Как заставить подрядчика доделать работу
Как мирно договориться со строителями в случае разногласий
Беда в том, что не все строители знают нормативную базу (а ведь обязаны), тем более что строительством занимается кто угодно, много в этом секторе иностранцев, которые о российских нормах и не слышали. Поэтому полезно будет спросить строителя по каким нормам он проводит работу и сможет ли он сдать ее вам по данным нормам. Совсем простой и полезный совет просто взять и подарить строителю соответствующий СНиП перед началом работ или когда возникли споры. То есть «дарите девушкам цветы», «дарите строителям СНиПы». Никакой конфронтации, по доброму и с юмором, а уж строитель сам все поймет, когда прочитает (если умеет читать по-русски). Простейший шаг, но может предотвратить нервотрепку и затраты времени и сил на экспертизу, может оказаться очень эффективным.
Ну а если простые методы не помогают, следует переходить к задушевным разговорам без оттенка агрессии. Особенно разговоры такого рода хороши, когда строитель уже хочет получить оплату за свою работу. Следует высказать свое уважение к нему, как к несомненному профессионалу, но сказать, что некоторые вопросы кажутся вам подозрительными и вы хотели бы развеять свои сомнения с помощью третьей стороны, которая рассудит объективно и даст ответ на вопрос «Каково качество работ?». То есть вместе (ВМЕСТЕ) со строителем в обстановке согласия составить список компаний, которые могут провести такую экспертизу. Обзвонить экспертные организации, узнать цены, сроки и возможно бросить жребий, какую фирму вызывать.
Поведение экспертов тоже важная составляющая успеха, и здесь самое важное тоже ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Пусть вам покажется, что эксперт слушает строителя слишком доверчиво, истинное его мнение будет в отчете. Не менее важно, чтобы критерием качества были в основном строительные нормативы, а уж если эксперт высказывает свое мнение, то оно было разъяснено и вам и строителю (и убедительно разъяснено!). Если все параметры измерены объективно, то даже ребенку понятно, кого не вызывай, он измерит тоже самое, а следовательно, нет смысла доводить до суда (и кстати до судебных издержек, которые оплатит виновник).
Строитель поймет вас, если все объяснить спокойно и последовательно, он ведь человек. Поймет, и пойдет навстречу!
Я отсудила 82 000 ₽ у мебельной фирмы
Компания взяла предоплату и пропала
В июне 2020 года я решила заказать встроенный шкаф в прихожую и обратилась в ноунейм-фирму, которую посоветовали родственники.
Компания получила 38 000 Р предоплаты и исчезла.
Чтобы вернуть деньги, мне пришлось делать контрольную закупку — фиктивный заказ мебели для родителей, вызывать полицию и в итоге идти в суд. По закону я могла требовать сумму в два раза больше той, что заплатила. Суд меня поддержал — взыскал в мою пользу 81 957,6 Р сверх предоплаты, которую фирма вернула до разбирательства.
В 2022 с новыми знаниями
Как я заказала шкаф
В 2020 году из-за пандемии мне пришлось отменить все планы по заграничным путешествиям. Поэтому, чтобы совсем не заскучать на самоизоляции, я подумала о ремонте в своей однокомнатной квартире. К лету подошла очередь обновлять коридор: очень давно туда просился большой шкаф-купе.
Я изучила разные предложения — и расстроилась. Предварительная стоимость шкафа по индивидуальным размерам была для меня очень высокой: от 65 000 Р в малоизвестных фирмах до 90 000 Р и выше в компаниях, которые у всех на слуху.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р я была не готова» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Позже родственники посоветовали мне производителя мебели из Московской области — сказали, что фирма работает качественно и по адекватным ценам. Результаты работы я видела своими глазами — мебель в квартирах родственников мне нравилась. Меня ничто не смутило, и я решила заказать шкаф у этого производителя.
2 июня я написала фирме в «Вотсап» — номер телефона мне дал брат. Попросила прикинуть цену по моим замерам и примерному проекту шкафа. Также уточнила, работает ли производство полноценно в условиях карантина. Мне ответили, что мебель делают в штатном режиме, примерный расчет меня устроил, поэтому я пригласила замерщика на 7 июня.
