Как называют проводников на эверест
Шерпа не горный гид
В СМИ бытует неправильное представление о том, что слово «шерпы» описывает местных гидов. На самом деле это слово означает «восточные». Действительно, большинство обосновалось в восточной части Непала, где и расположена гора Эверест. Шерпы также являются древней этнической группой, чьи предки жили в регионе тысячи лет. Перепись 2011 года насчитывала почти триста тысяч шерпов в Непале.
Любопытно, что они не всегда были знаменитыми альпинистами. До того как иностранцы начали подниматься на Эверест, шерпы никогда не взбирались на скалы. Гора была святым местом. Джомолунгма означает «священная мать». Шерпы зарабатывали на жизнь фермерством, скотоводством и ткачеством. Сейчас они торгуют еще и знаменитой розовой гималайской солью.
Тем не менее в начале 1900-х годов шерпы получили приличный финансовый доход, работая в качестве проводников. Богохульство сменилось гордостью за свое мастерство и обеспечением своих семей.
Шерпы заимствовали свои духовные убеждения у тибетцев. Они больше не знают, когда это произошло, но ветка, которую они выбрали, древняя. Школа тибетского буддизма Ньингмапа восходит к восьмому веку, когда буддизм только пришел в Тибет.
Ньингмапа добавила красоту и знания в буддистскую культуру. Многие ритуалы по-настоящему прекрасны и сопровождаются пением. Изучение тибетского языка также способствовало распространению грамотности и умений.
Они собирают мусор
Гора Эверест предлагает захватывающие виды и природные пейзажи. Но когда альпинисты смотрят вниз и вокруг своих ног, они видят что-то совершенно другое. Земля усеяна мусором и сломанной техникой.
Время от времени начинается работа по очистке. В ходе уборки 2019 года 20 шерпов собрали мусор и доставили мешки на завод по переработке. Из нескольких кемпингов они собрали одиннадцать тонн мусора в апреле и мае.
Рекорд большинства подъемов принадлежит шерпам
Традиционно мужчины работают гидами. Но это не мешает дамам быть носильщиками, взбираться на Эверест или участвовать в других приключениях.
Шерпа Лхакпа является рекордсменкой и считается самой успешной альпинисткой. Она добиралась до вершины девять раз, все это время воспитывая троих детей, имея дело с жестоким мужем и работая на двух работах в Соединенных Штатах.
Они имеют генетическое превосходство
Когда исследователи впервые узнали шерпов, разница между ними и обычными людьми быстро обнаружилась. Разреженный воздух больших высот вызывал у посетителей усталость или тошноту. Но гиды продолжали действовать эффективно и без усталости.
В 2017 году исследователи также обнаружили, что естественный отбор был позади шерпов, ведь они родились в условиях низкого содержания кислорода. Вместо того чтобы стать уставшими, их тела приспособились к тяжелым условиям.
Инцидент на Лхоцзе
Общее мнение таково, что шерпы никогда не злятся. Однако в 2013 году группа шерпов не только потеряла хладнокровие, но и предположительно пыталась наказать иностранцев на горе Эверест. Симоне Моро, всемирно известный альпинист, был занят своим пятым походом в гору, когда его группа столкнулась с шерпами на Лхоцзе. Что вызвало драку, остается неясным.
Известно лишь то, что спустя час разногласий недовольство местных закончилось и сменилось на доброжелательность. Группы помирились, хоть и потеряли время.
Они хотят для детей другого
Шерпы: тайные герои Эвереста
С подачи туристов слово «шерп» стало синонимом слов горный проводник или носильщик. На самом же деле это никакая не должность и не профессия, а народность, населяющая Восточный Непал. Горные обитатели невероятно выносливы, знают лучше, чем кто бы то ни было, высокогорную местность, обладают наследственной высотной адаптаций, и именно профессиональным альпинистам-шерпам принадлежит большинство рекордов по восхождению на Эверест. Кто же они, рожденные в горах жители, которые всегда остаются в тени покорителей Эвереста?
Дословно «шерп» означает «человек с востока». Все, что известно об этой народности — это что их предки когда-то переселились из Тибета, и что шерпы имеют монгольское происхождение. Незаполненные страницы истории являются следствием того, что народ не имеет письменности и для счета времени использует тибетский календарь. На протяжении жизни также у них могут меняться имена. Фамилии они, как правило, не используют. Поскольку никакие официальные записи не ведутся, они сами то и дело путаются в датах и не могут сказать точно, как их зовут, если имя попросить произнести по буквам.
