вам читали в университете.
Используйте весь подручный материал, всю имеющуюся информацию. Подготовьте визуальный материал: фотографии авторов, книжные иллюстрации. Подготовить план занятий можно, ориентируясь на образцы, размещенные на образовательных Интернет-порталах. Там же можно почерпнуть информацию об психологических особенностях преподавания в школе. Вы сможете пообщаться с учителями и преподавателями на профессиональных форумах, а в специальных разделах вам могут встретиться вакансии и предложения работы.
Как искать нанимателя
Несколько слов о методике поиска работы. Скорее всего, наиболее удачным будет личный обход школ. Как правило, штат на будущий учебный год формируется в конце текущего, то есть в мае. Но и в течение учебного года иногда освобождаются рабочие места, поэтому вы смело можете приступать к поиску.
Приходите на собеседование со всем наработанным методическим материалом. Разместите свое резюме на сайтах, посвященных трудоустройству – это не самый популярный способ подбора учителей, и тем не менее шансы увеличатся. На сайте Комитета по образованию размещены координаты петербургских школ, предоставлена информация о трудоустройстве молодых специалистов. Есть смысл обратиться в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования и зайти на сайт академии.
Учителя и родители о преподавании литературы
Что наталкивает на такие подозрения? Прежде всего, слова самой В.В., её отклики на многие мои статьи, когда поддерживала меня или проявляла обеспокоенность. В отзыве на статью «Кому стала помехой русская классика» она написала, что знает странные примеры, подтверждающие мои размышления. Вот её слова:
«Две богатенькие мамочки-домохозяйки, привозившие своих деток-одиннадцатиклассников в школу на «крутых» машинах, жаловались в Департамент образования, что учительница ведёт в неделю три урока русского и три урока литературы. А поскольку сдавать ЕГЭ только по русскому, так пусть только русский и ведёт, ведь ЕГЭ по литературе не сдавать. В Департаменте не знали, что делать: смеяться им или плакать над такой жалобой».
Здравомыслящие граждане обеспокоены тем, что богатые господа далеки от культуры, литературы, истории, так как им всё это не нужно. Действительно, некоторые настолько невежественны, что давно превратились в подобие современной госпожи Простаковой. Помните это знаменитое высказывание при решении задачки на деление: «Ни с кем не делись, Митрофанушка, всё себе возьми». Или мнение Митрофана о прилагательном и существительном. Это же как раз о непонимании слов, терминов. Подобно Простаковой, современные мамочки и даже часть учителей готовы вообще отменить изучение литературы в школе. Зачем книжки читать, если баллы для поступления в вузы дети получать будут на ЕГЭ по русскому, математике и двум предметам по выбору?
Опытная учительница В.В. осознаёт, что «не хватает сейчас Чехова». Ведь люди перестали видеть и понимать, как же сильно их «жизнь уклоняется от нормы». Но что же изменилось в её сознании за считанные дни, почему такие противоречия: то понимает важность изучения классики (пороки человеческие живучи), то предлагает заменить произведения писателей XIX века на более современные, потому что классика «уходит в прошлое», «устарела», непонятна детям. С одной стороны, понимает, что без прошлого нет будущего у страны и народа (всё имеет свои корни), а с другой стороны, пишет в своей статье о будто бы необходимых изменениях в программе, хотя эти изменения как раз и оставят Россию и русских без прошлого, а язык уничтожат.
Читатели в своих откликах убеждают учительницу, что нельзя отказываться от изучения произведений XVIII-XIX веков, а В.В. (вдруг!) доказывает им, что для подростков классика неактуальна. Странно. Какая учительница сдаст в утиль Фонвизина, Пушкина, Грибоедова?! И вдруг получаю ещё один отклик от В., в котором она обвиняет меня, будто я приписала ей ТЕ слова, которых она не говорила. Да, в статье нет слов «убрать классику». Но если нет прямого слова «убрать», то нет и самого желания? Ведь есть предложение знакомить девятиклассников с литературой ХХ века, и значит, вместо Грибоедова, Фонвизина и Пушкина читать Бондарева, Бакланова, Кондратьева, Распутина, Астафьева. «То, что ближе по времени, будет и более понятным», по мнению В.В. «Не только в смысле лексики, но и бытовых, жизненных реалий».