я заплатила в качестве предоплаты
Р — меня устраивала. Также по договору я должна была заплатить 5300 Р за сборку мебели и 2500 Р за доставку» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Когда я поняла, что меня обманули
Когда заявленный срок изготовления шкафа истек, со мной никто не связался. Я была в отъезде и решила самостоятельно позвонить подрядчику 13 июля, когда вернусь домой. На звонки мне не ответили, но на следующий день замерщик сообщил в «Вотсапе», что сроки сдвигаются на неделю.
Спустя неделю шкаф снова не привезли. Я снова написала в мессенджер и позвонила — в ответ была тишина. В договоре я нашла телефон менеджера, который в итоге взял трубку. Он услышал мою фамилию и причину звонка, пообещал перезвонить позже и тоже пропал.
Я сильно запереживала: все это уже было похоже на развод. Поэтому подключила друзей: попросила их звонить в фирму со своих номеров. Это тоже не помогло. В таком нервном состоянии прошло два дня, после чего в «Вотсапе» пришло сообщение с извинениями и информацией, что шкаф снова задерживается. Новая дата была уже на три недели позже той, что указана в договоре: 29 июля вместо 8. Ничего было не поделать — я возмутилась и стала ждать обозначенного дня.
Параллельно я зашла в «Яндекс-карты», чтобы найти еще какие-то контакты подрядчика, и в свежих отзывах об организации увидела, что я не первый обманутый заказчик. Конечно, в обещанный день никто со мной не связался и мебель не привез.
Тут мы с братом, который заказал у этой фирмы тумбочку по старой дружбе без договора и тоже ничего не получил, начали думать, что нам делать дальше.
Попытка найти подрядчика
Мы с братом решили поехать по адресу производства, который был указан в договоре. Это оказалось в 30 километрах от моего дома. Параллельно я пыталась сообщить подрядчику по всем доступным каналам связи, что мы выехали и вызовем полицию, если он продолжит скрываться. Ответа на звонки и смс я не получила.
Мы приехали на производство — и не увидели примерно ничего: никаких людей или машин, только большие закрытые сооружения, похожие на ангары. На одном из них висела единственная желтая вывеска с названием фирмы, поверх которой был наклеен лист бумаги: «Закрыто! Не работаем!». Смысла вызывать полицию по этому адресу не было.
В этот момент маме пришла в голову мысль сделать «новый заказ» для других людей по другому адресу — и так поймать мошенников. На звонки подрядчик не отвечал, поэтому мама отправила смс на номер замерщика: спросила, можно ли заказать мебель. Ответили ей что-то вроде «конечно, присылайте адрес».
Как прошла «контрольная закупка»
Мы выбрали день, когда должен был приехать замерщик, — 2 августа. План был такой: я и брат, как обманутые покупатели, должны были поджидать мастера в квартире родителей, готовые в любой момент вызывать полицию.
Мы придумали целый сценарий, как родители будут «заказывать» мебель для себя, а параллельно снимать все скрытым образом на телефон — впоследствии это должно было стать доказательством, что фирма все же работает и принимает заказы. Еще продумали, как сделать фотографию паспорта замерщика, на случай если он попробует скрыться до приезда полиции: в договоре были данные только юридического лица, а о мастере мы ничего не знали.
Все происходило как в типичном российском сериале нулевых про детективов: родители отыгрывали свои роли как настоящие актеры и параллельно вели съемку, а мы с братом прятались в соседней комнате и ждали момента, чтобы выйти «на сцену». Когда родители перешли к «заключению договора» и сделали фото документов замерщика, мы вышли и раскрыли истинную причину встречи.
Сказать, что замерщик — он же менеджер и генеральный директор, как мы уже поняли, — был в шоке, это ничего не сказать. Он пытался убедить меня подождать еще немного, но возвращать предоплату отказывался. На вопросы, почему он не выходил на связь, отвечал, что был слишком занят: много заказов.
