Как заставить ребенка читать книжки

Приучаем ребенка читать книги: 10 полезных советов

Как заставить ребенка читать книжки. prew knigi. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-prew knigi. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка prew knigi

Что делать, если ребенок категорически отказывается читать? Кто-то использует насильственные методы, кто-то быстро отступает и решает, что их чадо обойдется в жизни и без чтения. Оба пути нельзя назвать правильными. Проблема решается гораздо легче. Понять, как приучить ребенка читать книги, как правильно действовать родителям, поможет наша статья.

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

Они не понимают значения слов в обычном тексте.

На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.

Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка

Как заставить ребенка читать книжки. nehotya. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-nehotya. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка nehotya

Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?

Обычно дети отвечают так:

«Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»

Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.

«Рассказы, повести — это скукота»

Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.

Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора.

..», а не «Алису в Стране чудес».

«Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»

Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.

Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах.

Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.

Источник

Приучить ребёнка к чтению нужно до 8 лет, но рано учить читать – бесполезно

Как научить читать и не привить отвращения к книге

Яна Москаленко продакт-менеджер мобильного приложения »Буковки: учимся читать весело!»

Способов научить ребенка читать существует множество, но ни один не гарантирует превращения навыка чтения в любовь к книге. Поэтому приучать ребенка к чтению нужно не с изучения букв, а с совместного досуга, в котором книга будет занимать главное место.

Как заставить ребенка читать книжки. thinkstockphotos 461214567. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-thinkstockphotos 461214567. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка thinkstockphotos 461214567

И всё же организовать ненавязчивый процесс обучения чтению стоит — хотя бы потому, что в недавнем исследовании обнаружили чёткую связь между прогрессом в чтении в возрасте семи лет и социально-экономическим успехом в сорок. Что же надо знать о том, как ребенок осваивает речь и чтение?

Все дети учатся говорить — значит, научатся и читать

Формирование грамотности — это постепенный, непрерывный процесс обучения, который направлен на понимание и использование языка, и длится от рождения до восьмилетнего возраста. В течение этого периода дети сначала учатся использовать устные формы языка (слушание и говорение), а затем начинают понимать смысл письменных форм (чтение и письмо).

Трудно поверить, но когда вы поднимаете своего долгожданного малыша на ручки, смотрите ему в глаза, что-то нежно проговаривая, вы уже помогаете делать первые шаги к развитию речи.

Маленькие дети продолжают развивать навыки слушания и разговорной речи, когда сообщают о своих потребностях и желаниях с помощью звуков и жестов, неразборчиво лепечут себе и окружающим, произносят первые слова и быстро добавляют к ним новые. Большинство детей, которые были окружены языком с рождения, свободно говорят в трехлетнем возрасте.

Каждый из 6000 языков в мире использует различный ассортимент фонем — отличительных звуков, используемых для формирования слов. Когда взрослые слышат другой язык, они могут не заметить различий в фонемах, которых нет в их родном языке. Младенцы же рождаются со способностью слышать эти различия. Их милая болтовня включает в себя гораздо больше звуков, чем те, что используются в родном языке. Примерно через 6-10 месяцев дети начинают игнорировать фонемы, с которыми не сталкиваются. Они повторяют только те звуки, которые слышат от своих самых близких и частых собеседников.

Как развивается речь ребенка

В течение первого года жизни дети слышат речь как ряд отдельных, но бессмысленных слов. К 1 году большинство начинают связывать слова со значением. Они понимают названия, используемые для обозначения знакомых предметов, частей тела, животных и людей.

На этом этапе дети упрощают процесс изучения таких соответствий:

Как заставить ребенка читать книжки. 92816321. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-92816321. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка 92816321

По мере того, как дети развивают языковые навыки, они отказываются от этих допущений и изучают новые слова и значения. С этого момента прогресс в освоении языка заметно ускоряется.

