Как заставить ребенка аутиста кушать
Значение коррекции питания в терапии расстройств аутистического спектра у детей
Статья содержит обзор современных литературных данных, посвященных использованию безглютеновой, безказеиновой и кетогенной диет в комплексном лечении детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены вопросы лабораторной диагностики непереносимо
The article contains a review of current literature data on the use of gluten-free, casein-free and ketogenic diets in the complex treatment of children with autism spectrum disorders. The questions of laboratory diagnostics of intolerance of food components are considered, examples of clinical efficiency of correction of food, and also the researches reflecting lack of dynamics in sticking to the diets are given.
Расстройства аутистического спектра (РАС) можно отнести к числу тех патологий, распространенность которых во всем мире в последние годы возрастает в геометрической прогрессии. Согласно последним статистическим сведениям аутичные черты отмечаются у каждого 60-го ребенка на планете. По некоторым данным РАС коснулись 1–2% населения всего мира [1–2]. Общая распространенность аутизма в США в группе детей 4-летнего возраста достигала в 2010 г. 13,4 на 1000, возросла до 15,3 к 2012 г. и еще через 2 года (2014 г.) составила 17,0 на 1000 детского населения. Учеными замечена тенденция увеличения числа детей с аутизмом в этой возрастной группе, объясняемая тем, что диагноз РАС впервые устанавливается чаще именно в 4-летнем возрасте. Таким образом, рост количества пациентов отмечается из-за случаев впервые официально диагностированных расстройств. Авторы отмечают значимость ранней диагностики РАС для организации своевременной терапевтической помощи, психолого-педагогической коррекции, что, безусловно, будет положительно влиять на результаты для детей с аутизмом [3]. Аутизм называют «неврологической чумой XXI века», в связи с чем всестороннее изучение вопросов ранней диагностики, всестороннего лечения и комплексной реабилитации является крайне актуальным [2].
В настоящее время продолжаются исследования, посвященные патогенетическим аспектам развития РАС, изучаются топографические особенности головного мозга. Новый виток развития получили в последние годы исследования механизмов влияния желудочно-кишечного тракта на возникновение расстройств и обоснование использования диет в комплексном лечении [4–5].
В объективе научных исследований в основном находятся глютен, казеин и углеводы пищи как основные компоненты питания, элиминация из пищи которых может способствовать улучшению течения заболевания. Наиболее изученной и широко распространенной среди пациентов с РАС является безглютеновая диета (БГД). При проведении собственных исследований установлена высокая частота встречаемости непереносимости глютена у детей с РАС. У 33 детей с аутизмом в возрасте от 2,5 до 15 лет определены генетические и серологические маркеры непереносимости глютена. При этом у 41,9% пациентов установлено наличие генетической предрасположенности к целиакии, а у 13,8% определяется чувствительность к глютену. Следует отметить, что необходимо использовать индивидуальный подход при назначении и оценке эффективности БГД [5–6].
J. W. Blackett с соавт. изучили структуру заболеваемости пациентов, проходящих лечение в медицинском центре Колумбийского университета в 2011–2016 гг., придерживающихся диетотерапии. Авторами установлено, что из 769 стационарных больных 63,6% не имели целиакии. Остальные пациенты имели такую патологию, как воспалительные заболевания (OR 1,56; 95% ДИ 1,02–2,41) и синдром раздраженного кишечника (OR 6,16; 95% ДИ 2,11–10,23), заболевания щитовидной железы (OR 2,73; 95% ДИ 1,22–6,10 — для гипертиреоза и OR 2,06; 95% ДИ 1,39–3,06 — для гипотиреоза), системная красная волчанка (OR 2,87; 95% ДИ 1,13–7,29) и РАС (OR 23,42; 95% ДИ 5,29–103,73), что позволяет предположить, что пациенты с данными заболеваниями используют диетотерапию как дополнительный терапевтический фактор, несмотря на необоснованную доказательную базу [7]. Существует исследование, подтверждающее использование БГД на момент опроса или в прошлом 31,5% детьми с РАС в возрасте 30–68 месяцев. Родители всех пациентов отмечают клинический эффект от использования как со стороны желудочно-кишечного тракта, так и психоневрологического статуса. При этом из всех пациентов, когда-либо использовавших БГД, лишь в половине (50,7%) случаев диетотерапия была назначена врачом [8]. Ряд исследований подтверждают повышение титров серологических маркеров непереносимости глютена (антител к глиадину и деамидированным пептидам глиадина) при проведении лабораторной диагностики у детей с РАС [6, 8]. H. D. Pusponegoro с соавт. [9] в своем исследовании демонстрируют противоположные данные. Ученые провели рандомизированное контролируемое двойное слепое исследование с участием 74 пациентов детского возраста с аутизмом, которым было предложено соблюдать БГД в течение недели. После подведения итогов установлено отсутствие клинического эффекта. F. Navarro с соавт. предложили детям с РАС 4-недельный курс БГД, при этом они также не отмечали наличие клинического эффекта [10].