Потом подрядчик начал спорить и звонить «своим юристам» — мирно решить спор и разойтись уже не получалось. В итоге мы вызвали участкового и наряд полиции, который прождали около часа, сидя все вместе на кухне.
Можно ли было снимать подрядчика на видео
Неудивительно, что подрядчик загрустил. Не знаю, что ему сказали «его юристы», но перспективы для него были весьма печальные: получать от людей деньги обманом — это мошенничество.
В случае Татьяны мошенничество выражалось в преднамеренном неисполнении договора. Она потеряла более 10 000 Р — это значительный ущерб.
За такое грозит уголовная ответственность: от штрафа в размере до 300 000 Р до лишения свободы на срок до 5 лет.
Правда, факт обмана не всегда просто доказать. Человек может сказать, что хотел выполнить заказ, но не успел: мол, сам не виноват, это все поставщики, мировой финансовый кризис и коронавирус. В такой ситуации полиция уголовное дело не возбуждает и, когда есть договор, отправляет решать спор в суд.
Татьяна практически не оставила подрядчику возможности оправдаться. То, что она сделала, нельзя назвать полноценной контрольной закупкой: такую закупку может проводить только орган государственного контроля. Он проверяет, как компании и ИП исполняют обязательные требования при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Бывает еще проверочная закупка — это оперативно-разыскное мероприятие, проводить которое могут только правоохранительные органы.
Действия Татьяны отдаленно похожи на проверочную или контрольную закупку, но фактически ими не являются. С точки зрения закона автор собирала доказательства. Она создала ситуацию, когда подрядчик при свидетелях заявил, что готов принять новый заказ, хотя никакого производства у него нет, а на двери офиса — замок.
С такими доказательствами у него почти не оставалось шансов: если бы он не вернул деньги или не сделал шкаф, полиция бы поняла, что он и не собирался ничего делать, а деньги хотел присвоить. Родители Татьяны могли дать показания, что подрядчик собирался заключить новый договор, а фотографии приобщили бы к уголовному делу как доказательства. Поэтому у подрядчика оставался единственный выход: вернуть деньги. Раз деньги вернули, то и ущерба нет, а значит, уголовное дело возбудить нельзя.
Спустя неделю фирма вернула мне 38 000 Р за шкаф, а брату — 5000 Р за тумбу. Еще через день на мою карту пришло 1721,28 Р — неустойка за просрочку изготовления мебели, которую подрядчик рассчитал по договору. Моральный вред мне никто компенсировать не собирался.
Я была возмущена суммой, которую выплатила фирма, потому что потратила много времени и нервов. К тому же я два месяца не могла закончить ремонт, мне надо было искать новых изготовителей и снова ждать, когда сделают шкаф. Позже я выяснила, что размер неустойки должен быть выше, чем было предусмотрено в нашем договоре.
А еще — что по закону «О защите прав потребителей» я могу рассчитывать на штраф за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя: 50% от суммы, которую взыщет суд. Я сообщила все это подрядчику в «Вотсапе» и пригрозила иском.
Как защитить себя от нерадивых подрядчиков. Включаем голову и учимся составлять договор
Основатель проекта по спасению еды Eatme Рудольф Ан столкнулся с недобросовестностью разработчиков мобильного приложения для своего сервиса. Специалисты на аутсорсинге передали часть заказа субподрядчику, но получить от него приложение так и не удалось. Доделывал работу нанятый в штат сотрудник. Директор компании — разработчика приложений и юрист помогли нам разобраться, как с помощью договора и мер предосторожности избежать подобных проблем.
Выбрать: штатный сотрудник vs подрядчик
Если приложение простое, по нему нет жёстких сроков и планируется какое-то его дальнейшее развитие, то предпочтителен вариант с штатным сотрудником.
Если нужно выдать результат за короткий срок или проект технически сложный — нужно искать подрядчика. И желательно с опытом работы в сфере, для которой разрабатывается приложение. При выборе подрядчика нужно обратить внимание на реализованные им проекты. Также важен размер компании: в штате должны быть не только программисты, но как минимум аналитик, дизайнер, тестировщик.
