Как заставить себя работать на удаленке
Как заставить себя работать дома?
По данным от ВЦИОМ 61% работников перешедших на удалённую работу недовольны таким опытом. Связывают они это, в большинстве случаев, со сложностью самоорганизации. После прочтения наших советов вы поймёте, что работать из дома это не так сложно, как кажется.
— Для начала организуйте своё рабочее место так, чтобы вас ничего не отвлекало. Оставьте на рабочем столе только самое необходимое: компьютер, ежедневник, тетрадь для записей, канцтовары и все остальные предметы, которые понадобятся вам для работы. Не мало важно и удобство рабочего пространства. Положите на стул ортопедическую подушку для спины, чтобы не было соблазна прилечь на диван, расслабиться и засесть в соц сети на часок другой.
— Составляйте ежедневный план работ, чтобы четко видеть все сроки. Это важно, если перед вами стоит несколько задач сразу.
— Оставьте включенным будильник и будьте готовы к работе в 8 утра. Наш организм привык вставать в одно и то же время, по этому мы часто просыпаемся за несколько минут до звонка будильника. В выходные дни есть возможность поспать подольше. И если во время удалённой работы вы просыпаетесь позже обычного, то организм думает, что сегодня выходной и вам будет сложнее настроить себя на рабочий лад.
— Приведите внешний вид в порядок. Домашняя одежда расслабляет. Смените любимую и удобную пижаму на джинсы с рубашкой. Теперь вы будете готовы выйти на видеозвонок со своим руководителем для оперативного решения рабочих вопросов.
В России способ работы удалённо не особо популярен по сравнению, например с США. По этому в данной ситуации, когда все предприятия обязали перевести основную часть работников на работу из дома, многие оказались не готовы. Как предприятия, так и сами работники. Со временем, опираясь на опыт полученный во время пандемии, можно предположить, что часть предприятий задумается о переводе части сотрудников на удалёнку, т.к. содержание рабочего места офисного работника — это деньги, а какому руководителю не хочется сэкономить?
Например Марк Цукерберг, предприниматель в области ИТ, долларовый миллионер и глава Facebook планирует и дальше поддерживать опыт удалённой работы:«Полагаю, ближайшие 5-10 лет, 50% наших сотрудников смогут работать удалённо, но мы собираемся достигать этого постепенно».К тому же Цукерберг нацелен набирать новых талантливых сотрудников из других городов для удалённой работы.
Пока все дома: как научиться работать «на удаленке» и не впасть в депрессию
14 марта мэр Москвы Сергей Собянин внес поправки в свой указ о «самоизоляции», направленный на профилактику коронавируса. Среди нововведений — приказ не допускать на работу больных сотрудников, а также распоряжение о свободном посещении школ и детсадов. Работодатели отреагировали практически мгновенно — и с понедельника, 16 марта, начали переходить на удаленную работу. Многие сотрудники в панике от перспективы провести в «домашнем офисе» недели или даже месяцы, а эксперты прогнозируют — вирус может стать поводом для бизнеса произвести перманентный сдвиг в сторону «удаленки». Как это повлияет на экономику, компании и их сотрудников — и как адаптироваться к новой реальности?
Россия отстает по «удаленке»
Российский бизнес — это все еще в первую очередь офис. Только порядка 25% отечественных компаний сотрудничает с удаленными сотрудниками — и это в основном люди определенных специальностей: айтишники, дизайнеры, менеджеры по продажам, рекрутеры. В США, для сравнения, 43% людей уже работает вне офиса постоянно или хотя бы время от времени.
Но все это не значит, что российские сотрудники против идеи переехать из опенспейса в домашний офис. Многие из них очень даже за — и готовы пожертвовать зарплатой ради этого. В Москве, например, 24% людей согласны перейти на удаленку, если их доход сократится на 20 тысяч рублей — то есть на ту сумму, которую москвичи в среднем тратят в месяц на транспорт, еду на работе и офисную одежду. А 22% готовы потерять в зарплате даже больше — до пятой части дохода, — лишь бы не ходить в офис ежедневно. В Санкт-Петербурге таких людей 30 и 19%, соответственно — и похожую картину мы видим и в других городах-миллионниках.
Получается, что около половины сотрудников готовы перейти на удаленку даже с сокращением зарплаты. И только меньшинство — от четверти до трети работников, в зависимости от региона — действительно предпочитают каждый день ходить в офис. Что же мешает бизнесу перейти на удаленную работу, если эту идею поддерживает большая часть сотрудников — да еще и есть возможность сэкономить на зарплате?
Возможный ответ — традиции и неумение выстраивать менеджмент при дистанционной работе. Коронавирус бросает компаниям вызов — и заставляет экстренно осваивать принципы функционирования «распределенного офиса». Посмотрим, как это может сказаться на бизнесе и его сотрудниках — и что нам со всем этим делать.
Плюсы удаленной работы
Работа из дома сводит транспортные издержки к нулю — во всех смыслах. Помимо того, что офисные сотрудники тратят на дорогу до работы деньги и время, они еще и расплачиваются за это своим здоровьем. Исследование, проведенное шведскими учеными на выборке из более 20 тысяч человек, показало: необходимость каждый день подолгу добираться на работу плохо влияет на качество сна, общее самочувствие и вызывает состояние усталости и истощения. Если вам приходится ездить более часа в одну сторону, риск всех этих неприятностей растет на 20-60%. Даже если вы не пользуетесь общественным транспортом и добираетесь до работы на машине, 30-60 минут дороги в одну сторону повышают вероятность проблем со здоровьем на 20-40%.
