Как заставить ребенка высморкать нос
Как заставить ребенка высморкать нос
Многие родители детей полуторагодовалого возраста продолжают чистить носик ребенка аспираторами и резиновыми грушами, несмотря на то, что в этом возрасте его уже пора начать учить сморкаться. Дети в возрасте 1,5 лет уже больше общаются с другими детьми, а поэтому чаще болеют и страдают от насморка. Но приступать ребенка к обучению сморканию лучше всего тогда, когда он вполне здоров и нос у него не заложен.
Для начала купите малышу 5-6 штук носовых платков с изображением различных сказочных персонажей, и покажите ему, какие носовые платки есть у мамы и папы.
1. Дети в 1,5 года уже знают, что собака лает, а кошка мяукает. Если ребенка спросить: «Как лает собака?», он отвечает: «Гав-гав». Купите малышу игрушечного ежика или найдите его изображение в книжке, и покажите ему как пыхтит ежик, выдувая воздух из носа. Наверняка, увидев вас пыхтящего, малыш сначала улыбнется, но через несколько таких наглядных уроков он сам будет сопеть и фырчать носом, если вы зададите ему вопрос: «Как ежик пыхтит?».
3. Очень любят дети старше одного года играть вместе с родителями. Им нравится соревноваться с ними, слышать слова похвалы и восхищения из их уст. Научить ребенка сморкаться поможет мини-игра: «У кого носик сильнее?». Вместе с ребенком выдувайте из носа воздух в подвешенный на веревочке маленький кусочек бумаги или перышко. От чьего выдыхания листочек сильнее шевелится, у того носик и сильнее. Когда у ребенка заложен нос, предложите ему эту игру, а когда у него вылезут сопелки, дайте ему носовой платок и покажите, как надо пользоваться им.
4. Чтобы малыш понял, как надо выдувать воздух, сначала сдуйте с ним вместе зажженную свечу или мыльные пузыри с помощью рта. Затем попробуйте сдуть их носом.
5. Нарежьте из разноцветной фольги, которой заворачивают подарки и цветы, различные фигурки и положите их на маленькую доску. Сдуйте фигурки носом, затем соберите их и попросите ребенка, чтобы он сам попробовал сдуть их.
6. В одну ноздрю ребенка засуньте маленький кусочек ваты, а другую прикройте пальцем и пусть малыш дует носом. Увидев, как ватка вылетает, малыш заинтересуется этим процессом, и попросит его повторить вновь.
Не ругайте и не торопите ребенка, наберитесь терпения и не забывайте его хвалить за успехи. Если у ребенка никак не получается сморкаться в платок и он раздражается во время занятий, то временно вернитесь к аспиратору или почистите его нос ватным жгутиком. По истечении времени продолжайте обучать малыша высмаркиванию, не разрешайте ему втягивать сопли внутрь, чтобы избежать попадания их в уши и гайморовы пазухи.
При покупке одежды ребенку постарайтесь выбрать те модели, у которых есть удобные кармашки для ношения носового платка. Когда ребенок научится пользоваться платком самостоятельно, можно переходить на бумажные платочки. Они гигиеничнее и удобнее, их не нужно стирать и гладить. Купите сразу пачку бумажных платочков и попросите ребенка при необходимости поделиться с ними с другими детьми в садике. Покажите ему, что эти платочки одноразовые, и каждый должен пользоваться только своим платком. Особенно полезно использовать такие платки во время сезонных всплесков ОРВИ и гриппа.
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СМОРКАТЬСЯ?
Начинать стоит, когда кроха уже понимает обращенную речь и может понемногу выполнять просьбы взрослого. Для обучения сморканию существует несколько игровых методик, и задача родителей – выбрать те из них, которые понравятся малышу и приведут к желаемому результату.
Еще нужно помнить о том, что нельзя сморкаться из обеих ноздрей сразу. С самого детства важно учить малыша освобождать сначала одну ноздрю (зажав вторую), а потом другую. Ну и, конечно, надо своевременно менять платки или же пользоваться одноразовыми бумажными салфетками.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫСМАРКИВАТЬСЯ?
Для начала нужно просто научить ребенка выдувать носом воздух, причем подобные уроки можно проводить не только во время болезни, а и тогда, когда кроха здоров.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МАЛЫША НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ?
Пытаться снова и снова или же на время отложить обучение? Каждый родитель должен решать этот вопрос сам исходя из интересов малыша. Если кроху не раздражают занятия, то можно продолжать, а если малыш напрягается при одном слове «сморкаться», стоит пока вернуться к аспиратору (соплеотсосу).
Единственное «НО»: если карапуз вместо высмаркивания систематически втягивает сопли еще глубже, то обучение следует на время прекратить (или же применить какой-то другой метод), потому как это может привести к возникновению осложнений со стороны ушек.
В любом случае, надо показывать ребенку пример и обращать его внимание на то, что все дяди, тети и большие детки умеют сморкаться, но ни в коем случае не стыдить и не ругать его за то, что он еще не овладел данным навыком. Нужно просто подождать. Всему своё время.
Как научить ребенка сморкаться?
Заложенный нос может быть настоящим мучением для ребенка и его родителей. Далеко не каждый малыш спокойно позволяет проводить облегчающие носовое дыхание процедуры с аспиратором. Поэтому по достижении ребенком определенного возраста, обычно одного – полутора лет, родители задаются вопросом: «Как научить ребенка сморкаться?».
Зачем учить ребенка сморкаться
Воспалительный процесс сопровождается выработкой большого количества слизи. Эта, по сути, защитная реакция, является следствием воспалительного процесса и нужна она для того, чтобы помочь слизистой и полости носа очиститься и удалить вирусы, бактерии, продукты борьбы с инфекцией. Очень часто этой слизи (соплей) бывет так много, что носу необходимо помочь избавиться от всего ненужного.
Соблюдение правил очищения носа позволяет ребенку быстрее выздороветь, предотвратить осложнения насморка в виде хронического воспаления и перехода инфекции на носовые пазухи (в возрасте после 2–3 лет) или ухо, а также улучшить носовое дыхание.
Как правильно сморкаться
Правильное удаление слизи из носа проводится следующим образом: нужно сделать вдох, закрыть одну ноздрю и выдувать слизь из другой без чрезмерных усилий, с полуоткрытым ртом. Затем процедуру повторить для второй ноздри.
Если речь идет о начинающемся насморке, слизь более водянистая и будет выходить легко. Но по мере выздоровления ребенка слизистый секрет становится более густым, поэтому перед высмаркиванием можно воспользоваться солевым раствором. Он поможет сделать слизь более жидкой и облегчит ее удаление.
Кроме того, выдох носом может быть сильно затруднен при сильном отеке и заложенности. В таком случае целесообразно сначала воспользоваться средствами, способными снять отек и помочь в освобождении носа. Например, растительный лекарственный препарат Синупрет® в форме капель для приема внутрь и таблеток обладает противоотечным и секретомоторнымдействием, что помогает снизить вязкость слизи носа быстрее вывести ее наружу.
Лучшее время для обучения
Как научить маленького ребенка сморкаться? Упражняйтесь с ним тогда, когда он здоров. Не стоит дожидаться болезни, лучше передать необходимые навыки, когда малыш хорошо себя чувствует и охотно идет на контакт с вами.
Потребуется запастись терпением, особенно если ребенок уже заболел. Старайтесь учить малыша в часы наилучшего самочувствия, например, когда удалось снизить температуру тела.
Что касается возраста ребенка, все очень индивидуально: некоторые дети умеют сморкаться уже к 2 годам, другие не имеют такого навыка и в 5−6 лет. Пробуйте учить малыша с самого раннего возраста.
Методики обучения
В возрасте до 2−3 лет ребенку нужно объяснить последовательность действий как можно проще. Например, скажите, что сейчас положите бумажный платочек на его нос и нажмете с одной стороны, а ребенок должен выдуть воздух носом с другой. Подключите элемент игры: расскажите малышу, что так дышат ежики.
Есть способ, как научить 3-летнего ребенка сморкаться во время купания. Предложите ему пускать пузыри носом в наполненной ванне — так он быстрее поймет, как нужно действовать.
