Как называют жителей горячего ключа
Как называют жителей горячего ключа
Каждую неделю «Югополис» находит людей, которые отвечают на вопросы, в которых они разбираются.
Вопрос. Каким правилам подчиняется образование названий жителей населенных пунктов в русском языке и как называть жителей Горячего Ключа: горячеключевцы, горячеключевчане?
К примеру, есть слова «сибиряк» и «сибирячка» — от названия «Сибирь», но, когда речь о Новосибирске, нормативно: «новосибирец», «новосибирка». Жителей Торжка называют «новоторы» — слово образовано от старинного названия города: Новый Торг. Жители Архангельска — архангелогородцы: от прежнего названия, Архангельский Город.
В связи с этим лучше всего проверять написание и произношение этнохоронимов в нормативном словаре. К ним относятся «Русский орфографический словарь» РАН под ред. В. В. Лопатина и О. Е. Ивановой, словарь И. Л. Городецкой, Е. А. Левашова «Русские названия жителей», считающийся самым полным справочником по названиям жителей: сюда включены современные и устаревшие варианты названий жителей, образованных от 6000 наименований географических объектов России, республик бывшего Советского Союза и зарубежных стран.
Жителей Горячего Ключа лучше так и называть.
Горячий Ключ
Горя́чий Ключ — город краевого подчинения в Краснодарском крае России, центр муниципального образования город Горячий Ключ.
Горячий Ключ — бальнеологический курорт, один из старейших на Кавказе — с 1864 года.
Содержание
География
Город расположен на северных склонах западной части Главного Кавказского хребта на реке Псекупс, в 45 км к югу от Краснодара.
Транспорт
Климат, курорт
Климат умеренно континентальный. Средняя температура [источник не указан 660 дней] января −1,2 С°, июля +20 С°. Осадков около 900 мм в год.
На курорте Горячий Ключ используются воды нескольких видов: термальные (до +60 С°) сульфидные хлоридно-гидрокарбонатные натриевые — для ванн при заболеваниях органов движения и опоры, периферической нервной системы, гинекологических болезнях. Сульфидные гидрокарбонатные натриевые и хлоридные натриевые с более низкой температурой воды и меньшим содержанием сероводорода — для питьевого лечения и бальнеотерапевтических процедур при заболеваниях органов пищеварения.
История
До второй половины XIX века на месте города находилось адыгское поселение Псыфаб (на адыгейском языке означает «горячая вода»).
В 1860-х годах, в связи с активизацией военных действий со стороны России, коренное население было выселено в Османскую империю (см. Кавказская война, Кавказское мухаджирство).
Экономика
Культура, достопримечательности
Река Псекупс. Скала Петушок
Памятник-арка в честь 50-летия Псекупских минеральных вод и войсковой больницы
Иверская часовня (вторая половина XIX века) и памятник основателям курорта
Кенотаф Хапаче Лакшуке, 1717 г.
Население
Динамика численности населения (без учёта сельских населённых пунктов, входящих в муниципальное образование):
Год | 1900 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2000 | 2004 | 2010 |
Население (тыс. чел.) | 0,4 | 9,9 | 19,8 | 22,6 | 25,6 | 28,3 | 27,7 | 30,1 |
Большая часть населения — русские (85,1 %), также проживают армяне (7,5 %) и др. [7]
Люди, связанные с городом Горячий Ключ
Примечания
Ссылки
Сельские округа: Бакинский | Безымянный | Имеретинский | Кутаисский | Саратовский | Суздальский | Черноморский
Сельские населенные пункты: Бакинская | Безымянное | Весёлый | Домики | Имеретинская | Красный Восток | Кура-Промысел | Кура-Транспортный | Кура-Цеце | Кутаис | Кутаисская | Мартанская | Мирный | Молькин | Октябрьский | Папоротный | Первомайский | Приреченский | Промысловый | Пятигорская | Саратовская | Северный | Солёный | Сорокин | Суздальская | Транспортный | Фанагорийское | Хребтовое | Черноморская | Широкая Балка
Полезное
Смотреть что такое «Горячий Ключ» в других словарях:
Горячий Ключ — город, Краснодарский край. Основан в 1868 г. как мест. Горячий Ключ; название по источникам термальных (до 60°С) минеральных вод. С 1930 г. кур. пос., с 1965 г. город. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М.… … Географическая энциклопедия
ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ — город (с 1965) в Российской Федерации, Краснодарский кр., в долине р. Псекупс. Железнодорожная станция. 25,9 тыс. жителей (1992). Мебельная фабрика, лесокомбинат; завод минеральных вод и др. Бальнеологический курорт … Большой Энциклопедический словарь
ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ — ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ, город (с 1965) в Краснодарском крае, в долине р. Псс купс. Ж. д. станция. 28,3 тыс. жителей (1996). Мебельная фабрика, лесокомбинат; завод минеральных вод и др. Бальнеологический курорт. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
горячий ключ — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ — ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ, см. Псекупск … Большая медицинская энциклопедия
Горячий Ключ — Горячий Ключ, город в Краснодарском крае, в 65 км к югу от Краснодара. Бальнеологический курорт. Расположен в предгорьях Большого Кавказа, на правом берегу реки Псекупс (приток Кубани), при её выходе из гор на равнину в 5 км от железнодорожной… … Словарь «География России»
