Как называются голландские деревянные башмаки
Как деревянные башмаки стали символом Голландии
Туристы привозят из Нидерландов кломпы — деревянные башмаки — как сувенир, не подозревая, что некоторые голландские фермеры и садоводы с удовольствием носят их и сегодня. Поэтому их можно купить и в садовых центрах, например. Доказано, что обувь из дерева улучшает осанку, в ней нежарко летом, она не промокает в дождь. Несмотря на это, в Голландии осталось лишь четыре мастерских, которые продолжают делать кломпы вручную, как и 500 лет назад.
Первые кломпы
Самые старые из найденных кломпов датируются 1230 годом. Они были найдены при раскопках в Амстердаме. Голландцы носили деревянные башмаки, или сабо (это второе название было больше распространено во Франции), со времен Средневековья. Первоначально так называли любую обувь с деревянной подошвой и кожаным верхом или ремешком, прикрепленным к дереву. Со временем обувь стали делать полностью из дерева, чтобы защитить от холода и влаги всю ступню. Поначалу в изготовлении использовали ольху, иву и тополь. Первая гильдия мастеров-башмачников была зарегистрирована в 1570 году в Голландии.
Рабочая обувь
В Голландии фермеры, рыбаки, фабричные рабочие, ремесленники традиционно носили деревянную обувь, чтобы защитить свои ноги. Гвозди, рыболовные крючки и острые предметы, которые могут проткнуть обычный ботинок, не пройдут через кломпы. На лодках, в доках и на грязных полях деревянная обувь позволяла сохранять ноги сухими.
Для каждой профессии деревянная обувь имела разную форму. У рыбаков был острый наконечник на носу: так сабо помогало разбирать рыболовные сети. Если работа заключалась в выемке торфа, то подошву делали более широкой, что позволяло не проваливаться в болото.
И в пир, и в мир
Кломпы могли быть как для повседневной носки, так и для праздника. К примеру, свадебные башмаки украшали росписью и надевали только один раз. После свадьбы они занимали почетное место в доме как памятный сувенир. Традиционные цвета кломпов — желтый с красным или черным. Богатые люди могли позволить себе модные кожаные туфли со шнурками. У каждого производителя сабо был собственный дизайн, это была его подпись.
Деревянная обувь стала одним из символов Голландии, но сегодня мастеров, делающих кломпы вручную, осталось единицы. Для их поддержки Голландия предлагает включить этот промысел в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Современные модели деревянных башмаков, история их возникновения
Обувь из древесины известна с давних времен. Ее использовали в Древнем Риме и Египте. До сих пор деревянные башмаки являются частью национальных костюмов многих народов мира. Разные по внешнему виду и технике изготовления, они выполняют одинаковые функции – защищают человеческую стопу от камней, колючек, грязи, влаги, а обильно декорированные изделия используются в качестве стильного предмета гардероба.
Особенности изделия
В Великобритании деревянную обувь называли клогами. Во Франции популярными были деревянные сабо. Швейцарцы и датчане их называли траско. В Литве название похожее – клумпес. Данные о том, как называются голландские деревянные башмаки, а также их названия в других странах, представлены в таблице.
Страна | Название деревянной обуви |
Англия | клоги |
Белоруссия | дзеравяшки |
Голландия | кломпы |
Дания | траско |
Индия | падуки |
Испания | альбарки |
Италия | чопины |
Ливан | кабкабы |
Литва | клумпес |
Китай | туфли-лотосы |
Украина | довбанци, колодянки |
Франция | сабо |
Швеция | траско |
Япония | гэта, окобо |
У простолюдинов такая обувь была распространена среди крестьян, рабочих, ремесленников, рыбаков. Носили ее представители обоих полов для защиты от слякоти, грязи, холода, механических повреждений. Корабелы, строители морских судов, также предпочитали башмаки-кломпы, надежно оберегавшие пальцы ног от соскользнувшего бревна или инструмента.
Изготавливались деревянные туфли из березы, бука, ивы, осины, ольхи, вербы или тополя. Для каждодневных занятий ограничивались грубо сработанными башмаками, даже неокрашенными. На выход берегли белые или расписные ботинки. Если богатые горожане решались на приобретение такой обуви, то она обильно украшалась резьбой, парчой, позолотой, драгоценными камнями.
Преимущества и недостатки
У каждого материала есть сильные и слабые стороны, которые влияют на характеристики, качество, удобство обуви. К преимуществам башмаков из древесины относят:
При падении с высоты дерево раскалывается, в отличие от кожи, металла, лыка или ткани.