Вы также можете устроить соревнование, кто быстрее выдыхаемым воздухом передвинет бумажный шарик на столе. Если ребенок не понимает, как дуть носом, попробуйте сначала дуть ртом, а затем покажите, как перемещать бумажку с закрытым ртом.
Помните, что тщательно высморкаться ребенок может тогда, когда хотя бы частично сохраняется носовое дыхание. Если заложенность настолько сильная, что выдуть воздух носом не удается, следует сначала снять отек.
Для этого может использоваться препарат Синупрет®. В форме капель он разрешен к применению у детей от 2 лет, а в форме таблеток с 6 лет Он помогает устранить заложенность носа, обладает противовирусным действием, предотвращает развитие осложнений насморка.
Как научить детей сморкаться? Как ребенка научить сморкаться правильно?
Детство ни у кого не обходится без таких обычных явлений, как простуда и насморк. Для того чтобы избежать более серьезных неприятностей и осложнений в здоровье, недопустимо лечение пускать на самотёк. Основное правило избавления от насморка заключается в регулярном освобождении носовых ходов от скапливающейся слизи. Эта статья расскажет о том, как научить детей сморкаться. На первый взгляд, вопрос несложный. Но всё же очень важно выбрать наиболее подходящее время, правильные способы, учитывать возраст и настроение ребёнка.
Полезный навык.
Очищение носа посредством сморкания – часть обычных гигиенических процедур. А в периоды простудных и вирусных заболеваний своевременное удаление микробных слизистых выделений – залог успешного и более быстрого излечения. К тому же насморк не просто усложняет дыхание, но и представляет угрозу возникновения различных осложнений, таких как гайморит, отит, тонзиллит.
Поэтому мамочкам не стоит игнорировать вопрос о том, как ребенка научить сморкаться. Ведь вместе со слизью в дыхательных путях и носоглотке распространяются бактерии, особенно если малыш взял в привычку втягивать сопельки в себя.
Умение правильно сморкаться позволяет избежать неприятных процедур промывания слизистой носа в кабинете лор-врача. Родители, которые водили детей на подобные процедуры, не понаслышке знают, какое это испытание для них и малыша.
Кроме того, может возникнуть ситуация попадания в ноздри «маленьких исследователей» различных мелких предметов. Иногда сформированный навык интенсивного выдоха носом может помочь избавиться от застрявшего предмета своими силами без обращения к медикам.
Когда можно начинать обучение малыша.
Понятно, что грудничка учить сморкаться не имеет смысла. Для этих процедур на рынке имеется множество различных средств и приспособлений. Также вряд ли удастся добиться положительных результатов знакомства с новым навыком во время разразившегося насморка.
А вот полуторагодовалого или двухлетнего кроху в полном здравии и хорошем расположении духа вполне реально приобщить к освоению и закреплению полезных привычек.
Важные моменты.
Нередко даже взрослые не знают, как научить ребенка правильно сморкаться, потому что они сами над этим не задумывались. Поэтому стоит сразу восполнить пробелы. Для эффективного и верного выполнения этой несложной меры гигиены необходимо удалять из носа слизь, выдыхая поочерёдно через ту или другую ноздрю, при этом вторую следует зажимать пальцем. Также доктора рекомендуют, что лучше будет, если рот приоткрыть. Вот как, на самом деле, всё просто!
Очень часто мамы, которые просят дитя дуть сильнее, при этом закрывают оба ноздревых прохода малыша. Из-за повышенного давления в носу повышается риск попадания слизи в полость уха. Такое действие по закону физики может стать верным ходом к отиту. Поэтому главное не переусердствовать в лучших побуждениях и особенно в вопросе о том, как научить ребенка сморкаться. Комаровский, который стал для многих родителей авторитетом в аспектах лечения детей, категорически запрещает практику интенсивного сморкания у малышей со склонностями к частым отитам. Кстати, для ухода за такими малышами врачи также не рекомендуют пользоваться увлажняющими спреями и жидкостями, вводимыми под напором для промывания слизистой носа.
Учим ребенка сморкаться играючи.
