Как зашить берцы в армии
Об армейском уходе за обувью
Очень часто я читаю в комментариях фразы такого типа:
«Меня за обувью научили в армии ухаживать», «Вот срочная служба научит любить обувь», «У меня в армии сапоги блестели как у кота яйца» и тому подобное.
Мне выпала честь так же проходить срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Правда уже служил я лайтово – один год, и не в портянках и сапогах, а в носках и берцах. Да еще и берцах двух видов – летних и зимних.
Давайте разберем же подробнее, что такое знаменитый «армейский уход» за обувью.
Может повезти, и попадутся старенькие «крокодилы». Особенно, если размер ноги 45 и выше. А может не повезти, и попадутся берцы более нового образца, которые могут развалиться уже через неделю. Одинаково одно – в большинстве случаев новая обувка растирает ноги до крови. Часто уже по прибытию в часть, в первый же день службы начинаются проблемы у личного состава учебной роты. И если дело летом – пока заживают мозоли счастливчики ходят по территории части в шлепках, либо кроссовках (вполне кстати неплохих). Если дело зимой – они просто сидят в казарме. Если командир совсем отбитый, то и зимой срочники ходят в шлепках по территории части.
Во всяком случае первые этапы «ухода» за обувью начинаются с отбивки задника ненавистных ботинок, которые пока что ни в какую не хотят союзничать с воином и приносят ему только травмы. Как правило, из-за отсутствия инструмента (он как бы есть, но его никто не даст) в ход идет все что есть под рукой. А под рукой есть:
Б) кружка. Металлическая (если не забрал старшина по прибытию в казарму)
В) железная дуга со второго яруса солдатских кроватей (если в казарме ремонт времен СССР и кровати не заменили на новые).
Кое-как примостив ботинок и оперев его на носок, боец с усердием лупит каким-нибудь вышеперечисленным предметом по заднику. О внешнем виде мало кто задумывается, поэтому редко кто-то что-то подкладывает на задник (полотенце к примеру). При особом везении уже при первом этапе ухода за обувью возможно оторвать задник от подошвы (она чаще всего просто приклеена к верху ботинка).
Растяжитель для обуви? Зачем? Теоретически если берцы придут в негодность их должны заменить. Вот только учебная рота, как правило, нормально за старшиной не закреплена. И берцы заменить очень сложно. Оторвал задник? Походишь так. Заболеешь? Вылечат, и опять обуешься в те же берцы.
На помощь приходит клей секунда. Если лень зашивать форму – можно заклеить. Лень пришивать пуговицу – приклей! Что уж говорить об оторванной подошве. И так сойдет)
В первую ночь берцы, и остальное обмундирование, клеймится. На внутренней стороне язычка замазкой, либо маркером ставятся цифры – месяц и год призыва, и номер военного билета. После, особо прошаренные бойцы, чтобы быстрее искать свои берцы в сушилке среди десятка таких же, могут написать с внутренней стороны верха голенища огромными буквами свою фамилию. Или что-то другое, на что хватит фантазии. Это все только для более быстрого поиска, так как уже через пару месяцев службы ты свои берцы сможешь найти даже при тусклом свете зажигалки. Даже учитывая, что таких еще пара десятков рядом.
Первый же день в части, ознаменуется первым утренним смотром. На который нельзя появиться в нечищенных берцах. Тут можно начать второй этап армейского комплексного ухода за обувью. Сержант гонит учебную роту в «уборную», где выстраивается очередь к специальной подставке для чистки обуви. Помещается, как правило, два – максимум три человека. Поэтому те, кто чистит первый может уделить на несколько секунд времени больше, чтоб надраить любимую пару казенной обуви. Последние могут только успеть пару раз щеткой махнуть по носкам и задникам – именно к этим частям ботинка больше всего вопросов на утреннем смотре. Обувь, к слову сказать, чистится, не снимая с ноги. Со шнурками, шнурки тоже можно намазать кремом. Какая разница, главное, чтоб на смотре вопросов не было.
Вообще весь комплект по уходу за обувью в казарменной «уборной» включает в себя
А) подставку, чтоб ногу облокотить
Б) 3-5 штук облезших и деформированных щеток. Обновляются к приезду комиссий.
