Как зарядить литий железо фосфатный аккумулятор
До какого напряжения заряжать LiFePO4 аккумуляторы
Статья обновлена: 2021-10-28
Чтобы литий-феррофосфатные аккумуляторы дольше служили и по максимуму проявляли свои преимущества, их нужно правильно заряжать. Зарядка осуществляется постоянным током, постоянным напряжением или с поэтапным сочетанием этих способов. При использовании 2-ступенчатого метода вначале под действием постоянного тока увеличивается напряжение, после чего оно остается неизменным, и происходит насыщение аккумулятора.
На 1-м этапе элементы питания набирают около 90–95% заряда, а на 2-м этапе – оставшийся заряд. Алгоритм CC/CV обеспечивает быструю подзарядку элементов питания без риска их перезаряда, причем значительный рост напряжения наблюдается в конце зарядного цикла. Потребляемый ток стремительно уменьшается, и зарядник отключается.
Особенности зарядки LiFePO4
Заряжать LFP элементы и АКБ рекомендуется после каждого использования, если уровень заряда значительно снизился. Эффекта памяти такие аккумуляторы не имеют, поэтому заряжать их можно при любом уровне заряда – хоть 20%, хоть 50%. Критическое напряжение разряда LiFePO4 аккумуляторов составляет 2 В. При таком значении элементы питания требуют немедленной подзарядки, иначе они деградируют и теряют работоспособность.
Хотя в сравнении с остальными типами литиевых источников питания LFP ячейки более устойчивы к высокому напряжению, испытывая его в течение длительного времени, они деградируют. Это связано с появлением на аноде металлического лития, окислением материала катода и снижением его стабильности. К тому же, образующийся диоксид углерода увеличивает давление в элементах.
Напряжение литий-железо-фосфатных аккумуляторов
LFP элементы имеют:
При напряжении ЗУ ниже 3,3 В реакции протекают слабо или вообще не протекают. При напряжении 3,4–3,65 В ионы лития отправляются от катода к аноду и внедряются в его кристаллическую структуру. Чем выше напряжение зарядки, тем больше ионов лития встраивается внутрь кристалла анода.
При низком пороговом напряжении элементы заряжаются не полностью, из-за чего сокращается время их автономной работы. При высоком напряжении заряда (свыше 3,8 В) разрушается органический электролит. Поэтому при максимальном напряжении LiFePO4 аккумуляторы нужно отключать от зарядки. В вопросе, до какого напряжения заряжать LiFePO4 аккумуляторы, рекомендуется придерживаться значения в 3,65 В на ячейку.
Температура при зарядке
Заряжать LFP аккумуляторы допустимо при температурном режиме от 0 до +40 °С, оптимально – от +5 до +25 °С. Некоторые виды LiFePo4 элементов допускают зарядку при минусовых температурах, но тогда зарядный ток снижают до 0,05–0,1 С ( до 5–10% емкости). От критического нагрева ячейки и АКБ оберегает система управления.
Но контроль температуры способно осуществлять и ЗУ с температурным датчиком. Такие зарядники уменьшают напряжение при нагреве ячеек выше 20 °С и отключаются при нагреве до 55 °С. По сути такие ЗУ перестраховывают BMS плату и обеспечивают дополнительную защиту.
Напряжение аккумуляторных батарей LiFePO4
Для получения нужных рабочих характеристик LFP ячейки соединяются в аккумуляторные батареи. Для использования в одной сборке берут элементы с одинаковыми значениями емкости и напряжения, в идеале – из одной партии, чтобы минимизировать риск появления дисбаланса в процессе эксплуатации АКБ.
Схема соединения ячеек зависит от необходимых значений емкости и напряжения. При последовательном соединении суммируется напряжение элементов при неизменной емкости, а при параллельном соединении наоборот – напряжение остается константой, а емкость суммируется. Так, чтобы получить АКБ напряжением 24 В, нужно последовательно соединить 8 ячеек (в схеме обозначается 8S), а для сборки АКБ напряжением 36 В – 12 ячеек (12S). Для соединения элементов используется точечная сварка и специальные перемычки.
