Как называют бортпроводников в самолете
Стюард, стюардесса (Бортпроводник)
Стюардесса, равно как и стюард – это специалист рядового состава, который может входить в состав экипажа воздушных и водных транспортных средств. Основной задачей такого специалиста является обслуживание пассажиров, забота об их безопасности, при необходимости – оказание медицинской помощи. Стюардессы и стюарды проверяют, пристегнулись ли все пассажиры ремнями, объясняют правила пользования спасательными жилетами и кислородными масками, разносят продукты и напитки. Профессия относится преимущественно к категории «человек-человек», так как относится к сфере обслуживания. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание: кто такая стюардесса?
Должность стюардессы появилась еще в первой половине двадцатого века. Тогда к этой работе допускались исключительно девушки с медицинским образованием, хотя в их обязанности также входило компостирование билетов, уборка в салоне, туалете и кабине пилотов, раздача пледов и жевательных резинок, и даже погрузка и выгрузка багажа. К счастью, со временем все физически сложные работы стали выполняться специальными работниками при помощи технического оборудования, и стюардессы были от них освобождены.
Особенности профессии
Вакансия стюардессы окутана неким романтическим флером, и нельзя сказать, что он абсолютно не оправдан. Однако каждый полет для такой работницы – это не столько романтика, сколько труд, который должен выполняться безупречно. Стюардессы и стюарды являются наиболее близкими к пассажирам представителями авиакомпании и, соответственно, их профессионализм влияет на престиж и статус последней. Основные обязанности стюардесс обычно таковы:
При мыслях о том, кто такая стюардесса, в воображении большинства людей возникает стройная девушка в фирменном костюме известной авиакомпании. Это обосновано тем, что многие из таких компаний предъявляют определенные требования к внешности соискательниц на вакансии. Требования могут быть более или менее жесткими, однако они всегда есть.
Плюсы и минусы профессии стюардесса
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Для стюардессы важна стрессоустойчивость, коммуникабельность, психологическая устойчивость, физическая выносливость, дипломатичность, сдержанность, приятный внешний вид. Кроме того, у нее должно быть хорошее зрение и слух, быстрая реакция, четкая дикция и приятный голос. Обучение на стюардессу может помочь в приобретении отсутствующих навыков, но без подходящих исходных данных найти работу в этой сфере будет сложно.
Обучение на стюардессу
Необходимости в обучении в ссузе или вузе на стюардессу нет. Очень часто авиакомпании, набирающие новый персонал, сами проводят обучающие курсы для своих будущих сотрудниц (длятся эти курсы, как правило, несколько месяцев). Но для того, чтобы попасть на учебу, понадобится пройти собеседование.
Наличие диплома об образовании по некоторым специальностям может увеличить вероятность успешного трудоустройства. Например, ответом на вопрос о том, где получить профессию стюардессы, может стать направление подготовки в колледжах «Сервис на транспорте» (код 43.01.06). Зачисление проводится на базе среднего балла аттестата, обучение после 11 класса длится от 2 до 4 лет, после 9 класса – от 3 до 5 лет (в зависимости от формы получения образования: очной, вечерней или заочной).
Курсы
Как уже было отмечено, курсы по подготовке стюардесс проводят все авиакомпании при расширении штата. Причем в большинстве случаев их обязуют пройти и тех, кто еще не работал в подобной должности, и кандидаток с опытом работы (поскольку обязанности стюардесс и стюардов в разных компаниях могут различаться). Курсы всегда завершаются прохождением экзамена, после которого понадобится пройти 30 часов учебного налета. Лишь после этого можно получить официальный сертификат бортпроводника третьего класса (классов всего три, самый высокий – первый).
Лучшие колледжи для стюардесс
Место работы
Стюардессы работают в транспортных компаниях. Чаще всего речь идет об авиационных фирмах, хотя бортпроводников на водных судах могут называть так же.
Зарплата стюардессы
Хотя уровень доходов стюардессы зависит от того, на самолетах какой компании она работает, и в какой стране трудоустроена, он всегда достаточно высок.
Зарплата стюарда, стюардесса (бортпроводник) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Карьерный рост
Стюардесса начинает со статуса бортпроводника третьего класса, по мере увеличения часов налета она может претендовать на получение второго и первого классов. Чаще всего именно звание бортпроводника первого класса становится вершиной карьеры такой сотрудницы.
Секретный словарь бортпроводников. Как они нас называют?
Старая больная касалетка обезьянничает перед трюфелем. Что значат эти непонятные слова? Лайф навёл справки и узнал, как между собой общаются бортпроводники и пилоты.
Пакс — пассажир
Происходит от английского сокращения PAX — международного обозначения пассажиров (passenger). Сначала слово passenger сократилось до pass, а потом упростилось до pax.
Пример употребления: «Ох, Маш, надеюсь, что среди сегодняшних паксов тошнотиков не попадётся. «
У всех вертикально — пассажиры готовы к полёту
Это укороченный вариант сообщения о том, что все столики подняты, ремни застёгнуты, шторки иллюминаторов открыты, а спинки пассажирских кресел в вертикальном положении.
«Все готовы, у всех вертикально! Нужно сообщить пилоту, что мы готовы к взлёту».
Пообезьянничать — продемонстрировать спасательные средства в салоне
Из-за того что на рейсах большинства авиакомпаний встречается аудиосопровождение демонстрации спасательных средств, бортпроводники пользуются лишь жестами и мимикой. Отсюда и берётся сравнение с кривлянием и обезьянничанием.
— Катя, отправляйся к паксам, сегодня твоя очередь обезьянничать.
— Но я не могу! У меня ботокс!
Мряка с молоком — туман с осадками
Мряка — забавное слово, которое созвучно со многими определениями погоды в русском языке, например слякотью и моросью. Мрякой с молоком работники авиации называют туман с любыми видами осадков.
Пример употребления: «Брр, не хочется даже в иллюминатор выглядывать. Там такая неприятная мряка с молоком».
Умка — ребёнок, который летит без сопровождения
Умка — сокращение от unaccompanied minor (несовершеннолетний без сопровождения). Также созвучно с именем медвежонка из мультфильма «Умка ищет друга», где главный герой — медвежонок втайне от своей мамы забрался в вертолёт и улетел искать своего друга — ненецкого мальчика.
«Рома, не забывай почаще подходить к Умке на кресле 23B, он наверняка хочет что-нибудь, но стесняется спросить».
Продажная женщина — стюардесса, отвечающая за торговлю
Хотим заметить, что продажным может быть и мужчина. Просто женщин в профессии больше, поэтому и выражение прижилось. Так обычно называют стюардессу, которая предлагает и помогает пассажирам совершать покупки на борту.
— А у Лены-то, у нашей продажной женщины, новая машина!
Касалетка — алюминиевый контейнер для горячих блюд
Да, это тот самый «железный боксик», в котором приветливые бортпроводники дают вам горячую еду. Обычно содержит в себе рыбу или мясо с гарниром.
— Девушка, можно мне, пожалуйста, ещё одну касалетку?
— О, да вы знакомы с терминологией? Возьмите сразу две!
Трюфеля (или бизнесмены) — пассажиры бизнес-класса
Существует теория, что пассажиров бизнес-класса сравнивают с трюфелями, потому что они дорого одеты и встречаются реже обычных паксов.
«Ох, там такой импозантный трюфель сидит, а у меня, как назло, пятно на юбке!»
Три топора — «Боинг-777»
Такое прозвище самолёт получил из-за сходства семёрок с топорами. Название прижилось и активно используется бортпроводниками и другими работниками авиакомпаний.
«Как же приятно пересесть на родные три топора после всех этих мелких кукурузников!»
Старая больная касалетка — опытная бортпроводница
Слова бургомистра из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» переделали, чтобы дать определение бортпроводнице с неплохим стажем. Надеемся, что данные строки не заденут ничьих тонких авиационных чувств. Для нас стюардессы всегда молоды и свежи.
— Я старая больная касалетка, я устала от этой жизни, мне пора на пенсию!
Стюарды и стюардессы: история профессии и требования. Справка
Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолетов стали включать третьего члена ‑ стюарда. В 1930 году в США возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить рекламе пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а любой лишний килограмм имел значение.
На вопрос, когда появилась новая женская профессия «стюардесса», у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ «небесные девушки») должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.
Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.
Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.
Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.
Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания «Аэрофлот», например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.
На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.
В «школе стюардесс» молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).
Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.
Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже «хорошо» стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.
Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.
Работа не «подай — принеси»: Как на самом деле работают бортпроводники?
Легко ли работать на борту самолета и нести ответственность за безопасность пассажиров?
Фото: Globallookpress.com © Andrey Arkusha
Всемирный день бортпроводника гражданской авиации отмечается 12 июля. Профессии уже более 90 лет! Она возникла на рубеже 20-х и 30-х годов XX века, когда начали развиваться пассажирские авиаперевозки. Люди боялись летать на бывших военных штурмовиках без помощи: тогда на рейсах авиалиний Германии появились первые стюарды.
Девушки впервые поднялись на борт самолета в США : авиакомпании хотели привлекать клиентов присутствием симпатичных стюардесс. Представительницы прекрасного пола в роли бортпроводников лучшие подходили для работы на небольших самолетах из-за их веса, который был меньше, чем у мужчин. Стюардессы должны были весить не более 52 килограммов. Первой бортпроводницей в мире считают американку Эллен Черч. Ее дебют состоялся на борту рейса United Airlines 15 мая 1930-го. Самолет летел из Сан-Франциско в Чикаго.
Примеру США последовала и гражданская авиация Германии. Авиакомпании начали брать первых стюардесс на борт во второй половине 30-х. На фото первая немецкая девушка-бортпроводник Элиза Красс в 1938-м. Фото: Globallookpress.com © Scherl
Работа в пассажирском салоне самолета далеко не из легких. Стюардессы и стюарды злятся, когда их называют «официантами» в небе. Кроме стандартного обслуживания, они обеспечивают безопасность, комфорт и продолжают работать на земле. Стюардесса Юлия Худякова рассказала, с какими трудностями сталкиваются бортпроводники на борту и кому не стоит идти в профессию.
Кто может стать бортпроводником и где на него учиться?
В XXI веке претендовать на работу бортпроводником может любой, если он подходит под современные стандарты. У каждой авиакомпании свои требования для соискателей на должность. В среднем рост стюардессы должен быть от 165 до 170 сантиметров, а стюарда от 170 до 175 сантиметров. Бортпроводники должны дотягиваться до верхних полок, чтобы помогать пассажирам убирать багаж. Возраст при приеме на работу не должен превышать 25 — 29 лет. Работать можно до 45 лет и дольше. Если не подходит рост и возраст, но человек берет харизмой и заинтересовывает руководство — дают зеленый свет.
Юлия Худякова
Бортпроводник
— Я исключение из правил! Если у тебя есть таланты, то на рост и возраст могут закрыть глаза. Когда я пришла устраиваться на работу, мне было 23 года, но рост всего 158 сантиметров. Рост — это вообще отдельная тема для обсуждения. Я работаю уже почти пять лет и до сих пор коллеги интересуются, какой у меня рост и как меня взяли. А я просто очень харизматичный человек и убедительно объяснила, что рост — это не главное.
Устроиться на работу бортпроводником можно не только в российские авиакомпании. Арабские перевозчики Qatar Airways, Etihad Airways и Emirates Airlines принимают людей со всего мира. Фото: Globallookpress.com © s04
На бортпроводников не учат в высших учебных заведениях. Многие авиакомпании берут будущих стюардесс и стюардов без опыта и подготовки, потому что у них есть собственные учебные центры. Часто после прохождения курсов перевозчики заключают с бортпроводниками контракт на несколько лет. Если он будет расторгнут по желанию сотрудника раньше срока, придется платить штраф. Также на бортпроводника можно выучиться самостоятельно: за собственные деньги на специализированных курсах и в школах.
