Как заставить себя сделать домашнее задание
Как заставить себя сделать домашнее задание
Практикующий психолог. 13 лет опыта работы с подростками.
1. Домашка воспринимается как повинность
Учёба — такая же обязанность ребёнка, как работа у мамы с папой. Разница лишь в том, что взрослые умеют заставлять себя выполнять обязательства, даже когда не очень хочется, а дети пока что не обладают достаточно развитым самоконтролем и не всегда грамотно расставляют приоритеты. Зато им свойственна природная любознательность, за счёт которой любой ребёнок может хорошо учиться.
Если же постоянно апеллировать к слову «надо», школьник может начать воспринимать домашку как неприятное обязательство. Одна из частых ошибок родителей — не разрешать ребёнку что-то хорошее, пока не сделаны уроки. «Никаких игр, пока не сделаешь домашку!» — так домашнее задание превращается в повинность, которая мешает быть счастливым.
✅ Что делать? Если ребёнок не хочет заниматься уроками, попробуйте сначала проанализировать, кто заложил в него такое отношение. Понаблюдайте за собой: как вы отзываетесь о своей обязанности ходить на работу? Как часто вы делаете что-либо плохо просто потому, что вам не хочется сейчас этим заниматься? Дети считывают поведенческие паттерны родителей, поэтому решение проблемы с домашкой, возможно, стоит начинать с изменения поведения у взрослых.
2. Размытые требования
Самое сложное в любом деле — начать. Школьники часто прокрастинируют потому, что не знают, как подступиться к заданию. В идеале домашние задания должны быть направлены на закрепление или повторение материала, а значит — быть посильными без участия родителей. На практике ребёнок часто не хочет делать уроки потому, что задания слишком сложные.
✅ Что делать? Посмотрите вместе с ребёнком список домашних заданий и проговорите, что и как необходимо сделать. Если задание слишком большое, разбейте его на маленькие шаги. Когда ребёнок видит последовательность действий, подступиться к заданию становится легче.
3. Конфликт с учителем
Если ребёнок избегает домашки по конкретному предмету, причиной могут быть непростые отношения с преподавателем. Крики и излишняя строгость педагога могут привести к неуспеваемости и, как следствие, проблемам с домашкой.
✅ Что делать? Если школьник жалуется, что ему некомфортно на уроках педагога и поэтому не хочет делать уроки, нужно обсудить ситуацию, а не отмахиваться: «ты просто лентяй», «учитель должен быть строгим». Выслушайте ребёнка, а потом поговорите с преподавателем.
4. Синдром негативного самопредъявления
Негативное самопредъявление — это психологический синдром, который проявляется в постоянном и намеренном нарушении правил поведения. Таким образом ребёнок привлекает к себе внимание. Он изображает ужасного ребёнка и отказывается делать уроки, поскольку не знает, как иначе заставить взрослых уделить ему время.
✅ Что делать? Основной принцип — уделять школьнику внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Нужно замечать ребёнка в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не эпатирует. Если же начинаются хулиганские выходки, то важно указать на последствия и обозначить санкции.
5. Завышенные ожидания родителей
Порой мама с папой предъявляют к ребёнку слишком много требований: «Как это можно не понимать! Это же элементарно! И в кого ты такой двоечник?!» Постоянные упрёки подрывают самооценку школьника, неуверенный в себе ребёнок не хочет делать уроки — вдруг допустит ещё больше ошибок. А уверенный начнёт пререкаться или агрессировать в ответ, так как захочет защитить себя.
✅ Что делать? Обычно родители идут к психологу и просят изменить ребёнка. А надо изменить своё отношение к ситуации — пересмотреть требования и увидеть в школьнике человека, которому нужна помощь и стабильность. Можете ли вы сказать, что гордитесь ребёнком просто так, без хороших отметок?
6. Повышенная тревожность
Тревожность — это чувство неблагополучия, напряжения, озабоченности, неопределённости, а порой и беспомощности. Если ребёнок не хочет делать уроки вообще, возможно, у него повышенная тревожность. Психологи Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко выделяют такие признаки тревожного ребёнка:
✅ Что делать? Для уменьшения уровня тревожности нужно чаще обращаться к ребёнку по имени, чаще обнимать и отмечать его успехи. Нельзя кричать, угрожать и унижать ребёнка, сравнивая его с «сыном подруги».