Возникает закономерный вопрос – до какого напряжения заряжать АКБ LiFePO4 на 36 вольт или другого напряжения? У моделей напряжением 36 В верхний порог отсечки составляет 43,8 В, а нижний – 24 В. У батарей напряжением 24 В верхний порог отсечки равен 29,2 В, нижний – 16 В. У АКБ на 48 В верхний порог отсечки – 54,6 В, нижний – 32 В. У моделей на 60 В верхний предел соответствует 73 В, нижний – 40 В, а у аккумуляторных батарей на 72 В – 87,6 В и 48 В.
Управление зарядкой LFP аккумуляторов
BMS плата ограничивает предельное напряжение каждой ячейки и аккумуляторной сборки, не допускает их чрезмерного заряда, глубокого разряда и КЗ. Зарядник по сигналу BMS платы останавливает работу, когда напряжение достигает предельного значения. Защита срабатывает при напряжении элемента выше 3,8 В. Но в вопросах защиты и безопасной работы аккумуляторов не стоит полагаться только на работу BMS платы. Первостепенным уровнем защиты выступает зарядное устройство и подключаемое к АКБ оборудование.
Как правильно заряжать LiFePO4 – каким напряжением и током лучше заряжать LiFePO4 батареи?
Статья обновлена: 2020-08-21
Литий-железо-фосфатные аккумуляторные батареи – это АКБ нового поколения, имеющие отличные эксплуатационные характеристики. Они выдерживают большое число циклов заряд-разряд, не требуют частых балансировок, терпимо относятся к несильным перезарядам и разрядам. К
тому же, LiFePO4 батареи отдают значительные токи и работают в широком диапазоне температур.
Зарядить LiFePO4 аккумулятор несложно, но нужно помнить о некоторых нюансах. Аккумуляторные батареи имеют плату защиты (БМС), защищающую их от перезарядов и глубоких разрядов, и осуществляющую балансировку ячеек между собой. Но отдельные аккумуляторы, не объединенные в батарею и не снабженные платой защиты, нельзя разряжать и перезаряжать, выходя за пределы допустимых значений.
При глубоком разряде аккумуляторы значительно теряют емкость и в итоге могут потерять способность заряжаться и окончательно выйти из строя. Если же аккумулятор перезарядить, он вздуется и также начнет терять свою емкость и эксплуатационный ресурс. Поэтому очень важно не допускать критических значений – разряда ниже 2 В и заряда выше 3,75 или 3,39 В, а у некоторых моделей – выше 3,9 В.
Правила зарядки литий-железо-фосфатных аккумуляторов
Чтобы полноценно использовать возможности АКБ, нужно знать и соблюдать требования к ее эксплуатации и зарядке. Батареи типа LiFePO4 не нужно полностью разряжать перед дальнейшей зарядкой, поэтому восполнять их заряд рекомендуется после каждого применения. Рассмотрим, как правильно заряжать LiFePo4 батареи.
Для сохранения их эксплуатационного ресурса важно:
Каким напряжением и током лучше заряжать LiFePO4
Чтобы зарядить литий-железо-фосфатную аккумуляторную батарею, нужно подсоединить к ней подходящее зарядное устройство и подключить его к электросети 220 В. Индикатор на заряднике загорится красным светом. Когда батарея восполнит свой заряд (через 2–6 часов, в зависимости от модели), индикатор сменит цвет на зеленый. Для балансировки аккумуляторов после основного процесса зарядки желательно оставить батарею подсоединенной к заряднику еще на 5–8 часов. В конце зарядное устройство отключается от электросети, а затем – и от АКБ. Балансировку на новой АКБ лучше проводить не чаще чем раз в 1-2 месяца.
Литий-железо-фосфатные батареи заряжаются в 2 этапа – вначале стабилизированным током до требуемого напряжения, а затем при стабильном напряжении до наименьшего значения тока зарядки, по алгоритму CC/CV. В вопросе, каким напряжением лучше заряжать LiFePO4, оптимальным напряжением заряда для каждого аккумулятора в батарее является 3,6–3,65 В.
Желательно применять умные заурядные устройства или контроллеры. Они заряжают системы напряжением 12 В до 14,6 В, а спустя 10–20 минут понижают напряжение до 13,6–13,8 В, т.е. до 3,4–3,45 В на каждый отдельный аккумулятор. Чтобы защитить их от избыточного напряжения, нужно использовать плату защиты БМС или поставить платы-балансиры.
О том, можно ли восстановить емкость Li-Ion аккумулятора, и какие способы опасны при выполнении данной задачи, читайте здесь.
Как заряжать LiFePO4 аккумуляторы?
Литий железо фосфатный аккумулятор (LiFePO4) – это фактически тот же популярный Li-ion, которым комплектуются современные мобильные устройства. Основное его отличие от более распространенного аналога, созданного по схожей технологии, состоит в способности выдерживать гораздо большее количество циклов разрядки/зарядки, что немаловажно в случае установки такой батареи на электротранспорт.
Достоинства литий-железофосфатных аккумуляторов
Многие пользователи задаются вопросом, как зарядить LiFePO4 аккумуляторы, чтобы продлить их эксплуатацию. Существует несколько правил, о которых вы узнаете из материалов этой статьи. Для начала скажем, что литий-железо-фосфатный аккумулятор хоть и считается несколько капризным, все же обладает рядом неоспоримых достоинств перед теми же Ni MH образцами, и в первую очередь это:
Разумеется, чтобы такая АКБ смогла продемонстрировать свои лучшие качества, ей необходимо обеспечить грамотное использование, причем корректная зарядка LiFePO4 является едва ли не основным залогом успеха.
Как правильно зарядить литий-железо-фосфатный аккумулятор
Как говорилось ранее, литий-железо-фосфатный аккумулятор не должен разряжаться полностью, поэтому первая зарядка ячейки LiFePO4 осуществляется по мере необходимости в обычном режиме.
Заряд LiFePo4 батарей протекает в два этапа – вначале стабилизированным током до положенного напряжения, а затем при неизменном напряжении до минимального тока зарядки. Нельзя хранить такие аккумуляторы в разряженном состоянии, ведь падение напряжения в одной ячейке неизбежно приведет к снижению емкости АКБ в целом. Оптимальным значением номинального напряжения для литий-железофосфатных батарей является 3,2 Вольта на каждую ячейку.
При полном цикле разрядки/зарядки ресурс службы накопителя снижается, поэтому лучше не высаживать его полностью, а подзаряжать максимум в течение суток после использования, если нет возможности выполнить данную процедуру ранее.
Перед зарядкой батарею выдерживают несколько часов в помещении после эксплуатации при отрицательных температурах. Процесс зарядки LiFePo4 аккумуляторов выглядит так:
Простые советы о том, каким током заряжать LiFePO4 и в какой последовательности выполнять данный процесс уберегут накопитель от поломок и продлят срок его службы, что, в свою очередь, избавит пользователей от дополнительных финансовых расходов.
Как зарядить LiFePO4 аккумулятор
Литий-железо-фосфатные аккумуляторы имеют отличные рабочие характеристики и ресурс более 2000 циклов. Но для их стабильной и долговечной работы важно соблюдать правила эксплуатации, в т. ч. необходимо правильно заряжать LiFePO4 аккумуляторы. Для этого применяются специальные зарядные устройства, использующие алгоритм CC/CV – постоянный ток/постоянное напряжение.
На 1 этапе зарядка происходит при постоянном токе, и наблюдается рост напряжения. Когда его значение достигает установленного максимума – 3,6 или 3,65 В на ячейку, напряжение остается неизменным, а ток заряда – снижается до минимума. На этом этапе происходит окончательный набор емкости – оставшиеся 5–10% заряда. Такой принцип подзарядки обеспечивает полноценное восполнение запаса емкости без риска перезаряда элементов.
Когда, как и чем заряжать LiFePO4 аккумуляторы
1.Когда? Перед подзарядкой элементы питания LFP типа не приходится полностью разряжать. Они не имеют выраженного эффекта памяти, поэтому допускают частичное восполнение заряда и подзарядку при любом уровне разряда – хоть 50%, хоть 20%. Поэтому рекомендуется заряжать АКБ после каждого использования, если остаточный уровень заряда ниже 50%. Но это необязательно. Главное – не допускать глубокого разряда аккумов и их хранения в таком состоянии. При критически низком уровне остаточного заряда нужно сразу же поставить АКБ на подзарядку. Перед отправкой на хранение достаточно зарядить LiFePO4 ячейки наполовину. Это поможет уменьшить естественное снижение емкости АКБ в процессе ее хранения.
2.Как? При температуре выше 0 и до +40 °С, зарядными токами до 10С. Это допустимый максимум в вопросе, каким током заряжать LiFePO4 аккумуляторы. Но если быстрая зарядка не требуется, лучше использовать меньшие зарядные токи – от 1С до 5С. Для защиты элементов питания от перезаряда и перегрева обязательно используется BMS система управления. В дополнение к ней функции защиты может выполнять датчик в зарядном устройстве. Чтобы избежать перегрева, нельзя накрывать аккумуляторную батарею или ЗУ в процессе зарядки.
3.Чем? Лучше всего – «умными» зарядными устройствами. Обязательно – подходящими для LiFePO4 аккумуляторов, с граничным напряжением 3,65 В на элемент. Перед тем как заряжать литий-железо-фосфатные аккумуляторы, такие приборы короткими импульсами напряжения определяют их текущее состояние и инициируют старт процесса подзарядки с нужной стадии.
Последовательность зарядки
Заряжать Li-ion аккумуляторы в целом и LiFePO4 в частности нужно при комнатной температуре. Подзарядка при минусовых температурах недопустима. После пребывания на морозе АКБ нужно выдержать в помещении минимум час, чтобы она прогрелась. Севшую батарею нельзя надолго оставлять незаряженной. Иначе в ней начнут происходить необратимые процессы, которые приведут к падению емкости и сокращению ресурса.
Пошагово процесс зарядки LFP батарей происходит так:
1.Вставьте разъем зарядного устройства в предназначенное для него гнездо аккумуляторной батареи.
2.Подключите зарядное устройство к сети 220 В.
3.Периодически наблюдайте за индикатором заряда – вначале будет гореть красная лампочка, а после окончания процесса подзарядки – зеленая.
4.Можете отключить АКБ или оставить ее заряжаться еще на 5–8 часов, чтобы произошла балансировка ячеек. Ее рекомендуется проводить с периодичностью в 2–4 зарядки, но не чаще раза в месяц.
5.Для отключения – выньте вилку зарядного устройства из розетки, а затем отсоедините его разъем от АКБ.
Выводы
Чтобы литий-железо-фосфатные батареи служили долго и исправно, нужно позаботиться об их корректной зарядке. Хотя элементы питания этого типа более устойчивы к жестким условиям эксплуатации, пренебрегать рекомендациями производителей не стоит. Заряжать такие АКБ нужно предназначенными для них зарядными устройствами при комнатной температуре, токами от 1С до 5С (в крайнем случае – до 10С), желательно – до полного уровня.
Неполные заряды для литиевых аккумуляторов не страшны, но по возможности лучше доводить процесс зарядки до конца, чтобы не способствовать падению емкости АКБ. Максимальное напряжение при заряде LiFePO4 аккумуляторов должно составлять 3,6–3,65 В на элемент. Это напряжение соответствует 100% уровню заряда.
Предыдущая статья блога VoltBikes посвящена вопросам утепления аккумуляторной батареи при ее эксплуатации в зимний период, для защиты от переохлаждения и падения емкости на морозе.
Как заряжать LiFePO4 аккумуляторы
LiFePO4 — это тип литиевых аккумуляторов в которых катодом (положительным электродом) служит феррофосфат лития, а анодом (отрицательным электродом) — графит. По сравнению со свинцово-кислотными литий железо-фосфатные батареи обладают в несколько раз большей удельной емкостью и сроком службы. Благодаря чрезвычайно прочной кристаллической структуре фосфата железа, не разрушающегося при многократном приеме и возврате ионов лития эти аккумуляторы одни из самых долгоживущих в настоящее время.
Зарядка LiFePO4 аккумуляторов
LiFePO4 аккумуляторы заряжают постоянным током, постоянным напряжением либо комбинацией этих двух методов. При двухступенчатой зарядке напряжение сначала повышают постоянным током до 14,4-14,6 Вольт, а затем при постоянном напряжении происходит насыщение аккумулятора. Один этап зарядки позволяет аккумулятору набрать примерно 90- 95% емкости, два — 100%.
Характеристики типичной литий-железо-фосфатной аккумуляторной батареи:
Посмотреть общие характеристики аккумулятора
Характеристика | Значение |
Защитное напряжение при перезаряде, В/яч | 3,8± 0,025 |
Пороговое напряжение для сброса защиты при переразряде, В/яч | 3,6± 0,025 |
Порядок отключения защиты | Напряжение ниже порогового |
Защитное напряжение при переразряде, В/яч | 2,0± 0,08 |
Пороговое напряжение для сброса защиты при переразряде, В/яч | 2,3± 0,1 |
Порядок отключения защиты | Зарядка выше порогового напряжения |
Защита от перегрузки по току, А | 350 |
Задержка срабатывания защиты, с | 0,5-1,5 |
Порядок отключения защиты | Сброс нагрузки до допустимого значения |
Защита от перегрева, С | 65± 5 |
Сброс защиты при перегреве, С | 50± 10 |
Когда заряжать LiFePO4 аккумулятор
Если LiFePO4 аккумулятор разряжен не полностью, заряжать его после каждого использования не обязательно. Сульфатации, из-за которой уменьшается емкость частично заряженного свинцово-кислотного аккумулятора, у литий-железо-фосфатных батарей не бывает. Однако если система управления отсоединяет аккумулятор от нагрузки из-за низкого напряжения, лучше зарядить его немедленно.
Температура зарядки
LiFePO4 аккумуляторы заряжают при температуре от 0 до 40 С. Некоторые, но не все, безопасно заряжать при температурах ниже 0 С. При отрицательной температуре зарядный ток уменьшают до 0,05-0,1С (5-10% от емкости аккумулятора)
От перегрева аккумулятор защищает система управления. Но температуру может контролировать и зарядное устройство у которого есть температурный датчик. Такое зарядное снижает напряжение, если аккумулятор нагревается свыше 20 С и отключается если его температура достигает 55 С. Зарядное устройство дублирует функции BMS и создает дополнительный уровень защиты, который первым сработает в случае возникновения аварийной ситуации
Последовательное и параллельное соединение
Напряжение последовательно или параллельно соединяемых аккумуляторов должно быть одинаковым. Разница не должна превышать 50 мВ (Точные значения дает производитель аккумуляторной батареи). Одинаковое напряжение снижает вероятность появления дисбаланса во время эксплуатации. Если напряжения отличаются более чем на 50 мВ (0,05 В), то перед соединением аккумуляторы необходимо зарядить по отдельности одним и тем же зарядным устройством, а затем вновь проверить состояние спустя несколько часов.
Контроль за состоянием аккумулятора
Вольтметр не дает точного представления о состоянии LiFePO4 аккумулятора. Для определения его заряженности лучше использовать счетчик амперчасов или батарейный монитор. Подробнее о контроле аккумуляторов
Зарядка от генератора двигателя
Эти устройства позволяют быстро и безопасно заряжать LiFePO4 аккумуляторы от генератора автомобильного или лодочного двигателя:
Система управления аккумулятором
Литий-железо-фосфатные ячейки безопасно работают в диапазоне от 2 до 4,2 Вольт. По сравнению с другими типами литиевых элементов они более устойчивы к перенапряжению. Тем не менее, приложенное в течении продолжительного времени повышенное напряжение приводит к образованию металлического лития на аноде и навсегда ухудшает рабочие характеристики аккумулятора. Материал катода окисляется и становится менее стабильным, а выделяющийся диоксид углерода повышает давление в ячейках.
Зарядное устройство приостанавливает работу по сигналу BMS литий-железо-фосфатного аккумулятора, снимает напряжение с аккумулятора и создает дополнительный уровень защиты. Если в аварийной ситуации BMS выдает 0 Вольт, используется разъем BMS 1. Если высокий уровень сигнала (положительное напряжение), BMS 2. В обоих случаях устройство вновь запускается, после того как устранена причина отключения и аккумулятор вернулся в рабочее состояние
Система управления ограничивает максимальное напряжение каждого элемента и аккумуляторной батареи в целом. Защита срабатывает, если напряжение ячейки превышает 3,8 Вольт, а напряжение всего аккумулятора 15,2-15,6 Вольт.
Разряд аккумулятора ниже определенного уровня также недопустим. При напряжении ячейки меньше 2,0 В материал электродов начинает разрушаться, поэтому минимально рекомендуемое напряжение для большинства аккумуляторов 10,5-11,0 Вольт.
Система управления предохраняет литиевый аккумулятор от перезарядки, чрезмерного разряда и короткого замыкания. Но полагаться на одну только BMS нельзя. Первым уровнем защиты должно стать зарядное устройство и подключаемое к аккумуляторной батарее оборудование
Напряжения зарядки и емкость
Если напряжение зарядного устройства ниже определенного уровня, реакции в аккумуляторе не протекают. Если выше, ионы покидают катод и внедряются в кристаллическую структуру материала анода. Процесс происходит благодаря силе, «вбивающей» ионы внутрь кристалла. Чем больше сила, тем больше ионов проникнет в кристалл, но тем большую нагрузку он испытывает. Таким образом заряженность аккумулятора зависит от напряжения зарядки
LiFePO4 ячейки 26650 заряжались током 1,6 А до определенного напряжения, после чего напряжение ограничивалось и ток снижался до 30мА. Заряженные ячейки разряжались током 2,5 А (около 1С) до 2,6 Вольт. Видно, что заряженность аккумулятора возрастает с увеличением напряжения. При напряжении 3 Вольта она совсем небольшая, но существенно возрастает при 3,3 Вольтах. При напряжениях 3,4 и 4,2 В аккумуляторы набирали практически одинаковую емкость. Разница составила около 3%.
При низком пороговом напряжении литий-железо-фосфатный аккумулятор заряжается не полностью. Это уменьшает время его непрерывной работы, но не влияет на срок службы как у свинцово-кислотного. Зато пониженное напряжение снижает стресс аккумулятора во время зарядки.
Литий железо-фосфатные элементы можно безопасно заряжать до 4,2 Вольт. Напряжение выше этого разрушает органический электролит. Но несмотря на стойкость к перезаряду после того как аккумулятор наберет полную емкость, его необходимо отключать от источника зарядки. Время нахождения заряженного аккумулятора при пороговом напряжении должно быть минимальным
Чем заряжать LiFePO4
Зарядные устройства для LiFePO4 и для свинцово-кислотных аккумуляторов работают по одинаковому принципу. Различия в более высоком напряжении на один элемент, отсутствии стадии кондиционирования, а у некоторых моделей и поддерживающей зарядки.
Зарядные кислотных АКБ
Для свинцово-кислотных аккумуляторов общепринятой в настоящее время является зарядка, состоящая из трех – пяти стадий. Переход от одной стадии к другой происходит автоматически по мере заряда аккумулятора.
Так изменяются ток и напряжения во время зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов. Дозарядка выполняется каждые 7 дней. Если из-за нагрузки напряжение падает до 12,5 Вольт, цикл зарядки возобновляется. Обе функции не подходят для LiFePO4 аккумуляторов
На первом этапе зарядное устройство устанавливает максимально возможный ток. Напряжение аккумулятора начинает постепенно расти, и чтобы сохранить ток постоянным, зарядное повышает выходное напряжение. Так продолжается до тех пор, пока напряжение не достигнет определенного порогового значения. Как только это произойдет зарядка постоянным током прекращается и устройство переходит ко второй стадии, которая называется абсорбцией или поглощением
Дальнейшая зарядка идет уже при фиксированном напряжении и постоянно снижающемся токе. Когда ток, потребляемый аккумулятором, опустится примерно до 10% от номинала устройства, вторая стадия завершается. Устройство переходит к этапу кондиционирования, а затем к заключительной стадии — поддерживающей зарядке. Задача последнего этапа — не допускать саморазряда аккумулятора, сульфатации и потери емкости.
Максимальная продолжительность стадии абсорбции зависит от типа свинцово-кислотного аккумулятора. У жидко-кислотных она составляет до 480 минут, а у гелевых доходит до 600 минут. Если в течении этого времени этап поглощения не завершился, срабатывает таймер и устройство переходит к поддерживающей зарядке автоматически. Так происходит, если зарядное недостаточно мощное для данной аккумуляторной батареи, в системе существует нагрузка, не позволяющая устройству снизить ток или аккумулятор поврежден и его пластины замкнуты. Для каждого конкретного аккумулятора длительность абсорбции вычисляется в зависимости от первого этапа зарядки. Когда аккумулятор сильно разряжен первый этап (зарядка постоянным током) идет долго, поэтому длинной будет и стадия абсорбции
Описанные этапы образуют «алгоритм зарядки», который имеет свои уникальные параметры для каждого типа аккумуляторов. Напряжение окончания первого этапа, напряжение абсорбции, продолжительность этапа абсорбции и поддерживающее напряжение для гелевых, AGM и жидко-кислотных аккумуляторов различные. Напряжение абсорбции изменяется от 14,0 до 15,1 Вольт, а поддерживающее напряжение от 13,2 до 13,8 Вольт.
Особенности зарядных для LiFePO4
Зарядные устройства для LiFePO4 аккумуляторов используют алгоритм постоянный ток / постоянное напряжение (CC / CV). Он обеспечивает быструю зарядку без риска перезаряда и напоминает процесс заряда свинцово-кислотных аккумуляторов. Однако есть и отличия
Напряжение железо-фосфатного аккумулятора круто растет в самом конце цикла зарядки. В этот же момент ток, потребляемый аккумулятором резко падает и зарядное устройство должно снизить или отключить напряжение
Зарядные для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей имеют режим десульфатации электролита. Литиевые аккумуляторы выравнивания не требуют. Выравнивающее напряжения свыше 15 В + приведет к срабатыванию защиты или повредит железо-фосфатные элементы
Другая, часто встречающаяся функция — это дозарядка. Напряжение заряженного свинцово-кислотного аккумулятора около 12,7 В. Поддерживающее напряжение зарядного устройства – от 13,3 до 13,8 Вольт. Поэтому подключенное к аккумулятору зарядное устройство не только предотвращает его саморазряд, но и питает оборудование, имеющееся в электрической системе. Когда нагрузка в цепи возрастает, аккумулятор начинает разряжаться. Если через некоторое время его напряжение снизится и достигнет «уровня дозарядки», зарядное переключится в режим максимального тока и начнет новый цикл.
«Уровень дозарядки» для свинцово-кислотной аккумуляторной батареи 12,5–12,7 В. Но при таком напряжении литий-железо-фосфатный аккумулятор разряжен примерно на 85-95%. Поэтому для аккумуляторов этого типа «уровень дозарядки» должен быть выше — 13,1-13,2 Вольт.
Эти устройства подходят для зарядки LiFePo4 аккумуляторов от сети 220 В