Г) плоские дощечки. Используются для удаления особо больших кусков грязи с обуви. Точнее должны использоваться, по факту просто висят. Ими не стоит пользоваться, так как вся грязь с ботинка упадет на пол. Дневальный разорется, прибежит дежурный по роте, прибежит старшина, ну и дальше зависит от везения и личного обаяния доблестного воина)
Д) уставной крем. Каждый срочник считает, что это высшее зло, что он портит обувь – сушит кожу и разъедает резину на подошве. При первой же возможности срочник начинает пользоваться неуставным кремом для обуви (KIWI, Salton в железных банках, либо всякие экспресс крем-краски с губками, ну или экспресс губки для придания блеска. Как правило то, что завезли в чепок). Уставной крем лежит в каждой тумбочке (возможно по 2-3 банки), используется для натирания колес БТРчику, БМПшечке, КАМАЗу, и по слухам, гусеницам танков.
Как было сказано выше, дощечки для удаления особо больших кусков грязи с обуви практически не используются – проще посильнее и подольше потереть щеткой с кремом – любая грязь под действием сил трения разрушится, смешается с кремом и все – сияющий ботинок готов.
Итак, базовый армейский уход включает в себя:
А) поход в уборную к специально отведенному месту для чистки обуви под чутким руководством сержанта
Б) нанесение уставного крема для обуви поверх грязи\пыли на ботинок, не снимая с ноги
В) (по настроению) можно обтереть получившуюся смесь хитрым приспособлением тряпка-на-палке
При плохом старшине температура в сушилке чуть выше комнатной, в результате берцы не успевают хорошенько просохнуть за ночь. Они носятся бойцом всегда недосушенными, начинают вонять. Ну и прочие прелести недосушенной обуви с сокращением срока службы.
Вообще от армейской обуви для срочников никто невозможного не требует (по крайней мере не должны требовать) – хватит на 365 дней и на мусорку. Но в связи с известным качеством обуви, поставляемых для ВС РФ, «армейским комплексным уходом» и тем, что в берцах все-таки не только в театр ходят, а и по окопам лазят, этот срок стремительно сокращается. А еще у хорошего старшины ничего не отправляется на мусорку, поэтому списанная обувь хранится в каком-нибудь складском сарайчике, и может выручить какого-нибудь бойца в будущем (который мог прое*ать один ботинок, ну или привести в полную негодность, или размера, подходящего на распределительном пункте на его ногу не нашлось). У хорошего старшины сарайчик регулярно ремонтируется. У старшины, которому скоро на пенсию – крыша напоминает дуршлаг, в результате ботинки могут спокойно так покрываться плесенью и гнить, а зимой превращаться в один сплошной айсберг из старых берц. При надобности айсберг долбится ломами, и нужный экземпляр все-таки добывается.
Если на дворе зима, и на вооружении все-таки зимние берцы (которые, кстати, с мембраной) о мембране никто не задумывается – все так же чистят обычным кремом прямо по синтетическому материалу. В результате мембрана приходит в полную негодность. У хорошего старшины бойцы за подобный уход за зимней парой берц получают по жопе) Но это не мешает им, когда зоркое око не наблюдает за ними, продолжать чистить «по старинке», не смотря на новые используемые технологии.
Время идет, боец принимает присягу, и постепенно проходит путь от духа к дедушке. Появляется больше свободного времени, и, при желании, можно внести изменения в «комплексный армейский уход» за обувью. И вот тут сталкивается армейский пофигизм и переизбыток свободного времени. Берцы одним бойцом могут начищаться ватной палочкой дорогущим кремом (ну самым дорогим в чепке, это KIWI скорее всего). Возможно так же и то, что воин обзаведется отдельной тряпочкой (чаще всего – стыренный хлястик от шинели, либо старая подшива) для полировки. А у другого ботинки не будут видеть даже уставного крема до дембеля. В последнем случае, если сушилка хорошая и годная, как правило даже берцы-«крокодилы» к концу службы трескаются и дают знатные трещины в самых неожиданных местах (не обязательно в местах заломов).