Литературные данные об использовании безказеиновой диеты (БКД) крайне ограничены в связи с тем, что практически в 100% случаев исключение казеина происходит совместно с ограничением в питании глютена, а данные по использованию также противоречивы. A. Piwowarczyk с соавт. наблюдали 214 детей с РАС, половина которых соблюдали БГД и БКД, при этом не отмечали, за редким исключением, статистически значимых различий в основных симптомах патологии между группами детей в зависимости от приверженности к диетотерапии. Однако авторы научной работы установили существенные улучшения в отношении показателей «коммуникация» и «социальное взаимодействие» согласно Гиллиамской шкале оценки аутизма (GARS; Gilliam Autism Rating Scale; Gilliam и соавт., 1995; Рейтинговая шкала аутизма Гиллиама). При анализе по стандартизированной датской схеме показатели «аутичные черты», «общение» и «социальный контакт» у детей, соблюдающих диету, также значительно превышали таковые у обследуемых, не имеющих ограничений в питании. Другие отличия, которые были установлены, касались родительской оценки. При этом не отмечалось негативных последствий от соблюдения диеты [11]. После проведения анализа литературы, имеющейся на 2019 г., C. Millward с соавт. сделали вывод о том, что проведенные ранее научные исследования демонстрируют хорошие результаты использования БГД и БКД у детей с РАС, однако, по мнению ученых, недостаточно данных для того, чтобы включать диетотерапию в курс терапии РАС, необходимо проведение крупномасштабных, рандомизированных контролируемых исследований [12].
K. W. Lange с соавт. проанализировали питание детей с РАС, проживающих в Великобритании. Установлено, что более 80% обследованных используют диетотерапию, при этом практически треть (29%) из них придерживаются БГД/БКД. При этом, со слов родителей, отмечается значительное улучшение основных клинических проявлений заболевания [13]. Опрос 387 родителей пациентов детского возраста с РАС показал, что при использовании БГД/БКД отмечается положительная динамика в поведении детей, их социализации, а также снижение симптомов нарушения со стороны пищеварительной системы в сравнении с опрошенными, не соблюдающими диету [14]. Имеются сведения о том, что существенное значение в отношении эффективности имеет возраст ребенка на момент начала использования диетотерапии [12, 14].
Использование кетогенной диеты (КГД) — относительно недавнее направление в коррекции питания детей с аутизмом. O. El-Rashidy с соавт. обследовали 45 детей в возрасте 3–8 лет, которых разделили на 3 группы по 15 человек в каждой. Первую группу составили пациенты, использующие КГД, вторую — соблюдающие БГД/БКД, а в третью группу включены дети, не имеющие ограничений в питании (контрольная группа). Анализ состояния неврологического статуса, антропометрические данные и оценка по шкалам рейтинга детского аутизма (CARS; Childhood Autism Rating Scale, Schopler et al., 1988; Ранговая шкала детского аутизма) и оценки лечения аутизма (ATEC; Autism Treatment Evaluation Checklist) проведены до начала диетотерапии и через полгода после ее введения детям всех обследуемых групп. В результате обе группы детей, приверженных к диетам, продемонстрировали существенное улучшение показателей ATEC и CARS в сравнении с группой контроля, при этом данные обследования пациентов из 1-й группы превосходили таковые при анализе познавательности и коммуникабельности у детей 2-й группы [15].