Сам офис может становиться дополнительным источником стресса. Например, если вы работаете в условиях с плохим освещением или недостаточной вентиляцией, это может повышать ваш уровень кортизола — так называемого «гормона стресса». Также это негативно сказывается на вариабельности сердечного ритма (ВСР) — это показатель неравномерности интервалов между отдельными ударами сердца, который отражает эффективность автономной нервной регуляции. Чем выше ВСР, тем лучше нервная система справляется со стрессом — так вот, у сотрудников неудобных офисов ВСР склонна снижаться. А повышенный кортизол и сниженная ВСР — это как раз те факторы, которые связывают рабочий стресс и вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний. Проще говоря, неудобный офис может стать фактором риска, например, ишемической болезни сердца. Домашний офис в этом плане гораздо предпочтительнее: в нем вы можете создать такие условия по освещенности, температуре воздуха, уровню шума и т.д., которые вам максимально комфортны — и тем самым снизить уровень стресса от работы.
Перевод хотя бы части работы на удаленку — это хороший способ уменьшить многие поведенческие риски, а также вероятность депрессии и ожирения. Например, люди, которые работают из дома минимум половину времени, гораздо меньше рискуют столкнуться с алкоголизмом — примерно в 1,5 раза по сравнению с офисными сотрудниками. То же самое касается употребления табака — «удаленщики» курят в полтора раза реже. А вот с депрессией и ожирением ситуация более неоднозначная. Судя по всему, риск этих расстройств снижается, если работать из дома примерно раз в неделю — но если перейти полностью на удаленку, то вероятность набрать вес и впасть в депрессию снова увеличивается, примерно до уровня офисных работников.
Есть ли у удаленной работы минусы для сотрудников?
Основной минус тут один — это дефицит общения и последующая социальная депривация, которая, в свою очередь, повышает риск депрессии.
Исследование удаленных сотрудников показало, что чем больше работы человек выполняет дистанционно, тем выше субъективный уровень стресса. Такой стресс, вызванный социальной депривацией, провоцирует тревожные и депрессивные симптомы, а также может снижать уровень нейротрофического фактора мозга — а этот белок отвечает за рост нейронов и развитие нейронных связей. Так что изоляция от коллег может не только ухудшать настроение, но и снижать когнитивные способности человека.
А что насчет бизнеса?
Главный минус экстренного перехода на удаленку для бизнеса — отсутствие выстроенных процессов менеджмента дистанционных сотрудников. Именно поэтому сейчас многие компании находятся в панике — и часть этого беспокойства также передается работникам. Но вот те бизнесы, которые изначально работали в режиме распределенной команды, никаких минусов в текущей ситуации не видят.
«Мы порекомендовали всем сотрудникам переходить в домашний режим. Сегодня мы в который раз поблагодарили сами себя за то, что с самого начала строили компанию как распределенную — поэтому на наши процессы и скорость работы этот факт абсолютно не повлияет», — говорит соосновательница компании Welltory Евгения Смородникова.
Дистанционная работа может приносить бизнесу пользу по нескольким причинам. Очевидные — это экономия на аренде офиса, а также на зарплатах сотрудникам, которые готовы работать из дома за меньший оклад. Но, помимо этого, некоторые люди могут просто работать вне офиса эффективнее — это показало исследование, проведенное в крупном китайском туристическом агентстве.
На первом этапе участников эксперимента — сотрудников колл-центра — случайным образом распределили на работу в офисе и дома. В итоге удаленные сотрудники оказались на 13% эффективнее: 9% этой разницы пришлось на большее количество рабочих минут — за счет того, что дистанционные работники реже устраивали перерывы и меньше ходили на больничные, — а оставшиеся 4% объяснялись тем, что «удаленщики» совершали больше звонков в минуту благодаря более комфортным условиям в домашнем офисе.
Но самое интересное вот в чем: на втором этапе эксперимента людям разрешили самим выбрать, работать ли им в офисе или вне его — и те, кто предпочли дистанционную работу, стали уже на 22% эффективнее! Этот результат показывает, что компании могут выиграть, если хотя бы дадут своим сотрудникам выбор — офис или удаленка. Ведь те, кто предпочитает дистанционную работу, принесут бизнесу максимум пользы именно из домашнего офиса. При этом люди, любящие ходить в офис, не обязательно станут работать из дома лучше — их продуктивность может остаться такой же или даже снизиться. В таком случае бизнесу придется решить, что для него выгоднее: выстраивать параллельно два процесса работы, обычной и дистанционной, чтобы позволить сотрудникам выбирать комфортный режим — либо волевым решением перевести всех разом на удаленку.
Нынешняя коронавирусная «интервенция» как раз поможет компаниям оценить, улучшились ли результаты работников при переходе на домашний офис. Нужно, конечно, сделать скидку на «сырой» менеджмент распределенной команды — но если показатели сейчас хотя бы не упадут, это будет значить, что есть смысл вкладываться в развитие удаленной работы. А значит, нас может вскоре ждать сдвиг — с «офисной» в сторону «распределенной» бизнес-модели — в самых разных сферах экономики.
Как быть людям, которым не нравится хоум-офис?
Есть несколько стратегий, которые рекомендуют ученые и опытные предприниматели.
Джефф Хэнкок, профессор по коммуникациям из Стэнфордского университета, предлагает почаще есть с людьми по видеосвязи. Как вариант, можете встречаться с коллегами, с которыми обычно обедаете, на виртуальный ланч в приложении для конференции — например, Zoom. «Часто мы хотим проводить время с другими людьми именно для того, чтобы вместе есть и пить. Когда кто-то соглашается на обед или ужин с вами, вы получаете сигнал, что человеку важны ваши отношения», — поясняет Хэнкок. Возможно, если вы продолжите «ходить» на ланч с коллегами как ни в чем не бывало, это поможет вам преодолеть ощущение социальной депривации — и это станет профилактикой депрессии во время вынужденной удаленки.