Самые продвинутые даже пару раз за службу могут использовать водооталкивающую пропитку в спрее. Она выливается за раз сразу пол баллона на пару берц, остальные полбаллона расходятся по сослуживцам, что хватает каждому пару раз пшикнуть на ботинок.
Вы спросите, а как же бойцы, которые не осуществляют «комплексный армейский уход» умудряются проходить утренний смотр? Всё просто, ботинок вытирается об штанину другой ноги. Прямо в строю. А зимой можно попинать сугроб.
Стоит упомянуть еще одно важное применение уставного крема для обуви. В качестве воспитательной цели тот боец, который будет нагло игнорировать замечания старшины и несколько раз будет замечен в строю с нечищенными берцами, зашьет в каждый карман по одной (в особо запущенных случаях – две) банки уставного крема, и проходит так с ними ННое количество времени. Зависит от везения и личного обаяния доблестного воина)
Стоит так же отметить, возможно оставшееся в некоторых частях, почетное возложение обязанности чистить берцы доблестного «дедушки» более «молодым» по призыву. Надо ли объяснять, что в этом случае ботинок могут незаметно подпортить вполне намеренно, ну или, по крайней мере, особым рвением в уходе за обувью отличаться не будут.
Еще доблестные воины очень не любят полностью расшнуровывать ботинок. В результате часто верх берца отрывается от задника, особенно в новых моделях. Зато любят забыть о своем ботинке, если он сушится у костра в полях. В результате частенько плавятся шнурки с подошвой.
Иногда, после каких-нибудь копательных работ по уши в глине, либо учений, взвод возвращается в казарму, и чтобы не тащить грязь за порог, строй проводят по глубокой луже. Остатки грязи счищаются «танчиками» (это такие щетки для чистки пола в казарме) в железные ведра (все для того же мытья пола). Особо рискованные моют ботинки под краном в раковине – за что можно схватить вполне реальных звиздюлей от старшины).
Рядом с некоторыми казармами, на улице, расположены металлические аналоги подставок как в санузле для чистки обуви. Теоретически, они должны использоваться для очистки обуви от глины после и грязи в сильную непогоду. Летом на них даже могут ставить банки с уставным кремом. Если один раз банку кто-то откроет, то она автоматически уже не закрывается. В нее заливает дождем, она стоит под солнцем и крем начинает разлагаться на составляющие, попутно воняя.
В бытовках многих частей еще сохранились лапы и ремонтные наборы, а также руководства в виде плакатов на стене, для починки кирзовых сапог. По ведомостям даже может проходить внештатная должность бойца-сапожника. Вот только чинить этими инструментами в современных берцах нечего, тяжелая лапа только собирает пыль, а складскими запасными каблуками чистится автомат. Сапожник, естественно, ни разу в жизни инстурменты для ремонта обуви в руках не держал.
Отдельные бойцы, ближе к дембелю, лезут изучать интернет на предмет дедовских способов надраивания до зеркального блеска. Как правило останавливаются на быстром способе с зажигалкой. Возможно даже «сращивание» новой (или мало б\у) пары берц со склада. По приходу домой берцы убираются в чулан, иногда раз в пару лет попадаются на глаза, возможно даже им производится «комплексный армейский уход», и убираются обратно. Если же и обуваются, к примеру на редкую рыбалку, то обязательно за распитием крепкого чая будут воспоминания о службе, и о том как берцы «сияли» каждый день на радость старшине.
Не думаю, что что-то особо поменялось со времен кирзовых сапог. Возможно была утрачена технология «отглаживания» утюгом, а оторванная подошва не прибивается гвоздями, а приклеивается клеем секундой. Возможно, в связи с сокращением срока службы, теперь не требуется оттирать засохшую смесь из грязи и старого крема скипидаром после года службы. В остальном же:
А) пришли в уборную перед утренним смотром
Б) намазюкали грязный ботинок кремом
В) чем-нибудь стерли излишки (при желании заморочиться – старой подшивой)
Можно позаботиться заранее, и намазюкать ботинок с вечера, перед отбоем, и поставить в сушилку чтоб крем получше впитался за ночь в тепле. Но это для фанатов)
Да, ходили байки, что в какой-то части, когда то, какой-то боец навел глассаж, его похвалили и заставили наводить глассаж всю роту, чтобы было единообразно. Но так же из года в год ходит байка про парня на медосмотре у уролога, который выпил холодную воду из стакана куда нужно достоинство опускать).
