Как называются колонны в архитектуре
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Колонны, как архитектурный элемент
Многие архитектурные стили невозможно представить без такого строительного элемента, как колонна. С практической точки зрения колоннада используется в качестве основы каркаса и вертикальной опоры, на которую укладываются вышерасположенные части строения. С точки зрения эстетики – такие элементы обеспечивают визуальную связь между кровлей и основанием здания, а во многих случаях являются триумфальным украшением, на которых, например, можно расположить статуи. Способность колонн выдерживать определенные нагрузки рассчитывается архитекторами еще на стадии проектирования здания согласно свойствам материалов изготовления.
Архаический период развития архитектуры
Колонны при строительстве зданий стали использовать в начале развития человеческой цивилизации. Первые колоннады изготавливались из древесины и представляли собой столбы для поддержки навесов. Чтобы деревянные столбы не проседали, их основания закреплялись каменными глыбами. На верхнюю опорную часть укладывалась доска или плита, которые можно считать прототипами баз и капителей, являющихся основными элементами современных архитектурных колонн.
Вне зависимости от течения времени и появления новых архитектурных стилей со своими правилами, модернизациями, революционными новшествами конструкции колоннад принципиальным изменениям не подверглись и сохранили свои основные части:
Первые колоннады появились при строительстве храмов древних ассирийцев, египтян и шумеров около 2 тысяч лет до нашей эры. Но наибольшее архитектурное распространение и доведение до совершенных форм совпало с периодом расцвета искусства и культуры древней Греции. Именно тогда древнегреческими мастерами были заложены три основных принципа (или ордера) строения колонных систем: ионический, дорический, коринфский, которые среди современных архитекторов негласно считаются художественным языком античности.
Позднее древние римляне, которые использовали в строительстве греческие принципы создания колонных систем, добавили от себя еще два ордера. Первый – строгий тосканский, был частично позаимствован у этрусков. Второй ордер является композитным, потому что объединяет в себе лучшие черты коринфского и ионического ордеров и считается по-настоящему роскошным.
Характерные черты колонн в архитектуре разных стран
Эталоном совершенной и прекрасной со всех точек зрения архитектуры принято считать древнегреческую и древнеримскую архитектуру. На какое-то время она была забыта, но мастера Эпохи Возрождения восстановили в своих творениях характерные формы и принципы античных ордеров. Гораздо позже к ним вернулся классицизм.
Если древнегреческие зодчие использовали колоннады исключительно в практических целях в качестве красивых опор для кровельной части строения, до мастера Древнего Рима больше акцентировали внимание на эстетической стороне. Римляне применяли колонные системы в архитектуре храмовых сооружений, терм, дворцов и других зданий, имеющих высокую общественную значимость. Кроме того, со временем древнеримские мастера стали строить колоннады как отдельные, самостоятельные сооружения – ростральные колонны с пышными капителями в честь воинов-победителей и императоров, в качестве пограничных столбов для границ земельных участков и поместий, в качестве дорожных указателей и т.п.
В Индии колонные системы использовались в качестве отдельных сооружений, сами колонны казались выточенными из металла или каменных глыб и до сих пор считаются непревзойденными произведениями архитектурного искусства и одними из лучших образцов национальной культуры. Индийские колонны являлись местом притяжения, где проводились религиозные и торжественные церемонии и обряды.
Практически все колонны в Китае изготовлены из древесины и выполняют функции опоры для кровельных частей зданий и сооружений. Китайские колонные системы достаточно скромны в части декора, не имеют излишеств и даже капители у китайских колонн считаются большой редкостью.
Что касается архитектуры России и применения колонных систем в ней, то самым ярким и выдающимся образцом можно считать Казанский собор в Санкт-Петербурге, который украшен фантастической по красоте колоннадой из 96 колонн, изготовленных из гранита и имеющих высоту 13 метров.
Что нужно знать о колоннах
Первыми колонны стали строить египтяне. Самыми древними из них считаются колонны, сооруженные при строительстве пирамиды Джосера (2650 год до нашей эры). 40 десятиметровых колонн. Архитектор Имхотеп соединил каждую из них со стеной с одной стороны. Самыми крупными из сохранившихся колонн можно считать колонны из храмового комплекса в Баальбеке (Ливан). Высота колонн храма Юпитера составляет 22 метра, вокруг храма также была колоннада из 54 огромных колонн. Сегодня их осталось только шесть.
Зачем нужны колонны?