Но ведь советская классика в программах присутствует, и она не должна вытеснять ни Грибоедова, ни Лермонтова. Разве это не означает «убрать классику» хотя бы из программы девятого класса? Если меня упрекают в непонимании, то тогда и все другие не смогли осмыслить написанное. Многие поняли однозначно: школьники не справляются с трудностями изучения произведений Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, а учителя предлагают облегчить обучение. И вслед за ревизией в девятых классах пересмотр пойдёт дальше. В.В. обращает внимание на сложности, которые подстерегают учащихся на страницах произведений русской классики. Да и не только учащихся. Напоминает, что и взрослым людям непонятны или неинтересны книги Л.Н.Толстого. Например, мало желающих читать или перечитывать «Войну и мир».
И тут многие читатели, как и родители, возражают учительнице (я провела свой опрос). Люди правильно понимают задачи изучения литературы в школе и уверены, что результаты от знакомства с лучшими произведениями русских писателей переоценить нельзя. Речь, язык, мышление, нравственность. Разве этого мало? И если учителям трудно сейчас решать такие задачи, то нельзя возлагать вину только на детей, не желающих читать, вникать, понимать. Надо взрослым подумать, как восстанавливать упущенное.
Совсем не обязательно, чтобы все захотели в зрелом возрасте перечитывать классику. Это делали всегда единицы, кому и в семье, и в школе сумели заронить в сердце любовь к серьёзному чтению.
Можно понять тех преподавателей, кто испугался ответственности за неподготовленность современных выпускников к экзаменационному сочинению в этом году. Но зачем же так предательски вести себя по отношению к народному достоянию, к классической литературе, защищая собственные интересы? Не должны учителя расписываться в собственном бессилии.
И всё-таки продолжаю думать, что большинство учителей – это умные и порядочные люди.
Родители пишут, что возмущены нежеланием учителей выполнять свою работу, учить, как положено, однако проблемы всё-таки не только в кадрах, но и в общественных изменениях в целом. Именно ГОСПОДАМ нашего времени русская классика не нравится и не нужна, потому что писатели XVIII-XIX веков были совестью нации, заступниками народа, критиковали чиновников и привилегированный класс, говорили о необходимости борьбы за справедливость, за свободу и права человека.
Нельзя также забывать о работе западных спецслужб по изменению сознания российских граждан. Это очень дальновидная и враждебная политика, способная поставить под угрозу исчезновения нашу культуру, навредить национальной безопасности России. На сайте Проза.ру тоже идёт планомерное протравливание мозгов! Поэтому и происходит мощное давление на Министерство образования в сторону пересмотра программ. Всё это понятно, но сердце и разум не хотят мириться с тем, что часть учительства уже приняла пожелания и условия тех идеологов, у кого цели далеко не патриотические. Обидно, что интеллигенция согласна с людьми, желающими изменить сознание молодёжи, сделать общество тружеников (большую часть населения!) серой массой, не задумывающейся о нравственных и социальных проблемах.
Далее возникает следующая мысль: если идти по тому пути, какой предлагает В.В., то мы должны научиться говорить так, чтобы быть в одном языковом пространстве с подростками. Да и слов мы «многовато знаем», вполне можно обходиться тем лексиконом, какой был у Эллочки, если вспомним героиню Ильфа и Петрова.
А я прислушалась бы к словам Т.В.Жаровой, ветерана Великой Отечественной войны, которая считает:
«Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? Их источник ясен. Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?»
И действительно, почему эти слова стали для школьников понятными и часто употребляемыми, а смысл прекрасного выражения «потупить взор» они не знают, язык Грибоедова и Пушкина не понимают? Почему интеллигенция проиграла в этой борьбе с бескультурьем? Кто в этом виноват? Считаю, что не только семья или окружение, общество, но и школа, учителя. И об этом тоже пишет Т.В.Жарова:
«Всюду языковое разноцветье. Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые УШЛИ ВРЕМЕННО, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней».