Другая важная задача для человека, который работает дистанционно — выстраивать правильные отношения с менеджером. И это должно быть ответственностью как самого сотрудника, так и его/ее руководителя. Данные исследования, посвященного удаленной работе, подтвердили — доверительное общение с менеджером помогает людям быть более уверенными в себе, чувствовать больше удовлетворения от работы и испытывать меньше стресса. И вот что интересно — дистанционным работникам требуется больше общения с руководителями по сравнению с их офисными коллегами, чтобы установить тот самый доверительный контакт. И для удаленных сотрудников не столь важны проявления аффекта — они ценят такие разговоры с менеджерами, в которых можно демонстрировать ответственность и профессионализм.
Так что руководители, чьи сотрудники внезапно перешли в онлайн, могут смягчить для них «удар», собирая регулярные «летучки» в формате видеоконференции и обмениваясь идеями, планами и размышлениями о работе в чате. Смолток тоже не помешает — но он в данном случае вторичен. Сами сотрудники тоже могут брать на себя инициативу: если вы почувствовали, что дистанционная работа влияет на вашу самооценку, чаще пишите менеджеру о вещах, которые покажут вашу вовлеченность в работу и компетентность.
Примером удачно реализованной модели дистанционной работы может служить российское издательство МИФ: компания появилась в 2005 году и с самого начала работает исключительно с распределенной командой, сейчас в «удаленном» штате уже 210 сотрудников. Для МИФа удаленка не означает, чтобы люди должны лишаться общения с коллегами — в издательстве большое внимание уделяют корпоративной культуре. Все совещания проходят в формате видеосвязи, но перед началом обсуждения стараются не забывать просто поболтать — о том, как дела, какие планы, как прошли выходные. Как ни странно, уверяют в МИФе, это помогает настроиться на рабочий лад.
Поскольку при дистанционной работе сотрудники много общаются письменно, возможны искажения и недопонимания в коммуникации — а это может порождать конфликты и лишний стресс. Чтобы нивелировать эти риски, в МИФе много внимания уделяют развитию soft skills у сотрудников — например, в 2019 году провели большое внутреннее обучение по инструментам экологичного общения на основе книг «Семь преобразующих языков» и «Ненасильственное общение». Также в компании специально прорабатывали культуру обратной связи и благодарности — и результат уже видно, сотрудники стали общаться эффективнее.
Еще один способ предотвратить депрессию в условиях изоляции — потратить время, освободившееся от поездок на работу и общения с коллегами у кулера, на обучение. Есть данные, что тренировка рабочей памяти — а именно она активно задействована, когда мы получаем новую информацию — может служить профилактикой ангедонии, то есть состояния, когда «ничего не хочется». Такое состояние может возникать во время самоизоляции и быть предвестником депрессии.
Но спасибо IT-сервисам — они не дадут нам зачахнуть в процессе удаленной работы. Компании по всему миру сейчас открыли доступ к своим платным материалам, и российский бизнес — не исключение. Arzamas по промокоду «Карантин» дарит подписку до 15 апреля, в «Фоксфорде» вы можете вместе со своими детьми бесплатно пройти забытые школьные курсы по физике и математике, а МИФ дарит электронную книгу, которая научит работать дистанционно и управлять удаленными сотрудниками.
Возможно, удаленная работа с нами надолго — и пришло время адаптироваться. Компании, закрывшие офисы на время вспышки коронавируса, могут понять, что им выгодна такая модель — и уже не захотеть возвращаться к традиционной бизнес-модели.
Однако сотрудникам не стоит унывать — статистика показывает, что дистанционные работники удовлетворены своим положением на 29% больше тех, кто постоянно ездит в офис. Работа из дома может снизить многие риски для здоровья — и не только те, что связаны с эпидемией, — улучшить ваш сон и избавить от лишнего стресса, связанного с дорогой и неудобными условиями в опенспейсе. А в борьбе с социальным стрессом, вызванным изоляцией от коллектива, помогут совместные онлайн-ланчи и более качественная коммуникация с менеджерами.
Но если вы все же совсем не представляете свою жизнь без офиса, можете присмотреться к гибридной модели — ее сейчас обсуждают разные компании, которые хотят балансировать между традиционным форматом работы и удаленкой. Например, можете взять за образец идею digital-продакшена Finch: в будущем они хотят преобразовать свой офис в некое подобие коворкинга для собственных сотрудников — чтобы людям, которые работают в основном удаленно, было куда прийти и почувствовать контакт с коллегами, но при этом компании не пришлось платить за постоянные офисные места для тех, кто ходит на работу раз в неделю.
Как за 7 лет на удаленке я наконец выработала самодисциплину и повысила эффективность
Вот уже 7 лет я работаю на удаленке в сфере маркетинга. Сначала это был фриланс, потом – постоянная удаленная работа с разными компаниями. Первый год мой рабочий режим был странным, с 18 и до 7 утра. Настолько я была не организована. Но с тех пор я значительно «прокачала» самодисциплину и продуктивность.
Делюсь личным опытом, полезными привычками и инструментами, которые помогают мне выполнять задачи сразу для 2-3 компаний (работаю на полставки) за 7-8 эффективных часов.
Удаленщикам часто советуют завести себе отдельный кабинет. Ок, отличная идея, только я живу в однокомнатной квартире с мужем и собакой. Муж, к счастью, работает в офисе. Дома у нас всего один компьютер, и находится он в шаге от кровати. Так что никакой грани между личной жизнью и работой у меня нет.
