Как называют тех кто рисует граффити
Как называют людей рисующих на стенах, гаражах и т д
Люди, рисующие граффити, называют себя райтерами. Первый из них появился в Нью-Йорке в начале 1960-х годов. Его звали Julio. Он начал украшать своим тэгом (росписью) стены домов и вагоны подземного транспорта. Вскоре у молодого человека появились последователи. В 1972 году в журнале New York Times было впервые напечатано интервью с американским райтером Taki. Это была одна из первых статей, посвященных граффити. С этих пор искусство росписи стен покорило весь мир, и не проходит ни дня, чтобы в городе не появилось нового разукрашенного дома или гаража.
Существует у райтеров и своя культура. Тот, кто разбирается в граффити, знает, сколько разных стилей и направлений существует в этом искусстве и как сложно достичь в нем мастерства. Так же каждый художник знает, что ни в коем случае нельзя рисовать сверху чужой работы или портить то, что нарисовали другие.
Особым шиком среди райтеров считается расписывать вагоны метро. Здесь существует множество различных видов росписи. Те же граффити, которые мы можем увидеть на улицах, делятся на несколько основных видов:
Более развитая форма тэга. Рисуются с помощью баллончиков нескольких цветов и требуют немного больше времени. Представляют из себя имя (никнэйм) райтера, написанное объемными буквами в разных стилях. Чаще всего используются «буквы — пузыри»
Это уже не просто имена и прозвища райтеров, а целые картины, которые требуют много времени и умения. Они считаются самой выдающейся формой граффити и не могут не вызывать восхищения даже у ярых противников уличного искусства.
Художники граффити
Спрей-арт (англ. spray art ) или граффи́ти (итал. graffiti ) — нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной краски.
Содержание
История
Одним из первых современных райтеров считается TAKI 183. В конце 1960-х он начал писать на стенах свой никнейм [1] практически везде, где он бывал. Встретить его тег, можно было по всему Нью-Йорку.
Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы свои биографические данные. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Тем не менее, картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30—600 тысяч долларов.
Рисунок Килроя на мемориале в Вашингтоне
Граффити на вагоне метро авторства Phase 2, 70-е года
Граффити в России
В 2006-ом году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити «Meeting of Styles».
Во многих городах страны, проводится фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит всероссийский конкурс граффити.
Современный мир
Можно выделить следующие основные зоны распространения граффити в современных городах: улица (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); интерьеры публичных (чаще всего учебных) учреждений.
В последние годы создание граффити в публичных местах перестало активно осуждаться обществом, считаться чем-то зазорным, маркирующим поведение их создателя как анти-, или асоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального или даже респектабельного явления, восприниматься как почти неотъемлемый элемент ландшафта современного мегаполиса. Граффити становится массовым культурным явлением. И приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.
Сегодня граффити часто утрачивают значение протеста и не противопоставляются «официальной культуре», а актуализируют свой диалогический потенциал, максимально расширяя «сферу влияния» в коммуникативной системе современного города: всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. При этом, с одной стороны, практически исчезает разница между интраграффитийным и экстраграффитийным уровнями коммуникации, а с другой стороны, отчасти размывается грань между санкционированной и инициативной, свободной публичной письменной речью. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации.
Стили
Стиль письма как способ узнать автора конкретного граффити к определённому времени исчерпал себя. И райтеры устремились использовать цвет и размер. Один из первых райтеров Stey и некоторые другие стали выписывать свои имена на поверхности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами и, что делало их непохожими на остальных, во всю длину и ширину вагона. В 1972 году райтер, скрывающийся под псевдонимом Super Kool 223, воспользовался распылителем с баллона крема для бритья, то есть заменил узкий колпачок баллона с краской на толстый (фэт), что позволило ему быстро покрывать краской большие поверхности. Super Kool 223 баллонами с краской жёлтого и розового цвета и фэтом получал жирные розовые буквы в желтом окаймлении. Хотя работа была довольно посредственной, но, в то же самое время, это был самый цветной и выразительный рисунок в мире граффити, на то время.
Граффити – что это такое?
Граффити (Graffiti от итал. graffito — надписи) — это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?
История граффити: от древнего мира к новому времени
Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.
Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.
Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.
Родоначальники граффити — древние наскальные рисунки
Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.
Древние римляне также не были лишены чувства юмора, и зачастую делали карикатурные граффити с изображениями власть имущих. Тогда это направление использовалось как инструмент и для признания в любви, и для передачи своих мыслей и для политической риторики. В Помпеях отображалось извержение вулкана Везувия, различные проклятия, магические заклинания, алфавит, политические лозунги и многое другое. Как становится ясно из этого списка – направление было очень многогранным. Благодаря этим же надписям удалось раскрыть многие загадки и непонятные аспекты разговорной речи. Учитывая невысокий уровень образования у большей части народа, многие надписи оказались серьезной помощью в понимании устной речи.
Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.
Граффити использовалось даже там, где не было никакой связи с цивилизацией. Древние племена Майя, в одном из своих крупнейших городищ – Тикаль, оставили множество отлично сохранившихся рисунков. Долгая и богатая история появления граффити имеется и у восточных славян. В Новгороде сохранились 10 примеров работ, относящихся к одиннадцатому веку. Большая часть посланий этого народа несет молитвенный посыл, хотя, иногда можно найти и какие-то шуточные сообщения. Стоит отметить, что зачастую наносились и народные заклинания, ведь люди тогда были весьма суеверными.
Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.
Зарождение современного граффити
Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.
Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е
Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.
Знаменитое граффити времен Второй Мировой “Kilroy was Here”, 1940-е (современная интерпретация)
Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.
Центр распространения граффити-культуры
Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:
Мировой опыт противостояния граффити и государства
Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.
В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – “Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)”. Власти быстро стали осознавать, что граффити и настенная роспись активно распространяется только в бедных районах городов. В таких случаях граффити является своеобразным отображением уровня жизни людей. Тогда власти США начали бороться с разрухой в городах для того, чтобы исключить вероятность возникновения рисунков на стенах.
Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art
В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.
При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.
Борьба с уличными художниками происходила и в Европе. Был выпущен закон, запрещающий продажу аэрозольной краски лицам, не достигшим 16 лет. И, несмотря на то, что самая жесткая борьба с граффити наблюдалась в Великобритании, именно здесь появился известнейший художник по прозвищу “Бэнкси”, которого прозвали арт-террористом. Самое интересное, что после долгих лет борьбы, его работы занесли в культурное достояние Великобритании. Художник обрел мировую известь, он выставляется во всех странах, стоимость его работ достигает миллионов долларов. Но, даже несмотря на это – его личность до сих пор не раскрыта.
Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014
Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.
Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве
Одним из первых известных художников принято считать Жан Мишель Баския, который начинал свою карьеру с настенных рисунков. Он оставлял короткие фразы с глубоким смыслом по всему Нью-Йорку, за что и получил известность. Проект был закончен фразой “SAMO IS DEAD”, после чего в жизни художника начался новый этап. Они, совместно с Энди Уорхолом использовали трафаретную технику для нанесения изображений на стены.
Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.
Материалы и техника создания
Современными райтерами используется целый ряд инструментов:
В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.
Виды и стили классического граффити
Определенные техники нанесения получили собственные названия. “Tag” (тег) – основная техника, которая подразумевает подпись райтера, нанесение его имени. Отсюда же происходит техника “граффити теггинг”, которая является одной из самых популярных на данный момент. Надпись может иметь инициалы или сообщения, буквы, каллиграфию. “Pissing” – одна из разновидностей теггинга, которая подразумевает наполнение пустого огнетушителя краской, после чего им наносится рисунок. Сложность этой техники заключается в том, что она слишком массивная, что часто делает ее небрежной.
“Троу-ап”, он же “бомбинг” – рисуется быстро, с одним или несколькими цветами. Здесь главное быстро нанести рисунок, подчас жертвуя его качеством. “Masterpiece” – сложное исполнение имени райтера. “Roller” или “blockbuster” – массивные работы, выполняющиеся в печатной манере. При их создании используются ролики и валики, с помощью такой техники краска ложится на всю поверхность стены или объекта. “Wildstyle” – один из сложнейших видов граффити. Для него характерны замысловатые формы букв, переплетенные воедино, с засечками. Отдельно следует упомянуть о таком явлении, как “capping”, которое подразумевает покрытие одного изображения другим. Этот метод используется для порчи чужих работ и не приветствуется среди граффити райтеров.
Граффити – это отдельный мир, где люди общаются на собственном языке. Они несут послания, отражают реальность, заставляют задуматься или улыбнуться. Любить это направление или быть против него – индивидуальный выбор каждого.
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:
Культура граффити: проблемы с полицией, связь с хип-хопом и при чем тут искусство
Мрачное пасмурное утро, сонные горожане спешат на работу и учебу, петляя между серых домов. Но вот иной прохожий поднимает взгляд на одну из стен, и на его лице появляется улыбка.
Еще вчера это была непримечательная и угрюмая поверхность, а сейчас на ней — яркое граффити, которое поднимает настроение и вносит в пейзаж чуточку разнообразия.
Кто же эти люди, которые украшают стены наших городов замысловатыми рисунками и надписями? Чтобы выяснить это, мы расспросили художников граффити — райтеров.
