Как называют верующих в исламе
Категории людей с точки зрения Ислама
1. Му’мин — человек, который полностью признаёт основные положения Ислама и старается придерживаться всех правил и требований. Можно сказать, что мусульманином или му`мином называют верующего, кто признаёт все шесть столпов имана, выраженных формулой «Аманту».
2. Кяфир — это человек, который не верит в Аллаха и Его Посланников и отрицает хотя бы один из столпов Ислама.
Иногда их называют «мункир». Мушриками считаются те, кто верит в Аллаха и одновременно в могущество других существ. Например, христиане, которые считают пророка Ису сыном Бога и верят в Троицу; иудеи, называющие пророк Узайра сыном Аллаха. В Коране они охарактеризованы как мушрики и кяфиры: «Не уверовали те, которые утверждают: «Воистину, Аллах — это Мессия, сын Марйам». Скажи [, Мухаммад]: «Кто хоть в чём-нибудь может помешать Аллаху, если Он пожелает погубить Мессию, сына Марйам, вместе с его матерью и теми, кто на земле, —всех?» Аллаху принадлежит власть над небесами и над землёй и всем тем, что между ними. Он создаёт то, что пожелает, и властен Аллах над всем сущим» (Сура «аль-Маида», 5 / 17).
3. Муртад — мусульмане, что стали неверующими, Например, из-за отрицания одного или нескольких столпов Ислама. В Коране сказано: «Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отвратится от своей веры и умрёт неверным, то тщетны деяния таких людей в этой жизни и в будущей. Они — обитатели ада и пребудут в нём навеки» (Сура «аль-Бакара», 2 / 217).
4. Мунафик — человек, который не верит в столпы Ислама, но заявляет о своей вере, вводя в заблуждение мусульман. Часто данный термин употребляется в отношении лицемеров.
Обычно к мунафикам относятся так же, как к истинным мусульманам. Разрешается употреблять в пищу мясо убитых ими животных, получать от них наследство, заключать браки с ними и совершать джаназа-намаз. Но в Судный День мунафики понесут наказание вместе с кяфирами (Аль-Матуриди, «Китабуль-таухид», Бейрут, 1970, 374—375).
В различных аятах Корана отмечается, что мунафики подобны кяфирам. Для них уготованы самые нижайшие уровни ада: «Среди людей есть такие, которые утверждают: «Мы уверовали в Аллаха и в Судный День». Но они — не верующие» (Сура «аль-Бакара», 2 / 8).
«Воистину, мунафики [будут гореть] во глубине адского огня. И не найти им заступника» (Сура «ан-Ниса», 4 / 145).
5. Фасик — так называют порочных людей, грешников, которые не выполняют повеления Аллаха и обладают дурным нравом. По фикху, фасик — это человек, нарушающий законы Всевывшнего, совершающий большие и малые грехи и сошедший с истинного пути.
Фиск (пороки) можно разделить на три группы:
1. Нарушение религиозно-нравственных законов с осознанием греховности деяния.
2. Упорное совершение какого-либо запрещённого действия.
3. Отрицая запретность поступка и совершать его. Но это считается куфром и разрыв всех связей с религией. Например, употреблять спиртное, отрицая его запрет, и считать дозволенным прелюбодеяние.
В некоторых аятах Корана слово «фиск» употребляется в общем смысле. Например, при совершении Хаджа, употреблении в пищу мяса животных, зарезанных без поминания Аллаха: «Не ешьте того, что [было забито] без упоминания над ним имени Аллаха, ибо такой поступок — грех. Воистину, шайтаны внушают своим последователям [мысль о том], чтобы они пытались убедить вас в споре [о дозволенности есть мертвечину]. И если вы повинуетесь их [призыву], то вы — многобожники» (Сура «аль-Ан`ам», 6 / 121).
Данное слово порой употребляется для определения тех, кто оклеветал невинных: «Тех, которые возведут навет на целомудренных женщин, но при этом не приведут четырех свидетелей, секите восьмьюдесятью [ударами] плети и никогда не берите их в качестве свидетелей, ибо они — преступающие закон» (Сура «ан-Нур», 24 / 4).
В других аятах слова «фиск» и «куфр» употреблены как синонимы: «Мы и раньше ниспосылали тебе ясные знамения, и не верят в них лишь нечестивцы» (Сура «аль-Бакара», 2 / 99).