Вот типичная последовательность развития речи:

Как приучить ребенка читать: 10 шагов

Как можно заметить, дети осваивают язык с самого рождения, органично и естественно, наслаждаясь процессом обучения! Если вы хотите так же успешно встроить в «образовательную программу» освоение навыков чтения, в рекомендациях ниже наверняка найдёте то, что подходит именно вам и вашему ребенку.

Источник

Что делать, если ребенок не хочет читать?

Почему ребенок не хочет читать. Советы психолога родителям

Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.

В том анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу. Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.

Как заставить ребенка читать книжки. 126903286. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-126903286. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка 126903286

Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех, кто его любит. Неслучайно в голове родственников рисуются страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр.

Оптимизма ради стоит заметить, что, вырастая, многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.

Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе. Помните, как мы жадно «глотали» крапивинские новеллы, прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.

Ну и конечно, не хлебом единым жив человек. Не будем повторять штампы о «сокровищнице мирового духа. » и пр.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Нечитающие родители. Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие книгами. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Неверный способ обучения чтению. Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм», «Эн» и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ», а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ. А. ЭМ. А». Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу. В эту же категорию попадает азбука с картинками («М» — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква «М» может обозначать два звука [м] (твердый) и [м’] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук [м] мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и. по душе вам. Мама тоже должна заниматься с удовольствием! Наиболее действенные методики — по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).

Неверный выбор книги. Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для «первого чтения». Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное — это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Насилие. Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Отнеситесь ответственно к выбору книги

Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете — все это я встречала в книжках для своего двухлетнего малыша. Если ваш ребенок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку. Я до сих пор с огромным удовольствием перечитываю истории о Винни-Пухе.

Создавайте книги сами!

Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка «Поверь в свое дитя». Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком — он будет в восторге

Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и слоги в слова, но читают с неохотой, есть очень интересные советы от кандидата психологических наук Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает несложные и яркие методы (цитируем по ее работе «Чтобы ребенок любил читать. «).

Метод Кассиля

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу). «

Чтение с удовольствием. Читайте ребенку и вместе с ребенком!

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому. «.

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему малышу.

Источник

Как заставить ребенка читать книжки

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

Как заставить ребенка читать книжки. image0711. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-image0711. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка image0711
Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.

Как заставить ребенка читать книжки. image0612. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-image0612. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка image0612
Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.

Как заставить ребенка читать книжки. image0515. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-image0515. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка image0515
Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.

Как заставить ребенка читать книжки. image0910. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-image0910. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка image0910
От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.

Как заставить ребенка читать книжки. image0322. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-image0322. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка image0322
Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.

Как заставить ребенка читать книжки. image0039. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-image0039. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка image0039
А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.

Как заставить ребенка читать книжки. image0811. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-image0811. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка image0811
Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.

Как заставить ребенка читать книжки. image109. Как заставить ребенка читать книжки фото. Как заставить ребенка читать книжки-image109. картинка Как заставить ребенка читать книжки. картинка image109
И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Источник

Как заставить ребенка читать?

Можно ли убе­дить ребенка читать? Стоит ли тра­тить время на раз­го­воры о пользе чте­ния или лучше жестко при­нуж­дать к нему? Что делать роди­телю, кото­рый в отча­я­нии опус­кает руки, потому что ребе­нок не читает, и в школе за ним закре­пи­лась репу­та­ция лен­тяя? О мифах, сте­рео­ти­пах и ошиб­ках роди­те­лей гово­рим с дет­ским ней­ро­пси­хо­ло­гом Марией Чибисовой.

В пер­вом классе ребе­нок плохо читал, с тру­дом скла­ды­вал буквы в слова. Со вре­ме­нем выра­бо­тался навык чте­ния, однако ни в десять, ни в четыр­на­дцать лет ребе­нок так и не имеет при­вычки читать. При этом у всех в семье выс­шее обра­зо­ва­ние, все много читают и счи­тают чте­ние неис­чер­па­е­мым ресур­сом и чрез­вы­чайно важ­ным уме­нием. Что делать?

