Как зафиксировать камеру без штатива
Как стабилизировать камеру без штатива
Если вы хотите сделать четкую фотографию неподвижного предмета, ничто не мешает вам сначала сделать десяток-другой…
Если вы хотите сделать четкую фотографию неподвижного предмета, ничто не мешает вам сначала сделать десяток-другой его снимков. А затем, при редактировании, перебрать их все и выбрать тот, на котором изображение получилось наиболее чётким.
Но, согласитесь, устранить проблему с самого начала, а не бороться с ее последствиями будет логичнее.
Если ваша камера или объектив не оснащены системой стабилизации, то присмотритесь к методам получения резких фотографий, которыми пользовались фотографы задолго до того, как возникли технологии стабилизации изображения. Нет, я не говорю о штативах – не совру, если скажу, что их использование не всегда удобно и возможно.
Давайте рассмотрим элементарные способы стабилизации камеры при съемке.
Как стабилизировать камеру без штатива: Сохраняйте правильную осанку
Когда заходит вопрос о стабилизации камеры при съемке, есть несколько советов относительно вашей осанки, которые вы должны постоянно помнить:
Это самые простые советы, сочетая их со способами, которыми мы поделимся далее, вы сможете получить более резкие фотографии. Итак, продолжим.
Следите за выдержкой
Часто возможность получения фотографии без размытия, возникшего из-за дрожания камеры, зависит от выбранной вами выдержки. Общее правило заключается в следующем:
Чтобы получить четкую, неразмытую фотографию, при съемке объекта, выдержка вашей камеры должна быть не менее величины, обратной фокусному расстоянию вашего объектива.
То есть, если вы снимаете с 100-мм объективом на полнокадровой камере, то для получения резких фотографий вы должны установить выдержку, как минимум в 1/100с. Очевидно, это означает, что чем меньше фокусное расстояние – тем сложнее получить четкую фотографию, снимая с рук. Ведь если использовать, например, 35-мм объектив, то минимальная выдержка должна быть 1/40 с.
Помня об этом правиле, не забывайте и о кроп-факторе. Если вы используете 45-мм объектив на камере с сенсором формата Micro Four Thirds, то вы получаете эквивалентное фокусное расстояние в 90 мм, соответственно, вам следует выбрать выдержку наиболее близкую к 1/90 с – чаще всего это 1/100с.
Как стабилизировать камеру без штатива: Контролируйте свое дыхание
В вопросах получения резких фотографий нет мелочей. И когда дело доходит до необходимости убедиться в том, что при съемке ваше тело как можно более стабильно – умение контролировать дыхание становится весьма важным. В этом вопросе существуют две основных точки зрения: одна половина фотографов говорит, что вам нужно сделать глубокий вдох, задержать дыхание и сделать снимок. Другая половина утверждает, что лучше всего нажимать кнопку спуска затвора, полностью выдохнув.
Я придерживаюсь второй точки зрения, но вы можете попробовать оба способа и выбрать тот, который вам более удобен и который дает наилучшие, на ваш взгляд, результаты.
Настройте вспышку на срабатывание по второй шторке
Еще один совет для уменьшения количества размытых фотографий связан с использованием вспышки. Настройка вспышки на срабатывание по второй шторке (также известной, как задняя шторка) позволит вам получать резкие фотографии даже на очень длинных выдержках.
Этот метод идеально подходит для фотографирования, например, световых следов.
На самом деле, когда я впервые начал карьеру фотографа, я имел обыкновение использовать режим вспышки по второй шторке с накамерной вспышкой для Olympus E-510 DSLR. И это много раз спасало мою задницу в ситуациях, когда я работал по заданию редакции.
Так что, я твердо уверен, что если бы мне нужно было бы заниматься этим делом снова – я бы обязательно воспользовался этим режимом.
Автор и фото: Крис Гэмпат
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
Как сделать качественный снимок без штатива
Все фотографы знают, насколько важен штатив в работе. Использование штатива позволит жестко зафиксировать положение камеры, что даст возможность получить качественный снимок с хорошей резкостью.
Часто случается, что штатива с собой не оказывается. К примеру, вы вышли прогуляться вечером и не стали брать с собой тяжелый и громоздкий штатив. Иногда просто нет времени на установку штатива. В любом случае ситуации, когда нет возможности воспользоваться штативом случаются часто. Существует несколько способов, которые позволят сделать снимок в лучшем качестве, чем при съемке с рук.