С горечью добавляю: могут и не дождаться, если некоторые учителя готовы забыть язык Пушкина, Грибоедова, Толстого, Тургенева и всех тех, кто любит родной язык и пытается всеми силами его сохранить. Больно от мысли, что такое стало возможным.
А ведь Ахматова говорила:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
В.В. пытались переубедить даже молодые мамочки. Например, пишет Ольга о своём сыночке маленьком:
«Не всё так ужасно. Любые знания идут через стадию непонимания. Важно, чтобы СЛЕДУЮЩЕЙ СТАДИЕЙ СТАЛ ИНТЕРЕС. Митридату 3,5 года. После мультфильмов, которые ему показал прадедушка, Митридат постоянно напевает «. представьте себе, представьте себе, зелененький он был». Хорошо поет, четко, правильно всю песенку. Проходит недели две. Спрашивает: «Интересно, что же все-таки означает это слово «представьтесебе»?
Если человек понимает, что изучение литературы предоставляет возможность влиять на формирование личности, то почему предлагает убрать (или заменить. ) классику, основываясь на нежелании подростков читать? Именно учителю более других известно, что в русской литературе XVIII-XX веков вопросы нравственности были наиважнейшими. Известно также, как зависит развитие мышления и речи детей от чтения той литературы, где язык видим в наилучшем его состоянии. Это же ОБРАЗЦЫ!
Могу возразить, что далеко не так уж всё «очень и очень плохо». Да, я уже на пенсии, и в школе сейчас не работаю, но ко мне ходят учащиеся старших классов, много знакомых учителей, общаюсь с родителями. И все говорят, что через лень или отговорки о нехватке времени, но читают всё-таки дети. И у меня берут книги, вместе с родителями иногда обсуждают прочитанное, а уж я точно буду «докапываться» на занятиях до полного и разумного объяснения поставленных мною вопросов. Значит, сам учитель должен помнить о целях, об ответственности, если, конечно, он знает, зачем пошёл в учителя, зачем решил преподавать литературу.
В.В. уверена, что классическая литература для подростков неактуальна. И не только потому, что они глупы, ленивы или неразвиты. Проблемы, поднятые в «Герое нашего времени» или в «Мёртвых душах», считает В.В., слишком сложны для детского понимания. Да и слов, непонятных современным ученикам, там столько, что если их все пояснять, то на изучение одного произведения, по её мнению, уйдёт год.
И какие же противоречивые мнения высказаны опять!
Почему же произведения классиков были понятны нам, нашим детям, а за последние 10 лет вдруг стали не по силам нынешним школьникам? И зачем такое преувеличение, что одно произведение придётся изучать целый год? Звучит как-то по-детски, будто не учительница, не взрослый человек говорит.
Согласна, что многое упущено за годы преобразований, уровень знаний низок по всем предметам. Но есть увлечённые, ответственные и добрые учителя, есть и разносторонне развитые, умные дети. Конечно, не всем нравится читать, зато слушать многие любят. И надо постараться, чтобы вернулось к школьнику желание почитать и самому разобраться.
Кому-то больше математика нравится, кто-то биологией увлекается, а там непонятных, трудных для запоминания слов и терминов ещё больше! Но это же не означает, что следует упростить или отбросить и в этих предметах всё, что «не актуально» и «в памяти не удерживается».
Хочется добавить: жизнь менялась всегда, и язык в XIX веке закономерно стал отличаться от языка предыдущих веков, но тогда никому не пришло в голову перестать читать и изучать литературное наследие.
Интересно. Если понимаем, то почему действуем ИМ на руку? Почему сдаёмся на милость этому врагу и толкаем туда детей наших?
Кто-то из читателей выразил недоверие, сказав, что знает немало прекрасных учителей, умеющих учить так, что дети всё понимают и запоминают. Но тут опять последовал странный ответ, что талантливых, неординарных из школы выдавливают, не только руководство, но и коллеги, чтобы рядом с ними бледно не выглядеть.