Потягивать кофе со сливками, любоваться на питерские крыши и работать – сначала мне казалось это заманчивым. Но по факту для меня этот совет оказался скорее вредным. Я живу на окраине Петербурга, и для того, чтобы добраться до центра, мне нужен час. Итого: два часа на дорогу туда-обратно и еще полчаса на сборы. Ради того, чтобы несколько часов посидеть где-то «не дома». Это совсем не бережет драгоценное рабочее время и растягивает его до позднего вечера.
Все слащавые мифы про фрилансера на курорте, который якобы лежит в шезлонге с ноутбуком и потягивает коктейль, я развеяла для себя еще в первый год работы. Ради интереса попробовала. Работать невозможно: солнце светит в экран, глаза напрягаются, песок и брызги летят на монитор, и отвлекает буквально все.
А вот что еще не работает, по крайней мере у меня – жесткое планирование. Много раз я пыталась расписать свой день по часам и установить строгий тайминг для каждого дела. Но его сбивали то внеплановый звонок, то срочная задача, то еще что-то. Поэтому теперь я просто пишу список задач на день, обычно там от 5 до 8 пунктов, а там уж – как пойдет. Иногда часть работы уходит на вечер, растягивается до 22 часов. Но я стараюсь все-таки придерживаться режима: с 10 утра до 18-19 вечера с часовым перерывом днем.
Как раз успеваешь спокойно сделать зарядку, погулять с псом, неспешно позавтракать и прочесть пару интересных статей за утренним кофе. Раньше я спала «до последнего». И просыпалась от звонков с работы или от сообщений. Неприятная ситуация: я еще сонная и плохо соображаю, а коллега или руководитель чего-то от меня хотят.
Не просто делать перерыв, а гулять хотя бы 30 минут на улице, в любую погоду. Специально для этого завела три года назад собаку. Для меня оптимальное время прогулки – 14-15 часов дня. После часа на свежем воздухе моя продуктивность возрастает в 2 раза, я «перезагружаюсь». Если же у меня слишком много срочной работы, и я остаюсь дома – с каждым новым часом силы и энергия утекают все больше, и к 18 часам я чувствую себя обесточенной.
Это очень популярный совет, и он действительно работает. С утра мозг отдохнувший (даже у меня, а я считаю себя совой: ложусь в 1 ночи и с трудом встаю в 9 утра), и сфокусироваться проще. Поэтому я очень не люблю, когда мое самое ценное и ресурсное время приходится тратить не на важные задачи, а на текучку, рутину, внеплановые звонки и обсуждения чего-то. Все это я стараюсь оставить на потом, отодвинуть ближе к вечеру. В личном планировании даже помечаю их особым стикером – «На вечер».
Иначе при удаленном режиме работы рискуешь превратиться в овощ. Три вечера в неделю я езжу на тренировки по боксу – отлично разгружают голову и пробуждают сразу все мышцы тела. Иногда хожу в тренажерный зал или в бассейн. А дома у меня есть много инструментов для того, чтобы встать из-за компьютера и размяться: гамак для аэро-йоги, подушка настенная для отработки ударов, баланс-борд, коврик для йоги. Также помогает фитнес-браслет – слежу, чтобы делать не менее 8000, а лучше 10 000 шагов в день.
При удаленном режиме загруженность проектами и задачами часто больше, чем в офисе. Особенно, если работаешь на полставки сразу с несколькими компаниями. И часто работа «захватывает» и выходные. Я спокойно отношусь к тому, чтобы выделить себе полдня в субботу или воскресенье и все доделать. Но один день необходимо оставить свободным. Иначе мозг не успеет восстановиться. Мой максимум – это 2 недели работы без выходных нон-стопом, дальше мозг реально начинает сдавать, тупить, и продуктивность падает в несколько раз.
Кто-то советует ставить таймер, а я просто смотрю на часы. Нет ничего страшного в том, чтобы зайти в соцсеть во время короткого перерыва, ответить на сообщение подруге или прочитать пару постов. Но для этого достаточно 5, максимум 10 минут. Дальше – хладнокровно нажимаем на «крестик». Даже если остается еще целых 5 непрочитанных сообщений. Оставляем их на вечер. Все-таки на удаленке начинаешь ценить рабочее время.
Пользуюсь сразу всем. На одной работе коллеги предпочитают Telegram (люблю его, т.к. им одинаково удобно пользоваться и с телефона, и с планшета, и с компьютера), на другой – сидим в WhatsApp. Есть желающие созваниваться по Skype. Я готова ко всему. Разве что Viber в последнее время никто не пользуется, но он тоже у меня стоит «на всякий случай». Если честно, не особо люблю мессенджеры, в них важные сообщения теряются. Надежнее коммуницировать через старую добрую почту или через системы управления.
Психология удалёнки: как не слететь с катушек
Удалёнка бьёт по мозгам. И это я вам говорю не как те, кто погрузился в неведомо прекрасное состояние в марте, а как человек, который уже пять лет не видел офисную жизнь, не пил сонным кофе из кофемашины и не встревал в беспечный разговор коллег от скуки рабочего дня. Мне уже приходилось слышать, что кому-то «ковидная» удалёнка надоела, кто-то хочет её навсегда, кто-то мечтает поделить рабочую неделю на офис и хоум-офис. Но 5-6 месяцев — короткий период, чтобы понять свой настоящий выбор (да не случится с нами такое ещё раз!). Удалённая работа меняет личность человека, причём вне зависимости от того, живёт он один, с родными или даже друзьями. Мы становимся другими. И это обязательно нужно обсудить.