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забы­вать и учи­ты­вать время, в кото­ром живем. Сего­дня инфор­ма­ция вос­при­ни­ма­ется спо­со­бом, отлич­ным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и жур­налы — это был основ­ной спо­соб полу­че­ния инфор­ма­ции. Сего­дня мы полу­чаем ее через ком­пью­тер и из интер­нета. Поэтому тре­бо­ва­ния пап и мам отно­си­тельно чте­ния часто не совсем адек­ватны и не учи­ты­вают совре­мен­ный кон­текст. Это во-первых.

Во-вто­рых, нередко роди­тели слиш­ком эмо­ци­о­нальны в своих ожи­да­ниях. В доку­ча­ю­щих и стро­гих раз­го­во­рах могут про­скаль­зы­вать выра­же­ния: «не будешь читать, вырас­тешь двор­ни­ком…». Силами роди­те­лей про­ис­хо­дит под­мена смыс­лов. Вме­сто «читать — это инте­ресно и боль­шое удо­воль­ствие», полу­чаем: «читать — это пра­вильно, нужно».

Такого рода ожи­да­ния от род­ствен­ни­ков вызы­вают у ребенка прежде всего напря­же­ние, кото­рое рож­дает ком­плекс «соот­вет­ствия ожи­да­ниям». Сам факт чте­ния пере­стает быть для него про­цес­сом и пре­вра­ща­ется в «пунк­тик». Чте­ние же ста­но­виться нагруз­кой, напря­же­нием и на выходе вызы­вает протест.

Именно поэтому очень мно­гие роди­тели стал­ки­ва­ются с тем, что у совре­мен­ных детей вообще нет инте­реса к кни­гам, они их не воспринимают.

Но есть же и дру­гая сто­рона. Дети испы­ты­вают слож­но­сти с чте­нием, легко утом­ля­ются. Разве не нужно их насильно застав­лять читать, чтобы через регу­ляр­ность выра­бо­та­лась привычка?

«Как заста­вить читать?» — такой фор­му­ли­ровки вовсе не должно быть. В этом сло­во­упо­треб­ле­нии сразу слы­шен нега­тив­ный под­текст: чте­ние — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чте­ние — это один из навы­ков ребенка, кото­рый может при­но­сить удо­воль­ствие и явля­ется поло­жи­тель­ным момен­том в его жизни.

В послед­нее время вообще наблю­да­ется тен­ден­ция нагне­та­ния обста­новки не только вокруг чте­ния, но в целом вокруг обу­че­ния детей, под­го­товки их к школе. Обу­че­ние стало зани­мать черес­чур много вре­мени в жизни ребенка, по срав­не­нию с тем, как это было раньше. Так же воз­росли эмо­ции роди­те­лей в этом отно­ше­нии. Эмо­ции совер­шенно кон­крет­ные, кото­рые навя­зы­ва­ются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отлич­ни­ком. Регу­лярно роди­тели пере­но­сят на ребенка соб­ствен­ный школь­ный опыт, часто нега­тив­ный. Про­цесс школь­ного обу­че­ния таким обра­зом ста­но­вится очень напря­жен­ным. И чте­ние здесь самый пока­за­тель­ный пример.

Мно­гие роди­тели наивно пола­гают, что если мой ребе­нок умеет читать, к школе он готов. Это огром­ная ошибка. И это абсо­лютно не так.

Чте­ние и письмо —это послед­ние вещи, кото­рые дол­жен уметь делать дошколь­ник. Пер­вич­ным явля­ется уро­вень раз­ви­тия выс­ших позна­ва­тель­ных функ­ций: спо­со­бен ли он кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние, как раз­виты у него само­кон­троль и моти­ва­ция. Речь уже не об игро­вой моти­ва­ции, кото­рая к школе еще оста­ется в активе любого ребенка, а о позна­ва­тель­ной. Спо­со­бен ли ребе­нок без вся­кого дав­ле­ния со сто­роны, по соб­ствен­ной ини­ци­а­тиве и с есте­ствен­ным инте­ре­сом, сидеть и что-то изу­чать? Хва­тает ли у него на это сил?

