Как называют эстонцев в простонародье
7 прозвищ, которые получили русские
Сегодня национальными прозвищами занимается наука. Нейтральное национальное прозвище называется по-научному экзоним, а прозвище обидное, с отрицательной коннотацией, зовется этнофолизмом. Зная происхождение национальных прозвищ можно многое понять – и о себе, и о соседе, и о соседе соседа. Разные народы называют своих соседей по разному. К примеру финов в России называют чухонцами, эстонцы называют финов лосями (joobnut pyder если быть точными), фины называют русских рюсся (ryssä). Русские в Этонии эстонцев зовут нежно кураты, а они за это не менее нежно кличут русских тиблами.
Предлагаем изучить некоторые из прозвищ, которые получили русские за свою историю бытия:
Кацап
Это шутливое прозвище русские получили от братьев — «хохлов». Ученые до сих пор спорят почему. Одни говорят «кацап» – значит «как цап» (козел). Бритому украинцу бородатый русский напоминал козла. Другие видят здесь тюркские корни, и слово «касап» переводят как «резник, разбойник». Существуют также различные производные от слова кацап: Россию называют «Кацапией», «Кацапетовкой», «Кацапурией», «Кацапляндией» или «Кацапстаном». В литературе и фольклоре очень часто можно встретить слово «кацап». Вот пример — «Бог створив цапа (козла), а чорт кацапа» (украинская пословица).
Москаль
Русский, чаще всего — выходец из Москвы, которая, даже не будучи столицей, имела огромное влияние на русские земли и на государственные дела соседних стран. Негативный оттенок прозвище получило не сразу. Во время походов русские войска жили не в казармах и лагерях, а в хатах коренных жителей, которые их кормили. Сыт или голоден будет солдат (москаль) зависело от его умения «договорится» с хозяевами дома о харчах. Кроме того, русские солдаты были неравнодушны к местным девушкам. Однако отношения длились только, пока москали были гостями селения. И когда служебный долг звал солдата в другие земли, отношения с местными девушками забывались. Тогда появился глагол «москалить» — мошенничать, мухлевать.
Иван
Со времен ВОВ в Германии и США русских называют «Иванами». В ответ русские называют немцев «фрицами», а, кроме того, кавказцев – «хачиками», «хачами». «Хач» по-армянски значит «крест», и это одно из самых распространенных в Армении имен. Кстати, именно мусульмане — азербайджанцы и турки — стали первыми называть армян «хачиками».
Маучже
Прозвище русских у советских корейцев. Это слово — произнесенное на корейский манер китайское слово «маозы» (или «моуцзы»), что означает «бородач», так называли русских китайцы.
Веняляйнен и Рюсся
Нейтральное обозначение русских на финском языке — «веняляйнен». «Рюсся» — уничижительное. В настоящее время слово «рюсся» употребляется в разговорном языке зачастую в отношении всех находящихся в Финляндии русскоговорящих, происходящих из бывшего СССР, порой включая детей от смешанных браков. Изначально такое прозвище употреблялось по отношению к православному населению (большей частью этнически карельскому). Распространению слова способствовало то, что в шведском языке, который долгое время сохранял ведущее положение в Финляндии, русских называли и называют по сей день словом «ryss» (стилистически нейтральным). Так что в западной Финляндии, на которые более сильный отпечаток наложили шведский, слово «ryssä» пренебрежительного значения не имеет. Не так давно «национальный вопрос» дошел до суда. Житель Лахти подал иск на своего работодателя за то, что тот назвал его сына «рюсся». Работодателя обязали выплатить крупную компенсацию.
Забавно, что популярный коктейль Black Russian по-фински звучит как Musta Ryssä — «чёрный русак»» Выражение «русская рулетка» переводится как ryssä ruletta, но иногда говорят и fi:vуnalainen ruletta.
Зеркальное оскорбительное обозначение финнов в русском языке – «чухня». В словаре Даля: «Чухонец, чухонка, петербуржское прозвание пригородных финнов».
