Как называются буквы на стенах
7. Граффити.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить историю появления граффити, как менялось направление, основные направления и стили Граффити.
ИСТОРИЯ ГРАФФИТИ.
Трудно поверить, что первые «граффити» — надписи и рисунки (от итал. graffiare — царапать) в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера были обнаружены на античных памятниках(!) и древних сосудах. Как проявление «низового» творчества, «граффити» заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю «картинам» уличного творчества. Пикассо ценил в «граффити» «предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека.» Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. Термин «граффити» применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются попытки установить разновидность связанной композиции посредством рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике.
На заре граффити 1966- 1971 года
Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию. Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде « чолос » ( латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США — прим. пер. ), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд ( Cornbread ) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.
Пионеры граффити 1971- 1974
На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».
Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают — меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.
Создание одного рисунка — весьма трудоёмкий процесс. Сначала необходимо выбрать стену. Этот, казалось бы, несложный этап содержит в себе огромное количество тонкостей. Во-первых, место предполагаемой картины не должно принадлежать организации, рьяно заботящейся о чистоте своих владений. Идеальный вариант — какое-нибудь из зданий промзоны, потому что редкий завод обращает внимание на состояние собственной территории. Так же существуют молниеносные десятиминутные «бомбинги», которые могут проводиться чуть ли не в центре города.
Теперь начинается собственно рисунок. Некоторые покрытия, как фанера, побелка, слой масляной, либо другой краски грунтовать не нужно. Но часто приходиться украшать поверхности не подготовленные для этого. Чтобы избежать нежелательных последствий, следует прибегнуть к помощи так называемого «грунтования». Его суть заключается в разовом покрытии нужной площади краской (масляной или водоэмульсионной), побелкой или грунтовкой замешанной на мелу и клею. Наносимый материал образует «корку», в которую краска не сможет впитаться, или по прошествии времени осыпаться. Не плохим подспорьем для художника являtтся «раствор для смывки старой краски», им можно корректировать ваш рисунок или удалять краску в нужном вам месте.
Затем по заранее нарисованному или откуда-то сведённому скетчу делается набросок (обычно мелом или маркером), и только потом граффити приобретает свой привычный, яркий вид. Большие поверхности заливаются с помощью специальных насадок, широко распыляющих струю из баллончика, и в самом конце ещё раз обводятся ко Принято думать, что граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца 60-х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние «писатели» не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако с появлением сотни «голодных» писателей читаемость отдельного наскального «хита» стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью — ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОХОЖИХ. На этом этапе стиль письма и выбор места также играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных.
Введение в стрит-арт: топ-10 граффити мира
Давно прошли те времена, когда граффити считались вандализмом. Теперь уличное искусство ( красивое уличное искусство ) — это эстетика, социальное или политическое заявление и облик многих современных городов. Во времена, когда от сидения дома уже очень хочется разрисовывать не только стены, но и друг друга, решили отвлечь твоё внимание самыми живописными граффити мира.
Содержание
«Большой Енот», Лиссабон
Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора. Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней.
Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства ).
Замок Кельбурн, Глазго
Автор: Нунка, Нина Пандольфо, OSGEMEOS (братья-близнецы). Все художники из Бразилии.
Описание и история: з амок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.
Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.
Фото: Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)
Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.
«Майя», Москва
Описание и история: красочное граффити в центре Москвы не рассказывает об остром социальном конфликте, но зато привлекает внимание яркими цветами и размером (18х16 метров). Граффити изображает знаменитую русскую балерину Майю Плисецкую. Работа появилась в 2013 году, за полтора года до смерти Плисецкой, так что прима Большого театра успела её увидеть и оценить по достоинству.
Как добраться: граффити расположено по адресу: Большая Дмитровка 16/1 (пять минут пешком от станции метро «Театральная» ).
«Сан Дженнаро», Неаполь
Автор: итальянский художник Джорит (Jorit).
Описание и история: только в Неаполе можно встретить граффити, изображающее святого. Этот город удивительным образом сочетает почти фанатическую набожность и абсолютную любовь к современному искусству. Огромное граффити в стиле реализма во всю стену расположено в районе Forcella, считающимся одним из самых опасных (всё из-за неаполитанской мафии, Каморры).