Наиболее подходящая форма обучения для такой задачи, как научить детей сморкаться, безусловно, игровая либо на основе подражания старшим. Нудными рассказами и советами малыша увлечь процессом вряд ли удастся. Большее внимание его может привлечь наблюдение со стороны за взрослыми. Поэтому стоит изобразить на себе процесс сморкания в платок, чтобы он своими глазами видел, как нужно очищать нос без вреда здоровью.
Детки разные, и если ваше чадо не спешит перенимать у вас опыт, то поводов для огорчения не должно быть. Имеет смысл набраться терпения и начать с ним игровые занятия.
От простого к сложному.
На начальном этапе «дуем через ротик». Это такая игра. Покажите малышу, как задувать маленькую свечку. Мыльные пузыри и маленький свисток – отличные инструменты для тренировки. Когда кроха приловчится дуть ротиком, то же самое следует совершить носом. Покажите своим примером, пусть повторит.
Следующим средством для эксперимента используйте носовой платок. Пусть ребенок понаблюдает, как можно дуть носом и силой воздуха привести в движение ткань. Малыш должен тоже попробовать попрактиковаться.
Для игр с носиком часто приходит в помощь пыхтящий ежик, паровозик и кипящий чайник. Покажите ему весело! Ваша задача научить дитя изображать их при помощи носа. После таких тренировок гораздо легче переходить к основному вопросу: «Как научить детей сморкаться.
Далее ребенку нужно постепенно показать, как выдувать воздух из носа каждой ноздрей в отдельности. Посредством тех же игр, что и практиковались двумя носовыми проходами, попробуйте теперь сдувать фантики, перышки, зажав одну ноздрю пальцем.
В последнюю очередь заведите игру, чтобы малыш взял платок, прикрыл ваш нос, и сильно выдуйте воздух органом обоняния, затем поменяйтесь ролями. Ребенок, глядя, какое действие производит выдох на платок, скорее поймет, чего от него хотят. А закрепившийся навык маме будет легче использовать в тот момент, когда он пригодится. Закрепившийся навык маме будет легче использовать, когда он пригодится. Практически будет достаточно напомнить ребенку про ежика или просто сказать «дуй носиком».
Полезные советы.
Насморк сам по себе даже взрослым приносит массу неудобств и дискомфорта, а маленьким деткам – и того более. Заботливые родители всегда хотят создать условия для того, чтобы облегчить состояние своего чада, поспособствовать его скорейшему выздоровлению. Поэтому как мама, так и папа, да и любой другой член семьи, будут терпеливо и заботливо принимать участие в таком важном деле, как ребенка научить сморкаться.
В дополнение не будет лишним ознакомиться с советами при борьбе с насморком, благодаря которым можно добиться облегчения отхождения слизи из носа и исключить или сократить применение медикаментов.
1. Рекомендуется (помимо проветриваний) увлажнять помещение, в котором находится заболевший малыш. С этой целью применяются специальные приспособления и обычные мокрые полотенца, которые развешиваются на батареях отопления. По помещению также можно распылять влагу из пульверизатора на занавески.
2. Малыша нужно удобно уложить на кровати таким образом, чтобы верхняя часть его тела была приподнята примерно на 45 градусов.
3. Для очистки носа при сильной простуде лучше использовать одноразовые сухие платочки (салфетки). Это обусловлено тем, что влажный платок является отличной средой для размножения вирусов и бактерий.
Выводы.
Невыполнение своевременной гигиены носовых проходов и соответствующего лечения способны вызвать побочные осложнения – гайморит и отит. При глотании слизистых выделений из носа может разразиться дальнейшее распространение заболевания, например, фарингит, тонзиллит и прочее. Чем раньше ребенок освоит умение сморкаться, тем лучше для него в плане скорейшего выздоровления.
Малыши любят подражать взрослым, поэтому с этой особенностью решить проблему того, как научить детей сморкаться, несложно. Особенно если подойти к ней вовремя, компетентно и, главное, терпеливо, легко и играючи.
Нормализация функции носового дыхания у детей грудного возраста. Новые подходы
Нарушение дыхания через нос может быть причиной ряда расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, отказывается от еды, иногда медленнее прибавляет в весе.