Disclaimer. Статья написана сотрудником RegionSoft Developer Studio в рамках рубрики «Свободный микрофон» и не проходила никаких согласований. Позиция автора может совпадать, а может не совпадать с позицией компании. Но, к месту говоря, для нас удалённый формат привычен: за годы работы мы провели тысячи удалённых внедрений CRM, включая обучение и доработку, наша RegionSoft CRM подходит для распределённых команд, ну и в команде, как вы уже поняли, у нас есть удалённые сотрудники.
Сегодня мы с вами поговорим именно о моральном аспекте удалёнки, об этой сложной её составляющей, которая до сих пор не позволила и вряд ли в ближайшее время позволит построить адекватную систему хоум-офисной работы.
Первое и главное — отношения с работой
Сейчас на удалёнке находятся целые команды и компании, поэтому многие баги удалёнки пока незаметны — заметны они станут для тех, кто решит избрать для себя этот формат и дальше. Работать на удалёнке однозначно тяжело, потому что кем бы вы ни были, хоть программистом, хоть тестировщиком, хоть менеджером, у вас осложнятся коммуникации. Да, первое время ты буквально кайфуешь: коллеги далеко, ты можешь отвечать в мессенджерах не сразу и обдумав своё сообщение, босс тоже где-то там и не вызовет на ковёр жёстко и прямо сейчас. Кажется, что так спокойнее, работа течёт размеренно. Первые звоночки кажутся недоразумениями, но вскоре возникает целый комплекс проблем, с которыми нужно учиться жить.
Вы вините себя за пробелы в работе. Если недоделки и просроченные задачи в офисе кажутся пустой проблемой — достаточно передвинуть таск в календаре и оповестить всех смежных коллег, включая руководителя, то на удалённой работе трагедией кажется всё. С одной стороны, ты боишься, что все решат, что ты бездельничал вместо выполнения своих прямых задач, с другой — переживаешь, что ты действительно не справился, а значит, что-то происходит с профессиональным ресурсом, где-то ты дал слабину. При этом причины могут быть вполне объективные: отключение интернета или электричества, перегруз параллельной задачей или невыполнение задачи соисполнителем.
Эта вина поглощает вас и ваши мысли, отчего работа клеится ещё хуже: вы начинаете бояться ошибок, стремитесь избегать их. А не ошибается тот, кто, как известно, ничего не делает. И действительно, переживание вины за что-либо легко превращает человека сперва в осторожного исполнителя, а затем в прокрастинатора.
Период полного «забивания» на работу наступит у каждого. Вопрос в том, сколько он продлится и насколько он будет заметен. Я адский, заядлый трудоголик, который работает на работе, на отдыхе, в транспорте, в поезде, — если нет возможности ковырять работу, я о ней думаю. Но при переходе на удалённую работу состояние «положенного на работу болта» приходило дважды, и это было неприятно. Сперва ты позволяешь себе покрутить фоном какой-нибудь фильм, затем ты уже не слушаешь фоном, а запускаешь контент на втором мониторе, потом отвлекаешься на домашние дела или идёшь в магазин/кафе/на пробежку (всего 15 минут! которые скоро становятся двумя часами 15 минутами), а затем понимаешь, что у тебя висит полный таск-менеджер просроченных задач и скоро это заметишь не только ты.
В этот момент наступает неприятное ощущение: нужно найти силы и волю сесть в ночь, на сутки-двое нон-стоп и закрыть все эти долги, но хитрый мозг любит лениться и уже не готов так быстро собраться в кучку и помочь хозяину закрыть рабочие долги. Кстати, про мозг я не шучу — это самая что ни на есть психофизиология. Грубо говоря, без привычного ритма работы над задачами вы довольно быстро тупеете и ищете другие выходы из ситуации.
Вам трудно объясняться с коллегами. Это вы начинаете ощущать примерно через год. Люди, которые работают в одном помещении, вместе едят, общаются, переживают разносы босса и моменты триумфа компании, сопереживают друг другу, представляют собой отдельную социокультурную группу. Вы наверняка замечали, что приходя в чужой офис или, например, в чужой вуз, вы воспринимаете коллектив как что-то очень чуждое и иногда даже некрасивое (то ли дело свои!). Хуже, когда это происходит с твоими коллегами: они — сформированная общность, а ты — одиночка за скобками. Большинство компаний старательно и этично вписывают удалёнщиков в свою культуру (чаты, весёлые чатрумы на поболтать, встречи и слёты, видеоколлы с котиками и собачками, подарки, поддержка), но нередко это выглядит довольно неестественно. Гораздо честнее признать, что удалёнщики — это другая субкультура в компании, причём каждый — своя собственная, но их работа и их лояльность — ценность для компании, их труд крайне важен, а вклад оценён. Это здорово помогает обеим сторонам.
Так вот, вам нужно говорить на одном языке и в одной системе ценностей со сплочённым коллективом. Получается довольно плохо, даже если вы шутник, болтун и у вас в целом неплохой характер. Трудно передавать эмоции в чатах и на созвонах, трудно говорить об идее в запале по телефону и обсуждать что-то с задором, черкая карандашом на листе. Вы вынужденно говорите чётко и размеренно, как всегда по телефону, вы пишете в чат, но не прередаёте иронии, сарказма, удивления, восхищения и даже гнева. Текст вашего сообщения эмоциями насыщает тот, кто его читает — ваша эмоция рождается и интерпретируется в голове собеседника, и есть высокий риск оказаться непонятым и кого-то обидеть.
Такая ситуация угнетает и вы начинаете избегать общих созвонов и совещаний с вашим онлайн-присутствием. От вас отвыкают и вы выпадаете из, казалось бы, своей социальной обоймы ещё дальше. В голове бьёт одно: «Куда я лезу? Меня там нет.» Такая позиция сказывается и на профессиональных задачах — вы решаете их вне контекста общих интересов, вне пульса бизнеса, в котором работаете. Рабочие таски становятся похожими на олимпиадные задачки: нужно срочно и классно решить, чтобы победить. Наступает стадия функционального исполнения.