7. Чрезмерная нагрузка
Традиционная школа нагружает уже с младших классов: после пяти-шести уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, после которого нужно садиться за домашнюю работу. Если заданий много, школьники корпят над ними до позднего вечера. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки, оттягивает их выполнение. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.
✅ Что делать? Необходимо снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, где родители и школьники могут сами регулировать нагрузку. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе.
Как заставить себя делать уроки?
Вернувшись домой после окончания занятий, многие школьники начинают предаваться беззаботным играм и развлечениям. И это легко объяснить, ведь такая счастливая пора, как детство, буквально создана для приятного времяпрепровождения. Но и об учебе тоже не стоит забывать. Вполне логично, что без выполнения домашних заданий рассчитывать на хорошую успеваемость не приходится. Но как заставить себя делать уроки, если вокруг столько искушений и соблазнов? Ответ на этот вопрос будет представлен в данной статье.
Подготовка к работе
Самая распространенная ошибка современных школьников кроется в том, что, придя домой после уроков, они садятся за компьютер «буквально на пару минут». В итоге процесс общения с «электронным другом» растягивается на долгие часы, а выполнение домашнего задания откладывается на потом. Куда лучше приступить к решению задач сразу после обеда, чтобы потом со спокойной душой усесться за компьютер.
Прежде чем браться за выполнение уроков, следует основательно подготовить свое рабочее место. Необходимо убрать со стола все посторонние предметы, которые могут отвлечь школьника от основного дела. Для захватывающих книг и занимательных журналов лучше подыскать более подходящее место. Чтобы добиться в комнате полной тишины, рекомендуется закрыть дверь, выключить телефон, телевизор, компьютер и устранить прочие раздражающие факторы. Тогда сосредоточиться на уроках будет намного проще. Как показывает практика, даже трехминутный разговор по телефону приводит к рассеиванию внимания на полчаса.
Важно отметить, что выбор рабочего места оказывает огромное влияние на эффективность процесса. Каждый школьник должен постараться найти свой уголок. Если одни дети привыкли выполнять уроки за письменным столом, то другие предпочитают пойти в школьную библиотеку или же уютно расположиться на любимом диване. В целом же не существует универсального рецепта выбора подходящего места – главное, чтобы школьнику было комфортно и его ничто не отвлекало. Как бы это ни было удивительно, но даже смена пейзажа за окном может положительным образом отразиться на результате работы.
Организация процесса
Прежде всего, стоит отметить, что выполнять домашнее задание желательно в одно и то же время. Хотя молодой мозг очень быстро усваивает новую информацию, ему все же необходима систематичность и закономерность. Он должен на подсознательном уровне чувствовать, когда нужно отдыхать, а когда – работать. Поэтому наличие режима является одним из гарантов успеха в учебе. Установив определенное время для работы, побудить себя к ее выполнению будет гораздо проще. Ежедневные действия начнут совершаться «на автопилоте», а это уже серьезный прогресс.
Приступая к выполнению уроков, рекомендуется руководствоваться принципом «от простого – к сложному». Начинать работу следует с заданий, которые вызывают меньше трудностей и вопросов. Ведь чтобы включиться в процесс, мозгу нужна некоторая разминка. Закончив с простыми заданиями, можно переходить к более сложным, предварительно сделав пятиминутный перерыв. Важно иметь в виду, что после каждого отдыха настроить себя на работу будет все проблематичней. Поэтому не стоит посвящать небольшие «паузы» компьютерным играм и просмотру телевизионных передач, оторваться от которых удается с большим трудом. Куда лучше послушать спокойную музыку или сделать разминку. Элементы веселой зарядки для детей нашли свое отражение в видеоматериале.
Если объем домашней работы очень большой, необходимо разбить его на несколько мелких частей. После выполнения каждой следует устраивать 5-10-минутные перерывы. Подобный подход к работе поможет рационально расходовать время и станет дополнительным мотиватором для скорейшего решения очередной задачи. Столкнувшись с определенными сложностями в процессе выполнения уроков, не стоит зацикливаться на них. Вместо того чтобы бесцельно сидеть над непонятным заданием, лучше переключиться на другой пункт работы. Это поможет немного отвлечься и упорядочить мысли. Вероятнее всего, впоследствии решение придет в голову само собой.
