Как называют информацию передаваемую звуками
Как называют информацию передаваемую звуками
Виды информации. Представление информации.
По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.
По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.
Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом
Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.
Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.
Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.
По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.
Информатика для второклассников
Приветствую, тебя, мой дорогой друг! Добро пожаловать в электронный тренажер для изучения информатики! Здесь тебя ждут увлекательные задания, которые помогут закрепить полученные знания. Желаю удачи! У тебя обязательно все получится!
п.7 Кодирование информации
Научиться кодировать информацию разными способами, создавать и использовать кодировочные таблицы.
Когда мы говорим, это звуковое кодирование информации. Речь человека можно иначе назвать звуковым сообщением. Каждое слово в звуковом сообщение имеет определённое значение, то есть смысл. Слова несут человеку информацию. Если устное сообщения закодировать знаками на носителе информации, например на бумаге, это будет письменное сообщение.
Чтобы создавать письменные сообщения, люди изобрели письменность.
Это могло быть и так. Услышал человек звук. Он понял, что жужжит жук, и изобразил что знаком, похожим на жука.
Буква Ж напоминает жука, который жужжит. Слово “жужжит” неслучайно содержит три буквы Ж. При произношении оно запоминает звуки, которые издаёт жук.
Буквы придумали для кодирования звуковой информации, чтобы её было удобно хранить и передавать.
Слово “алфавит” придумали в Древней Греции. Оно произошло от названия двух первых букв греческого алфавита: “альфа” и “вита”. На Руси пользовались буквами, которые изображены на рисунке:
От названия первых двух букв славянского алфавита “аз” и “буки” произошло слово “азбука”.
Кодирование информации с помощью букв называется алфавитным письмом.
Буквенное кодирование информации обладает замечательным свойством. Например, в алфавите русского языка всего 33 буквы, но с их помощью можно закодировать любые слова.
Кодировать информацию можно звуками барабана, колокола, горна. В мобильном телефоне вызов разных абонентов можно закодировать разными мелодиями.
Закодировать информацию и сохранить её на носителе можно с помощью рисунка. Рисунки могут быть источниками информации для детей, которые ещё не умеют читать.
10. Кодирование информации
Понять, что такое кодирование и как люди кодируют информацию.
Научиться кодировать информацию разными способами.
Когда мы говорим, это звуковое кодирование информации. Речь человека можно иначе назвать звуковым сообщением. Каждое слово в звуковом сообщении имеет определённое значение, то есть смысл. Слова несут человеку информацию. Если устное сообщение закодировать знаками на носителе информации, например на бумаге, это будет письменное сообщение.
Чтобы создавать письменные сообщения, люди изобрели письменность.
Письменность — это способ кодирования информации с целью сохранять информацию и передавать её.
Для каждого звука люди придумали своё графическое изображение — знак, который назвали буквой.
Это могло быть и так. Услышал человек звук. Он понял, что жужжит жук, и изобразил это знаком, похожим на жука.
Буква Ж напоминает жука, который жужжит. А слово «жужжит» не случайно содержит три буквы Ж. При произношении оно напоминает звуки, которые издает жук.
Буквы придумали для кодирования звуковой информации, чтобы её было удобно хранить и передавать.
Буквы записали в определённом порядке, и этот список букв назвали алфавитом. Строгий порядок расположения букв в алфавите связывает буквы в систему знаков. Каждый знак занимает определённое место.
Слово «алфавит» придумали в Древней Греции. Оно произошло от названия двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «вита».
На Руси пользовались буквами, которые изображены на рисунке:
От названия первых двух букв славянского алфавита «аз» и «буки» произошло слово «азбука».
Кодирование информации с помощью букв называют алфавитным письмом.
Буквенное кодирование информации обладает замечательным свойством. Например, в алфавите русского языка всего 33 буквы, но с их помощью можно закодировать любые слова.
Кодирование информации — это её представление на носителе в форме, удобной для хранения и передачи.