Триумфальные колонны воздвигались в честь какого-нибудь значительного события (Александровская колонна в Санкт-Петербурге воздвигнута в честь победы в Отечественной войне 1812 года), либо в честь какой-либо исторической личности (колонна Траяна в Риме, колонна Наполеона в Париже).
Какими бывают колонны?
В архитектуре встречается множество видов колонн. Друг от друга они отличаются как по своему предназначению, так и по типу ордеров, к которым они относятся. Слово «ордер» произошло от латинского «ordo», что переводится как строй, порядок. Всего выделяют пять классических типов ордеров. Греческие: дорический, ионический, коринфский. Римские: тосканский и композитный.
Этот величественный памятник русской победе над Наполеоном был воздвигнут архитектором Огюстом Монферраном, который до этого был автором Исаакиевского собора. После сооружения Александровской колонны, которая была посвящена как Александру I, так и Александру Невскому, российский император Николай I сказал зодчему: «Монферран, вы обессмертили себя!».
Когда 25-метровый столп был поставлен на место, ещё долго жители Петербурга боялись того, что эта громада рухнет. Чтобы избавить народ от плохих предчувствий, Огюст Монферран ежедневно устраивал показательный моцион у колонны, выгуливая собаку. В 1920-е годы у большевиков была идея водрузить на Александрийскую колонну статую Ленина, но нарком просвещения Луначарский велел «оставить ангела в покое».
Словарь архитектурных терминов. Общая терминология архитектуры
Акведук (лат.) — мост для водопровода.
Аксонометрия — способ наглядного представления трехмерной формы. Размеры изображаемого объекта откладываются по трем осям: высота, ширина, глубина.
Амфитеатр — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены последовательными ярусами поднимаются ряды сидений. В современной архитектуре — наиболее распространенный тип расположения зрительских мест в общественных залах.
Ансамбль — комплекс зданий и сооружений, связанный единым художественным решением.
Антресоль — верхний полуэтаж помещения; верхний полуэтаж в помещении одного из этажей здания.
Анфилада — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси, что создает сквозную перспективу.
Аппарель (греч.) — пологий подъем или спуск на другой уровень.
Аркада — ряд протяженных арок одинаковых по размеру, форме и очертанию, опирающихся на столбы
или колонны.
Аркбутан (фр.) — полуарка, поддерживающая контрфорс.
Архетип (от греч.) — древнейшие, первичные архитектурные формы этноса.
Архитектурная типология гражданских зданий — классификация зданий и сооружений по определенным признакам: по конфигурации плана, этажности, конструктивному исполнению, функциональному назначению.
Аттик — декоративная стенка, которая размещается над венчающим здание карнизом. На аттике могут быть выполнены надписи, барельефы или роспись.
Базилика — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Балкон (ит.) — консольная огороженная площадка на фасадах здания.
Балясины — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др. Могут быть плоскими.
Барельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над поверхностью менее чем на половину своего объема. Служит для украшения зданий и монументов, способствуя выразительности их архитектурного образа.
Бельэтаж — первый, высокий этаж здания.
Витраж (архит.) — исторически — остекление оконного проема элементами из цветного стекла, обрамленного свинцовой рамкой, составляющими художественную композицию. В современном языке — большая площадь остекления обычным прозрачным, цветным, тонированным или светоотражающим стеклом.
Волнолом — гидротехническое устройство для защиты от волновых ударов мостовых опор, причалов и т. д.
Гидротехнические сооружения — набережные, плотины, дамбы, шлюзы, каналы и т. д.
Гирлянда — характерная для интерьера архитектурная декоративная деталь с изображением плодов, цветов, листьев, нередко перевитых лентой.
Гостиница — здание для временного размещения людей.
Двери — проемы во внешних и внутренних стенах или ограждающих конструкциях для перехода людей, снабжаются дверными полотнами, в случае необходимости пожаробезопасными, огнестойкими, открываются по направлению эвакуационных потоков.
Дворец (от русск. двор.) — парадное здание, жилище, резиденция высших государственных сановников.
Ендова — желоб, соединяющий два смежных ската кровли, служит для отвода ливнестоков.
Железобетонная колонна — современная несущая конструкция здания.
Здание или сооружение — конструктивная система, состоящая из несущих конструкций, ограждающих конструкций, перекрытий и систем инженерного оборудования.
Зодчий (др.-русск. XII в.) — производное от «зьдъ» — глина, обозначало профессию горшечника, строителя из глины, формовщика, созидателя формы.
Золотое сечение — гармоничное соотношение величин, в математическом выражении как 1:1,61.
Изразец — глазурованное керамическое изделие для облицовки обогревательных печей.