Такое бывает, конечно. И в учительском коллективе, как и везде, есть завистники или корыстные люди, но мало кто бросит работу только из-за дрязг каких-либо. При некоторых обстоятельствах учитель может перейти в другую школу, если не хочет тратить силы и время на борьбу с несправедливостью. А когда любишь свою работу, понимаешь её важность, чувствуешь ответственность перед детьми, то будешь искать выход из трудной ситуации.
Думала обратиться к В.В. и её соавторам ещё раз на той странице, где опубликована статья, чтобы прояснить ситуацию, но текст у меня получился слишком большой. Пришлось всё-таки публиковать мои размышления на своей странице. Подчёркиваю, именно мои мысли, а не только ссылки на мнения других людей. Это же школьнику понятно, что здесь сплошные рассуждения с аргументированием, для чего и используется иногда цитирование. Многовато, но тема злободневная. Тайной в сетях никакая публикация не является, всё открыто, и для подтверждения мыслей, для убедительности имеет право человек опираться на высказывания других авторов.
Статья В.В. действительно вызвала соответственные эмоции. Однако тут уже не только душа стонет, но и разум кипит. Учителя поддались давлению, подстраиваются под обстоятельства, и это повод подключить все силы, чтобы работать над исправлением ошибок, допущенных за годы реформ.
Этими словами хотела закончить статью, но придётся немного продлить, так как кое-что прояснилось. Мои переживания привели к тому, что всё-таки ещё раз обратилась к автору. Вот что написала ей.
«Я всё надеялась, что эти Ваши высказывания (как и ответы на рецензии) являются каким-то недоразумением, и очень верила в Вас как в учителя и хорошего человека. Вы до сих пор у меня в списке избранных авторов, а вот меня Вы уже давно поспешили вычеркнуть. Я захожу регулярно на Вашу страницу: всё ждала, как же Вы дальше поступите. Теперь всё ясно, я в Вас ошибалась.
Мне кажется, что в своём общении с людьми всегда остаюсь искренней, этого же ждала и от Вас.
Благодаря провокациям Бр.П., мне удалось кое в чём разобраться, хотя переписка по поводу той злополучной статьи и состоялась на Вашей странице. Этот человек не помнит слов героев, не понимает смысла и содержания комедии «Горе от ума», он забыл (а может, и не знал) слова Пушкина о «барстве диком», но утверждает, что и Грибоедов (как и его герой Чацкий), и Пушкин сами были «рабовладельцами», а потому внимания нашего и изучения в школе не заслуживают. Причём сам Бр. пишет вульгарнейшим языком, и цитировать его вовсе не хочется.
Предполагаю, что этот человек близок по убеждениям к тем, кто заявлял о себе в беспорядках на Болотной, в маршах оппозиции. Он намеренно искажает факты из жизни и творчества русских поэтов, будто и не знает, что Пушкина за желание «увидеть народ неугнетённым» и самого сделали угнетённым, отправили в ссылку. Я приводила массу аргументов, чтобы другие люди увидели, как глумятся разные предатели и невежды над нашей классикой, низвергают её и затаптывают. С ними нужно бороться, а не становиться их союзниками. Но Вы эту переписку, моё желание отстоять справедливость назвали СВАРОЙ, не пожелав поддержать коллегу. Думаю, Бр.П. очень рад этому, просто благодарен Вам. А ведь он, похоже, является «долларовым служащим», если действует во вред своему народу и стране. Странно всё это, если учительница готова мириться с действиями подобных типов. Мне искренне жаль, что мы с Вами оказались по разные стороны баррикад».
Недостатков и просчётов в образовании хватает, и уж если в школах появились учителя, не понимающие задачи образования и воспитания, если под угрозой будущее страны, то надо серьёзно поднимать вопрос о подготовке кадров. Кто обучает будущих учителей в вузах, почему вдруг возникла сейчас такая проблема?