Как зародились первые религиозные представления

Введение. Что такое религия?

Версии происхождения слова «религия»

Слово «религия« имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии.

Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание религии к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.

Отличительные особенности религиозного мировоззрения

Если сопоставить мировоззрения носителей разных религиозных традиций и попытаться найти в них нечто общее, то можно обнаружить, что религиозное мировоззрение обладает определенным набором отличительных признаков, которые делают данное мировоззрение именно религиозным, а не философским или научным, к примеру. При этом сразу необходимо оговориться, что далеко не у каждой религиозной традиции обязательно наличествуют все нижеперечисленные характеристики, что, безусловно, дает исследователям основания дискутировать о степени «религиозности» той или иной традиции.

Во-первых, религиозным мировоззрение делает наличие духовного опыта. Как правило, отправной точкой для появления той или иной религиозной традиции служит опыт ее основателя (даже если он является личностью легендарной, как Сиддхартха Гаутама в буддизме или Лао-цзы в даосизме, или «сверхъестественным» существом, как в Идзанаги и Идзанами в синтоизме).

Во-вторых, в основании религиозного мировоззрения, как правило, лежит противопоставление профанного, то есть обычного, обыденного, и сакрального, то есть священного. Присутствие этого разграничения мы можем видеть, например, в различиях в архитектурном облике храмовых зданий и прочих сооружений. Даже самый малорелигиозный человек способен легко идентифицировать церковь, не перепутав ее с офисным или техническим зданием. Стремлением к сохранению сакрального начала во многом объясняется и использование в богослужениях особого языка, отличного от языка повседневного общения.

В-третьих, религиозное мировоззрение основано на утверждении существования «духовного», часто нематериального, невидимого мира, который выходит за пределы обычного, повседневного опыта человека. В разных религиях представления об этом ином мире могут сильно отличаться друг от друга. Этот духовный мир человек может представлять себе как созданный и возглавляемый Единым Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего (как, например, в христианстве, иудаизме или исламе), как совокупность множества духов (как, например, в синтоизме) или как особую непознаваемую и неописываемую реальность (наподобие нирваны в буддизме). Однако именно к этому духовному миру обращены взоры носителей той или иной религиозной традиции.

В-четвертых, носитель религиозного мировоззрения убежден в возможности общения с духовным миром. Несомненно, что ценность религиозной веры в существование духовного мира актуализируется прежде всего в опыте общения с ним. Те же мировоззренческие системы, которые настаивают на непознаваемости духовного мира и утверждают автономность существования Вселенной в деистическом духе, в конечном счете, перестают быть в собственном смысле слова религиозными, переходя на почву философии или простого бытового агностицизма.

Наконец, в-пятых, в мировоззренческой системе, претендующей на название «религиозной», часто содержится определенная совокупность норм поведения, проявляющихся в деятельности (в том числе и культовой) и в мотивации действий, основанных на данном мировоззрении. Укажем для образца на христианскую традицию, в любой из своих конфессий (исповеданий) принимающую в качестве нравственных ориентиров Божественные заповеди синайского законодательства – Декалог ( Исх. 20:2–17 ) и Евангельские заповеди блаженств ( Мф. 5:3–12 ). Соответственно, поступок, отвечающий моральным требованиям, зафиксированным в указанных авторитетных религиозных текстах, будет восприниматься как должный и похвальный, а противоречащий им – как порицаемый и отторгающий человека от сообщества единоверцев. Кроме того, в христианских конфессиях в той или иной форме существует литургическая практика, включающая в себя по крайней мере совершение Крещения и Причащения. Свои специфические кодексы моральных норм вкупе с общепринятыми обрядовыми действиями имеются и в других религиозных традициях.

В вышеуказанном перечислении вовсе не случайно на первое место поставлен духовный опыт, поскольку именно он является первичным по отношению ко всем прочим элементам религиозности. Это есть опыт соприкосновения (или даже можно сказать «столкновения») с чем-то принципиально иным, пугающим своей беспредельностью и неизвестностью, внушающим одновременно благоговение и в то же время страх и трепет.

Аспекты религии

Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.

Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.

Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:

духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;

доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;

этику: учение о нравственности;

религиозную практику: обряды и аскезу.

Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:

1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);

2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);

3. Сотериологический 10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;

4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.

Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.

Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).

То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.

Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.

Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.

Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / ред. Д. П. Шантепи де-ля-Соссей. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.

Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.

Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В. М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.

Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990.

Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.

Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.

Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.

См.: Цицерон М. Т. О природе богов (II, 72) // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Всемирной книге фактов ЦРУ ( есть вашего звания, надежды отечетсва. Аминь.гословит предстоящия дела ваши и в них да поможет в

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993. С. 56.

«Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила свое имя, а не от слова “перечитывая” [relegendo], как объяснял Цицерон» (пер. по: Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».) СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296).

См.: Блаж. Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 514–515.

Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 40.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Данный термин в своем прямом значении является специфически христианским. Именно поэтому он употреблен в кавычках. Однако поскольку он указывает на ключевую идею – идею преодоления человеком того недолжного положения, в котором его видит религия, мы в дальнейшем будем использовать его в главах, посвященных нехристианским религиям.

Подобные соображения следует иметь в виду и при рассмотрении термина «эсхатологический», который в рамках христианского богословия обозначает учение о последних судьбах мира. Вместе с тем он как нельзя лучше подходит для описания нехристианских религиозных доктрин, содержащих учение о завершении нынешнего этапа существования мира и установлении нового, иного бытия.

Источник: История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. ISBN 978-5-9908680-0-7

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Происхождение религии. Возникновение религии

Как зародились первые религиозные представления. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea Как зародились первые религиозные представления. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f Как зародились первые религиозные представления. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 Как зародились первые религиозные представления. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Как зародились первые религиозные представления. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Как зародились первые религиозные представления. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Раскопки захоронений древнего человека, датируемые временем 80-40 тыс. лет назад, указывают на то, что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимый ими вокруг (в могилах нет вещей для жизни).

Древние формы религии

Необходимо отметить, что древние верования не появлялись в строгом порядке, один на основе другого, но они связаны между собой по сложной схеме, поэтому, думаю, будет разумно рассматривать каждую форму религии отдельно.

В наиболее чистом и удобном для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки.

Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов, в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чувственные восприятия.

Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

19 Религия древней Греции и древнего Рима.Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Как зародились первые религиозные представления. 640 1. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-640 1. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 640 1

Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела определённых этических норм. Главное — это строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.

ХристианствоВ начале новой эры в Древнем Риме все большее распространение получает христианство. Оно прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Христианство зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Константину оно стало государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.).

В VI в. до н.э. был учрежден праздник — «Великие Панафинеи» в честь богини Афины. Для этого праздика был построен Акрополь. Ритуал совершался один раз в четыре года в июле-августе и длился пять дней. Сначала проходили ночные празднества, демонстрация. Затем совершались жертвоприношения.

Источник

Как зародились первые религиозные представления

Как зародились первые религиозные представления. nativeamericanart. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-nativeamericanart. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка nativeamericanart

Тотемизм (яз. индейцев-оджибве – “тотем” – его род), термин впервые употреблён в европейской литературе в конце ХVIII в. – вера в сверхъестественное родство, якобы существующее между определённой группой людей (примитивным родом) и каким-либо видом материа льных предметов, чаще всего животных, реже растений и т.д. В проце ссе наблюдений за своей деятельно стью, люди обратили внимание на сходство отдельных черт характера родичей с повадками животных, проявлением природной стихии. Члены данного рода считали себя связанными каким-то особым родством с тотемом; его не почитали, но считали “отцом”, “старшим братом” и пр. Это выражалось в запрете убивать тотемное животное, употреблять его в пищу.

Как зародились первые религиозные представления. images. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-images. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка images

Стремление использовать в магических ритуалах особые предметы породило фетишизм (португальск. фетиш – “священный, волшебный предмет”). Наши прапредки справедливо полагали, что от совершенства инструмента во многом зависит успех дела, поэтому неуспех в магических обрядах обясняли несовершенством применяемых инструментов, а если инструмент, как им казалось, способствовал благополучному исходу дела, то он признавался обладающим магической силой и становился фетишем.