Использование монопода
Монопод намного легче и компактнее штатива. Он намного быстрее устанавливается, но при этом не дает такой устойчивости, как штатив. Тем не менее монопод даст возможность использовать выдержку длиннее чем при съемке с рук на две ступени. Для примера рассмотрим вариант использования объектива 60 мм. При съемке таким объективом с рук допустимое значение выдержки, при котором получится нормальный снимок, равняется 1/60. Использование монопода при тех же условиях снимать с выдержкой 1/15 и получить изображение такого же качества.
Для достижения максимальной устойчивости при съемке с моноподом, обопритесь об какой-нибудь неподвижный предмет. Для этого вполне может подойти стена или забор. Таким образом, можно получить больше точек опоры, а следовательно лучше зафиксировать камеру. Можно упираться в стороннюю опору самому, например локтем, или упереть в стену саму камеру.
Поддержка с помощью веревки
Положите камеру
Выберите какой-нибудь предмет или ровную поверхность, которая расположена примерно на том уровне, с которого предполагалось вести съемку. Для того, чтобы не поцарапать и не испачкать корпус камеры, положите под низ салфетку, платок или что нибудь из вещей (куртку, пайту). Для того, чтобы объектив не перевешивал камеру и она не клонилась вперед, подложите под него что-нибудь (коробок спичек, зажигалку, скомканный платок). Для выравнивания положения камеры можно также подложить что-то под один угол. Использовать можно всё, что найдётся в карманах или вокруг: крышка объектива, бумажник, блокнот, зажигалка или просто веточку растущего рядом куста или дерева.
Прижмите камеру
Когда съемку с рук не избежать, камеру можно прижать к чему-либо неподвижному. Для этого подойдет стена, автомобиль, ограда или лавочка. Прижимайте камеру одним краем к неподвижному предмету, а второй край держите руками. Это даст лучшую фиксацию, чем съемка просто с рук. Не следует слишком сильно нажимать на фотоаппарат. Это может его повредить.
Используйте собственное тело
Если же съемку с рук не избежать, то примите такую позу, при которой ваш центр тяжести будет находиться как можно ниже. Это придаст вам устойчивости. Если нужно снимать стоя, тогда поставьте ноги на ширине плеч и фотографируйте в пол оборота. Основную массу тела при этом перенесите на переднюю ногу. Это даст большую устойчивость. Если центр тяжести сместить на заднюю ногу, устойчивость будет намного меньше.
Последние советы
При использовании любого из выше описанных методов для спуска затвора лучше всего использовать тросик дистанционного управления или таймер на минимальном времени. Как бы аккуратно вы не нажимали на кнопку, движение пальца сначала вниз, а потом вверх вместе с движением открывающегося зеркала (у зеркальных камер) приведет к нежелательному колебанию аппарата. Используйте серийную съемку. Не нужно экономить место на карте памяти. Сделав 5 фотографий вместо одной есть намного большая вероятность того, что хотя бы один кадр будет сделан с хорошей фокусировкой и нормальной резкостью.
Нет штатива? Не проблема! Как фотографировать без штатива
Время от времени я отправляюсь на фотопрогулку без штатива. Иногда по причине того, что…
Время от времени я отправляюсь на фотопрогулку без штатива. Иногда по причине того, что хочу прогуляться налегке, иногда – потому что хочу попробовать новый ракурс. Один из моих любимых ракурсов – съёмка с уровня земли…но я не сумасшедший, чтобы валяться в грязи и делать из себя лежачего полицейского, о которого будут спотыкаться прохожие.
Возьмите, к примеру, эту фотографию карусели в Токийском Диснейленде. В то время как японцы безумно любят свои фотоаппараты, они стали инициаторами движения «Нет штативам!», которое постепенно становится международным. Например, появившись в парке с небольшим штативом и моноподом, я сразу же был проверен службой безопасности, представители которой объяснили мне, что пользоваться штативом, мягко говоря, нежелательно.
Что ж, для того чтобы получить такой кадр мне нужна была длинная выдержка. Мне хотелось превратить тихоходную карусель в полосу света, а заодно и избавиться на изображении от толп туристов слоняющихся туда-сюда. Для этого мне нужна была выдержка в 15 секунд, но даже в свои лучшие времена я не смог бы сделать такой снимок с рук.
Что мне оставалось делать? Разместить камеру прямо на земле.
Чтобы не ставить камеру просто на землю – тем самым рискуя повредить или испачкать её – я устанавливаю ее на пиджак или футболку. Обернув камеру тканью, вы не только защитите, но и сможете точнее позиционировать её для получения желаемого кадра.
Этот простой способ даёт вам возможность использовать очень стабильное основание для камеры, и получить отличные снимки.
Вот ещё один пример. Подобный снимок интерьера церкви в Италии при съёмке с рук получить было бы невозможно. Использовать же штатив было нельзя всё из-за того же запрета. Что я сделал? Я нашел выступ у подножия статую в задней части церкви, и снял серию из 5 HDR-кадров. Для того чтобы запечатлеть все детали я использовал выдержку в 40 секунд. Результат вы можете оценить самостоятельно.
Так что, в следующий раз, когда вам потребуется длинная выдержка и резкое изображение, не бойтесь выпустить камеру из рук и установить её в каком-нибудь надёжном месте.
Автор и фотографии: Ричард Харингтон
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
Альтернатива штативу в фотосъемке
Штатив хорошее подспорье для фотографа, но при его отсутствии можно также получить четкие и интересные кадры. Какая альтернатива штативу в фотосъемке существует, чем хороши монопод и электронный стабилизатор, как правильно настроить фотоаппарат, какие приемы помогают избегать смазанных кадров.
Приспособления, заменяющие штатив
Ниже мы перечислим чем можно заменить штатив.
Монопод
Если при фотосъемке штатива нет, или фотограф не взял его, но под рукой есть монопод, можно использовать его для фиксирования фотоаппарата. Такая альтернатива классической треноге имеет ряд преимуществ.
Чем моноподы лучше обычных штативов:
Вес обычного штатива – 1-15 килограммов. Некоторые модели моноподов весят всего 600-800 граммов. Это особенно чувствуется в дальних поездках и путешествиях. Когда с собой приходится носить тяжелый фотоаппарат с оптикой, лишние килограммы фотоштатива становятся настоящим испытанием. При этом треногу не всегда удобно устанавливать на различные поверхности. В таком случае монопод, в качестве альтернативы штативу, действительно выручает.
Фотоштатив не только тяжелый, но и достаточно громоздкий. Каждый раз его нужно собирать и настраивать под конкретные условия фотосъемки. На это приходится тратить время и силы.
На что обратить внимание при выборе
Важно в первую очередь решить, для чего будет использоваться этот аксессуар. Исходя из этого можно выбрать подходящую модель. Так не стоит забывать, что самые легкие моноподы предназначены для легких фокамер. От этого зависит безопасность фотоаппарата и возможность достигнуть желаемого результата. Узнать, на какой максимальный вес рассчитано устройство можно из его технических характеристик.
Способен ли монопод стать равноценной заменой
Несмотря на свое удобство, такая альтернатива не способна полностью заменить фотоштатив. Например, он незаменим при фотосъемке на длиннофокусную оптику или при долгой студийной работе. Только крепкий штатив выдержит тяжелый фотоаппарат, полностью исключит смазывание при настройке максимально длинной выдержки. Если фотокамера весит больше 5 килограммов, лучше предпочесть классическую треногу. Так дорогая техника точно не разобьется при падении с опоры.
Зато монопод незаменим при необходимости быстро и часто перемещаться, работать в стесненных условиях, где штатив некуда установить. Даже фотокорреспонденты и фотографы, снимающие соревнования, часто отдают предпочтение моноподам. Таким образом, он может стать достойной альтернативой классическому фотоштативу, но не может полностью его заменить.
Электронный стабилизатор
Если приходится осуществлять фотосъемку с рук, необходимо установить выдержку, равную 1/фокусное расстояние. Это предел. Установив более длинную выдержку, фотограф наверняка получит шевеленку. Однако электронный стабилизатор меняет ситуацию. Например, если фотосъемка осуществляется на фокусном расстоянии 200 мм, можно устанавливать выдержку до 1/60 (вместо 1/200 при отсутствии стабилизатора).
Таким устройством сейчас оснащены многие фотоаппараты и объективы. Причем не только профессиональные, но и любительские. Куда будет вмонтирован стабилизатор, зависит от производителя оборудования. Pentax, Olympus, Sony монтируют его прямо в матрицу фотокамеры. Canon и Nikon – в оптику. Первый вариант хорош дешевизной и универсальностью, второй – качеством и надежностью.
Узнать, есть ли в объективе или фотоаппарате такое устройство можно по специальной маркировке. У Canon оно обозначается IS (Image Stabilization), у Nikon – VR (Vibration Reduction), у Tamron – VC (Vibration Compensation). При этом суть действия у них одинаковая.
Электронный стабилизатор — хорошая альтернатива фотоштативу, и порой он просто незаменим. Особенно это касается фотосъемки на объективы с длиннофокусным расстоянием. Без электронного стабилизатора пришлось бы пользоваться штативом или осуществлять фотосъемку только при идеальном освещении будущего кадра.
При работе с портретным или широкоугольным объективом вполне можно обойтись без стабилизации изображения. Кадры и так получатся четкими.
Как включить электронный стабилизатор
Для моделей фотоаппаратов, в которые вмонтировано это устройство, понадобится включить кнопку на фотокамере или найти соответствующую строку в меню. Если стабилизатором оснащена оптика, необходимо перевести специальный рычаг в позицию включено. В мыльницах есть выбор включить или включить при фотосъемке. Второй вариант поможет сэкономить емкость батареи.
Если в работе используется штатив или другая опора, электронный стабилизатор рекомендуется отключать. Как ни странно, в таких условиях он может спровоцировать смазанность фотографии.
Стабилизатор – всего лишь альтернатива фотоштативу, а не спасение в любой ситуации. Он помогает избежать смазанности при фотографировании статичных сцен. Если объекты быстро перемещаются, важно корректно настроить фотоаппарат, а не надеяться на стабилизатор. Лучше всегда делать серию кадров, чтобы наверняка было из чего выбрать.
Советы по настройкам фотоаппарата при отсутствии средств стабилизации
Если нет возможности использовать штатив, особенно важно правильно настроить фотоаппарат.
В этой ситуации главное корректно установить выдержку. Чем она короче, тем больше шансов получить резкую картинку. Как уже говорилось выше, при отсутствии электронного стабилизатора изображения, максимальная выдержка равна 1/фокусное расстояние. Если есть время, лучше поэкспериментировать с настройками, чтобы фото получилось достаточно четким и хорошо освещенным.
Также можно увеличить светочувствительность (ISO). При этом важно следить за количеством цифрового шума. Оно не должно зашкаливать, иначе фотография будет выглядеть некачественной.
В некоторых ситуациях может выручить внешняя вспышка. Она замораживает движение и помогает снимать динамические сцены.
Что еще можно предпринять при отсутствии штатива
Тренога не всегда может оказаться с собой в нужное время. Помимо вышеперечисленных альтернатив фотоштативу, есть еще несколько способов избежать смазанности при работе с фотоаппаратом.
Даже при работе без штатива можно снимать фотографии на длинной выдержке и в условиях плохого освещения. Хорошая альтернатива штативу – монопод. В ряде случаев он даже выигрывает у более тяжелой и громоздкой треноги. Также избежать смазанности помогут корректные настройки фотоаппарата, поиск подручной опоры, правильное положение самого фотографа и электронный стабилизатор.
Семь способов справиться с фотоаппаратом без штатива
Долой смазанные снимки!
В наше время смартфонов и селфи каждый может стать сам себе фотографом. Качество камер становится все лучше, так что для ежедневных или спонтанных фото профессиональная техника не нужна. Однако все равно остаются художественные и технические правила, которые желательно соблюдать при использовании как телефона, так фотоаппарата. Одно из них – статичность изображения, позволяющая хорошенько рассмотреть картинку. Согласитесь, смазанность все же редко когда вписывается в концепцию и позволяет сказать, что «художник так видит».
Правило правилом, но всегда носить штатив с собой не будешь. Что же делать, если он очень нужен, а его нет под рукой?
1. Первое, что приходит на ум, — использовать стол, спинку стула, перила лестницы, тумбочку и т.д. То есть любую твердую поверность, способную удержать устройство и сделать снимок.
2. Стопка книг – метод из разряда твердых поверхностей. Преимущество перед первым вариантом заключается в том, что здесь легче регулировать высоту: больше книг – выше «штатив».
3. Пень, ветвь дерева и пр. Не только перила и книги могут нас спасти, объекты живой природы тоже вполне пригодны, особенно если съемка проходит на улице.
4. Пластиковая бутылка. Небольшой фотоаппарат («мыльница») удержится на пробке бутылки, наполненной водой или песком.
5. Абажур. Никогда не думали о нем в таком ключе? А между тем он удобен, устойчив и отлично держит фотоаппарат.
6. Веревка (шнурок, тесемка, ремень). Одно условие – веревка должна быть достаточной длины. Потому как ее концы следует связать, образовавшуюся петлю надеть на объектив, веревку – натянуть и поставить в новую петлю ногу. Звучит сложно, делается просто. Для смартфона все еще легче — нужно взять крепкую и упругую проволоку и, обернув вокруг устройства, сделать что-то вроде штатива.
7. Собственное тело. Если под рукой нет ничего, всегда можно «пристроить» устройство на себе: на коленях, на сгибе локтя или держать в руках, уперев локти в твердую поверхность. Тут уж кому как удобнее.
Возможно, мы не вспомнили всех приспособлений, которые могут спасти человека с фотоаппаратом, но ход мыслей понятен: если нет штатива, можно использовать что угодно, лишь бы не шаталось или шаталось минимально. А что выручало в подобных ситуациях вас?