Нарушение дыхания через нос может быть причиной ряда расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, отказывается от еды, иногда медленнее прибавляет в весе. Отсутствие носового дыхания может даже привести к повышению внутричерепного давления и расстройству функции центральной нервной системы. При этом ребенок становится беспокойным. У некоторых детей отмечается нарушение сна. Выраженное и длительное затруднение носового дыхания приводит к гипоксии, что способствует замедлению развития. Дети с нарушенным носовым дыханием начинают дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные пути холодный воздух легко приводит к простудным заболеваниям, такие дети чаще болеют.
Таким образом, за состоянием дыхания через нос нужно следить начиная с рождения ребенка. Необходимо ежедневно ухаживать за полостью носа младенца — аккуратно при помощи специальных ватных палочек или турундочек вращательными движениями удалять корочки и густую слизь, предварительно закапав 1–2 капли стерильного вазелинового или растительного масла или изотонические растворы, способствующие разжижению слизи и облегчающие ее удаление из носа, усиливающие резистентность слизистой оболочки носа к болезнетворным бактериям и вирусам, например, Отривин Бэби капли для орошения — стерильный изотонический раствор натрия хлорида 0,74%, уровень pН которого близок естественной секреторной жидкости слизистой носа. Отривин Бэби применяют интраназально по несколько капель из флакона-капельницы по 2–4 раза в каждый носовой ход ежедневно.
Если у ребенка в носу скопилось большое количество слизи, что бывает после обильного срыгивания, при насморке, можно воспользоваться специальным слизеотсосом или маленьким клизменным баллончиком и аккуратно отсосать содержимое полости носа. Удобным представляется использование Отривин Бэби аспиратора, специально сконструированного так, чтобы воздух не мог проникнуть внутрь носовых ходов и слизь не попадала обратно в нос. Сменные одноразовые насадки аспиратора позволят избежать повторного инфицирования. Кроме того, необходимо помнить о необходимости регулярного осмотра не только педиатром, но и детским оториноларингологом. Именно детским, поскольку верхние дыхательные пути детей, впрочем, как и детский организм в целом, имеют ряд анатомо-физиологических особенностей, и даже незначительное воспаление слизистой оболочки носа вызывает у детей грудного возраста отек и, как следствие, затруднение дыхания через нос.
Полость носа (cavum nasii) (рис. 1) располагается между ротовой полостью и передней черепной ямкой, парными верхнечелюстными и парными решетчатыми костями. Носовая перегородка разделяет ее сагиттально на две половины, открывающиеся кпереди ноздрями и кзади, в носоглотку, хоанами. Обе половины полости носа окружены околоносовыми пазухами: верхнечелюстной, решетчатым лабиринтом, лобной и клиновидной, каждая из которых сообщается соустьем с полостью носа. Носовая полость имеет четыре стенки: нижнюю, верхнюю, медиальную и латеральную.
Нижняя стенка (дно носовой полости) образована двумя небными отростками верхней челюсти и на небольшом участке кзади — двумя горизонтальными пластинками небной кости (твердое небо), соединенными по средней линии швом. Врожденные нарушения этого шва приводят к различным дефектам (например, незаращение твердого неба). Впереди и посередине в дне носовой полости имеется носонебный канал (canalis incisivus), через который в полость рта проходят одноименные нерв и артерия, анастомозирующая в канале с большой небной артерией. У новорожденных дно полости носа соприкасается с зубными зачатками, которые располагаются в теле верхней челюсти.
Верхняя стенка (крыша) полости носа спереди образована носовыми костями, в средних отделах — решетчатой пластинкой (lamina cribrosa) и клетками решетчатой кости (наибольшая часть крыши), задние отделы образованы передней стенкой клиновидной пазухи. Через отверстия решетчатой пластинки проходят нити обонятельного нерва. Следует помнить, что у новорожденного lamina cribrosa представляет собой фиброзное образование, которое окостеневает лишь к трем годам.