Справиться с этой ситуацией довольно трудно. Совет простой: не выпадайте из неформального общения, иногда по возможности наведывайтесь к коллегам оффлайн и найдите себе на работе 1-2 человек, с кем сложится «химия и магия», кто будет понимать ваши интонации в чатах и кто будет вашим «коннектором» с интересами компании и её сотрудниками. Это непросто, но не невозможно. Приятный бонус: такие люди могут стать вашими хорошими друзьями на долгие годы.
Вы хотите в офис и одновременно не хотите уходить с удалёнки. Периодически наступает желание вернуться в офис, уехать в другой город или страну (если компания там) и работать со всеми вместе, наслаждаться офисной жизнью, ловить её плюсы и ненавидеть минусы. Но уже всё так хорошо устроено: если нужно, спать почти до рабочего дня, спокойно слушать любимые треки, использовать свободное время для личных дел, не стоять в пробках и уходить с работы за 1 секунду. А с другой стороны, ты уже не понимаешь, это твой офис или твой дом?
Решать только вам: для каждого перевешивают его собственные аргументы в пользу дома или офиса. Если ситуация безвыходная и удалёнка вынужденная, просто оборудуйте дома мини-офис и разделите визуально рабочее место и места домашнего уюта. Это здорово помогает. Например, у меня мини-офисом служит старый многоярусный компьютерный стол, который выглядит делово и серьёзно, помогает и офисное кресло. Настоящий микро-кабинет, в котором лежат только рабочие вещи и книги.
Вам нужно контролировать себя и работать над дисциплиной. Адекватный работодатель не поставит вам дебильный трекер рабочего времени или скриншотер состояния экрана, потому что он знает, чего стоит доверие и лояльность. А значит, вам нужно стать своим самым жёстким начальником: научиться планировать, переключаться между задачами, не отвлекаться на социальные сети и развлечения, организовывать своё рабочее место, питание и т.д. Вы — сам себе сисадмин, коллега и помощник. Это сложно, даже если вы супер мотивированный сотрудник. Важно усвоить несколько правил хоум-офисной дисциплины:
Вы не растёте по карьерной лестнице. Это жёстко, это грустно, это правда. Вас легко опередит более слабый офисный коллега, потому что он ближе и он может презентовать себя в удобном личном формате. Ничего удивительного: карьерный рост на удалёнке практически нереальная задача. Вы можете рассчитывать на горизонтальные перемещения или небольшое изменение названия вашей должности, но вряд ли вам удастся стать менеджером проекта, продукта или тимлидом. Просто потому что в этих направлениях деятельности коммуникации решают. Ответьте себе на вопрос: а оно вам надо?
К слову, зато на новой работе после удалённой работы можно сразу перешагнуть через несколько ступеней — в том случае, если время, свободное от дорог, перекуров и кофейка под сплетни вы потратите на обучение или развитие сайд-проекта. Удалённая работа — идеальный фактор для того, чтобы стать гораздо круче и дополнительно прокачаться.
В какой-то момент вы слышите от неопытного коллеги про себя «а это наш фрилансер Вася» и у вас срывает последнюю гайку терпимости и адекватности. И это тоже произойдёт. Увы, для новеньких сотрудников (особенно молодых) что удалёнщик, что фрилансер — одна история про «сижу дома, лабаю код, котики, сериалы, еда». И очень обидно услышать такие слова или вопрос: «А ты чем там занимаешься? Правда, халявно?» Не ведитесь на эти выпады, но и не позволяйте сформироваться такому мнению. Просто разумно и спокойно объясните, что вы ничем не отличаетесь от коллеги, а в чём-то даже превосходите. Вообще советую: если вы довольно далеко от офиса и не можете оперативно до него доехать, не ввязывайтесь в конфликты — заранее проиграете и прослывёте токсичным мудаком. Это очень плохо, поскольку удалённый конфликт требует неимоверных ресурсов для полного его урегулирования. Часто дешевле и спокойнее промолчать, отшутиться или упомянуть вопрос на общем собраниии/видеозвонке и дать на него ёмкий и вежливый ответ. («Меня тут спрашивали, чем я занимаюсь, так вот, я как раз разруливаю такие баги, как этот — и сейчас вижу, что нужно. /далее по рабочей части/»).
Вам кажется, что вас недооценивают. Успокойтесь — на удалённой работе это будет всегда, хотя бы потому что вы тоже выдумываете эмоции и выражения лиц собеседников по телефону и чату. У вас есть зарплата, премия, KPI, какие-то бонусы и полный таск-менеджер закрытых задач? Есть же! Значит, вы крутой, вы нужны этой компании. Вспомните свою офисную жизнь, а если не помните, поверьте мне, я помню: там никому не вешают золотые медали на шею и редко благодарят лично. О качестве работы говорит факт работы в компании и получения всех материальных благ. Поэтому успокойтесь — скорее всего, если вы задумались об этой проблеме, вы действительно классный сотрудник и молодец. Вы должны знать себе цену.
Вы боитесь оценки своей работы и вы сами очень плохо оцениваете свою работу и своё развитие внутри профессии. Этот побочный эффект возникает из-за того что вам не с кем себя сравнивать: у вас нет полноценной картины работы остальных сотрудников. Да, можно сравнить строчки кода или количество открытых рекламных кампаний — но мы-то с вами знаем, что эти метрики не говорят ни о чём. Вы нервничаете, вам кажется, что вы хуже остальных — мало на удалёнке, так ещё и «всего» 14 часов отработал. Успокойтесь: если вы сосредоточенно и качественно работаете, скорее всего вы не хуже, даже продуктивнее и эффективнее остальных, поскольку не отвлекаетесь на офисную суету.