От своих тибетских предков шерпы переняли одежду, обычаи, кухню и язык, который схож с тибетским.
У шерпов нет письменности, фамилий, а счет времени они ведут по тибетскому календарю
В еде шерпы предпочитают не придерживаться определенного меню — все-таки местность глухая и «всеядный рацион» добыть гораздо проще. Мясо, сушеные продукты или консервы, привезенные туристами, шерпы все охотно съедят. Однако кулинарные традиции у них все же есть. К традиционным блюдам, например, относят мо-мо — что-то вроде супа с пельменями. Помимо этого блюда шерпы очень любят пить чай. Пьют его несколько раз на дню. Из риса и ячменя они варят шерпское пиво, называемое чанг. Представляет оно собой готовую закваску, которую наливают в чашку, заливают кипятком и пьют через бамбуковую трубочку.
Шерпы обладают недюжинной силой и выдержкой. Относится это и к мужчинам, и к женщинам, и к детям. В сопоставлении с мужчинами слабый пол здесь никак нельзя назвать слабым: наравне с мужчинами женщины могут выполнять тяжелую работу и носить тяжести, достигающие двух третей их собственного веса. Вообще, переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие. Подхватывая поклажу, они надевают ее не на плечи, а на лоб. По их мнению, это самый эффективный способ переноски, позволяющий переносить на себе десятки килограммов груза.
Переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие
Шерпы обладают «высокогорными» генами, благодаря чему им легко покоряются любые вершины. Впервые подняться на Эверест удалось новозеландскому исследователю Эдмунду Персивалю Хиллари и шерпу Тенцинг Норгей. Достигнув вершины, Хиллари принялся водружать флаг, а Норгей стал раскладывать в снегу шоколадки как подношение богам. Другой шерп Аппа Тенцинг с 1990 года стал регулярно подниматься на Эверест. Восхождения он совершал один, а иногда и два раза в год. Последний раз он взбирался на Эверест 11 мая 2011 года, став абсолютным рекордсменом по количеству восхождений на гору, число которых достигло 21 раза.
Чтобы подняться на высшую точку планеты, шерпу Пемба Дордже понадобилось всего 8 часов 10 минут — кроме него с такой скоростью на гору не взбирался ни один альпинист. А шерп Бабу Чири, поднявшись на гору, провел там 21 час. Все эти достижения находятся далеко за гранью возможностей обычных спортсменов, но могут запросто покориться одним из тех, кого считают всего лишь носильщиком или проводником, который сопровождает очередную группу альпинистов, решившую подняться на Эверест.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Шерпы: почему их называют самым выносливым народом в мире
Что мы знаем о шерпах? Что это те безымянные люди, которые помогают альпинистам в восхождениях на Эверест. Однако шерпы — не профессия, это народ. И народ удивительный.
Без грамоты и истории
Когда мы говорим «шерпы», то обычно имеем ввиду носильщиков, которые помогают альпинистам совершать восхождения. Это не самое верное представление. Шерпы — это одна из народностей, которые сегодня преимущественно обитают на территории Восточных Гималаев. И занимаются они не только тем, что носят поклажу. Большинство из них занимается земледелием.
Шерп в переводе означает «человек с Востока». Когда-то шерпы жили в Тибете. Они монголоидного происхождения, но с тибетцами их связывают и традиции, и религия, и одежда. Похожи и их языки. Однако у шерпов нет и не было письменности. От этого серьезные пробелы в том, что касается их историографии. Это почти в прямом смысле народ без истории, поскольку, что не написано пером… то сложно однозначно доказать.
Живут шерпы традиционно по тибетскому календарю, но датировка их жизней — дело непростое. Они уделяют собственным персонам незначительное внимание. Даже имена у них меняются на протяжении жизни. Фамилий как таковых нет в принципе. Вместо этого, если возникает такая необходимость, используется название местности, где родился шерп. Или шерпа.
Даже с самим названием представителей этого народа в единственном числе возникают проблемы. Поскольку и «шерп» и «шерпа» (оба слова мужского рода) — признаются нормативными. Нет письменности — нет и строгих правил.