Вскоре маги, жрецы монополизировали контроль над изготовлением фетишей, засекретили этот процесс и даже охраняли их от прикосновения посторонних. Изготовление фетишей можно признать процессом зарождения религиозного искусства, хотя в отношении любого раннего памятника искусства мы не можем ставить вопрос о его религиозности, а только о том, используется он в культе или нет, поскольку вплоть до поздней древности иных мировоззрений, кроме религиозных, практически не существовало.
По поводу места фетишизма в процессе становления религии существует ряд точек зрения. Одна признаёт его завершающей стадией развития пер вобытных религиозных верований, поскольку изготовление фетиша требовало значительных познаний и умений, которые жрецы хранили, так как обладание ими давало возможность влиять на поведение людей, и, что немаловажно, получать значительную долю добычи. Это явилось первым шагом на пути расслоения общества, приведшего к разложению первобытных отношений. Другая точка зрения: появление фетиша – результат недостаточного развития абстрактного мышления человека, которому был нужен видимый, осязаемый символ. Это не лишено резона, по той причине, что даже в последующих эпохах встречаются подобные материальные воплощения божества: греки почитали Геру в виде доски, Аполлона в виде пирамиды и т.д. Есть мнение, что в процессе трудовой деятельности человек выделял наиболее удачные орудия труда и, не имея другой поддержки, надеялся на свои “удачливые” инструменты. Он одушевлял их (начало анимизма), уговаривал и дальше хорошо помогать (элементы магии), оберегал от посторонних, а если подводили, ломал. Таким образом, выходит, что фетишизм – самая древняя форма религии. Проявления фетишизма ест ь и теперь, например, культ святых мощей в христианстве и почитание Чёрного Камня в храме Кааба приверженцами ислама. Рудименты первобытных верований встречаются в современной жизни не так уж и редко. Анимизм стал основой всех религиозных традиций, тотемизм местами сохранился до наших дней. По данным социологических опросов, многие современники верят в силу талисманов и амулетов, гад

ания, магические ритуалы, причем эта вера стремительно набирает силу в переломные для наций и государств эпохи. Под пережитки первобытных верований нередко пытаются подвести научную основу. Наиболее популярными амулетами являются драгоценные камни, популярны знаки зодиака. Иногда можно видеть над дверью подкову, хотя частенько она висит неверно в силу неосведомлённости людей, её использующих.

Среди магических действий распространены гадания астрологов, хиромантов (гадатели по руке), физиогномистов (гадатели по форме лица) и т. д. В крупных фирмах, а иногда и в государственных структурах имеются астрологи. Несколько штатных астрологов работает в составе администрации президента США.
Таким образом, перв обытные религиозные верования оказали значительное влияние на развитие человеческого общества и культуры, способствовали развитию и укреплению человеческих объединений, сами изменяясь под влиянием общественного развития. Они послужили базой для всех последующих форм религии и их элементы сохраняются до сих пор, иногда оказывая значительное влияние на жизнь современного общества

Источник

§ 4. Религиозные представления и духовная культура древнего населения

Как зародились первые религиозные представления. 4 2. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-4 2. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 4 21. Что такое религия? Когда она возникла?
2. Назовите причины возникновения религии и ее функции.
3. На основании каких сведений ученые смогли доказать, что у первобытных людей существовали религиозные представления?

Сайт:Профильное обучение
Курс:История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
Книга:§ 4. Религиозные представления и духовная культура древнего населения
Напечатано::Гость
Дата:Среда, 15 Декабрь 2021, 03:45

Оглавление

1. Формы религиозных представлений в первобытном обществе

В эпоху палеолита интеллектуальное развитие древних людей достигло такого уровня, когда возникает необходимость в определенных ощущениях и взглядах, позволяющих создать представление о картине мира и объяснить мес­то человека в нем. В этот момент появились религиозные верования и первобытное искусство.

Как зародились первые религиозные представления. 34a. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-34a. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 34a

Поскольку на территории Беларуси отсутствуют горы, то у нас нет наскальных росписей или изображений на стенах пещер, как в Западной Европе. Доступными способами отображения окружающего мира, передачи религиозных взглядов того времени были изготовление украшений, костяных статуэток, нанесение изображений на кости.

На многих археологических стоянках Европы найдены костяные фигурки женщин, которых называют «палеолитическими Венерами». Одна такая статуэтка найдена неподалеку от Беларуси на стоянке Елисеевичи в Брянской области России. Она отличается от подобных находок в Восточной Европе более совершенными пропорциями форм. Голова у статуэтки была, возможно, отбита либо отсутствовала с самого начала.

Как зародились первые религиозные представления. 34b. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-34b. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 34b

На мезолитических стоянках Беларуси почти нет находок рога и кости, которые могли бы стать материалом для орнаментирования. По этой причине ученым трудно что-либо сказать о религии данного периода.