Горячий Ключ — город (с 1965) в России, Краснодарский край, в долине р. Псекупс. Железнодорожная станция. 28,3 тыс. жителей (1998). Мебельная фабрика, лесокомбинат; завод минеральных вод и др. Бальнеологический курорт. * * * ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ, город (с… … Энциклопедический словарь
Горячий Ключ — Псекупс, город (до 1965 посёлок) в Апшеронском районе Краснодарского края РСФСР, в 65 км к Ю. от Краснодара. Расположен в предгорьях Большого Кавказа, при выходе р. Псекупс (приток Кубани) из гор на равнину. 20 тыс. жителей (1970). В… … Большая советская энциклопедия
Горячий Ключ — город, Краснодарский край. Основан в 1868 г. как мест. Горячий Ключ; название по источникам термальных (до 60°С) минеральных вод. С 1930 г. кур. пос., с 1965 г. город … Топонимический словарь
Горячий Ключ — местечко Кубанской области, на Ю. от Екатеринодара, на правом берегу р. Псекупса, при выходе его из ущелья. Поселок славится горячими щелочными источниками, известными под именем Псекупских минеральных вод, температурой от 24° Р. до 42°. Здесь… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Горячий ключ
Курортный городок с приятной наружностью и вполне себе приличной по сравнению с остальной частью Кубани внутренностью. Город пионеров и пенсионеров. Знаменит скалой Петушок, годной минералкой местного производства и санаториями, в которых поцыэнтов щедро поят этой же минералкой. Кроме того, одним из негласных символов Горячего Ключа являются статуи оленя-косули и азиатского льва, установленные в Санатории и растиражированные на этикетках той самой минералки. Также главный кубанцкий Баден-Баден знаменит своим свежим предгорным воздухом, относительной чистотой («аж плюнуть некуда!») и богатой растительностью.
Содержание
Географическое положение [ править ]
Горячий Ключ расположен на полпути к черноморскому поселку Джубга. Сами горячеключевцы вроде как и гордятся тем, что живут к морю ближе, чем краснодарцы, однако выбираются на побережье ненамного чаще всех остальных кубаноидов.
Река Псекупс [ править ]
В наше время Псекупс в районе Горячего Ключа печально известен тем, что многие люди там утонули или разбились, прыгая со знаменитой скалы Петушок и подвесного моста в районе Мебельной Фабрики. Потом Псекупс сильно обмелел, и желающих соревноваться за премию Дарвина стало поменьше.
История [ править ]
Горячий Ключ при адыгах [ править ]
При адыгах на месте Горячего Ключа был адыгский аул Псыфабэ и одноименная крепость на горе Ключевой. Место нынешнего Горячего Ключа, видимо, уже в древности имело стратегическое значение, поскольку уже тогда здесь проходили «арбенные» дороги с востока к морю (в Джубгу, Туапсе, Анапу), по которым шла торговля, сначала с византийскими греками, потом с генуэзцами, потом с турками. От крепости, построенной, по некоторым данным, в VI веке, мало что осталось, кроме фундамента стен. Название горы и крепости «Псыфабэ» означало «горячая вода», так как из крепостной горы истекали минеральные источники. При русских гору, на которой находилась крепость, назвали «Ключевой», а в наше время администрация ГК из уважения к истории переименовала ее в «Абадзехскую гору».
С начала XVII века и до русского завоевания (1864 год) территорию Горячеключевского района держало адыгское племя абадзехов. До них территорию занимали бжедухи, другое адыгское племя, у которых около 1613 года абадзехи (которые были, видимо, пришельцами из Абхазии) отвоевали земли в верхнем течение Псекупса, вынудив тех переселиться на север, вниз по течению Псекупса, на территорию нынешней степной Адыгеи. В отличие от бжедухов, у которых была сильная княжеская власть с развитым классом знати, и происходила неиллюзорная классовая борьба между дворянами и угнетаемыми адыгскими крестьянами (достигшая пика в 1860-х, когда на фоне русского завоевания у них вспыхнула настоящая гражданская война между крестьянами и дворянами), абадзехи принадлежали к так называемым общинно-демократическим племенам. То есть у них был родоплеменной строй, который еще не подвергся сильному классовому расслоению: не было князя с его «графами» и «баронами», как у других племен, или прежде были, но к XIX веку утратили власть над общинами в результате периодических революций (как это случилось, по утверждению Эдмонда Спенсера, 1820-х годах у шапсугов). Из наиболее уважаемых и старших людей племени выбирали что-то вроде совета старейшин, которые сообща принимали решения по внешним и внутренним делам. Племя состояло из общин или «братств» (аналоги чеченских тейпов), которые состояли из семей свободных, юридически равноправных «братанов». Рабы и скот были собственностью семьи, и их количеством определялось богатство семьи. Но землей и пастбищами владела вся община. Положение рабов скорее напоминало положение крепостных крестьян: они обрабатывали поля, ухаживали за скотом и прислуживали по дому. Если их захватывали в набегах больше, чем нужно для хозяйства, их продавали другим племенам, или туркам.