6. ’Аси (ослушавшийся) — это грешник, который не повинуется повелениям Аллаха и Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). В Коране сказано: «А того, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступит Его законы, Он ввергнет в адский огонь. Вечно тот в нём пребудет, и уготовано ему унизительное наказание» (Сура «ан-Ниса», 4 / 14).
‘Аси могут совершать большие (кабир) и малые (сагир) грехи. Согласно ахлюс-сунне, человек считается мусульманином до тех пор, пока признаёт запретность большого греха. В зависимости от проступка он может раскаяться, и Аллах, если пожелает, простит такого человека. В Коране сказано: «Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши [мелкие] прегрешения и введём вас через врата благословенные» (Сура «ан-Ниса», 4 / 31).
Основы мусульманской религии
Мы живём в такое время, когда большинство людей поглощено мирской суетой и прожигает жизнь в погоне за иллюзорными благами этого бренного мира. Многие даже не задумываются о смысле жизни, об истинных и вечных ценностях. И когда заканчивается отпущенный для этой жизни срок и наступает время отправиться в долгий путь, перейти в Жизнь вечную, мы оказываемся без необходимого в пути багажа или, что ещё хуже, с бесполезным, но обременительным и даже опасным грузом, от которого уже невозможно избавиться. Чтобы в конце жизни не оказаться в печальном и безвыходном положении, человеку следует провести дарованное ему Аллахом время жизни в соответствии с Его велениями и наставлениями.
Что же собой представляет религия? Истинная религия – это путь, указанный Всевышним, это нормы и правила жизни, ниспосланные человечеству Господом через Своих посланников. Каждый разумный человек, достигший возраста совершеннолетия, обязан соблюдать их с глубокой искренностью и крепкой верой. Всевышний говорит, что единственная религия, ниспосланная и принимаемая Им, – это религия покорности Ему во всём. Ислам в переводе с арабского означает «покорность, повиновение воле Господа». Именно эту религию Единобожия и доводили до людей все пророки, начиная от Адама и заканчивая Мухаммадом.
Религия имеет три основы: 1. Иман, т.е. наличие у человека правильного вероубеждения. 2. Ислам, т.е. следование повелениям и запретам Всевышнего. 3. Ихсан, т.е. проявление искренности во всех деяниях.
Давайте рассмотрим эти основы подробнее.
ИМАН (ВЕРА).
Вера состоит из следующих шести обязательных составных частей – столпов:
2. Вера в ангелов Аллаха. Что касается смысла веры в Его ангелов, то мы должны быть убеждены, что ангелы – рабы Аллаха. Они строго выполняют Его повеления и никогда не ослушиваются Его. Они созданы Аллахом из света (нура). Они не едят, не пьют и не имеют пола. Они умрут вместе с другими созданиями и в Судный день воскреснут из мёртвых.
3. Вера в Книги Аллаха. Смысл веры в Книги Аллаха заключается в убеждённости в том, что все ниспосланные Всевышним писания, общее количество которых было 104, являются несотворённой, предвечной Речью Аллаха. Из них сто было в виде свитков, а четыре – в виде Книг, таких как Тора – ниспосланная пророку Мусе, Псалтырь – Давуду, Евангелие – Исе и Коран – пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).
Коран – последняя Книга Аллаха, завершающая цепь Божьих посланий, после которой не будет других книг. Изо всех Книг только Коран остался в неизмененном первозданном виде. Он содержит всю информацию, необходимую человечеству вплоть до Судного дня. Поэтому Аллах сохранил его от изменений и сохранит в дальнейшем.
К человечеству были посланы 124 тысячи пророков, в том числе и 313 посланников, начиная от пророка Адама до последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который является завершающим звеном в цепочке пророков. Все они были братьями по вере и призывали людей к покорности Всевышнему, т.е. к Единобожию.
6. Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха. Что касается смысла веры в предопределение судьбы с её добром и злом, исходящими от Всевышнего, то мы должны быть убеждены, что всё происходящее во Вселенной, хорошее или плохое, происходит по воле Аллаха. Но людям дано право выбора между добром и злом, а иначе послание пророков и ниспослание Книг не имели бы никакого смысла.
ИСЛАМ (ПОКОРНОСТЬ). Каждый человек, у которого есть вера (иман), должен соблюдать требования Ислама. По тому, насколько тщательно человек соблюдает предписания Аллаха, можно судить о глубине и крепости его веры.
Ислам имеет очень много предписаний и норм, регулирующих жизнь и деятельность каждого человека и общества в целом, а пять следующих столпов являются первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман:
1. Произнесение формулы свидетельствования (шахады): Ашhаду алля иляhа илляллаh, ва ашhаду анна Мухаммада-р-расулюллаh.