К нам приходили клиенты с неудачным предыдущим опытом. Как правило, разработчика сначала выбирают по цене: где дешевле, туда и идут. Потом возникают стандартные проблемы: приложение работает нестабильно, приходится возвращать на доработку по несколько раз. Этот процесс затягивается надолго.
Разобраться с техническим процессом
К сожалению, в подобных ситуациях в техническую сторону процесса надо погружаться, чтобы понимать, когда и что надо проконтролировать.
Надо работать в команде с подрядчиком, прислушиваться к его советам. Как правило, сотрудники подрядчика — специалисты своего дела и плохого не посоветуют. Но не стоит отпускать их в самостоятельное плавание и ждать конца срока по договору.
Очень важно, чтобы подрядчик проводил промежуточные демонстрации. Нужно смотреть результат раз в две-три недели и своевременно давать обратную связь — что нравится, а что нет.
Если готовый продукт рассчитан на обычных пользователей, любой предприниматель сможет оценить его удобство/неудобство. Если разрабатываемый продукт сложный, для оценки нужно привлекать технического специалиста.
Техническое задание и прототип приложения (схематическая визуализация разрабатываемого приложения) лучше всего подготовить заранее совместно с подрядчиком и заплатить за работу. Это позволит за небольшой бюджет понять уровень профессионализма исполнителя.
Прописать всю ответственность в договоре
В договоре обязательно должна быть прописана ответственность за несоблюдение сроков, зафиксирована стоимость. Не успел подрядчик разработать приложение в срок — все авансы вернутся в полном объёме и можно начинать всё заново.
Бесплатная гарантийная поддержка должна быть не менее шести месяцев. Подрядчик должен передать клиенту исключительные права и исходный код приложения.
Если итоговый результат не удовлетворил, нужно подробно в письменном виде зафиксировать свои недовольства и отправить их исполнителю. Никаких актов приёма-передачи подписывать не надо.
Также важно сопоставить полученный результат с договорённостями и не требовать от подрядчика того, что изначально не фиксировали в техническом задании.
Если подрядчик нарушает условия договора: срывает сроки, отдаёт не соответствующий продукт, но при этом отказывается переделывать, возвращать деньги и т. п., тогда стоит идти в суд.
Согласовать все существенные условия
Как правило, проект договора предлагает подрядчик и интересы заказчика в нём могут просто не учитываться.
Первое условие. Важно детально прописать предмет договора подряда. Для его согласования надо определить три элемента: содержание, объём и результат выполняемых работ.
Содержание работ можно зафиксировать в самом договоре либо в отдельном приложении к нему: техническом задании или смете. Опишите перечень и состав всех работ. Укажите, какую именно работу подрядчик будет выполнять. Можете отметить количество действий, которые должен совершить подрядчик в ходе работ.
Необходимо конкретизировать в договоре, какой результат работ в итоге получит заказчик. Возможно, стоит разбить исполнение договора на этапы, чётко прописать промежуточные сроки, а также что является промежуточным результатом работ, каков порядок сдачи-приёмки. В противном случае, если контрагент исполнит договор лишь частично, в суде придётся устанавливать объём и стоимость выполненных обязательств.
Промежуточные сроки выполнения работ разумно привязать к стоимости промежуточного результата. Но если не указать в договоре чёткие этапы работ, за выполнение которых следует оплата, то любые текущие платежи будут авансами.
Второе условие — сроки начала и окончания работ.
Если есть отдельные этапы, нужно прописать промежуточные сроки. Недостаточно указать в договоре только сроки его действия: даты вступления в силу и окончания. Это не будет согласованием начального и конечного сроков работ. Следует указать период времени, в течение которого подрядчик обязан выполнить работу.
Статья 190 ГК РФ предусматривает исчерпывающий перечень способов определения срока: календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Проще говоря, есть сроки определённые, а есть определимые — т. е. с указанием на наступление какого-то события.
На практике много ошибок вызывает порядок определения договорных сроков с указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Очень часто события, к которым стороны договора привязывают начало или окончание какого-либо срока, не обладает признаком неизбежности наступления, поскольку зависит от воли и действий сторон. Это, например, касается предоплаты.
Неточности и отсылочные условия в этом случае могут сыграть злую шутку. При возникновении спора можно будет руководствоваться только положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения. А условия договора применить не получится.
Чтобы не допустить этого, начало срока исполнения стороной своих обязательств лучше сформулировать, например, так:
«Заказчик должен осуществить предоплату в течение 20 рабочих дней, а Подрядчик выполнить работы в течение 30 рабочих дней с момента подписания договора. При этом, если предоплата не поступит в установленный срок, выполнение работ отодвигается на то количество дней, которое составила просрочка».
Неоднозначных формулировок нужно избегать. Если одно и то же условие можно трактовать двояко, то подрядчик в случае спора сможет попытаться обернуть его в свою пользу. И нет гарантии, что суд не согласится с предложенной им трактовкой. Так, у судов нет единого мнения: входит или нет дата после предлогов «до» и «по» в срок исполнения обязательств. Чтобы избежать неопределённости, добавляйте в условие о сроке слово «включительно».
Если не согласовать существенные условия договора, есть риск, что суд признает его незаключённым. А это значит, что вы не взыщете неустойку, которую предусмотрели за нарушение обязательства и убытки из-за неисполнения договора подряда, не сможете руководствоваться условиями договора в случае судебного спора.
Предусмотреть компенсацию возможных рисков
Прописать в договоре, как будете возлагать расходы на подрядчика, если он нарушит условия о качестве работ. Это необходимо сделать, поскольку заказчик вправе по своему выбору потребовать безвозмездно устранить недостатки, соразмерно уменьшить цену за работу либо возместить свои расходы на устранение недостатков, когда такое право предусмотрено договором.
Пример формулировки условия о возмещении расходов на устранение недостатков:
«В случае неустранения подрядчиком недостатков работ в установленный срок Заказчик вправе самостоятельно либо с привлечением третьих лиц устранить данные недостатки и потребовать с подрядчика возмещения своих расходов на их устранение».
Пример формулировки об уменьшении цены на сумму расходов:
«В случае неустранения Подрядчиком недостатков работ в установленный Заказчиком срок Заказчик вправе устранить недостатки самостоятельно либо поручить их устранение третьему лицу и на сумму расходов по устранению недостатков соразмерно уменьшить цену выполненных работ, предварительно письменно уведомив об этом Заказчика».
Согласовать сумму гарантийного удержания. Так называют часть стоимости работ, которую заказчик не выплачивает подрядчику до тех пор, пока не закончится гарантийный срок. За счёт этих средств в дальнейшем можно будет покрыть свои расходы, если подрядчик выполнит работы с нарушениями. Сумма удержания составляет обычно до 10% от стоимости работ.
При формулировании условий удержания нужно чётко оговаривать, в каком порядке и какие требования вы будете вправе удовлетворить за счёт гарантийного удержания.
«Заказчик перечисляет подрядчику оставшиеся 5% от стоимости выполненных работ по договору не позднее 30 дней с момента полного окончания работ, включая устранение выявленных недостатков и подписание Заказчиком акта сдачи-приёмки работ».
Условие о гарантийном удержании удобно тем, что вы сможете погасить свои требования к подрядчику, например, о возмещении расходов на устранение недостатков, за счёт средств того самого удержания.
Но подрядчик вправе не отдавать нам результат работ до тех пор, пока вы ему не заплатите. Это общее правило (с. 712 ГК РФ — «Право подрядчика на удержание»). Однако заказчик вправе его ограничить в своих интересах, зафиксировав соответствующее условие в договоре.
Условие об ограничении на удержание может быть сформулировано следующим образом:
«Настоящим стороны по договору согласовали, что Подрядчик не будет иметь прав, предусмотренных статьёй 712 ГК РФ».
Включить в договор положение, что за пользование предоплатой или авансом начисляются проценты («проценты на неотработанный аванс»), например, в связи с расторжением договора. Если не прописать такое условие, будет невозможно взыскать проценты по статье 317.1 ГК РФ — «Проценты по денежному обязательству». Поскольку они начисляются, только если это предусмотрено законом или договором.
Возможная формулировка в данном случае:
«На денежные средства, подлежащие возврату подрядчиком в связи с расторжением договора, подлежат начислению проценты по ст. 317.1 ГК РФ».
Такое условие позволит начислить проценты, в т. ч. и по ст. 395 ГК РФ («Ответственность за неисполнение денежного обязательства»), которые подрядчик не сможет уменьшить неустойку по ст. 333 ГК РФ.
Недостатки в работе. Пошаговая инструкция по строительному спору
Видео-блог Адвоката Мугина А.С.
ПОДПИСАТЬСЯПодписывайтесь на мой канал в Telegram
Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
Опишу на примере конкретном примере как выиграть суд у нерадивого подрядчика на деле, которое недавно закончил. Из этой статьи вы узнаете на что необходимо обратить внимание, если вы собрались поспорить с подрядчиком, а также покажу типичные ошибки, которые допускают недовольные результатом работы заказчики.
Счастливый обладатель подмосковной дачи давно мечтал о бассейне. Нашел компанию, которая заверила его, что сделает все быстро и качественно.
Заказчик оплатил аванс, рабочие приступили к работе, однако через некоторое время стало очевидно, что результат работ будет не совсем таким, как ожидал заказчик. Не будучи экспертом можно было понять, что недостатки носят существенный характер. Однако подрядчик не спешил их устранять и продолжал работу.
Как часто бывает, подрядчик в ходе выполнения работ предложил увеличить стоимость работ, при этом также стало понятно, что к установленному договором сроку работы не будут выполнены.
После отказа заказчика оплачивать дополнительные деньги между заказчиком и подрядчиком произошел разговор на повышенных тонах и подрядчик ушел с объекта.
Ожидания заказчика попользоваться бассейном в обозначенные сроки не оправдались и он жаждал крови.
Сначала в ходе беседы заказчик хотел заставить подрядчика доделать работу и устранить недостатки. Пришлось ему объяснить, что по закону нет такого механизма, чтобы заставить кого-то доделать работу. Действительно, даже если предположить, что суд вынесет решение об обязании кого-либо выполнить работу, каким образом исполнять такое решение? Не будет же судебный пристав силой тащить рабочих на стройку и дубинкой бить подрядчика, если тот откажется… рабский труд у нас запрещен конституцией.
Кстати, защищая подрядчиков, в том числе строительные компании, которые обслуживаются у нас, иногда приходится встречаться с такими требованиями заказчиков, то есть некоторые заказчики даже в суд с такими требованиями обращаются, а по факту просто тратят ресурсы на такие бесперспективные споры. Не делайте так.
Если работы выполнены с недостатками, то закон (ст. 723 ГК РФ) предусматривает для заказчика только право потребовать:
– безвозмездного устранения недостатков в разумный срок. В данном случае потребовать, конечно можно, но если подрядчик отказывается устранять недостатки, либо просто игнорирует требование, то заставить его в судебном порядке, как я уже написал выше, перспективы нет. Казалось бы право потребовать у заказчика есть, а как обязать не понятно. Да и не всегда целесообразно поручать подрядчику устранение недостатков, бывает квалификация рабочих такова, что они только еще хуже сделают. Ниже расскажу логику правоприменителя (суда).
– соразмерного уменьшения цены. Тут развитие событий также будет зависеть от того оплачена ли работа авансом вперед или заказчик может удержать из стоимости работ, стоимость устранения недостатков. Зачастую, если работы оплачены авансом, подрядчики отказываются возвращать деньги.
– возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено договором. Зачастую заказчики начинают устранять недостатки самостоятельно, не осознавая последствий своих действий. Если коротко, то для того, чтобы заказчик мог рассчитывать на взыскание расходов на устранение недостатков он должен как минимум надлежащим образом зафиксировать такие недостатки, верно определить стоимость их устранения, убедиться, что договором ему предоставлено право на устранение недостатков.
Недостатки фиксируются путем проведения строительно-технической экспертизы, о которой подрядчик должен быть заблаговременно уведомлен. Все что касается таких экспертиз – достаточно большая тема, которую я постараюсь описать в отдельной статье.
Что же делать, если подрядчик отказывается устранять недостатки, не желает уменьшать цену работ на стоимость устранения недостатков или если договором не предусмотрено право заказчика устранять недостатки самостоятельно?
Если требование об устранении недостатков проигнорировано подрядчиком, то надо исходить из того, что самым логичным является воспользоваться иными правами – потребовать соразмерного уменьшения стоимости работ, либо устранить недостатки самостоятельно.
Вы, конечно, можете взять инструменты в руки и сами устранить недостатки, но надо позаботиться о том, чтобы как то оценить вашу работу, если вы решите впоследствие взыскать с подрядчика стоимость устранения недостатков, проще привлечь третьих лиц).
Если подрядчик не согласен на уменьшение стоимости работ, то заказчик, которые оплатил работы вперед авансом, вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с подрядчика соответствующих сумм. Тут также необходимо будет доказать суду факт наличия недостатков, а также стоимость их устранения.
Что касается самостоятельно устранения недостатков, то тут надо смотреть договор.
Если договором такое право заказчику не предусмотрено, то надо проверить действует ли договор, не истек ли срок его действия. Если договор продолжает действовать, например, содержит фразу, что «договор действует до исполнения сторонами своих обязательств», то перед тем как приступить к устранению недостатков необходимо также, во-первых, зафиксировать факт наличия и стоимость устранения недостатков, а, во-вторых, расторгнуть договор, направив подрядчику отказ от исполнения договора (тут тоже надо в договоре посмотреть порядок расторжения договора, иногда в договорах прописывают, что договор считается расторгнутым по истечение определенного срока с момента направления подрядчику или получения отказа подрядчиком, соответственно до расторжения договора недостатки лучше не устранять.
Если же заказчик вправе устранять недостатки, то также – фиксируем факт наличия недостатков и стоимость устранения, отказываемся от исполнения договора, в зависимости от обстоятельств, полностью или частично, после чего можно приступать к устранению недостатков.
Некоторые распространенные ошибки, которые допускают заказчики в строительных спорах:
После того, как я объяснил заказчику, что в данном случае заставить подрядчика устранить недостатки мы не сможем, я организовал проведение осмотра бассейна специалистом, который сделал вывод о том, что устранение недостатков возможно только посредством полного демонтажа и выполнения работ заново, стоимость которых была фактически соразмерна сумме аванса.
Подрядчику была направлена претензия с требованиями:
1) добровольно вернуть оплаченный аванс;
2) выплатить денежные средства в счет возмещения расходов, которые будет необходимо понести для устранения недостатков;
3) выплатить неустойку, а с учетом того, что по Закону о защите прав потребителей она составляет 3% за каждый день просрочки и на момент отказа от договора прошло больше месяца, неустойка была сильно больше цены договора;
4) компенсировать моральный вред;
5) компенсировать расходы на проведение экспертизы.
Претензия была проигнорирована подрядчиком и мы обратились с исковым заявлением о взыскании соответствующих сумм со «злодея».
Итого, при оплаченном заказчиком авансе в 388 688 руб. с подрядчика было взыскано 1 968 265 руб.
Сейчас еще обратились в суд с заявлением о взыскании судебных расходов, так что доверитель точно останется «при своих».
Если остались вопросы, а они наверняка будут – лучше звоните 8 906 767 45 66, а то в комментариях не всегда оперативно могу отвечать.
А вот собственно и решение о взыскании с подрядчика денежных средств (так сказать, судебная практика по строительным спорам):
Хорошо, только еще нужно добиться исполнения решения суда.
Исковое заявление по этому делу добавьте в эту статью тоже, чтобы понимать с чем обращались в суд и что получили в решении.
что просили, то и получили, исковое не приложу, но могу сделать такое же для любого за отдельную плату)