Как зарядить электровелосипед в дороге
Где зарядить электровелосипед в дороге
Сейчас купить электровелосипед в Москве достаточно просто. Он перестал быть чем-то удивительным. Его используют студенты для поездок на учебу, сотрудники фирм и предприятий, чтобы быстрее и с комфортом добраться до работы. Но может случиться так, что вы забыли зарядить аккумулятор или он сел в дороге.
Места, где можно подзарядить аккумулятор в дороге
На работе. Если вы приехали и видите, что заряда не осталось на обратную дорогу, можно взять батарею с собой.
Дома у знакомого. В поездке, если энергия иссякла, можно заехать к товарищу, другу, родственнику на чай и попросить зарядить батарею. Преимущества этого метода в том, что велосипед можно взять с собой в гости и не оставлять его на улице.
В кафе. В большинстве таких заведений предусмотрены специальные розетки, чтобы посетители смогли зарядить свой ноут или телефон. Они подойдут и для электробайков.
Место учебы. Если вы учитесь в ВУЗе, то всегда можно взять батарею с собой, если же нет, то можно попробовать поговорить с охраной.
Отели. Можно попробовать поговорить с администратором и попросить немного зарядить аккумулятор.
АЗС. Внутри практически каждой заправки есть магазин или ресторан быстрого питания. Можно попросить, чтобы, пока вы пьете кофе, сотрудники АЗС поставили аккумулятор на зарядку.
Аккумулятор электровелосипеда: как продлить им жизнь и пробег
Аккумулятор электровелосипеда — это такая важная штука, свойствами и состоянием которой его пользователь живо интересуется еще на этапе выбора модели.
Ну а если не интересоваться или что-то, как говорится, не допонять, то буквально сразу же, в первой же поездке, сей девайс способен стать источником массы интереснейших открытий и впечатлений. В особенности, когда сам велик не прокатный, а покупался для себя и за соответствующие деньги.
Так что, в этом посте — немного о том, как сделать, чтобы без подзарядки и на электротяге велик возил как можно дальше и дольше, то бишь чтобы его батарея обеспечивала пробег, максимально схожий с тем, который обещали производитель и магазин.
аккумулятор электровелосипеда — зарядка
Все электровелики комплектуются разными батареями. Но все уважающие себя производители стараются донести до владельцев информацию о том, как заряжать аккумы. Притом каждый по-своему. И тем не менее, внимательно перечитать мануал перед первой зарядкой байка — дело верное и нужное.
Плюс, существует несколько универсальных правил, которые гарантированно помогают эксплуатировать батарею максимально продуктивно и без проблем в течение длительного времени, вне зависимости от марки и типа электровелосипеда.
Во-первых, когда ставим аккум на зарядку, то не нужно каждый раз всенепременно заряжать его до 100%. Литий-ионные батареи, вопреки мнениям оптимистов, со временем неизбежно деградируют. И этот темпы развития данного процесса напрямую определяются в том числе и уровнем заряда. Проще говоря, чем больше и дольше заряда держит аккум, тем ему хуже.
Потому, и это во-вторых, производители так настоятельно рекомендуют не оставлять батарею с полным зарядом, когда велик простаивает и на нем дольше обычного никто не ездит.
Но в-третьих, с периодичностью примерно раз в две-три недели (если велосипед работает каждый день) или чуть реже, батарею надо заряжать полностью, т.е. до полных 100%, чтобы сбалансировать элементы. Такая «прокачка» крайне благотворно сказывается на общем сроке работы устройства.
А в-четвертых, по этой же причине, надо постоянно следить за тем, чтобы аккумулятор электровелосипеда не разряжался до нуля слишком часто и своевременно (т.е. когда заряда остается 30-60%) ставить его на зарядку.
технический уход!
Собственно, любому велосипеду, хоть с электроприводом, хоть без, требуется регулярный и грамотный техуход. А если у машинки что-то не смазано, разболталось (или, наоборот, пережато), не докачано/перекачано, то и заряд аккума моторчик расходовать будет шустрее и возить хуже и недалеко.
Поэтому перед поездкой стараемся уделять внимание хотя бы на самому элементарному:
не ленимся крутить педали
Все-таки у вас пусть и «электрический», но велосипед. Само собой, чем дольше и активнее задействуется педальное усилие, тем надольше будет хватать заряда аккума. У современных электровеликов, конечно, предусмотрены разные режимы комбинирования электропривода и педальной тяги, но физику тоже никто не отменял: чем дольше везет моторчик, тем быстрее сядет аккум.
И дорогу тоже надо научиться выбирать правильно. На подъемах обязательно надо помогать педалями, иначе никакого заряда не напасешься. А когда планируем прокатиться куда-нибудь дальше, чем обычно, то учитываем также, что обратно возвращаться будет гораздо проще с помощью электродвигателя, чем всю дорогу везти и его, и полностью разряженную батарею на своих двоих.
рекуперация?
Да, некоторые современные электровелики топового уровня, как и настоящие электромобили, действительно оснащаются так называемыми системами рекуперативного торможения.
Такая система умеет трансформировать в электричество кинетическую энергию замедления транспортного средства. То есть, по ходу движения, когда велик замедляется (например, во время длительного спуска с притормаживанием с горки), моторчик начинает вырабатывать энергии, которая как бы возвращает обратно в батарею. Фича, безусловно, полезная, но по-прежнему дорогая и дальность пробега на электротяге если увеличивает, то незначительно. Если у вас не супернавороченный электро-МТБ…
аккумулятор электровелосипеда — индикатор
Это вроде как само собой разумеющиеся вещи, но, как показывает практика, некоторые начинающие «пилоты» электровеликов почему-то забывают, что индикатор показывает не время до разрядки, не расстояние, а всего лишь текущий уровень заряда аккума.
Но надо еще знать, что эффективность литий-ионной батареи по мере снижения этого самого уровня тоже снижается. Чем сильнее разряжается батарея, тем больше падает напряжение и, следовательно, «хуже крутит» моторчик. Но самое главное, когда батарея активно отдает заряд и количество полосочек начинает уменьшаться, то нужно помнить, что каждая следующая полоска пропадать будет еще быстрее. Потому, если предстоит обратный путь, и хочется его преодолеть с комфортом, то не надо ждать, когда полосочек заряда останется ровно половина. А то придется возвращаться только на педалях (а то и пешком).
В общем, заряжаем батарею своего электровелика грамотно, ухаживаем за ним правильно и катаемся не как попало, а аккуратно и осмотрительно. И тогда и аккум и велик служить будут долго и без проблем.
На Токе заряженный портал
Полезные рекомендации по эксплуатации, зарядке и хранению литий-ионной батареи электровелосипеда — На токе
Полезные рекомендации по эксплуатации, зарядке и хранению литий-ионной батареи электровелосипеда
Как преодолевать больше километров на одном заряде? Насколько заряжен накопитель? Как корректно подзаряжать аккумулятор? Можно ли разряжать Li-ion аккумулятор полностью? При каком напряжении нужно хранить АКБ зимой? Эти «загадки» постоянно крутятся на уме у многих обладателей средств передвижения оборудованных электрической тягой. В принципе, ничего удивительного в этом нет, ведь аккумуляторная батарея является самой дорогостоящей и в то же время нежной составляющей электрического средства передвижения, требующей адекватного обращения. В противном случае может получиться так, что после зимней передышки, она уже не будет радовать вас прежними характеристиками. В данной теме вы найдёте ответы на многие вопросы, касающиеся правильного обращения с вашим, без сомнений драгоценным накопителем.
Заряд батареи
Как правило, на аккумуляторе либо панели управления электрического вело имеет место индикатор заряда АКБ, он демонстрирует пользователю оставшуюся ёмкость. Однако здесь есть и нюанс: как правило, все эти индикаторы отображают уровень ориентировочно, так что, на их точность юзеру рассчитывать не стоит. Сигнализатор может стабильно радовать зелёным свечением, но потом внезапно загорится красный свет и батарейка просто потухнет.
Если вы не хотите попасть в малоприятную ситуацию, когда на большом расстоянии от дома у вас «сдохнет» АКБ, то в качестве ориентира нужно отдать предпочтение напряжению аккумулятора. В этом случае можно предельно точно вычислить, сколько ещё осталось «пороха».
Но в то же время, нужно всегда брать во внимание проседание напряжения, зависящую от потребляемой мощности силового агрегата. Чем интенсивней юзер будет прикладываться к акселератору, тем значительней будет просадка! Максимального значения она достигает в момент ускорения с места и при езде под горку. Может доходить до значения 2-5 В и больше. Контроллер и плата защищающая АКБ прекращают подачу энергии по оседанию напряжения. Данное обстоятельство означает, что когда у накопителя осталось мало ёмкости — лучше продолжать движение в размеренном темпе, помогать педалированием и не прикладываться от души к газу, это поможет вам протянуть гораздо дольше.
Лайфхак
Как правило, напряжение отключения питания контроллера, превышает напряжение платы защищающей накопитель. Поэтому, если питание электрического велосипеда уже было отключено по причине разряда аккумулятора, то можно отсоединить разъём запитки контроллера от АКБ и подсоединить его заново. После осуществления подобного манёвра, появится возможность продолжить ход, хотя, конечно, не на долго. Той ёмкости, которая осталась, может хватить на 2-6 километров и даже на большее расстояние. Но в то же время, не нужно злоупотреблять такой методикой, потому как Li-ion накопители плохо переносят глубокие разряды.
Здесь всегда нужно помнить одно правило: не стоит подвергать свой аккумулятор полной разрядке, не разряжайте батарею менее чем на 20-30% от её ёмкости. В этом случае накопитель проработает дольше.
Хранение литий-ионной аккумуляторной батареи
Когда вы оставляете накопитель на хранение, к примеру зимой, его следует подвергнуть разрядке до определённого напряжения. Специалисты советуют хранить Li-ion аккумуляторы заряженными примерно наполовину. По ходу хранения девайса нужно проверять напряжение в нём, оно в любом случае будет снижаться. Происходит это по причине саморазряда элементов батареи и небольшого потребления электроэнергии платой защиты АКБ. Если результаты замеров показали, что напряжение упало в значительной степени, то аккумуляторную батарею нужно подвергнуть процессу подзарядки. В период хранения, отсоедините от накопителя всё оборудование, так как оно может забрать не мало энергии.
Какими способами можно продиагностировать напряжение аккумулятора?
LCD-дисплей
Приобретите LCD-дисплей — это простой и самый выигрышный манёвр. Большинство этих девайсов для электробайков показывают напряжение аккумулятора в реальном времени. Кроме того, прибор также имеет в своём распоряжении большое количество других параметров и настроек. Перед покупкой столь полезного гаджета, обязательно удостоверьтесь, что контроллер установленный на вашем электрическом средстве передвижения обеспечит внедрение дисплея и вдобавок состыкуется с выбранной вами моделью монитора.
Ручка акселератора с вольтметром
Этот вариант проще предыдущего. На место индикации, в ручку внедрён вольтметр, отображающий напряжение в реальном времени. Подобные приспособления отличаются своей универсальностью и они могут осуществлять замеры весьма широкого диапазона напряжения.
Мультиметр
В домашних условиях, произвести измерения можно посредством обыкновенного мультиметра, выставив на нём предварительно соответствующую опцию. Это уместно, если вы установили своё вело на подзарядку. Тут подвох в том, что аккумуляторная батарея может уже пребывать в заряженном состоянии, а вот на заряднике будет светиться светодиод красного цвета. Какова причина такого недоразумения? В конце заряда накопитель «балансируется», однако это требуется далеко не во всех случаях. Не нужно при каждой зарядке доводить аккумулятор до зелёного светодиода на зарядке.
Самое выгодное решение — заряжать на 1-2 В ниже максимального напряжения АКБ. К примеру, если для 36 В полный заряд — это 42 В, то достаточно заряжать накопитель до 40-41 В. Такой показатель соответствует ёмкости приблизительно 80-90%. Но в то же время, иногда всё-таки нужно подвергать батарею 100-процентной зарядке, до того момента, когда на заряднике засветится зелёный свет. Так плата защиты сможет выровнять напряжение внутри аккумулятора, и он сохранит свою полную ёмкость.
Ваттметр
Можно прибегнуть к помощи Ваттметра, демонстрирующего большое количество полезной информации о расходе ёмкости. Там есть напряжение в реальном времени, его просадка и потребление тока в A, Ah, W. Замеры произведённые в Ампер-часах являются самыми удобными. Например, в вашем распоряжении накопитель на 13 Ah, а Ваттметр будет показывать что уже ушло 11 Ah, тогда, вам станет понятно, что аккумулятор скоро полностью «выдохнется».
Нужно ещё учитывать и тот факт, что накопители электрических средств передвижения не отдают свою полную ёмкость по причине понижения напряжения и отключения в принудительном порядке защитной платой и контроллером. Из этого следует вывод: аккумулятор в распоряжении которого ёмкость 13 Ah, на самом деле будет отдавать лишь 12-12,5 Ah, а в некоторых случаях даже меньше.
Вольтметр
Конечно, имеют место в природе и обыкновенные вольтметры. Отличаются они, как правило, скромными габаритами и их подключение осуществляется непосредственно к выводам аккумулятора. Этот способ замеров является самым экономичным. Маленькое устройство можно легко зафиксировать на электробайке или даже приспособить к корпусу накопителя. Однако диапазон измерения напряжения у подобных гаджетов, может быть весьма узким.
Заключение
Итак, из статьи можно недвусмысленно понять, что литий-ионный накопитель, вещь тонкая и обращаться с ним нужно надлежащим образом, ведь от этого напрямую зависит продолжительность его эксплуатации и эффективность работы. Особое место в теме заняли измерительные приборы, которые без сомнения должны быть в распоряжении каждого уважающего себя владельца электрического средства передвижения.
Емкость батареи и запас хода электровелосипеда
Какой запас хода электровелосипеда на одном заряде батареи? Это основной вопрос, который интересует людей задумавшихся о приобретении или сборке электробайка.
В общем виде ответ на этот вопрос простой: запас хода электровелосипеда на одном заряде зависит не столько от батареи, сколько от комфортности вашего велосипеда, твердости задницы и вашей способности крутить педали. 🙂
Мы же говорим о электровелосипеде, а не о электромотоцикле. На электровелосипеде мотор помогает педалированию. При использовании моторов Bafang можно ездить и не крутя педали, но лучше этим не злоупотреблять, поскольку обычной велосипедной батареи на такой стиль долго не хватит. На электровелосипедах от европейских и американских брендов возможность кататься не крутя педали вообще не предусмотрена.
Большая часть риторики на тему запаса хода электровелосипеда на ручке газа исходит от мужиков утративших способность к активному передвижению из-за проблем со здоровьем, необратимых возрастных изменений или лени. Если посмотреть на чем они ездят в реальности, то обычно оказывается, что это мощные электроскутеры из которых торчат декоративные велосипедные педальки.
Проблема в терминологии, поскольку мы тут называем электровелосипедами, как субтильные китайские конструкции в самом низком ценовом диапазоне типа Xiaomi HIMO C20, или Xiaomi YunBike C1, так и электроскутеры & электромотоциклы по цене от 200000 руб замаскированные под велосипеды.
Что такое емкость батареи?
В России ёмкость батареи принято измерять в ампер часах А*ч (Ah). Запас хода при прочих равных условиях напрямую зависит от количества запасенной энергии, т.е. от Вт*ч (ватт-часов). Например батарея рассчитанная на напряжение 48 вольт и емкостью 20 Ач имеет энергоемкость (количество запасенной энергии), получаемое как произведение напряжения батареи на емкость, 48В*20Ач= 960 Вт*ч или 0,96 кВт*ч.
В Европе и США ёмкость батареи обычно описывают в ватт-часах (Wh). Полностью заряженная батарея на 500 Wh будет работать в течение 2 часов, если в течение этого времени двигатель получает 250 W.
Факторы влияющие на запас хода электровелосипеда
На расход энергии аккумуляторной батареи и запас хода без подзарядки существенно влияют:
Для того, что бы примерно оценить зависимость запаса хода от ёмкости батареи рекомендую поиграться с калькулятором. А вот еще один для моторов Bosch.
Что собой будет представлять ваша батарея в совокупности с конкретным мотором можно прикинуть на симуляторе.
В сети есть тесты отвечающие на вопросы:
— Какой байк уедет дальше? С маленькой батареей и слабым мотором, или с большой батареей, и мощным мотором?
Вот видео в котором исследуется эта тема. Также измеряли частоту сокращения сердца, скорость и количество сгоревших калорий.
Как запас хода электровелосипеда на одном заряде зависит от батареи?
Является ли увеличение емкости аккумулятора единственным способом увеличить радиус действия вашего электровелосипеда? Нет. Это не единственный способ.
С правильной техникой катания вы можете реально повлиять на потенциально возможный пробег, не вкладывая ни копейки. Вот подборка советов для увеличения пробега:
Давление в шинах
Высокое давление в шинах приводит к меньшему сопротивлению качению только на равнинной местности и хороших дорогах. Но, если вы едете по бездорожью и/или катаетесь на e-MTB по горам, это правило не работает. Потеря сцепления с дорогой и пробуксовки — это пустые затраты электроэнергии. В зависимости от вашего стиля езды и веса велосипедиста для e-MTB рекомендуется 0,9–1,3 бар для широких шин и 1,6–2,0 бар для шин шириной 2,4 дюйма.
Блокировка амортизаторов
Концепция блокировки подвески для увеличения производительности не работает, когда речь идет о пересеченной местности. Это не только уменьшит комфорт, но и съест диапазон пробега. Работающая и правильно настроенная подвеска позволяет велосипеду преодолевать препятствия, даже не воспринимая их как препятствия.
Бескамерные покрышки
Эксперты занимающиеся тестированием e-MTB считают, что при использовании обычной системы (покрышка + камера) повышается вероятность прокола, а также уменьшается диапазон. Бескамерные покрышки лучше приспосабливаются к рельефу дороги и поглощают всякие выступы, впадины, камушки и коренья, так что вы лучше преодолеваете неровности и таким образом тратите меньше электроэнергии на ассистирование педалированию. К тому же даже с учетом герметика, в среднем на отказе от камер можно сэкономить до 200 грамм.
Если вы не фанат MTB забудьте про бескамерные покрышки и читайте дальше. Поскольку бескамерки — это дорого и геморрой с установкой и обслуживанием.
Экономичный режим ассиста
На всех современных электровелосипедах можно регулировать степень помощи электромотора педалированию.
«Как можно меньше, но столько, сколько нужно» — это неофициальная мантра, когда речь идет о выборе уровня помощи педалям. Движение в «Эко»-режиме всю поездку — это скучно, зато можно очень далеко уехать. «Турбо»-режим — это весело, но быстро съедает заряд аккумуляторной батареи. Ищите компромисс.
Большая задняя звездочка
Кассета со звездочкой 46 или 48t не только сделает подъемы более терпимыми, но и позволит электромотору работать в более оптимальных для него режимах.
Смазка
Трение — ваш враг на пути экономии электроэнергии, особенно если мы говорим о цепи велосипеда. Зачем терять мощность двигателя при передаче ее к заднему колесу только потому, что ваша цепь плохо работает? Вся трансмиссия должна быть чистой и хорошо смазанной. После каждой поездки вытирайте цепь сухой тканью и слегка смажьте маслом.
О последних тенденциях в смазке цепи велосипеда можно почитать отдельную статью: Дзен, Смазка, Цепь и Эротика.
Частота вращения педалей
Большинство кареточных электромоторов от европейских и американских брендов работают с максимальной эффективностью при 75 нажатиях на педаль в минуту. Чем меньше будет нажатий педалей и чем медленнее ритм, тем раньше закончится ваша поездка.
Траектория движения
Каждый наезд на корень, ямку или камень — это потеря энергии. Научитесь смотреть дальше и выстраивать такую траекторию движения электровелосипеда, что бы избегать максимального количества препятствий. Этот навык помимо увеличения пробега еще и сохраняет здоровье, поскольку эволюция человека не предусмотрела защиты от постоянных ударов седлом в основание позвоночного столба и рулем в руки.
Каждое торможение — это новый разгон и расход энергии. На равнинной местности старайтесь выстраивать траекторию движения позволяющую как можно реже пользоваться тормозом.
Прямая траектория может казаться более быстрой, но она не всегда лучшая в плане экономии энергии.
Равномерность
Рваный стиль езды, с постоянным чередованием ускорений и замедлений — пустая трата электричества. Круговой ход педалей с равномерным давлением будет передавать сбалансированный сигнал на контроллер двигателя и экономить энергию.
Меньше барахла — больше пробег
Общий вес системы, который состоит из электровелосипеда, фары, ремнабора, фляги, вещей и велосипедиста — один из основных факторов влияющих на дальность пробега. Один из самых простых способов снизить общий вес системы — не таскать с собой лишних вещей.
Сенсоры
На электровелосипедах используются два варианта сенсоров (датчиков): частоты вращения педалей (cadence sensors) и крутящего момента (torque sensor). Электровелосипеды с датчиками крутящего момента по мнению некоторых людей более бережно расходуют заряд батареи. Но тестов никто не проводил.
Спортивная форма
Катание на электровелосипеде столь приятно, что скоро ваша спортивная форма улучшится просто оттого, что вы стали чаще кататься. Это существенным образом увеличит дальность ваших маршрутов без приобретения супер-емких и дополнительных батарей.
Подробно о том, какие батареи для электровелосипедов бывают и чем отличаются вы можете почитать в статье: «Купить аккумуляторную батарею для электровелосипеда«.