Инженерное оборудование зданий — устройство систем, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность пребывания в зданиях людей.
Кампанила (ит.) — в ит. архитектуре X-XVII вв. отдельно стоящая башня-колокольня: круглая, квадратная или многогранная.
Капитель — верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент.
Кариатида — статуя одетой женщины, поддерживающая антаблемент здания и заменяющая собой колонну или пилястру.
Каркас — система вертикальных и горизонтальных несущих конструкций зданий и сооружений.
Картуш (фр.) — декоративный элемент в виде овального свитка для изображения герба или надписи. —
Квадрига — повозка, запряженная четверкой лошадей, символизирующая триумф (на фронтонах, триумфальных арках и т. д.).
Кессон I (нем.) — в архитектуре углубление в конструкции потолка, образованное пересекающимися балками перекрытия.
Кессон II (нем.) — устройство для ведения подводных гидротехнических и строительных работ.
Клееная деревянная конструкция — конструкция из фрагментов древесины, соединенных между собой клеем.
Клуатр — крытая галерея-обход, обрамляющая прямоугольный двор монастыря или крупной церкви; характерен для романской и готической архитектуры.
Колонна — несущая конструкция, часть деревянного, металлического, бетонного каркаса.
Колоннада — архитектурная композиция в виде ряда или рядов колонн.
Конек — верхнее завершение скатной кровли.
Консоль — горизонтальная конструкция, имеющая одну опору в виде жесткого защемления в стене.
Контрфорс (нем.) — вертикальная наклонная конструкция для погашения горизонтальных усилий.
Конха — полусферическое завершение части здания.
Коринфский портик — выступающая часть здания, образованная несущими перекрытие колоннами коринфского ордера — архитектурной композиции, определенной системы, основанной на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции, отличающейся большой торжественностью и богатством декора. Отличительной характерной является высокая капитель, украшенная стилизованными резными листьями аканта, расположенными в два ряда.
Красная линия — условная граница, отделяющая улицы, проезды и площади от застраиваемых территорий.
Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений.
Кровля — внешнее покрытие зданий.
Курдонёр — парадный двор перед главным фасадом дворца или замка, ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями, отделенный от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII — первой половины XIX вв. (в России с начала XVIII в.).
Латерна (ит.) — световой проем, завершающий купольное покрытие.
Леса (русск.) — временные конструкции для возведения стен и перекрытий зданий.
Лестничные клетки — конструктивный элемент здания, в кото 1 ром размещены междуэтажные переходы. Л.к. выполняются из несгораемых или защищенных от огня конструкций, должны иметь проемы для естественного освещения.
Лестничные марши — монолитные или сборные конструкции, снабженные стандартными ступенями для обеспечения междуэтажных переходов, выполняются из несгораемых материалов.
Ложный купол — прием исполнения купольного перекрытия из кирпича или блоков путем постепенного «напуска» каждого последующего ряда кладки.
Ложный свод — устройство свода путем укладки кирпича или блоков с «напуском» каждого последующего ряда.
Лопатка (русск.) — выступающая часть стены на всю ее высоту, разделяющая стены фасада на прясла. Характерный элемент романской архитектуры и древнерусского зодчества.
Мансарда — этаж, встроенный в чердачное пространство.
Маскарон — декоративная маска животного для украшения фасада здания.
Медальон — архитектурное украшение, представляющее собой орнаментальную или изобразительную композицию в круглом или овальном обрамлении.
Мезонин (англ.) — надстройка над частью дома.
Мембрана — плоская конструкция, работающая «на растяжение».
Модульон — архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордеров, иногда является просто декоративным элементом.
Могильник (археолог.) — захоронение древнего человека.
Могильник (совр. русск,) — место, отведенное для захоронения павших животных.
Модернизация — в архитектуре и строительстве — обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами использования,техническими условиями, показателями качества. Модернизируются как инженерно-конструкционные составляющие, так и общее решение фасадов, весь облик здания. В некоторых случаях модернизируется концепция использования, зданию или целому комплексу застройки придаются новые функции.
Модульон (франц. от лат.) — вид декоративной консоли карниза в виде волюты.
Мол — выступающая в море искусственная стена для ограждения акватории порта от открытого моря.
Монтаж — процесс возведения здания или сооружения; строительно-монтажные работы.
Мотель — гостиница с автопарковкой для гостей, использующих личный автотранспорт.
Накат (русск.) — сплошной настил из круглого леса над помещением.
Наличник — декоративный элемент, обрамляющий оконный или дверной проем.
Настил — конструкция из материалов, пригодных для устройства поверхности пола, кровли и т. д.