Использование стимулирующих методов
Любому ребенку известно, что учеба в школе является лишь начальной ступенью на пути получения образования и овладения будущей профессией. Поэтому заставить себя делать уроки помогут четко сформулированные цели и планы на будущее. Если наши родители буквально с пеленок мечтали стать космонавтами, то современные дети видят себя в роли преуспевающих бизнесменов, депутатов и спортсменов. Однако, поставив себе столь высокую планку, необходимо двигаться в сторону ее преодоления. Так почему бы не начать с примерного выполнения домашних заданий, которое является залогом получения хороших оценок?
Нарисовав в своем воображении картину серьезных карьерных успехов и достижений, настроиться на учебу будет гораздо проще. Для закрепления результата можно создать в комнате своеобразную «доску почета». На ней будут размещаться заметки из газет и журналов, повествующие об успехах известных личностей. Однако вовсе не обязательно ставить перед собой столь глобальные цели. На первых порах допускается ограничиться более реальными задачами: закончить четверть без троек или вернуть расположение учителей и одноклассников. Ведь школьник, постоянно списывающий домашнюю работу у сверстников, едва ли может быть на хорошем счету у педагогов. Кроме того, зачастую в классе не любят людей, зарабатывающих отметки чужим умом. Примерное выполнение домашних заданий поможет исправить ситуацию.
Более простым и доступным стимулом выступают различные поощрительные меры. Так, можно пообещать себе определенный бонус за хорошо выполненную домашнюю работу. Существует масса примеров подобных «премий», начиная с порции любимого десерта и заканчивая дополнительным часом игры в компьютер. Стоит оговориться, что в данном случае огромную роль играет способность объективно оценивать результаты своего труда. Ведь поощрять себя за наспех выполненные уроки было бы несправедливо. В случае отсутствия навыков самоконтроля следует начислять «бонусы» только после проверки заданий родителями или учителем.
Особо азартным школьникам, обладающим лидерскими задатками, стоит прибегнуть к нестандартному способу мотивации. Можно устроить своеобразное соревнование с кем-либо из одноклассников на лучшую подготовку домашней работы. Выигрывает тот, у кого суммарные оценки за выполненные в течение недели задания будут более высокими. При желании принять участие в поединке могут сразу несколько человек. Единственное условие – их успеваемость должна быть приблизительно на одном уровне, в противном случае смысл мероприятия теряется. Для проигравшего следует придумать разумное наказание.
Другие способы настроиться на учебу
Для тех предметов, в которых отыскать интересные факты бывает крайне проблематично, стоит использовать другой подход. Можно приобрести симпатичный черновик для выполнения домашних заданий с любимой звездой на обложке. Писать в блокноте рекомендуется разноцветными ручками, стараясь тщательно выводить каждую цифру или букву. При желании допускается даже создавать красивые иллюстрации к условиям задач. Нелишним будет завести отдельные черновики для каждого «скучного» предмета: математики, физики, геометрии и т.д. Превращая их в настоящее произведение школьного искусства, можно получить немало позитивных эмоций. Главное, не забыть переписать выполненные задания в чистовик, используя при этом ручку со стандартными синими чернилами.
Еще один действенный прием настроиться на учебу – начать выполнять домашнюю работу вместе с одноклассниками. Достаточно пригласить в гости всего одного друга, чтобы процесс пошел значительно быстрее. Однако стоит сразу договориться, что любые отстраненные разговоры и развлечения будут уместны только после завершения учебного процесса. Если же сосредоточиться на решении задач в компании приятеля не получается, можно переместиться в школьную библиотеку. Там не только присутствуют другие ученики, но и царит полная тишина, располагающая к продуктивной работе. А доступность разнопрофильных книжных материалов является еще одним плюсом данного варианта.
Поскольку компьютер – это настоящий кладезь ценной и полезной информации, можно прибегнуть к его помощи при выполнении домашних заданий. Поиск значений непонятных слов, перевод иностранного текста, обнаружение любопытных фактов по теме, просмотр полезных видеоматериалов – все подобные действия будут только приветствоваться. Главное, в процессе работы не переключиться на очередной забавный ролик или любимую онлайн-игру. Компьютер должен стать помощником в работе, ускоряющим процесс выполнения домашних заданий. При этом не нужно делать на него основную ставку, до всего следует доходить своим умом. В противном случае «электронный друг» превратится во врага, тормозящего процесс интеллектуального развития своего хозяина.
Если ни один из упомянутых способов не привел к желаемому результату, рекомендуется обратиться за помощью к родителям. Ведь нет ничего постыдного в том, чтобы признать свою неспособность настроиться на выполнение заданий. Зачастую причиной данной проблемы становится банальная лень, побороть которую совместными усилиями будет гораздо проще. Любящие заботливые родители непременно оценят искренность ребенка и помогут ему в создании максимально комфортных условий для учебы.
25 простых вещей, которые помогут быстрее сделать домашку
1 сентября в этом году будет уникальным потому, что его, кажется, ждут все: по учителям, одноклассникам и офлайн-урокам соскучились даже подростки. Единственное, к чему школьники вернутся без удовольствия, — домашка. Но мы уже придумали, как превратить ее из повинности в интересное и ненапряжное занятие. Рассказывают психолог, офтальмолог и детский ортопед, показывает — витрина маркетплейса «Беру».
С чего начать?
Главная проблема с домашней работой обычно состоит в том, что дети её делать не хотят, а родители пытаются ребёнка заставить или вовсе делают всё за него. На деле же школьник обычно в состоянии сам справиться с заданиями (иногда, конечно, может понадобиться подсказка или совет родителя), но для этого нужно ослабить контроль.
Научите ребёнка планировать время и действовать согласно этому плану. Важно не забывать, что детям сложно концентрироваться на одном занятии, — отнеситесь с пониманием к тому, что время от времени планы будут срываться. Объясните, что действия ребёнка (или их отсутствие) влекут за собой последствия — плохие оценки, нехватку знаний. Старайтесь не заставлять ребёнка, даже если очень хочется: он должен понять, что домашка — его ответственность.
Если сегодня ребёнок выполняет задания утром перед уроками, завтра — перед сном, а послезавтра — на перемене или во время обеда, соблазн уклониться или схалтурить будет высок. «Сделаю попозже». «Сначала почитаю». «Вечером». «Утром». И так далее. Но если у ребёнка есть распорядок дня, смириться с неизбежностью станет проще: например, с шести до восьми вечера он делает домашнюю работу, затем собирает рюкзак, а после распоряжается временем по своему усмотрению.
При этом важно следить, чтобы день ребёнка не был перегружен учебными активностями. Если сначала у детей школа, потом репетиторы, потом секции, и только после — домашка, а еще вы просите их читать книги или смотреть образовательные ролики, сопротивление будет обоснованно: у ребёнка обязательно должно быть время для отдыха, которым он может распоряжаться как хочет.
Юлия Мигунова, психолог:
1. Важно разделить пространство: для учёбы и для игры. Это поможет создать рабочую атмосферу и закрепить привычку трудиться за рабочим местом, а не играть там.
2. Делите большие задачи на посильные маленькие пункты. Отмечайте прогресс ребёнка, чтобы он сам видел, как несделанное превращается в сделанное. За каждый большой сделанный пункт можно придумать положительное подкрепление — что-то, что нравится самому ребёнку (но важно, чтобы это не была, например, еда: это может сформировать расстройство пищевого поведения).
3. Не делать все сразу. Важно устраивать «перемены» и не перегружать ребёнка. Хорошим отдыхом будет смена деятельности: умеренная физическая активность (пусть даже это будет запись танца для TikTok), прогулка (например, с собакой), полезный перекус (шоколадкам и булочкам — нет, овощной тарелке — да), любые виды сенсорной стимуляции — от хождения по специальному ортопедическому коврику до какой-нибудь ручной работы.
На фото — кинетический песок, пальчиковые краски и фетровая бумага
Работа с кинетическим песком — отличный вариант передышки и сенсорной стимуляции для ученика младших классов, которому нужно перезагрузиться после решения абстрактных задачек по математике или написания букв в прописях. Другой вариант — пальчиковые краски — можно рисовать прямо руками. Или приятная на ощупь фетровая бумага — попробуйте между выполнением домашних заданий предложить ребёнку сделать аппликацию. Либо подойдите к домашке творчески — например сделайте карточки с новыми словами по иностранному языку из фетра. Так к умственным нагрузкам добавятся сенсорные ощущения, и запоминать новые слова будет проще.
4. Ребёнку важно научиться организовывать процесс самому. Но вводить самоорганизацию нужно постепенно. Сделать это сразу невозможно: требуется помощь и поддержка родителя. Только не нужно делать все за ребёнка, лучше вместе, в дальнейшем снижая долю своего участия и обеспечивая скорее моральную поддержку. Важно не отказывать в помощи, но и не делать то, что ребёнок может сам. У него должен вырабатываться внутренний план и понимание причин и следствий.
На фото — магнитная доска, маркеры и губка для стирания
Учиться самостоятельности и планированию можно постепенно. Для начала попросите ребёнка составить расписание на день: прикиньте, сколько времени потребуется на задания, сколько он готов выделить себе на отдых. Этот план можно нанести на доску, туда же — писать, что задали по предмету, отмечать интересные мысли и ставить галочки напротив задач, которые удалось выполнить: это разовьёт у ребёнка способность к рефлексии.
5. Если ребенок получил плохую оценку, важно разобраться, что случилось, не критиковать и не навешивать ярлыков. Сама по себе отметка — уже важный урок, разочарование для ребёнка. Помогите ему осмыслить, что к этому привело, какие могут быть последствия и как это исправить.
Как не навредить?
Иногда ребёнок не хочет садиться за домашку не потому, что ему сложно или не нравится выполнять задания, а потому, что обстановка вокруг совсем к тому не располагает — он, кстати, может этого и не осознавать. Одна из причин — за рабочим местом происходит слишком много всего: и игры, и общение с друзьями, и учёба. Обычно в таком случае на столе у ребёнка оказывается слишком много отвлекающих предметов, да и психологически сложнее концентрироваться, когда сидишь там, где только что рисовал красками или играл в танки.
Кроме того, ребёнку может быть просто неудобно на рабочем месте: неподходящий стул, локти не помещаются, или слишком тесно. Решить такую проблему проще — достаточно организовать удобное пространство, выбрать мебель, освещение, найти место в квартире, создать рабочую атмосферу вокруг — например, из книг и приспособлений, к которым в случае чего ребёнок мог бы обратиться.
Наталья Ворошилова, офтальмолог:
Оптимальный вариант освещения — это лампы накаливания, но они постепенно выходят из обихода. Чаще встречаются галогенные и люминесцентные лампы — приходится выбирать из них.
Люминесцентные лампы вредны для зрения, они вызывают утомление и, как следствие, близорукость. Галогенные лампы бывают разные. Надо выбирать свет от хороших производителей, с оттенками теплого спектра — цветовая температура должна быть не больше 3000 кельвинов. Есть простой способ проверить лампу: навести камеру телефона или планшета на источник освещения. Если на экране будут видны «колебания света», то следует воздержаться от покупки.
Важно и расположение источника освещения: свет должен падать слева, если вы правша, и справа, если вы левша. Но не всё зависит от лампы — обратите внимание на то, как ребёнок сидит на рабочем месте: поверхность стола должна в идеале иметь наклон 15–20 градусов, а расстояние от глаз до тетради или учебника составлять не менее 30–35 см.
На фото — настольная лампа, подставка для книг и витамины (БАД. Не является лекарственным средством)
Лампу можно поставить справа или слева от ребёнка, а также настраивать положение света так, как ему удобно — важно, чтобы свет падал на стол, а не попадал в глаза ребёнку. Подставка для книг и учебников поможет создать комфортный для зрительного восприятия наклон. Но сильнее всего на зрении сказывается общее здоровье ребёнка — укрепить его можно с помощью регулярных прогулок, правильного питания, режима дня и витаминов.
Елена Адулас, детский ортопед:
Для школьника лучше выбрать устойчивый стул правильной высоты. Определить ее можно так: стопы ребёнка должны стоять на полу, а тазобедренные и коленные суставы быть согнутыми под углом 90 градусов. Правильная высота стола — это когда кончик среднего пальца руки, поставленной на локоть на столешницу, может коснуться угла глаза. Важно сидеть на стуле ровно, не подкладывать ногу под ягодицы, самостоятельно держать спину, периодически опираясь на спинку для отдыха.
На фото — компьютерный стол, кресло и стул
Выбрать стол и стул — это полдела, нужно регулярно адаптировать рабочее место под рост и нужды ребёнка. Старшему школьнику точно будет тесно сидеть на стуле для младшеклассников, тут пригодится более продвинутое компьютерное кресло: чем старше ребёнок, тем больше времени он проводит за столом (учится, играет в компьютерные игры). Да и требования к внешнему виду предметов у ребёнка могут быть свои, так что мебель и аксессуары по мере возможностей и взросления детей можно обновлять.
Чем помочь?
Хотя домашние задания и занимают важную часть жизни и учёбы ребёнка, на них всё не заканчивается. Климат в семье, отношения детей и родителей, интерес ребёнка к предмету важнее правильно выполненной домашки. Иногда лучше вместе собрать гербарий и составить альбом растений, чем заучивать их названия. Или нарисовать исторические события красками вместо того, чтобы чертить таблицу с датами.
Порой и сами школьные задания подразумевают творческий подход — составить интересный доклад, смастерить поделку, сделать презентацию. Обычно такие проекты расстраивают родителей: сразу кажется, что нужно потратить весь вечер, да и нужных материалов, как назло, не оказывается под рукой. Но именно к подобной домашке психологи советуют подходить с особым вниманием: в таком деле могут раскрыться способности ребёнка, его неординарное мышление, креативность.
На фото — принтер HP, набор юного художника и холсты
Облегчить себе жизнь можно, если заранее запастись расходниками — ручками, карандашами, тетрадями и точилками. Тогда не придётся в суете искать открытый киоск перед уроками, чтобы найти гелевую чёрную ручку (такая часто нужна для олимпиад и экзаменов). Тетради заканчиваются, карандаши и ручки исписываются, всё ломается — и хорошо, если дома есть «золотой запас».
Все советы универсальные, но у каждого ребёнка свои особенности и пожелания — на маркетплейсе «Беру» родитель точно сможет найти то, что поможет именно его детям превратить скучное выполнение домашней работы в комфортный процесс.
Как заставить себя делать уроки?
Взяться за уроки и начать хорошо учиться – весьма сложная задача для любого ребёнка и даже подростка. Уж сильно много соблазнов окружает их: хорошая погода на улице, компьютер (Интернет, социальные сети, видеоигры и т.п.), посиделки с друзьями, новые мультфильмы, фильмы, сериалы и т.д. и т.п.
Однако не делать домашние задания – абсолютно неверный вариант, ведь можно схлопотать плохую оценку и получить пробел в знаниях, который отразится и на годовой оценке. Да и такой пробел может сделать вас белой вороной в жизни, когда высится, что вы не знаете элементарных вещей из школьной программы – вам будет неловко. Поэтому разумнее всего будет заставить себя делать уроки, а о том, как это сделать правильно – мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.
Далее нашу статью мы разобьём на две части:
Как самому заставить себя делать уроки?
Помните, что перечисленные способы поодиночке имеют мало шансов, однако если их принимать комплексно, то результат вас просто шокирует, и вопрос статьи – больше никогда не возникнет.
Как заставить ребёнка делать уроки?
Теперь давайте рассмотрим, как родители могут помочь своему ребёнку в учёбе:
Вообще, есть масса других способов, как заставить своего ребёнка делать уроки, но они уже очень индивидуальны, поэтому ищите индивидуальные «ключи» к своему сыночку или дочке. Главное, не прибегайте к нецензурной лексике и физическому насилию, так как это лишь усугубит дело и нарушит тонкую психику ребёнка!
Вот и все наши советы, которыми мы хотели бы с вами поделиться. Надеемся, что они помогут вам! Если остались вопросы – обязательно задавайте их в комментариях!