Очень часто (до пер­вого года жизни) роди­тели пока­зы­вают мла­денцу буквы на кар­точ­ках, рас­счи­ты­вая научить его читать: «такой малень­кий, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для роди­те­лей это больше удо­вле­тво­ре­ние своих амби­ций, чем есте­ствен­ных потреб­но­стей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физио­ло­ги­че­ски в годо­ва­лом воз­расте еще не сфор­ми­ро­ваны отделы голов­ного мозга, отве­ча­ю­щие за раз­ли­че­ние зна­ков, их удер­жа­ние и вос­про­из­ве­де­ние. В луч­шем слу­чае, если что-то и удастся, так это выра­бо­тать услов­ный рефлекс.

Если ребе­нок гар­мо­нично раз­ви­ва­ется с пер­вых лет жизни, если роди­тели вни­ма­тельны к ходу про­цесса его раз­ви­тия, вни­ма­тельны к его потреб­но­стям в этом раз­ви­тии и дают ребенку то, что в каж­дый кон­крет­ный период жизни ему нужно и важно, тогда чте­ние появится само собой и про­блем с ним не возникнет.

Как много при­ме­ров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно —это про­ис­хо­дит в пять-шесть лет, ино­гда даже в четыре. Они начи­нают про­яв­лять инте­рес к бук­вам, к над­пи­сями на улице, быстро схва­ты­вают и запо­ми­нают. И для этого вовсе не нужно орга­ни­зо­вы­вать какой-то спе­ци­аль­ный про­цесс. Воз­ник­но­ве­ние этого инте­реса — при­знак физио­ло­ги­че­ской сфор­ми­ро­ван­но­сти мозга, под­го­тов­лен­но­сти к вос­при­я­тию дан­ной инфор­ма­ции. Но ни в коем слу­чае не нужно тут же нагру­жать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каж­дый день, как уроки. Чте­ние не должно пре­вра­щаться в «обя­за­ловку». Оно должно быть при­ят­ным вре­мя­пре­про­вож­де­нием, в кото­ром ребе­нок дости­гает успе­хов, увле­ка­тель­ной игрой. Задачи, кото­рые роди­тель ста­вит перед ребен­ком, должны быть осно­ваны не на ожи­да­ниях, а на возможностях.

Застав­лять ребенка читать насильно нельзя тем более. Вся­кое наси­лие все­гда имеет послед­ствия. Как мини­мум, чте­ние не будет доб­ро­воль­ным и есте­ствен­ным про­цес­сом. В вопросе чте­ния одно­значно должна быть сво­бода. Ребенку должно нра­виться читать. Ведь чте­ние это заня­тие, кото­рое по опре­де­ле­нию не может не нра­виться. Мы должны про­бу­дить инте­рес к этому про­цессу, под­дер­жать, помочь пре­одо­леть труд­но­сти. Глав­ный вопрос, кото­рый дол­жен сто­ять перед роди­те­лями: не «как заста­вить?», а «как помочь в чтении?»

Суще­ствует мне­ние, что если ребе­нок будет видеть роди­теля с кни­гой, то он непре­менно зачитает.

Не то, чтобы непре­менно, но доля веро­ят­но­сти дей­стви­тельно повы­ша­ется. Если ребе­нок с ран­него воз­раста видит, что книга — обыч­ный и нуж­ный пред­мет в доме, ею поль­зу­ются все, что посред­ством книги он сам полу­чает поло­жи­тель­ные эмо­ции, веро­ят­ность того, что и дальше он захо­чет полу­чать эти эмо­ции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а роди­тели тре­буют от ребенка того, что не делают сами, то чте­ние может стать полем сопро­тив­ле­ния и войны между ребен­ком и взрос­лыми. Отно­ше­ние к чте­нию должно быть нор­маль­ное, не сильно эмо­ци­о­нально заря­жен­ное и ско­рее пози­тивно окрашенное.