Нервюра (фр.) — профилированное ребро готического свода.
Несущие конструкции — конструкции, воспринимающие вертикальные и горизонтальные нагрузки.
Неф (фр.) — пространство в здании базиликального типа в пролете между двумя рядами колонн.
Нивелир — геодезический инструмент для измерения горизонтальных углов и относительных уровней частей здания.
Ниша (фр.) — прямоугольное или полуциркульное углубление в стене.
«Нулевой» цикл — объем строительно-монтажных работ или конструкций здания, размещенные ниже перекрытия пола первого этажа.
Облицовка — нанесение декоративного слоя отделки на внутренние или внешние поверхности конструкций.
Оболочка — тонкостенное, сложной кривизны покрытие зданий и сооружений.
Обрешетка — конструкция для закрепления кровельного настила.
Огнестойкость конструкций — способность материала конструкций не терять несущую способность и устойчивость при прямом воздействии огня в течение нормативного времени.
Ограждающие конструкции — конструкции, защищающие здание от внешней среды.
Окна — световые проемы во внешних стенах или ограждающих конструкциях.
Ордер (др.-греч.) — порядок, стиль.
Ордерность — подчинение системе ордера — архитектурной композиции и определенной системы, основанной на художественно оформленной конструкции здания. Ордер состоит из пьедестала, колонны, включающей базу и капитель, и антаблемента, включающего фриз и карниз.
Ориентация здания — размещение здания на плане относительно сторон света.
Основание — грунт, на который опирается фундамент постройки.
Отвес — строительный инструмент для проверки вертикальности конструкций.
Офорт — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»). Известен с начала XVI века.
Павильон — легкая постройка.
Падуга — плавный переход от плоскости потолка к плоскости стены.
Палаты (лат.) — дворцовые помещения; русск. богатые каменные или деревянные строения в несколько этажей.
Палаццо (ит. от лат.) — дворец, дворцовая постройка, от Палатин — наименования одного из холмов античного Рима, на котором возводились дворцовые постройки римских императоров. Распространенная жилая постройка для богатых жителей итальянских городов в эпоху возрождения (XV— XVII вв.).
Палестра — публичная школа для гимнастических упражнений молодых римлян. Палестры имели открытые
площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.
Пальметта (ит.) — вид растительного орнамента с изображением пальмовых листьев.
Памятник археологии — места расселения древнего человека, места захоронения, руины древних поселений, укреплений, построек различного назначения, имеющих возраст более 1000 лет.
Памятник архитектуры — произведение архитектуры, обладающее научной, художественной и культурной ценностью.
Памятник градостроительства — архитектурные ансамбли, населенные пункты, сохраняющие древнюю планировочную структуру кварталов, дорог, городских улиц.
Памятник истории — ландшафт, сооружение, населенное место или его часть, являющиеся местом исторических событий или явлений.
Памятник культуры — ландшафт, сооружение, населенное место или его часть, связанные с этапом или явлением в развитии мировой, континентальной или государственной культуры.
Памятники природы — природный ландшафт, сохраняющий уникальные или типичные проявления природы, ценные в научном, культурно-познавательном и эстетическом отношении.
Пандус (нем.) — наклонный подъем на уровень этажа.
Панель — конструкция ограждения или перекрытия.
Парапет (фр. от ит.) — букв, защита груди; ограждение верхней части моста, набережной, здания, сплошное и решетчатое, высотой не выше уровня груди человека.
Паркан (лат.) — пространство между внутренними и внешними стенами.
Паркет (фр. от лат.) — первоначально огороженное возвышенное место; совр. материал для лицевого покрытия пола из мерно- размерных деревянных пластин твердых пород древесины.
Паркинг — место парковки автомобилей.
Парсэна (от лат.) — условное изображение лица; наименование в направлении русской портретной живописи XVII в.
Парус, пандатив — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника с вершиной, опущенной вниз. Разновидности парусной конструкции:
Пассаж (фр.) — тип здания с верхним светом.
Патио (исп.) — внутренний двор жилого дома.
Перегородки — внутренние ненесущие стены, разделяющие пространство этажа на отсеки или комнаты.
Передняя (рус.) — помещение в богатом жилом доме, служившее для приема посетителей.
Передувка (рус.) — передняя стенка плавильной печи.
Перекрытие — горизонтальная несущая конструкция, завершающая этаж.
Перекрытия — междуэтажные конструкции, несущие распределенную или сосредоточенную нагрузку от людей и оборудования, располагаемого на этажах здания, должны обладать нормируемой степенью огнестойкости и пожарной безопасности. Перемычка — конструкция для перекрытия проемов в стене здания.