2. Совершение ежедневного пятикратного намаза. После произнесения шахады, означающей принятие веры, совершение намаза является самым важным и ценным деянием для мусульман. Намаз – это опора религии и ценнейший дар человеку от Аллаха. Пренебрегающий намазом не может быть истинным мусульманином. В хадисе Пророка (мир ему иблагословение)сказано: «Рухнет религия того, кто оставит намаз».
3. Соблюдение поста в месяце Рамазан.
4. Выплата закята – налога из имущества в пользу бедных и некоторых других нуждающихся категорий мусульман.
5. Совершение паломничества (хаджа) к Каабе, которая находится в городе Мекке, в определённое для него время при наличии возможности (материальной, физической, а также безопасной дороги). Хадж необходимо совершить хотя бы раз в жизни.
Поклонение, выполненное без искренности, не принесёт нам особой пользы. Чтобы достичь полной искренности, человек должен быть чистым от всех пороков души. Исламская наука, занимающаяся лечением таких пороков и ведущая человека к подобной искренности, называется суфизмом или же тарикатом. А лекарей этой науки называют устазами, шейхами или духовными наставниками, без которых замечать в себе тонкости проявления этих плохих качеств и очищать от них своё сердце почти невозможно. Поэтому каждый человек должен быть убеждён в том, что ему для этой цели необходим истинный и живой наставник, который знает все тонкости в столь важном деле. Под руководством такого шейха ему будет легче достичь степени Ихсана. Без такого воспитателя человеку крайне трудно искренне поклоняться Всевышнему.
Да поможет нам Аллах познать красоту Ислама! Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как называют верующих в исламе
Понятия ислам и иман неотделимы друг от друга согласно своим шариатским значениям. Один из этих понятий не упоминается, не охватывая другой, напротив, там, где существует достоверный и правильный иман, существует и ислам или же там где существует ислам, значит, существует и иман. Если один из данных понятий будет употреблён отдельно, то второй непременно будет входить в него, и так же будет являться доводом. Например Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток».[1] Приказ Всевышнего, который исходит из данного аята, касается как верующих, так и мусульман. Совершение малого омовения (аль-’уду) касается не только верующих, но и мусульман, так как и они не имеют права молиться без предварительного очищения. Так же как ислам включает в себя иман, так же иман включает в себя ислам. Так же слова Всевышнего Аллаха: «Упокой меня мусульманином»[2] означают – упокой меня верующим. Нельзя сказать упокой меня мусульманином, но не верующим, так как Аллах желает, что бы все верующие расстались со своими душами, будучи мусульманами.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»[3] [4]
Однако когда оба этих понятия (ислам и иман) упоминаются в контексте вместе, между ними возникает разница. В таком случае иман означает утверждение и признание сердца, а ислам повиновение и подчинение Всевышнему Аллаху. Обладатели знания говорят следующее: «Каждый верующий является мусульманином, но не каждый мусульманин является верующим». Например, Аллах Всевышний говорит: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы стали мусульманами». Вера еще не вошла в ваши сердца».[5]
Ибн Аббас да будет доволен им Аллах, сказал: «Этот аят указывает, что они не являются лицемерами, а являются людьми со слабой верой (иман)».
Ибн Джарир ат-Табари, да смилостивиться над ним Аллах, сказал в толковании этого аята: «Посланник Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, велел бедуинам подчиниться (ислам). Они подтвердили веру языками, но не своими сердцами. Поэтому им было велено всего лишь предаться. Потому что для подчинения достаточно слов, а вера требует и слов и действий».
Всевышний Аллах сказал: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует».[6]
Исключение в вере, произнесение слов
«ИншаАллах я являюсь верующим».
Ахль ас-сунна уаль-джама’а не поддерживают тех людей, которые с полным убеждением утверждают, что они являются верующими. И эта точка зрения исходит от их богобоязненности и веры в предопределение. Никто с полным убеждением не может утверждать, что он является верующим (му’мин). Абсолютная вера включает в себя подчинение всем велениям и оставление всего что запрещено. Даже и в этом случае человек не может сказать, что он абсолютный верующий. Если он станет утверждать подобное, то это будет являться самовосхвалением, и косвенно будет означать, что он страшится Аллаха истинным страхом и является одним из Его приближённых. В таком случае он должен будет так же утверждать, что является обитателем рая. Всевышний Аллах сказал: «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен».[7]
Относительно исключения в вере, то есть слов «ИншаАллах я верующий» существует три мнения. Одни утверждают, что произнесение этих слов обязательно (уаджиб), другие говорят, что подобные слова запретны (харам), а третьи придерживаются в этом вопросе середины.