На основе археологических раскопок ученые определили, что в период нео­лита почитались определенные животные — например, лось, утка, цапля и др. Считается, что изображения уток могли быть отражением культа Солнца. В то время были распространены амулеты, изготовленные из просверленных зубов медведя и кабана. Скорее всего они были призваны передать людям силу и ловкость этих зверей.

Переход к земледелию способствовал распространению в бронзовом веке культа Солнца, поскольку именно от него зависел рост растений и будущий урожай. Также люди почитали дождь и связанные с ним грозы и молнии.

Религия в бронзовом веке основывалась на вере в существование души и духов, которым подчиняются все окружающие предметы и явления. Важное место в таких представлениях занимал культ предков. Наиболее ярко он проявлялся в погребальных обрядах. О почитании предков свидетельствуют изображения людей на керамике, статуэтки.

Поскольку в бронзовом веке на территории Беларуси появились индоевропейские племена, то здесь проявились некоторые общие черты индоевропейской мифологии. Одной из них является почитание дневного неба, которое считали верховным божеством. В этот период еще сохранялась значительная роль охоты, поэтому важное место отводилось подземному божеству, которое было покровителем зверей, истоков рек и родников, загробного мира и мертвых. После появления животноводства это божество стало покровителем домашнего скота. К прежним воплощениям подземного божества в виде змеи, волка либо медведя добавился образ быка.

Как зародились первые религиозные представления. 35a. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-35a. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 35a

Как зародились первые религиозные представления. 35b. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-35b. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 35b

По-прежнему существовал культ животных, о чем свидетельствует известный обычай ношения амулетов из просверленных зубов кабана, медведя, волка, лося, бобра. Появились также скульптурные изображения зверей, птиц и змей. Кроме того, важное значение в бронзовом веке приобрел культ огня.

В бронзовом веке существенно изменился погребальный обряд — ​получил распространение обычай сжигать покойников и насыпать над захоронением курган. Сам обряд кремации являлся частью культа огня, веры в очистительную силу пламени.

Таким образом, хозяйственные занятия, усовершенствование социальных отношений, накопление знаний об окружающем мире соответствующим образом формировали мировоззрение человека. Его попытки объяснить суть тех или иных природных и жизненных явлений (молния, сон, дыхание и др.) превратились в первые религиозные представления: веру в существование душ и духов (анимизм) — ​фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, управляющих всеми предметами и явлениями материального мира, включая человека. Это означало, что душа есть в каждом живом существе, в каждом предмете, явлении природы.

Как зародились первые религиозные представления. 14 3. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-14 3. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 14 3

Как зародились первые религиозные представления. 15 new. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-15 new. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 15 new

Представление о том, что души умерших продолжают свое существование в форме духов и могут оказывать влияние на судьбы живых, касается и анимизма, и тотемизма. Только в первом случае предок являлся не в виде растения или животного, а как дух умершего. Эти верования предусматривали наличие способов взаимодействия со сверхъестественными силами, чтобы добиться их помощи и покровительства. Это явилось одной из предпосылок формирования магии.

Чтобы души предков были удовлетворены, а охота или ловля рыбы получались удачными, возникла потребность в проведении магических обрядов. С течением времени функция их организатора сосредоточилась в руках одного из сородичей — мага (вещуна, колдуна). Магия — вера в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, растения и явления природы. Как правило, магические представления и действия возникали тогда, когда человек не был уверен в своих собственных силах, сталкивался с проблемами, решение которых зависело не столько от него, сколько от множества внешних факторов. Поэтому к магии прибегали в наиболее ответственные моменты человеческой жизни: при охоте на крупного зверя, посеве, военных действиях, лечении болезней и т. д.

Фетишизм — поклонение неживым предметам, наделенным сверхъестественными свойствами. Фетишами делали объекты природы, имевшие необыкновенную форму и поэтому влиявшие на впечатление людей. Это мог быть дуб, обожженный молнией, камень, напоминавший человека или зверя и т. д. Также в качестве фетишей могли восприниматься предметы, которые отыгрывали определенную роль в человеческой жизни, например, дерево, которое помогало спрятаться от врагов, источник, дававший людям воду. Сверхъестественные качества могли приписываться огню, воде, земле и другим природным объектам и явлениям. В этом случае они превращались в фетиши. Чаще всего роль фетишей выполняли определенные изделия. В зависимости от своего чудодейственного назначения они делятся на амулеты, талисманы и идолы. Фетишизм позже стал одним из элементов мировых религий. У христиан, к примеру, он нашел отражение в вере в сверхъестественные свойства креста.

