Как заставить себя писать отчет
Искусство написания отчетов
ИСКУССТВО НАПИСАНИЯ ОТЧЕТОВ
На мониторе светится пустой документ Microsoft Word. В голове навязчиво болтается мысль: «Отчет должен быть готов к вечеру». Противно, правда?
А ведь мы так или иначе пишем отчеты всю жизнь. Отчитываемся на уроках в школе. Что выполнил из домашнего задания, что не выполнил, и почему. Пишем отчет по практике в институте. Придумывая, чем же это таким полезным занимался три недели.
Пишем отчет на работе. Итоги рабочего этапа, результаты проекта, отчет о выполненном задании… А сколько еще отчитываемся неформально?
Жена послала мужа на рынок за картошкой. Вот он вернулся. Картошка мелкая, стоит дорого, да еще и ходил долго. Вот теперь отчитывайся, дорогой…
А вы любите писать отчеты? Заниматься делом, которым так или иначе нам всем приходится заниматься? Причем заниматься на
протяжении всей жизни?
Я — не любил. Жутко не любил. Не понимал, зачем тратить время на столь бесполезное и противное занятие. Сейчас для меня отчеты — лакомый кусочек работы. Возможность отдохнуть от других дел и извлечь для себя множество выгод. Как такое возможно? Очень просто!
А что вообще мы любим?
Давайте задумаемся: а что мы вообще любим? Какие дела? Что нужно, чтобы мы какое-то дело любили?
Во-первых, есть дела просто приятные: развлечения. Нередко бесполезные, но нам они нравятся, потому что приносят удовольствие сами по себе. Посмотреть телевизор, попить чаю, потрепаться с друзьями. Заставлять себя делать такие дела нам не нужно, скорее, от них сложно оторваться.
Во-вторых, есть еще одна категория дел. Это дела (не развлечения), которые нам почему-то нравятся. Работа, которая приносит удовольствие.
Причин любить такие дела у нас может быть две:
Если дело само по себе не приносит удовольствия, но мы ощущаем его полезность, выгодность, со временем это дело становится для нас приятным. Например, вы начали бегать по утрам, или ходить в фитнес-центр. Поначалу это сложно, отнимает много сил.
Но постепенно вы замечаете, что становитесь бодрее, что повышается общий тонус организма — и те же самые дела уже начинают приносить удовольствие! И вы уже с удовольствием выбегаете с утра из дому или заходите после работы в спортзал. Удовольствие — это выгода!
Со второй причиной еще интереснее. Есть такая особенность у нашей психики: пока мы не умеем что-то делать (солить огурцы, кататься на роликах, вести переговоры и т. д.), мы боимся неудач и ошибок, и дело нам не нравится, неприятно. Когда это же дело начинает получаться («Великолепные вышли огурчики…»), волшебным образом оно начинает доставлять нам удовольствие. И, если вдуматься, это неудивительно: нам нравится, когда у нас что-то хорошо получается. И ради этого чувства удовлетворения мы готовы делать те или иные дела.
Удовольствие — это когда хорошо получается! И тогда, чтобы дело доставляло нам удовольствие, нужно научиться делать это дело хорошо, и научиться извлекать из него выгоды для себя. Как это сделать — разбираемся дальше.
Почему не любим отчеты
Так почему мы не любим отчеты? Все просто. Мы НЕ ПОЛУЧАЕМ ВЫГОДЫ от их написания и НЕ УМЕЕМ писать отчеты правильно! И уж, конечно, ни о каком удовольствии тут речи быть не может.
Мы привыкли считать, что отчеты — это что-то совершенно для нас бесполезное и ненужное. Начальничья дурь. Пожиратель времени и сил. Но действительно ли это настолько бестолковое занятие?
Вот то же самое и с отчетами. Есть один очень важный вопрос. От ответа на него зависит, хочется ли вам заниматься отчетами и получаете ли вы от этого удовольствие. Итак: для кого вы пишете отчет?
Отчет нужен только вашему начальнику? Вы пишете его, только чтобы руководитель отвязался? Мотивации заниматься отчетом не будет никакой.
Отчеты только тогда станут для вас приятным занятием, когда вы начнете писать их ДЛЯ СЕБЯ. Уж для себя-то, любимого, легко сделать полезное дело, правда? И тогда, даже если начальник дал вам задание написать отчет, вы-то знаете: это нужно вам. А не
ему. Представляете, как удобно? Начальник дал задание и наивно полагает, что вы на него работаете, а вы в это время ЗА ЕГО ДЕНЬГИ работаете на себя! И тогда все, что нам нужно, — научиться извлекать из отчетов выгоды для себя и писать отчеты правильно и эффективно.