Рожденные восходить
Шерпы удивительно выносливые. Во время восхождений они могут нести на себе поклажу, превосходящую по тяжести собственный вес. Они выдерживают такие перегрузки, которые для европейцев являются смертельными. Конечно, ученых заинтересовал этот феномен.
Многочисленные исследования подтвердили, что у шерпов иначе работает система кровоснабжения — их кровь бежит в два раза быстрее, чем у европейцев, сохраняя при этом оптимальный сердечный ритм и давление.
Исследования показали, что концентрация продуктов распада азота в крови шерпов в 10 раз выше, чем у тех, кто приезжает покорять Эверест издалека. Оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды — отсюда и фантастическая выносливость шерпов.
Джонатан Стемплер (Медицинский центр Университета Дьюка), занимающийся этой проблематикой, отмечает: «Интересные данные о здоровье жителей Тибета показывают, каким образом природа использовала оксид азота для возмещения негативных последствий постоянного пребывания на большой высоте в условиях гипоксии».
Сами шерпы относятся к этому философски. Тенцинг Норгей, самый известный шерп (первым, вместе с Хиллари покорил Эверест), в своей книге «Тигр снегов» спокойно рассказывает: «Мальчик-шерп смотрит вверх — он видит гору. Потом он смотрит вниз и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Он не видит в этом ничего необычного или неприятного. Идти с грузом — его естественное состояние, и ноша для него все равно что часть тела».
Всеядность
Популярности шерпов среди тех, кто приезжает в Гималаи покорять Джомолунгму, способствует, по признанию того же Терцинга Норгея, их всеядность. В отличие от большинства индусов и пакистанцев, шерпы практически всеядны. Спокойно могут употреблять любые консервы, с которыми альпинисты обычно идут в горы. Не чураются они и алкоголя. Более того, у шерпов даже есть алкогольный напиток, называемый чанг. Это такое шерпское пиво, которое готовится из риса, ячменя или других злаков. Пьется оно обычно через соломинку.
Шерпы даже не чураются сигарет. И вообще стараются жить без догматических ограничений. Впрочем, как рассказывал Норгей, перед восхождением и во время него, от сигарет шерпы отказываются, что не вызывает у них какого-либо синдрома отмены.
Семья
Надо сказать, что шерпы весьма демократичны по сравнению с большинством азиатских народов. Даже гендерные вопросы у них не имеют строгой закономерности. Так, шерпские женщины, которые традиционно считаются хозяйками дома, могут наравне с мужчинами принимать участие в восхождениях. Даже несмотря на то, что они обычно низкорослые, или даже маленькие, они могут нести поклажу почти со свой вес. Такая «мужская» работа не считается у шерпских женщин чем-то зазорным.
Многоженство среди шерпов практически не развито. Сами они объясняют этот факт именно демократичностью отношений: попробуй управься с несколькими женами, если с одной непросто совладать. Распространено, впрочем, многомужество — одна жена на несколько братьев — так сохраняется имущество внутри семьи. Бывают среди шерпских семей и разводы, но инициатор не может разойтись без уплаты определенной суммы.
Религия
90% шерпов — буддисты. Они верят в реинкарнацию и даже посещают буддийские храмы, однако их вера подчеркнуто не ритуальна. Они не «заморочены» на религии, несут Будду скорее в сердцах. Фанатиков среди шерпов нет.
Как признается Терцинг Норгей «наши важнейшие обряды связаны с рождением, женитьбой и смертью. Мы сжигаем наших покойников, кроме маленьких детей, которых принято хоронить. Исключение составляют также умершие высоко в горах; их тоже хоронят — либо люди, либо сама природа».
Шерпы живут три жизни: в своем народе, в своей религии, и в своей работе. Одна жизнь от другой у них неотделимы.
Политика
Шерпы — не вымирающий народ. Их численность постоянно растет. Растет и образованность, а также гражданское самосознание. То и дело они хотят монополизировать Эверест и даже закрыть его для восхождений. Многие из нового поколения шерпов после «бума» эверестомании осваивают нетипичные для себя профессии, связанные в том числе и с юридической отраслью.
Шерп всегда в душе путешественник, покорять новые вершины у этого народа в крови. Вполне возможно, что в будущем они приобретут такую силу и значимость, что с ними будут считаться и «сильные мира сего».