Разновидности
В Европе география распространения деревянных башмаков охватывает Беларусь, Бельгию, Данию, Италию Испанию, Литву, Нидерланды, Украину, Швецию. Для каждого региона сложился свой тип обувки: туфли на каблуках различной высоты, полуботинки, сандалии, шлепанцы.
Европейский башмак выполняется в форме деревянного полуботинка, с закрытой или открытой пяткой. Иногда на подошву, с каблуком или без, крепят кожаные, веревочные ремни либо одну широкую полосу кожи. Японские гэта представляли собой подошву-скамеечку с двумя ремешками, а окобо – туфли гейши, были на высокой (до 14 см) платформе, чтобы защитить подол платья от грязи.
В Гродненской области и на Витебщине Беларуси были распространены дзеравяшки («деревяшки») двух видов – похожие на кломпы и кожаные туфли на деревянной подошве. Носили их в межсезонье, когда в валенках уже слишком жарко, а в лаптях еще холодно.
Многие не знают, что такое кломпы. Это голландская национальная обувь из дерева в виде ботинок с заостренным, чуть приподнятым носом и широким плоским каблуком. В Украине, в Карпатах, бытовали довбанци или довбанки, напоминающие выдолбленные галоши.
Сейчас под клогами понимают любую обувь без задника, с кожаным верхом, на высокой подошве. В России прижилось название «сабо» – закрытые шлепанцы на толстой платформе с широким высоким каблуком.
Процесс изготовления
В 1990-х годах в Голландии, на реке Роттер и в Амстердаме, были обнаружены кломпы из ольхи, датируемые XIII веком. Они выглядели аутентичными современным, что говорит о традиционности технологии.
Изготавливалась национальная обувь голландцев двумя способами – вручную и на станке с использованием свежего древесного сырья с повышенной влажностью. Из бруса с помощью ножей и долота вырезали башмак на одну ногу, обычно левую, а затем на другую. Примерка производилась на толстый шерстяной носок – между пяткой и задником должен был поместиться палец. После этого заготовки отправляли на длительную, от недели до двух, просушку. Когда дерево высыхало, наступало время полировки. Отшлифовав башмак изнутри, женщины натирали внешнюю поверхность мокрыми губками с песком, придавая ей гладкость и сияние. Завершающим штрихом были окраска или лакировка.
Впоследствии традиционная голландская обувь – деревянные кломпены стали вырезаться на станках с ручным управлением. Заготовка с формой-клише закрепляется на вращающейся части станка с резцом. Резец снимает древесину слой за слоем, придавая нужную форму. На другом станке выдалбливается внутренняя полость. Затем мастеру оставалось удалить излишки, отшлифовать изделие и отправить на просушку. После полировки и лакирования башмачки из дерева полностью готовы к использованию.
Сейчас производство сосредоточено в небольших фабриках, где на вырезание одного башмака затрачивается не более 15 минут. Все операции, в том числе полировка и высверливание отверстий под шнурки, осуществляются на станках.
Мастера предпочитают работать с тополем – на продажу туристам, и вербой – для создания рабочей обуви. Последняя древесина тверже, дороже, но совсем не пропускает влагу.
Современные вариации
В мир моды деревянные клоги вернул нидерландский кутюрье Ян Янсен в конце 1960-х годов. Такие башмачки с удовольствием надевала легенда рок-музыки Дженис Джоплин. В 1970-х годах представители субкультуры хиппи сделали деревянную обувь неизменной принадлежностью своего стиля.
Современные клоги имеют пробковую или полиуретановую подошву-платформу с высоким каблуком. Верх выполняется из кожи, текстиля с применением меха, бисера, бусин, металлических, пластмассовых деталей. С 2000-х годов появились клоги, выполненные из резины, но такой же формы, как кломпы деревянные. А в самой Голландии сельские жители, цветоводы, огородники, рыбаки до сих пор охотно используют обувь из дерева для повседневного ношения.
Благодаря экологичности, отсутствию вреда для людей и окружающей среды деревянная обувь относится к классу безопасной с маркировкой СЕ. Она защищает от влаги, загрязнений, механических и химических воздействий. Изделия держат в тонусе икры ног, не сдавливают пальцы и являются хорошей профилактикой плоскостопия.
Голландские деревянные башмачки с их этническим колоритом – превосходные сувениры для многочисленных гостей страны. Главам государств, приезжающих с рабочими визитами в Нидерланды, обычно дарят раскрашенные кломпены. Неординарная, яркая национальная обувь в Голландии любима и нидерландцами. Сохранилась традиция, по которой жених и невеста венчаются в кломпах. После свадьбы их в качестве оберега вешают на стену и украшают цветами.
Нидерландские деревянные башмаки продаются не только в Голландии. На сегодняшний день их можно заказать и получить по почте. Такая необычная обувь может стать оригинальным подарком для близких, друзей, коллег.
Видео
КЛОМПЫ ИЛИ ДЕРЕВЯННЫЕ БАШМАКИ
Описание
Слово кломпы (klompen) слышал любой турист, побывавший в Нидерландах. Именно так называют в Голландии (Holland) национальную обувь — деревянные башмаки. Само упоминание этого слова сразу заставляет думать о Нидерландах (Nederland),-ведь это тоже один из национальных символов страны.
И действительно, кломпы наряду с мельницами, тюльпанами, велосипедами и сыром всегда отождествляются с этой дивной страной, именуемой Нидерландами или Голландией. Но мало кто знает, что деревянная обувь впервые появилась вовсе не здесь.
История деревянных башмаков в разных странах
История деревянной обуви своими корнями уходит глубоко в прошлое. Конечно, в древние времена деревянные башмаки, выглядели совсем иначе. Но носили их и в Египте, и Риме, и в Сирии, и в Корее, и в Японии, и в странах западной Европы. Изначально это было нечто, напоминающее сандалии – деревянная подошва с ремнями из кожи. С годами эта обувь претерпевала изменения, на что далеко не всегда влияла мода, а гораздо чаще географические факторы.
В Голландии деревянная обувь приобрела тот вид, в котором её знает сегодня всякий турист, приезжающий в эту страну. В разных странах деревянные башмаки назывались по-разному. Во Франции их именуют сабо. Но мало кто знает, что слова саботаж и саботировать произошли благодаря именно этой обуви. Когда машинное производство стало вытеснять ручной труд, французские рабочие, изготовители деревянных башмаков, стучали ими или бросали их в станки по производству сабо, чтобы вывести те из строя, выражая таким образом протест против увольнений.
История кломпов в Нидерландах
В Голландии деревянные башмаки тоже не сразу получили название кломпы. Когда-то они назывались холеблок или холсблок. Считается, что на территории Нидерландов подобная обувь появилась в начале Средних Веков. Кожаная обувь была не по карману простому люду, поэтому голландские крестьяне, рыбаки и рабочие ходили в деревянных башмаках.
По форме и расцветке кломпов можно было определить, из какой местности её хозяин. Например, в деревушке Маркен (Marken) кломпы тёмно-коричневого цвета расписывались розовыми и красными цветами с тёмно-зелёными листочками, а между цветами вписывалось имя хозяина башмаков. Сношенные кломпы бросались в печь в качестве топлива, поэтому до наших дней дошли только единичные старинные экземпляры.
Самый старый деревянный башмак, найденный на территории Голландии, относится к 13-ому веку. Он был найден в центре Амстердама (Amsterdam) при раскопках Ниувендайк (Neuwendijk).
Виды кломпов
Кломпы использовались не только для хождения по улице. Дома голландцев отапливались торфом, который добывался на заболоченных почвах. Для добычи торфа существовали специальные башмаки с широкой деревянной подошвой, не позволяющей провалиться в болотистую топь. А для хождения по льду к кломпам прикрепляли специальные насадки с шипами. И, конечно же, на эти башмаки зимой всегда можно было привязать лезвия коньков, чтобы в снежные морозные голландские зимы прокатиться по замёрзшей реке или каналу. На праздники, в церковь и на свадьбы носили особые, праздничные кломпы. Свадебные кломпы надевались только один раз, во время самого торжества, а затем их выставляли в доме на специальной подставке как украшение и напоминание о счастливом дне свадьбы.
Трудно поверить, но даже для лошадей изготовлялось специальное подобие кломпов – деревянная широкая основа, крепившаяся кожаными ремнями к копытам лошади, чтобы та не увязла в вязкой болотистой почве.
Традиционно кломпы делали вручную. Для их изготовления использовались твердые сорта свежей древесины тополя или ивы.
Преимущества ношения кломпов
Глядя на то, как ловко передвигаются в них коренные жители Нидерландов, можно подумать, что ходить в этих деревянных башмаках совсем не так сложно. Но это обманчивое впечатление.
Во-первых, для того, чтобы ноге в этой обуви было удобно, необходимо надеть толстый носок, желательно из натуральной шерсти. Во-вторых, между краем ботинка и пяткой должен остаться зазор толщиной с палец. Но даже если выполнить эти условия, все равно потребуется немного времени, чтобы приноровиться к ношению этой обуви. Зато, если к ним привыкнуть, то очень скоро можно почувствовать комфорт и большую пользу. Они удобны в носке и летом и зимой, поскольку летом в них не жарко, а зимой тепло. От хождения в кломпах
исправляется осанка и укрепляется позвоночник, проходят поясничные боли, исчезают грибковые кожные заболевания и мозоли. Кломпы настолько прочные, что выдерживают довольно сильные удары, поэтому их часто носят рабочие.
Любительницам стройных фигур кломпы просто необходимы: ношение этих башмаков идеально сказывается на поддержании фигуры в безупречной форме.
У голландцев существует поговорка, которая гласит: «Wie al jong loopt op hout, wordt gegarandeerd oud», что в переводе означает: «Если носить кломпы смолоду, то можно наверняка дожить до старости».
Сохранить исконно голландское ремесло
Пока не появились станки по производству этой деревянной обуви, они производились вручную. К огромному сожалению в наши дни традиционно голландское ремесло переживает далеко не лучшие времена. В Голландии осталось всего около 4-х мастерских по изготовлению национальных деревянных башмаков, для которых это занятие является основным.
На изготовление кломпов при помощи станка уходит всего несколько минут. Этот процесс можно наблюдать, например, в деревушке Заансе Сханс (Zaanse Schans). При вас мастер обработает пару деревянных брусков из тополя на машине, и на ваших глазах деревяшки превратятся в знакомые всем кломпы. Чтобы сделать одну пару кломпов вручную, надо затратить около двух – трёх часов. Разница колоссальная, поэтому существует вероятность угрозы, что ручное производство деревянных башмаков может уйти в небытие.
Чтобы спасти это традиционно голландское ремесло, три организации, занимающиеся производством и пропагандой этого национального продукта: Европейский мемориальный фонд по сохранению древних ремёсел, голландская школа и музей кломпов в городке Энтер, объединились в своих усилиях. Они пытаются привлечь к этой проблеме международный интерес, и ратуют за то, чтобы данное ремесло было внесено в список ЮНЕСКО.
Посмотреть своими глазами
Для того, чтобы посмотреть, как делается эта национальная голландская обувь, вам достаточно посетить музей-мастерскую по изготовлению кломпов в деревушке Заансе Сханс или Маркен. Но для того, чтобы увидеть, как их делали в стародавние времена, надо поехать на одну из частных ферм, где их до сих пор делают вручную. Вы поразитесь, с каким мастерством и кажущейся лёгкостью мастер из деревянной чурки «ваяет» башмак, отсекая от полена всё лишнее и сопровождая это забавными рассказами. Если повезёт, хозяин подарит вам только что сделанный им вручную кломп.
На этой же ферме производится ещё один исконно голландский продукт – сыр. Здесь вам покажут и расскажут о том, как делается сыр, по какой технологии готовится тот или иной сорт. Вы сможете попробовать различные сорта сыра, производимые на этой же ферме. Сортов сыра довольно много, и, чтобы прочувствовать вкус каждого, на прилавке с сырами стоят маленькие рюмочки с вкуснейшей домашней малиновой наливкой. После каждого продегустированного кусочка сыра, вы запиваете его наливкой, и тогда послевкусие только что попробованного деликатеса, не смешивается со вкусом следующего сорта сыра. Но не переборщите с наливкой! Она хоть и мягкая на вкус, но всё же с градусами.
Посетив частную ферму, вы насладитесь увиденными реалиями деревенской голландской жизни, узнаете многое об исконно голландских традициях по производству деревянных башмаков и сыра, получите огромное удовольствие от увиденного и попробованного, и, конечно же, обязательно приобретёте кломпы и сыр для себя и членов своей семьи.
skaramanga_1972
За нашу советскую Родину!
Чтобы не мудрствовать лукаво, почитаем вику. Итак.
«Деревянные башмаки, или клоги (англ. Clog) — деревянная обувь, элемент традиционной одежды во многих странах мира, рыбаков и простолюдинов в Европе. Обычно использовалась низшими слоями населения: крестьянами, рабочими в качестве повседневной и иногда защитной обуви (например корабелами для защиты ступни от падения на неё бревен и тяжелых инструментов). Во Франции деревянные башмаки называются сабо (фр. sabot), в Нидерландах — кломпы (нидерл. klomp), в Литве — клумпес (лит. klumpės), в Швеции — треску (швед. Träsko). Традиционно их изготовляют из различных видов древесины (ива, тополь, берёза, бук и др.).