Тыбла, тибла
Этот этнофолизм достался русским от соседей — «прибалтов», точнее эстонцев. «Тыбла» пришло от обращения «ты, бл.». Так первоначально в Эстонии называли бойцов Красной Армии в 1918-1920, 1940-1941 и 1944 гг. Сравнительно малочисленного русского меньшинства в довоенной независимой Эстонии это обращение сначала не касалось. Во время советской власти это выражение начало использоваться только среди коренного населения. После обретения свободы слова и независимости в 1991 году прочно вошло в лексикон, как презрительное и оскорбительное прозвище русскоговорящих жителей страны, особенно тех, которые не владеют местным языком. Совет по СМИ считает, что выражение «tibla» в первую очередь используется как обозначение Homo soveticus (человека советского).
Шурави
Первоначально обозначение солдат СССР в Афганистане (русский эквивалент слова шоурави — šouravī: советский). На данный момент нейтральное, даже уважительно, обозначение всех русских в арабских странах.
Эстонцы получили самоназвание только во 2-й половине XIX века. В составе России
На эстонской территории в начале 19 века проживало более полумиллиона человек, к началу 20 века численность населения удвоилась.
Города по нынешним меркам были маленькие: в 1820-х годах в губернском городе Риге проживало 40 тысяч, в Таллине – 12 тысяч, в Тарту – 8 тысяч человек, не говоря уже о многочисленных городах с населением менее тысячи жителей.
Наше представление о сельских жителях зачастую очень упрощено. А они ведь разделялись на слои: львиную долю составляли крестьяне (около 60-70%). Второй основной слой – бобыли (10-20%), у которых не было земли или было ее очень мало, они жили на «милости» крестьян и мызников. Среди бобылей было множество людей с навыками ручной работы, которой они могли себя прокормить.
На бобылей в какой-то мере были похожи жившие на хуторах батраки (5-10%), которых использовали в сельхозработах, и слуги на мызах (садовники, сторожа, повара, кучера, прислуга – 5-10%). С ростом численности населения в последующие годы процентное отношение между слоями изменилось в сторону увеличения бобылей, батраков и слуг.
•• Когда вообще наш народ начал говорить о себе как об эстонцах?
На протяжении веков эстонские селяне противопоставлялись с точки зрения места жительства горожанам, а с точки зрения положения в обществе саксам – мызникам, служителям церкви и т.н. малым саксам – говорящим по-немецки и проживающим в сельской местности слугам на мызах и прочему свободно передвигающемуся народу, например, купцам.
•• Были ли эстофилы преимущественно немцами?
Да. Эстофилами, в основном, были говорящие по-немецки служители культа и т.н. друзья народа из других слоев населения, в том числе и среди мызников. Эти люди имели широкий кругозор, отличались гуманностью и считали необходимым учить живших в бедности селян. Они начали относиться к селянам как к согражданам с интересным языком общения и образ мышления.
•• Вернемся в 1800 год. Похожи ли были крестьяне в Вырумаа и на Сааремаа, и идентифицировали ли они себя одинаково?
[ раскрыть ]
Прежде всего, разделение существовало по приходам, затем по уездам (Харью, Тарту или острова). Обращали внимание на принадлежность к губернии – Эстляндской или Лифляндской. Кроме того, существовало разделение на островитян и жителей материка.
•• Как часто встречались жители разных областей? Сколько вообще в то время путешествовал крестьянин?
[ раскрыть ]
Большие изменения в сфере перемещений произошли во второй четверти века с отменой крепостного права. Распространенных в начале 19 века побегов становилось меньше. Самой частой причиной переездов было вступление в брак, причем переезжали, в основном, женщины.
Вообще люди ездили больше, чем принято считать. Селяне приезжали на берег, чтобы обменять зерно на рыбу, ездили на ярмарки. Работниками обменивались и мызники. Активные переезды начались в середине века.
Сильно различалась оседлость среди людей разного социального статуса. Больше передвигались жившие при мызах. Прислуга и конюхи со своими господами порой ездили в Петербург и даже в Западную Европу.
•• Как в начале 19 века выглядело шоссе Таллин-Тарту? Насколько безопасно было вообще путешествовать?
Это было почтовая дорога, по которой ездили экипажи и обозы. Путешествовать было достаточно безопасно. Дорожные ограбления случались лишь изредка, про шоссе Таллин-Тарту таких случаев мне не вспоминается. В то время больше боялись ненастья и, может быть, волков, но не грабителей.
Вообще граница губернии была довольно важной, деловых поездок между губерниями совершалось достаточно мало. Из Тарту чаще ездили в Ригу, чем в Таллин. Ситуация изменилась только с появлением железной дороги.
•• Какое образование было у эстонского крестьянина в начале 19 века? Умел ли он читать и писать?
Уже к концу 18 века читать умело более половины крестьян Лифляндии, что близко к показателям других протестантских стран. В Эстляндии умевших читать было несколько меньше. Умение читать, проверявшееся пасторами, в основном ограничивалось чтением заученных церковных текстов. Чтение, направленное на изучение новых текстов и приобретение знаний, было среди эстонских крестьян все же редкостью. То же можно сказать и об умении писать.
•• В музее Rocca al Mare в основном собраны образцы зданий второй половины 19 века. Был ли тот же тип домов распространен полувеком ранее?
[ раскрыть ]
Да, конечно. Кроме того, в первых десятилетиях 19 века «друзья народа» и мызники стали обсуждать, какой жилой дом больше всего подошел бы крестьянам, так как жилая рига со своим дымом вредила зрению и здоровью. Был даже объявлен конкурс на наиболее подходящее жилье, но от риги отказаться не удалось из-за ее функциональности.
•• Можно ли сказать, что в начале 19 века эстонец жил в тесном, темном и дымном помещении вместе с животными?
В общем да, так оно и было. Позднее стали рубить окошки, затем строить дымоходы, затем выселили из жилых помещений животных. И еще позднее стали строить отдельные жилые дома. Воды не было, жили в дыму. Не было и туалетов, которые появились лишь во время Эстонской Республики.
•• В представлении современного человека, тогда жили в грязи.
[ раскрыть ]
Да. Многие путешественники об этом писали и не могли понять, как так можно жить – вместе с животными и птицами.
•• Но ведь при таком укладе жизни особой приватности не было? Я имею в виду интимную близость.
Да, это было естественно. Приватности действительно было мало. Может, это некрасиво звучит, но жили стадом, это было неотвратимо, особенно зимой. Нужно было сохранять тепло, животных нужно было содержать и зимой. Так и жили все в куче.
•• Какая была в то время продолжительность жизни?
[ раскрыть ]
Средняя предполагаемая продолжительность жизни в Эстонии в начале 19 века составляла 35 лет. Очень высокой была смертность среди детей в первый год жизни.
•• Если удавалось пережить детство, сколько лет жил человек?
[ раскрыть ]
Людей старше 50 лет было мало, но некоторые доживали и до 100 лет. Смертность среди женщин была высокой, рожали ведь много.
•• Если 35-летний мужчина ломал ногу, то что дальше?
[ раскрыть ]
Была народная медицина и свои целители, которые помогали во многих случаях. Если болезнь не была смертельной, то выздоравливали. Многие оставались инвалидами. Если человек при этом терял трудоспособность, то он шел по миру, семейных содержала семья. Если хуторяне не были в состоянии содержать хутор, мыза назначала новых хозяев.
•• Совсем на улицу никого не выкидывали?
Нет, деревенское сообщество заботилось обо всех, своих бродяг кормили. Коллективизм был очень силен, иначе было не выжить.
•• Каким было меню крестьянина начала 19 века?
[ раскрыть ]
Основной пищей служил хлеб, остальное было второстепенным. Ржаной хлеб и ячменный корж. Если год был урожайным, то просто так, а если не очень, то подмешивали, например, сосновую кору.
Варили кашу из круп и суп из чечевицы. Различные зерновые каши и похлебки тогда были намного значимее, чем позднее. Очень важным овощем была репа.
Где-то с 1830-х годов в меню стало появляться все больше картофеля, и это помогло пережить голодные годы, так как неурожая и зерновых, и картофеля одновременно в общем-то не бывает. С хлебом ели салаку. Из молочных продуктов самой важной была простокваша, в летнее время ее смешивали с водой и ячневой мукой.
•• Как часто ели мясо?
Мясо попадало на стол относительно редко и, в основном, осенью. Мясо обычно варили в супе, но к рождеству запекали и в печи. Были и такие семьи, которые могли разнообразить меню рыбой и дичью. Дичь же была собственностью мызника, поэтому такие случаи были ничем иным как браконьерством.
•• Много ли эстонцы пили?
[ раскрыть ]
Пьянство стало серьезным бичом в начале 19 века. До этого варили и пили пиво, по рабочим дням употребляли домашний квас. Но в конце 18 века на мызах начали гнать водку, которая стала для мыз серьезным источником дохода. Отход производства водки – барда – использовалась для подкормки телят, вследствие чего выросла продажа мяса в города. Стада гоняли даже в Петербург.
•• Как быстро пьянство стало социальным злом?
[ раскрыть ]
Корчмы в качестве оплаты за спиртное принимали зерно. В домах оставалось зерна меньше, чем было необходимо для выживания, поэтому в дело даже пришлось вмешаться правительству. Пили, в основном, мужчины. Пили в корчме или приносили водку с мызы. О женском пьянстве известно мало.
•• В каком возрасте в начале 19 века человек становился взрослым?
21 год был важным рубежом. Также важной была конфирмация, после которой мужчина имел право жениться. Для женитьбы, кстати, нужно было уметь читать, знать «отче наш» и десять заповедей.
•• Одежду тогда изготавливали собственноручно или уже покупали?
В то время все делали дома. Ткали ткани, изготавливали обувь.
•• Сколько приходилось работать детям и когда они начинали это делать?
Крестьянские дети работали сызмальства – сначала они помогали матери по дому, особенно присматривать за младшими детьми, затем они ходили за стадом, позднее начинали работать в поле.
•• Сегодня у нас есть понятия рабочего и свободного времени и отпуска. Значило ли что-то понятие свободного времени для крестьянина в ту пору?
Тогда передохнуть можно было между работами или в пути с одного рабочего места на другое, а также зимой, когда уличных работ было мало, а день был коротким. Но и дома дел хватало – женщины рукодельничали, мужчины занимались ремонтом и изготовлением инструментов. По-настоящему отдохнуть можно было, пойдя в церковь, и по праздникам – народным или церковным, – а также в дни семейных торжеств. Но и в такие дни кто-то должен было оставаться «в лавке», просто так бросить хозяйство крестьяне себе позволить не могли.
•• Если жизнь была такой бедной и простой, как отмечали праздники? Было ли рождество важнейшим праздником? Преподносили ли подарки? Ставили ли елку?
Праздников было много, они были связаны, прежде всего, с важными днями. Важными с точки зрения хозяйства считались день Тыниса (в середине января, когда должна была оставаться половина заготовленной еды для скота), масленица (последний день перед великим постом), Юрьев день (23 апреля, день, когда просыпается природа и можно начинать полевые работы), Яанов день (24 июня, летний праздник, с днем летнего солнцестояния стал связан только после реформы календаря 1918 года), день Михкеля (в середине октября, символизировал конец летнего полугодия, начатый Юрьевым днем), и рождество. Корни многих праздников уходят в дохристианские времена. В основном, все они стояли на службе сельского хозяйства и животноводства, связанные с ним обычаи, традиции и ритуалы должны были принести счастье, здоровье и доход.
Эстонцы
Всего: около 1,055,000 (2000) [2]
Эстония :
922 398 (2010) [1]
Швеция :
26 000
США :
25 000 (2000) [2]
Канада :
22 000 [3]
Финляндия :
20 000 (2007) [4]
Россия :
17 875 (2010) [5]
Австралия :
6 300
Германия :
5 000 (2001) [6]
Украина :
2 868 (2001) [7]
Великобритания :
4 000
Латвия :
2 381 (2010) [8]
Ирландия :
2 373 [9]
Абхазия [10] :
446 (2003) [11]
христиане (лютеране, есть православные). Большинство эстонцев нерелигиозны.
Эстонцы (эст. eestlased ) — финно-угорский народ в Эстонии, общая численность примерно 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии порядка 925 тыс. (2012). Основной язык — эстонский, финно-угорской семьи.
Содержание
История и этнография
Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.
Эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери пытаются выявить в традициях современных эстонцев финноугорское наследие.
Начало I-го тысячелетия
Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.
Железный век
C V до IX века — период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества. [16] Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.
В последний период железного века (IX — XIII вв.) быстро развивалось земледелие. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.
Племена эстов
В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, шелонян (селонов?), латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.
Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатыми вариациями мотивом.
С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали до бела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.
Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko ) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».
Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (эст. «дед»).
Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.
Эстонцы в России и СССР
Эстонцы-сету компактно проживали на территории, контролировавшейся с X века Псковом.
Как Курляндия и Лифляндия стали Эстонией, Латвией и Литвой, а чухонцы вдруг сделались европейцами.
Добрый день, сограждане!
А знаете ли вы, что такое Курляндия и Лифляндия? Или Курляндская, Лифляндская и Ковенская губернии Российской Империи? А кто такие чухонцы, знаете? Ну, так я вам расскажу… К слову, подвигли меня на это сами чухонцы, которые пишут на моем канале, как плохо в России и как хорошо у них…
Эстония, Латвия и Литва – европейские республики с «величайшей» историей, на самом деле типичный новодел начала XX столетия! И «государственности» у них едва наберется на 100 лет. Да и государственность эта, данная им большевиками, 70 лет из 100-та, была весьма плюшевой, так как эти гиганты мировой истории тупо были небольшими и полностью дотационными республиками СССР.
Но давайте об истории. А она говорит нам, что до XIII века на территории гордых прибалтийских «тривымиратов» жили балтские и финно-угорские племена. То есть, чтобы было совсем понятно – христианская Русь уже имела каменные города и успела своим богатством привлечь монголо-татар, а будущий оплот европейской демократии еще служил обиталищем для разрозненных племен не имевших даже зачатков государственности и исповедовавших язычество.
Я вам скажу больше! Эти племена даже не были коренным населением Прибалтики. Они пришли сюда с юга, а местное, финно-угорское население, тупо вытеснили на север современной Латвии.
Племена, жившие на территории современной Прибалтики в XII веке. Фотография взята из открытого источника.
Кстати, именно отсутствие собственной государственности и явилось основной причиной, что эти, прятавшиеся в лесах и бегавшие от всех племена, стали активно завоевывать могущественные соседи. То есть не племена, конечно… Кому бы они были нужны? Землю! Именно земля стала причиной того, что активно растущее русское государство, захватывало эти земли с северо-востока, а многочисленные немецкие ордена, с юго-запада.
Вспомним, на этот счет, хотя бы эпопею славного князя Александра Ярославича Невского! Кто уже тогда бегал в лакеях у тевтонов и разбегался при первых звуках боевых рогов русских витязей? Ну конечно, чухонцы!
Карта Прибалтики в раннем Средневековье. Никаких Эстонии, Латвии и Литвы нет. Есть только орденские владения. Фотография взята из открытого источника.
К слову, справедливости ради, следует сообщить «о, великим», что они вовсе не являются и наследниками гордого имени жителей княжества Литовского. Ибо те являлись «западными русскими», славянами, предками современных белорусов. Что подтверждается, кстати и тем, что говорили и писали они на русском языке, а не на местных наречиях.
Да и в Куликовской битве, как мы помним, в году 1380-м, участвовали славные дружины Литовского княжества. Именно их русские летописи называют «славными литвинами», а вовсе не трусоватых, прятавшихся по лесам, чухонцев. Откуда им взять дружины, равные русским и великих князей, Гедеминовичей? Просто взгляните на карту Великого княжества Литовского и все встанет на места.
Карта Великого княжества Литовского. Фотография взята из открытого источника.
В общем, время шло, чухонцев по-прежнему гнобили и нагибали все, кому не лень, пока их не забрали под свою руку… русские. Бить их конечно же перестали, ибо с русскими царями Европе спорить было не с руки, а на Руси и вовсе было не принято обижать сирых да убогих.
И стали эти гиганты мировой истории называться в Российской Империи Ковенской, Лифляндской и Курляндской губерниями. Посмотрите на карту современных Эстонии, Латвии и Литвы в конце статьи. Они, практически в точности повторяют границы этих губерний на карте Российской Империи 1914 года!
Карта Курляндской губернии 1914 года. Видны Ковенская и Лифляндская губернии. Фотографии взяты из открытого источника.
Правда, все основные рычаги управления и экономики находились в этих губерниях в руках остзейских немцев, потомков тех самых, многажды битых русским дружинами и осевших в России, немецких рыцарей. Ну, тут уж ничего не поделаешь! Так распорядилась история…
Русские, именно в то время прозвали эти народы «чухонцами», в отличие от горожан – немцев. Жили они бедно, в основном, на хуторках. Бюргеры просто не допускали их к прелестям цивилизации. И продолжалось это аж до середины XIX столетия, когда освобожденные почти на полвека раньше от крепостного права чухонцы, слегка ожили.
Крепостничество в Прибалтике было отменено в 1817-1819 годах, в отличие от остальной России, ждавшей этого до 1861 года. Думаю, что Царь просто пожалел чухонцев, находящихся в суровом немецком рабстве, доброй русской душой. Кто знает?
Чухонцы в Российской Империи XIX века. Фотография взята из открытого источника.
Кстати, в 1840 году, тот же русский Царь повелел называть жмайлов, земгаллов, аутштайтов, курши, латгаллов, селов и кто там у них еще есть – литовцами. Но не прижилось… Не могли русские люди, многие из которых были выходцами из Великого княжества Литовского, называть литовцами чухонцев!
Не буду описывать подробности течения истории, скажу лишь, что гордые, но очень медлительные сыны дюн, получили независимость лишь 1920 году, в результате развала Российской Империи. Вы думаете, что с этого момента, долгожданно свалившаяся с неба свобода, начала славную песню в ветрилах их знамен? Ничуть!
Кстати, миф о том, что чухонцев все время угнетали русские коммунисты, это тоже лишь только миф. Вспомните, чего и сколько построил СССР в Прибалтике, чтобы сделать ее витриной «советского образа жизни»!
Вспомните знаменитых «латышских стрелков» бывших чуть ли не самыми жестокими и идейными борцами за светлое будущее! Не они ли, кстати, в октябре охраняли Смольный? А не Карлис Гайлис, Янис Берзиньш, Генрих Штубис и другие стояли у истоков советской России?
А Юри Улуотс, Йоханнес Соодла и остальные? Гитлеровские прихлебатели, палачи… 3-ю добровольческую бригаду СС мы тоже не забыли! И «лесных братьев», и снос памятников нашим дедам и прадедам, с честью павшим в самой страшной войне, и многое другое… Так что кто еще тут кому должен в ноги кланяться, господа чухонцы?
Карта современных Эстонии, Латвии и Литвы. Сравните с картой Курляндской губернии. Фотография взята из открытого источника.
Полную свободу, результаты которой, мы с вами, сограждане, с удовлетворением наблюдаем в наши дни, «тривымираты» получили 6 сентября 1991 года.
Как оказалось, 30-ти лет им было вполне достаточно, чтобы угробить все, что было для них построено, подарено и куплено СССР. А потом они просто занялись тем, что является для них привычным и хорошо освоенным делом – чисткой немецких клозетов и оплевыванием всего русского.
И что бы там не говорила официальная толерантная политика, для меня, великоросса, смешно слышать, как те, кого еще вчера звали чухонцами и чьи страны видно на карте мира только при помощи лупы, пытаются тявкать на мою великую Родину!
Как там у дедушки Крылова: Ах, Моська, знать она сильна.