Если вы чувствуете, что «просели» по профессиональной части, выделите время на самообучение, на чтение книг, мануалов, профессиональных блогов и т.д. Более того, иногда даже полезно поучиться или почитать что-то базовое поверх практики, такой маневр здорово раскладывает ваши навыки и знания по полочкам.
Ну и ещё одна маленькая заметочка: если вы будете слабо работать, вам об этом скажут, сейчас не принято держать людей из жалости или за красивые глаза.
Вы хронически перерабатываете и переработка приобретает две основные формы: либо вы половину дня делаете свои дела и вечерами нагоняете рабочий день (это плохо), либо вы тупо работаете 8 часов + 4-6 часов, потому что а) больше заняться нечем; б) работа увлекает; в) хочется делать лучше и глубже, вы уходите в перфекционизм. При таком раскладе жизнь делится на две части: работа и сон. Первую форму я рассматривать не буду, с ней всё понятно: работа должна делаться в рабочее время, а вот со вторым пунктом нужно разобраться.
Как правило, настолько перерабатывают люди, не обременённые какими-то семейными обязанностями (не обязательно без семьи!) или привыкшие дарить своим родным только один выходной (потому что второй тоже нужен работе). И основная проблема в том, что если что-то в вашей жизни изменится, вы станете работать меньше и переключите внимание на новое событие в личной жизни. Формально это прекрасно и радостно, но в реальности вашему работодателю станет казаться, что вы стали хуже и меньше работать, ведь он уже привык к хорошему, например, к тому, что к утру самая сложная задача кровь из носу решена. Вы сразу почувствуете изменение отношения к вам в компании и придётся либо снова уходить в вираж трудоголизма, либо учиться ставить личные границы и становиться плохим.
Кроме этого, переработки опасны для здоровья: ведь вы не ходите на улицу, не занимаетесь спортом, вы по 14-16 часов сидите за компьютером, явно забывая о перерывах, правилах посадки, расстоянии глаз до экрана и прочее, и прочее. Как следствие: снижение тонуса мышц, изменение жировой прослойки, отёки, проблемы с венами и много других мелких неприятностей (которые легко переходят в крупные).
Наконец, переработка рано или поздно скажется и на качестве работы: вы просто устанете столько думать и находиться в напряжении. Настанет период интеллектуального спада, который при определённом стечении обстоятельств (нет других интересов, хобби, привычек и т.д.) может стать первой ступенькой депрессии, а это уже тяжёлое патологическое состояние, из которого трудно вылезти самостоятельно (если кто-то ещё не знает, депрессия — это не просто плохое настроение).
В результате сочетания тех или иных «синдромов» удалённой работы вы начинаете постепенно выгорать: пропадает интерес к работе, стремление нестандартно решать задачи, придумывать что-то новое, активно участвовать в жизни компании. Это мешает вам, это сказывается на работе и как следствие мешает вашему работодателю.
Можно было бы расположить эти тезисы в порядке их появления в жизни удалённого сотрудника, но нет — они не появляются один за другим, они сменяют друг друга хаотично и нередко повторяются. Очень сложно пройти через всё и не прийти к выгоранию и моральному истощению. Удалёнщик остаётся сам с собой и он для себя и коллега, и самый строгий начальник — остальное зависит от градуса совести и… любви к работе. Если ты любишь дело, которым занимаешься, все вот эти явления проходят гораздо проще и особенно не мешают жить. Но если работа не столь интересна, а удалёнка выбрана скорее как формат исхода из наскучившего коллектива, у меня плохие новости: вне офиса, вне общения, вне физической связи с компанией вы буквально семимильными шагами придёте к решению уволиться (впрочем иногда оно и лучше).
Отношения с самим собой
Здоровье в ваших руках и это проблема. Удалённая работа может стать огромной возможностью для здоровья и внешности, а может стать самым негативным фактором в деле планомерного ухудшения состояния организма. Есть два основных пути.
Если же вы уже прочно влипли в проблемы со здоровьем и телом, начните выходить прямо сейчас — с минимума, с небольших ограничений, с первого сета упражнений. Только не отступайте и не оглядывайтесь назад. Оставьте на мобильнике только один сервис заказа еды, поставьте приложение с воркаутами, купите фитнес-трекер и глюкометр (этот особенно умеет пугать и мотивировать). Будет плохо, грустно и медленно, но уже через месяц тренд бодрости и удовольствия поползёт вверх, а вы улыбнётесь зеркалу. Запомните: внешность и здоровье это ещё одна ваша работа.
Одиночество захочет познакомиться. Можно быть одним и не одиноким, а можно быть в центре событий и оставаться в одиночестве. Однако будучи в относительной социальной изолированности (находясь на удалённой работе), человек больше рискует оказаться в одиночестве. А оно, в свою очередь, вредно для интеллектуальной деятельности: возникает подавленность, беспокойство, неуверенность в себе, постоянное беспокойство, стресс и депрессия. Есть реальная вероятность возникновения физических недугов. Остаться наедине со своими мыслями и событиями в жизни — сложно.
Выход из одиночества — ваш большой труд, который не связан с кругом общения. Вы должны быть в обойме, в своей жизни, в работе. Настройтесь на то, что вы не одиноки, а просто избрали удобный формат работы и приносите пользу. Общайтесь, комментируйте, ходите на конференции и митапы, читайте разные книги, — и вы сами не заметите, как забудете о худших мыслях наедине с собой. Особенно это просто в ИТ: несмотря на закрытость самой сферы, внутри неё буквально в каждом городе полно встреч, событий, онлайна и т.д. Просто не отмахивайтесь от этого. К тому же, внутри таких событий можно обзавестись хорошими знакомствами, найти интересные сайд-проекты (или работу), стать спикером, ментором и т.д.