Если роди­тели зани­ма­ются соб­ствен­ным раз­ви­тием, и ребе­нок наблю­дает это, если он видит, что папа и мама сами много чем инте­ре­су­ются, в том числе читают, чте­ние для них не напря­жен­ный труд, а лег­кий и при­ят­ный досуг, то дети под­пи­ты­ва­ются от этого эмоционально.

Когда ребе­нок малень­кий, мы готовы быть снис­хо­ди­тель­ными к отсут­ствию инте­реса к чте­нию. Но хоте­лось бы, чтобы дости­гая опре­де­лен­ного воз­раста, 10–14 лет, ребе­нок все-таки читал и ини­ци­а­тива исхо­дила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-раз­ному. От одного ребенка ини­ци­а­тива не исхо­дит, а от дру­гого исхо­дит, но пред­по­чте­ние отда­ется лите­ра­туре не по воз­расту: вме­сто романа — комиксы. С чем это может связано?

Давайте нач­нем с тех, кто постарше. Четыр­на­дцать лет — это под­рост­ко­вый воз­раст, когда моти­ва­ция у чело­века уже совсем не позна­ва­тель­ная. В этом воз­расте дети обычно начи­нают хуже учиться и терять инте­рес к учебе. Это нор­мально. Не нужно рас­счи­ты­вать, что инте­рес к кни­гам у ребенка будет больше и искрен­нее, чем к обще­нию. Если ребе­нок раз­ви­ва­ется нор­мально, то кни­гам он пред­по­чтет обще­ние со сверст­ни­ками. А вот если в четыр­на­дцать лет он сидит с книж­кой, то это ско­рее гово­рит о том, что он ухо­дит в свой мир и, воз­можно, неком­пе­тен­тен среди сверст­ни­ков и в коммуникациях.

Дети 8–11 лет — совер­шенно дру­гая исто­рия. Это как раз самый позна­ва­тель­ный воз­раст. Веду­щая дея­тель­ность, то есть обу­че­ние, у них должно быть в норме. А тут роди­тели хотят, чтобы ребе­нок читал серьез­ные книги. О чем это гово­рит? Только об их соб­ствен­ных амби­циях: посмот­рите, какой у нас раз­ви­той ребе­нок, какая у нас обра­зо­ван­ная и интел­ли­гент­ная семья.

В комик­сах ничего пло­хого нет. С одной сто­роны, это модно и при­нято среди сверст­ни­ков, с дру­гой, — это про­сто: круп­ный текст, кра­соч­ные кар­тинки, не нужно при­ла­гать усилий.

Конечно же не послед­нюю роль в чте­нии (и инте­ресе к про­стому про­смат­ри­ва­нию комик­сов) играют труд­но­сти физио­ло­ги­че­ского харак­тера. Сей­час у очень мно­гих детей мы наблю­даем именно функ­ци­о­наль­ные труд­но­сти. Как пра­вило они явля­ются след­ствием и дефи­цита вни­ма­ния, и силь­ной утом­ля­е­мо­сти, и труд­но­стями усво­е­ния дви­га­тель­ной программы.

У детей, кото­рые не пол­зали до года, или пол­зали мало, со вре­ме­нем обна­ру­жи­ва­ются слож­но­сти письма и чте­ния. Во время пол­за­ния (дви­га­тель­ного раз­ви­тия) усва­и­ва­ется дви­га­тель­ная про­грамма, когда мы науча­емся малень­кие эле­менты скла­ды­вать в более круп­ные. Звуки — в слоги, слоги — в слова, слова — в пред­ло­же­ния. В основе этого про­цесса лежит усво­е­ние дви­га­тель­ной программы.

А если не физио­ло­гия, то с чем еще может быть свя­зан отказ от чте­ния детьми, напри­мер, поэ­зии, объ­ем­ных романов?

