Как называются имения князя верейского
Напишите название поместья князя верейского
Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку
Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска, по окончании которого получил специальность слесаря – лекальщика. Далее в образовательной и трудовой биографии будущего летчика значились институт сельскохозяйственного машиностроения и работа слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».
В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.
В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.
Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.
А. Покрышкин в годы Великой Отечественной
Самые первые месяцы войны показали Покрышкину всю отсталость тактики советских ВВС, решив исправить это дело, Александр Иванович начал записывать идеи по ее улучшению в личную записную книжку. Смелый и выносливый летчик часто совершал вылеты в самых тяжелых обстоятельствах. В 1941 г. был награжден орденом Ленина, за бесстрашный полет на МиГ-з в плохие погодные условия, после того, как двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь. Покрышкин не только взлетел, но и успешно определил местонахождение вражеских танков генерала фон Клейста. В дальнейшем он участвовал во многих оборонительных операциях: в Молдавии, Донбассе, Ростове и т.д. В августе 1942 г. был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта. В биографии героя есть и темная жизненная полоса. За критику устаревшей тактики воздушного боя Покрышкина лишили звания коммуниста и всех должностей и отдали под трибунал. Спасли героя заступничество полка и вышестоящих начальников.
В 1943 г. А.И.Покрышкин наконец-то реализовал себя как новатор воздушного боя. В боях на Кубани, выступая против самых сильных и прославленных вражеских авиасоединений, талантливый летчик применил собственные тактические приемы, известные сегодня как «кубанская этажерка» и «скоростные качели». Благодаря ему, советские ВВС стали использовать наземные радары и продвинутую систему контроля. В любых вылетах Покрышкин отводил себе самую трудную задачу – уничтожение ведущего вражеской колонны, так как, по его наблюдениям, это способствовало деморализации немецких летчиков.
А.И. Покрышкин был первым трижды Героем Советского Союза (24 апреля 1943 г; 24 августа 1943 г. и 19 августа 1944 г.)
С 1944 г. был переведен на небоевую работу в Главный штаб РККА для управления подготовкой новых пилотов. С того же года стал живым символом советской героической пропаганды. Его берегли и редко отпускали на вылеты.
Летом того же года Покрышкин Александр Иванович был удостоен звания полковника и принял командованием 9-й гвардейской авиадивизией. Свой последний фронтовой вылет совершил 30 апреля 1945 г. Принимал участие в параде Победы. Согласно официальной биографии, за годы войны он совершил 650 вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, уничтожил 59 гитлеровских самолетов.
Умер Покрышкин Александр Иванович 13 ноября 1985 г. в Москве.
Князь Верейский — характеристика героя в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Представитель светского общества
Князь Верейский – типичный представитель знати. Он является богатым помещиком. Герой романа привык проводить свою жизнь в различных увлечениях. Из-за этого князь Верейский не выглядит на свои 50 лет. Роскошная и богатая жизнь способствовали тому, что герой выглядел намного старше своего возраста. Однако это никак не мешало ему легко общаться с девушками и привлекать к себе внимание всех вокруг.
Приехав в деревню, князь быстро начинает чувствовать скуку. Он посещает дом Троекурова, потому что тот был самым знатным помещиком в округе. Князь Верейский чувствует свое превосходство, однако, как настоящий светский человек, не говорит о своем недовольстве Кириле Петровичу. Его дочь Мария – вот что привлекло князя Верейского.
Имение
Князь Верейский впервые приезжает в свое имение в деревне. Все это время им занимался управляющий, который смог держать все в полном порядке.
Имение Верейского отличается своей ухоженностью и убранностью. Усадьба действительно красива, выглядит она очень богато и роскошно. Это говорит о том, что князь Верейский следит за своим хозяйством, даже находясь далеко от имения.
Отношение к любви
Характеристика князя Верейского была бы неполной без описания его отношения к любви и к семейным узам. Когда герой видит дочь своего нового друга, он договаривается с отцом Марии о свадьбе. Троекуров не мог не согласиться на эту сделку, так как князь Верейский был очень богат.