Вы перестаёте ощущать себя деловым человеком, человеком бизнеса, теряются навыки коммуникации — и едва ли не почище навыков иностранного языка. Это правда очень большая проблема, с которой удалёнщик обязательно столкнётся. Если внутри компании вы готовы стать и менеджером, взяться за работу ушедшего в отпуск или на вольные хлеба коллеги, поучаствовать в обсуждении стратегии компании с позиций эксперта или дилетанта, на удалёнке вы фактически ограничиваетесь своей работой и становитесь крутым (ну или не очень крутым) исполнителем. И это сказывается на ваших личных чертах: появляется неуверенность в себе, страх перед новым, непонимание общей стратегии и своего места в ней, опасение за работу и проч.
Вы становитесь нервным. Вне социального общения, с очень узким кругом контактов сильно меняется настроение, появляются резкие перепады, вы забываете о сдержанности и такте, поскольку не используете их в постоянном общении. Ни в коем случае нельзя дать себе расслабиться и изменить стиль общения, дать настроению рулить вами. Не забывайте, что вы общаетесь с коллегами, клиентами и т.д. — то есть в деловой среде. Кстати, вернуться в состояние «джентльмена» помогает смена домашних одежды на более строгую, деловую.
Но одежда — это мелочи. Главное, не теряйте пульс компании, даже если для вас это становится всё труднее. Читайте о конкурентах, о рынке, на котором вы работаете, изучайте новое в своей деятельности — и тогда вы будете на гребне волны. Но, признаюсь, удалённо это в разы труднее делать, чем в офисе. Впрочем, кого-то устраивает быть просто крутым исполнителем «от сих до сих». И это кстати, бережёт много нервов, здоровья и душевных сил.
В общем, если чувствуете, что ваша батарейка неумолимо садится, становитесь на зарядку: книги, обучение, общение, спорт. Кстати, и сама утренняя зарядка отличный источник дофамина и полезная привычка, кроме шуток.
Отношения с друзьями
«Давай в чатике, ок?» — именно так удалённый сотрудник всё чаще и чаще реагирует на предложение поболтать по телефону или погулять. И дело не в том, что человек одичал и избегает общения (и это тоже), дело в непонимании и разнице интересов. Друзьям, которые работают в офисе, сложно понять человека на удалёнке: при встрече они вываливают на твою голову немножко зависти, смешанной со всевозможными мифами об удалёнке («ого, халявишь», «ну ты же забиваешь на работу», «ого, всё своё теперь успеваешь», «класс, больше времени Маше уделяешь», «офигеть, можно играть в *** без конца»). Ничего, кроме злости и неприязни это не вызывает, а доказывать свою честность, порядочность и загруженность с пеной у рта — не лучшее времяпрепровождение на дружеской посиделке.
И я вам прямо скажу: после самоизоляции стало хуже. Друзья и знакомые по новости своего состояния подзабивали на работу (да её и меньше стало), делали свои дела, вели ремонты, творили кулинарные шедевры и теперь ещё меньше верят в трудовые подвиги, мол плавали, знаем, удалёнка — это на расслабоне. Ничего не доказать. Очень скоро остаётся 1-2 самых близких друга, с остальными пути расходятся. Причём нередко это именно друзья из числа коллег, которые изо дня в день видят результаты вашего труда.
Как ни странно, недостаток времени на общение с друзьями даст о себе знать достаточно быстро, буквально к концу первого года. А нежелание общаться с ними придёт ещё раньше.
Отношения с родными
Непонимание — первое, что вы испытаете, особенно если вы живёте/общаетесь со старшим поколением. Мало того, что для них работа за компьютером = играешь или тупишь в развлекательный контент, так ещё и «дома на печке». Всё, для них вы — бесплатная и постоянно доступная рабочая сила, любая попытка выставить рабочие границы приравнивается к предательству. «Ну тыж дома сидишь», — аргумент, который будет последним в устах ваших жён/мужей и родителей при отказе на их просьбы. Перебороть это трудно. Выход: своя запертая комната, своя квартира или коворкинг. Иначе вы погрязнете в обидах. Лично мне удалось немного изменить мнение старших, но это минимум за 5 лет. Поэтому лучше просто обозначить время работы и время помощи родным.
У меня нет детей и мужей/жён, но по опыту знакомых с удалёнкой история имеет широкий разброс вариантов: от «мур-мур, оба на удалёнке, дом по очереди, деть у мамы» до разводов и расставаний. Но как мне кажется, с партнёром и детьми договориться чуть проще, чем с родителями.
10 советов тем, кто на удалёнке
Но я хочу всем нам пожелать, чтобы каждый из нас работал в том формате, в каком ему комфортно и при этом приносил максимум пользы своей компании. Такой баланс действительно способен сделать удалёнку лучшим форматом работы будущего.
Как опытный CRM-щик, хочу ещё высказаться про CRM. На мой взгляд, кризис в экономике и спад спроса — отличное время для внедрения CRM-системы: начните с минимума, с покупки лицензий и развивайте, обучайте, наполняйте. В момент подрастания спроса вы будете вооружены. И да, по опыту удалённая команда с CRM гораздо более хорошо работает, продуктивна и контролируема, без CRM — реально труба, по своей шкуре знаю. Кстати, мы внедряем свою RegionSoft CRM полностью удалённо целых 14 лет, так что пишите, звоните, расскажем, презентуем и внедрим по-честному, без накруток и скрытых платежей. Отвечаю.