Райтер (от англ. writer) — человек, который рисует граффити.
Скажем честно, что героя искали долго. Среди особенностей этой субкультуры — анонимность, скрытность и попытки избежать проблем с законом за свое творчество, поэтому художники отказывались рассказывать про себя и показывать лицо.
Но в итоге мы познакомились с Романом Добревым — райтером из города София (Болгария) и создателем онлайн-журнала про граффити HALA VANDALA. Он согласился показать нам эту культуру изнутри.
Начало увлечения граффити
Я увлекся граффити, когда мне было около 12 лет. Проходил мимо и увидел Джем (граффити-мероприятие), который проходил в моем родном городе. Там рисовал один из известнейших художников — Seen. Мне захотелось также виртуозно владеть банкой. Тогда я получил от него в подарок полупустую банку краски, и с тех пор все понеслось само собой.
Как к этому отнеслась семья? Когда я еще учился в школе, мама считала это простой забавой. Увлечением, которое пройдет само. Мне это не мешало учиться и делать домашние дела. Поэтому особых претензий у семьи не было.
Граффити для многих изначально было простым хобби и способом занять себя. И для меня тоже, пока мы не углубились в это.
Граффити — это не просто стиль искусства. Это полноценная культура, живой механизм, который развивается и дышит.
Культура граффити раньше имела общее направление с хип-хопом — они обе зарождались на улицах. Очень часто выходило так, что человек, который танцует или читает хип-хоп, в тот же момент мог быть очень известным райтером.
Сообщество райтеров: команды и фестивали
Почти все граффити-исполнители, которые “льют куски” продолжительное время, собрали свои команды или вступили в существующие. Поэтому основные тусовки среди них. Но у меня самого нет команды. Я всегда предпочитал быть один.
Команда для лидера — это большая ответственность, и вы прекрасно понимаете, что нужно отвечать за каждого ее члена. Лидер должен помогать ребятам и быть душой команды. Даже когда вы просто рядовой участник, ответственность за общее дело по-прежнему остается. Поэтому мне кажется, что проще быть одному и дружить со всеми.
“Лить куски” — рисовать граффити.
Однако есть и дополнительные мероприятия, где можно встретиться. Основное общение происходит на массовых “покрасах”. Это тот самый момент, когда ты можешь покрасить с людьми, а также набраться опыта и хорошо провести время. В целом это не сильно отличается от обычного пикника на природе с друзьями. Дополнением является общая идея и цель — сделать стены наших городов и районов более красочными и живописными.
Иван Fans (райтер из Новосибирска): Райтеры активно общаются и делают совместные проекты, если их идеи пересекаются. Встречаемся в основном на граффити и стрит-арт-фестивалях, которые проходят по всему миру.
У российского граффити-движения есть свои отличительные черты. Это некая самобытность, есть даже стили граффити, которые зародились в России. Например, есть несколько человек, которые развивают Стиль русской вязи. Еще есть ребята, которые переосмысляют супрематизм, делая геометрические композиции из своих шрифтов.
Об отношении государства и проблемах с полицией
Еще лет 5 назад вопрос проблем с законом у райтеров стоял особенно остро. Штрафы и условные сроки на тот момент получили многие. Но это скорее относится к такому направлению, как “Бомбинг”.
Бомбинг — нелегальное нанесение граффити на стенах города, товарных поездах, электричках и т. д.
Пока то или иное искусство не принято до конца аудиторией, оно остается за чертой закона. И часто выходило так, что под одну гребенку уходили все. Для многих не имеет значения, рисуешь ты легально или нет. Если у тебя в рюкзаке банки, а руки в краске, ты уже потенциальный нарушитель, которого следует проверить.
Сложнее всего с граффити в Германии. Поскольку с нелегальным нанесением там борются очень серьезно. Насколько мне известно, даже были запущены квадрокоптеры, которые следят за основными точками, где могут рисовать нелегально граффитчики.
Что грозит райтеру за несогласованное нанесение граффити в РФ? В зависимости от ситуации за это предусмотрена разная ответственность.
● Статья 214 УК “Вандализм”. Наказание: на усмотрение судьи штраф 40 тыс. руб., исправительные работы или арест до трех месяцев
● Административная ответственность по статье 7.17 КоАП РФ — повреждение чужого имущества. Наказание: штраф от 300 до 500 рублей
● Административная ответственность по статье 20.1 КоАП РФ — мелкое хулиганство. Наказание: штраф 500—1000 рублей или арест сроком до 15 суток
Сейчас в основном я живу в Москве и могу сказать, что за последнее время граффити здесь вышло на новый уровень. Отношение государства к художникам изменилось. Появляется огромное количество качественных и невероятно крутых работ. Это вдохновляет и радует. Возможно, со временем все дворы будут украшены огромными муралами, и люди буду более жизнерадостны в окружении позитивных тонов и необычных арт-объектов.
Мурал (от англ. mural) — очень большое граффити, часто во всю стену дома.
Что чувствует райтер, когда рисует граффити
Представьте: перед вами чистый холст или лист бумаги, где вы можете написать свою историю. Изложить свои мысли и показать их другим людям. Из тысячи человек, которые пройдут мимо вашей работы, найдется один, который остановится и задумается. Оценит. Пусть даже он не будет понимать, что там написано, но задумается.
Граффити — это возможность показать людям ту или иную проблему или просто заставить их улыбнуться.
Граффити — это язык, как язык тела или жестов. С его помощью райтеры общаются друг с другом, иногда соревнуются, но в основном делают серые бетонные стены более яркими и позитивными.
Забавные и странные случаи, которые случались с Романом из-за увлечения граффити
Помню один забавный момент, который произошел со мной в 2014 году. Была компания художников у одного граффити-магазина, который существовал на тот момент. И я в этой компании начал активно рассказывать, что мне нравятся работы одного парня и что он делает очень круто. Юмор заключался в том, что я рассказывал это как раз тому самому парню. Было довольно неловко 🙂
Самый странный момент, который был и который жутко меня смутил, это когда ко мне подошел на улице возмущенный дед и сказал, что я поклоняюсь сатане и рисую дьявольские знаки.
Но больше всего бесил момент хайпа вокруг граффити, когда каждый считал своим долгом подойти и сказать “о, ты рисуешь граффити, а нарисуй мне мое имя”.
Про деньги: сколько зарабатывают райтеры и сколько тратят на граффити
За граффити не платят. Платят за оформление. Редко заказывают именно нанесение шрифтовых работ. В основном это оформление или трафаретные заказы.
Заработок здесь может составлять от 0 до бесконечности. Все напрямую зависит от вашего желания и возможностей. Если вы из тех, кто этим дышит, и можете рисовать днями и ночами напролет, то и заработок ваш будет гораздо крупнее. В любом случае это упирается в талант самого исполнителя и его известность.
Константин (представитель сети магазинов товаров для граффити Graffitimarket): Рисуя настоящее граффити, получать деньги нельзя. Граффити — это уличное искусство, зачастую вандализм. А вот коммерческое граффити (а именно — художественное оформление) может приносить хороший заработок, если правильно выстроить бизнес. При этом сам райтер может потратить от 1500 до 5000 рублей на один цветной рисунок.
Сколько стоит примерный набор инвентаря райтера:
P. S. Цены рассчитывались в магазине граффити-товаров Graffitimarket.
К чему привело Романа увлечение граффити
Граффити зарождалось на улицах и всегда там останется. Но иногда оно перерастает в арт и обретает другую среду пребывания. Потому для многих оно стало работой или бизнесом и, возможно, изменило жизнь целиком.
Я не могу сказать, что сейчас я активно занимаюсь граффити. Сегодня я веду свое сообщество HALA VANDALA (онлайн-журнал про культуру граффити) и пытаюсь создать условия для подрастающих художников. Я создатель проекта и его руководитель. Мы уже 7 лет пытаемся показать людям, что граффити — это не только вандализм, но и искусство.
Также стараемся давать советы и помогать в развитии молодым райтерам. Направляем ребят и порой проводим мастер-классы. Я не считаю, что у меня есть огромный опыт, чтобы его передавать. Скорее ассоциирую себя с наблюдателем. Поэтому часто подбираю помощника ребятам под их стиль. К счастью, сейчас возможно связаться почти с каждым художником. И если у него много свободного времени, почему бы и не помочь. Я очень сильно рассчитываю на подрастающее поколение ☺
Из-за рабочих моментов все реже получается рисовать самому. Но не было и дня, чтобы я не листал инстаграм в поисках новых имен или художников, которые делают что-то новое и интересное.
Что Роман посоветовал бы начинающим райтерам
Не стоит брать у мамы деньги, сразу тратить их на банки с краской и идти портить стены ужасными работами. Сперва этому нужно обучиться. В России почти нет школ, где действительно бы научили, как делать граффити. В основном это онлайн-занятия или советы от тех, кто делает лучше, чем вы.
Поэтому нужно просто делать. Придумать себе псевдоним, который характеризовал бы вас или был бы важен вам, и рисовать его на бумаге до тех пор, пока чувство стыда не пропадет и не появится желание продемонстрировать свое умение всем.