Несмотря на отсутствие сильной княжеской власти и выраженной феодальной иерархии, воинственности и свирепого духа независимости у абадзехов было хоть отбавляй. Война с адыгами фактически началась с того, что в 1796 году бжедухи, жившее примерно между Яблоновкой и Молькино, и между Энемом и Адыгейском, попросили у русских властей защиты от нападения абадзехов [1]. На протяжении почти 70 лет абадзехи систематически устраивали набеги на станицы [описание см Каменев, Бассейн Псекупса, Кубанские войсковые Ведомости, 1867 [2]). Казаки в ответ устраивали карательные экспедиции, и эти стычки продолжались, к взаимному озлоблению, вплоть до 1864 года, когда у царской армии лопнуло терпение, и они устроили адыгам полномасштабную войну, которая, при отсутсвии у абадзехов единого командования и артиллерии, закончилась их разгромом.
Нельзя сказать, чтобы русским тогда были так уж нужны эти горные леса. Как потом выяснилось, горной природой все восхищались, интересовались местными минеральными водами, но постоянно жить там никто особо не хотел (менять жирный степной чернозем на суглинок никому не хотелось), и заселить горные долины хоть кем-то было большой проблемой.
Русская колонизация долины Псекупса [ править ]
В 1864 году все живущие здесь адыги, кроме тех, кто согласился стать поддаными царя и поселиться на равнине, были выселены по морю в Турцию (см. Черкесское мухаджирство). Картина депортации и последующего заселения горных долин русскими переселенцами была ярко и подробно описана полковником Каменевым в 1867 году в статье «Несколько слов о колонизации Кавказа» в «Кубанских войсковых ведомостях» [3]. Написано в духе литературы того времени: с легким сочувствием к воинственным туземцам и простодушным торжеством победителя. Кроме исторической ценности, этот документ является довольно интересным образчиком древней кубанской журналистики.
Русские войска конвоировали до побережья адыгов, не пожелавших выселиться на «плоскость». На побережье, в дороге и по прибытии в Турцию многие погибли от инфекционных болезней. Переселение было организовано, по тем временам, из рук вон плохо. Турки должны были прислать бесплатные транспорты, но прислали недостаточно. Как выяснилось, бесплатно турки перевозить людей не хотели. Люди с семьями и скарбом скапливались Туапсе, на узкой полоске болотистых малярийных берегов, в результате вспыхнула эпидемия. В отчаянии адыги были вынуждены за бесценок продавать туркам-перевозчикам и местным барыгам все, что у них было ценного, скот, лошадей, вплоть до собсвенных детей, чтобы оплатить переезд по морю.
В том же 1864 году в опустевшие горные долины стали прибывать русские колонисты. Каменев описывает, как они забрали из опустевших адыгских аулов все, что могло им пригодиться в хозяйстве, а дома и постройки сожгли и разбили, в том числе надгробия на кладбищах (типа того столба с арабской надписью, что красуется в наше время в Курортном парке в Горячем Ключе). Следы адыгского прошлого уничтожались так усердно, что начальник Псекупского полка, наконец, опомнился и приказал собрать что-нибудь для любознательных ученых и любителей старины. Удалось собрать целый музей из предметов быта горцев и палеонтологических находок (в том числе костей мамонта). К сожалению, все экспонаты были впоследствии полностью расхищены и утеряны во время Гражданской войны.
После выселения адыгов из гор в конце Кавказской войны царскому правительству необходимо было кем-то заселить опустевшие долины, чтобы туда не проникли враждебные турки и не вернулись горцы. К тому же некоторые из них еще долго прятались в горах, несмотря на то, что казаки регулярно прочесывали горы, разыскивали их и переселяли на «плоскость», в степные аулы (нынешней Адыгеи), под надзор гарнизонов казачьх станиц.
По утвержденному начальством плану были одновременно основаны все крупные станицы нынешнего Горяче-ключевского района и соседнего Северского района. Вопреки распространенному мнению, что станицы названы самими казаками по именам городов, где были когда-то расквартированы их полки во время службы, названия станиц были единовременно «спущены сверху». В состав Псекупского полка в то время также входили и практически все станицы соседнего нынешнего Северского района (Калужская, Григорьевская, Афипская и другие). Штаб-квартира полка была размещена в станице Ключевой, которая находилась в северной части нынешней городской черты Горячего Ключа, от района Администрации до Развилки). В 1869 году Ключевая стала центром нового Ключевского уезда.
Псекупский полк формировался под руководством тогдашнего начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского Казачьего войска, генерал-майора царской армии графа Сумарокова-Эльстона. Кстати, он же приходится родным дедушкой князю Феликсу Юсупову, который в 1916 году участвовал в убийстве Распутина. Командиром Псекупского полка был полковник Попко.
Грустный анекдот заключался в том, что адыги перед внезапной депортацией успели засеять поля, а убирать их пришлось уже русским колонистам, и те удивились тому, насколько неожиданно богатым был урожай. А в следующем году поселенцы распахали землю так, как привыкли в степи, и получили полный неурожай, и так каждый последующий год. Горные суглинки нельзя пахать с оборотом пласта, почву здесь рыхлить нужно не больше чем на 5-10 см, и жившие здесь адыги, видимо, это хорошо знали, в отличие от переселенцев из степей. Но и в наше время можно кое-где увидеть, как местные продолжают «от души» распахивать суглинки, а потом жалуются, что ничего тут не растет, кроме бурьяна.
Однако в первые годы колонизации переселенцы испытали столько лишений на этой земле, что начальство через несколько лет было вынуждено признать провал плана коллективизации колонизации. Неурожай следовал за неурожаем. Казаки с крестьянами ссорились из-за посевов и сенокосов. Прячущиеся глубоко в горах адыги внезапно нападали на стада и угоняли скот. Потом случился массовый падеж скота. В довершение всех бед, большинство колонистов страдали от малярии. Администрация закупала за свой счет хинин и другие лекарства того времени, но их не хватало. Малярию здесь удалось извести уже только в советское время. В то время слово «закубанец» было синонимом страшного бедняка, которого сразу узнавали по бледному, измученному малярией лицу. При первой же возможности жители наиболее неудобных для жизни станиц разбегались. Так, станица Фанагорийская через несколько лет после основания заброшена, и лишь несколько лет спустя была уже на добровольных началах заселена заново теми же «неприхотливыми армянами».
Так что после таких тяжелых неудач с сельским хозяйством в горных долинах количество казаков и русских крестьян, желающих селиться в горных станицах в первые десятилетия упало до критического минимума, так что первые десятилетия эти места осваивались в основном «неприхотливыми армянами» (по выражению полковника Н.Л.Каменева), привычными к земледелию на горных почвах. Но поскольку их было недостаточно, а горы были все еще очень небезопасны, то военной администрации в конечном счете пришлось присылать сюда казаков по разнарядке, в первую очередь чем-то провинившихся, за буйство или пьянку (Уварова, Щербина [4], [5]). Пока они состояли на службе, им платили жалованье и выдавали провиант. Но хуже всего стало, когда через несколько лет всех здешних казаков массово перевели в разряд поселенцев. Им дали землю, и перестали выдавать какие-либо субсидии. Но земля, которую продолжали упрямо распахивать, не то что не давала дохода, она не могла даже прокормить поселенцев. Тогда (примерно в 1880-х) здесь началось то, что называется теперь «гуманитарная катастрофа». Чтобы выжить, поселенцы начали яростно рубить лес на продажу (лес сплавлялся вниз по течению тогда еще полноводного Псекупса), бить зверей и ловить рыбу сверх всякой меры. Доставшиеся от адыгов священные рощи вырубили первым делом, а адыгские сады даже и не пытались поддерживать.
Минеральные воды при адыгах [ править ]
Горячие ключи у адыгов считались почти священным местом. Поскольку в геологии они тогда не разбирались, ключам приписывали чудесное происхождение и свойства. Поэтому утерю этих горячих источников они восприняли особенно болезненно, и перед эвакуацией ввиду наступления царских войск успели источники завалить так, что их потом казаки не сразу нашли и раскопали, а некоторые ключи, по слухам, так и вовсе никогда не были найдены.
Минеральные воды при русских. Основание Горячего Ключа [ править ]
Главный административный центр, сначала полка, потом уезда, изначально находился в станице Ключевой, а Горячий Ключ был изначально маленьким поселком при военном госпитале. Курортное «местечко» на месте курортной зоны нынешнего Горячего Ключа заложил в 1864 году тот же граф Сумароков-Эльстон. Изначально предполагалось, что поселок будет называться Псыфаб («горячие воды»), так же, как и бывшее адыгское селение. Но граф в прошении на высочайшее имя об основании курортного поселка вычеркнул предполагавшееся название «Псыфаб», и записал «Горячий Ключ» [6]. Через три года, в 1867 году, прошение было удовлетворено. В том же году сюда приезжал с инспекционным визитом наместник Кавказа, член императорской фамилии великий князь Михаил, и поселок официально назвали Михайловским.
Когда сюда пришли русские военные, источники представляли собой грязный болотистый ручей с кое-где выбивающимися горячими ключами, текущий в Псекупс из широкого оврага со спертым воздухом, где было не продохнуть от паров сероводорода. К тому же болотистое дно оврага в сочетании с высокой влажностью было идеальным рассадником малярии. Местные военные власти постепенно стали их благоустраивать. Заваленные адыгами источники расчистили, щебень, глину и тину убрали, выкопали канавы для дренажа ручьевой воды, пробили щель в скале (Дантово ущелье) для проветривания. Построили резервуары минеральной воды над источниками (развалины одного из них до сих пор можно видеть над Иверским источником). Построили баню-купальню и открытые чаны для собирания и охлаждения минеральной воды. На Ключевой горе и под горой заложили Курортный парк.
Первое время минеральные воды использовались исключительно для нужд военных. Первые постройки санатория представляли собой что-то вроде бани-купальни при военном казачьем госпитале. Потом, однако, Горячий Ключ посетил «Августейший Наместник Кавказский», великий князь Михаил, в честь которого один из источников назвали Михайловским, а другой Александровским, в честь его брата, государя-императора. «Его императорское высочество», а также ученые-минерологи и врачи из Екатеринодара сделали «пиар» этому месту, как альтернативе Пятигорску и Минводам. Так что сюда постепенно стали съезжаться «отдыхающие». Были построены первые здания нынешнего Санатория.
Кстати, «дикое» лечение минеральными водами (в стоках минеральной воды на минеральной поляне и берегу Псекупса) продолжалось вплоть до 1950-х годов. До этого местные и «отдыхающие», которым не хотелось платить за «курсовку» в санатории, никого особо не стесняясь, вываливались здесь голыми, как свиньи, в минерализованной грязи (как в скандальном фильме «Фандо и Лиз» режиссера Алехандро Ходоровски), а потом отмывались в Псекупсе. Потом источники каптировали, заключили в трубы, обнесли оградой, халява и весь цирк кончились. Хотя, и сейчас еще есть у подножия скалы Петушок что-то вроде естественной каменной ванны, где минеральная вода смешивается с речной. Считается, что до 30 минут пребывания в этой ванне оказывает омолаживающий эффект, дольше уже вредно. Санаторные власти пока не изыскали способ и ее сделать платной, поскольку добраться до нее не так-то просто: надо спуститься со скалы по очень крутой и опасной каменной лестнице, или вплавь по реке. Так что это вариант только для любителей халявы 80 уровня.
В советское время, поскольку здесь в 1927 году лечился от ран, полученных на Гражданской войне, культовый советский писатель Островский, Санаторий назвали в его честь. И даже музей Островского устроили из вещей, которые он забыл в своем номере. Были построены корпуса санаториев №1,№2,№3 (последний у Старого рынка и, похоже, давно заброшен) и Адыгейский детский санаторий. В позднесоветское время были построены корпуса «титульных» санаториев «Горячий Ключ» и «Предгорья Кавказа», и прочие постройки, типа курзала и питьевой галереи.
Курорт изначально не был «тусовочным», а сугубо лечебно-оздоровительным, поэтому в советское время здесь по профсоюзным путевкам отдыхали в основном пионэры и пожилые колхозники. Возможно, они и задали тот самый характерный «пионерско-пенсионерский» демографический облик Горячего Ключа.
Этнический состав [ править ]
На 85% населен славянами, потомками казаков-первопоселенцев и приезжими с северов всех волн, от крестьян-переселенцев 1860-х годов до нынешних зажиточных сибирских нефтяников. Как и любой другой город Кубани, ГК имеет внушительную армянскую диаспору (не меньше 8%). Причем у некоторых родов армянские фамилии имеют русские окончания на «-ов», что, видимо, говорит о том, что предки их носителей переселились в ГК еще с отцами-основателями в XIX веке. Более того, разведчик Капрел Миассеров, который в 1848 году, во разгар Кавказской войны, принес русской военной администрации первые образцы минеральной воды, был молодым армянином на русской службе. Значительная часть местного армянского населения переселилась в эти места после Первой мировой войны, а также после Спитакского землетрясения и войны в Нагорном Карабахе. Постоянно живущих адыгов здесь мало.
Администрация [ править ]
В царское время управлялся военной казачьей полковой администрацией. В советское время ГК управлялся всесильным горкомом и райкомом. Одним из последних советских «мэров» города во времена Медунова была Морева, о которой до сих пор вспоминают старожилы, как она, подобно царю Соломону, «решала вопросы».
Образование [ править ]
Насчет сходства с Баден-Баденом или Карловыми Варами, кроме минеральных вод, пусть скажет кто там был. Но вообще Горячий Ключ, по крайней мере, природой, очень напоминает немецкие университетские городки в горной местности. Примерно такие же размеры и население, низенькие горы, кругом дубово-буковый лес, горная речка с подвесными мостами, плющ такой же растет, и даже застройка (в курортной зоне) все больше напоминает Германию. И даже средневековый замок на горе здесь когда-то был (Крепость Псыфабэ), вместо которого теперь за рекой у трассы напротив скалы Петушок красуется затейливый придорожный мотель с остроконечными башенками, под названием «Старый Замок».
Так что не скоро дождется Горячий Ключ развеселых компаний студентов со всего мира, шумно бражничающих в местных кабачках после трудных экзаменов, назло степенным обывателям-филИстерам. Впрочем, в местных кабаках предпочитают бражничать бухать как раз всякие филистеры и мажоры (местные и приезжие), а жизнерадостные студенты краснодарских вузов предпочитают бражничать в окрестных лесах (см.КСП). Таковы уж наши национальные традиции.
Из образования, кроме мало чем примечательных среднеобразовательных школ, также имеется местный «колледж», пренебрежительно называемый его учащимися «бурсой», который готовит специалистов со средним образованием для нужд местного гостиничного бизнеса, газовой, и прочей промышленности.
Промышленность [ править ]
У дороги на Саратовскую находится суровая местная промзона: нефтепромыслы, газокомпрессорная станция, завод ЖБИ и лесопилки. Там же, около Развилки, в советское время находилась местная «горкомовская база», где в те времена избранные могли «достать» то, что простые смертные не могли купить ни за какие деньги (стройматериалы, бытовую технику, дефицитные продукты). В наши дни где-то там же свободно продают стройматериалы, если вам не хочется за ними ехать в краснодарский Leroy Merlin.
В наше время к местной газокомпрессорной странции «Ключевой» имеет большие претензии Экологическая Вахта по Северному Кавказу за массовые выбросы газа, который не нужен. Есть и альтернативное мнение нефтяников-газовиков: природный газ иногда идет с ядовитыыми примесями типа сернистого газа, которые в газораспределительную сеть пускать нельзя, вот и приходится выбрасывать его в атмосферу.
На самом деле, несмотря на избыток газа, он сейчас есть далеко не везде, причем не только в станицах, но даже в пределах Горячего Ключа. Местная программа газификации (с государственным софинансированием) предполагает, что вы должны заплатить вперед не только за подключение к своему дому, но и за проект распределения труб по улицам. Газовики устраивают агитационные компании, с привлечением в качестве членов «инициативных групп по сбору средств» (с весьма туманным юридическим статусом и отсутствием гарантий возврата средств в случае неоказания услуг) тех, кто больше всех жаждет газового отопления, которые произносят на собраниях яростные речи типа «да сдайте же вы их наконец. » (речь идет о сумме свыше 25000 рублей с каждого). Но местные жители в массе своей настроены скептически, неохотно расстаются со своими «кровными», и дружно отвечают, что «заплачу лишь тогда, когда увижу газовые трубы у себя на улице». У газовиков, впрочем, своя суровая мужская логика на этот счет, выраженная в нетленном афоризме: «Я ради десяти человек трактор гнать не буду!». Понятное дело, «бедная маленькая газовая компания» не может себе позволить такие страшные риски недополучения прибыли.
Городской транспорт [ править ]
В далекие советские времена городского транспорта не было, были только междугородные автобусы и пригородные автобусы в станицы. По тогда еще совсем маленькому городку все ходили пешком (его и сейчас можно быстрым шагом пройти за полчаса от Администрации до Санатория). В 1970-х и 1980-х город уже немного разросся. Построили ЖД Вокзал и новую Горбольницу, куда от Санатория топать уже добрый час времени. Тогда и появились первые городские автобусные маршруты.
Автопарк внутригородских автобусов (расположенный в «районе Автоколонны» у подножия Больничной Горы) изначально состоял почти целиком из легендарных «Луноходов», известных также как ЛиАЗ-677 «Желтый Диавол» или «Скотовоз»). И колесили они, оглашая своим ревом и характерным «бульканьем» некогда тихие улицы Горячего Ключа, вплоть до начала 2000-х годов, когда их все массово заменили на Isuzu, Богданы и ПАЗики, и «Газели», которые стали шнырять по самым отдаленным районам города, вплоть до Заречья.
В станицы ездят преимущественно Пазики. Пазики хоть и чуть лучше других приспособлены к езде по горным дорогам, но мест в них, даже стоячих, едва хватает. Поэтому местная автоколонна, вместо того, чтобы сделать дополнительные рейсы, предпочитает пускать по разбитым горным дорогам низкопольные достойные преемники «Скотовоза», с минимумом сидячих (пластмассовых!) сидений, чтобы народу было легче набиваться в них плотной толпой, а в случае возможной аварии чтобы покалечилось как можно больше. Езда в них по горной дороге, с колдобинами и с крутыми виражами, напоминает аттракцион «американские горки», особенно если рессоры уже успели основательно «убиться».
Приезжих Горячий Ключ неизменно веселит названиями автобусных остановок, типа «Колос», «Развилка», и особенно «Слава Труду». Последняя так называется уже много лет, потому что прямо напротив остановки торцом стоит хрущевка, на которой красным кирпичом на сером фоне выложен эпический советский лозунг. Если бы там было написано «Слава КПСС», было бы еще веселее. Иным приезжим кажется, что у местных плохо с грамматикой русского языка, поскольку водителям обычно говорят: «Остановите на «Слава Труду». Хотя на самом деле это очевидное сокращение от «Остановите на остановке «Слава Труду». Короткая и ясная команда для уха водителя. Впрочем, если вы поживете здесь пару недель, и у вас тоже язык не повернется сказать как-то иначе.
Где потусить и пошопиться [ править ]
Городом пионеров и пенсионеров Горячий Ключ называют за его демографию. Ибо в любой день там на улице можно встретить толпы школоты и стариков. Школота слушает музыку с телефонов, старики — греют косточки на солнышке. Старики в большинстве своем — это или состарившиеся горячеключевские нефтяники, менты, работники лесхоза и железнодорожники, или понаехавшие с северов пожилые нувориши. Молодежь старается как можно быстрее свалить в Краснодар, потому что в этом хреновом «баденбадене» даже кинотеатра до сих пор нет. Несмотря на все старания Шварцманов и иже с ними.