Кстати лайфхак шлепками чистятся зимние берцы (как раз та часть, из синтетического материала). И вполне неплохо. И еще автомат. Выглядит это очень тупо со стороны). А вот что действительно полезно на срочной службе, так это принудительная стирка носков каждый вечер.
Ох, почитал вашу рукопись. половина из написанного в 2017+ не работает.
1. берцы щас фарадеи(очень даже неплохие на год службы, заглаза.), я служил в бтк(реплика на каркоран марадёр, тоже удобные но 50:50 лопалась подошва).
kiwi и Хэд&Шоулдерс наше всё.
3. Сушилка была песня, жарила шо ташкент, не дай бог там прокачаттся по 5ке в броне и 4б(но бывало,за дело…но жёсткая тема, сердечникам не советую)
Берцы мыли с вечера(по необходимости, или в карауле), а начищали с утра перед разводом, с использованием кусочка кашне)
Я к тому, что в летних берцах всегда видел свое отражение, так что время на обслуживание всегда было, т.к у нас к л/с было 1 главное требование быть чистыми, выбритыми и пахнуть лесом.
Но если вы служите на отшибе, где лес, поле да медведи то там совсем другие законы.
А так да, армия научила содержать обмундирование в надлежащем виде.
Годный текст. А зимние берцы не выдаются на сборном, это имущество части и носится 3 года разными солдатами по очереди. Весят как гиря. Летние берцы у всех рвались, лопались почти сразу. Проблема массовая thanks obama, поэтому их даже бывало меняли по рапорту от командира части в министерство. Но обычно приходилось за свои деньги покупать аналоги.
надеюсь через полтора года мне это все же не пригодится, но все равно спасибо, интересно.
Как делают векторные вакцины
Капитанский софт
Хороший фантастический рассказ
Fix price
300 км ради маминого оливье
Жительница Ростова-на-Дону поделилась в твиттере своей любовью к маминому оливье. Одна проблема — мама живёт за 300 километров, а навестить её в Новый год не получится.
Хотя у Юлии около 35 тысяч подписчиков в твиттере, пост не разошёлся в соцсети — но его заметили представители службы доставки Delivery Club. Через официальный аккаунт сервиса они отметились в треде и попросили адрес мамы, пообещав доставить «оливьешку в лучшем виде».
Дорога заняла около пяти часов на машине. Ради «новогоднего чуда» курьер проехал на машине больше 300 километров от Ставрополя до Ростова-на-Дону.Теперь пользователи просят привезти к мамам их самих.
Никуда не деться
Це символ
Счастье любит тишину
Просто хочу поделиться радостью)
Просто хочу повыебыватся поделится радостью) конечно не пентхаус и не в Москве а в жопе мира, но все равно мне в 22 холостяку достаточно этого, ещё 100к рублей в долгах но к счастью это последний долг, без мам и пап, вместо этого работа(строика) за рубежом и жуткая экономия спасибо китаицам за дешёвый рис и полякам за вкусные сосиски)) всем добра)
Как дома
Заботливая дочь
Подходит тут к супруге 6 летняя дочка, и говорит :
— Мамочка, я все понимаю, вам с папой тяжеловато, денежек на Новый год уйдёт много, поэтому дорогой подарок я попрошу у Деда Мороза.
Спасибо доченька. Хорошо, что дед не дурак, заранее со смартфоном подсуетился.
История о том, как мы авто у дилера «почти» без допов покупали
Что ж, подержите мое пиво, как говорится. История будет длинная и захватывающая.
В августе 2021 года решили мы с благоверным купить новую машину. Поизучав предложения на взлетевшем рынке поняли, что светит нам мало что, и из этого мало чего мы выбрали Ладу Ниву.
