Как называют опрашиваемого участника опроса
Участники социологического опроса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальный опрос, как форма вопросно-ответного диалога
Исследователь обращается к методу опроса тогда, когда для решения поставленной задачи необходима информация о сфере сознания людей: о мотивах поведения, об мнениях, оценках окружающей действительности, о целях и жизненных планах, информированности, ориентации и т.д.
Именно участники рассматриваемых социальных процессов являются уникальным источником информации.
Метод опроса заключается в общении исследователя в форме вопросно-ответного диалога (прямо или через представителя интервьюера или анкетера) с совокупностью людей (респондентов).
Особенность общения при опросе имеет две взаимосвязанные черты: строгая научная процедура должна сочетаться с тем, что информация исходит от участников социологических процессов, воспринимающих их в рамках житейского опыта. Исследователь выступает носителем научного сознания, респондент – практического.
Основные формы опроса предопределены формой и условиями общения исследователя и респондента.
Интервьюер
Интервьюер – непосредственный участник социологического опроса. Он задает респонденту вопросы, выслушивает ответы и фиксирует их в соответствии с предусмотренной инструкцией процедурой.
Привлечение интервьюеров, с одной стороны, увеличивает затраты средств и времени на их отбор, обучение, контроль качества работы. С другой стороны, хорошо и грамотно обученный интервьюер способен адаптироваться к индивидуальным особенностям респондента, может снять предубежденность и психологические барьеры, гарантирует:
Готовые работы на аналогичную тему
На содержание получаемых данных интервьюер оказывает большее влияние, чем анкетер. Особое внимание при использовании интервью уделяют учету влияния интервьюера, которое, в зависимости от предмета исследования, строгости отбора, подготовки интервьюера и проверки качества его работы может быть положительным или отрицательным.
Респондент
Респондент – это человек, участвующий в социологическом опросе, электронных конкурсах и голосованиях, и отвечающий на разные вопросы анкетирования. Респондент – источник первичной информации о различных, поддающихся исследованию процессах и явлениях.
Надежность и достоверность информации, которую предоставил во время опроса респондент зависит от
На участников социологического опроса оказывают влияние внешние факторы:
Стандартная инструкция по заполнению вопросников для всех респондентов является единой, согласно ей, респонденты должны придерживаться четко прописанных требований.
Исследователь и респондент взаимодействуют во время опроса посредством беседы. Это взаимодействие носит субъективный характер, со стороны исследователя респондент выступает пассивным объектом.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 31 07 2021
Наталья Николаевна Чувелева
Кто такой респондент, для чего он нужен, где требуется и в каких опросах участвует
Приветствую всех, кто нашел время и желание для посещения моего ресурса! Тема нашей сегодняшней беседы напрямую перекликается с тематикой моего блога, посвященного участию во всевозможных опросах. Я решил рассказать вам, кто такой респондент, и чем занимается сия «загадочная» личность с непонятным названием.
Вы наверняка слышали этот термин с экранов телевидения или читали в сетевых публикациях. Однако возможно, значение этого понятия осталось за рамками вашего восприятия. В конце концов, все знают, кто такой корреспондент – журналист или человек, пишущий письма. Быть может, респондент – это нечто близкое? Разбираемся в терминологии.
Определение понятия
Корни рассматриваемого нами термина лежат в латинском языке – responsum по-латыни обозначает «ответ». Следовательно, респондент или respondent – это человек, отвечающий на какие-то вопросы, проще говоря – участник опроса. Второй участник диалога – это интервьюер, то есть, человек, который эти вопросы респонденту задает.
Персона интервьюера может быть как явной, так и обезличенной. Например, при проведении интернет-опросов в качестве интервьюера выступает система. Она служит связующим звеном между респондентом и заказчиками опросов – коммерческими организациями, рекламными компаниями, институтами, занимающимися соцопросами и так далее.
Наверняка вы хоть раз в жизни уже побывали респондентом. Например, вы участвовали в переписи населения, отвечали на вопросы мини-анкет на всевозможных сайтах или хотя бы ставили определенное количество потребительских «звездочек» тому или иному товару, услуге, приложению для смартфона? Поздравляю, вы – респондент!
Где требуются респонденты
Итак, с тем, что означает слово «респондент» мы разобрались, осталось понять, зачем они нужны. Различные методы опросов актуальны во многих сферах нашей жизни. Это:
Нужно понимать, что мнение конкретного человека, как это ни печально, заказчиков опросов интересует мало – им важна общая статистика. Главное, чтобы этот человек принадлежал к определенной социальной, национальной, возрастной, профессиональной или иной группе – словом, являлся типичным представителем целевой аудитории.
Типы респондентов
Кем бы ни являлся заказчик исследования (коммерческой компанией, политической партией, общественной организацией и так далее), он предпочтет иметь дело с конструктивным респондентом, то есть, человеком, ясно и четко выражающим собственную позицию. Этот тип респондента является оптимальным, так как дает объективную картину его восприятия.
Во всех пособиях для интервьюеров предписывается по возможности воздерживаться от сотрудничества с застенчивыми (молчаливыми или скрывающими собственную позицию) и деструктивными (агрессивно настроенными) респондентами. Доля таких участников должна быть сведена к минимуму.
Категорически не рекомендуется привлекать к участию в опросах людей со следующими характеристиками:
По сути, стать респондентом может любой желающий, не имеющий ограничений по возрасту и степени вменяемости.
Методы опросов
Можно выделить три основных типа опросов:
Участие в онлайн-опросах за вознаграждение
За участие в опросах можно получать определенное вознаграждение. Для этого достаточно зарегистрироваться на любом из сайтов-опросников, специализирующихся на проведении всевозможных онлайн-анкетирований.
Один раскрученный ресурс способен принести в месяц до 10 опросов (обычно меньше), стоимость одной анкеты варьируется в пределах от 40 до 150 рублей (в зависимости от количества вопросов).
Что нужно делать? Последовательно выполняем действия:
Участвуя в платных опросах в качестве респондента, вы не только получаете материальное вознаграждение, но и реально помогаете улучшить качество товаров, которыми будет пользоваться масса людей. В том числе, и ваши близкие!
Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.
Анкетирование – что это такое, где применяется, виды, плюсы и минусы, структура, правила составления анкет и типы вопросов
Доброго времени суток, уважаемые гости моего сайта! Надеюсь, вы сможете уделить моей сегодняшней публикации немного благосклонного внимания. Сегодня я хочу рассказать вам, что такое анкетирование, зачем оно нужно и стоит ли участвовать во всевозможных опросах.
Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов.
Что такое анкетирование
Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление.
Обратимся к определению. Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо. Собственно говоря, это форма опроса, существующая в виде готового перечня вопросов, на которые отвечает информант или респондент (эти понятия тождественны) в письменном виде. В классическом варианте опросник оформляется в виде бланка, распечатывается и раздается респондентам.
Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее.
Сферы применения
Анкетирование как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.
Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.
Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.
Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге.
Плюсы и минусы
Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:
Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.
Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах.
Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено.
Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ).
Несколько в стороне находятся и телефонные опросы – они занимают некое промежуточное положение между интервью и анкетированием. Для проведения телефонных опросов зачастую нанимают случайных людей, не имеющих понятия о правилах коммуникации с потенциальными респондентами, что увеличивает риски отказов и отрицательно сказывается на объективности ответов.
Сейчас мы поговорим именно о «чистокровных» вариантах – буквы, слова, письменные вопросы – и ничего более.
Раздаточное анкетирование
Перед вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия).
В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно.
Онлайн-опросы
Интересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках.
Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением.
Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее.
Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке.
Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать.
Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках:
Иные виды анкетирования
Среди других форм анкетирования стоит упомянуть, прежде всего, почтовую рассылку. Опросники в распечатанном виде отправляются по адресам потенциальных респондентов (обычно с вложением оплаченных конвертов). Альтернативным вариантом является распространение опросников через печатные СМИ: следует вырезать анкету, заполнить ее и отправить по почте по указанному адресу.
Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны.
Правила составления анкет
При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:
Типовая структура анкеты
Классическая печатная анкета состоит из трех структурных частей:
Классификация вопросов
Попробуем разобраться в классификации вопросов. Итак, первая типология вопросов – по содержанию. Существуют вопросы, касающиеся фактов и событий, то есть, объективные. Например, «Бывали ли вы за границей за последние пять лет?», «Есть ли у вас высшее образование?» – только факты и ничего более.
Им противопоставляются вопросы, касающиеся мнений, суждений, предпочтений, то есть, субъективные. Например, «В какой стране вы хотели бы побывать больше всего?», «Планируете ли вы получить высшее образование?».