Шесть личных выгод
Мысль залетела в голову и, не обнаружив себе подобных, вылетела обратно… Так что же хорошего в написании отчетов? Какие плюсы, какие возможности это нам дает? Давайте разберемся.
1. Стройное мышление
Благодаря отчету наши собственные мысли упорядочиваются, раскладываются в голове «по полочкам». Это делает наше мышление системным, логичным, упорядоченным. И уже не только в отчете, но и просто по жизни ваши мысли и слова становятся понятными и стройными.
Все очень просто. Когда мысли просто находятся у вас в голове, они летают, сталкиваются, размножаются… Возникает ощущение, что между ушей — каша. Но попробуйте эту кашу записать!
Ваши мысли сразу, вне зависимости от их собственных желаний, начнут обретать четкую форму и структуру. Из каши выделятся основные идеи, аргументы, логика.
Не зря ведь кто-то из великих сказал: «Мысль незаписанная равна нулю». Записывайте мысли, оформляйте их в отчет — и ваше
мышление станет упорядоченным и стройным.
Когда по некоторой ситуации написан отчет, она прочно укрепится в вашей голове. Благодаря отчету вы будете помнить о том, что происходило, что получилось удачно и что необходимо доработать в следующий раз. Таковы особенности нашей памяти: когда мы повторяем какую-то мысль, мы запоминаем ее. Записывая мысли на бумаге, мы укрепляем их в своей памяти.
Когда ситуация описана в отчете, очень легко получить на нее обратную связь от других людей. Ваши коллеги, друзья и знакомые (да и незнакомые тоже) смогут подсказать вам, что получилось хорошо, а что нужно изменить, доработать. Кроме того, имея перед глазами отчет, вам проще самому дать себе обратную связь по ситуации.
Периодическое написание отчетов дает возможность заниматься самоанализом. Перечитывая прошлые отчеты, вы заметите, что у вас теперь получается лучше, над чем нужно работать и в какую сторону двигаться.
5. Хорошая письменная речь
Привычка писать отчеты медленно, но верно принесет вам грамотную и красивую письменную речь. Когда мы чем-то занимаемся регулярно, мы волей-неволей учимся делать это лучше.
Часто мы слышим: «Я вроде бы и хочу этим заниматься, но вроде и лень, и времени не хватает…» Это значит, что человеку не хватает мотивации. Не хватает мотора, топлива, не хватает импульса, который двигал бы его вперед.
И за мотивацию умные и толковые люди готовы платить: временем и деньгами. Ходить на тренинги, посещать мотивационные семинары, работать с консультантами.
Но есть способ одновременно простой, дешевый и быстрый! Когда мы подводим итоги какого-то дела, какого-то этапа работы, мы замечаем, как много сделано, как многого мы достигли. Стоит только ЗАПИСАТЬ результаты работы — и вы тут же поймете, насколько их много. О многих своих достижениях мы просто забываем. Необходимость же сформировать письменный отчет заставляет вспомнить о них.
И это великолепно мотивирует, придает сил для дальнейшей работы! Когда вы сами себе отчитались в том, что у вас хорошо получилось, хочется работать дальше, идти к новым достижениям.
Закончили работу, этап — напишите отчет. Зафиксируйте, что вам хорошо удалось, что хорошо сделано. И это будет двигать вас
дальше, придаст новых сил!
Отчеты — мощнейший инструмент самомотивации. Пользуйтесь этим.
Правильный отчет подчиняется «правилу семи»: в нем должно быть не более 7 ± 2 элементов. Наше сознание устроено таким образом, что может эффективно оперировать количеством элементов, не превышающим 7 ± 2.
То есть всегда оптимально работать с 5-9 объектами. 5-9 вопросов в анкете. Меньше — незачем анкету делать, больше — слишком долго отвечать. 5-9 блюд на праздничном столе. Меньше — маловато для праздника, больше — глаза разбегаются. 5-9 предметов на рабочем столе. Меньше — нечем работать, больше — легко запутаться.
Применительно к отчету это означает, что в нем должно быть 5-9 пунктов (разделов, главок — в зависимости от общего объема).
Кстати, обратили внимание, сколько главок в этой статье и сколько выгод в отчетах, да? Стройте свои отчеты в соответствии с «правилом семи», и вам будет просто их писать, читать и воспринимать.
Все мы так или иначе пишем отчеты. И только от нас зависит, будет ли это бестолковым и противным занятием, отнимающим время и силы, или полезным и интересным делом, инструментом для роста и развития.
Пишите отчеты для себя, получайте личные выгоды: системное мышление, хорошую память, качественную письменную речь, возможность самоанализа, обратную связь и самомотивацию. Делайте это, и отчеты начнут приносить вам пользу и удовольствие!
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Как заставить себя работать?
Каждый человек хоть раз сталкивался с тем, что ему невероятно трудно заставить себя работать. К примеру, отчет необходимо сдать уже завтра, а вы еще не написали ни одной страницы. Лень накатывает с такой силой, что не спасает даже возможный гнев начальника.
Вы целыми днями просматриваете форумы, общаетесь на Одноклассниках и не можете найти в себе силы сесть, наконец, за отчет. Что же делать? Как заставить себя работать? Есть несколько несложных правил, которые помогут вам стать более трудолюбивой.
Правило первое. Мотивируем
Пообещайте себе за выполненную работу какой-нибудь приз. Флакон новых духов или коробку любимых шоколадных конфет, например. Главное – чтобы обещанная награда была желанной. Очень помогает сконцентрироваться цель купить что-то ценное. Например, часы или кольцо. Найдите цветное изображение того, о чем мечтаете, и повесьте фотографию над своим рабочим местом. Всякий раз, когда вам захочется открыть в окошке браузера ссылку с очередным форумом, картинка будет напоминать о цели и заставлять вас работать.
Правило второе. Разбиваем крупное задание на несколько частей
Иногда страх перед работой возникает в том случае, когда приходится выполнять крупный заказ. Нам кажется, что мы не справимся с поставленной задачей, что будем выглядеть глупо в глазах окружающих. В итоге мы пугаемся ответственности и начинаем лениться. А всего-то и нужно – разбить задачу на несколько пунктов. К примеру, вам предстоит приготовить ужин для сослуживцев мужа. Это очень ответственное мероприятие и вполне понятно, что вам страшно. Но оставлять коллег любимого человека голодными – неразумно. Поэтому постарайтесь тщательно распланировать весь процесс. Первым делом составьте меню. Потом напишите список продуктов. Съездите в магазин. Видите, половина дела уже сделана! Осталось приготовить ужин, накрыть на стол и принимать слова благодарности от гостей. А изначально все казалось таким сложным…
Правило третье. Снижаем планку
Продолжаем раскрывать причины страха перед работой. Часто человек пугается, что не оправдает чьих-то ожиданий (например, не может «раскрыться» в первое время на новой работе). Здесь вы должны понять, что ваши судьи – те же люди. Они также волнуются в ответственных случаях и также допускают ошибки. Снизьте немного планку. Не пытайтесь произвести наилучшее впечатление. Поймите, что если вас брали на эту должность, то учли ваш уровень знаний и ваши способности. Работайте так, как умеете. Поскольку начальство уж точно знает, как заставить работать подчиненного, но эти методы вряд ли вам понравятся. Более того, за ошибку вас будут ругать гораздо меньше, чем за безделье.
Правило четвертое. Составляем план
Начинайте каждое утро с составления плана на текущий день. Когда перед глазами длинный список дел, невольно начинаешь задумываться: а не пора ли поработать? Кроме того, план позволит вам выполнить за день гораздо больше работы, чем если бы вы все делали по памяти. Для особо недисциплинированных советуем поставить для себя временные рамки. Например, для выполнения первого задания вы выделяете два часа рабочего времени. На второе – сорок минут. Оставьте полчаса на перерывы и час для непредвиденных случаев. Если вы не выдерживаете график – не ругайте себя, а просто констатируйте как факт. На следующий день старайтесь быть более ответственной. Такой прием не только заставит вас работать, но и сделает более ответственной и собранной.
Правило пятое. Отдыхаем
Прежде чем спрашивать, как заставить себя работать, задумайтесь: а не пора ли вам действительно отдохнуть? Может ваш организм оттого и бастует, что устал трудиться? Вспомните: когда вы в последний раз брали выходной и сколько часов спали накануне? Никто не сомневается, что вы – сильный человек и выносите серьезные нагрузки, но иногда ведь нужно и отдыхать. А то, чего доброго, до болезни себя доведете. Тем более, что один день хорошего отдыха сможет вам обеспечить активную работоспособность на долгие недели.
Правило шестое. В начале дня выполняем самые сложные задания
Скажите: когда вам проще работать? В начале рабочего дня или в конце? Многие люди за первые два часа работы выполняют тот же объем работы, что и за оставшееся время. И этому есть простое объяснение. Утром мы выспались, отдохнули, полны жизненных сил и энергии. Тогда как вечером наш организм устает от криков начальства, сплетен коллег и постоянного напряжения. Мы меньше, чем когда-либо хотим работать, мечтая о доме и чашке горячего чая с лимоном. Конечно, уйти раньше назначенного срока не получится, однако правильно распланировать свой день и немного «разгрузить» вторую его половину может каждый. Не назначайте ничего важного на то время суток, когда чувствуете себя уставшим. Оставьте на вечер только несложную рутинную работу, с которой сможете справиться даже с закрытыми глазами.
Однако есть в этом правила и исключения. Имя им – совы. Люди, которые привыкли отсыпаться по утрам и работать ночью, вряд ли сумеют выполнить самый большой объем работы в начале рабочего дня. Их организм еще “досыпает” положенные часы и не готов к активной умственной или физической деятельности. Что же делать? Определить для себя самое оптимальное время для работы. Если вам лучше всего думается в три часа дня, то и самые ответственные задания стоит выполнять именно в это время.
Правило седьмое. Стараемся не идти у себя на поводу
Никто лучше нас самих не знает, как заставить себя работать или суметь отказаться от выполнения задания. Ведь только мы знаем все свои тонкости и слабости. Для того чтобы не писать отчет, девушка уговаривает себя съесть кусочек шоколада. А мужчина настраивается на горячий кофе. На самом деле это просто отговорки для того, чтобы еще немного оттянуть ответственный момент. И вместо того, чтобы сесть за работу, сотрудники выскакивают в магазин или к кофейным автоматам. Не нужно себя слушать. Съедите шоколад после того, как сделаете отчет. Это будет вашей маленькой наградой за хорошую работу.
Правило восьмое. Меняем обстановку
Если вам никак не удается настроиться на рабочий лад, попробуйте немного отвлечься. Сходите на почту, в банк, заправьте картридж. Иногда смена обстановки помогает повысить работоспособность. Только не злоупотребляйте этим правилом. Какому начальству понравится постоянно отсутствующий сотрудник?
Правило девятое. Не говорим ненужных слов
Помните закон притяжения? Подобное притягивает подобное. Так вот, он работает не только на уроках физики, но и в реальной жизни. Если вы будете говорить, что ничего не успеваете и что ваш отчет непременно забракуют, то так оно и будет. Говорите только о том, что вы хотели бы видеть в своей жизни. Об успешной карьере, крепкой семье и здоровье. Долой негативные фразы и бесконечные жалобы. Вам не стоит себя жалеть. Вы – красивая и успешная женщина, которую любят дома и ценят на работе! Так что садитесь за отчет и не теряйте зря времени на жалобы и отговорки.
Правило десятое. Избавляемся от духа соперничества
Нам иногда кажется, что лучше всех работают другие. Мы изо всех сил стараемся быть похожими на начальницу или коллегу и даже в чем-то ее превзойти. В итоге рабочий процесс затягивается. Потому что быть похожим на кого-то – непосильная ноша. Руки опускаются, работа встает. А всего-то и нужно было – оставаться самой собой. И путь у сотрудницы лучше почерк, зато ваш отчет более детальный и точный. Оставайтесь личностью, тогда ступор в работе вам не грозит.
Правило одиннадцатое. Включаем музыку
Иногда работать помогает хорошая песня. Послушали пару куплетов, настроение поднялось, а вместе с ним повысилась и работоспособность. Недаром во многих офисах разрешено слушать радио. Руководители прекрасно знают о положительных свойствах музыки и используют это для улучшения качества работы сотрудников. Только следите, чтобы ваша музыка не мешала остальным коллегам работать.