Одноразовые люди: История жизни шерп работающих на Эвересте
На протяжении более чем сотни лет иностранные альпинисты нанимают местных шерп для самой опасной работы в мире. Это прибыльный бизнес для местного населения в бедном регионе, но он стоит жизни многим из них.
Утром 24 октября 2010 года, ветеран альпинизма, шерпа Чхеванг Нима (Sherpa Chhewang Nima) работал на склоне горы, в его обязанности входила установка высотного лагеря на отметке в 7130 метров на склоне пика Барунтзе (Baruntse), остроконечной вершины вблизи Эвереста в восточном Непале. В то время высоко в небе плыли кучные облака, а склоны горы сильные порывы ветра забрасывали снегом.
Из-за своей высоты, чуть более 7000 метров, пик Барунтзе не значился среди великих мировых вершин, но несмотря на это он по прежнему оставался популярной вершиной для иностранных альпинистов.
Нима Гальзен работал на иранскую команду. В этот день они работали в паре, закрепляя веревку и прокладывая маршрут по склону горы, в это время из клиенты: Арно, иранцы и несколько других команд находились в нижних лагерях ожидая завершения работы шерп и планируя восхождение на вершину горы.
Арно была в высотном лагере на середине маршрута. Она планировала свой штурмовой выход на следующий день, давая тем самым шерпам целый день на выполнение их работы. Снег на склоне горы был особо глубоким, но Арно сказала: «Я видела что они продвигались довольно быстро, быстрее чем мы даже могли предполагать. Тогда я даже подумала что они пройдут в этот день к самой вершине».
Примерно в 2 часа дня, находясь всего лишь в 200 метрах от вершины, Чхеванг ставил очередную станцию страховки на снежном склоне горы, в это время, внезапно, снег ушел из под его ног, скатываясь в низ большим пластом. Чхеванг остался стоять на большом карнизе, державшимся лишь слабой снежно-ледовой связкой за склон горы, и любой, даже маленький порыв ветра мог его обрушить.
И в мгновение ока, Чхеванг исчез в пропасти вместе с обрушившимся карнизом.
Как потом рассказывал Нима Гальзен, катившиеся по склону горы глыбы льда, как соломинку перебили страховочную веревку Чхеванга, лишив его последней надежды на выживание. Как ни пытался Гальзен, он так и не смог обнаружить на склоне горы тело своего товарища; завершив осмотр склона, он поспешил спуститься в низ к Арно, которая встретив его в высотно лагере, сперва приняла истерику Гальзена как радость от восхождения на вершину.
Арно сразу же связалась с ее туристическим агенством в Непале с просьбой выслать спасательный вертолет.
Основную массу работы выполняют шерпы, которые слишком часто становятся ее жертвами. Результатом их работы становятся закрепленные перила на склоне горы, по которым на вершину безопасно поднимаются целые «караваны» альпинистских экспедиций, и не только на склонах Эвереста работают шерпы, в их «ведомсте» находятся десятки высочайших горных вершин Непала. И на каждой из них, шрпы подвергаются самым большим опасностям в альпинизме: камнепадам, переходам через трещины, риску обморожения, истощения, и в следствии большой высоты повышенному риску образованию тромбом и инсультов.
Весной 2013 года не один трагичный случай, вписанный в историю восхождения на Эверест, наглядно проиллюстрировал, насколько опасна работа шерп на склоне самой высокой горы в мире.
Три дня спустя, 27 летний Непальский шерпа Lobsang Sherpa, умер в результате падения на Эвересте между лагерями Camp2 и Camp3.
16 мая шерпа Намгьял (Namgyal), работающий на компанию «Explore Himalaya» погиб от внезапного сердечного приступа, после восхождения на Эверест в десятый разв своей карьере.
В соответствии с базой данных гималайских восхождений, которая отслеживает трагичные случаи с шерпами, за время альпинистской истории Гималаев, в ее горах погибло 174 высотных шерп, и 15 из них на Эвересте за последние 10 лет.
Но в то же время очень много шерп остались инвалидами в следствие камнепадов, обморожений или последствиями высотной болезни: инсульта или отека головного мозга.
Шерпы, работающие над Базовым лагерем на Эвересте, имеют в 10 раз больший риск погибнуть чем иностранные альпинисты. Об этом свидетельствуют данные по статистике рабочих профессий Центра по контролю и профилактике заболеваний (США). Работа шерп в соответствии с этими данными является первой в перечне самых опасных работ в мире (не учитывая службу в войсках).
По статистике вероятность гибели шерпы на Эвересте более чем в 3,5 раз выше чем вероятность гибели пехотинца в течение первых четырех лет войны в Ираке.
Нет в мире подобной сферы услуг, которая так часто бы убивала своих рабочих.
Возьмем, к примеру, два трагичных восхождения шерп, которые привели к постинсультному параличу: 54-х летний Анг Темба (Ang Temba) и 65 летний Лхакла Гальзен (Lhakpa Gyalzen).
Несчастный случай с Ангом произошел во время его восхождения по Северной стене Эвереста, в то время когда он работал на японскую команду в 2006 году. Его жена, Фурда (Furba), которой сейчас 48 лет заботиться о нем в их доме в Катманду, все время вспоминая строгое предупреждение японского врача, который осмотрел Анга в Базовом лагере, когда его доставили со склона Эвереста: «Он сказал: больше никакого альпинизма».
Лхакпа Гальзен (Lhakpa Gyalzen), который поднимался на Эверест, работая на китайскую экспедицию в 2000 году, перенес на склоне горы инсульт, и ему не так «повезло» как Ангу. Хотя он может передвигаться с тростью и даже отчасти разговаривать, его жена и дети ушли от него.
Но со временем первого восхождения на Эверест, мало что изменилось для рабочей силы на ее склонах. Членам семей шерп, погибших на Эвересте в 1922 году выплатили по 250 рупий каждому, что с учетом инфляции в пересчете на современный курс составляет 4600$ суммы страховых выплат, которые получают сегодня семьи погибших шерп.
Эти две деревни были домом для некоторых из самых известных шерп в истории альпинизма. Тенцинг Норгей жил в Thame прежде чем он переехал в 1932 году в Дарджилинг (Индия), где были организованы иностранные экспедиции в Гималаи, прежде чем правительство Непала открыло свою страну для иностранных туристов.
65-и летний шерпа Анг Рита (Ang Rita) родом из деревни Thamo, он за свою альпинистскую карьеру совершил десять восхождений на Эверест без использования кислородных баллонов, этот своеобразный рекорд дал ему прозвище «Снежный Барс» (Snow Leopard).
Со своим природным атлетизмом, шерпа Чхеванг Нима, родившийся и выросший в деревне Thamo, не мог не стать альпинистом, это было также неизбежно. Как и для всех молодых парней в деревне в 1980-х годах, его кумирами были Анг Рита и Апа Шерпа.
В то время экспедиции на Эверест организовывались лишь самыми сильными, профессиональными командами мировых держав, но их сопровождение для местных жителей уже было самой прибыльной работой в регионе Кхумбу.
Альпинисты с самых первых попыток покорения высочайших гор Непала, осознали превосходную врожденную выносливость шерп на больших высотах, этот генетический подарок природы в последствии был подтвержден научными исследованиями, которые установили, что шерпы могут усваивать кислород на больших высотах гораздо более эффективно, что и по сей день является определяющим фактором для возможности работы шерп на склонах самых высоких гор в мире
На момент его смерти, Чхеванг поднялся на вершину Эвереста 19 раз! и был близок к установлению нового рекорда количества восхождений, побив рекорд Апы Шерпы в течении 2-х лет. За свой самый продуктивный сезон на Эвересте, который длился два месяца, Чхеванг смог заработать 6000$ работая на установке перил, высотных лагерей, а также регулируя трансфер снаряжения клиентов, продуктов питания, заброску палаток и кислородных баллонов вверх по склону, и вынос мусора в низ. С такой сезонной зарплатой Чхеванг мог содержать не только свою жену и детей, но также и семьи многих из его восьми братьев и сестер.
«Если бы кто либо из американцев смог бы подняться на Эверест 19 раз, он был бы по крайней мере звездой рекламных компаний, таких как например Budweiser», сказал 50-и летний Норбу Тенцинг Норгей (Norbu Tenzing Norgay), двоюродный брат Чхеванга и самый старший из живущих сыновей первопокорителя Эвереста шерпы Тенцинга Норгея. «Шерпы не получают такого же признания как иностранные альпинисты».
Летом 2010 года, в то время как Чхеванг работал на Аляске, в подготовке экспедиции для альпийских восхождений, Норбу, который сейчас живет в Сан-Франциско и является вице-президентом Американского гималайского фонда, пытался выбить для Чхеванга спонсорскую помощь для его экспедиции. Он также тренировал Чхеванга в том, как правильно общаться с журналистами, а в июле он убедил его дать несколько публикаций в ведущих мировых изданиях, одним из них был «Mountain Hardwear», которое участвовало в финансировании восхождения легендарного шерпы Бабу Чири (Babu Chiri), который установил на Эвересте скоростной рекорд восхождения, но погиб в 2001 году в результате падения в ледовую трещину недалеко от высотного лагеря Camp II.
Норбу рассказывал Чхевангу, что по сравнению с иностранными коммерческими гидами он зарабатывает сущие гроши, и что ему необходимо бросить восхождения в Аляске и организовать свою экспедицию на Эверест, но для этого он должен был встретиться с потенциальными спонсорами в Сан-Франциско.
Но Чхеванг сказал тогда: » О, нет, брат, это слишком дорого, я не могу изменить свои планы». Однако это был вопрос лишь нескольких сотен долларов.
В то время как Норбу высоко ценит попытки Арно и других иностранных альпинистов в организации помощи шерпам, он не верит в то, что добрая воля одиночных альпинистов может помочь восстановить семьи, члены которых пострадали на Эвересте. «Одни лишь намерения помочь не достаточны. Я видел в своей жизни очень много невыполненных обещаний»
В этих обеих школах шерпы учатся профессионально обращаться с альпинистской веревкой, а также проходят обширный курс по спасработам.
Также, в Базовом лагере Эвереста, альпинист Luanne Freer основал клинику в 2003 году, в которой он предлагает бесплатную медицинскую помощь всем шерпам тех экспедиций, которые заключили контракт с его организацией.
Но несмотря на это, сегодня мало одной лишь обязательной помощи на месте, такие мероприятия не смогут помочь семьям погибших шерп или шерпам, получившим инвалидность на Эвересте.
После принятия в 2002 году поправок в Закон о туризме, Министерство туризма и гражданской авиации Непала требует от всех туристических агенств Непала оплаты страховки на спасработы и страховки жизни для шерп.
Как минимум эти страховые выплаты составляют, для шерп, работающих на склоне Эвереста, выше его Базового лагеря 4600$ в случае смерти и 575$ в случае травмы, на более низких высотах носильщики застрахованы на сумму 3500$.
Кроме того, каждая иностранная экспедиция должна оплатить общий страховой полис для всех своих шерп в размере 4000$ в качестве страховки за спасработы.
Тем не менее не составит труда узнать, что и такие меры в большинстве своем случае недостаточны. Хотя подготовка и имеет важное значение, практические занятия не уменьшат риск пребывания на горе для шерп. Так, например, проход через самый опасный ледопад Кхумбу, на котором ледяные глыбы смещаются в хаотичном порядке, неся тем самым постоянную угрозу смерти; некоторые иностранные гиды предпочитают даже проводить акклиматизацию своих клиентов на соседних вершинах, что бы только лишний раз не проходить это ужасное место.
Однако, в стандартный альпинистский сезон, шерпы могут проходить по десять раз каждый через этот ледопад, причем некоторые из них зарабатывают бонусы за каждый дополнительный круг. Гиды и их клиенты обычно проходят от двух до четырех раз этот ледопад.
Признавая недостаток такой щедрости, Атанс продолжает говорить: » Мы конечно же понимаем, что семья погибшего Чхеванга оказалась в лучшем положении чем подавляющее большинство семей в которых погиб кормилец. Множество таких семей вынуждены влачить нищее состояние, это одна из важных вещей, которыми пренебрегает туристическая отрасль Непала «
В отличие от молодых альпинистов и участников коммерческих групп, практически каждый ветеран альпинизма осведомлен о недостаточной степени защиты семей шерп от несчастных случаев, и более того, многие из этих альпинистов активно пытаются повлиять на ситуацию, изменить ее к лучшему.
Конрад Анкер и Атанс сейчас работают над созданием специального фонда помощи шерп, который также как и страховой полис должен будет обеспечивать денежные выплаты семьям погибшим и пострадавшим шерпам.
Справедливости ради надо сказать, что нынешняя система страховых полисов для шерп способствует развитию большого числа мошенничеств.
Иностранные горные гиды, которые имеют своих коммерческих клиентов, обычно нанимают также иностранные компании, такие как Rainier Mountaineering, которые уже в свою очередь, обязаны по закону, нанять в Непале туристическое агенстов, которое уже непосредственно займется организацией экспедиции. Именно эти туристические агенства уже и нанимают в экспедицию шерп, приобретают для них соответствующие страховые полисы и помогают организовать спасоперацию в случае аварии.
С одной стороны, агенты туристических компаний Непала выступают в качестве посредников, помогая иностранным компаниям ориентироваться в бюрократической неразберихе Непала. И в то же время, эти компании становятся для всех удобными «козлами отпущения» в случае аварийных ситуаций, поскольку они являются техническими работодателями для шерп.
Существующая в Непале система способствует развитию своего рода «правдоподобному отрицанию», в которой каждый человек думает, что он действует добросовестно, а в аварию попадают другие, но только не он.
Британец Марк Хоррелл (Mark Horrell), который был на Барунтзе через несколько дней после гибели Чхеванга в 2010 году наглядно описывает это заблуждение в своей книге за 2011 год под названием «Могила Чхеванга Нима» (The Tomb of Chhewang Nima).
После того, как поисковая операция была прекращена, партнер Хоррелла рассказал что Арно была единственной богатой альпинисткой, которая предлагала большие деньги за прокладывания перил на вершину горы. Между тем, Хоррелл отметил: «Все наши шерпы были застрахованы нашим агенством Responsible Travellers «.
В соответствии с этим новым положением, которое согласовал Совет Правительства Непала с 1 января 2014 года вводятся следующие тарифы страховых полисов:
Кроме того, увеличивается оплата аварийно-спасательных работ, включая перевозку умерших альпинистов: с нынешних 3000 евро до 7500 евро.
Соответственно, уже сейчас, все иностранные экспедиции, планирующие свои восхождения в горах Непала на 2014 год, должны быть готовы к повышению тарифов, и учитывать их в своих экспедиционных сметах!
Со времен Эдмунда Хиллари, шерпы, обеспечивая безопасное восхождение для своих клиентов, практикуют осадный альпинистский стиль восхождения, и это единственный способ провести благополучно коммерческую группу.
Но по мере развития альпинизма, когда начал практиковаться другой, альпийский, легкий и быстрый стиль восхождений, работа шерп выше Базового лагеря в горах стала отчасти считаться излишней помощью, которая лишь портит чистый стиль восхождений, так же как и восхождения с использованием кислородных баллонов, по крайней мере такие мысли витают среди элиты профессиональных альпинистов, которые приходят к Эвересту каждый год, и хотят вписать свое имя в историю Эвереста.
Этот конфликт развернулся вокруг трех профессиональных альпинистов: Симоне Моро (Simone Moro), Ули Штека (Ueli Steck) и Джонатана Гриффита (Jonathan Griffith), когда трое иностранных альпинистов пренебрегли просьбой шерп не подниматься по склону Эвереста пока шерпы не закончат провешивать перила. В итоге конфликта, каждая команда обвинила другую в провоцировании и развязывании конфликта. По словам 28 летнего шерпы Карма Сарки (Karma Sarki), Симоне Моро в этом конфликте назвал их «chor» (“воры”), кроме того, Моро стал оскорблять их, выкрикивая в адрес шерп ругательства типа «machickne» (непальский аналог слова «ублюдок»), этот крик Симоне был услышан по рации и в Базовом лагере, и о нем знали большинство альпинистов.
Более подробней о этом конфликте Вы можете прочитать в нашей подборке статей:
Тем не менее, сама идея альпинистов, подняться по Южному склону без помощи шерп является заблуждением. Моро. Штек и Гриффит при восхождении к лагерю Cmap2 несомненно пользовались как лестницами, установленными на ледопаде Кхумбу шерпами.
Во время празднования в Британском посольстве в Катманду в мае этого года 60-летия первого покорения Эвереста, Райнхольд Месснер, который бесспорно считается покровителем современного альпинизма, сказал довольно резкие слова в адрес тех альпинистов, которые хотят получить и то и другое: «Альпинисты, которые проходят по лестницам, установленными шерпами на ледопаде Кхумбу, а затем поднимаются по склону без использования веревок провешенными шерпами являются своего рода «паразитами» Эвереста»
Шерпа Карма Шарки, который также был вовлечен в этот конфликт в тот день, сказал что Симоне Моро оскорбил их труд, он сказал: «Вам нужны деньги? Мы провесим веревки до седловины Эвереста», и поднимавшиеся в легком, альпийском стиле европейцы прошли с веревкой гораздо больший путь чем шерпы за тот же промежуток времени, в результате чего, команда шерп, работавшая над провешиванием перил в глазах иностранных альпинистов, коммерческих клиентов была просто опозорена.
«Шерпы были в ярости, потому что три альпиниста догнали нас,» продолжает говорить Карма Шарки, «и они сделали это в нашей стране, на нашей горе. Мы предаем нашу жизнь опасности при восхождении на Эверест при этом помогая иностранным альпинистам. Эверест для нас означает все. «
Но в тоже время, ни одно из этих объяснений не сгладит конфликтные действия произошедшие на склоне Эвереста, очевидно, что двойной стандарт использования помощи шерп, лишь только спустя некоторое время может объяснить почему шерпы, работавшие над провешиванием веревки были настолько разгневаны действиями иностранных альпинистов.
Эти размытые, нечеткие границы на самом деле широко распространены в альпинизме. Выдающиеся альпинисты мира продолжают ставить жизнь шерп в опасности, несмотря на широкое убеждение сообщества в том, что профессионалы должны сами делать всю свою «грязную работу».
Так и Арно, которая была вполне способной альпинисткой, что бы взойти на вершину Барунтзе в 2010 году без помощи шерп, все же решила не рисковать лично, а использовать труд шерп ан склоне горы.
Сэнди Аллен, который называл шерпу Рангду «профессионалом и дорогим своим другом» выделил на его лечение еще пару тысяч. «Мы дали эти деньги не потому что он сломал в нашей экспедиции ногу, мы знали что страховая компания выплатит средства по полису, мы хотели поддержать его семью пока Рангду оставался без работы», писал в своем отчете Аллан.
Сэнди Аллен и Рик Аллен взошли на вершину Нангапарбат по хребту Мазено за 18 дней экспедиции, и это было историческое для альпинизма событием. Это прохождение далось для команды не без помощи шерп, что в современном альпинизме противоречит его строгим стандартам первопрохождений.
Но в апреле 2013 года, на церемонии самой престижной альпинистской премии «Золотой Ледоруб» (Piolets d’Or 2013) это прохождение, среди прочих, завоевало главный приз церемонии. Тогда, Кэти О’Дауд сказала: «Золотой Ледоруб данный этому прохождению очень много значит для наших шерп Lhakpa Rangdu Sherpa, Lahkpa Nuru Sherpa и Lakpa Zarok Sherpa, без которых это прохождение не состоялось бы»
Дэвид Мортон и Кристина Китайяма вызвались спонсировать школьное обучение Тенцинга Чосанга. Это были сложные отношения, которые, казалось охватывают всю непростую историю шерп и иностранных альпинистов. За прошедшие более чем сто лет, иностранные альпинисты помогли повысить уровень жизни шерп, выведя из из ужасного нищего существования к одной из самой знаменитой в мире этнической группы; но при этом, невольно разбивая их семьи, а затем пытаясь изо всех сил помочь их осиротевшим семьям.
Лхаму встретила нас у себя на кухне, она была одета в традиционный полосатый фартук шерп. Увидев Арно и нас, она лишь жестом пригласила присесть и подала горячий чай. Арно сказала ей, что она, возможно, нашла ей работу в туристическом магазине Sherpa Adventure Gear в Катманду. Затем она вручила ей конверт, в котором были сотни долларов США. Этот ежегодный ритуал, как сказала Арно, для нее очень сложный этап жизни.
Спустя некоторое время, я спросил Лхаму, согласна ли она дать мне интервью.
Видеоверсию этой статьи Вы можете посмотреть в этом ролике:
На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта! Спорные вопросы разрешаются в судебном порядке