Итальянские вандалы
Визуальное искусство у итальянцев в крови, поэтому современные (правда, непризнанные) Боттичелли сейчас рисуют буквально повсюду — в Италии нередко можно встретить полностью расписанные поезда метро и километры стен на улицах. Некоторые, правда, заходят слишком далеко и украшают своими художествами исторические монументы. Такой вандализм не приветствуется, а вот к сотням невероятно красивых граффити туристы и государство относятся нормально.
«Машина заказов» ( Ordering Machine ), Гренобль
Автор: Nevercrew — команда из двух итальянских художников. Сейчас проживают в Швейцарии.
Описание и история: н а огромном граффити во всю стену изображены два реалистичных кита, подвешенных на вешалку с помощью большого куска ткани. Художники хотели обратить внимание на проблему эксплуатации человечеством природных ресурсов. Работа появилась на стене в честь фестиваля уличного искусства в Гренобле в 2016 году.
«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин
Автор: Дмитрий Врубель — русский художник, проживающий в Берлине.
Описание и история: д умаем, с этой работой ты прекрасно знаком, даже если воочию увидеть её не удалось. На граффити изображён поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера (немецкий политический деятель XX века).
Сам поцелуй ознаменовал десятилетний договор, заключённый между Восточной Германией и СССР в 1979 году, и был запечатлён на фотографии, попавшей в сотни газет.
В 1989 году Берлинская стена пала, а в 1990 трансформировалась в галерею под открытым небом. В этом же году на её Восточной стороне появилась работа Дмитрия Врубеля (до падения стены украшать её граффити разрешалось только с Западной стороны). Работа была сильно испорчена к 2005 году, и художника попросили её реставрировать.
Дэвид Боуи, Лондон
Автор: Джеймс Кочран, британский художник австралийского происхождения.
Описание и история: граффити размером больше человеческого роста появилось на стене магазина Morleys в 2013 году — Боуи родился буквально за углом.
Великий певец умер в 2016. С тех пор это место стало его мемориалом — здесь поклонники оставляют цветы и записки. Граффити также покрыли пластиком, чтобы защитить от воздействия среды — вот оно, бережное отношение к искусству!
Как добраться: мемориал находится рядом со станцией метро «Брикстон» (Brixton). Билет на метро — 4,9 £ (≈ 400 руб.).
Фото: Lenscap Photography / Shutterstock.com (слева) и chrisdorney / Shutterstock.com (справа)
Стена Джона Леннона, Прага
Автор: десятки разных художников.
Описание и история: оказывается, существует не только стена Цоя! В Праге, прямо напротив французского посольства, сразу после смерти Джона Леннона в 1980 году начали появляться первые рисунки и надписи. Правительство долго пыталось бороться с «вандализмом», но, говорят, на защиту фанатов встало французское консульство — во избежание волнений и протестов стену попросили оставить в покое.
По сей день здесь появляются новые рисунки и записи, так что увидеть обновленную стену можно в каждый приезд в Прагу.
Фото: emka74 / Shutterstock.com (1, 2)
Как добраться: две минуты пешком от Храма Девы Марии.
«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем
Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты).
Художник без лица
Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.
Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова
Улица Дзамбони, Болонья
Автор: студенты Болонского университета.
Описание и история: у лица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.
Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити.
Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно.
Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.
Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы.
«Граффити портит облик города, если его делать неправильно», или все о теггинге
Кто и зачем оставляет граффити-надписи на стенах города? Узнаем все о родоначальнике граффити от уличных художников со стажем.
Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Наверняка многие из нас видели разноцветные граффити-надписи на стенах, остановках и других поверхностях. При этом большую часть граффити составляют не детальные рисунки, а наскоро сделанные надписи. Чаще всего подобные надписи состоят из одного слова, написанного особым почерком. Иногда стиль написания слова бывает настолько сложным, что прочитать содержание надписи невозможно.
Подобные автографы называются «теги», а оставляют их уличные художники, занимающиеся граффити. Художники подходят к процессу создания своих тегов с особой серьезностью: тщательно продумывают стиль метки, выбирают материалы и место для написания.
В этом материале мы рассказываем о том, что такое теггинг, как зародилась традиция оставления своих меток, почему граффити-художники занимаются этим и какие теги считаются особо ценными.
Тег — подпись граффити-художника, оставляемая на поверхности города
Спот — место, где граффити-художники оставляют свои подписи и работы
Райтер — граффити-художник, занимающийся теггингом
Бомбинг — быстрое, зачастую нелегальное, граффити в виде меток художников, наносимое на разных поверхностях
Баффить — закрашивать чужое граффити
Троу-ап — быстро нарисованный рисунок в виде контура с заливкой
Что такое теггинг
Теггинг (от англ. tag — «метка») — это направление граффити, представляющее собой быстрое нанесение никнейма автора на поверхность в городе. Каждая отдельная подпись называется «тег», а художника, занимающегося теггингом, называют «теггером» или «райтером». Обычно тег состоит из одного короткого слова или аббревиатуры.