Согласно мнению противников, иман являясь единым целым, не состоит из действий и слов. Иман – это утверждение сердцем. Если сердце признаёт, тогда человек не должен сомневаться в том, что он является верующим. Согласно им, если человек уверен, что произнёс свидетельство (шахада), тогда он должен быть уверен и в том, что является верующим. Одним словом произнесение слов «я верующий» подобно произнесению слов «я мусульманин». А тех, которые говорят «иншаАллах я верующий» они называют шакъкъакъ – что означает сомневающиеся.
Имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, так же придерживается мнения, что произнесение слов «иншаАллах я верующий» является запретным. Он сказал: «Верующий, то есть тот, кто верит, истинно является верующим, а неверный истинно является неверным. Так же как нет сомнений в неверии, и нет сомнений в вере. Аллах Всевышний сказал: «Они являются истинно верующими».[8] Всевышний Аллах так же сказал: «…являются подлинными неверующими».[9]
Все грешники из общины Мухаммада да пребудут над ним мир и благословение Аллаха являлись верующими, и не были неверующими».[10]
Передаётся от аль-Хариси и аль-Хаскафи, что имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Однажды я с Алкамой были у Аты бин Абу Рабаха. Алкама сказал: «О Абу Мухаммад! В стране существует группа людей, которые не относят к себе веру и избегают слов «Я верующий». Ата сказал: «А что с ними, почему они не говорят это?» Алкама продолжил: «Они говорят, что если станут утверждать что они верующие, тогда так же станут утверждать, что являются обитателями рая». Ата ответил: «О Аллах! О Аллах! Поистине это одна из ловушек шайтана. Шайтан наущает их, что бы они оставили Ислам являющийся благом дарованным им Аллахом и воспротивились пророку да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Поистине я был свидетелем, когда это говорили сподвижники и это говорил даже сам посланник Аллаха да пребудут над ним мир и благословение Аллаха».[11]
Другая же группа стала высказывать исключения во всем, и переусердствовали в этом. Они стали высказывать исключения во всех совершаемых ими праведных делах. Например: «ИншаАллах я совершил молитву; иншаАллах я постился» и т.д. Среди них были даже такие, которые говорили: «иншаАллах это одежда, иншаАллах это обувь» и т.д.
Однако самым лучшим мнением является мнение приверженцев сунны. Аллах Всевышний в Священном Коране приводит ряд аятов, в которых говорится о том, что некоторые явно совершаемые деяния связаны с волей Аллаха.
СОБЛЮДАЮЩИЕ И НЕ СОБЛЮДАЮЩИЕ МУСУЛЬМАНЕ
В опрос: Мой вопрос касается терминов «соблюдающий» и «не соблюдающий» мусульманин. Когда человека спрашивают, является ли он мусульманином, то обычно уточняют, соблюдающий он или не соблюдающим. Под термином «соблюдающий» подразумевают, что человек верит в Аллаха, Его Пророков, Ангелов, Его Писания и Судный День; он признает законы Шариата и следует им, например, молится 5 раз в день, постится в месяц Рамадан, выплачивает закят. Под термином «не соблюдающий» подразумевают, что человек верит в Аллаха, Его Пророков, Ангелов, Его Писания и Судный День; он признает законы Шариата, но не следует им, например, не молится, не постится, не выплачивает закят, не носит хиджаб (если это женщина) и т.п. Может ли мусульманин быть «соблюдающим» или «не соблюдающим»? Правильно ли использовать это термины? И кого вообще можно назвать мусульманином?
Мусульманин – это тот, кто придерживается шести столпов веры: он верит в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников, в Судный День и Предопределение (как хорошее, так и плохое); кто признает Единство Аллаха и не придает Ему сотоварищей; кто следует истинному пути (Шариату), который указал нам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
Каждый, кто верит в это и следует этому, является мусульманином, у которого есть свои права и обязанности. Но его слова, дела или убеждения могут вывести его из Ислама, если в них содержатся куфр и что-либо иное, подрывающее основы веры в его сердце.
Тем не менее, люди различаются по степени веры, также как они различаются по степени приверженности законам Ислама и их выполнению.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам, что у веры есть множество ответвлений. Это значит, что верующие будут отличаться друг от друга по степеням, в зависимости от того, в какой мере они следовали этим ответвлениями.
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера (включает в себя) более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений. Лучшим из них является произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха», наименьшим – устранение с пути (того, что может) повредить (людям), а стыдливость – (одно из) ответвлений веры». Передали аль-Бухари (9) и Муслим (35).
В Священном Коране люди делятся на три категории: те, которые несправедливы к самим себе (т.е. грешники); умеренные (в выполнении обязательного и избегании запретного); и опережающие других в добрых делах (усердствующие в дополнительном поклонении и стремящиеся к высшим степеням веры). Аллах говорит:
ثُمَّ أَوْرَثْنَا الْكِتَابَ الَّذِينَ اصْطَفَيْنَا مِنْ عِبَادِنَا فَمِنْهُمْ ظَالِمٌ لِنَفْسِهِ وَمِنْهُمْ مُقْتَصِدٌ وَمِنْهُمْ سَابِقٌ بِالْخَيْرَاتِ بِإِذْنِ اللَّهِ ذَلِكَ هُوَ الْفَضْلُ الْكَبِيرُ
«Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость» [Творец 35:32]
Разделение людей на категории в зависимости от их покорности и приверженности законам Аллаха действительно имеет место, но обозначения для людей из этих категорий могут быть разными. В целом же эти категории правильны и допустимы.
Хотя мы не видим ничего плохого в том, чтобы называть людей «соблюдающими» или «не соблюдающими», мы бы хотели обратить внимание на некоторые ошибки, связанные с этим разделением.
1. Недопустимо считать человека «соблюдающим», основываясь только на внешних признаках, например, называть так только тех, кто носит бороду или длинную одежду. Скорее, необходимо обращать внимание на приверженность Исламу в целом и на правильную акыду (вероубеждения). Главным критерием при разделении должна служить нравственность. Длинная одежда, борода и хиджаб являются частью Ислама, но не они составляют его основу; это явные (внешние) проявления религии, но религиозность должна проявляться и духовно. К сожалению, во многих случаях, баланс между внешним и внутренним, формальным и реальным соблюдением религии отсутствует. Поэтому недопустимо использовать эти внешние атрибуты для разделения людей. Если кому- то не нравится один человек и он называет его «не соблюдающим» или «нерелигиозным», но ему нравится другой человек и он называет его «соблюдающим» и «религиозным», то получается, что он делит людей на «хороших» и «плохих», не имея на это никакого права.
Мы видели примеры подобного поведения во многих обществах, когда исламская терминология используется для достижения личных целей. Это явление, на которое необходимо обратить пристальное внимание.
2. Шариат не разрешает деление людей на категории, если это ведет к их разобщению, разногласиям и разъединению. Это допустимо только в том случае, если человек открыто совершает грехи и деяния, которые мусульманские ученые единогласно признали запрещенными. Такого человека можно назвать грешником, нерелигиозным или не соблюдающим. Но мы видим, что многие люди по-разному трактуют «религиозность», делят людей на «соблюдающих» и «не соблюдающих» на основе довода ученого, которого они предпочитают, не принимая во внимание множества мнений других ученых по этому вопросу. Это тоже является серьезной ошибкой.
Поэтому мы думаем, что если при описании человека нельзя ограничиться словом «мусульманин» и существует необходимость в уточнении, то нужно использовать ясные, конкретные слова и избегать обобщений. Это не приведет к разногласиям, будет ближе к справедливости и умеренности и чище перед Аллахом. Например, можно сказать: «Он соблюдает обязательную молитву» или «У него благой нрав», или «Он читает Коран». Это ясные и точные слова, которые констатируют факт, а не являются личным мнением. Ведь причиной использования обобщений могут служить зависть и злоба. Что же касается слов «соблюдающий» и «не соблюдающий», то это обобщенные и неясные слова, которые можно использовать, только близко узнав человека и будучи непредвзятым в своих суждениях, что является редкостью в наше время. Хорошо известно, что большинство проблем возникают из-за неоднозначных и обобщенных слов.
Кратко о мировых религиях. Ислам
Ислам: определение
Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:
В переводе с арабского Ислам означает «покорность».
Основные принципы, суть ислама
Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.
Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».
Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.
Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.
Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
Главные предметы веры в Исламе:
Течения ислама
Ислам делится на два основных течения:
Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.
Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.
Ислам и православие
Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.
Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.
В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».
Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.
Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.