На самом деле был когда-то в районе Курортной зоны большой кинотеатр «Родина», похожий на Парфенон, с колоннами и капителями, где по сто раз кряду показывали «Чапаева». Но в постсоветское время по какой-то причине пришел в полный упадок и был заброшен. Ныне кинотеатр заменяет нечто под названием Молодежный центр в местном ДК «Перекресток». Иногда в нем показывают документальное кино (!), типа фильма про Петра и Хавронью Февронью. Документальный, да.
Через дорогу возвышается многоэтажный комплекс «Инга», во задворках которого имеется довольно крупный супермаркет сети «Магнит», где можно купить провизию, не сильно углубляясь в город. Только подъезды там такие узкие, что лучше не полениться оставить машину где-нибудь подальше.
Достопримечательности [ править ]
Если приезжаете в Горячий Ключ не за покупками, а прогуляться, то стоит сразу ехать в южную часть города, в курортную зону, до конечной остановки «Санаторий», где начинается городской «Курортный парк».
Курортный парк. Собственно, единственная реальная достопримечательность Горячего Ключа. В советское время он назывался «Санаторным парком» и тогда в него посторонних не пускали, только отдыхающих по пропускам. В наше время он является частью городского паркового комплекса и вход туда свободный. Долгое время он также назывался «Курортным парком», а в последнее время, в связи с модой на пафосные «курортно-маркетинговые» названия переименован властями в «Целебный парк».
Вход в парк украшает арка, а под ней пара больших позолоченных статуй львов, попирающих кабанов. Считается, что это символизирует победу курорта над болезнями. Также считается, что азиатские львы в этих местах и правда когда-то в древности водились, но потом были истреблены повсеместно, кроме Индии. А вот кабаны в здешних лесах водятся по-прежнему.
Кроме львов, всех входящих в парк «профсоюзного курорта» издавна гордо приветствовала статуя белоснежного Ленина. После реконструкции 2009 года Ильича деликатно передвинули в сторонку, и поставили не прямо посередине аллеи, как раньше, а сбоку. Видимо, чтобы «вождь пролетариата» не сильно смущал нынешних буржуазных «отдыхающих». Теперь он скромно и как бы опасливо выглядывает из кустов.
Вообще парк довольно живописный, в основном благодаря близости горного леса и реки. Там в хорошую погоду весной или осенью недурно гулять с тян, пить кофе, покупать всякую сувенирную ерунду и наслаждаться культурным отдыхом в стиле Сквидварда из «Спанч Боба». Парк отреставрировали в 2009 году к 145-летию курорта, поставили новые статуи, фонари, скамейки, альпийские горки, плитку, балюстраду у набережной реки, лодочную станцию, лестницу и смотровую площадку на скале Петушок, запилили еще один пешеходный мост через Псекупс. Парк стал по российским меркам очень и очень приличным. Правда, в 2013 году там зачем-то вырубили много старых деревьев, что вызвало бурю возмущения у местных жителей.
Теперь бесплатно можно только выпить пахучей минеральной воды из источника святого Пантелеймона напротив маленькой часовни Иверской Божьей Матери, вырубленной прямо в скале. Недавно там установили бронзовый барельеф с изображением популярного святого-целителя. Некогда был еще один, Иверский источник, рядом с часовней. Но в советское время часовню осквернили местные поцыки, и считается, что после этого источник «ушел». Часовню в постсоветское время отреставирировали и освятили, но источник не вернулся, от него осталась только памятная ниша. Скорее всего, просто неподалеку набурили слишком много скважин.
Замшелые известняковые скал Дантового ущелья сплошь исцарапаны эпичными надписями типа «Кися и Ося были здесь» и прочими яростными потугами на творчество, и только мох немного прикрывает это уродство. Первые надписи, как видно по датам, выцарапаны мающимися от скуки отдыхающими придурками еще в царские времена, потом изрядно потрудилась над «украшением» стен ущелья уже советская школота. В наше время ущелье объявили объектом культурного наследия регионального значения (интересно, надписи на стенах тоже?), и дальнейшие художества на стенах запрещены под страхом анальных кар (хотя на них и так уже давно живого места нет). Так что нынешнему поколению школоты, которой нестерпимо хочется вырезать на каком-нибудь месте свои имена, приходится довольствоваться невозбранным загаживанием парковых скамеек.
Однако самым первым, кто оставил здесь надпись еще в начале XVIII века, был адыгский князь Хаджимуко из племени бжедухов-хамышейцев, написавший на мраморном столбе (очевидно, от развалин какого-то древнегреческого храма на побережье) надпись на турецком языке арабскими буквами в память о своем друге и дворянине Хапаче Лакшуке, с которым князь вместе ездил на паломничество в Мекку, и умершем на обратном пути из Мекки в сирийском городе Дамаске. Столб с арабской вязью является кенотафом (ложной могилой, которую ставят в пямять о умершем на чужбине) и поныне красуется на пути к Дантовому ущелью. Впрочем, в отличие от позднейших «отдыхающих», князю хоть хватило порядочности притащить свой собственный каменный столб, чтобы оставить надпись.
Посетителям полагается также взобраться на смотровую площадку на скале Спасения (она же Петушок), откуда открывается во время золотой осени (последняя декада октября в этих местах) неплохой вид на Псекупс, местные невысокие горы и остроконечные башенки «Старого Замка», крупного придорожного мотеля со всякими затеями в средневековом духе. Вот только не рекомендуется на Смотровую Площадку лезть пьяным, ужираться прямо на площадке, или спускаться затемно, иначе рискуете продолжить отдых в местной больнице, а то и в морге. Ограждение и перила местами там весьма условные. Смотровая площадка построена в 2009 году на месте бывшего здесь когда-то до революции «Великокняжеского павильона», где в 1867 году изволил обедать великий князь Михаил.
Впрочем, в наше время скалу Петушок следовало бы назвать «Скалой Погибели», так как прославилась она при русских прежде всего как излюбленное место местных самоубийц. «Сброситься с Петушка» давно стало своеобразным устойчивым выражением и нередко последним аргументом в семейных ссорах местных жителей. Там и сейчас можно постоянно видеть «интересных личностей», вылезающих за ограждение, чтобы прогуляться по узкому гребню скалы.
Дальше начинаются уже дикие горные леса. Местность к югу за Горячим Ключом, где хребет Котх и хребет Пшаф сдвигаются и образуют широкое ущелье, называют Волчьими Воротами. На самом деле, таких названий в крае несколько: так называются, по крайней мере, два места в Апшеронском районе: в долине Пшехи и в долине Курджипса (в Гуамском ущелье).
Городская растительность [ править ]
На главной улице ГК (конечно же, это улица Ленина, кого ж еще, хотя по словам старожилов, когда-то называлась Красной) высажена силами школьников 1950-х годов роскошная сосновая аллея, названная «Аллеей Тысячи Сосен». На той же улице в районе Городка Нефтяников растут катальпы (деревья, у которых листья похожи на лопухи).
Ерики [ править ]
Городская застройка [ править ]
Горячий Ключ расширяется воронкой с юга на север, от узкой горловины между двумя хребтами (Волчьх Ворот) на юге до широких равнин на севере, и грубо делится на райскую южную часть (курортная зона), центральную (улица Ленина), где администрация и бизнес, и суровую северную часть, где район Развилки и промзона, а также несколько прилегающих районов жилой застройки. Город стиснут берегом Псекупса на западе, и горами на юго-востоке, однако упорно лезет на гору, и неохотно, но неизбежно растет на север, где открывается широкая равнина и пустоши, отделяющие Горячий Ключ от Саратовской.
Саманные хаты считались более добротными, так как были сложены из готовых необожженых кирпичей из той же глины, замешанной с соломой и навозом. Что-то вроде «пуэбло» в Латинской Америке, только любовно побеленные известкой или обшитые крашеными досками с резными наличниками, котороые в наше время заменяют на более практичный, но богомерзкий сайдинг. Зато какой неповторимый запах южного станичного уюта, старого быта и «раньшого времени» стоял в тех домах. Теперь таких домов становится все меньше и скоро совсем не будет.
Из самана в раннесоветское время делали и общественные здания. Одно из последних, наверное, крупных двухэтажных зданий такого типа долго скромно стояло чуть в сторонке от главной улицы в районе «Перекрестка». В нем долгое время размещались всякие городские конторы, а перед его фасадом в дождливое зимнее время красовалась старые сосны и титаническая «миргородская» лужа. Потом конторы переехали в новые здания «Многофункционального Центра» и «Инги», и здание забросили. Как водится, местные поцики там вскоре устроили пожарчик. Наконец, здание снесли, и вместо того, чтобы, как водится, застроить освободившееся место в самом центре города какими-нибудь коммерческими ларьками или элитной многоэтажкой, на его месте ВНЕЗАПНО замутили еще один сквер (по соседству с уже имеющимся «Чернобыльским сквериком»), который тут же облюбовали пенсионеры и пионэры. Правда, с невероятно высокими тротуарами, на которых можно и ноги переломать, если летним вечером хлебнуть лишнего.
Мэр города уже много лет обещает коренным жителям Горячего Ключа (а особенно старикам) снести весь старый жилой фонд и всех их расселить. Года этак с 1997-го. На деле расселение происходит весьма медленно. В центре то тут, то там стоят новенькие пятиэтажки, в которые местный пролетариат действительно расселили. Что касается всех остальных, власти в глубине души, все же, видимо, надеются, что старики сами перемрут и не будут требовать новое жилье. Но дождаться пока не могут, потому что на место одного умершего с северов наезжают еще парочка новых. Или и вовсе из Краснодара перебираются. Как они сами говорят, «спокойно доживать». Таким образом, администрации кроме новостроек придется заниматься еще и расширением похоронных городских угодий.