Особо шерстить по салонам не стали, поехали в тот, что находился ближе всего к дому. Посмотрели там на другую похожую Ниву, посидели, помяли, потыкали – прелесть, а не машина. Понятное дело, что такой машины, какая нам была нужна, в наличии не было, поэтому решили заказывать и ждать. Менеджер предложил внести предоплату за бронирование автомобиля, что мы посчитали разумным и согласились. Пришли мы наивные и не подготовленные, не имея никакого понятия о том, как оформлять такую предоплату, но нам повезло. Предоплату приняли, выдав кассовый чек с указанием позиции «Автомобиль платеж за 1 шт VINXXXXXXXXXXX» (ВИН был указан, но скрою его в целях конфиденциальности, хо-хо). Эта предоплата в последствии стала одним из инструментов воздействия на дилера.
Решили мы заявиться в салон и прощупать почву. При личном общении с менеджером выяснилось, что все наши самые стремные догадки оказались явью. Когда авто приедет в салон, никто нам его без допов не отдаст. Страшный руководитель отдела продаж стоит с раскаленной кочергой за спинами менеджеров и в любой момент готов применить ее по назначению, если маржа упадет ниже 100500%. Приводились жуткие примеры, как несчастный покупатель Нивы перед нами уехал с допами в треть стоимости автомобиля. На это мы прямо заявили, что вот эта нездоровая фигня нас не устраивает. Мы заказали Ниву в максимально возможной для нее комплектации, а все навороты сверх заводской комплектации будем делать сами, как нам нужно. Все понимаем про план продаж, и не против необходимых допов, в общем-то, даже готовы согласиться на некоторые, но не за овер-прайс, а за рыночную цену. Все наши хотелки менеджер записал на листочек и пообещал согласовывать все дальнейшие действия с нами. Но больше мы о нем не слышали, до момента приезда машины в салон.
Ушли мы расстроенные и злые. После долгой рефлексии, позиция с компромиссной сменилась на радикальную. Цель – купить авто по РРЦ (рекомендованной розничной цене) или максимально близкой к ней. Начались штудирования Закона «О защите прав потребителей», консультации в Роспотребнадзоре, раскопки крупиц информации в интернете. Онлайн-консультации в Роспотребнадзоре оказались самыми полезными. У них ограниченный тайминг (что-то около 15 минут), но можно записываться несколько раз. Также, за умеренную плату специалисты Роспотребнадзора помогут составить претензии, жалобы, иски. В интернете очень мало инфы, в основном только кликбейтные заголовки статей с нулевой полезностью, да жалестные посты на Пикабу, о том какие дилеры редиски и выкручивают руки. В общем, вот та база, которую нам удалось собрать на переговоры:
• Внимательно читать договор. В договор купли-продажи стоимость доп. оборудования вряд ли включат, скорее всего выделят в доп. соглашение, которое подписывать не нужно.
• Важно, что есть зафиксированное обязательство автосалона продать вам автомобиль (в нашем случае это был кассовый чек с указанием вин-номера и внесенной предоплатой). На основании этого мы могли требовать исполнения договора, в ответ на их отказ от продажи без доп. оборудования. Для этого нужно потребовать письменный отказ, который, конечно же, вам не предоставят. В этом случае нужно быть готовым вызывать правоохранительные органы, чтобы они запротоколировали отказ автосалона. Также специалисты Роспотребнадзора посоветовали зафиксировать на видео факт отказа менеджера от продажи авто.
• Далее, пока господа полицейские фиксируют отказ, нужно написать досудебную претензию с требованием исполнить обязательство по продаже автомобиля, формулировки досудебки также дали в Роспотребнадзоре (картинка стырена из интернета, но суть такая же).
Обязательно попросить себе копию с отметкой о приеме и оставить контактную информацию, куда направлять ответ. Либо направить претензию заказным письмом.
• Самое главное – быть готовым идти до конца. Быть настроенным твердо, но не скандально.
Пока я готовилась умереть от инсульта прям на месте, муж достал камеру и попросил менеджера повторить при свидетелях, что такое он сейчас сказал. Как ни странно, это немного сбило спесь с менеджера, и он попросился выйти поговорить на улицу, заодно и машину осмотреть. В ходе дружественной беседы цена на доп. оборудование снизилась до 45 тысяч рублей, что показалось приемлемым обеим сторонам, на чем и пожали руки. Но, уточнил менеджер, такая цена будет действовать только в кредит. Хе-хе, кредит так кредит, подумали мы.