Медиальная стенка, или носовая перегородка (septum nasi), состоит из одного переднего хрящевого и заднего костного отделов. Костный отдел образован перпендикулярной пластинкой (lamina perpendicularis) решетчатой кости и сошником (vomer), хрящевой — четырехугольным хрящом, верхний край которого образует переднюю часть спинки носа. В преддверии носа кпереди и книзу от переднего края четырехугольного хряща имеется видимая снаружи кожно-перепончатая подвижная часть перегородки носа (septum mobile). У новорожденного перпендикулярная пластинка решетчатой кости представлена перепончатым образованием, окостенение которого заканчивается лишь к шести годам. У новорожденного высота сошника меньше ширины хоаны, поэтому она представляется в виде поперечной щели, и лишь к 14 годам высота сошника становится больше ширины хоаны, и она принимает вид овала, вытянутого кверху.
В формировании латеральной (наружной) стенки полости носа принимают участие в передней и средней частях медиальная стенка и лобный отросток верхней челюсти, слезная и носовая кости, медиальная поверхность решетчатой кости, в задней части, образуя края хоаны, — перпендикулярный отросток небной кости и крылонебные отростки клиновидной кости. На наружной (латеральной) стенке располагаются три носовые раковины (conchae nasales): нижняя (concha inferior), средняя (concha media) и верхняя (concha superior). У новорожденного нижняя раковина спускается до дна носа, отмечается относительная узость всех носовых ходов.
На боковой стенке нижнего носового хода на расстоянии 1 см у детей и 1,5 см у взрослых от переднего конца раковины находится выводное отверстие носослезного канала. Это отверстие образуется после рождения; в случае задержки его открытия нарушается отток слезной жидкости, что приводит к кистозному расширению канала и сужению носовых ходов. Задние концы нижних раковин близко подходят к глоточным устьям слуховых (евстахиевых) труб на боковых стенках глотки, вследствие чего при гипертрофии раковин может нарушаться функция слуховых труб и развиваться их заболевание.
Слизистая оболочка полости носа (рис. 2) покрывает все ее стенки непрерывным слоем и продолжается в околоносовые пазухи, глотку и среднее ухо. Выделяют передний отдел полости носа — преддверие (vestibulum nasi) и собственно полость носа (cavum nasi), которая в свою очередь делится на дыхательную и обонятельную. Дыхательная область полости носа (regio respiratoria) занимает пространство от дна носа кверху до уровня нижнего края средней раковины. В этой области слизистая оболочка покрыта многорядным цилиндрическим мерцательным эпителием.
Под эпителием находится собственно ткань слизистой оболочки (tunica propria), состоящая из соединительнотканных коллагеновых и эластических волокон. Здесь имеется большое количество бокаловидных клеток, выделяющих слизь, и трубчато-альвеолярных разветвленных желез, продуцирующих серозный или серозно-слизистый секрет, который через выводные протоки выходит на поверхность слизистой оболочки. Несколько ниже этих клеток на базальной мембране расположены базальные клетки, которые являются основой регенерации эпителия после его физиологической и патологической десквамации.
Слизистая оболочка на всем протяжении плотно спаяна с надхрящницей или надкостницей, которая составляет с ней единое целое. В области преимущественно медиального и нижнего отделов нижней раковины, свободного края средней раковины и их задних концов слизистая оболочка утолщена вследствие наличия кавернозной ткани, состоящей из расширенных венозных сосудов, стенки которых богато снабжены гладкой мускулатурой и соединительнотканными волокнами.
Атмосферный воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется. Кроме того, нос является своего рода фильтром, очищающим вдыхаемый воздух. В полость носа выделяется 0,5–1 л слизи в сутки, которая движется в задних двух третях носовой полости со скоростью 8–10 мм/мин, а в передней трети — 1–2 мм/мин. Каждые 10 мин проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества, секреторный IgА.
В периоде новорожденности, а также у грудного у ребенка частые срыгивания способствуют раздражению слизистой оболочки носа и носоглотки желудочным содержимым и воспалению — риниту, который проявляется длительным затруднением носового дыхания. Первые 3–5 месяцев жизни, являющихся периодом «физиологического гуморального иммунодефицита» человека, проходят «под прикрытием» пассивно переданных материнских антител против большинства респираторных вирусов. Исключение составляет только респираторно-синтициальная инфекция, по отношению к которой напряженность пассивного иммунитета недостаточна, особенно у недоношенных новорожденных [1].
У детей, страдающих ринитом, перед кормлением грудью необходимо отсосать слизь из каждой половины носа и за 5 мин до кормления закапать в обе половины носа сосудосуживающие капли для младенцев [2, 4], например, Називин 0,01%, для детей до 1 месяца — по 1 капле 2–3 раза в день в течение 3–5 дней, для детей от 1 месяца до 1 года — по 1–2 капле 2–3 раза в день в течение 3–5 дней; Отривин «Увлажняющая формула» (увлажняющий эффект оказывают сорбитол и метилгидроксипропилцеллюлоза, входящие в состав препарата) капли 0,05%, для детей с 1 мес до 6 лет — по 1–2 капли 2–3 раза в день в каждую половину носа [2], возможно использование до 10 дней.
У детей с отягощенным аллергическим анамнезом, страдающих ринитом, сопровождающимся заложенностью носа, зудом, чиханием, ринореей обосновано применение комбинированного препарата Виброцил, обладающего не только сосудосуживающим и антигистаминным, но и дополнительным увлажняющим эффектом. Препарат не нарушает работу реснитчатого эпителия, не вызывает ишемии слизистой оболочки носоглотки, имеет естественный уровень pH, что соответствует основным требованиям физиологичного лечения слизистой оболочки носа и позволяет длительно (до двух недель) использовать препарат. Виброцил капли назальные назначают детям в возрасте до 1 года по 1 капле в каждую половину носа 3–4 раза в день [2].
Во второй и третьей стадии заболевания применяют 2–3% растворы Протаргола или Колларгола (в зависимости от возраста), обладающие вяжущими и дезинфицирующими свойствами. В детском возрасте воспалительный процесс в слизистой оболочке полости носа чаше, чем у взрослых, распространяется на носоглотку (аденоидит), слуховую трубу (у детей она короткая и широкая), гортань, трахею, бронхи, легкие.
Воспалительные заболевания околоносовых пазух также не редкость у детей до года. В этом возрасте уже развиты клетки решетчатого (этмоидального) лабиринта, которые имеются даже у недоношенных детей. Гнойный этмоидит у грудного ребенка может возникнуть в результате инфекционных заболеваний матери, а также после ОРВИ. Этмоидит нередко приводит к остеомиелиту верхней челюсти, сепсису, флегмоне глазницы. Отек слизистой оболочки полости носа приводит к нарушению дренажа придаточных пазух носа и среднего уха, что создает благоприятные условия для активизации условно-патогенной флоры и способствует развитию бактериальных осложнений. В таких случаях целесообразно назначение препаратов, состоящих из нескольких компонентов, обладающих антибактериальным и противовоспалительным эффектом [2].
Редкая патология периода новорожденности, приводящая в том числе и к нарушению носового дыхания, — мозговая грыжа, выходящая из полости черепа в полость носа и носоглотку. Известны случаи, когда мозговую грыжу принимали за аденоиды или полипы носа и при попытке их удаления больной погибал [2]. Аденоидные вегетации (увеличенная в размерах носоглоточная миндалина) нарушают нормальное носовое дыхание, а также, являясь рецепторным полем, могут вызывать аллергизацию организма. Кроме того, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса.
Атрезия хоан также приводит к нарушению, а иногда и к полной невозможности носового дыхания. В случае двустороннего полного заращения хоан диагноз устанавливается в первый день жизни ребенка — младенец находится в тяжелом состоянии, совершенно не дышит носом, не может питаться, так как во время кормления наступает асфиксия. Это состояние требует срочного хирургического вмешательства. Односторонняя атрезия протекает более стерто: ребенка беспокоит затруднение носового дыхания через одну или обе половины носа, утомляемость при кормлении, появление отделяемого из носа, храп. Иногда таким детям диагноз устанавливается лишь при поступлении в школу. Для диагностики используется зондирование, контрастная рентгенография, в обязательном порядке такому пациенту должно быть проведено эндоскопическое исследование полости носа и носоглотки.
Таким образом, казалось бы банальное затруднение носового дыхания у детей грудного возраста должно быть предметом повышенного внимания родителей и патронирующих врачей, а также поводом обращения к оториноларингологам и аллергологам.
Литература
О. В. Зайцева, кандидат медицинских наук