Религиозные верования смешивались между собой, поэтому одновременно почитали семейно-родовых и племенных покровителей, разных духов, вождей. Постепенно складывался политеизм — совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. В железном веке сформировался пантеон (совокупность богов). С переходом к родовой общине возросла роль бога-громовика, который считался покровителем военного дела, распорядителем гроз, молний и дождя. Поклонялись люди и богу солнца.

2. Мифология

Как зародились первые религиозные представления. 36b. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-36b. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 36b

В первобытном обществе мифология представлялась основным способом осмысления человеком окружающего мира. Были широко распространены мифы о деревьях (дубе, березе) и растениях (цветке папоротника), о происхождении отдельных рек, озер, болот. Существовали многочисленные предания о русалках, лесовиках, домовых.

Белорусская мифология сохранилась в традиционной народной культуре и нашла свое отражение в фольклоре. Элементы мифологии присутствуют в сказках, заговорах, купальских, свадебных песнях, погребальных голошениях. Например, волшебные сказки содержат характеристику мифических персонажей, календарно-обрядовая поэзия отражает мифическое содержание обрядов, к которым она относится, а заговоры дают магические слова-формулы. Мифы, даже самые фантастичные, помогают осмыслить историю белорусской народной культуры.

Как зародились первые религиозные представления. 37a. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-37a. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 37a

Многие мифы у белорусов посвящены душам умерших предков — ​дедам. Существуют мифы, в которых отражены древние верования о наших предках в облике животных. Управляли миром старшие боги. За ними стоял ряд низших божеств и духов, которые были у старших в услужении. Каждый из богов и божеств имел свое предназначение и определенным образом влиял на жизнь человека. Белорусы одинаково почитали и добрых, и злых богов, но отдавали предпочтение первым за их «человечность», приближенность к людям.

Как зародились первые религиозные представления. 37b. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-37b. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 37b

Значительное место в мифологии белорусов отведено мифам о чародеях — людях, которые могли поспорить с духами либо заставить их выполнять волю человека.

Как зародились первые религиозные представления. 38. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-38. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 38

3. Культ предков

С развитием родоплеменной организации зарождалась вера в помощь духов умерших прародителей, создавались предпосылки для развития культа лидеров. Зарождалась вера в наличие у некоторых людей (старейшин, военачальников, ведунов) какой-либо сверхъестественной силы.

Как зародились первые религиозные представления. 15 2. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-15 2. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 15 2

4. Первобытное искусство

Самые ранние памятники искусства на территории Беларуси известны со времен палеолита. Это нанесение человеком орнамента на предметы. На стоянке в Юровичах археологи нашли обломок бивня мамонта, украшенный сочетанием зигзагов, шестиугольников и горизонтальных черточек. Также в палеолите человек начал изготавливать украшения. Для этого использовались зубы животных, раковины с просверленными отверстиями, костяные трубочки.

Как зародились первые религиозные представления. 39a. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-39a. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 39aПозднее, в неолите, искусство приобрело более разнообразные формы. Уже стали встречаться примитивные изображения человека. Также в Юровичах нашли посуду с изображением мужчины и утки. На кости из озера Вечера (Любанский район Минской обл.) были выгравированы схематические изображения мужчин, один из которых держит в руке предмет, похожий на топор. Мастерство древних скульпторов отражено также в человекоподобных изображениях со стоянки Осовец Бешенковичского района Витебской обл. (деревянный и костяной идолы). Ученые считают, что для этого периода характерны только мужские изображения.

Наиболее распространенными формами первобытного искусства на территории Беларуси являются орнаменты на керамических изделиях. Орнаменту, украшавшему изделия, иногда приписывался магический характер.

Как зародились первые религиозные представления. 39%D0%B2. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-39%D0%B2. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 39%D0%B2

Судя по археологическим находкам, орнамент на глиняной посуде известен со времен неолита. Орнаментирование керамики достигло расцвета в конце этого перио­да. Узоры первоначально представляли собой отпечатки конца палочки с намотанным шнуром, пальцев, различных заостренных предметов. Затем появились новые рисунки — ​зигзаги, елочки, ромбы, треугольники, многогранники, которые образовывали особые композиции (чаще на горлышках посуды). На стенках горшков делали схематические изображения животных. Усовершенствование орудий труда в бронзовом веке позволило обратить внимание на их внешнее оформление. Широко распространенные каменные сверлёные топоры полировали и иногда украшали валиками, выступами и нарезками.

Распространение производящего хозяйства и появление культа Солнца влияли на искусство. Так, заштрихованные треугольники являлись символом богини неба и знаком земли. Орнамент в виде полукругов с точками по периметру мог означать зерно, орошаемое небесной влагой. Дождь символизировался зигзагом. Символами солярных божеств были одинарные или двойные крестообразные фигуры. Исследователи отмечают, что некоторые мотивы орнамента керамики бронзового века сохранились до нашего времени в белорусской народной вышивке.

В это время на территории Беларуси ​появились разнообразные металлические украшения: диадемы, гривны, браслеты, перстни, височные кольца из меди. Этот металл благодаря своей малой распространенности, цвету и блеску, скорее всего, считался драгоценным. Красиво выглядели бронзовые женские подвески, напоминавшие серпик луны. Современные исследователи называют их «лунницами».

Также предки белорусов изготавливали подвески и височные кольца из кости и янтаря. Со временем украшения утратили свой магический смысл, приобретя эстетическую и социальную функции. В железном веке декор этих предметов стал более разнообразным. Новой чертой можно считать украшение человеком деталей одежды — ​предметов, имевших функциональное назначение (фибулы, булавки и т. д.), изготовление предметов из стекла. Как свидетельствуют археологические находки, украшения на территории Беларуси были как местными, так и привозными.

5. Отражение экономической деятельности в искусстве

Вместе с религиозными представлениями возникло и первобытное искусство — статуэтки, украшения, рисунки, музыкальные инструменты, орнамент на посуде, одежде и др. Существует гипотеза, что искусство возникло из магических обрядов, которые выполняли первобытные люди.

Известно, что наиболее древние образцы предметов искусства, найденные археологами на территории Беларуси, относятся к позднему палеолиту. Например, костяная пластина из бивня мамонта, на которую резцом нанесен орнамент, напоминающий рыбную чешую. В основном древние люди создавали скульптурные изображения животных и птиц, на которых охотились. Только на стоянках раннего железного века археологи нашли 100 фигурок (в первую очередь коней). Это свидетельствовало не только о существовании животноводства, но и об использовании коней в земледелии. С магическими представлениями археологи связывают находки деревянного рала — древнего пашенного орудия, которое предшествовало сохе и плугу. На территории Беларуси такое древнее орудие найдено около деревни Каплановичи Клецкого района Минской области. А в Центральной и Северной Беларуси, где значительную роль отыгрывала охота, люди продолжали носить амулеты из клыков медведя и кабана.

Также с переходом к производящему хозяйству возникли такие элементы орнамента, как круг, крестообразные фигуры, звезда. Они символизировали Солнце и другие небесные светила, жизненную силу, плодородие, вечность природы, ее круговорот.

Таким образом, первобытное искусство возникло в глубокой древности и было неразрывно связано с религиозными представлениями и хозяйственной деятельностью человека.

Вопросы и задания

Как зародились первые религиозные представления. %D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка %D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%811. Когда и почему возникли религиозные верования на территории Беларуси?
2. Какие изменения в общественной жизни древнего человека вызвали появление новых элементов в религиозном сознании людей? Какими фактами это можно подтвердить? Используйте материалы параграфа.
3. Определите особенности первобытных верований.
4. Назовите особенности мифологии. Какие верования содержит белорусская мифология?
5. Определите, существует ли связь между религией и искусством. Докажите свою точку зрения.
6. Проследите изменения в развитии древнего искусства на территории Беларуси.
Составьте таблицу.

Как зародились первые религиозные представления. 40. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-40. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 40

Как зародились первые религиозные представления. 5 3. Как зародились первые религиозные представления фото. Как зародились первые религиозные представления-5 3. картинка Как зародились первые религиозные представления. картинка 5 37. При помощи дополнительных источников информации выясните, какие мифы, предания и легенды сохранились в вашей местности и имеют отношение к древнему периоду истории. Представьте результат работы в виде инфографики, плаката либо презентации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *