Как называют девушек в самолете
Небо, самолеты, девушки: что значит быть стюардессой
Дарья Пиотровская
Чувствовать себя в небе, как дома, быть радушной хозяйкой в салоне самолета, но быть готовой спасать жизни в случае необходимости. Корреспондент «Вечерней Москвы» испытала на себе, что значит быть стюардессой.
— Не подскажете, где в аэропорту отдел кадров? — спрашивает меня сосед по автобусу по пути к Шереметьево.
Смотрю на него удивленно.
Нет. Чувствую себя самозванкой — зато очевидно, что не ошиблась с дресс-кодом.
Занятие в Школе бортпроводников, что в здании Университета гражданской авиации, уже идет. Открыв дверь в аудиторию, оказываюсь. на борту авиалайнера. Кресла, полки, оборудование — полная имитация воздушного судна. Сев в кресло, пристегнув ремень, осматриваюсь. Все будущие бортпроводницы юные — от 18 до 25 лет на вид. Белый верх, черный низ. Волосы аккуратно собраны в пучок.
— Сейчас у группы предполетная практика, — поясняет преподаватель Оксана Солозобова. — До этого девушки почти два месяца изучали теорию. Осталось сдать экзамен — и они получат билет в новую жизнь. Увидят за год столько, сколько иногда за всю жизнь не увидишь.
Строится урок по тому же плану, что и рейс. Сначала брифинг, где рассказывают детали перелета и распределяют задачи, затем проверка оборудования по чек-листу.
Девушки по очереди рассказывают обо всем, что входит в их зону ответственности. И вот мы готовы к «полету».
— Уважаемые пассажиры, приветствуем вас на борту лайнера. Пристегните ремни, — звонко объявляет одна из учениц, Екатерина Прозатет.
Группа делится пополам — часть изображает пассажиров. Сначала и я в их числе. Девушки встают в проходе, демонстрируя спасательное оборудование, указывают положение аварийных выходов.
— Теперь отрабатываем ситуацию: пассажиру плохо, — говорит Оксана Сергеевна.
Столько впечатлений — изображаю сердечный приступ. Ученица Анастасия Акакина помогает откинуть кресло, дает салфетку, надевает на меня кислородную маску.
— Что теперь нужно предложить пассажиру? — спрашивает преподаватель.
— Воду? — предполагает Настя.
— Нет, — Оксана Сергеевна оглядывает салон. Тишина.
— Горячий чай, — внезапно осеняет меня.
Первую проверку прошла! А затем следует второй этап. Ученица Валерия Шанина выкатывает тележку с напитками и конфетами. Получив разрешение и надев фартук, встаю к ней в пару.
— Прохладительные напитки, вода, свежая пресса, — говорю, следуя по «салону».
— Мне, пожалуйста, три стакана сока! — обращается ко мне «пассажирка».
— Моя собака хочет пить! — одновременно кричит ее соседка. Неужели в рейсе и такое бывает? — К сожалению, мы не можем оказать вам эту услугу. Но мы приземлимся через пять минут, и вы сможете напоить свою собаку, — импровизирую я. — Какой сок вам налить?
За пять минут общения с пассажирами понимаешь: работа непростая. Но накормить людей в ней не самое важное.
— Бортпроводница в самолете — хозяйка, — говорит Оксана Сергеевна. — Иногда нужно требовать от пассажиров подчинения — ради безопасности.
— Как вы думаете, у меня получится стать стюардессой?
— Да, — говорит она. — Вы выглядите целеустремленной, мгновенно схватываете.
Бортпроводник — это образ жизни, если этого нет под рубахой — не пришьешь.
— Так интересно, что нас ждет, — говорит Валерия Шанина. — Когда мы шли учиться, еще не представляли, сколько всего нужно освоить.
Сейчас мы знаем, кажется, немало, но еще многое надо понять, прощупать на личном опыте.
— А есть ли у бортпроводниц какой-то девиз?
— Я уверена в своих силах, — хором отзываются девушки.
Что должна знать и уметь:
■ Бортовое аварийно-спасательное оборудование и все о его работе. Как проверять, как применять, как объяснить пассажиру правила пользования этим инвентарем.
■ Правила оказания первой помощи. Должны знать особенности многих серьезных заболеваний и уметь помочь пассажиру.
■ Технология обслуживания пассажиров на борту воздушного судна. Организация питания, сервисных услуг.
■ Психология. Общаться на борту приходится с самыми разными людьми. Нужно уметь оказывать в том числе психологическую поддержку.
■ Английский язык. Некоторые авиакомпании, совершающие международные рейсы, могут требовать знания и других иностранных языков.
■ Организация перевозок — знание всей необходимой рабочей документации. Воздушно-правовая подготовка.
Секретный словарь бортпроводников. Как они нас называют?
Старая больная касалетка обезьянничает перед трюфелем. Что значат эти непонятные слова? Лайф навёл справки и узнал, как между собой общаются бортпроводники и пилоты.
Пакс — пассажир
Происходит от английского сокращения PAX — международного обозначения пассажиров (passenger). Сначала слово passenger сократилось до pass, а потом упростилось до pax.
Пример употребления: «Ох, Маш, надеюсь, что среди сегодняшних паксов тошнотиков не попадётся. «
У всех вертикально — пассажиры готовы к полёту
Это укороченный вариант сообщения о том, что все столики подняты, ремни застёгнуты, шторки иллюминаторов открыты, а спинки пассажирских кресел в вертикальном положении.
«Все готовы, у всех вертикально! Нужно сообщить пилоту, что мы готовы к взлёту».
Пообезьянничать — продемонстрировать спасательные средства в салоне
Из-за того что на рейсах большинства авиакомпаний встречается аудиосопровождение демонстрации спасательных средств, бортпроводники пользуются лишь жестами и мимикой. Отсюда и берётся сравнение с кривлянием и обезьянничанием.
— Катя, отправляйся к паксам, сегодня твоя очередь обезьянничать.
— Но я не могу! У меня ботокс!
Мряка с молоком — туман с осадками
Мряка — забавное слово, которое созвучно со многими определениями погоды в русском языке, например слякотью и моросью. Мрякой с молоком работники авиации называют туман с любыми видами осадков.
Пример употребления: «Брр, не хочется даже в иллюминатор выглядывать. Там такая неприятная мряка с молоком».
Умка — ребёнок, который летит без сопровождения
Умка — сокращение от unaccompanied minor (несовершеннолетний без сопровождения). Также созвучно с именем медвежонка из мультфильма «Умка ищет друга», где главный герой — медвежонок втайне от своей мамы забрался в вертолёт и улетел искать своего друга — ненецкого мальчика.
«Рома, не забывай почаще подходить к Умке на кресле 23B, он наверняка хочет что-нибудь, но стесняется спросить».
Продажная женщина — стюардесса, отвечающая за торговлю
Хотим заметить, что продажным может быть и мужчина. Просто женщин в профессии больше, поэтому и выражение прижилось. Так обычно называют стюардессу, которая предлагает и помогает пассажирам совершать покупки на борту.
— А у Лены-то, у нашей продажной женщины, новая машина!
Касалетка — алюминиевый контейнер для горячих блюд
Да, это тот самый «железный боксик», в котором приветливые бортпроводники дают вам горячую еду. Обычно содержит в себе рыбу или мясо с гарниром.
— Девушка, можно мне, пожалуйста, ещё одну касалетку?
— О, да вы знакомы с терминологией? Возьмите сразу две!
Трюфеля (или бизнесмены) — пассажиры бизнес-класса
Существует теория, что пассажиров бизнес-класса сравнивают с трюфелями, потому что они дорого одеты и встречаются реже обычных паксов.
«Ох, там такой импозантный трюфель сидит, а у меня, как назло, пятно на юбке!»
Три топора — «Боинг-777»
Такое прозвище самолёт получил из-за сходства семёрок с топорами. Название прижилось и активно используется бортпроводниками и другими работниками авиакомпаний.
«Как же приятно пересесть на родные три топора после всех этих мелких кукурузников!»
Старая больная касалетка — опытная бортпроводница
Слова бургомистра из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» переделали, чтобы дать определение бортпроводнице с неплохим стажем. Надеемся, что данные строки не заденут ничьих тонких авиационных чувств. Для нас стюардессы всегда молоды и свежи.
— Я старая больная касалетка, я устала от этой жизни, мне пора на пенсию!
Женщины-пилоты в России список с фото, особенности обучения и нюансы работы
Никто не забыт, и ничто не забыто
Авиационные полки наших летчиц немцы называли “Ночные ведьмы”. Отважные женщины наводили ужас на немецких солдат, против них высылались лучшие представители авиации немецкой армии.
Среди женщин-пилотов в России стоит выделить легендарную летчицу Полину Осипенко, которая прославилась своей необычной историей. Девушка работала в столовой летного училища, куда однажды приехал К. Е. Ворошилов. Набравшись смелости, Полина попросила зачислить ее в учебное заведение, что, ко всеобщему удивлению, он и сделал. Полина Осипенко поставила несколько мировых авиационных рекордов, ее жизнь трагически оборвалась во время полета в 1939 году. Многие летчицы женских полков трагически погибли, защищая Родину. Именами таких великих пилотесс, как П. Осипенко и Е. Бершанская, названы улицы в некоторых городах.
Королевы небес в России
В сравнении с практикой США, в РФ еще сильны стереотипы. Например, Америка выдала 27 000 летных лицензий женщинам, когда в России такие документы получили лишь 450 девушек. Что касается непосредственной практики управления воздушными гражданскими перевозками, за океаном в этой профессии заняты 1 000 человек, а у нас – 30 представительниц прекрасной половины человечества.
Мария Уваровская добилась статуса первого пилота и командует экипажем лайнера Airbus A320 компании «Аэрофлот»
Причем львиную долю женщин, которые управляют гражданскими самолетами в России, составляют пилотессы «Аэрофлота». В лучшей авиакомпании страны работает 20 женщин, причем пятеро таких летчиц командуют экипажем, имея статус первого пилота. В 2009 году Ольге Грачевой впервые доверили командование бортом Boeing 767. В это же время Татьяна Рыманова добилась статуса командира авиалайнера Боинг 737 после прохождения тестов повышения квалификации.
Мария Федорова — самая молодая летчица в авиакомпании «Аэрофлот»
В марте 2015 года управление российской моделью Sukhoi Superjet-100 доверили Дарье Синичкиной. Кроме того, в авиакомпании работает еще 15 женщин, потенциал которых позволяет получить статус КВС в будущем. Ведь самой молодой представительнице летчиков авиалиний Марии Федоровой – 23 года. Девушка села за штурвал отечественного Суперджета в ноябре 2016 года.
Кроме того, огромный потенциал и у первого летчика-женщины Чеченской республики Ларины Евмурзаевой. Эта девушка доказала стране, что устоявшиеся стереотипы уже становятся пережитком прошлого времени. Думаем, что со временем авиация России выровняется с мировыми показателями этой отрасли, где место пилота занимает 10% представительниц прекрасного пола.
Профессиональная подготовка и требования
Работа летчика требует от кандидата глубоких знаний технической части, касающейся устройства самолета, и навыков пилотирования. Кроме того, соискатель на подобную должность проходит медицинский осмотр на соответствие показателей состояния организма планируемым нагрузкам. Само собой, здесь важна и физическая подготовка, и способность справляться с психологическими проблемами, и дисциплинированность.
В современном обществе все чаще встречаются женщины-пилоты
Умение быстро принимать решения, невозмутимость, устойчивость к стрессам и технический склад ума – прерогатива мужчин. Хотя современные девушки уже мало в чем уступают сильному полу. По этим причинам женщина – пилот самолета – реальность, а не миф. Чтобы получить в России, придется обучаться в специализированном ВУЗе или летном училище.
Отметим, что в Санкт-Петербурге и Ульяновске функционируют высшие учебные заведения, где удастся получить диплом «Летная эксплуатация летательных аппаратов гражданской авиации». Кроме того, будущих пилотов, борттехников и диспетчеров готовят средние училища Калуги, Омска, Красного Кута, Сасово и Бугуруслана.
Причем при поступлении комиссия интересуется общей успеваемостью абитуриента, а не результатом знаний конкретного предмета. Само собой, администрация здесь декларирует и жесткий отбор кандидатов по состоянию здоровья – выпускники сдают анализы и проходят психологические тесты. Результаты при поступлении определяются желанием освоить профессию, достойным уровнем общей физической и моральной подготовки, знаниями базовых предметов школьной программы.
Высшее авиационное летное училище города Ульяновска
Учитывая, что в современном обществе нет ограничений по приему документов, сегодня на вопрос, есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации, удастся ответить утвердительно. Отметим, что к концу 2016 года в стране зарегистрировано 450 представительниц прекрасного пола, которые смогут похвастать летной лицензией. Причем 30 женщин успешно совмещают мечту об авиационной карьере с практикой.
Достижения девушек в области авиации
Ради справедливости, уместно уточнить, что первые летчики среди представительниц «слабого» пола появились еще на стыке ХΙХ–ХХ веков. Причиной, которая побудила мир изменить взгляд на особенности подобного занятия, стала Первая Мировая война. Поскольку количество мужчин в этот период быстро сокращалось, власти передовых стран разрешили женщинам попробовать силы в авиации.
Первой представительницей этой профессии считается француженка Де Ларош, которая впервые управляла самолетом в 1910 году.
Первой женщиной-пилотом стала француженка Элиза де Ларош
В числе государств, которые положительно восприняли новые правила, оказалась и Российская Империя. Здесь хроники сохранили упоминание о легендарной княгине Шаховской, принявшей активное участие в военных действиях 1915 года. Аналогичная ситуация в мире сохранилась к началу Второй Мировой и Великой Отечественной войны.
С первой половины ХХ столетия прекрасная половина человечества составляла пятую часть военных пилотов сначала Российской Империи, а затем и СССР. Причем представительницы этой профессии неоднократно проявляли лучшие качества и отличные летные навыки.
Заметьте, что на этот период нишу гражданских перелетов занимала исключительно мужская часть общества. Однако времена меняются, и сегодня среди девушек набирает обороты тенденция гражданского пилотирования. Правда, жесткие рамки и требования при поступлении в ВУЗ оставляют шанс в реализации мечты лишь избранных представительниц слабого пола.
По мнению Международной Федерации Авиации лучшим пилотом века стала россиянка Светлана Копанина
Хотя нынешнее решение Международной Федерации Авиации о признании лучшим пилотом века Светланы Капаниной говорит о положительных сдвигах и в этом направлении. Тем более что девушки не боятся испытывать экспериментальные модели и показывают отличные результаты в подобной профессиональной нише. Поговорим немного подробнее о представительницах такого занятия, и узнаем, работают ли женщины-пилоты в «Аэрофлоте».
Мария Уваровская
Россиянка Мария Уваровская – одна из немногих женщин-пилотов в нашей стране, носящая звания командира воздушного судна. КВС девушка стала зимой 2014 года в авиакомпании «Аэрофлот».
КВС Мария Уваровская
Серьезно о профессии пилота Мария не задумывалась вплоть до студенческой скамьи – лишь увлекалась посещением аэроклуба. После школы девушка и вовсе планировала стать архитектором и даже окончила соответствующий вуз. Однако, получив диплом, пересмотрела свои взгляды и решила перевести любимое хобби на новый уровень – поступила в Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации.
Читайте также:
Дальше – больше. За несколько лет упорной работы Мария прошла путь от пилота небольшого самолета ЯК-40 авиакомпании «Северсталь» до командира воздушного судна в «Аэрофлоте».
Зимой, когда поверх формы приходится носить пальто, в аэропортах девушку часто принимают за стюардессу. А мужчины нередко подшучивают, переспрашивая с круглыми глазами, действительно ли Мария пилот, да еще и КВС.
Чаще всего такие курьезы происходят в России. За границей к женщинам-пилотам все давно привыкли, говорит девушка. На порой бурную реакцию со стороны окружающих Мария, вот уже восемь лет ломающая стереотипы, предпочитает не обращать внимания.
Первые женщины-пилоты в России
Официально первой пилотессой в России считается Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, которая, обладая лишь теоретическими знаниями об устройстве самолета, подняла его, но, к сожалению, не смогла удержать и рухнула на землю. К слову, мужем Домникии был пилот-авиатор Павел Кузнецов, ставший позже летным инструктором.
Первая в России по фамилии Зверева, Лидия Виссарионовна, была первой официально признанной летчицей в нашей стране. В летном училище она нашла не только свое призвание, но и мужа – авиатора Владимира Слюсаренко. Кстати, Лидия Зверева была первой женщиной, окончившей специализированное учебное авиационное заведение.
Перспективы
Немного поговорим о вероятном развитии подобной тенденции. Сегодня известные мировые авиаперевозчики твердо взяли курс на увеличение штата летчиков женского пола. Авиакомпания «British Airways» еще с 2013 года принимая на работу летчиков, отдает предпочтение соискателям-женщинам. Авиалинии «Lufthansa» зачислила в штат компании 300 летчиц. Этот показатель сегодня – максимальный на континенте.
Лидируют по числу пилотов прекрасной половины человечества США. Здесь популяризирована эта профессия, а декларирование равных возможностей не дает права отказа в обучении девушкам, которые мечтают о полетах. Правда, работать в гражданской авиации тут остается до 10% женщин, которые получили желанную лицензию.
Доля летчиц в мировых авиакомпаниях пока составляет 10%, но здесь намечается тенденция к росту пропорции женщин за штурвалом
Что касается России, последние пять лет показали четкие тенденции роста популярности летного дела среди слабого пола. Конечно, пока сложно преодолеть имеющиеся препоны, чтобы получить статус пилота авиации. Однако потребуется время, чтобы стереотипы остались в прошлом.
Отметим, ситуации, когда пассажиры сдают или меняют авиабилет, узнав, что авиалайнером управляет женщина – частое явление и в России, и в Европе. Хотя реальная практика доказывает обратное. Пока нет ни одного случая аварий на маршрутах, которые преодолевали воздушные суда, пилотируемые девушками.
Женщины доказали право управлять авиалайнером и проводить гражданские авиаперевозки
Как видите, современный мир меняется. Женщина-водитель – уже привычное явление для городов России, поэтому в будущем изменится и отношение к девушкам, которые способны управлять авиалайнером и покорять небеса. Ведь делая такой выбор, прекрасная половина жителей РФ определяет и будущий образ жизни. Пилоты ограничены в создании классической семьи, но шансы увидеть мир и тяга к небу здесь становятся решающим фактором.
В современном обществе все чаще встречаются женщины-пилоты
Высшее авиационное летное училище города Ульяновска
Первой женщиной-пилотом стала француженка Элиза де Ларош
По мнению Международной Федерации Авиации лучшим пилотом века стала россиянка Светлана Копанина
Обучение летному делу требует ответственности и дисциплины
Повышение квалификации и отработка знаний на тренажерах — будни начинающих летчиц
Мария Уваровская добилась статуса первого пилота и командует экипажем лайнера Airbus A320 компании «Аэрофлот»
Мария Федорова — самая молодая летчица в авиакомпании «Аэрофлот»
Доля летчиц в мировых авиакомпаниях пока составляет 10%, но здесь намечается тенденция к росту пропорции женщин за штурвалом
Женщины доказали право управлять авиалайнером и проводить гражданские авиаперевозки
Стать любимым сыном
Предрассудки за борт. В Чечне появилась первая в истории девушка-пилот
«Понимаете, у меня родители ждали первенца-сына, а получилась я, — шутит Ольга. — Потом-то они научились: у меня родились еще два брата, но я всегда хотела стать для папы самым-самым любимым сыном — потому что всеми своими успехами я обязана ему. Он меня вдохновлял, он ради нас ушел из большой авиации в маленький аэроклуб — чтобы дать своим детям почувствовать вкус неба».
Фото Людмилы Алексеевой
Папа поддерживал Ольгу во всем: учил «видеть землю» — способность пилота безошибочно определять высоту «на глаз» приходится долго тренировать. Нужно правильно выбрать точку, куда посмотреть — только тогда можно рассчитать расстояние до земли. Папа ставил Ольгу на крыло самолета, брал обычную покрышку и показывал, куда правильно должен быть направлен взгляд на посадке. Объяснял дочери, как прыгать с парашютом, поддерживал перед полетами.
«Сейчас я управляю большой крылатой машиной, а раньше, когда летала на маленьких, обязательно должна была прыгать с парашютом два раза в год, — рассказывает Ольга. — Было очень страшно — не потому, что боялась расшибиться и умереть, а потому, что если сломаю руку или ногу, на карьере пилота можно будет поставить крест. Но я думала, мой дедушка прыгал, мой папа прыгал, не могу же я посрамить наш род. Значит, у меня обязательно получится».
Фото Людмилы Алексеевой
Ольга говорит, прыжку с парашютом разум пилота сопротивляется — зачем выпрыгивать из исправно летящего самолета? Первый блин был, как положено комом. Прыжок завершился приземлением прямо в центр стада коров. «На мне был красный костюм, а я слышала, что быков это приводит в бешенство, как же я оттуда неслась! А буквально через пару дней посмотрела по ТВ передачу: там говорили, что они реагируют не на цвет, а на движение».
После окончания учебы Ольга получила распределение в авиацентр, но случился развал СССР, сокращение штатов — не хватало места даже опытным пилотам. Ольга вернулась в родной Ташкент. После поисков сумела пробиться в ряды пилотов санитарной авиации — престижно, ответственно. Но вылетов было мало — в основном, дежурства. Ольга скучала по небу и хотела работать. Начала получать допуски на работу с «химией» — грузы особого назначения. Профессия вредная, но можно чаще летать. «У руководства волосы дыбом встали, женщину, на химию, да никогда! — вспоминает Ольга. — Я сказала, на все готова ради полетов. Мне предложили: давай тебя лучше переучим на ЯК-40. Согласилась. Отлетала на нем 11 лет».
Фото Людмилы Алексеевой
Дальше было обучение на ТУ-154 и иностранном Airbus. В те годы Ольга уже перебралась в Москву — по счастливой случайности, помог бывший коллега. «Я прилетела в Домодедово, у меня в столице было два дня, чтобы что-то посмотреть, вкусного домой купить. Внезапно позвонил знакомый командир: у тебя есть 15 минут, гладь рубашку, и приходи на заседание квалификационной комиссии». Ольга успела и попала на работу к крупному гражданскому перевозчику.
Рубашки — больная тема для любого летчика. На работу нужно приходить «как на праздник», в сверкающе чистом и выглаженном, а после целого дня полетов сил на это просто на оставалось. «Я всегда завидовала мужчинам: они прилетают, а им жена и ужин приготовила, и рубашки погладила. Хорошо хоть, сейчас у нас работает прачечная — столько моего времени сберегает!».
Фото Людмилы Алексеевой
Во время работы летчице пришлось скрывать свою беременность — будучи на седьмом месяце, она «на отлично» отлетала госэкзамен на новеньком Airbus A320. Но скоро скрывать живот было невозможно.
«Я пришла к начальству, говорю: можно я сейчас быстро рожу и вернусь, а они так кричали… — говорит Ольга. — Я думала, что у меня начнутся преждевременные роды. Мне сказали, что я обманщица, что надо выбирать, ребенок или самолеты. И уволили. Я была одинокой мамой, с ребенком на руках, с родителями-пенсионерами, которых должна содержать. Это была катастрофа — она мне стоила 15 килограммов веса и море слез».