Минимальное количество букв тега позволяет уличным художникам быстро наносить свои метки, оставаясь незамеченными. Качество тега оценивается по тому, насколько каллиграфически интересно выглядит подпись. Некоторые теги отличаются детальной проработкой, а некоторые выглядят минималистично. Главное для тега — его способность выделиться и показать свой уникальный стиль.
Кроме букв, цифр и символов райтеры часто используют детали в виде кругов, штрихов и звезд. Также теги различаются толщиной написания слов, цветом, материалами написания и техникой нанесения.
История теггинга
Теггинг впервые появился в Америке 1920-х годов. Изначально он возник, как способ разделить территорию города между уличными бандами. Участники банд оставляли свои метки на стенах, тем самым обозначая границы своего влияния. В последующие годы традицию теггинга переняли активисты, оставлявшие политические лозунги в разных частях города.
Со временем этот граффити распространился за пределы преступных группировок и заинтересовал молодежь среднего класса. Так, например, первыми замеченными граффитистами были Cornbread и Cool Earl, которые расписывали поезда в Филадельфии.
Уникальной считается история доставщика из Нью-Йорка по прозвищу Taki183. Вынужденный долгое время проводить в метро из-за своей работы, Taki183 решил оставлять свою подпись на каждой станции, которую он посещал. Через время автографов доставщика стало так много, что их стали узнавать обычные жители. После того, как о Taki183 написали в New York Times, людей, решивших оставлять свои подписи, стало еще больше.
Люди стали оставлять свои теги на стенах, заборах, витринах и других уличных поверхностях. Идеей оставлять свои надписи по городу увлеклись люди за пределами Америки, поэтому сейчас теги можно встретить практически везде, куда проникла глобализация.
Основные стили тегов
Баббл (от англ. bubble — «пузырь») — один из самых распространенных стилей граффити, для которого характерна общая округлость и объемность букв, напоминающая пузыри. Популярен из-за простоты и быстроты нанесения на рабочую поверхность.
Блокбастерс (от англ. blockbuster — «очень массивная вещь») — стиль граффити, характеризующийся широкими трехмерными буквами, залитыми одним цветом. Достаточно быстрый для нанесения.
Вайлд стайл (от англ. wild — «дикий») — трудный для прочтения стиль с множеством деталей и цветов. Данный стиль требует заранее проработанного эскиза и много времени на нанесение.
Character (от англ. «персонаж») — стиль, основным элементом которого является использование определенного персонажа. Требует развитого художественного навыка и временных затрат.
Фристайл (от англ. «freestyle» — свободный стиль) — смешанный стиль, используемый для описания работ, не вписывающихся в рамки четких стилей.
Стикеры — направление, в котором тег пишется на специальной наклейке, которую которую клеят на любую поверхность. Техника позволяет оставить тег даже в самых людных местах всего за долю секунды.
Отличие между тегом и граффити
Основное отличие тегов от граффити состоит в том, что граффити в подавляющем большинстве случаев является объемной работой, требующей много времени. Теги же ставятся в максимально сжатые сроки и часто просты в исполнении. Граффити-работы обычно содержат определенный сюжет, а теги несут только функцию метки.
В обоих случаях художники стараются выделиться своим стилем и исполнением. Тем не менее, в случае с тегами очень важными считаются спот (место нанесения тега) и аспект несогласованности с городскими властями. Направление теггинга, с которого чаще всего начинают райтеры, остается таким же относительно неизвестным для широкой публики.
Почему художники занимаются теггингом?
Мы поговорили с двумя граффити-райтерами из Алматы, которые оставили свои теги по всему городу и узнали о том, что ими движет.
Корень
Для меня теггинг — это некоторая отдушина от городской суеты и разбавление визуального пространства. Также мне просто очень интересен сам процесс. Пришел я к этому в сентябре 2015 года, попав в компанию ребят, которые увлекались теггингом, вандализмом и райтингом.
В качестве материалов чаще всего использую маркеры-сквизеры и баллоны. Но бывали и необычные материалы: вплоть до цветочных пульверизаторов, наполненных краской, простых камей, обычных детских мелков и восковых свечек.
Дизайн тега постоянно дорабатывается, исходя из пишущих материалов, из материала самой поверхности, а также условий написания тега. По мне, самые сложные и одновременно интересные споты — общественный транспорт, как внутри, так и снаружи. Особенно во время движения. Проблемы с законом были, но они не пугают, поскольку, чтобы привлечь определенный уровень внимания наших властей, нужно делать все довольно жестко или принципиально перейти кому-нибудь дорогу.
Город и муниципалитет определенно противодействуют теггингу и бомбингу. Надписи закрашивают, как иногда в первый же день, так и зачастую по всему городу в течение трех-пяти месяцев.
По моему мнению, тег может быть уместен и неуместен в некоторых местах. Но, в целом, я не считаю, что это портит внешний вид города.
По поводу того, воспринимает ли казахстанское сообщество граффити вандализмом — граффити, может, и нет, но теггинг — определенно. К остальным отраслям граффити я отношусь абсолютно нейтрально. Есть клевые масштабные проекты других художников, которые привлекают взгляды и имеют довольно глубокий замысел, что не может не радовать.
Zeno
В граффити я наверно лет 8-12, с детства очень любил рисовать. Рисовал для себя. Были иллюстрации с книжек, журналов, комиксов, которые я перерисовывал. А в школе познакомился с другом со своим нынешним, и он показал мне, что такое граффити. Мы с ним сели и начали придумывать мне ник. Это было давным-давно, по переписке в mail.ru агенте. Сидишь, изучаешь стили прикольных людей из разных стран. Берешь какие-то элементы у одного, другого, потому их как-то дополняешь, интерпретируешь под себя, и так появляется твой собственный тег. У меня какого-то любимого материала нет, я тегаю всем подряд: то есть, разные маркеры, сквизеры, баллоны — все идет в ход.
Раньше, когда только начинали рисовать и когда ходили бомбить, выбирали места более видные. Это могла быть какая-то маленькая стеночка на перекрестке, на которой особо сильно не уместишься, ну и делали просто, чтобы это было видно. А сейчас, со временем, стараешься выбирать даже для того же тега, чтобы это круто вписывалось в пейзаж города, дополняло саму картинку. Допустим, висит баннер с фуникулером, который едет вверх, и подходишь тегаешь не как попало, именно в рамочке, посередине самого фуникулера. В общем, стараемся больше локацию обыгрывать.
На самом деле, мы (граффити-художники Алматы — прим.ред.) все друг друга знаем и поддерживаем. А если брать именно в плане бомбинга, то я, допустим, никогда один на бомбинг не выходил. Всегда с друзьями, со своей командой.
Вообще, на самом деле, бомбинг — это крутая вещь только потому что это чистые эмоции, адреналин, всегда весело, интересно.
Сложных спотов было много. Бывало так, что мы лежали несколько часов под поездом, в мокрой листве, бывало так, что за нами бегали. Залазили в автобусный парк, чтобы порисовать на автобусах. Уйма всего было. Боязнь быть пойманным была, возможно, по началу, а сейчас, с возрастом, когда сделали кучу крутых проектов, когда у всех более-менее на слуху, работали с министерством культуры — боязни, что поймают, нет. Я просто знаю, что я делаю, поэтому мне не страшно. А даже если приедут наши дяденьки-милиционеры, то все мы знаем, как у нас в стране это устроено. Дашь им две тысячи — они еще и поохраняют тебя сверху. Конечно, работы закрашиваются, работы портятся какими-нибудь детьми с баллончиком, но, в принципе, для меня это не страшно. Я все-таки считаю, что граффити живет только на фотографиях.
Если честно, безусловно, граффити портит облик города, если его делать неправильно. Всегда нужно подбирать место, чтобы тегать, троу-ап, кусок, чтобы любой рисунок выглядел максимально лаконично с обстановкой вокруг стенки или любой поверхности, на которой ты это делаешь. Если ты это делаешь правильно, это создает некую эстетику.
Несмотря на нелегальность и противодействие властей, теггинг продолжает привлекать райтеров на протяжении целого века. В то время как многие люди считают его вандализмом, большинство теггеров старается не портить поверхности города, а украшать те, которые не помешает украсить. Учитывая то, что теги обычно ставятся анонимно и с использованием псевдонима, подобные работы не приносят граффитистам большой славы. Тем не менее, адреналин, чувство сообщества и усердная работа над обыгрыванием городской поверхности остаются более важными причинами, по которым ребята приходят и остаются в теггинге.