Мария не смогла полюбить князя, она совершенно не хотела за него замуж. Однако разговор со своим отцом не принес желаемых результатов. Тогда Мария отправилась к самому князю Верейскому. Он не проявил уважения к чувствам своей будущей жены, наоборот, он сделал все, чтобы свадьба была раньше назначенного дня.
Князю Верейскому удается совершить обряд бракосочетания с Марией Троекуровой. Описание Верейского из романа «Дубровский» не так подробно, однако оно передает всю его сущность.
Когда супруги отправились в Арбатово, где их уже ждал Кирила Петрович, князь Верейский «нимало не был смущен холодным видом» Марии. Это говорит о том, что герой абсолютно равнодушен к чувствам своей жены, любви нет ни у Марии, ни у князя.
Внешность персонажа
У князя есть свои хорошие и плохие стороны. Впервые читатель встречает описание Верейского из романа «Дубровский» в тринадцатой главе. Рядом с поместьем Троекурова находится еще одна усадьба. Она принадлежит Верейскому, который долгое время путешествовал за границей, а управление имением доверил отставному майору. Весной он вернулся домой в деревню, где еще не бывал.
Князю около пятидесяти лет, но выглядит он куда старше. Всю жизнь он провел в излишествах, наслаждаясь своим барством. Это изнурило его здоровье, оставило неизгладимую печать на лице. Внешний вид Верейского довольно приятный, даже привлекательный. Он пользуется популярностью у женщин. Князь привык постоянно находиться в высшем обществе, поэтому умеет общаться с разными чинами и прекрасными дамами.
Верейскому нравится все английское — одежда, архитектура. Свой дом он выстроил именно в этом стиле. А одевается князь в дорогой бархат, в гостях у Троекурова он отказался кататься верхом, так как боялся испортить новые сапоги.
Этот герой умеет развлекать своих гостей, буквально с первой встречи он очаровал своего соседа и его дочь. В его имении крестьянские дома светлые и чистые, дворы убраны, он тщательно следит за порядком. Все говорит о том, что князь — подходящая партия для Марии. Верейский богат, холен, почитаем в обществе. Троекурову понравилась и его усадьба, и работа поваров, и пристрастие к духовой музыке.
Когда Кирилл Петрович приехал к князю в гости, Верейский устроил ему экскурсию по картинной галерее и прогулку по озеру. Он познакомил Марию со своими владениями, пробудил в ней девический интерес к памятникам, пещерам и монументам. А вечером поразил гостей потрясающим салютом. Все это говорит о богатстве князя, его образованности.
Нельзя назвать Верейского непривлекательным и неинтересным. Несмотря на то что Мария испытывала чувства к учителю французского, который оказался Владимиром Дубровским, и не хотела свадьбы, ей нравилось проводить время с умным поклонником.
Ответы на контрольную работу по Дубровскому
1 ответ
Ответы на контрольную работу по роману А. С. Пушкина «Дубровский»
Задания с кратким ответом
Характер князя
У Верейского, как и у других главных и второстепенных персонажей, есть свои положительные и отрицательные стороны. К первым можно отнести:
Князь очень любит Англию, поэтому и свое поместье обустроил в английском стиле. Его крестьяне живут хорошо — у каждой семьи большой светлый дом, чистое подворье. На обширных лугах пасутся швейцарские коровы. Пока Верейский путешествовал, его имением управлял доверенный человек. За это время усадьба расцвела, начала приносить хороший доход. Все это говорит о том, что князь хорошо разбирается в людях.
Верейский умело преподносит себя дамам. Он заинтересовывает их рассказами о путешествиях в разные страны. Князь повествует женщинам увлекательные истории, долго с ними общается, поддерживает разговор на любую тему. Он показал себя гостеприимным хозяином. Верейский не поскупился на богатый стол, музыку, прогулку по озеру и салют. Князь довольно щедрый — он не экономит на благополучии своих подданных, собирает красивые вещи.
Но есть у этого героя и отрицательные качества:
В сравнении с другими персонажами князь выглядит довольно эгоистичным. Он уверен в своей привлекательности, поэтому даже не спрашивает Марию о ее чувствах. А в ответ на просьбу отказаться от брака мужчина только раздражается и приближает срок церемонии.