Кодировать информацию можно и другими знаками — цифрами. Из цифр можно составить число по специальным правилам. Правила составления чисел из цифр школьники изучают на уроках математики. Числом кодируют количество предметов или порядковый номер предмета в ряду.
Кодировать информацию можно звуками барабана, колокола, горна. В мобильном телефоне вызов разных абонентов можно закодировать разными мелодиями.
Чтобы записать мелодию на бумаге, используют нотное кодирование. Для этого люди придумали упорядоченный набор нотных знаков: систему символов. Каждая нота представляет собой условный графический знак. Ноты располагают на нотоносце. Нотоносец — это пять линий, связанных скрипичным или басовым ключом. Каждая нота указывает высоту и длительность звука.
Обработка звука
Под обработкой звука следует понимать различные преобразования звуковой информации с целью изменения каких-то характеристик звучания. К обработке звука относятся способы создания различных звуковых эффектов, фильтрация, а также методы очистки звука от нежелательных шумов, изменения тембра и т.д. Все это огромное множество преобразований сводится, в конечном счете, к следующим основным типам:
1. Амплитудные преобразования. Выполняются над амплитудой сигнала и приводят к ее усилению/ослаблению или изменению по какому-либо закону на определенных участках сигнала.
2. Частотные преобразования. Выполняются над частотными составляющими звука: сигнал представляется в виде спектра частот через определенные промежутки времени, производится обработка необходимых частотных составляющих, например, фильтрация, и обратное «сворачивание» сигнала из спектра в волну.
3. Фазовые преобразования. Сдвиг фазы сигнала тем или иным способом; например, такие преобразования стерео сигнала, позволяют реализовать эффект вращения или «объёмности» звука.
4. Временные преобразования. Реализуются путем наложения, растягивания/сжатия сигналов; позволяют создать, например, эффекты эха или хора, а также повлиять на пространственные характеристики звука.
Аналоговый и дискретный способы представления звука
Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме.
При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно.
При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно.
Примером аналогового хранения звуковой информации является виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного — аудиокомпакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участки с различной отражающей способностью).
Восприятие звука человеком
Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.
Колебания барабанной перепонки в свою очередь передаются во внутреннее ухо и раздражают слуховой нерв. Так образом человек воспринимает звук.
В аналоговой форме звук представляет собой волну, которая характеризуется:
Герц (Гц или Hz) — единица измерения частоты колебаний. 1 Гц= 1/с
Человеческое ухо может воспринимать звук с частотой от 20 колебаний в секунду (20 Герц, низкий звук) до 20 000 колебаний в секунду (20 КГц, высокий звук).
Кодирование звуковой информации
Для того чтобы комп ьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть превращен в последовательность электрических импульсов (двоичных нулей и единиц).
Качество кодирования звуковой информации зависит от :
1)частотой дискретизации, т.е. количества измерений уровня сигнала в единицу времени. Чем большее количество измерений производится за 1 секунду (чем больше частота дискретизации), тем точнее процедура двоичного кодирования.
2)глубиной кодирования, т.е. количества уровней сигнала.
Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. Количество различных уровней сигнала (состояний при данном кодировании) можно рассчитать по формуле: N = 2 i = 2 16 = 65536, где i — глубина звука.
Таким образом, современные звуковые карты могут обеспечить кодирование 65536 уровней сигнала. Каждому значению амплитуды звукового сигнала присваивается 16-битный код.
Форматы звуковых файлов
РСМ. РСМ расшифровывается как pulse code modulation, что и является в переводе как импульсно-кодовая. Файлы именно с таким расширением встречаются довольно редко. Но РСМ является основополагающей для всех звуковых файлов.
RIFF. Resource Interchange File Format. Уникальная система хранения любых структурированных данных.
MOD. Файл хранит в себе короткий образец звука, который потом можно использовать в качестве шаблона для инструмента.
AIF или AIFF. Audio Interchange File Format. Данный формат распространен в системах Apple Macintosh и Silicon Graphics. Заключает в себе сочетание MOD и WAV.
MID. Файл, хранящий в себе сообщения MIDI-системе, установленной на Вашем компьютере или в устройстве.