При сочетанном соблюдении БГД и КГД в течение 3 месяцев положительную динамику в CARS-2 (Childhood Autism Rating Scale — Second Edition; Schopler и соавт., 2010; Ранговая шкала детского аутизма, вторая редакция) наблюдали в отношении целенаправленных движений, страха или нервозности (р = 0,031, р = 0,008, р = 0,039). Отмечали также взаимосвязь с изменениями показателей в сравнении с базовыми уровнями липопротеинов высокой плотности (ρ = –0,67, p = 0,007) и альбумином (ρ = –0,60, p = 0,019). При использовании сочетания БГД и КГД в течение 6 месяцев, согласно тестированию по ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule — Second Edition; План диагностического обследования при аутизме, второе издание) 10 человек имели достоверно устойчивое улучшение общего показателя ADOS-2 и социального взаимодействия по сравнению с базовыми показателями (p = 0,019; p = 0,023), однако значимого улучшения показателей ограниченного и повторяющегося поведения не было выявлено (p = 0,197) [16].
H. Cekici и N. Sanlier утверждают, что для пациентов с РАС может быть одинаково полезно использование БГД, БКД, КГД, куркумина, верблюжьего молока, пробиотиков и ферментных препаратов. Все это может приводить к нивелированию симптомов РАС, а употребление сахара, пестицидов, добавок, генетически модифицированных продуктов, неорганически обработанных пищевых продуктов и трудноперевариваемых крахмалов может привести к усугублению симптомов патологии [16].
Особенно хочется отметить, что, вводя ограничения в питание детей, нельзя забывать о возможных нарушениях в состоянии нутритивного статуса растущего организма. В литературе неоднократно описывались изменения, возникающие на фоне использования диетотерапии, характерные для детского возраста. Согласно результатам собственных исследований, изменения в состоянии нутритивного статуса у детей и подростков с РАС проявляются у 21,9% пациентов повышением индекса массы тела, а у 18,7% — его снижением. Ожирение 1–2 степени имеют 12,5%, при этом у 6,2% обследуемых определяется белково-энергетическая недостаточность 1-й степени. Снижение уровня сывороточного железа отмечается у 37,3% детей, а общего кальция у 45,1% пациентов. Вышеперечисленные изменения отмечаются равномерно, вне зависимости от приверженности к соблюдению БГД, однако нами выявлены несколько закономерностей. Так, у детей, длительно соблюдающих БГД, показатель сывороточного железа с возрастом достоверно возрастает, в то время как при несоблюдении диеты — незначительно снижается (p
И. А. Бавыкина, кандидат медицинских наук
ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России, Воронеж
Значение коррекции питания в терапии расстройств аутистического спектра у детей/ И. А. Бавыкина
Для цитирования: Лечащий врач № 8/2019; Номера страниц в выпуске: 45-47
Теги: дети, аутистические расстройства, питание, диета
Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом есть твердую пищу?
Эрготерапевт об обучении кусанию и жеванию во время еды
Моему ребенку четыре года, и у него диагностировали расстройство аутистического спектра. Он не ест практически ничего, если не сделать из этого пюре. Он отказывается есть кусочки твердой пищи, если это не сырные шарики, и он не умеет пить из соломинки. Как мне научить его жевать настоящую еду?
На вопрос отвечает эрготерапевт Мойра Пена, которая работает в Сети лечения аутизма организации Autism Speaks, в детской реабилитационой больнице в Торонто.
Спасибо за ваш вопрос. Судя по вашему описанию, у вашего сына есть орально-моторные трудности, которые мешают ему жевать. Сырные шарики, например, не требуют жевания, если он просто позволяет им растаять во рту.
Другие признаки орально-моторных трудностей включают:
— Проблемы с речью (произнесением звуков).
— Приоткрытый рот в спокойном состоянии.
— Трудности с задуванием свечей/выдуванием мыльных пузырей.
— Трудности с питьем через соломинку.
— Слишком продолжительное жевание.
— Попытки достать или поместить еду в рот с помощью пальцев.
Многие дети с орально-моторными проблемами не могут инстинктивно научиться жевать твердую пищу. Для того, чтобы понять эти трудности, нужно рассмотреть, какие мышцы участвуют в жевании.
Чтобы правильно разжевать еду, особенно мясо, овощи и фрукты, человек должен использовать то, что мы называем вращательным жеванием. Это движение, во время которого пища перемещается из середины рта к коренным зубам, а затем обратно к середине рта. Кроме того, вращательное жевание требует двигать языком из одной стороны рта в другую. Мы называем этот навык «латерализация языка».
Важность обследования у специалиста
Я могу порекомендовать вам несколько стратегий, которые могут помочь вашему сыну в домашних условиях. Но в первую очередь необходимо, чтобы его обследовал специалист. Это может быть логопед или эрготерапевт, у которого есть опыт работы с проблемами питания.
Крайне важно, чтобы специалист дал заключение, что ваш сын может есть твердую пищу без опасности для себя. Если учить ребенка есть ту еду, с которой он пока не может справиться, то у него будет высокий риск подавиться. Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще.
Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности.
Очень важно, чтобы специалист понаблюдал, как именно ест ваш ребенок. Это наилучший способ определить, в чем суть проблем. Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома.
Как только вы установили, что для вашего ребенка безопасно есть твердую пищу, вот несколько общих стратегий, которые вы можете попробовать (если возможно, под руководством специалиста, компетентного в вопросах питания):
— Делайте пюре все гуще. Экспериментируйте, добавляя крахмал или измельченные хлопья в пюре, которые вы делаете. Старайтесь сделать его именно гуще, а не добавлять твердые кусочки пищи. Это позволит постепенно увеличить работу мышц, связанную с едой.
— Пробуйте разные виды мягкой еды. Поощряйте сына пробовать разные продукты, из которых можно сделать пюре. Например, это может быть картофельное или яблочное пюре. Если он будет хорошо воспринимать такое разнообразие, то попробуйте твердые, но очень мягкие продукты. Например, это могут быть бананы, творог, яичница-болтунья.
— Моделируйте, как откусывать маленькие кусочки. Вместо того, чтобы класть кусочки еды в рот ребенка, покажите ему, как откусить маленький кусочек от целого.
— Моделируйте, как жевать. Да, это значит, что вы будете жевать с открытым ртом! Пусть ваш ребенок увидит, куда попадает еда, когда вы жуете. Надо показать ребенку, что вы жуете коренными зубами. Я предлагаю преувеличенные движения при жевании. Попросите ребенка имитировать вас.
— Практика и еще раз практика. Очень важно, чтобы ваш ребенок постепенно приобретал навыки жевания еды. Поначалу для практики кусания и жевания вы можете подобрать продукты, сильно напоминающие его любимые сырные шарики. Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей.
— Попробуйте жевательные продукты. Я предлагаю попробовать прийти к продуктам, которые требуют продолжительного жевания. Например, это могут быть ломтики сушеного манго или вяленое мясо. Дополнительный плюс — пока их не разжуешь, откусить от них невозможно.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
12 Советов по приему пищи для детей с аутизмом
У многих аутичных детей возникают проблемы во время еды. Некоторые более ранние оценки показывают, что от 46 до 89 процентов этих детей очень избирательны в еде (1).
В тяжелых случаях ограниченная диета может привести к дефициту питательных веществ, замедлению роста или потере веса.
Вот другие связанные с питанием проблемы, с которыми могут столкнуться дети-аутисты:
Прочтите 12 советов, которые помогут вам улучшить питание вашего аутичного ребенка.
1. Расслабление перед ужином
Если время приема пищи стало источником конфликта, помощь вашему ребенку в снижении стресса перед едой может побудить его к тому, чтобы он стал более терпимым к тому, чтобы сидеть и есть.
Расслабление может включать в себя все, от чтения любимой книги с ребенком до активного отдыха в спокойной обстановке.
2. Исключение проблем с желудком
Если ваш ребенок часто чувствует дискомфорт во время еды, это может привести к стрессу. Для проверки на предмет возможных заболеваний, которые могут вызывать дискомфорт или боль, рекомендуется обратиться к врачу.
Согласно одному исследованию 2014 года, посвященному желудочно-кишечным проблемам и аутизму, дети-аутисты чаще страдают желудочно-кишечными проблемами, чем их нейротипичные сверстники (2).
Проблемы могут вызывать такие симптомы, как:
Итак, если прием пищи является источником стресса для вашего аутичного ребенка, вы можете поговорить с его врачом о возможных связанных с ним проблемах со здоровьем.
3. Составление графика приема пищи
Строгий график приема пищи часто очень важен для аутичных детей. Он предусматривает определение времени приема пищи. Регулярные приемы пищи и перекусы помогут вашему ребенку понять, чего ожидать.
Если ваш ребенок ест перед телевизором, в пути или вообще не за столом, специалисты Marcus Autism Center советуют постепенно вводить семейный ужин и другие приемы пищи в специально отведенных местах (3).
Для начала они предлагают, чтобы ваш ребенок сидел всего в течение 30 секунд и постепенно увеличивал время, в течение которого вы ожидаете, что он будет сидеть за столом вместе с вами. В идеале вы можете увеличивать продолжительность обедов до 15 или 30 минут.
4. Медленное добавление новых продуктов
Если ваш ребенок ест только несколько продуктов, вы можете постепенно приучать его к новым продуктам. Для этого к регулярно съедаемой пище попробуйте добавить новую еду. Цель состоит в том, чтобы постепенно добиться принятия новой пищи с очень медленным введением. Иногда это называют «цепочкой еды».
Например, если ваш ребенок ест только белые тосты, вы можете начать с включения в рацион белых тостов, но других производителей. Затем вы можете ввести цельнозерновой сорт и, в конечном итоге, добавить небольшое количество сливочного масла, варенья или других намазок.
5. Поощрение игры с едой
Нет, вам не нужно начинать драку едой, но вы можете мотивировать своего аутичного ребенка пробовать новую пищу, поощряя его играть.
Это может быть похоже на создание забавных фигур из еды или изучение текстуры и запаха еды. Идея состоит в том, чтобы ваш ребенок как можно больше увлекался едой.
Это также может включать помощь вашего ребенка в приготовлении еды. Если вы предложите ребенку приготовить еду, это может побудить его попробовать то, что он готовит.
6. Добавление овощей семейства крестоцветных
Крестоцветные овощи обладают рядом полезных свойств. Многие из них богаты витаминами, минералами и клетчаткой. Вот примеры овощей семейства крестоцветных:
Некоторые данные свидетельствуют о том, что сульфорафан, химическое вещество, содержащееся в овощах семейства крестоцветных, может оказывать положительное влияние на аутизм.
Обзор пяти небольших клинических исследований 2020 года показал, что у аутичных детей и взрослых, получавших добавки сульфорафана, улучшились социальные и поведенческие оценки (4).
Однако важно помнить, что это исследование все еще ограничено, и, чтобы понять, влияет ли и как влияет сульфорафан на аутистическое поведение, необходимы дополнительные исследования.
Перед тем, как начинать давать ребенку какие-либо добавки всегда консультируйтесь с его врачом и тесно сотрудничайте с ним, чтобы отслеживать эффекты от использования любых добавок.
7. Сосредоточение на еде, а не на поведении
Поведение, связанное с приемом пищи, может помочь вашему ребенку избежать еды.
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на негативном или деструктивном поведении, сосредоточьтесь на том, чтобы попытаться вовлечь ребенка в разговор о еде. Вы можете спросить о цвете, текстуре и вкусе еды, чтобы попытаться привлечь его внимание.