Мы с вами живем в эру ком­пью­тера и теле­ви­зора. Инфор­ма­ция дается и полу­ча­ется в при­ми­тив­ной и лег­кой форме. Такой спо­соб вос­при­я­тия инфор­ма­ции — спо­соб пас­сив­ный. Чело­веку все и сразу предо­став­ля­ется в раз­же­ван­ном виде. От него не тре­бу­ется ника­кого допол­ни­тель­ного напря­же­ния. Вни­май и все. Мозг быстро науча­ется рабо­тать на сни­жен­ной энер­го­за­трат­но­сти, не пере­на­пря­гаться. Чте­ние — это про­цесс, во время кото­рого чело­век задей­ствует много выс­ших пси­хи­че­ских функций.

Но кате­го­ри­че­ски отме­тать все: ком­пью­тер, интер­нет, теле­ви­зор нельзя, потому что рано или поздно при­дется столк­нуться с тем, что «запрет­ный плод сла­док». Неудо­вле­тво­рен­ность из-за запре­тов, неком­пе­тент­ность среди сверст­ни­ков может вызвать уже новые про­блемы. Роди­тели должны уметь быть гиб­кими и пони­мать, что вольны здесь под­ска­зы­вать и направ­лять ребенка, пред­ла­гая, напри­мер, раз­ви­ва­ю­щие ком­пью­тер­ные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что ком­пью­тер или теле­ви­зор утом­ляет и пере­воз­буж­дает нерв­ную систему, но при этом не раз­ви­вает ее и мозг —это факт.

Если гово­рить о языке, то дей­стви­тельно он упро­стился. И детям все слож­нее вос­при­ни­мать стихи. К тому же рит­ми­че­ская орга­ни­за­ция играет не послед­нюю роль. Если, напри­мер, ребенку мало читали сти­хов в дет­стве, то инте­реса к ним у ребенка не воз­ник­нет, ему будет сложно вос­при­ни­мать этот жанр и в сред­нем возрасте.

Поэтому как можно раньше начи­найте читать ребенку хоро­шие стихи, чтобы у него про­сы­па­лось удо­воль­ствие от зву­ча­ния слов, рифмы, их пони­ма­ния. Зани­май­тесь его позна­ва­тель­ным раз­ви­тием. Играйте в игры на вни­ма­ние, реак­цию, запо­ми­на­ние, раз­ви­ва­ю­щие про­стран­ствен­ное мыш­ле­ние, мел­кую и круп­ную мото­рику и т.д. Раз­ви­вайте выс­шие пси­хи­че­ские функ­ции у ребенка. Это и будет луч­шей под­го­тов­кой к чте­нию и помо­щью в осво­е­нии чте­ния и письма.

К раз­ви­тию ребенка нужно под­хо­дить с раз­ных сто­рон. Одно­значно нужно вме­сте читать, так же как при­вле­кать к куль­туре: ходить в театры, слу­шать вме­сте клас­си­че­скую музыку. Ребенка важно куль­турно раз­ви­вать. Если вся семья посе­щает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так при­нято», а потому что это вызы­вает много поло­жи­тель­ных эмо­ций, то без­условно это про­бу­дит инте­рес и к чте­нию. Ком­пью­тер и теле­ви­зор должны вызы­вать тре­вогу роди­те­лей, когда они зани­мают все место и время в жизни ребенка, и при­во­дят в целом к неже­ла­нию раз­ви­ваться в пол­но­цен­ным смысле этого слова.

Читайте детям с ран­него воз­раста, под­би­рая книги по воз­расту, потреб­но­стям, а глав­ное инте­ресу. Не живите соб­ствен­ными амби­ци­ями или навя­зан­ными пред­став­ле­ни­ями о ребенке, ори­ен­ти­руй­тесь на него самого и ско­рее всего в буду­щем чте­ние не будет вызы­вать у вашего ребенка сложностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *