Как называют человека в костюме
«Бить за такое — уже не норма» Как живут в России мужчины, которые носят женскую одежду и макияж
Тенденция на феминизацию мужчин все больше охватывает западную культуру. Недели моды удивляют публику обилием манекенщиков на каблуках, а знаменитости, такие как певец Гарри Стайлс и актер Билли Портер, все чаще снимаются для журналов в женских платьях. Размытые гендерные рамки уже стали нормой в западных странах, жители которых не только носят традиционно женские вещи, но и делают яркий макияж. В России же люди, следующие веяниям иностранной моды, пока скорее исключение из правил. Несмотря на осуждение в обществе они продвигают идеи равенства полов в массы и получают поддержку десятков тысяч подписчиков в соцсетях. Как российские блогеры популяризируют тренд на мужской макияж и каким трудом им дается разрушение заскорузлых стереотипов — в материале «Ленты.ру».
Вернули красоту
Первым популяризатором мейкапа для мужчин называют короля Франции Людовика XVI, который правил в конце XVIII века. Монарх заставлял подданных носить громоздкие парики, поскольку стеснялся лысины, образовавшейся на его голове уже в 23 года. Кроме того, в период его правления при дворе буквально запрещалось появляться без пудры на лице и подкрашенных губ.
Доподлинно известно, что помимо декоративной косметики европейцы пользовались и уходовыми средствами. Например, настойку из сока мокрицы применяли для избавления от веснушек, для омоложения лица на ночь наносили маску из воска, меда и вина, а для очищения пор лекари предлагали маску из глицерина и серы.
Мужчины продолжали краситься вплоть до Великого мужского отречения (Great Male Renunciation), вдохновленного эпохой Просвещения в конце XVIII века. Такой термин предложил психоаналитик Джон Флюгель в 1930 году для исторического периода, когда мужчины отказались от любых средств улучшения внешности.
Представители высшего общества, не желая походить на буржуа, перестали носить яркие цвета. Вместо этого они отдавали предпочтение пастельным тонам, которые были не по карману среднему классу
Считается, что отказу аристократов от париков, яркой одежды, каблуков и косметики во многом поспособствовала королева Виктория, которая правила более 60 лет. Монаршая особа была строгой моралисткой, считавшей макияж главным атрибутом проституток и актрис (последних в те времена приравнивали к женщинами с низкой социальной ответственностью).
Король Франции Людовик XVI
Изображение: Joseph Siffred Duplessis
Окончательно макияж распространился среди маргиналов в конце XX века, а его главными поклонниками стали участники квир-движения и ЛГБТ-сообщества, которые в 1950-х годах своим нестандартным внешним видом давали отпор угнетателям, негативно относившимся к любому проявлению фемининности у мужчин.
Несмотря на сопротивление консерваторов, в 1970-х годах культура мужского макияжа продолжала развиваться. Именно тогда зародился дрэг — вид перформативного искусства, когда мужчина переодевается в женщину.
Музыкальная индустрия тоже популяризировала мейкап — на сцене все чаще выступали панки с цветными волосами, накрашенными ногтями и макияжем в стиле smoky eyes. Среди таких звезд — Принс, Дэвид Боуи и Мик Джаггер, смелость которых удивляла публику.
Рокер Дэвид Боуи на концерте в Лондоне в 1973 году
Фото: NBCU Photo Bank / NBCUniversal via Getty Images via Getty Images
В тот же период появились первые визажисты-мужчины: Уэй Бэнди, Кевин Окойн и Скотт Барнс, которые делали макияж таким знаменитостям, как Дайана Росс, Шер, Катрин Денев, Наоми Кэмпбелл и Мадонна.
Метросексуал или фрик?
1990-е — самый свободный период за всю историю макияжа как в СССР, так и за рубежом. В начале этого десятилетия журналист Марк Симпсон ввел новый термин — «метросексуал», определявший мужчин, которые живут в метрополиях и являются активными потребителями новой косметической продукции, одежды и других модных и экзотических товаров.
Главными отечественными звездами, которые дополняли свои сценические образы обильным макияжем, стали певцы Шура и Борис Моисеев, а также пародист Александр Песков. Среди иностранцев мейкап больше всего любили поп-исполнители Принс и Майкл Джексон. Актер Кристиан Бейл в 1998 году удивил фанатов появлением на красной ковровой дорожке с блестящими стрелками.
Эпоха толерантности закончилась в России в 2000-х, когда общество вновь обратилось к традиционным ценностям. Теперь мужчин с макияжем называли фриками. К таковым, например, относили стилиста Сергея Зверева.
Фото: Геннадий Усоев / Legion-media.ru
В то же время на Западе звезды продолжали пользоваться косметикой. Особенно популярной среди иностранных знаменитостей стала черная подводка, поклонников которой начали называть guyliner («парень с подводкой»). Тогда с подобным мейкапом выходили в свет преимущественно рокеры — Джаред Лето, Адам Ламберт и Пит Вентц. Фанаты копировали их образы и тоже наносили на веки темные тени.
Распространению косметики среди мужской части населения поспособствовало развитие социальных сетей, где постепенно размывались гендерные рамки. Если изначально макияж наносили только звезды, то с 2010 года он стал модным и среди относительно обычных мужчин.
Макияж продолжал эволюционировать. Раньше он применялся только для сцены и экрана, но вскоре мужчины начали использовать косметику, чтобы скрыть недостатки внешности, не привлекая к себе лишнего внимания
Главным вдохновителем мужчин на макияж считают блогера Джеффри Стара, который владеет собственным косметическим брендом. Джеффри с подросткового возраста сталкивался с хейтом, но продолжал делать мейкап. Последователи Стара сумели добиться более нейтрального отношения публики к мужскому макияжу.
Вскоре новый тренд заметили и производители косметических средств. Мужские линейки появились в ассортименте таких брендов, как Cover Girl, Maybelline, Milk Makeup, Chanel, Fenty, MMUK и других. Тенденцию не обошли стороной и дизайнеры: в 2016 году манекенщики с ярким макияжем прошли по подиуму на показе Vivienne Westwood, а в 2020 — на шоу бренда Dior.
Уходовая косметика подвергалась меньшей стигматизации, поэтому быстрее получила признание мужской аудитории. В использовании кремов, сывороток, масок и других средств признавались футболист Дэвид Бэкхем, комик Пит Дэвидсон, музыкант Фрэнк Оушен, рэпер Фарелл Уильямс и актер Дэниел Калуя.
Мужской макияж приняли и в политических кругах. Бывший президент США Дональд Трамп пользовался консилером в оранжевом оттенке марки Bronx, а бывший спикер конгресса США Джон Бейнер наносил на лицо бронзер из популярного супермаркета Costco.
К 2021 году мужской макияж достиг пика популярности. Основатель косметического бренда для мужчин Stryx Девир Кахан связывает тренд на мейкап с растущим числом публикацией фотографий в соцсетях и увеличением количества видеозвонков во время карантина. По его словам, за первые недели локдауна, который вводили в Великобритании в связи с пандемией коронавируса, продажи его косметики выросли на 50 процентов.
Кроме того, по мнению экспертов, распространению мужского макияжа во многом способствуют представители поколения Z (люди, родившиеся в период с 1996 по 2012 год). Именно молодежь продвигает идеи унисекса, а косметические марки, такие как Fenty, Chanel, Asos и другие, выпускают для них гендерно-нейтральную косметику.
Рок-музыкант Джаред Лето на выступлении премии MTV в 2007 году
Фото: Kristian Dowling / Getty Images
Производители бьюти-средств все чаще привлекают мужчин в качестве своих амбассадоров, а блогеры-мужчины наравне с девушками публикуют в соцсетях видеоуроки по нанесению макияжа. Главными российскими трендсеттерами в этой области являются Владос Мирос, Андрей Петров, Алексей Жидковский, Тетя Мотя, Игорь Синяк, Егор Андрюшин, Rustem Beauty, Даниэль Мэрлоу и другие.
«Лента.ру» пообщалась с некоторыми из этих героев и узнала, с какими трудностями они сталкиваются в повседневной жизни из-за тяги к женским образам
«В ГУМе ко мне пристали два нерусских парня»
Матвей, популярный бьюти-блогер
Краситься на постоянной основе я начал в 11 классе. Как сейчас помню, свой первый макияж я сделал 1 января 2020 года — прямо в новогоднюю ночь сел и накрасился. С детства у меня было понимание того, что я человек творческий и этот потенциал мне необходимо реализовать, иначе я потеряюсь в жизни.
На протяжении долгого времени я думал, чем мне заниматься, а потом неожиданно все сошлось: я люблю рисовать, причем преимущественно лица, и чаще всего в своих работах делаю акцент на глаза. Мне показалось, что мои увлечения можно соединить, и получился макияж — так все и началось.
Мне всегда хотелось показать миру, на что я способен. Сначала родители неоднозначно отнеслись к моему хобби: они сильно не вмешивались, но и в восторге не были. Как сторонние наблюдатели они смотрели, к чему все это приведет. А друзья меня поддерживают и радуются моим успехам.
Отрицательно обо мне отзываются только клуши в интернете. Даже одноклассники скорее испытывают шок, нежели негатив по отношению ко мне. Сейчас уже даже родные реагируют совершенно спокойно, по крайней мере внешне. Остальные люди меня совершенно не волнуют.
Я вообще редко сталкиваюсь с хейтом в реальной жизни, чаще в социальных сетях. Мой внешний вид никогда не был поводом для драк или оскорблений, но единичные случаи все-таки бывают. Например, на днях в ГУМе ко мне пристали два нерусских парня, начали снимать на телефон и задавать вопросы, мужик я, баба или транс.
Меня это очень разозлило. Я ношу макияж, но при этом я высокий, под два метра ростом, а ко мне подходит незнакомый мужик и что-то говорит. Так хотелось в дверь его кинуть! Но все закончилось благополучно. Кстати, в тот день я выглядел совершенно обычно, на мой взгляд, с натуральным мейкапом.
Я всю жизнь боролся за себя. Конечно, хотелось бы, чтобы у меня была какая-то защита, возможно, в лице определенного человека, но пока приходится справляться с такими нападками самостоятельно. Что касается интернета — там мне действительно наплевать.
Вопреки всему негативу и трешу сейчас я чувствую себя гораздо лучше, чем до того, как начал краситься. Макияж помогает мне реализоваться в жизни. Я знаю, чем я хочу заниматься, куда мне двигаться и как применять свои навыки в финансовой сфере. Мне кажется, я выбрал нужное русло и иду в правильном направлении, зарабатывая на своем увлечении.
Я все же считаю, что мужской макияж нельзя назвать трендом — тренд бы уже прошел. Мужчины, которые красятся, считают себя творцами, у них это идет из детства. Просто изначально ты не осознаешь своего желания, а повзрослев, уже понимаешь, что хочешь делать мейкап постоянно.
Макияж — это не тренд, а люди и их творческие желания
Реализовывать свои пристрастия в нашей стране довольно сложно из-за постоянной цензуры. Все, что связано с мужским макияжем, жестко блокируется в России, поэтому он не так популярен среди парней. Когда люди чего-то не видят, они думают, что этого не существует, а если подобное появляется в их поле зрения, они впадают в нереальный шок.
Конечно, в США с этим проще, там все подается через призму разнообразия размеров, цветов, параметров и особенностей внешности, поэтому у них меньше буллинга в сторону людей, которые отличаются от других. К сожалению, у нас дела обстоят иначе. В моей школе, например, даже девочку-кореянку оскорбляли. Все из-за того, что у людей просто нет «насмотренности». Возможно, через пару поколений дышать будет легче, но точно не в ближайшие несколько лет.
Помимо макияжа я делаю яркий маникюр, и в этой сфере тоже замечаю дискриминацию. Мастера реагируют на меня по-разному: одни восхищаются, другие относятся с пренебрежением и даже агрессией. Когда я записывался в первый раз на маникюр в Москве, мне отказали в трех салонах из-за того, что я мужчина.
Творческий потенциал я реализую и в одежде, особенно для фотографий в соцсетях. С одной стороны, сниматься в традиционно женских вещах — это вау-эффект для медийности, с другой — я делаю это для удовлетворения, а не ради хайпа.
Я не воспринимаю себя в мужской одежде, мне комфортнее в унисекс-вещах или даже женских нарядах
Однако в повседневной жизни я все же крашусь и одеваюсь более нейтрально: свитер, джинсы с завышенной талией, могу дополнить свой образ кольцами. При этом публичные выходы я планирую тщательно: если уж показывать себя, то максимально.
Я ко всему отношусь спокойно, считаю, что нигде не должно быть рамок. Мне кажется, нет ни мужских, ни женских черт лица и характера. В первую очередь черты человеческие! Но так говорю я — человек, который нейтрально относится ко всему, а у масс гендерные стереотипы плотно засели в голове.
«Натуралы говорят, что я выгляжу лучше их бывших девушек»
Владислав, блогер-миллионник
Не помню, когда состоялось мое знакомство с макияжем, но предполагаю, что мне было лет восемь-девять. Я изучал все, что было вокруг меня, а поскольку я жил с мамой, то перенимал ее поведение. Серьезно увлекаться косметикой я начал в подростковом возрасте. В то время мы прикалывались с друзьями, снимали смешные видео и один раз пошли ради этого в «Ашан». Там мы приобрели «Балет» — дешевую тональную основу рублей за 200, и сделали с ее помощью грим.
Блогер Владислав Миров
Фото: предоставлено Владом
В тот же день моя подруга купила огромную палетку теней, забыла ее у меня дома и в итоге подарила. Именно тогда я начал серьезно заниматься гримом: искал фотографии в интернете и повторял эти образы на своем лице. Например, однажды я нарисовал грим Джокера. Вот такая интересная предпосылка к мейкапу.
Можно сказать, что макияж был некой моей нуждой. У меня были разные переломные моменты в жизни, которые положили начало этой истории. Я жил только с мамой, и без отца было сложно понять, что мне можно делать, а чего нельзя. Думаю, это во многом повлияло на мое не совсем обычное увлечение.
Позднее у меня появились проблемы с кожей, и их решением стала косметика. Я не знал, как правильно лечить высыпания, стеснялся их, поэтому начал пользоваться тональной основой. Если честно, раньше я краситься абсолютно не умел, у меня получался нелепый макияж. Лицо всегда имело странный оттенок, намалеванные брови выглядели очень несуразно.
Макияж — это больше про комплексы, которые связаны с желанием иметь идеальное фарфоровое личико, которого у меня никогда не было
Потом я решил развивать свой блог в Instagram, и, чтобы войти в роль, пришлось прибегнуть к косметике — как любому артисту. Мне хотелось показать зрителю красивый и смешной образ, поэтому я красил даже губы, но все же делал мейкап без фанатизма. Хотя, пересматривая старые фото и ролики, я вижу, что макияж был заметен — например, цвет лица отличался от цвета шеи. Но замечания мне никогда не делали ни друзья, ни приятели, ни незнакомые люди.
Сейчас на мероприятия или съемки делаю легкий макияж — с годами я улучшал свои навыки. У меня наработана рука, поэтому окружающие даже не понимают, накрашен я или нет. В такие моменты я только брови подкрашиваю и выравниваю тон, убирая покраснения и корректируя мешки под глазами, чтобы добиться эффекта идеального лица. В повседневной жизни я вообще перестал краситься, когда вылечил кожу.
Все-таки макияж для меня — это часть образа, а не атрибут повседневной жизни. Можно сказать, что работа обязывает меня хорошо выглядеть. Мейкап в формате smoky eyes, как многие другие мальчики-блогеры делают даже для посещения ресторана, для меня неактуален. Косметика стала для меня способом устранения недостатков и выделения достоинств.
Вообще, все участники истории про мужской мейкап делятся на два типа. Есть мальчики — яркие таланты, которые действительно умеют пользоваться косметикой и смотрятся с ней гармонично. А есть позеры, которые красятся только для того, чтобы на них обратили внимание, потому что им больше нечем брать аудиторию. Такие парни завлекают людей даже не тем, как здорово они делают макияж, а самим фактом того, что они ходят накрашенными в России, провоцируя общество на негатив.
Мужчины, которые делятся секретами макияжа, по-настоящему крутые. Среди них, например, мой приятель Сердар Камбаров. Если он красит других и себя прекрасно, почему бы ему не поделиться опытом с публикой? Другой тип людей — это просто веселые ребята, которые дурачатся на камеру, и макияж гармонично вписывается в их образ.
Макияж — это в первую очередь творчество и раскрытие себя. Круто, когда человеку искренне нравится то, чем он занимается. Так рождаются настоящие профессионалы, поэтому важно, чтобы ребята не стеснялись своего увлечения косметикой. В будущем они могут стать дрэг-актерами, визажистами или гримерами во МХАТе или ГИТИСе. Однозначно стоит поощрять талантливых людей.
Все про косплей: история, психология, суть (+фото)
Comic-Con 2017
“… С одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет?”
Косплей называют искусством перевоплощения. Если во время маскарада нужно переодеться в другого человека, то в косплее важен уровень слияния с персонажем. Мало выглядеть похоже, нужно говорить тоном героя, копировать его манеру речи, выражение лица, употреблять те же слова и фразы, реагировать схожим образом — косплеер должен чувствовать своего персонажа изнутри.
Говорят, что у косплея японские корни
Но это не совсем так. Никому точно не известно, где именно он начал формироваться как отдельная субкультура, но бесспорно то, что в Японии он разросся шире и глубже, чем где-либо.
Nipponbashi Street Festa 2014
Возможно, дело в многовековых традициях самодеятельного японского театра “кабуки”, который существует с начала XVII века. Это был синтез музыки, танца и драмы. В постановках актеры уделяли особое внимание сложному гриму, который отражал сущность персонажа, и костюмам, которые имели сильную символическую нагрузку. Традиции театра глубоко проникли в культуру страны, позволив косплею со временем гармонично отделиться как самостоятельной культурной ветви.
Считается, что первый косплей появился в 1939 году в США: на первом в мире ежегодном научно-фантастическом конвенте World Science Fiction Convention писатель-фантаст Forrest J. Ackerman нарядился в необычный футуристический костюм, сподвигнув тысячи подражателей последовать его примеру.
К 1956 году традиция уже относительно устоялась, на конвенте даже проводился конкурс на лучший наряд. В 1984 году судьей очередного состязания стал Нобуюки Такахаси, японский писатель, который был в восторге от костюмированного представления и стал распространять эту идею в родной стране. Ее подхватили в первую очередь поклонники аниме, которые получили возможность перевоплощения в любимых персонажей. Примерно в это время в Японии появился термин “косплей”.
Параллельно идея косплея продолжала развиваться в Америке. Для США 1960-е годы были периодом возникновения многих общественных движений и субкультур: панки, рокеры, хиппи. Молодежь стремилась к самоидентификации и к самовыражению. Тогда увлечение комиксами и фэнтэзи вылилось в фанатскую среду, приверженцы которой переодевались в любимых персонажей. Одновременно с любителями комиксов в это же время появилась волна толкинистов, больше связанная с ролевыми играми, “полёвками”, чем с косплеем. Тем не менее, толкинисты тоже повлияли на создание косплей-культуры.
“Полёвки” перекочевали в Россию и проводились в ней с 1990-х годов.
Таким образом, в СНГ косплей пришел с нескольких сторон: через ролевое движение толкинистов и рост популярности аниме. С течением времени косплей перестал быть прерогативой фриковатой молодежи и стал многообразным культурным явлением, которым занимаются увлеченные люди целыми семьями. Современный косплей больше не имеет прямого отношения ни к толкинистам, ни к аниме.
Comiket 2015
Косплей и LARP — в чем разница?
Элементы маскарада и актерства применяют также в LARP`е — ролевых играх живого действия, где герои не только перевоплощаются и отыгрывают свою роль, но и активно взаимодействуют между собой: общаются, проходят линейные квесты, ходят по кабакам, подвергаются “пыткам”, попадают в плен или в мертвяк.
Для LARP`а переодевание — инструмент игры. Для ролевика важнее погружение в персонажа, а костюм вторичен: он может обходиться минимальным антуражем без проработки деталей и фактур. Для косплеера проработка костюма стоит на первом месте, а в образе он не нон-стоп, а лишь на время фотосессии или дефиле.
Nipponbashi Street Festa 2013
Nipponbashi Street Festa 2010
Nipponbashi Street Festa 2014
Nipponbashi Street Festa 2017
“Торжество гиковства, фричества и эскапизма” — LARP, косплей и общественное мнение
Взрослые люди переодеваются в персонажей из фильмов и бегают по лесу в тяжелом доспехе и с мечом из пенопласта. Выглядит странно? Возможно, но вы бы удивилась, узнав, какая разнообразная там собирается публика. Например, полевыми ролевыми играми когда-то серьезно увлекался Oxxxymiron, популярный российский рэпер. Он говорит о движении так:
“Фэнтезийные игры — это нишевая тема, но вообще все человечество играет в те или иные формы подобных игр: кто-то работает офисным клерком, а в пятницу переодевается в Stone Island и идет на махач.
Честно сказать, у меня двойственное отношение ко многим субкультурным явлениям — с одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет, концентрация интеллектуалов в такой среде достаточно высока, просто часто это люди зажатые и слабо способные к коммуникации в реальном мире. Так ведь и я отчасти такой же — и тут ничего особо не изменилось.”
Общественное мнение по поводу ролевых игр и косплея неоднозначное, возможно, из-за недостатка информации в этой сфере. В движение сейчас приходит все большее количество нефриковых, совершенно нормальных во всеобщем смысле слова людей. Возможно, из-за того, что косплей дает возможность проявить разностороннее творчество — шитье, визаж, перевоплощение, иногда арт, дизайн и фото. LARP и вовсе позволяет полностью выпасть в другую реальность: пережить день где-нибудь в сосновом лесу среди бардов, купцов, эльфов, нежити и опасных тварей — звучит гораздо веселее, чем просто сходить в кино.
Yukicon 2018
Суть и смысл
Глубже вникая в суть и психологическую базу косплея, можно обнаружить не только фан.
Об этом говорит Полина Ханова, аспирант философского факультета МГУ, косплеер и специалист по современной массовой культуре:
“Есть большой соблазн предположить, что косплеерами движет простое желание почувствовать себя конкретным персонажем, воспользоваться готовым образом, но я считаю, что все сложнее. Примеряя на себя роли различных героев, человек получает возможность изучить способы конструирования личности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. А затем освоенные инструменты используются для построения себя и поиска собственного уникального места в мире.
Особым смыслом обладает, конечно, сообщество: косплей-движение существует через вечеринки, фестивали. Для фанатов это возможность оказаться в среде, где гиковские увлечения не являются предметом осуждения, где царит взаимопонимание. Каждый костюм, сложный или простой, получает свою долю внимания и одобрения.”
Конечно, когда приходишь в косплей, построение личности интересует в последнюю очередь: как правило, начинающие косплееры просто любят фэнтези, классные костюмы, создавать образы и веселиться. Из интервью с Carioka и littlegenius666:
“Начиналось все с того, что мы выбирали себе персонажей, делали костюмы и выступали со смешными сценками, которые придумывали сами, на вечеринках в аниме-клубах. О качестве этих костюмов никто тогда особо не задумывался, как и об отыгрыше персонажей – мы просто делали то, что нравится, веселились вместе.”
Позже это переходит в серьезное увлечение, с заказами серьезных костюмов из ателье или самостоятельной разработкой нарядов.
Какой бывает косплей
Косплей нельзя четко разграничить по жанрам, но условно его можно разделить на шесть видов.
1. Стандартный косплей
Переодевание, грим и перевоплощение. Сюда относится косплей по манге или аниме, персонажам из фильмов, мультфильмов, популярных артистов.
2. Косплей с антуражем
WEGAME 3.0 (2017)
Иногда косплей готовят не для фестивалей, показов и ролевых игр, а для фотосессии. Образ приходится воплощать без пластики, походки и речи: используя только мимику, костюм, жесты и атмосферу.
Фото: Kira Winter
4. Крафтовый косплей
Главный принцип крафтового косплея — самостоятельное создание костюма и при необходимости декораций с нуля. Косплеер сам закупает материалы и создает образ своими руками. Это высший пилотаж.
Косплеер Мария Ханна создает костюмы своими руками
5. Оригинальный косплей
Косплеер не выбирает себе персонажа, а создает его. Такой вид косплея не ограничен никакими рамками, но и оценить его сложно из-за отсутствия прототипа.
Одежда используется по минимуму, большинство деталей костюма прорисовывается на голой коже.
“Хочешь публикаций — раздевайся”
В РПГ-играх и аниме девушки на экране часто больше раздеты, чем одеты. Косплееру нужно в точности воссоздавать эти костюмы, что порой смотрится провокационно.
Вместе с тем, откровенный косплей популярен — это хороший способ быстро набрать подписчиков. Косплеер и руководительница агентства Golden Hamster Маргарита Тепляковая комментирует это так:
“Здесь всё достаточно легко объясняется. Хочешь публикаций в больших пабликах в соцсетях, славы и денег — раздевайся! Чем больше на тебе одежды, тем меньше к тебе внимания”.
Komiket 2017
Многое зависит от того, какую именно аудиторию хочет привлечь косплеер, но и в этом случае качество костюма и отыгрыша имеет значение. В обществе косплееров к такому способу обретения популярности относятся с прохладцей:
“Допускаю, что есть косплееры, сделавшие себе имя на так называемом «сиськокосплее» плохого качества, но имя тогда соответствующее — вряд ли от единомышленников последуют восторженные возгласы. Залог популярности — качество костюма, умение вжиться в роль персонажа и хороший макияж, опять же терпеливо подобранный. Самое важное для меня — любовь к своему делу и радость от каждого нового косплея.”
Kumori
“Совершенно не соглашусь с мнением «хочешь публикаций — раздевайся». Если ты действительно увлечен своим делом, тебе нравится делать качественные фотосеты с тщательной подготовкой, то тебя обязательно заметят.”
Нинель Нуретдинова
В любом случае, откровенный косплей требует хороших форм, актерских навыков и фотогеничности. Это тоже мастерство.
О создании костюмов
Многие косплееры шьют костюмы самостоятельно. Как они создают свой образ, с какими сталкиваются трудностями и на чем делают акцент:
Дарья Пасечник
Косплеер, художник и поэтесса. Украина
“Аксессуары я заказываю на интернет-аукционах, а вещи шью на заказ. Иногда бывает сложно понять, из чего сделать ту или иную деталь, но в кругу косплееров есть много людей, которые делают все своими руками, и я часто с ними советуюсь. Костюмы лежат в шкафу, продавать или отдавать их не хочется: я такой себе косплеер-плюшкин.”
Мария Ханна
Косплеер и крафтер. Россия
“На подготовку сложных образов может уйти до полугода, в то время как простые костюмы можно сшить за день-два. Откровенно говоря, ничто так хорошо не мотивирует, как дедлайн. Когда время на исходе, появляются и силы, и вдохновение, и много разных неожиданных способностей.”
Марианна де Морт
Косплеер, режиссер, телеведущая и судья косплей-шоу WEGAME 4.0. Украина
“Использую все, что есть под рукой: различные коробки, пластиковые бутылки, пакеты, даже туалетную бумагу. С помощью последней когда-то создала маску Несмертного Джо, персонажа фильма «Безумный Макс».
Долго, помню, искала на YouTube лайфхаки по ее изготовлению, но находила лишь сложные и дорогостоящие способы. Потом вдруг пришла идея вырезать из шестилитровой баклажки форму и обклеить ее кусками измельченной туалетной бумаги, смешанной с ПВА. Вместо металлических деталей приклеила картон – и все это покрасила. Получилось очень эффектно.”
Что может дать косплей?
WEGAME 3.0 (2017)
Косплей собирает единомышленников и дает возможность весело провести время. Он позволяет проявить себя в любой из выбранных граней: кому-то хочется показать себя в качестве актера, кому-то как дизайнера, у кого-то красивое тело или умение преподнести себя.
Зачем все это нужно? По той же причине, по которой каждый из нас время от времени любит выпадать в мир книг, фильмов и фестивалей. Бизнес, прикладные науки и повседневность обеспечивают нам жизнь, но карнавалы, перевоплощения, приключения и романтика нужны нам, как воздух — это то, ради чего мы живем.