МР3. Самый скандальный формат за последнее время. Многие для объяснения параметров сжатия, которые в нем применяют, сравнивают его с jpeg для изображений. Там очень много наворотов в вычислениях, чего и не перечислишь, но коэффициент сжатия в 10-12 раз сказали о себе сами. Специалисты говорят о контурности звука как о самом большом недостатке данного формата. Действительно, если сравнивать музыку с изображением, то смысл остался, а мелкие нюансы ушли. Качество МР3 до сих пор вызывает много споров, но для «обычных немузыкальных» людей потери не ощутимы явно.
RA. Real Audio или потоковая передача аудиоданных. Довольно распространенная система передачи звука в реальном времени через Интернет. Скорость передачи порядка 1 Кб в секунду. Полученный звук обладает следующими параметрами: 8 или 16 бит и 8 или 11 кГц.
Итоговые задания для дистанционного обучения по «Информатике и информационно-коммуникационным технологиям»
Тестовые задания по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Содержимое разработки
Тестовые задания по дисциплине «Информатика и ИКТ»
для проведения итогового зачёта
Выберите правильный ответ.
1. Как называют информацию, передаваемую звуками?
А) визуальной; Б) аудиальной; В) машинной; Г) тактильной.
2..Какая из перечисленных моделей является основной информационной структурной моделью?
А) математическая; Б) сетевая; В) графическая.
3..Основным типом алгоритмической конструкции является:
А) цикл; Б) заголовок; В) схема.
4. Свойство алгоритма, позволяющее решать однотипные задачи из некоторого класса задач, называется.
А) дискретность ; Б) массовость; В) результативность ; Г) однозначность.
5. Минимальной единицей количества информации считают.
А) 1024 байта; Б) 1024 Гбайта; В)1024 Мбайта.
7. Слово «ИНФОРМАТИКА» в восьмибитной кодировке содержит информации.
А) 11 бит; Б) 11 бод; В) 11 килобайт; Г) 11 байт.
8.Объем флэш-накопителя, ёмкостью 16 Гб в Мб, будет равен:
9.Как записывается десятичное число 7 в двоичной системе счисления?
10. К основным характеристикам процессора относятся…
А)количество портов и их назначение; Б) ёмкость винчестера;
В) объём оперативной памяти; Г) тактовая частота.
А) преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал и обратно;
Б) преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал;
В) преобразование аналогового сигнала в двоичный код;
Г) усиление аналогового сигнала.
А) система программирования на языке низкого уровня;
Б) программная среда, определяющая интерфейс пользователя;
В) совокупность программ, используемых для операций с документами;
Г) программ для уничтожения компьютерных вирусов.
13. Расширение файла, как правило, характеризует:
А) время создания файла; Б) объем файла;
В) место, занимаемое файлом на диске; Г) тип информации, содержащейся в файле.
А) возникают в связи сбоев в аппаратной части компьютера;
Б) создаются людьми специально для нанесения ущерба ПК;
В) зарождаются при работе неверно написанных программных продуктов;
Г) являются следствием ошибок в операционной системе.
15. Количество передаваемой информации при работе в Интернет называется …
А) количеством входных данных; Б) трафиком; В) количеством выходных данных.
16.Выберите домен верхнего уровня в Интернете, принадлежащий России:
А) ru ; Б) us ; В) са; Г) га.
17.Укажите серверы, которые находятся в Англии:
А) создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
Б) работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
В) управление ресурсами ПК при создании документов;
Г) автоматического перевода с символьных языков в машинные коды.
19. Для вставки рисунка в текстовый документ используется …. панель инструментов:
А) WordArt; Б) форматирование; В) стандартная.
А) именуются пользователями произвольным образом;
Б) обозначаются буквами русского алфавита;
В) обозначаются цифрами и буквами;
21.Адресом ячейки в электронной таблице является.
А) совокупность данных, организованных по определенным правилам;
Б) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;
В) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;
Г) определенная совокупность информации.
А) компьютер, предназначенный для хранения Web-страниц;
Б) программа, предназначенная для передачи почтовых сообщений;
В) программа, предназначенная для создания Web-страниц;
Г) программа, предназначенная для просмотра Web-страниц.
24.Сетевой протокол — это:
А)набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети;
Б)последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети;
В)правила интерпретации передаваемых по сети данных;
Г)п равила установления связи между двумя компьютерами в сети.
А) доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру- получателю;
Б) интерпретацию данных и подготовку их для пользовательского уровня;
В) управление аппаратурой передачи данных и каналов связи;
Г) разбиение файлов на IP- пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения.
Тестовые задания по дисциплине «Информатика и ИКТ»
для проведения итогового зачёта
Выберите правильный ответ.
1. Как называют информацию, выдаваемую и воспроизводимую средствами вычислительной техники?
А) визуальной; Б) аудиальной; В) машинной; Г) тактильной.
2.Какая из перечисленных моделей является основной информационной структурной моделью?
А) иерархическая; Б) математическая ; В) графическая.
А) ветвление; Б) схема; В) заголовок
4. Если в алгоритме предполагается многократное выполнение одних и тех же действий, то он называется.
А) линейным; Б) ветвящимся; В) циклическим ; г) процедурным
5. В какой из последовательностей единицы измерения указаны в порядке возрастания:
А) гигабайт, килобайт, мегабайт, байт; Б) гигабайт, мегабайт, килобайт, байт;
В) мегабайт, килобайт, байт, гигабайт; Г) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
А) 1024 байта; Б) 1024 Кбайта; В) 1024 Мбайта.
7. Слово «ИНФОРМАЦИЯ» в восьмибитной кодировке содержит информации.
А) 10 бит; Б) 10 бод; В) 10 килобайт; Г) 10 байт
8.Объем флэш-накопителя, ёмкостью 32 Гб в Мб, будет равен:
9.Как записывается десятичное число 5 в двоичной системе счисления?
10. К основным характеристикам процессора относятся…
А)количество портов и их назначение; Б) ёмкость винчестера;
В) объём оперативной памяти; Г) разрядность
11. Полный путь файлу: c:\books\raskaz.txt. Каково имя файла?
А) поражают загрузочные сектора дисков; Б) поражают программы в начале их работы;
В) запускаются при запуске компьютера; Г) изменяют весь код заражаемого файла.
13. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:
А) интерфейс; Б) магистраль; В) компьютерная сеть; Г) адаптеры.
14. Режим реального времени или непосредственной связи Интернет.
А ) on-line; Б ) off-line.
А) устройство ввода текстовой информации;
Б) клавиша на клавиатуре;
В) наименьший элемент отображения на экране
Г) метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с
16.Выберите домен верхнего уровня в Интернете, принадлежащий Германии:
А) ru ; Б) us ; В) de ; Г) га
17.Укажите серверы, которые находятся в Канаде:
18. Для объединения ячеек таблицы в текстовом документе используют пункт главного меню ….
А) вставка; Б) таблица; В) сервис.
19. Таблицы в базах данных предназначены:
А) для хранения данных базы;
Б) для отбора и обработки данных базы;
В) для ввода данных базы и их просмотра;
Г) для автоматического выполнения группы команд;
А) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы
Б) прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
В) устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
Г) системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.
21.Адресом ячейки в электронной таблице является.
А) архив почтовых сообщений;
Б) программа, предназначенная для просмотра Web-страниц;
В) набор Web-страниц, принадлежащих частному лицу или организации;
Г) программа, предназначенная для создания Web-страниц.
23.Топология сети – это
А) способ соединений узлов сети;
Б) средства сопряжения функциональных элементов сети;
В) правила взаимодействия функциональных элементов сети.
24. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:
А)IP — адрес; Б)WEB — страницу; В)домашнюю WEB — страницу; Г) URL — адрес.
А) разбиение файлов на IP- пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения;
Б) прием, передачу и выдачу одного сеанса связи;
В) предоставление в распоряжение пользователя уже переработанную информацию;
Г) доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру- получателю.