Переруб (рус.) — внутренняя бревенчатая стена для погашения распора вытянутой в длину постройки.
Перила — ограждение лестниц, проемов.
Периферия (греч.) — внешняя часть чего-либо.
Перун, пирун (греч.) — игла, короткий металлический стержень, закладываемый в пазы соседних каменных блоков для их скрепления. Пазы заливались свинцом.
Петроглифы — высеченные в скалах рисунки и знаки, сценки.
Пи Tin я пт — навес, свес, вынос карниза в народном жилище.
Пилястра (фр. от лат.) — половина или четверть прямоугольной колонны.
Плафон (фр.) — поверхность потолка с круглым или овальным элементом.
Плац (нем. от лат.) — площадь.
Плинфа (гр.) — большеразмерный плоский квадратный или прямоугольный кирпич, применялся в древнеримской и византийской строительной технике.
Плотник (общеслав.) — мастер грубой обработки древесины.
Площадка лестничная — конструкция, соединяющая лестничные марши.
Площадка строительная — место, территория, отведенная для строительства здания.
Площадь застройки — площадь первого этажа по габариту внешних стен.
Пневматические воздухоопорные конструкции — конструкции на основе избыточного давления.
Пневмостержневые конструкции — конструкции на основе избыточного давления.
Побий (укр.) — все типы деревянной кровли.
Повал (рус.) — расширяющийся вверху сруб деревянной постройки.
Повалуша (рус.) — в русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором XII-XVII вв.
Подвалина (рус.) — основание сруба, нижний венец, выполненный из более могучих бревен. Отсюда — подвал, нижний этаж жилой или хозяйственной постройки.
Подворье (рус.) — постоялый двор, съезжая изба, позже гостиница.
Подзоры — деревянные доски с глухой, чаще сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли, карнизы, избы, веранды, галереи.
Подошва фундамента — опорная (нижняя) часть фундамента.
Подпружные арки — арочные конструкции, на которые опираются конструкции перекрытий.
Подстропильные балки — балки, на которые опирается стропильная система скатного покрытия.
Порт (морской, речной) (фр. от лат.) — место для приема и обслуживания речных и морских судов.
Порта (лат.) — ворота городские, военного лагеря.
Портал (нем. от лат.) — главный вход.
Портик (лат.) — крытая галерея в архитектуре античного Рима.
Портфнетр (фр.) — французский балкон, ложный балкон.
Порядная (рус.) — письменный или устный договор на выполнение строительных работ.
Посом (карельск.) — крыша, кровля, навес.
Потолок (вост.-слав.) — родственное полу, завершение этажа.
Правило (рус.) — деревянная или металлическая рейка до 2 м длиной для проверки лицевой кладки стены.
Приведенные затраты (в строит.) — сумма единовременных затрат на строительство и эксплуатацию здания или сооружения с учетом срока амортизации.
Привязка — вынос проекта здания на территорию строительства.
Природное наследие — согласно Конвенции ЮНЕСКО от 1972 г. к П. н. отнесены природные ландшафты, геологические и физиографические образования и природные достопримечательные места.
Прихожая — первая комната в доме.
Продухи (рус.) — отверстия для вентиляции в конструкциях стен.
Пьедестал (фр., ит.) — букв, место ноги. Подножие колонны, скульптурного произведения.
Пьяцетта (ит.) — небольшая площадь в итальянских городах.
Пята — опора арочного свода.
Рама — строительная конструкция.
Рампа — часть здания; пристроенная к зданию площадка, открытая или с навесом, на одном уровне с полом первого этажа помещения (±0.000) для удобства погрузочно-разгрузочных работ.
Ранд-балка — главная балка.
Раскат (рус.) — насыпь для установки пушек.
Раскреповка — небольшой выступ или излом архитектурного элемента.
Раскос — диагональный элемент формы.
Распор — горизонтальное направление усилия, образующееся в опорной части арочной, сводчатой или наклонной конструкций.
Ратуша (польск. или нем.) — светлый дом.
Реверберация (лат.) — отражение: в акустике многократное отражение и постепенное затухание звука в помещении или открытом пространстве.
Редут — Замкнутое полевое укрепление из земляных валов.
Рекреация (нем.) — зона отдыха.
Рельеф (фр. от лат.) — скульптурная композиция на плоскости. Барельеф — низкий рельеф, горельеф — высокий рельеф.
Реновация — процесс улучшения структуры. Реновация в строительстве — это процесс замещения изношенных конструкций, оборудования зданий. Реновация в городской застройке — принудительное освобождение территории (снос зданий и сооружений, извлечение из подземного пространства инженерных коммуникаций, сетей и др.) для обеспечения нового строительства, вне зависимости от степени сохранности расположенных на ней строений (термин Н. С. Веденеева и Т. Г. Маклаковой, применен к строительному переустройству В. И. Ресиным в директивных документах Правительства Москвы).
Ретрашемент (фр.) — внутренняя дополнительная ограда в крепости.
Ригель (нем.) — перемычка между колоннами для опирания конструкций перекрытия этажа.
Ризалит (фр.) — выступающая часть здания.
Роза (фр.) — вид круглого окна в центральном нефе готической постройки, остекленного витражом.
Розетка — декоративный архитектурный орнамент, закомпонован- ный в круг.
Рокайль (фр.) — декоративный архитектурный орнамент в виде раковины. Элемент характерен для «Рококо».
Ростверк (нем.) — плита или лента, опирающаяся на свайный фундамент.
Ростра (лат.) — носовая часть судна, обычно украшенная объемным изображением женской полуфигуры.
Ротонда (фр.) — круглое в плане сооружение, перекрытое сферическим куполом.
Руст — расшивка между крупными каменными блоками, составляющими кладку стены.
Руст (лат.) — квадровая каменная кладка с выделением швов между рядами.
Ряж (рус.) — опора или основание сооружения, срубленное из бревен в виде многоярусной клетки.
Сажень (от слав.) — мера длины; мерная сажень — 176 см, косая сажень — 248 см.
Сандрик — архитектурное украшение в виде небольшого карниза или фронтона над оконным или дверным проемом. В архитектуре барокко использовались сандрики разнообразных форм: треугольные, лучковые (в виде сегмента круга), в форме изогнутого карниза и др.
Сборное домостроение — технология быстрого возведения зданий из укрупненных элементов.
Свайный вид фундаментов — метод устройства фундаментов путем погружения свай в грунт.
Свод — конструкция перекрытия пространства; тип сводчатых перекрытий:
Сграфитто (иТ.) — букв, процарапанный; техника штукатурной отделки стен зданий.
Секционный дом — здание, состоящее из нескольких самостоятельных блоков.
Склеп (польск.) — педвал, гробничная камера.
Слезник — конструкция, предотвращающая затекание воды от карниза на стену.
Смета — расчет стоимости объекта или отдельных видов работ.
Солнцезащита — конструктивная защита от избыточной инсоляции помещений зданий.
Солярий (ит.) — открытое пространство для принятия солнечных или воздушных ванн.
Сруб — деревянная конструкция из горизонтальных бревен или брусьев, соединенных в углах.
Стена — сплошная несущая конструкция из монолитного бетона или штучных материалов, различают несущие и ненесущие стены.
Стодула (рус.) — сарай, навес для повозок и скота.
Стоя, стоа (гр.) — портик, галерея-портик.
Строп (рус.) — крыша, чердак.
Стропила — несущие конструкции для устройства скатных кровель.
Стучна (общеслав.) — дорога, улица, площадь.
Субструкция (лат.) — опорная конструкция.
Сухарики (рус.) — консольные бруски под выносом карниза, из античной архитектуры.
Табулат (лат.) — плиточное перекрытие.
Тамбур (фр.) — барабан.
Тектоника — зрительное выражение архитектурной конструкции в соотношениях ее несущих и несомых частей, в художественном своеобразии здания или сооружения.
Теплоизоляция — полимерные или естественные материалы, улучшающие-термическое сопротивление ограждающих конструкций.
Терразитовая штукатурка — цементно-известковая штукатурка с добавлением каменной (мраморной) крошки, слюды, пигментов.
Терракота (ит., лат.) — обожженная глиняная масса без эмалевого покрытия.
Терраса (фр. от лат.) — открытая часть здания.
Терраццио (ит.) — мозаичный пол из разномерных фрагментов камня, смальты.
Технико-экономические показатели — общая и полезная площадь, строительный объем, площадь застройки объекта и т. д.
Техническая эксплуатация — комплекс мероприятий по содержанию зданий и сооружений; предусматривается проектом.
Тоннель, туннель (англ). — транспортное сооружение для пропуска дорог под толщей грунта (в горной местности).
Торговые сооружения — здания и сооружения для осуществления оптовой и розничной торговли.
Торговые центры — компактное размещение предприятий торговли различного профиля.
Торец (ит.) — брусок из камня или дерева для мощения улиц.
Торкретирование — метод бетонирования узких пространств.
Торосы — два ряда срубов с периодическими перерубами и земельным заполнением — крепостные укрепления.
Тосканский ордер — ордер, разработанный римскими зодчими на основе дорического ордера, в основе которого была колонна с каннелюрами (вертикальными желобками), отсутствовала база. Тосканский ордер отличался от своего прототипа гладкоствольной колонной и отсутствием триглифов — прямоугольных декоративных элементов с тонкими вертикальными бороздками, — расположенных на фризе, наличием высокой базы, имел также высокую капитель.
Травертин (ит.) — известковый туф для отделки стен здания.
Трактир (заимств. из польск. в XVIII в.) — столовая, ресторан.
Трансепт — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.
Траншея (фр.) — канал в грунте.
Триглиф — элемент фриза дорического ордера в виде прямоугольного выступа с треугольными в плане вертикальными врезами — глифами.
Трифорий (лат.) — тройной проем в стене, объединенной одной аркой.
Трофей (фр. от греч.) — памятник в знак победы.
Тула (рус.) — скрытое, недоступное место.
Турель — угловая дозорная башенка на верхней части крепостной стены, позволяющая вести наблюдение в секторе 270°.
Универмаг — здание, предназначенное для торговли товарами широкого ассортимента.
Унификация размеров деталей строительных конструкций — стандартизация в строительстве.
Усадьба (рус.) — отдельно стоящее жилое здание, окруженное парком или садом.
Устойчивость сооружения — способность сооружения противостоять разрушающим усилиям.
Фабрика (лат.) — мастерская, предприятие.
Фанера (от фр.) — накладывать; искусственный древесный строительный материал из нескольких склеенных слоев тонких деревянных пластин.
Фасад (фр. от ит.) — букв. — лицо; одна из наружных.стен здания, как чертеж — ортогональная проекция наружных стен здания.
Фахверк (нем.) — легкий высокий каркас, тип конструктивного решения ограждающих конструкций здания.
Фаянс (фр. по назв. ит. г. Фаэнца) — керамика из белой глины; из Ф. изготавливаются сантехнические и технические изделия.
Ферма (фр.) — инженерная конструкция, состоящая из стержней, служащая для перекрытия больших пролетов зданий и сооружений; различают треугольные, полигональные, арочные.
Фиксация памятника архитектуры — выполнение натурных обмеров и фотофиксация объектов, отнесенных к памятникам архитектуры.
Фитинги (англ.) — детали для трубных соединений на резьбе.
Флешь (фр.) — стрела; легкое полевое укрепление, выдвинутое впереди фронта (фортификационное сооружение).
Флигель (нем.) — боковая пристройка к зданию или отдельно стоящая жилая постройка в тыльной части двора.
Флюгер (нем.) — крыльцо здания.
Фонарь (греч.) — световой проем в кровле для освещения помещений.
Фрагмент (лат.) — обломок, часть конструкции.
Фрамуга (польск.) — проем, верхняя открывающаяся часть окна.
Фриз (фр. от ит.) — средняя горизонтальная часть, окаймленная между архитравом и карнизом орнаментом.
Фронтон (др.-греч.) — треугольная плоскость стены, образованная двумя скатами кровли и карнизом.
Фундамент — подземная конструктивная часть здания, опирающаяся на естественное или искусственное основание.
Хоры — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).
Цемент — искусственный материал для приготовления гидравлического вяжущего материала и бетонов.
Цемянка — известковый бетон с добавкой дробленого керамического кирпича.
Цигель (нем.) — керамический кирпич.
Цистерна (лат.) — искусственное закрытое сооружение для хранения воды или других жидкостей.
Цоколь — нижняя часть здания от «нулевой» отметки до отмостки.
Цокольный этаж — нижний полузаг луб ленный этаж здания.
Чердак (заимств. из тюрк.) — балкон, вышка, пространство, образованное скатами кровли.
Черепица — кровельный керамический материал.
Чертеж — изображение на бумаге частей и фрагментов здания с указанием размеров и другой информацией.
Четверик (рус.) — четырехугольный деревянный сруб.
Шаблон (нем.) — образец для изготовления изделий или для соблюдения правильной формы, чертеж архитектурных деталей.
Шаг несущих конструкций — расстояние между несущими стенами или рядами несущих колонн каркаса.
Шале (фр.) — сельский домик в.Швейцарских Альпах.
Шамот (нем.) — мелко молотая обожженная керамическая масса для изготовления огнеупорного и высокомарочного кирпича.