Вызывает недовольство и поведение Верейского в доме Троекуровых. Он не смог оценить ни псарню, ни «старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями». Князь гордится своим родом, происхождением и богатством.
Он считает себя идеальной партией для любой девушки, даже такой юной красавицы, как Мария Троекурова. Верейский ленив, часто предается скуке и унынию, не может найти себе занятие, поэтому начинает звать к себе гостей. Князь проявляет чувство ревности по отношению к своей молодой жене, считает ее собственностью, а не отдельной личностью со своими желаниями и мнением. Да и сама Мария отказалась признавать свою свободу во время нападения Дубровского, она согласилась остаться с нелюбимым супругом.
Образ князя Верейского
Князь Верейский долгое время жил в столицах, за границей, в своем имении он до своего теперешнего приезда, никогда не был. Все эти годы его деревней и имением занимался управляющий, который, надо отдать ему должное, был исполнительным управляющим и хорошим хозяином.
Князь Верейский выглядел старше своих лет. Пушкин подчеркивает, что не труды праведные и не служба отечеству изнурили князя, а «излишества всякого рода». В своих пристрастиях он был явным англофилом. В имении, в саду, прилегающем к дому, все было устроено на английский манер. Тем не менее, он был внешне привлекательным, и умел нравиться женщинам.
Князь был светским человеком. Он привык к публичности, тяготел к обществу. Приехав в деревню, быстро в ней заскучал. Душа потребовала общения. И тогда он предпочел отправиться к самому богатому помещику в округе – к Троекурову. Когда Кирилл Петрович пригласил князя осмотреть «его владения» князю сад не понравился. На псарне он едва не задохнулся, но долг учтивости заставил его выразить восхищение.
Зато Марья Кирилловна действительно понравилась князю. Ценитель прекрасного, Верейский не мог пройти мимо юной красавицы. Марья Кирилловна оживила и вдохновляла старого князя. Он был интересным собеседником, многое знал, с удовольствием рассказывал о своих путешествиях.
Через пару дней Троекуров с дочерью отправились к Верейскому с ответным визитом. Описание Арбатова добавляет несколько дополнительных штрихов к портрету князя.
Было заметно, что, находясь далеко от своего имения, князь заботился о нем. А его управляющий, отставной майор не обкрадывал своего хозяина, выполнял все указания и требования. На лугу паслись швейцарские коровы, крестьянские дома были чистые и веселые. Всего этого невозможно добиться за несколько дней.
По тому порядку, какой царил в имении и деревне, можно сделать 2 заключения о хозяине здешних мест:
Складывается впечатление, что Пушкин в лице Верейского постарался изобразить идеального помещика.
Барский дом, построенный в стиле английского замка, стоял на берегу Волги. Все в Арбатовском замке – от залы со столом, накрытым на троих, до фейерверка, выдавало в Верейском человека, умевшего, жить со вкусом и ценить красоту во всем.
Конечно, такой человек, каким был князь Верейский, не мог пройти мимо юной красавицы, Марьи Кирилловны. Он попросил у Троекурова руки его дочери. О лучшей партии для дочери Троекуров не мог и мечтать. Ни отец, ни новоявленный жених не интересовались чувствами самой Марьи Кирилловны. Да и сама она проявила редкостную нерешительность.
Когда Марья Кирилловна обратилась к Верейскому с просьбой отказаться от женитьбы, он со своей стороны проявил деспотизм. Он не только не отказался от брака на Троекуровой, но и настоял на том, чтобы свадьба была ускорена. Чувства девушки его не волновали.
Таким образом, князь Верейский не является однозначно отрицательным героем романа «Дубровский». Он — интересная личность, и возможно, если бы Пушкин продолжил бы работу над произведением, образ князя Верейского получил бы свое развитие.
Князь Верейский
Князь Верейский – второстепенный персонаж романа А. С. Пушкина «Дубровский». С его образом связана любовная линия, князь играет большую роль в сюжетной основе. Также он является олицетворением светского общества.
Представитель светского общества
Князь Верейский – типичный представитель знати. Он является богатым помещиком. Герой романа привык проводить свою жизнь в различных увлечениях. Из-за этого князь Верейский не выглядит на свои 50 лет. Роскошная и богатая жизнь способствовали тому, что герой выглядел намного старше своего возраста. Однако это никак не мешало ему легко общаться с девушками и привлекать к себе внимание всех вокруг.
Приехав в деревню, князь быстро начинает чувствовать скуку. Он посещает дом Троекурова, потому что тот был самым знатным помещиком в округе. Князь Верейский чувствует свое превосходство, однако, как настоящий светский человек, не говорит о своем недовольстве Кириле Петровичу. Его дочь Мария – вот что привлекло князя Верейского.
Имение
Князь Верейский впервые приезжает в свое имение в деревне. Все это время им занимался управляющий, который смог держать все в полном порядке.
Имение Верейского отличается своей ухоженностью и убранностью. Усадьба действительно красива, выглядит она очень богато и роскошно. Это говорит о том, что князь Верейский следит за своим хозяйством, даже находясь далеко от имения.
Отношение к любви
Характеристика князя Верейского была бы неполной без описания его отношения к любви и к семейным узам. Когда герой видит дочь своего нового друга, он договаривается с отцом Марии о свадьбе. Троекуров не мог не согласиться на эту сделку, так как князь Верейский был очень богат.
Мария не смогла полюбить князя, она совершенно не хотела за него замуж. Однако разговор со своим отцом не принес желаемых результатов. Тогда Мария отправилась к самому князю Верейскому. Он не проявил уважения к чувствам своей будущей жены, наоборот, он сделал все, чтобы свадьба была раньше назначенного дня.
Князю Верейскому удается совершить обряд бракосочетания с Марией Троекуровой. Описание Верейского из романа «Дубровский» не так подробно, однако оно передает всю его сущность.
Когда супруги отправились в Арбатово, где их уже ждал Кирила Петрович, князь Верейский «нимало не был смущен холодным видом» Марии. Это говорит о том, что герой абсолютно равнодушен к чувствам своей жены, любви нет ни у Марии, ни у князя.
Как называются имения князя верейского
Когда читаешь произведения русских классиков, узнаешь много нового из истории России. На уроках литературы мы изучали роман А.С.Пушкина «Дубровский», в котором рассказывалось о жизни провинциального дворянства в XIX веке. Меня заинтересовал мир русской усадьбы, ее устройство, быт, жизнь ее обитателей.
Сегодня существует много работ, изучающих мир русской усадьбы в творчестве А. С. Пушкина. Исследованием этой темы занимались такие известные критики и пушкиноведы как В. Белинский, Н. Чернышевский, Д. Благой, Ю. Лотман, В. Маранцман и др.
2. Актуальность темы:
Изучение провинциальных усадеб открывает новые страницы жизни знаменитых имён России, а с ними становятся значимыми простые названия сельских поселений, вскормивших лучшие человеческие силы Отечества.
— анализ текста романа А. Пушкина «Дубровский»;
— изучение реальных источников изображения провинциальной усадьбы;
— выяснение роли образа усадьбы в произведении.
а) Словарная работа
В начале своей работы я выяснил значение слов «дворянин», «помещик», «поместье», «усадьба».
После выхода «Жалованной грамоты дворянству» Екатерины II (1785 г) дворяне были освобождены от обязательной государственной и военной службы и получали право свободно распоряжаться поместьем. Дворянин мог выбирать: посвятить себя службе или поселиться в деревне. Многие помещики поспешили в родные места.
В этот период и появляется в литературе термин «усадьба».
б) Что такое усадьба?
Слово «усадьба» произошло от русского глагола «усаживаться», т.е. «сесть», «осесть», «посадить».
Во второй половине XVIII века возникло множество новых усадеб. Они были разными. Одни усадьбы – роскошные, имеющие европейский вид, с грандиозными дворцами, с красивыми парками. Эти усадьбы принадлежали богачам и предназначались для празднеств, увеселений, приемов.
Другие усадьбы – скромные, небольшие по площади, в окружении домов собственных крестьян. Они строились для спокойного житья помещиков среднего достатка. В этих усадьбах помещики жили подолгу.
в) Устройство усадьбы
Дворянские усадьбы не строились по плану, а по вкусу помещика. Поэтому они отражают черты хозяев.
Место для усадьбы выбиралось особенно живописное, на берегу пруда или реки. В центре усадьбы располагался господский дом. Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и верандами выходила в парк, в котором устраивались пруды, оранжереи, дерновый круг, аллеи, дорожки, строились беседки и другие парковые сооружения.
Около господского дома располагались хозяйственные постройки, несколько флигелей, кладовые, конюшня, псарня, людские, бани. В крупных усадьбах нередко стоилась церковь. Иногда устраивались зверинцы, ставшие прообразами зоопарков.
г) Место действия в романе
Все события в романе А.С.Пушкина «Дубровский» происходят в трех помещичьих усадьбах: Покровское, Кистеневка и Арбатово.
Кистеневка – усадьба разорившегося помещика Андрея Гавриловича Дубровского.
Покровское — усадьба богатого дворянина Кирилы Петровича Троекурова.
Арбатово – усадьба князя Верейского.
д) Прототипы помещичьих усадеб
Прототипами описанных в романе поместий стали поместья Псковщины и Подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистенёвке мы можем узнать черты Михайловского, в Покровском — Петровского, в Арбатове — Архангельского.
В ходе своей исследовательской работы я познакомился с каждым имением подробнее.
Сельцо Михайловское (бывшее Зуево) – родовое имение матери А.С.Пушкина, расположено в Псковской области. Эти земли были подарены императрицей Елизаветой Петровной в вечное владение прадеду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу «за заслуги, оказанные им отечеству». После смерти Абрама Петровича Ганнибала село досталось его сыну Осипу Абрамовичу, который обустроил усадьбу и переименовал село в Михайловское. Затем Михайловское досталось его дочери, Надежде Осиповне, матери поэта. Для Пушкина оно стало поэтической родиной (родился он в Москве, а отрочество провёл в Царском Селе под Санкт-Петербургом). В Михайловском Пушкин часто бывал, жил и творил, а с 1824 по 1826 годы отбывал ссылку.
Михайловское — небольшое поселение.
Усадьба имеет простую планировку.В центре находится господский дом. Перед домом устроены цветники и дорожки.
Дом небольшой, довольно скромный. Состоит из девичьей, гостиной, столовой, кабинета и нескольких комнат. На стенах гостиной висят фамильные портреты Пушкиных. Своей родословной Александр Сергеевич дорожил и гордился.
Рядом с домом Пушкина находится домик няни Арины Родионовны, два флигеля, дом кухарки. За флигелями располагался фруктовый сад, оранжерея, теплица, пасека и парк, окруженный рощами.
Михайловский парк со своими вековыми елями угрюм и молчалив. Здесь часто прогуливался поэт, когда искал уединения и вдохновения.
Любил ходить Пушкин и дорогой от Михайловского в Петровское. Эта дорога повторяет путь от Кистеневки до Покровского.
С северной стороны господского дома открываются живописные виды на ближайшие окрестности. Пушкин очень любил эти места за красоту простого русского пейзажа.
Усадьба состоит из большого господского дома, парка, дома управляющего, служебных построек, небольшого винного завода.
Парк выходит к берегу озера. В центре парка — круглый дерновый партер, от которого расходятся четыре аллеи. Липовые аллеи сменяются лабиринтами, повсюду встречаются беседки, есть грот, пруды, растут фруктовые деревья.
Петр Абрамович по характеру своему был человек грубый, вспыльчивый, несдержанный. Быт села Петровского был крепостнический, полный жестокости. Камердинер Петра Абрамовича вспоминает: “Когда бывали сердиты Ганнибалы или если Петр Абрамович выходил из себя, то людей выносили на простынях”. Иначе говоря, пороли до смерти! Эти черты сказались в образе К.П.Троекурова.
В Петровском долгое время существовали крепостные музыканты и танцоры.
Для увеселений в усадьбе держали клетки со зверенышами диких зверей.
