Как называются куклы в гробу
Похороны и поминки
Похороны и поминки
Ритуалы прощания с мертвецом по форме часто аналогичны календарным обрядам выпроваживания. Поэтому типы кукол (чучел), замещающих мертвеца в этих группах обрядов, очень близки, при том что поминальные обряды часто имеют календарную приуроченность. Видимо, этим объясняется слабая представленность кукол в традиционной похоронно-поминальной обрядности у русских: основные презентации «кукольных похорон» характерны для календарных обрядов, приуроченных к святкам, масленице и праздникам весенне-летнего цикла (см. ниже), а также для детских развлечений и игр (см. «Кукольные игры в свадьбу и похороны»). На похоронах представлены иные «знаки мертвеца», обычно не антропоморфные – например, полотенце в «святом углу» или на доме покойного [cм.: Морозов 2001б, с. 20–45], хотя аналогом куклы в современной похоронно-поминальной обрядности можно считать фотографии усопшего (см. также «Проводы в дальний путь»). Нередко куклу кладут в гроб умершему ребенку в числе прочих любимых игрушек [Соколова 2009, с. 452, манси].
Подобная закономерность характерна для большинства европейских народов. Хотя существовавшая некогда у многих народов, в том числе у славян, традиция «игр при покойнике» [Богатырев 1996, с. 484–508; Гусев 1974, с. 49–59; Морозов, Слепцова 1996, с. 248–304] предполагает существование кукол-заместителей мертвеца в посвященных ему обрядах семейного цикла. Гораздо чаще традиция изготовления кукол в рамках похоронно-поминальной обрядности встречается у народов Крайнего Севера и Сибири, для которых характерны развитые представления о посмертных инкарнациях человеческой души и ее земном и потустороннем существовании [см., например: Анохин 1929, с. 261–267; Чернецов 1959, с. 117–152; Смоляк 1991, с. 101–131; Функ 2005, с. 25–42; и др.]. Например, у хантов вплоть до последнего времени существовала традиция изготовления так называемых «кукол покойника», «вместилищ души покойного» – иттарма, сонгет, акань, мохар. Это небольшая по размерам кукла (до 25 см), хотя в прошлом изготавливались и большие, ростовые куклы, на которые надевали одежду умершего. Она изготавливалась женщинами, в течение 2–2,5 лет хранилась «на любимом месте покойного» и участвовала во всех домашних трапезах (перед ней каждый раз ставили пищу и напитки). Считалось, что в ней обитает душа мертвеца. По истечении установленного традицией срока куклу уносили в лес или на могилу усопшего, где и оставляли. В некоторых случаях ее хранили на чердаке дома или на полочке в передней части дома в специальном ящичке или сундучке вместе с остальными домашними святынями. Для душ людей, умерших неестественной смертью, сооружали специальные дощатые домики ура-хот, аналогичные намогильным, устанавливали их на спиленном дереве и помещали в них изображающую покойника куколку ура, которая отличалась от кукол иттарма лишь б?льшими размерами (до 30–40 см) и б?льшей тщательностью отделки [Соколова 2005, с. 293–308; Соколова 2009, с. 476–485].
По свидетельству Н. Л. Гондатти, у низовых остяков (хантов) «жены после смерти мужей делают из бересты дерев и шкурок куклы, долженствующие олицетворять покойника, кладут их с собою спать, угощают едой и т. д. Кукла эта помещается на почетном месте, которое при жизни составляло собственность хозяина. Если этого не делать, то тень умершего будет мстить» [Гондатти 1888, с. 7–11]. Финский исследователь К. Ф. Карьялайнен также описал обычай изготовления куклы иттарма (иттерма) для поминовения усопшего у хантов и манси. Куклу, одетую в одежды мертвеца, «сажают на любимое место умершего, готовят для него пищу, женщина кладет его спать, обнимает и целует его. Она верит, что умерший все это видит и что душа его переходит в это изображение» [Karjalajnen 1921, с. 137]. По другим свидетельствам, этот обычай относился только к случаям смерти особо уважаемых в общине людей. «Если в семье у остяков [=хантов] умрет старик, пользовавшийся общим уважением, то близкие родственники делают его изображение, которому оказывают такое же уважение, каким пользовался покойник. Во время еды куклу сажают за стол, вечером раздевают и укладывают спать, утром опять одевают… Это продолжается три года, затем загробная жизнь покойника прекращается…» [Лядов 1860, с. 376; обзор лит-ры см.: Соколова 1990, с. 58–72].
У нанайцев существует традиция изготовления посмертного изображения умершего в виде обрядовой куклы мугдэ. Сразу после смерти на ложе покойника устанавливается его фотография, в которой, по поверьям, в этот момент находится его душа, и блюда с различными угощениями. Затем женщины изготавливают мугдэ и шаман совершает обряд переселения души усопшего из фотографии в куклу – см. илл. 73 [Смоляк 1991, с. 163, рис. 17 г].
У осетин годовые поминки были приурочены к зимнему периоду календаря. По свидетельству В. Ф. Миллера, спустя неделю после Нового года и в день Богоявления осетины отмечают так называемое «сидение мертвых» (mcerdty badcen). «Этот обряд справляют в тех семьях, которые в течение предшествующего года потеряли кого-нибудь из близких. В честь умершего пекут хлеб огромной величины, такой, что одному человеку достаточно было бы на месяц. Затем делают чучело, изображающее покойника, распялив на палках его одежду. Чучело ставят на скамейку, вокруг которой раскладывают все любимые вещи покойного – винтовку, шашку, кинжал, трубку с табаком, балалайку и т. п. Перед чучелом ставятся чашка и бутылка арака, предназначаемые покойнику, так как существует верование, что душа его на это время отпрашивается у Барастыра на побывку домой и вселяется в чучело. В течение дня происходит оплакивание, а затем угощение» [Миллер 1882, с. 203–204].
В. Ф. Миллер указывает на возможные параллели этого обычая с царским погребальным обрядом скифов, описанным Геродотом, согласно которому через год после погребения вокруг царской могилы устанавливали 50 чучел убитых в честь владыки юношей и коней.
Илл. 73
В современных годовых поминках осетин-христиан, приуроченных к первому воскресенью января (Бадаентае, Бадоен), старому Новому году (Ног бон) или Вербному воскресенью (Зазхоессоен), наряжают специальные деревья: для умерших молодыми – ель (заз), для пожилых – особую конструкцию в виде дерева из шестов, укрепленных на крестовине (цыраг дарогн), которые украшаются деталями одежды (фартук, шапка, посох), сладостями и свечами, которые зажигаются во время ночной поминальной трапезы. Обряд завершается церемонией вывоза заз и цыраг дарогн на кладбище [Пчелинцева 2005, с. 223–224]. То есть в современной обрядности антропоморфная символика сменяется более абстрактной фитоморфной со «знаками антропоморфности». Отметим также, что осетинам-мусульманам этот обычай не известен.
Употребление кукол и иных антропоморфных фигур в похоронно-поминальной обрядности – явление достаточно универсальное, хотя в развитых культурах европейского типа подобные практики сохраняются лишь в виде пережиточных рудиментарных форм. Вместе с тем обрядовые аналоги изображений (чучел, кукол, масок) покойника, сохраняющиеся и в настоящее время у некоторых народов, указывают на существование в прошлом устойчивых связей между антропоморфным изображением усопшего (в современных ритуальных практиках это может быть, например, фотография) и представлениями о посмертных инкарнациях души. Изображения воспринимаются как своеобразные двойники умершего: их кормят, поят, за ними ухаживают, с ними разговаривают и даже укладывают в постель. По-видимому, это один из источников, на основе которых сложились позднейшие представления о кукле как способе инкарнации мертвеца.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
14 шокирующих игрушек: ужасы современного детства
Просто нет слов. Совершенно не понятно, о чем думали создатели этих игрушек, но точно не о тонкой детской психике
1. Плюшевый мишка с зубами в. ну, вы поняли.
Главное, чтобы это не приснилось
2. Кукла-Гитлер
Фантазии даже не хватает, чтобы представить, что, по мнению производителей, должен делать ребенок с этой куклой.
3. Карающий нарвал
У этого кита-убийцы есть целый комплект разного по цвету орудия убийства и три жертвы на выбор.
4. Гроб Дракулауры – шкатулка для украшений
Куклы из серии «Monster High» не перестают удивлять, как и их аксессуары.
5. Похороны Барби
А здесь даже целый набор! С белыми тапочками и розовой лопатой!
6. Симпатичная машинка для малышки
7. Эпидермис
У этой странной игрушки нее нет головы, зато есть клок волос.
На ощупь она как человеческая кожа. И если маленькие толстые ножки еще можно оправдать, то зачем кукле приделали хвост в виде металлического стержня?
Производители этой детской игрушки утверждают, что она относится к развивающим у детей разные навыки.
Ее можно украшать, нанося на поверхность искусственной кожи татуировки, пучок волос красить и даже и вдевать кукле пирсинг.
8. Всемогущий Бог
Фигурка «Бога Всемогущего» продается в «Супермаркете Иисуса Христа». Любой желающий может приобрести фигурку с длинной белой бородой, одетую в ниспадающее белое пальто.
Что примечательно, кукла поставляется с игрушечным автоматом Калашникова АК-47, а надпись на коробке гласит: «Это его царство, сила и слава».
9. Детский шест для стриптиза
В комплект входят складной шест длиной два метра, с лёгкостью устанавливающийся на любой горизонтальной поверхности, повязка на бедро для приёма денег и несколько рисованных 100-долларовых купюр.
Настоящий Чаки и куклы в гробах: зачем покупают жуткие игрушки
Жительница шотландского города Данди нашла на пляже фарфоровую куклу викторианской эпохи. Такие игрушки были популярны в период между 1850 и 1920 годами, их называли «замороженными Шарлоттами». Кукол покрывали белой краской и продавали в маленьких гробиках. Зачем родители покупали своим детям такие пугающие игрушки? Почему в наше время жуткие куклы пользуются большим спросом? На эти вопросы ответили эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
«Замороженная Шарлотта»
Маленькая девочка в гробу – так выглядит самая популярная в США кукла. Ее называют «замороженной Шарлоттой». С этой игрушкой связана реальная история.
Кукол делали из фарфора, руки и ноги у них были литыми и плотно прилегали к туловищу. Фигурки могли только лежать или стоять, но при этом стоили баснословных денег, причем делали их за пределами Америки.
Поучительные надписи на… гробу
Родители покупали своим детям жуткие игрушки в воспитательных целях: в комплекте с куклой шел металлический или деревянный гроб, на крышке которого обязательно была какая-нибудь поучительная надпись. К концу XIX века такие игрушки стали частью семейных торжеств: крохотные фигурки часто клали в торт или пудинг. Считалось, что тот, кому попадется «замороженная Шарлотта», будет счастлив весь год. Некоторые обладатели жутких игрушек даже забирали их собой в могилу.
Игрушки для ритуалов
Светлана Пчельникова уверяет: иногда такие игрушки становились частью масонских ритуалов. Президент Клуба коллекционеров кукол России и член Британской кукольной ассоциации видела тайник с этими фигурками в одном из особняков старого Таллина.
Жуткий Роберт
По другой легенде, первым владельцем куклы был мальчик Юджин Отто из Флориды. Он разговаривал с игрушкой как с живой и не расставался с ней ни на минуту. Даже когда Юджин вырос и стал художником, он хранил Роберта в своей мастерской и уверял, что кукла помогает ему писать картины, якобы она двигается и даже проявляет эмоции.
Куклы с трудной судьбой
В Японии традиционные куклы есть в каждом доме. По словам владельцев, игрушки помогают избавиться от затяжной депрессии.
В коллекции Светланы Пчельниковой есть и по-настоящему жуткая кукла. По сути, это муляж, изготовленный в виде детской головы.
Проклятый пупс Гарольд
По легенде, следующий владелец Гарольда умер от рака мозга вскоре после покупки проклятой игрушки. Другой хозяин куклы погиб, упав с лестницы. Удивительно, но, несмотря на все несчастья, Гарольда охотно покупают на аукционах, причем цена куклы постоянно растет.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
По следам наших предков: кукла у славян. Часть III
В Болгарии и Сербии куклами назывались многие виды обрядового хлеба разной формы (не обязательно антропоморфные). Такие куклы пеклись на Рождество, в день Сорока мучеников (22 марта), на Вербное воскресенье, Пасху и др. праздники, а также на свадьбу и иногда на похороны и поминки. Интересно, что и сейчас сохранилась традиция печь «жаворонков» в день празднования Сорока Севастийских мучеников. Этих жаворонков раздают знакомым и нищим «на помин души».
На Смоленщине бытовала святочная игра «лялички»: на руках носили две куклы — мальчика и девочку, которые должны были подпрыгнуть, а затем умереть. Оживлял куколок соломенный дед, который брызгал на них водой.
У русских слово «кукла» на основе народной этимологии связывается со словом «кукОль». Возможно, это восходит к традиции делать маленькие куколки для детской игры: летом для этого использовали корни растения, называемого куколь. Или же свою роль сыграло детское поверье о том, что если закопать в землю рубленую солому, то через год на этом месте вырастут живые куклы.
Завершить рассказ хотелось бы забавным фактом: для детской игры «в семью», конечно же, тоже шились или скручивались специальные куклы. При этом мать и дети делались, как правило, из ткани, а вот на изготовление папы часто не тратили много времени и использовали в качестве отца, например, початок кукурузы.
Вот какую важную роль куклы играли в жизни наших предков! А ведь это всё были куклы самодельные, на которых не тратили ни копейки денег — зато вкладывали частицу души…
Текст подготовлен на основе этнолингвистического словаря «Славянские древности», изданного Российской академией наук (авторы статьи про куклу Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая).
Похороны понарошку
Под прозрачными крышками картонных гробиков виднелись девочки-монстры со шрамами на лицах и злобные упыри с окровавленными зубами. Сразу стало как-то не по себе, в голове пронеслось «Этого просто не может быть!»
Я спросила: «Вы считаете, это нормально?»
Домой с дочерью мы шли под впечатлением. Спустя день я вновь оказалась в том самом магазине уже с фотоаппаратом, но на том самом прилавке вместо огромной партии гробов мы нашли лишь несколько экземпляров. Остальные раскупили. На подарки детям.
Oksana: «Многие пишут: портят психику ребенка такие куклы. Мол, девочки должны играть в Барби! А беременная Барби не портит психику? Или ее неестественная худоба? Потом все девочки худеют до анорексии после детства с прекрасной Барби. А эти куклы-монстры учат тому, что все люди разные». Индира Данько: «Жуть! От таких игрушек идет мороз по коже!» Юлия Гундырева: «У нас тоже дочка любит в эти куклы играть. Ей 10 лет. Играют, как и с другими игрушками. Но гробик, конечно, перебор».
Многие мамы склоняются к тому, что в игрушках-гробах нет ничего хорошего. Однако то, что их раскупают, настораживает.
По мнению психолога Инны Галицыной, тема смерти всегда привлекает детей. Но они относятся к ней не так, как зрелый человек. Для них это абстрактное явление, а вовсе не трагедия. Производители играют на этом интересе и детском любопытстве, а родители бездумно покупают, не понимая, к чему это может привести.
Но пугает другое: ситуация с подростковым суицидом в Ростовской области.
Девочка утопилась после ссоры с парнем. Известны несколько случаев, когда дети лишали себя жизни из-за плохих оценок или после конфликта с учителями. А 13-летняя школьница из Таганрога застрелилась из имевшегося дома пистолета из-за неразделенной любви к виртуальному компьютерному герою. При этом, как потом показала проверка, последние семь часов своей жизни девочка провела за компьютером, рассылая друзьям сообщения о том, что намерена сделать.
Сейчас профилактика суицидов в подростковой среде стоит на приоритетном месте. В Интернете блокируются сайты, пропагандирующие самоубийства. Практически во всех школах работают психологи. Но все же основные обязанности по воспитанию правильного восприятия жизни возложены на родителей. И куда катится мир, если мамы собственноручно покупают своим дочерям кукол в гробах?