Шанец (нем.) — небольшое земляное военное укрепление.
Шатровое покрытие кровель — древнеславянский способ перекрытия деревянных зданцй в виде шатра.
Шед (англ.) — тип покрытия здания с устройством наклонных световых проемов.
Шелом (рус.) — бревно с выдолбленным продольным пазом для прикрытия стыков тесан на коньке кровли — охрупень.
Шелыга (рус.) — линия, соединяющая верхние точки подпружных арок, на которые опирается свод.
Шибер (нем.) — задвижка, заслонка в дымоходе печи.
Шибка (нем.) — лист стекла под размер оконной или дверной рамы.
Шильпашастра (санскр.) — древнеиндийский трактат о строительстве.
Шифер (нем.) — тонкие плиты природного материала — сланца.
Шлюз (голл.) — гидротехническое сооружение для пропуска судов между бьефами водохранилища.
Шлях (русск.) — тракт, дорога.
Шпон (нем.) — щепка, тонкий лист древесины.
Шпонка (польск. от нем.) — в деревянных строительных конструкциях вкладыш, фиксирующий элементы конструкций.
Шпренгель (нем.) — стержневая конструкция, дополнительная к основной несущей конструкции.
Шпунт (нем.) — 1) деревянные или металлические сваи с гребнем и пазом, забиваемые в грунт для устройства опорной или ограждающей стены; 2) продольный гребень на ребре доски или бруса, соответствующий пазу в следующей детали конструкции.
Штабель (нем.) — прием укладки длинномерных строительных материалов.
Штраб (нем.) — выпуск из стены четверти кирпича для кладки стены следующей очереди постройки.
Штраба (нем.) — неглубокая вертикальная ниша в кирпичной кладке стены.
Штукатурка (нем. от ит.) — отделочный слой из цементно-песчаных или цементно-известково-песчаных растворов.
Шумозащита — мероприятие по защите городских территорий от транспортных и производственных шумов.
Шумозащищенные жилые дома — дома, имеющие защитные конструкции от внешнего шума: экраны, глухие стены, окна с резиновыми прокладками и т. д.
Щебень (совр.) — материал в виде дробленого камня для приготовления бетонов, различают по фракциям и прочности.
Щипец (русск.) — сродни фронтону, верхняя треугольная часть стены, не отделенная карнизом от нижней части стены.
Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях.
Экран (фр.) — в архитектуре и строительстве — защитное сооружение от света, шума и т. д.
Эксгаустер (англ, от лат.) — вентилятор, осуществляющий отбор воздуха из помещения.
Экспликация (лат.) — объяснение, перечень элементов архитектурного чертежа зданий, сооружений, генерального плана.
Экспозиция (лат.) — выставление для показа.
Экстерьер (фр. лат.) — внешние формы, внешний вид здания, фасады.
Элеватор (лат.) — 1) подъемник, подъемный механизм; 2) сооружение для хранения зерна.
Эллинг (гол.) — наземное сооружение для строительства судов и спуска их на воду.
Эркер — выступающая часть фасада с окнами для улучшения освещенности и инсоляции помещений.
Эрмитаж (фр.) — уединенное место, загородный дом.
Эскалатор (англ, от лат.) — механическая наклонная лестница для подъема людей на верхние этажи, подъемное оборудование зданий.
Эскарп (фр.) — внутренняя наклонная поверхность наружного оборонительного рва, в фортификационных сооружениях.
Эстакада (фр. от ит.) — надземное, на Qnopax, сооружение для пешеходов или городского транспорта, а также для прокладки инженерных коммуникаций.
Эспланада — открытое пространство в крепости между цитаделью и городскими строениями шириной около 500 м, необходимое для наблюдения и обстрела. Впоследствии эспланадой стали называть открытое пространство перед большим зданием, часто включающее садово-парковые партеры, широкие аллеи с фонтанами и декоративной скульптурой.
Эстрада (фр., ит. от исп.) — возвышение для размещения оркестра, сценическая площадка.
Этаж (фр.) — часть здания на одном уровне.
Этаж антресольный — дополнительный этаж, встроенный в объем этажа, обычно первого.
Этаж мансардный — этаж, встроенный в чердачное пространство.
Этаж первый — план первого этажа, всегда отличается от планов других этажей из-за устройства входных групп.
Этаж подвальный — этаж ниже «нулевой» отметки.
Этаж технический — этаж для размещения инженерного оборудования зданий.
Этаж типовой — повторяющаяся, однотипная планировка разных этажей.
Этажерка (специф.) — открытый каркас для размещения производственной технологии.