Здоровье тоже немаловажный фактор при приеме на работу. После собеседования потенциальный бортпроводник проходит тщательный медицинский осмотр — врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). В трудоустройстве могут отказать из-за проблем со зрением, сердцем и другими заболеваниями. В дальнейшем медицинские комиссии будут проводиться раз в год, а осмотры — перед каждым вылетом.
Тяжело ли работать на борту самолета бортпроводникам?
Одна из самых распространенных «бытовых» проблем со здоровьем на борту — отечность. Это происходит из-за сгущения крови, на которое влияют сухой воздух и повышенное атмосферное давление. Кроме отеков стюардессы и стюарды борются с сухостью кожи. Без крема не обойтись, отметила Юлия Худякова. Во время рейса ей приходится смазывать руки чуть ли не каждые 5-10 минут.
Фото: Globallookpress.com © imago stock& people
Работа бортпроводником — это очень тяжелый моральный и физический труд. Кроме разноса напитков, еды и пледов, стюардессы и стюарды перевозят по салону тележку со всеми этими предметами. Весит она немало, а из-за узкого прохода, давления и законов физики, передвигать ее непросто. Смена часовых поясов дается сложно, организм переносит постоянный стресс, но со временем под условия удается подстроиться. Кроме работы на борту большую часть времени бортпроводники проводят на земле: работают с документами и выполняют другие обязанности. Рабочий день обычно составляет около 12 часов. Если между рейсами есть время на отдых, он занимает не более десяти часов.
Юлия Худякова
Бортпроводник
— График работы ненормированный. В аэропорт ты приезжаешь за полтора — два часа до вылета, проходишь медицинский контроль. Каждое твое действие рассчитано по времени в технологическом графике. Если ты в него не уложился, могут применить дисциплинарные взыскания, но это в худшем случае.
На подготовку самолета к посадке пассажиров есть 40 минут. В это время в салоне проходит уборка, привозят еду, воду, пледы и другие вещи. Бортпроводница признается, что в это время они разрываются между проверкой самолета в техническом плане и подписанием протоколов. За 25 минут до взлета на борт заходят пассажиры, которые «выливают» на стюардесс и стюардов беспрерывный поток вопросов. Уйти от эмоций и выполнять свои обязанности — навык настоящего профессионала. Важно уметь не пропускать негатив через себя. Люди с низкой стрессоустойчивостью сломаются сразу, предупредила Юлия Худякова.
Почему бортпроводники скучают по небу после увольнения?
Некоторые стюардессы и стюарды работают в одной авиакомпании по 15-20 лет. Что их держит на такой стрессовой работе? Уникальная рабочая атмосфера, которая доступна только по ту сторону пассажирского рейса — одна из главных причин. Юлия Худякова поделилась, что работа бортпроводником подходит тем, кто не любит сидеть на месте, гонится за новизной в жизни и наслаждается чувством ответственности за других. Постоянная смена городов, стран и встреча новых людей, мотивирует оставаться в профессии надолго. Стюардесс и стюардов окружает атмосфера жизни, которая бьет ключом.
Юлия Худякова
Бортпроводник
— Это жизненный драйв, когда ты должна была полететь на север в Сургут, а в итоге тебе меняют рейс и ты летишь в Сочи, где можешь немного отдохнуть. В целом подкупает постоянное движение, какие-то дела, перемены.
Кроме эмоций многих держит зарплата. Она, как и график, ненормированная. Система подсчета сложная, на нее влияет много факторов. Минимальная средняя ставка в месяц — от 40 тысяч рублей. Бортпроводники не отрицают, что часто устают от полетов и тоскуют по монотонной работе. Но когда они возвращаются на борт самолета, чувствуют, что они дома.