Существует множество разновидностей деревянной обуви. В зависимости от страны, в которой они сделаны, это и туфли на каблуке, и ботинки, и даже сандалии.
Страны и географические районы, в которых распространена деревянная обувь, это в первую очередь: Нидерланды, Бельгия, Галисия, Кантабрия, Литва, Дания, Швеция.
Сейчас клогами называют не только традиционные деревянные башмаки, но и просто вид обуви без задника на высокой подошве. Они чаще всего сделаны из кожи и других современных материалов, но иногда для любителей этой формы обуви существуют гибридные варианты типа сандалий с деревянной подошвой и мягким верхом. Клоги, сделанные целиком из резины, чаще всего используются в качестве обуви для сада, так как их удобнее всего мыть и сушить.
Деревянный башмак использовался анархистами как символ политической борьбы бедных против богатых в XIX и начале XX века. Слово «саботаж» предположительно происходит от французского названия деревянного башмака, сабо. Так называлась тактика голландских профсоюзных деятелей, бросавших деревянные башмаки в механизмы фабричных станков, вызывая тем самым остановку работы. В наши дни являются одним из символов Нидерландов и популярны в качестве сувенира.
В Белоруссии деревянные башмаки назывались «дзеравяшки» (то есть деревяшки). Их носили весной и осенью преимущественно в Гродненской области и на Западной Витебщине, спорадически они встречались и в других районах. Были двух типов: выдолбленные из куска дерева башмаки, с круглым или заострённым носком, и комбинированные туфли на низком и высоком каблуке, к деревянной подошве которых прикреплялся кожаный верх или широкая кожаная полоса.
Деревянная обувь в своё время была распространена и на Украине. В частности она была известна у бойков в Карпатах. Поскольку эта обувь была выдолблена из дерева она известна как «довбанки» (то есть долблёнки) или «довбанци». В других регионах Украины известны названия: деревянки, деревянци, колодянки и др. На Полтавщине (с. Деймановка Пирятинского района) ещё в середине XX века использовали плоские калошоподобные «шкарбани» или «постолы» (то есть поршни, лапти), которые зимой надевали на сапоги для защиты обуви во время кошения камыша на реках и прудах»
. Русских мужиков, в старину, обзывали лапотниками. Но, как по мне, не Европке про это свистеть! Особенно, в свете ДЕРЕВЯННОЙ обуви, использовавшейся в ней самой! Русские лапти практичнее и удобнее будут! Давайте, опять обратимся к вике:
«Ла́пти, ед. ч. ла́поть — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечности.
Лапти, а под иным названием «лычаки», были также распространены y западнославянских, балтских, прибалтийско-финских и поволжских народов. Сходный вид обуви применяли и японцы (варадзи), и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены.
Биркебейнеры, участники гражданских войн в Норвегии во 2-й половине XII — начале XIII вв., главным образом обедневшие крестьяне-бонды, часто носили обувь из бересты, откуда их прозвище (биркебейнеры — буквально «берёзовоногие», «лапотники»)»
Кое-что нужно обязательно добавить!
«Плетением лаптей на Руси мужчины занимались зимой, когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму очень много. «Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей» (этнограф С.Максимов).
Мужчина в каждом доме обеспечивал лаптями всю семью, да и на продажу нужно было сплести немало. Собираясь в дорогу, крестьяне брали с собой дополнительные пары лаптей: «В дорогу идти – пятеры лапти сплести»
Лапти плели не только из лыка, но еще из бересты и кожаных ремешков. Самыми красивыми считались лапти из лыка вяза, а самыми зазорными – из ивовой коры (уж очень они быстро портились). Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры –дубовики или дубочары. Лапти из пеньковых очесов и ветхих веревок назывались чуни (курпы, крутцы) и носились в жаркую сухую погоду. В Курской губернии делали лапти из соломы, которые были прочнее, не промокали и не замерзали «
Лапти из соломы меня ОЧЕНЬ(!) заинтересовали, ибо такие я уже где-то видел. На самих же европейцах.
Фельдфебель немецкой санитарной службы примеряет соломенную обувь, сплетенную украинским крестьянином. Украина, февраль 1942 года
Советские солдаты рассматривают пленного немецкого солдата в лаптях. Сталинград, 1943г.
Сталинградский покоритель!