Правило двенадцатое. Вынужденное безделье
Данный подход к проблеме достаточно необычный. Но, как уверяют психологи, именно он позволяет человеку собраться с мыслями за пятнадцать минут. Итак, засекайте время. Займите удобную для себя позу и замрите. Нельзя ни говорить, ни чесать нос, ни переминаться с ноги на ногу в течение четверти часа. Вы должны быть абсолютно недвижимой. Через пятнадцать минут вам так надоест вынужденное безделье, что вы с радостью приметесь за отчет, лишь бы уже начать шевелиться. Данную процедуру при необходимости можно повторить.
Если не помогло ни одно из этих правил, советуем задуматься: а правильно ли вы выбрали род занятий? Может то, что вы делаете, вам просто не по душе? Нельзя ходить на работу только потому, что это нужно или только ради зарплаты. От всего процесса нужно получать удовольствие. И если вам тошно от заумных отчетов, а немыслимое количество цифр нагоняет тоску, так, может, просто сменить род деятельности? Тогда вы не будете думать над тем, как заставить себя начать работу. Занимайтесь тем, что вам нравится, и работа станет в радость.
Рубрики: | Разное, но интересное |
Метки: разное
Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям
Как заставить себя писать отчет по работе, если хочется на БВ?
отвечать на вопросы на сайте БВ?
Тут вся соль в разделении. Вы выделяете себе необходимое время на развлечение, и в течение этого времени просто не вспоминаете о работе вообще, беззаветно посвящая себя приятному делу. Но по истечении времени просто волевым решением закрываете браузер, для верности выключаете интернет, и отводите точное время на работу. В течение этого времени усиленно посвящаете себя отчету, а потом можно повторить все снова.
Ну тут нужно понимать,что работа есть работа.И отчет за вас вряд ли кто то сделает.
Таким образом,происходит хоть какая то смена обстановки и отчет перестает быть таким нудным и однообразным.А вообще лучше не оставлять все на потом,а делать каждый день по чуть чуть.Ведь все хорошо в меру
Человек задавая вопрос получает за него 10% от просмотров. И если вопрос пользуется популярностью в сети, то дав ответ на свой же вопрос он еще получает 10%. Итого 20%. Кто здесь для заработка такую возможность не упустят.
Вторая причина. Вопрос не будет оплачиваться пока на него нет ни одного ответа. Вот автор вопроса и дает «жизнь» своему вопросу, если видит что какое то время на него нет ответов.
Я зачастую даю ответы на свои же вопросы. Бывает обидно, что уже горят звезды а ответов нет. И почти всегда после моего ответа появляются и другие ответы. Ведь вопросов так много и они очень быстро уходят в глубь. Иногда хороший вопрос могут и пропустить.
Не думаю, что все здесь на сайте белые и пушистые. Я всего здесь месяц, но уверена, что жалобщики есть. В той кухни где крутится деньги, пусть даже копейки, они есть и эти душонки трусливы. Они жмут кнопку втихаря, а придумать сто причин, подпадающих под правила сайта можно запросто.
Я ещё ни на кого не жаловалась, но торжественно клянусь перед честным народом БВ, что если пожалуюсь на кого либо за оскорбление чести и достоинства или национальной принадлежности, заявлю это открыто и напишу в личку тому на кого пожаловалась и тому из-за кого пожаловалась.
Не скрою, на других сайтах я жаловалась и неоднократно, но не на конкурентов. Это ниже моего достоинства, а на спамщиков и троллей. И открыто заявляла об этом в своём комменте.
Здесь ещё не успела. Вроде пока тихо.
Если это как-то задевает, имеет смысл снизить планку своих требований к миру. Он таков, какой он есть.
Ну разве что администрация вмешается и поищет методы создания чистого от подобных явлений сообщества.
Так что стоит принять это как данность: более опытным или заслужившим определенный авторитет достаются и определенные привилегии, они могут позволить себе не пыжиться над каждым своим действием. Это есть везде: в политике, в трудовых коллективах, в любых любительских сообществах.
Но это нормально, как смена времен года и нарастание мощи вместе с годичными кольцами.
Любой молодой человек со временем тоже станет «старым», и сам будет превесело пользоваться нажитым багажом. Уж поверьте, мало кто отказывается ради справедливости.
Есть и экономия. Допустим, вы знаете, что такой-то человек всегда разделяет ваши точки зрения, всегда хорошо пишет, вы можете поддержать его, не вчитываясь в ответ. Возможно, какие-то ответы попадают наверх по такому принципу. Я наблюдаю за парой человек, и всегда их поощряю, хотя, возможно, другие ответы в тех вопросах тоже хороши (хотя маловероятно, у этих двоих узкая специализация).
Вообще, вопрос оценки местных ответов очень спорный. Многие вопросы дискуссионные, там и не может быть хороших или плохих. Есть только согласные или не согласные, а с этой точки зрения длина и качество ответов не важны. Многие вопросы в принципе не могут иметь хороших ответов, потому что сама постановка околобредовая. И тут тоже голоса отображают всего лишь поддержку и личное расположение, но уж никак не объективные параметры ответа.
Урок 1. Мотивация или как начать писать
Для многих из нас написание текстов является сложной и неприятной задачей. Пожалуй, всем знакомы ситуации, когда оно либо откладывается на последний момент и делается в спешке кое-как, либо отнимает огромное количество времени при очень низкой продуктивности. Отчасти неприязнь к письму объясняется болезненными школьными или студенческими воспоминаниями: всех нас заставляли писать сочинения, рефераты, дипломы и диссертации по совершенно неинтересным нам предметам. Между тем, школа или университет отнюдь не являются единственными местами, где нам необходимо писать тексты. Отчёты и доклады на работе, мотивационные и рекомендательные письма, рецензии на книги и фильмы, заметки в блогах и социальных сетях – вот лишь немногие из тех видов письма, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Не говоря уже о том, что некоторые из нас хотели бы писать рассказы, сказки для своих детей или мемуары, но никак не могут приступить к этому занятию. Как же сделать написание текстов эффективным и приносящим нам удовольствие? Другими словами, каким образом можно замотивировать себя на написание текста и довести этот процесс до конца?
Содержание
Мотивация к письму
В наиболее общем смысле:
Мотивация – это внутреннее или внешнее побуждение человека к действию.
Внешняя мотивация, как явствует из названия, – это совокупность внешних факторов, которые заставляют нас приняться за работу. В случае с написанием текстов, типичными примерами внешней мотивации является необходимость написать курсовую работу в университете или годовой отчёт на работе. Если студент не напишет курсовую работу в срок, то его могут отчислить из университета. Если работник не подготовит отчёт, то он потеряет доверие коллег и начальства, не сможет рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице и повышение зарплаты, возможно даже, будет уволен. Отчисление из университета, плохие оценки, продвижение по карьерной лестнице – всё это внешние факторы, мотивирующие к написанию текста. Безусловно, внешняя мотивация может иметь и более сложный характер: иногда люди начинают писать тексты, чтобы самоутвердиться, привлечь к себе как можно больше внимания, справиться со своими комплексами и фобиями и т.д. Однако в данном случае письмо также является всего лишь инструментом для достижения других целей.
При этом многие психологи утверждают, что внешняя мотивация никогда не может сравниться по своей силе с внутренней мотивацией. Внутренняя мотивация – это совокупность личностных потребностей, желаний и черт характера, которые способствуют эффективному выполнению какого-либо задания. Различие между внешней и внутренней мотивацией можно проиллюстрировать на примере фраз «Мне нужно» и «Я хочу». В первом случае, я ничего не хочу писать, но от меня этого требуют внешние обстоятельства, во второй ситуации, мне совершенно ничего не нужно, но я хочу писать. Между тем, сила внутренней мотивации часто переоценивается. Ресурсов лишь внутренней мотивации может быть недостаточно для того, чтобы довести дело до конца. Поэтому идеальным является сочетание внутренней и внешней мотивации.
Для того чтобы понять свой уровень самомотивации, предлагаем вам пройти специальный тест.
Тест на самомотивацию
Данный тест на самомотивацию основан на нескольких методиках и позволяет определить значимость для вас таких мотиваторов как стремление к одобрению окружающих, направленного на достижение успеха и желание избежать неудач и т.д.
Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В данном уроке мы дадим вам небольшие советы, которые помогут повысить внутреннюю и внешнюю мотивацию, преодолеть блок при написании текстов и сделать этот процесс простым и приятным.
Ситуация первая: я хочу начать писать тексты, но не знаю, о чём
Преподаватели, ведущие тренинги по эффективному написанию текстов, часто любят говорить: если вам не о чем написать, то не пишите. Хотя это утверждение можно признать справедливым, если речь идёт об академическом письме, оно совсем не кажется очевидным, когда дело касается креативного письма. Сегодня довольно распространённой является ситуация, когда человек и хотел бы о чём-нибудь написать, но у него нет культуры и привычки письма, и поэтому он совершенно не представляет, с чего начать, как к написанию текста подступиться и о чём вообще стоит писать.
Поразительно, но ещё 50-60 лет тому назад эта проблема не существовала. Нам достались огромные объёмы частной переписки, дневников, записных книжек, мемуаров, воспоминаний, путевых заметок, конспектов, написанных людьми, жившими начиная с XVII века, когда воцарились идеалы просвещения, и вплоть до середины XX века, когда начали широко распространяться современные средства коммуникации. Сегодня мы говорим друг с другом по телефону или скайпу, но не пишем друг другу письма. В лучшем случае, мы обмениваемся короткими сообщениями в социальных сетях или смс. Мы делаем фотографии и снимаем видео, но не пишем путевых заметок или воспоминаний. Письмо перестало быть частью нашей повседневной жизни. Поэтому если вы хотите снять писательский блок, то вам необходимо начать воспитывать в себе культуру письма. Для этого попробуйте каждый вечер посвящать 15-20 минут тому, чтобы в письменной форме описать прошедший день: что с вами произошло, что вас взволновало, порадовало или вызвало ваше негодование, какие эмоции вы испытывали. Также вы можете описать книгу, фильм, музыку и те мысли, которые они у вас вызвали. Через какое-то время вы, скорее всего, заметите, что ваши заметки стали более разветвлёнными и что в вашей жизни есть масса предметов, о которых можно написать.
Также для решения этой проблемы обратите внимание на наш тренинг по творческому мышлению, а также подборку источников вдохновения.
Ситуация вторая: я начинаю писать, но не могу довести работу до конца
В данном случае даёт сбой внутренняя мотивация. Например, человек загорелся идеей, начал о ней писать, устал, пошёл заняться чем-нибудь другим, вспомнил о ней через неделю, но желание писать о ней уже угасло. В этом случае необходимо найти дополнительные источники мотивации. Попробуйте назначить себе какое-нибудь вознаграждение за выполненную работу. В примитивном случае, написал страницу – съел шоколадку. Другой приём – договориться с человеком, мнением которого вы дорожите, что через два дня/неделю/месяц вы дадите ему прочитать написанный вами текст. Желание не упасть в его глазах будет служить дополнительной мотивацией к работе. Идеально, когда вы можете совместить приятное с полезным: не просто писать тексты для себя, но и получать за это деньги. Например, вы можете писать рецензии на книги, музыкальные альбомы или фильмы для какого-нибудь журнала.
Ситуация третья: мне не хватает терпения и усидчивости во время письма
Эта проблема может быть связана как с недостатком мотивации, так и с неумением концентрироваться. Есть люди, которые могут с лёгкостью работать в присутствии других, с включённым телевизором или музыкой. Однако многим это мешает сосредоточиться. Лучше приниматься за написание текстов, когда вам никто не будет мешать. Если у вас нет такой возможности, то вам помогут упражнения на повышение концентрации внимания (методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика «10 слов», упражнение «Дальтоник» и т.д.). Также многие часто отвлекаются на проверку электронной почты или сообщений в социальных сетях. Попробуйте выключить интернет, чтобы у вас не было подобного соблазна. При этом необходимо помнить, что концентрация внимания не может долго находиться на одном уровне. Поэтому работу нужно чередовать с отдыхом.
Ситуация четвёртая: не могу заставить себя приступить к написанию текста
Часто психологически сложно заставить себя что-то делать, если задача кажется нам необъятной и трудно выполнимой. Лучший приём – разделить большую задачу на несколько маленьких подзадач. О каком бы тексте ни шла речь (роман, научная статья или годовой отчёт), процесс его написания всегда включает в себя четыре стадии, которые необходимо чётко разделять. Первая стадия – собирание материала. Вторая – формулирование основных тезисов и составление плана. Затем идёт написание черновика. И наконец, редактирование текста. Не стоит смешивать эти стадии и пытаться делать всё одновременно. Поговорим о каждой стадии подробнее.
1. Собирание материала
Вся важная информация должна быть у вас под рукой. Ещё до того, как вы начали писать текст, вы должны собрать необходимые вам цитаты, данные, картинки, фотографии, таблицы, графики, диаграммы и т.п. Это ваши инструменты, которые вы готовите заранее. Представьте, что вы вызвали электрика. Он пришёл к вам, начал работу, и обнаружил, что у него нет отвёртки. Он уходит её искать, возвращается, опять принимается за работу и выясняет, что у него нет вольтметра, и т.д. В итоге работа затягивается на целый день. Мы не должны уподобляться этому забывчивому электрику, иначе вместо письма, мы получаем бесконечный поиск нужной информации.
2. Формулирование тезисов и составление плана
После того, как вся необходимая информация оказалась в вашем распоряжении, приступайте к формулировке ваших основных идей. Не нужно записывать их сразу в развёрнутом виде. Лучше использовать простые предложения, словосочетания или даже отдельные слова. При этом наиболее удобно перечислять ваши тезисы в виде пунктов, а не слитного текста. Это позволит вам увидеть, каким образом ваши идеи связаны друг с другом. На основе тезисов и собранного материала вы должны составить рабочий план. Составление плана является одной из самых важных и, безусловно, необходимых процедур при написании текстов. Есть люди, которые говорят, что они не составляют план, а просто следуют движению своей мысли. На самом деле такие люди не вполне искренны, они также следуют плану, просто он находится у них в голове, а не на бумаге. Так или иначе, план лучше составлять, причём как можно более подробный. Это поможет ничего не забыть, организовать разрозненные мысли в стройную структуру, понять, нет ли в вашем тексте повторяющихся идей, плюс, это даёт возможность разделить вашу дальнейшую работу на более мелкие части. С планом вы садитесь писать не один большой текст, а первый подпункт первого пункта первой главы, что является простой и обозримой задачей. Конечно, в ходе работы над черновиком план может так или иначе изменяться.
3. Черновик
По большому счёту, черновик является стадией, когда вы начинаете собственно писать текст. Многие ошибочно считают, что с черновика работа над текстом начинается и на нём же и заканчивается. Это не так. Если вы не выполнили две первые стадии, написание черновика будет долгим, мучительным и неэффективным. Если вы на нём и остановились, текст получится неряшливым. Главная задача этой стадии – превратить уже продуманные пункты и тезисы вашего плана в развёрнутые предложения и связные кусочки текста. При этом нужно помнить, что черновик не должен быть идеален с орфографической, грамматической и стилистической точки зрения.
4. Редактирование
Важно не забывать о наличии этой стадии. После того, как вы закончили писать черновик, его нужно обязательно перечитать, исправить ошибки и опечатки, поработать над формулировками отдельных предложений, подобрать наиболее подходящие термины и синонимы, проверить написание и значение некоторых слов. Если предполагается, что вы будете зачитывать ваш текст в виде устного доклада, то обязательно прочитайте его вслух, посмотрите, все ли слова хорошо сочетаются между собой при произношении.
Ситуация пятая: я пишу очень медленно
«Я просидел за компьютером весь день, а написал всего лишь несколько строчек», – ситуация, с которой сталкивался почти каждый. Одной из причин такого непродуктивного письма опять же может быть низкая концентрация. О том, как справиться с этой проблемой, мы уже говорили выше. Другая причина – смешивание описанных четырёх стадий, в частности черновика и редактирования. Дело в том, что мы сразу стремимся написать очень хороший текст, но это вполне оправданное стремление порой не даёт нам продвинуться дальше первого абзаца. Мы постоянно формулируем и переформулируем наши фразы, возвращаемся к ошибкам и исправляем опечатки. Попробуйте написать короткий текст, ничего в нём не исправляя. Вы сразу же увидите, как ваши пальцы автоматически тянутся к кнопке delete или backspace. Существует несколько приёмов, которые помогают справиться с этой проблемой. Во-первых, на стадии черновика лучше отключить настройки исправления ошибок, чтобы они не отвлекали вас и не побуждали к редактированию текста раньше того, как вы его полностью напишете. Во-вторых, многим помогает просто закрыть экран белым листом бумаги. Сначала вы пишете текст и только потом его просматриваете. Наконец, можно писать черновик вручную. Хотя это менее удобно с практической точки зрения, многим это помогает, т.к. моторика напрямую связана с процессом мышления.
Также написание текстов может быть сильно затруднено, если вы не владеете техникой слепой скоростной печати. В этом случае набор одного листа текста может стать настоящей мукой. Освоение этой техники позволит вам сосредоточиться на содержании вашего текста, и вы не будете отвлекаться на поиски той или иной буквы на клавиатуре. Подробнее прочитать об этой технике вы также можете на нашем сайте в статьях:
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.