Переходим к классификации вопросов по функциям:
И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:
Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.
Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.
Подведение итогов
Обработка анкет – очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.
Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.
Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.
Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили. Спасибо за интерес к моим публикациям!
Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.
Работа: интервьюер
Приходишь к людям в дом, задаешь неудобные вопросы
Я занимаюсь организацией социологических исследований — подбираю интервьюеров, которые опрашивают людей на улицах, по телефону или ходят по квартирам.
Несколько лет назад я сам подрабатывал таким интервьюером и сейчас при необходимости тоже выхожу на опрос. За несколько часов интервьюер может заработать больше, чем сидя в офисе это же время.
В этой статье я расскажу, как устроиться на такую работу и получать 2000 Р в день.
Что надо знать о социологическом опросе
Компании и органы власти хотят лучше знать, что люди думают и чего хотят. Для этого проводят исследование. Для исследования нужно собрать данные. Один из способ сбора данных — опрос. Опрос — это когда спрашивают.
Человека, который проводит опрос, называют интервьюером. Тех, кого опрашивают, называют респондентами. Интервьюер опрашивает людей на улицах, по телефону или ходит по квартирам. Процесс называется работой в поле, а опрос — полевым этапом. Потому что есть и другие этапы: например, опрос нужно подготовить, а потом посчитать и проанализировать данные.
Все ответы вносятся в опросный лист. Если его заполняет интервьюер, то такой документ называется «бланк интервью», если ответы вносит сам респондент — это уже анкета. Но в статье, чтобы не писать всякий раз «бланк интервью», я использую слово «анкета», за что заранее прошу прощения у социологов.
Исследование в упрощенном виде выглядит так: социологи по специальным методикам разрабатывают опросные листы, потом нанимают интервьюеров и отправляют их проводить полевой этап. Потом анкеты обрабатываются и аналитики делают из ответов граждан какие-то выводы. Рано или поздно все умирают.
Как стать интервьюером
Чтобы быть интервьюером, никаких специальных знаний иметь не надо. Но придется быть готовым к постоянному общению с разными людьми, много ходить и испытывать стресс. Я попал в интервьюеры, когда учился на социолога — для студентов работа в поле была частью учебы. Понюхать пороху, так сказать. Вкусить простой русской жизни. Слиться с народом. Оседлать русское бессознательное…
Потом, уже на старших курсах, меня звали работать на опросах знакомые из исследовательского агентства. Когда я сам начал заниматься организацией опросов, то искал интервьюеров тремя способами: звал знакомых, желающих подзаработать, привлекал студентов в вузах и размещал объявления на сайтах с вакансиями. Так что, если вы хотите устроиться на такую работу, необязательно быть студентом или иметь знакомых социологов — ищите в интернете.
Обычно в вакансиях из интернета никаких подробностей нет — условия работы и оплата будут отличаться от опроса к опросу. Уточнят всё уже на месте: перед выходом в поле с интервьюерами проводят инструктаж, где подробно рассказывают, сколько платят за одну анкету, количество человек, которых надо опросить, поквартирный это будет опрос или уличный и так далее.
Как устроена работа
Со стороны работа интервьюера выглядит просто: вам выдают пачку анкет, вы задаете вопросы людям, вносите ответы в бланки. После чего сдаете результаты нанимателю, и вам платят деньги. На самом деле есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание еще на этапе инструктажа. Именно от них зависит, будет ли заработок легким или придется выложиться по полной.
Вид опроса — квартирный или уличный. Ходить по квартирам сложнее, чем опрашивать людей на улицах.
При квартирном опросе интервьюеру выдают заранее заготовленный список адресов, по которым надо пройти, и это может быть не самый приятный район. Чтобы добраться до респондентов, придется искать способы попасть в подъезд, звонить в домофоны, бегать по этажам, переговариваться с недоверчивыми пенсионерами через дверь. В конце концов ты тревожишь людей посреди дня, они выходят на тебя в трусах и со сковородкой наперевес, а за их спинами зияет бездонная пучина унылого русского быта.
С уличным опросом проще. Главное — найти не слишком шумное место с хорошей проходимостью: например, рядом с магазином, поликлиникой, почтой или детской площадкой. От локации зависит скорость работы и, соответственно, заработок. Однажды я целый день простоял на перекрестке, вокруг спешили люди, и за всё это время на вопросы ответили всего десять человек. Ближе к вечеру я догадался перейти в тихий сквер с семейными парами, мамочками и пенсионерами — и за два часа опросил 30 респондентов.
Еще перед выходом на улицу люди все-таки склонны причесываться, прилично одеваться и всячески прикрывать быт российского среднего класса.
Время на опрос одного респондента. Его не получится определить, просто взглянув на анкету: умелый социолог может скомпоновать бланк так, что он займет одну страницу, а отвечать придется четверть часа. Каждый вопрос может иметь несколько подвопросов.
Чтобы выяснить, сколько надо времени на опрос респондента, исследователи проводят так называемый пилотажный опрос, то есть тестируют анкету. Поэтому на инструктаже обязательно уточняйте, был ли такой тест и сколько времени он занял. Если пилотажный опрос не делали, то мало того, что непонятно, сколько вы потратите времени, возможно и вопросы составлены так, что респондент не сможет на них ответить.
Если анкета сложная, респонденту могут предложить подарок за участие в опросе. Обычно это какая-нибудь мелочь, например шариковая ручка. Но имейте в виду, сувениры оплачиваются из той же статьи расходов, что и работа интервьюеров, поэтому на опросе с подарками ставка оплаты за одну заполненную анкету будет ниже.
Квота. В ходе исследования опрашивают не всех подряд. Большинство опросов имеют квоты: например, нужно опросить определенное количество мужчин и женщин определенного возраста.
Если не выполните квоту, деньги могут вообще не заплатить, потому что ценности для социологов такое исследование не представляет.
Шаг — используется при поквартирном обходе: после проведения одного интервью надо пропустить несколько квартир и заходить, например, только в каждую четвертую. Еще в социологическом исследовании используется правило «одна семья — один респондент» — это значит, что в каждой квартире можно опрашивать только одного человека, а при уличном опросе запрещено интервьюировать родственников.
Сроки проведения исследования всегда ограничены. Особенно это касается предвыборной социологии, когда ситуация меняется ежедневно и данные быстро теряют актуальность. В коммерческих исследованиях, которые проводятся для разных фирм, на полевой этап обычно выделяют не больше двух недель.
Как платят
Сейчас в Омске, где я живу, интервьюер получает на руки 150—200 Р в час. Например, если заполнение одного бланка вместе с поиском респондента отнимает 15 минут, то интервьюер получит 40—50 Р за каждого опрошенного. Естественно, результат зависит от места, времени суток, коммуникабельности интервьюера и удачи.
Но за работу платят не сразу: сначала агентство должно проверить качество работы интервьюеров.
Тонкости
Работать интервьюером получится не у каждого. Главное — сделать так, чтобы человек согласился принять участие в опросе. Я считаю, что здесь основную роль играет даже не общительность, а уверенность в том, что вы имеете право отнять у человека его время.
Важен первый контакт. Например, если подойти к прохожему и сказать: «Мы проводим социологическое исследование, не уделите ли вы немного вашего времени?», то в ответ услышите: «Нет, не уделю». Но если спросить иначе: «Я провожу опрос, несколько вопросов задам?», то отказать вам будет уже сложнее. При этом при поквартирном опросе первый контакт установить проще: человек не проходит мимо, никуда не спешит, он уже открыл интервьюеру дверь и готов его выслушать.
Когда интервьюер завершает задание, ему остается опросить еще несколько редких респондентов по квоте, например всегда занятых и спешащих людей среднего возраста. Неопытный интервьюер в такой ситуации ходит по квартирам с вопросом: «Не проживает ли у вас мужчина в возрасте от 31 до 40 лет?». Бывалый старается это предотвратить и еще в начале опроса берет редких по максимуму: возможно, за открывшей дверь бабушкой промелькнет тот самый мужчина от 31 до 40. Тогда сейчас опрашивать лучше его, а бабушка потом найдется. Для успешной работы по квотам вам понадобятся терпение, внимательность и целеустремленность.
Однажды, еще будучи новичком, я работал по сложной квоте: кроме пола и возраста, важным критерием было образование. Последней в квотном задании оказалась женщина от 40 до 54 лет с высшим образованием. Всех открывших двери жильцов я спрашивал: «У вас проживает женщина в возрасте от 40 до 54 лет с высшим образованием?» В очередной квартире хозяин-мужчина, выслушал вопрос, задумчиво произнес: «Бог миловал…» — и закрыл дверь.
Безопасность
Естественно на такой работе, где приходится много общаться с разными людьми, не избежать и негативна. Причем негатив в одинаковой степени есть как на опросах по острым темам, например про политику или религию, так и на безобидных коммерческих исследованиях.
Важное профессиональное качество интервьюера — здоровый пофигизм. Грубиян в первый раз вас видит, и всё, что он говорит вам плохого, характеризует только его самого. Большинство же людей относятся к интервьюерам доброжелательно и охотно идут на контакт.
Какие-то очень уж опасные моменты при работе в поле возникают редко, но надо быть всегда готовым. Своим интервьюерам я каждый раз провожу инструктаж по технике безопасности. Вот основные правила:
Самое страшное, что случалось с моими интервьюерами за пять лет работы, — мужчина, открывший дверь, схватил девушку и потянул в квартиру. К счастью, ей удалось вырваться.
У меня тоже бывали случаи, когда мне угрожала опасность, но в каждом из них я сначала нарушал свои же правила безопасности. Например, шел прямо на компанию в подъезде или заходил на кухню. Перед началом квартирного опроса я рекомендую девушкам-интервьюерам работать по двое. Решают они сами, ведь в этом случае зарплату придется делить на двоих.
Как узнать интервьюера
Иногда интервьюеров при квартирном опросе принимают за мошенников: непонятные люди, ходят по всем соседям, что-то спрашивают и вынюхивают. Это подозрительно. Вот как выяснить, что перед вами социолог, а не жулик.
У интервьюера будет с собой пачка одинаковых анкет, ведь помимо вас ему надо опросить еще несколько десятков человек.
В конце опроса у вас спросят номер телефона для контролеров.
Социологи не опрашивают больше одного человека в квартире.
Интервьюер не задает лишних вопросов, не пытается завязать беседу, а, наоборот, старается свести постороннее общение к минимуму — у него горит план.
Он ничего не пытается продать и не зовет на бесплатные презентации.
Фальсификация данных
Все эти нюансы подталкивают многих новичков к тому, чтобы сэкономить время и усилия, заполнив анкеты самостоятельно. Но подделку легко выявить.
После заполнения анкеты респондент оставляет свой номер телефона. Проблем со сбором такой информации обычно нет, если объяснить, что контакт нужен только для оценки качества проведенного опроса. Потом по этим номерам агентство, нанявшее интервьюеров, проверяет их работу. Сами опросы — анонимные.
Телефонный обзвон — маленькая часть большой системы контроля качества. Она начинается уже с процесса приема заполненных анкет у интервьюеров. Как показывает практика, если бланки чистые, аккуратно заполненные, то высок шанс, что сдали фальсификат. По своему опыту знаю, что в поле с бумагами всегда обязательно что-нибудь происходит: на них ставят кофе, роняют в грязь. Пару раз мне сдавали анкеты с пятнами крови. Диалог на улице или лестничной площадке — стрессовая ситуация, писать красиво не получается. Поэтому ровный почерк — признак подделки.
После визуального осмотра анкет и обзвона респондентов бланки попадают на статистический контроль: социологи смотрят, не отличаются ли ответы по всей выборке в среднем от ответов, которые принес отдельный интервьюер. Обычно люди отвечают одинаково независимо от места опроса. Если же мы видим значимые отклонения у какого-то интервьюера, то обзваниваем его анкеты еще раз, уже более тщательно.
Агентства строго относятся к обманщикам. В нашей компании за одну-две «нарисованные» анкеты из двадцати я еще сохранял часть зарплаты, за большее количество полностью лишал гонорара.
Общие впечатления
Когда социологическое исследование выходит на этап сбора данных, интервьюеры становятся главными действующими лицами. От них напрямую и в наибольшей степени зависит качество материала, который после контроля, обработки и анализа получает заказчик. Поэтому работа в поле очень важна и ответственна, как бы банально это ни звучало.
Быть интервьюером сложно, а иногда даже опасно, но здесь есть и своя романтика. Например, наше агентство проводило серию опросов по национальным и религиозным группам Ямало-Ненецкого автономного округа. В рамках исследования мы побывали в мечетях и церквях северных городов, прошли на корабле по Иртышу от Омска до Северного полярного круга, познакомились с татарской культурой и кухней, меня научили совершать намаз, а одного из наших интервьюеров потом еще полгода искали девушки, с которыми он познакомился во время поездки.