Если вы хотите поговорить о поведении, постарайтесь сосредоточиться на хорошем поведении. Попробуйте похвалить ребенка за то, что он хорошо сидит, пробует новую еду или другие положительные поступки, которые, по вашему мнению, он совершает, вместо того чтобы сосредотачиваться на отрицательном поведении.
8. Управление своими ожиданиями
Человека, который чувствует разочарование или подавленность, когда его ребенок отказывается от еды или у него истерика во время еды, можно понять. Тем не менее важно помнить, что эти действия – их способ взаимодействия.
Постарайтесь познакомить ребенка с его прогрессом в еде и отпраздновать маленькие победы во время еды.
Терпение также является ключевым моментом. По данным Child Mind Institute, иногда может потребоваться более 10 воздействий на пищу, прежде чем ребенок или взрослый поймет, нравится она им или нет (5).
Также проясните свои ожидания. Это может выглядеть так, как если бы вы поставили на стол таймер, чтобы показать ребенку, как долго он должен сидеть, или сообщите ему, какие продукты будут добавлены в его тарелку.
9. Перед тем, как начать новую диету, посоветуйтесь с врачом
Есть много вариантов диеты, которые некоторые родители с аутичными детьми называют эффективными, в том числе безглютеновая диета или диета без казеина. Такой диетический подход исключает из рациона вашего ребенка многие продукты, в том числе все, что сделано из пшеницы или молочных продуктов, соответственно.
Хотя этим диетам уделяется много внимания, по данным исследования 2015 года, мало доказательств того, что они приносят пользу большинству людей с аутизмом (6).
Вместо того, чтобы пробовать новую диету, прежде чем вносить какие-либо серьезные изменения в рацион питания, поговорите с врачом вашего ребенка.
10. Избегайте зависимости от бренда
Зависимости могут сформироваться, когда вы даете своему ребенку только пищу или вид еды одного производителя.
Вместо того, чтобы подавать еду прямо из упаковки, попробуйте вынуть еду из нее и почаще меняйте бренд продукта, чтобы избежать зависимости от бренда.
11. Работа с экспертами
Родителям и опекунам аутичных детей следует подумать о работе с диетологом. Он может помочь определить, есть ли у вашего ребенка дефицит питательных веществ, и подскажут, как улучшить рацион.
Он также может работать с вами и вашим ребенком, чтобы придумать новые идеи в отношение еды.
Вот другие типы специалистов, которые могут помочь с поведением в еде и временем приема пищи:
12. Поддержание осанки ребенка
Хорошо известно, что у некоторых аутичных детей возникают проблемы с осанкой и походкой. Если ваш ребенок борется с осанкой, он может больше сосредотачиваться на том, чтобы оставаться в вертикальном положении и сидеть, чем на еде во время еды.
Чтобы помочь в этом, попробуйте использовать подушки или свернутые полотенца, чтобы поддерживать их бедра и спину, сидя за столом.
В идеале стол должен быть на уровне локтей, а ноги должны стоять на земле. Также может помочь установка ступеньки перед стулом для поддержки ног.
Подведем итог
Что бы вы ни пытались, просто помните, что вы не одиноки. Использования нового метода или работы со специалистом может быть достаточно, чтобы побудить вашего ребенка пробовать разные продукты, снизить стресс перед едой и уменьшить некоторые виды негативного поведения.
Если вы все еще расстроены, посоветуйтесь с врачом вашего ребенка по поводу рекомендаций других специалистов.
Материал основан на научных данных. Цифры в скобках (1, 2, 3) являются интерактивными ссылками на рецензируемые научные статьи. Подготовлен специалистами исключительно в ознакомительных целях. Его не следует использовать в качестве руководства для лечения заболеваний, и он не может заменить профессиональную медицинскую консультацию, диагностику или лечение. В случае заболевания или каких-либо симптомов, вам не следует заниматься самолечением и всегда следует обращаться к врачу.
Эта статья была полезна для вас? Поделитесь ей с другими!
- School dance что это за подписка
- Автокад приложением обнаружено что в операции предполагается участие ad объектов разных версий