Отправили заявки в банки и ушли ждать одобрения. Сделку назначили на следующий день. При блестящей кредитной истории мужа, банки не спешили давать одобрения, что показалось довольно странным. Только под конец следующего дня пришло одобрение от одного невзрачного банка, что показалось еще более странным. День сделки пропущен, поехали на следующий. По совершенно случайному стечению обстоятельств, наш менеджер заболел, и нас передали другому бедняге. Мы терялись в догадках, кому же нас слили – невезучему неопытному стажеру или наоборот, опытному зубру продаж?
Дождались, наконец, сертификата. От взгляда на него мы чуть со стульев не попадали (пыталась описать эту нелепицу, но проще один раз показать, чем сто раз рассказать):
Далее терпеть и играть в переговоры стало невыносимо, мы уже потребовали шаблон кредитного договора, коммерческое предложение с расшифровкой всей стоимости и график платежей. Менеджер устал бегать советоваться и повел наконец нас к кредитному специалисту, который заявил, что не может нам дать никаких документов, пока не определимся с ценой. После долгих перегавкиваний нам дали прочитать условия чужого кредитного договора, из которых стало понятно, что ставка фиксированная, и не вырастет при отказе от страхования, а также есть возможность досрочного погашения кредита с первого месяца. Значит, в период охлаждения (14 дней) после заключения договора, установленный Банком России, можно отказаться от страховок жизни и финансовых рисков с полным возвратом средств и без увеличения ставки по кредиту.
Что ж, вопрос со страховками на сумму 90 тысяч закрыт, осталось избавиться от автопомощника и снизить сумму КАСКО. К слову, как выяснилось во время бодания с автосалоном, вы не обязаны брать то КАСКО, которое предлагает вам дилер. Вы можете попросить выписку из ЭПТС и онлайн оформить КАСКО прямо в салоне, а для выдачи кредита нужен только номер полиса, не важно где и как он оформлен. Я начала оформлять КАСКО в другой страховой, мне посчитали полис вдвое дешевле, чем насчитал автосалон. Глядя на такие расклады, менеджер сжалился над нами и попросил своего страхового специалиста пересчитать наш полис – и магия! Полис подешевел до 25 тысяч.
Отлично. Осталась самая малость – «Сертификат Помощь на дороге» за 60 тысяч. Менеджер до последнего утверждал, что без этой услуги машину нам не продадут и кредит не выдадут. Машину не продадут? Что-то смутно знакомое, давайте поговорим об этом. У нас предоплата, исполняйте договор, деньги есть наличные, мы можем и без кредита обойтись. Ах, стоимость допов 45 тысяч только при условии кредита, иначе только за 70 тысяч? Ну хорошо, мы купим у вас за 70 тысяч, но вы нам предоставите прайс-листы на материалы и работы за подписью директора, а дальше мы идем в суд оспаривать их стоимость, а там уж неизвестно, как повернется.
Менеджер ушел за прайс-листами, а вернулся почему-то на щите. Леший с вами, говорит, и автопомощника уберу вам, т.к. прайс-листы куда-то потерялись. Только, чур, оценки хорошие поставьте. Да не вопрос, мы добрые. Поставим, все как попросите.
На момент написания поста, заявления на возврат страховок написаны, деньги возвращены. Также, мои маленькие любители автокредитов, знаете ли вы, что при досрочном погашении кредита можно вернуть деньги за неиспользованную часть КАСКО? Написав заявление и предоставив подтверждение, что обязательства перед банком выполнены.
• Автомобиль по РРЦ – 744 тысячи;
• Доп. оборудование (ковры, защита картера, защита КПП, защита раздатки, антикор днища) по околорыночной цене – 45 тысяч;
• Проценты банка (кредит погашен досрочно) – 4 тысячи.
И бесконечное количество утраченных нервных клеток.
Всем участникам, узнавшим себя в этой вымышленной истории, передаю пламенный привет.