Как называют староверов в америке
Амиши: главные тайны самого закрытого общества в США
Амиши – движение последователей менонитского идеолога из Швейцарии Якоба Аммана, появившееся в Европе в конце XVII столетия. Из-за гонений многие амиши вынуждены были иммигрировать в Америку. И по сей день они ревностно берегут свои традиции, разительно отличаясь от современных американцев.
Следуя букве писания
Амиши буквально воспринимают все, что сказано в Библии. Если написано «плодитесь и размножайтесь», значит, так тому и быть. Именно поэтому численность амишей в Америке удваивается каждые 20 лет. В то время как среди основного населения Соединенных Штатов средняя рождаемость не превышает двух детей на семью, амиши имеют по 6-7 отпрысков. Сегодня в Северной Америке проживает порядка 200 000 амишей.
Учитывая, что все североамериканские амиши предпочитают находить себе пары в рамках своей общины, они сталкиваются с проблемой инбридинга – близкородственного кровосмешения, что порождает массу генетических отклонений и высокий уровень смертности среди новорожденных. Понимая всю опасность эндогамии, амиши накладывают запрет на заключение брака между двоюродными братьями сестрами, однако союз между троюродными родственниками все же допускается.
Не выходя из дома
Традиционно общины амишей не строят культовых сооружений и проводят все службы дома, следуя в этом писанию, где церковь определяется не как постройка, а как собрание людей.
Если в доме, где проводится служба, собирается много людей, то пастору приходится перемещаться из комнаты в комнату, чтобы обойти всех прихожан. К слову, пасторы амишей не проходят специального обучения, как принято в других церквях, а определяются жребием.
Запрет на цивилизацию
Амиши – чрезвычайно закрытое сообщество. Они не признают технического прогресса, фактически изолируя себя от благ цивилизации. «Орднунг» (кодекс жизни амишей) накладывает запрет на использование сетевого электричества, телефонов и компьютеров. В наиболее консервативных общинах запрещены холодильники и ванные комнаты.
Амишам не разрешено управлять автомобилем и тем более иметь его, но они могут пользоваться автобусом или поездом. Традиционный вид транспорта амишей – повозка запряженная лошадью, однако максимальная дистанция поездки не должна превышать 40 километров, так как животное нельзя перегружать.
Строго регламентирована и одежда амишей. Только простые одеяния из натуральных материалов – никаких кроссовок, джинсов, ремней, перчаток, галстуков, карманов и даже пуговиц (их заменяют застежки или булавки).
Только необходимое
Отвергают амиши и традиционное школьное образование, так как оно, по их мнению, перегружено совершенно ненужными дисциплинами. Их дети учатся в небольших общинных школах, где изучают только чтение, письмо и арифметику.
После окончания 8-го класса юноши и девушки получают профессиональную подготовку в первую очередь в области сельского хозяйства, а также разного рода ремесел. Амиши оставляют лишь то, что помогает им выжить. Все остальное – от лукавого.
Избирательное насилие
Амиши отвергают любое сотрудничество с внешним американским сообществом: отказываются служить в армии, выполнять любое распоряжение властей или полиции. По-своему истолковывая проповеди Христа, они не позволяют вовлечь себя в судебную систему, рассматривая ее как проявления насилия и агрессии.
Главное достоинство
Мужчины амишей следуют неукоснительному правилу. Как только они вступают в брак, на них накладывается обязательство отращивать бороду – только бороду, но никак не усы. Борода для них – священный атрибут, и насильственное ее отрезание, что может произойти во время ссоры между представителями разных семейств, приравнивается к святотатству. Такое преступление карается тюремным сроком.
Дело в том, что по американским законам отрезание бороды у амишей равносильно преступлению против религиозных свобод, и здесь представители общин готовы сотрудничать с властями. К примеру, в 2013 году суд присяжных в штате Огайо приговорил организатора нападения с отрезанием бород к 15 годам тюремного заключения, а его 15 подельников получили сроки от одного года до семи лет.
Между нами доска
Как правило, пара амишей, которая собирается связать себя узами законного брака, не имеет до свадьбы интимных отношений. Молодые могут лежать в одной кровати, но будут отгорожены друг от друга заправленными одеялами и приспособленной между ними доской. Иногда мать невесты может зашить свое чадо в холщевый мешок, в котором девушка будет находиться до утра. И так в течение месяца.
Делай, что хочешь
Еще один интересный обычай в среде амишей – «румспринга» (буквально «беглец»). В период от 14 до 16 лет каждый подросток получает право самостоятельно исследовать внешний мир, подвергая себя всем его соблазнам. Ведь сознательное крещение амиши принимают только в 16 лет и до этого не считаются полноправными членами религиозной общины.
Румспринга не будет осужден своими собратьями ни за ношение молодежной одежды, ни за езду на автомобиле, ни за сексуальную распущенность, ни даже за употребление наркотиков. Более того, подросток имеет возможность больше не возвращаться в общину, но, как правило, свыше 90% беглецов в итоге остаются среди амишей.
Не сотвори кумира
Любопытно, что детские куклы амишей лишены отличительных особенностей – лица, волос, пальцев и в целом раскраски. Это объясняется просто: амиши считают, что только бог имеет право создавать образы людей, даже если это игрушка. Безликие куклы формируют единообразие, что не позволяет одной игрушке выглядеть лучше другой, в противном случае возникает стремление к тщеславию.
Этим можно объяснить и запрет на позирование для фотографии. Амиши верят, что такое фотографирование равносильно нарушению заповеди «не сотвори себе кумира». Тем не менее, фото или видео, сделанное в непринужденной форме, амиши допускают. Поэтому в паспорте амиша мы или не увидим фотографии вообще, или там он будет запечатлен в естественной среде, скажем, на фоне природы.
Американские староверы (Меннониты)
Меннонитов часто называют «крайним течением в протестантизме», и оно зародилось во время Реформации в Голландии. Не буду выносить оценок их вероисповеданию, я предлагаю читателям самим почитать об этом в Википедии. Отмечу лишь, что основой их веры считается честный труд на земле.
Меннониты до сих пор не признают благ цивилизации – к примеру, таких, как электричество или телевизор. Необходимую энергию – для перемола зерна или сбивания масла, работы ткацкого станка – им дают ветряки. Впрочем, «в ограниченных целях» сегодня меннониты используют автомобили, как на фотографии ниже – для вспашки земли.
Меннониты в большинстве своём – потомственные фермеры, сегодня их продукция часто сертифицируется как органическая, что позволяет им продавать свой урожай в 2-3 дороже, чем у «промышленных» фермеров.
Кроме частных угодий меннониты содержат и общественные поля, находящиеся под присмотром Совета старейшин (также поступают и близкие к ним по вере амиши). На выручку от продажи урожая с этих полей местные жители поддерживают дороги в надлежащем состоянии, платят зарплату школьным учителям, кузнецу, акушерке.
Женятся меннониты только между собой и прибегают к услугам свах.
Программы в местных школах утверждаются Советом старейшин. Детей учат только тому, что в будущем пригодится им на практике: геометрии – чтобы построить дом, механике – чтобы справиться с плугом или починить повозку, английскому языку – чтобы быть в состоянии торговать, и еще некоторым предметам.
Законодательство США позволяет им иметь самоуправление, и федеральные власти предпочитают не вмешиваться в их образ жизни, уважая их религиозный выбор.
«Исполнительная власть» в их городках принадлежит выборному Совету старейшин, «законодательная власть» осуществляется неким подобием референдума.
Ниже на фотографиях – жизнь меннонитов в американском штате Теннеси (фотограф Лукас Фолиа).
До 1917 года в России проживало около 110 тысяч меннонитов (из них 70 тысяч – на Украине).
7 сентября 1787 года Екатерина II издала указ, целью которого было заселить земли юга Украины трудолюбивыми немцами. И если в Голландии, на родине меннонитов, уже начались процессы, которые через несколько лет сделали их легальными и равными в правах с католиками и реформистами, то в Пруссии они по-прежнему испытывали серьезные трудности, в частности, из-за отказа идти на воинскую службу. Указ Екатерины предлагал предоставить им много религиозных и гражданских свобод, льготы от податей на 10 лет. Каждое семейство получало по 65 десятин земли и по 500 рублей на проезд и обживание.
Знаменитый русский историк Костомаров однажды посетил такую колонию и был впечатлен:
«… Я осмотрел житье-бытье меннонитов и был изумлен чрезвычайно цветущим состоянием их быта. Дворы их обсажены садами, домики просторны и светлы, хотя крыты соломой и носят на себе характер малорусского жилья, только несравненно культурнее и богаче. Везде в домиках деревянные полы, чисто вымытые; заборы и все хозяйственные постройки содержатся в порядке, и нигде не видно того неряшества и беспечности, какими страдают наши русские деревенские постройки… Близ самой колонии красуется прямой превосходный лес, сеянный назад тому двадцать лет. Меннониты с гордостью уверяют, что это предрассудок, будто край Екатеринославской губернии по своей природе безлесный. Все они грамотны, отдают детей в свои училища и не чуждаются туземного языка…»
Исследования показывали, что в среднем одно меннонитское хозяйство было в 2 раза более продуктивным, чем соседние украинские хозяйства, и в 2,5-3 раза – чем русские. В Оренбургской области средний сбор зерна у одного меннонитского хозяйства составлял 2000 пудов (32 тонны), ещё одной их специализацией там было овцеводство.
В 1880-х годах образ жизни русских меннонитов описывался так:
«Меннониты высоко ставят грамотность, считая ее «важнейшей потребностью общества»; между ними нет неграмотных; мальчики и девочки обязательно посещают школы (большей частью одноклассные, в каждой колонии по школе; кроме того, в Хортице и Гальбштадте русские высшие училища, в Гальбштадте и Орлове-на-Молочне — ремесленные училища). В доме почти каждого хозяина имеется какой-либо периодический орган (чаще — немецкий). Все, даже противники иностранных колонистов, утверждают, что М. трудолюбивы, любят порядок, нравственны, гуманны и трезвы. Они живут в больших и удобных домах (около 30% каменных) и по преимуществу малосемейны. Влияние их на окружающих русских крестьян благотворно. Господствующая идея их учения — ожидаемое восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на земле церкви чистой и святой. Затем, безусловная вера в Библию, в буквальный смысл ее текста; свобода личного понимания в области верования; евхаристия — лишь благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры; крещение совершается только над взрослыми; судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются. В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других: она сама избирает своих духовных наставников и проповедников».
Началом трагедии для меннонитов России стала Первая мировая война, когда усилилось недоверие правительства к немцам-колонистам. Боясь массового шпионажа, их начали насильно переселять из Украины в Поволжье. Депортация производилась за счет колонистов, их земли и имущество конфисковывались в пользу государства. Каждому переселенцу разрешалось иметь багаж не более 20 фунтов (8 кг). На каждые 1000 человек брали одного заложника…
Временный расцвет для меннонитов наступил с приходом к власти для большевиков. Однако уже в конце 1920-х с укоренением сталинщины меннониты подверглись жесточайшим репрессиям. В советское и постсоветское время меннониты стали уезжать в США, Канаду и др. страны.
Сегодня в РФ остались лишь малочисленные колонии меннонитов, к примеру, как вот эта в Оренбургской области.
Деревни и старинные поселения амишей в США и Канаде
Даже в Америке не все знают, что в Соединенных Штатах в ХХI веке живут десятки тысяч людей, предпочитающие лошадь автомобилю и трактору, практически не пользующиеся электричеством и телефоном, минеральными удобрениями и другими достижениями цивилизации. И живут эти люди не только в глубинке. Их самая большая община находится в штате Пенсильвания в окрестностях города Ланкастер, всего в полутора часах езды от Филадельфии.
Но амиши также расселились и по многим штатам, в том числе в Индиане (2–3 часа езды от Чикаго) и Огайо.
Появились эти люди в Америке три века назад и неслучайно вначале обосновались именно в Пенсильвании — тогда еще английской заморской колонии. Однажды английский король Карл IIпроиграл в карты своему адмиралу Пенну кучу денег, а когда тот умер, не имея чем расплатиться с его сыном Уильямом, он предложил натуру — завоеванные, но еще не освоенные заморские земли.
Уильям же был одержим идеей найти на Земле свободное место и основать страну, в которой могли бы жить на равных правах люди любых религий и конфессий, и поэтому принял предложение короля.
Даже сегодня на Земле не так уж много таких стран, но первой стала английская заморская колония в Америке, теперь штат Пенсильвания, что значит «лесная страна Пенна». Первыми, кому Уильям Пенн предложил переехать в свою страну, были преследуемые в то время в Европе протестанты. Вначале приехали его земляки английские квакеры и основали самый большой город колонии Филадельфию и много других городков в округе. Вслед за ними из Пруссии и немецкой части Швейцарии стали приезжать те, кого называют амишами. Из множества приезжавших в то время в Пенсильванию протестантских сект они единственные сумели полностью сохранить до наших дней свой стиль жизни.
Уильям Пенн бесплатно отдал амишам земли в районе нынешнего Ланкастера (это на запад от Филадельфии, вглубь континента километров на 100). Уже оттуда они стали постепенно разъезжаться по всей Америке. Сейчас в США живет примерно 250 тысяч амишей. Селятся они, как правило, компактно. Их большие общины есть в штатах среднего запада (Индиане, Канзасе), живут они в и Мэриленде, и в других штатах. Самой большой (82 тысячи человек) по-прежнему остается община амишей в Пенсильвании. Почти такая же община, как в Пенсильвании, есть еще и в соседнем штате Огайо. Места компактного поселения амишей ни в одном штате никак административно не выделены: бок о бок и вперемешку с ними живут и другие американцы со своими традициями, верованиями и бизнесами.
Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой общины), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских сект, из которых самые большие — это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы«), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren). Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons — основателя секты), еще в 1530 году. В отличие от других протестантов они, например, крестили только тех, кто достиг 18-летнего возраста. Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь и считали, что ничего хорошего от него ждать не приходится.
Из простых библейских ценностей, к которым старались вернуться все протестанты, амиши главными почитают семью, честность и работу на земле.
Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.
Большинство «странностей» жизненного уклада амишей связано с их желанием оградить свою жизнь и жизнь своих детей от тлетворного влияния внешнего мира. Собственно, это старый философский спор, чего больше приносит прогресс: добра или зла. Ответа на него до сих пор нет, потому он и философский, но амиши по-прежнему твердо верят, что время можно остановить если не в отдельно взятой стране, то, по крайней мере, в отдельно взятой общине. Никто им в этом тут не мешает, и Бог им в помощь!
Внешне представители разных сект в Стране амишей почти не отличаются друг от друга, как почти не отличается и их жизненная философия. Все они носят очень простую одежду (женщины — обязательно длинные платья), поскольку Библия учит скромности. Они, разумеется, обходятся без ювелирных украшений, не пользуются косметикой и парфюмерией и не носят короткие стрижки.
В память о тех печальных временах, когда на исторической родине их преследовали прусские солдаты, одетые в яркую форму с широкими поясами и большими пуговицами, мужчины вместо ремней носят только подтяжки, а женщины всячески стараются избегать пуговиц, заменяя их булавками и заколками.
На головах у женщин, как правило, белые чепчики. Мужчины носят соломенные или черные фетровые шляпы. Строго регламентированы внешние различия холостых, женатых и замужних. Это форма шляп и чепчиков, цвет платья и другие несущественные мелочи. Цвета одежды скромные. Неслучайно сами себя амиши называют «plain people», то есть простыми людьми.
Только женатые мужчины имеют право носить бороду. Вот он, мощный стимул к продолжению рода!
Кроме гужевого транспорта и самокатов другое существенное отличие быта амишей от быта цивилизованной части человечества — это практически полное отсутствие в их домах электричества и телефонов. Причем они не против электричества как такового, все дело, оказывается, в проводах, которые его подводят и, по их мнению, служат еще одной тропинкой из тлетворного внешнего мира. Это же относится и к трубам, подводящим газ.
Не пытайтесь найти тут даже самую скромную амишевскую церковь — их тут просто нет. Амиши и в этом вопросе пошли еще дальше меннонитов: они вообще отменили церковь, буквально следуя Библии, ибо сказано в Писании: «Не в рукотворных храмах живет Всевышний». Для чтения Библии амиши по очереди собираются еженедельно в собственных домах.
Считая семью одной из трех главных жизненных ценностей, амиши уделяют большое внимание и общинной жизни. Например, если кому то из амишей нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной. Собираются десятки, если не сотни мужчин и за один день (!) возводят большой деревянный дом буквально под ключ. Женщины в этот день готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом. Дома амишей, как и большинство домов в Америке, деревянные. Если на снимках они выглядят кирпичными или даже каменными, то это только облицовка: каркас и все перекрытия из дерева.
У амишей нет домов для престарелых. Если в чьем-то доме есть пожилой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община. Среди амишей есть весьма не бедные, даже по американским стандартам, люди. Объясняется это их очень низкими расходами: они не покупают машины, не платят за бензин, у них нет моргиджей (ипотек) на дома. Кроме того, амиши не покупают страховки. Даже за посещение врача они платят наличными. Если кому-то из них требуется серьезная операция, сбрасывается вся община. Амиши не покупают дорогую одежду, еду, ювелирные украшения, косметику и парфюмерию, они не путешествуют, не ходят на концерты и выставки, разумеется, не употребляют спиртные напитки, а самое главное — работают на своих фермах и в мастерских от зари до зари.
Все школы расположены таким образом, чтобы школьники могли сами дойти до них или в крайнем случае доехать на самокате. Все ученики сидят в одной комнате и учатся восемь лет. Преподают в этих школах девушки, сами недавно их закончившие и еще не вышедшие замуж. Список предметов невелик: английский и немецкий языки, математика и история. Амиши считают, что для традиционной фермерской жизни такого образования вполне хватает, однако если кто-то хочет дать детям современное образование, то может записать их в ближайшую обычную школу.
Фотографии взяты с сайтов для свободного доступа:
В самих поселениях делать фото с амишей не полагается (по крайней мере нарочито). Поэтому для сайтов я предпочитаю ставить дозволенные к печати фото.
Как называют староверов в америке
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Амиши: жизнь без завтра
В нашей статье мы будем использовать слово «секта» в соответствии с определением социолога Эрнста Трельча: «религиозная группа, отошедшая от какого-либо религиозного сообщества или церкви на оппозиционных, антиконформистских принципах, иногда возглавляемая харизматичным лидером, чаще всего мотивированная принципами более строгой морали, дисциплины, служению и большего отречения от мира».
Несмотря на то, что в США существует бесчисленное множество радикальных религиозных сект постпротестантских, языческих, эклектических, верящих во внеземные цивилизации и т.д. На протяжении 20 века, в американском обществе продолжался бурный процесс урбанизации и индустриализации, в результате культурное, экономическое расстояние между Амишами и внешним миром постоянно увеличивалось. По своему выбору, продиктованному верой, Амиши по преимуществу остались сельскохозяйственной обшиной, отказавшись от современных технологий.
Социальная система, созданная движением перекрещенства, была такой же существенной его частью, как и религиозное его учение. Требование неограниченной свободы человека от иерархии и установлений церкви и общества шло рука об руку с признанием абсолютного равенства в обществе и отрицание частной собственности. Последовательные сектанты стремились к перестройке всей жизни общества на новых началах и к осуществлению на земле таких общественных порядков, которые не противоречили бы заповедям Божьим; они не мирились ни с какими формами общественного неравенства и зависимости человека от человека, как противными Божественному Откровению.
Религиозная санкция здесь не только оправдывала, но и усиливала такого рода стремления. Позже европейские анабаптисты стали известны как Меннониты, по имени нидерландского лидера Анабаптистов Менно Симонса (Menno Simons 1496-1561), группы анабаптистов спасались от преследования как в католической, так и протестантской церкви, сначала в отдаленные уголки Европы, Англии, а потом США. Известно, что анабаптисты со своими радикальными идеями и революционным духом жестоко преследовались по всей Европе.
Данное отлучение вначале касалось только Причастия. Однако, вскоре последователи Амманна почувствовали, что нераскаявшийся человек должен быть полностью отлучен. По нынешний день, когда человек исключается из общины/церкви Амишей, это означает оставление своих близких, прежней жизни. Все контакты с семьей и друзьями обрываются, отлучение является серьезной мерой, к которой прибегают после нескольких взысканий, предупреждений. Послабления в отлучение, дисциплине верующих и отличия в религиозной практике привели к расколу с Меннонитами в 1693.
Последователи Якова Амманна позже стали называться Амишами. Хотя в целом Амиши в своем учении и религиозной практики во многом схожи с Меннонитами, основная разница лежит в одежде и форме службы.
Поселения Амишей в США
Первая группа Амишей прибыла в Америку в 1730 г. обосновавшись в районе Ланкастера шт. Пенсильвания. Позже Амиши расселились в более 24 штатах США, Канаде и Центральной Америке, но 80% из них находится в шт. Пенсильвания, шт. Огайо и шт. Индиана. Численность Амишей в США насчитывает порядка 200,000, численность секты постоянно растет, по причине больших семей (6-11 детей в семье) с сохранением до 80% церковного членства.
Группы Амишей имеют общее Швейцарско-Немецкое происхождение, язык и культуру, браки заключаются внутри общин. В тоже время, те, кто решает оставить общину и церковь Амишей, более не считается амишем, не смотря на свою этническую принадлежность. Дома Амиши разговаривают на Немецко-пенсильванском диалекте, но в школе дети учат английский язык.
Консервативные и Прогрессивные Группы Амишей
В 60-х годах 19 века, произошло еще одно разделение, уже внутри общины, между консервативными и прогрессивными группами в США. И вновь различия, несогласия относительно принятия бурно развивающегося индустриального мира США и дисциплины не были преодолены и Амиши раскололись. Прогрессивные группы вошли в состав Меннонитских общин, более принимающих внешний мир, прогресс. Менее прогрессивная группа стала известна как Амиши Старого Чина («Old Order Amish»).
На сегодняшний день в США и Канаде группы Амишей разделены на несколько основных групп. Амиши Старого Чина, фермеры, обрабатывают землю запряженными лошадьми, традиционно одеты, не используют в домах электричество или телефон. Члены церкви не служат в армии, не принимают никакой финансовой помощи от государства, не платят налоги в общенациональный пенсионный фонд США. Beachy Amish и Амиши Нового Чина (New Order Amish) менее консервативны в непринятии технических средств, в некоторых группах разрешается использование автомобилей и электричества, по внешними облику членов более прогрессивных групп амишей трудно отличить от обычных англо-саксонов Америки. По приблизительным подсчетам, существует 8 различных групп Амишей, где Старый Чин Амишей самая многочисленная, консервативная группа.
Ordnung: порядок жизни
Сообщество Амишей связано прочными религиозными убеждениями, характеризуется высоким уровнем социального взаимодействия и взаимной поддержки, крайне редкими разводами и семейными проблемами.
Существует две основные вещи для понимания жизни Амишей:
1. непринятие Hochmut (нем. «гордыня», «высокомерие»);
2. культивация Demut (нем. «смирение») и Gelassenheit (нем. «невозмутимость») — часто интерпретируется как повиновение, отвержение инициативы, самоутверждения, отстаивание своих прав.
Готовность подчинится воли Бога выражается в групповых нормах, образе жизни Амишей, что радикально резонирует с культивацией индивидуализма, широко распространенного в культуре США. Главные американские «добродетели», такие как соревновательность, опора исключительно на свои силы, полностью противоположны ценностям Амишей.
Вся жизнь Амишей, определятся правилами Ordnung (нем. порядок, система). «Ordnung» формулирует основы вероучения Амишей, помогает определить, что такое быть амишем и что является грехом. «Простой народ», верит в буквальную интерпретацию Библии и правил Ordnung, регулирующих жизнь Амишей, гарантию, что церковь живет согласно Слову Бога. В обязанности верующего входит простая преданная Богу, семье и общине жизнь, согласно законам Бога. Основные правила: уход от мира, тяжелая работа, подчинение жены мужу, скромная одежда, отказ от приобретения страховки, уплаты налогов, отказ от фонда национального страхования и пенсии, отказ от использования линий электропередач, телефона, автомобиля.
Стоит отметить, что многие запреты, правила являются личным делом выбора амиша, основная же цель правил Ordnung – это попытка, спасти человека от гордыни, зависти, лени, тщеславия, суеты, потаканию человеческим страстям.
Ordnung определяет почти каждый аспект жизни: цвет, стиль одежды, длина волос, форма шляп, стиль «багги» (повозка амишей) и фермерские техники, порядок воскресной службы, коленопреклонение, заключение брака, использование лошадей в с/х, использование только немецкого диалекта. Правила варьируеются от общины к общине, поэтому можно одновременно наблюдать фермы без электричества, темные окна которых озаряет лишь свет свечей и пеших амишей и амишей за рулем автомобиля.
Одежда, внешний вид
Одежда должна быть изготовлена дома. Одежда Амишей говорит о скромности и смирение верующего перед Богом и отделяет его от внешнего мира. Одежда шьется из простых, темных тканей. Одежда должна в том числе, способствовать развитию скромности, подчеркивать отделение, уход от мира, это не костюм, а выражение веры.
Мужчины носят простой костюм без воротника, карманов, лацкана, рубашку, брюки и пиджак, пуговицы запрещены (как напоминание о военной форме). Обязателен головной убор: это или соломенная или фетровая чёрная шляпа, у женатых мужчин шляпа имеет особый кантик. Брюки без отглаженных стрелок, манжета, носятся с подтяжками, черными носками и черными туфлями. Ремни, галстуки, перчатки запрещены наряду со свитерами- как возможные средства развития самолюбования, гордыни и лени.
Молодые мужчины полностью бреются до женитьбы, женатые мужчины отпускают бороду, выбривая только верхнюю над губную часть, усы строго запрещены, так как они ассоциируются с армией.
Женщины носят скромное платье, с длинной юбкой и длинными рукавами, выполненное из однотонных, темных тканей. Поверх платья носится пелерина (накидка) и фартук. Женщинам запрещено бриться и стричься, волосы собираются в пучок. Женщина должна быть с покрытой головой, обычно это белый чепец, если женщина замужем и черный, если холостая, запрещены любые украшения, включая венчальные кольца.
Амиши являются убежденными приверженцами принципа разделения государства и церкви. Они выступают за полный отказ от службы в армии и участия в военных действиях. Амиши никогда не должны прибегать к насилию. Член общины должен полностью повиноваться церкви, так как она получила от Бога власть передавать Его волю: «Повиновение церкви- повиновение Богу».
Основным отличием, тем что радикально отличает Амишей, делая их сектой в плане отказа от мира – это их твердая вера в необходимость сохранения отделения: уход от внешнего мира как прямом смысле, физически (дома не подключены к общей электросети, следовательно, не связаны с «миром»), так и социально, в нравственном, духовном смысле – непринятие ценностей мира.
Местное управление: Каждая конгрегация, называемая округ «district» должна сохранять свою автономность. Не существует централизованной Амиш организации для укрепления веры и дисциплинарного контроля.
Сообщество Амишей связано прочными религиозными убеждениями, характеризуется высоким уровнем социального взаимодействия и взаимной поддержки, крайне редкими разводами и семейными проблемами. Сгорел дом – вся община строит семье новый дом. Срочная медицинская помощь (как известно амиши не имеют мед. страховки), община оплачивает все расходы.
Семьи Амишей многочисленны: от 6 до 10 детей. Амиши придерживаются патриархальной традиции. Не смотря на то, что роль женщины приравнивается по значимости к роли мужчины, они неравны в плане влияния. Незамужняя женщина подчиняется своему отцу, жены мужьям.
Работа по хозяйству и в доме разделяется, мужчины работают на ферме, женщины в доме. Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков – называемое куилт, а также деревянные вещи – сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки. Детские игрушки – простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики. Семья является основным социальным образованием Амишей.
Спасение. Религиозная практика
Спасение: Амиши под спасением понимают опыт проживания каждого дня по-христиански, «осознание, что жизнь трансформируется день ото дня по образу Христа». Спасение не является разовым спонтанным эмоциональным переживанием, как у популярных церквей Евангелистов/Пятидесятников. Амиши не принимают убеждение, что спасение гарантированно в результате опыта обращения, крещения, воцерковления, и т.д. «для Амишей это гордыня заявлять какую-либо уверенность в своем спасении». Амиши верят, что Бог осторожно взвешивает всю жизнь человека, решая вечную судьбу души. В результате верующий живет и умирает, не зная спасен он или нет.
Церковь для амиша это «тело верующих, соучавствующих в Причастии как знаке союза с Христом и друг другом. Крещение в церкви Амишей символизирует обязательство перед Богом и братьями верующими». Каждой конгрегацией руководит епископ, 2-3 министра и дьякон. Проповедники и диаконы избираются по жребию из ранее выдвинутых общиной. Старый Чин Амишей – проводит службы каждое воскресенье, в одном из домов верующих, средняя численность «округа» (общины) 170 человек, верующие рассаживаются в разных комнатах, мужчины в одной, женщины в другой.
Служба на немецком местном диалекте, начинается с краткой проповеди одного из нескольких проповедников или епископов данного «округа», далее следует чтение писания и молчаливая молитва, после чего читается продолжительная проповедь. Во время службы поются не сопровождаемые музыкальными инструментами (они запрещены) гимны. Пение медленное, исполнение одного гимна может занять до 15 минут. После службы следует обед и совместное время препровождение.
Причастие. Причастие проводится дважды – весной и осенью. К Причастию допускаются только крещеные во взрослом возрасте члены церкви. Ритуал завершается омовением ног.
Практикуется крещение во взрослом возрасте, только взрослый человек может принять осознанное решение относительно своего спасения и преданности церкви. Перед крещением, подросткам предоставляется возможность попробовать жизнь за пределами общины. Этот период называется Rum springa, буквальный перевод с немецкого диалекта Амишей «вокруг (rum) бегать (springa)». «Rumspringa» – термин для обозначения периода предшествующего серьезному решению остаться или покинуть общину. Большинство подростков (85-90%) успешно проходят этот период, остаются в общине, становясь полноценными членами церкви.
Этот период начинается с 16 лет, завершаясь крещением или уходом около 21 года. Во время этой фазы подростки освобождаются от строгих правил, и могут пробовать, экспериментировать: курить, носить мирскую одежду, использовать моб. телефон, водить машину и т.д.
Свадьбы совершаются по вторникам и четвергам в ноябре и начале декабря, после сбора урожая. Невеста в голубом платье, которое будет одеваться на другие последующие важные события. Полностью отсутствует косметика и украшения, включая венчальные кольца. Церемония продолжается несколько часов, после чего следует праздничный стол.
Как в жизни, так и после смерти для амиша важна простота. Похороны обычно проходят в доме почившего. Служба простая, без хвалебных речей и цветов. Гроб простой деревянный, произведенный самой общиной. Похороны проводятся на третий день после смерти, на аскетичном кладбище Амишей, где все надгробные камни одинаковые, так как никто не лучше другого. В некоторых община не принята даже гравировка имени на камне, только министр данной конгрегации знает, где кто похоронен.
Техника, прогресс и Амиши
В целом, современные технологии используются выборочно, если какое-либо оборудование нарушает принципы «невозмутимости», скромности оно запрещается. Все что может привести к лени, излишеству, суете строго запрещается в домах Амишей. 120v электричество связывает с внешнем миром, что нарушает идею Амишей об уходе от общества. Владение автомобилем может быть знаком более высокого статуса, может привести к тщеславию, соревновательности и зависти внутри церкви, что нарушает «невозмутимость» и скромность. Наличие телефона в доме может привести к соблазну многословия.
Амиши не рассматривают технологию и прогресс как зло, члены церкви могут просить разрешения на использование определенного технического средства. Лидеры церкви проводят регулярные встречи, рассматривая просьбы прихожан о разрешении использования того или иного оборудования. Новые технологии могут быть использованы только в деловых целях, но никак не для индивидуального развлечения. Любые технологические новшества, которые рассматриваются как угрожающие, разрушающие духовную или семейную жизнь, запрещены (ТВ всегда был запрещен, так как он приносит в дом небиблейские ценности). Принимая к использованию новшества цивилизации Ordnung каждой конгрегации, старается создать баланс между традицией и изменениями.
Средства передвижения «багги» и инструменты на ферме не должны включать резины. Амиши не принимают любые технические средства которые, по их мнению, могут ослабить семью: электричество, ТВ, автомобили, телефон, трактор- все рассматривается соблазнами мира, способные привести к тщеславию, создать неравенство, увести от общины.
Землю Амиши обрабатывают с помощью лошадей, выращивают кукурузу, сою, пшеницу, табак, овощи, картофель. Живут в домах без электричества, передвигаются в колясках «багги». Телефон используется в общинах Амиш, но не дома. Обычно несколько семей Амиш пользуются одним телефоном, который находится в деревянной будке между фермами.
Школы Amish и Образование
Образование исторически не является ценностью для Амишей. Дети ходят в школу до 8 класса, а после школы обычно помогают в работе по дому и в хозяйстве. Часто родители подбирают детям дополнительную работу вне дома для получения дополнительного дохода. В 8-летней школе Амишей преподаются чтение, письмо, арифметика, английский, география, история и традиции Амиш. Амиши убеждены в необходимости только начального образования в своих школах. Школы управляются родителями.