Усадьба Юсупова отличается от двух предыдущих роскошью и масштабами (ее площадь около восьмисот гектар). Она похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Современники называли её «подмосковным Версалем».
Н.Б. Юсупов много лет провёл в Европе, собрал богатейшую коллекцию произведений скульптуры, живописи, прикладного искусства, редких книг и разместил ее в Архангельском. Он любил празднества и увеселения, построил в имении театр.
Усадьба включает в себя дворцы, храм-усыпальницу, скульптуры, живопись, редкие книги и, конечно же, чудесный парк.
Парк состоит из трёх частей. Первая — итальянский парк с террасами. Далее лестница ведёт во французский парк с оранжереями, в которых выращивали апельсины и лимоны. Во французской части парка находятся небольшие зелёные коридорчики «берсо», в которых гости могли укрыться от солнца.
Третий парк — английский пейзажный, похожий на лес, с арками, беседками и мавзолеями.
е) Барские усадьбы в романе
Затем я исследовал описание барских усадеб в романе:
Усадьба князя Верейского Арбатово
В описании имения Арбатово видно европейское изящество. Господский дом Верейского выстроен «во вкусе английских замков». Князь знакомит гостей со своей картинной галереей. В усадьбе играет духовой оркестр, устраиваются фейерверки. Особое внимание привлекает парк с островами, беседками, мраморными статуями, памятниками. Внешний облик дома и парка говорит об изысканности хозяина. Но Верейский на самом деле эгоистичен, лишен благородства, любви и уважения к другим. В Арбатове безлюдно, совсем не видно мужиков, так как хозяин совершенно равнодушен к ним.
Усадьба Андрея Гавриловича Дубровского Кистенёвка
В быте Кистеневки нет никаких примет богатства. Усадьба Дубровского – это обыкновенный небогатый домик русского дворянина с простой семейной жизнью. Всё в имении говорит о бедности его хозяина, который был не в состоянии следовать европейской моде. В господском доме нет дорогих вещей. Автор обращает внимание лишь на несколько предметов: портрет матери Владимира и пакет с надписью «Письма моей жены». Они помогают лучше понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте внутренний мир, а не богатство.
Несмотря на свое низовое положение (владел семьюдесятью душами), хозяин был горд и независим. Здесь царят добрые отношения между помещиком и его крестьянами, которые преданны своему хозяину, отзывчивы, решительны.
Усадьба Троекурова Покровское
Усадьба Покровское соответствует склонностям и характеру хозяина. Здесь имеются все признаки богатства: огромный каменный дом с бельведером, старинный сад с прудом и аллеями, новая каменная церковь; псарный двор, лазарет для больных собак. Хозяин стремится показать свое богатство, проводит время в пирах и развлечениях, любит охоту. Дом Троекурова наполнен вещами: огромная библиотека, гостиная, столовая, наполненный яствами стол, комната с медведем. Предметы в описании усадьбы Троекурова помогают создать образ мира, лишённого духовности.
К.П. Троекуров самолюбив, считает себя выше многих помещиков в округе, умеет упрекнуть или обвинить любого. Он бездушен, своенравен, может издеваться как над животными, так и над людьми, редко считается с мнением окружающих. Между Троекуровым и его холопами нет добрых отношений, они переняли от хозяина многие качества, наглы, дерзки, чувствуют себя под его защитой.
После сравнения реальных усадеб и описанных в романе я пришел к выводу, что
— реальные усадьбы являются прототипами литературных
— описание внешнего вида дома, его обстановки, занятий хозяина даёт возможность узнать социальное положение помещика, понять его характер
ж) Секреты названий
Затем я изучил материал, связанный с названиями поместий, и выяснил следующее:
Имения чаще назывались по названию расположенных рядом рек, деревень, иногда – от названий церквей или в честь праздников.
Пушкин указывает, что в Покровском есть церковь Покрова, а также в доме Троекурова празднуют праздник Покрова. Отсюда и название – Покровское.
Захудалая деревушка бедного дворянина Дубровского называется Кистеневка.
Кистеневка — нижегородское имение отца Пушкина, которое находилось в восьми километрах от Болдина и досталось Александру Сергеевичу по наследству. Поэт ездил туда для оформления документов.
Кистеневка была чрезвычайно бедна, плохое управление разорило крестьян. В архивах хранится немало дел о побегах кистенёвских крестьян.
Имение Арбатово, возможно, получило свое название от города Ардатова Симбирской губернии, в котором Пушкин заменил букву «д» на «б».
С этим городом Пушкина связывало многое:
— осенью 1883 года, возвращаясь в свое имение Болдино из Оренбурга, где поэт собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта», он проезжал через, где менял почтовых лошадей (на этом месте установлена памятная плита)
— в Ардатовском уезде в имении отца долгие годы жил Николай Тургенев, декабрист, писатель, старший товарищ Пушкина по петербургскому обществу «Арзамас»
Вывод: названия поместий имеют реальные источники, Пушкин тщательно подбирал названия, вкладывал в них особый смысл в соответствии с замыслом романа
з) Усадебная лексика
Наше впечатление от художественного произведения полностью зависит от того, понимаем ли мы его. А правильно понять художественный текст возможно только в том случае, когда мы понимаем язык, которым он написан.
В ходе работы над романом мне постоянно приходилось пользоваться толковым словарем, так как значение многих слов мне было незнакомо. Это были устаревшие слова, связанные с описанием жизни и быта людей XIX века. Устаревшая лексика используется автором для изображения эпохи.
Я решил узнать, знают ли ученики нашей школы значение некоторых устаревших слов. Для этого учащимся 7 – 9 классов была предложена анкета «Знаете ли вы значение данных слов?», включающая 12 устаревших слов из романа «Дубровский»:
дворовый, камердинер, крепостной, людские (избы), отъезжее поле, помещик, приказчик, псарь, стремянный, усадьба, флигель, холоп.
В анкетировании принимало участие 19 человек. Многие ученики не смогли правильно объяснить значение предложенных слов, хотя это произведение ими было изучено в шестом классе (результаты анкетирования представлены в диаграмме).
Чтобы разрешить трудности, возникающие при чтении романа А.С.Пушкина «Дубровский», я составил толковый словарик «Барская усадьба». Он облегчит понимание текста, поможет вдумчивому чтению произведения, пригодится при изучении произведений писателей XIX века в старших классах.
Из моего исследования можно сделать следующие выводы:
1) реальные усадьбы являются прототипами для создания образов усадьб в романе
2) названия поместий тщательно подобраны автором, несут в себе особый смысл в соответствии с замыслом романа
3) усадьба в романе имеет большое художественное значение:
а) является местом действия героев
б) характеризует социальное положение помещика
в) является одним из способов характеристики героев
Практическая значимость работы связана с возможностью углубленного изучения произведений школьной программы, с возможностью использования данного исследования в процессе подготовки к урокам литературы.
Русская усадьба занимает значительное место в отечественной культуре. Её по праву называют «образом России».
С провинциальными усадьбами связаны жизнь и деятельность многих известных исторических личностей, общественных и политических деятелей и деятелей науки и искусства (усадьбы А.П.Чехова «Мелихово», Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», Ф.И.Тютчева «Мураново», М.Ю.Лермонтова «Тарханы»)
Многие поместья, как Абрамцево, Остафьево внесли весомый вклад в русскую художественную культуру. Они являются великолепными архитектурными памятниками своего времени. Ряд усадеб получил известность как важные центры культурной жизни России.В этих усадьбах их владельцами были собраны великолепные коллекции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Исследование русской усадьбы необходимо, чтобы сохранить в народной памяти и истории Отечества, её образ как уникальное явление русской жизни.
6. Список литературы:
Толковый словарь в 4-х томах. В.И.Даль.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
Журнал «Литература в школе», №6, 2004г, Вахитова Т. М. «Образ дворянской усадьбы».
Краткий этимологический словарь русского языка. Н.М.Шанский
В.Г.Маранцман «Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении»
В. П. Мещяреков, М. Н. Сербул. «Дела давно минувших дней…» Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики 18-19 веков
МаранцманВ.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина. Методическое пособие для учителя. Автор-составитель Н.М. Свирина.