Как заставить учеников уважать учителя
Восемь причин, почему дети не уважают учителей: кто виноват и что делать?
Приходилось ли вам слышать такие фразы: «Молодежь испорчена», «В наше время такого не было», «Дети вообще взрослых не уважают», «Меня ученики ни во что не ставят»? Возможно, вам знакомы эти проблемы. Что делать? Разберемся, что такое уважение, почему его нужно заслужить и почему так бывает, что ученики не уважают учителей.
Уважение: что это и откуда берется?
Три кита, на которых держится уважение
Таким образом, мы получаем противоположные идеи:
Предлагаю следовать второму положению и требовать уважения не из-за занимаемой должности или социального статуса.
Почему ученики не уважают учителя? Главные ошибки
Все ли зависит от педагогов?
Конечно, нет: есть сложные дети, проблемные семьи, в которых понятие «уважение» — что-то из области фантастики. Никто не в силах коренным образом изменить воспитание, заложенное в семье, но мы можем работать с недостатками каждого ребенка, взращивая достоинства, давая ребенку поддержку, поощрение, адекватное наказание за проступки.
«Золотое правило», применимое и в педагогическом процессе — требования и отдача должны быть тождественны. Все предельно просто: мы сами дарим уважение, ценим личности учеников — это принесет плоды. И главное — мы работаем над собой!
Об авторе: Давыдко Ирина Леонидовна, учитель истории, географии.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Как привить ребенку уважение к учителю?
Прежде чем говорить о формировании чувства уважения к учителю, нужно сформулировать основные сложности и их причины, дабы понимать, как их преодолеть.
Основным конфликтом современной школы является следующее:
Долгое время указанного конфликта не существовало — опыт предыдущих поколений вполне переносился на последующие, десятилетиями жизнь людей радикально не менялась, и наставник обладал знаниями, недоступными его ученикам.
В современных условиях мы видим изменение данного положения вещей.
Почему возникает конфликт учителя и ученика?
В отдельных сферах, появившихся недавно (компьютерная техника, мобильные телефоны и т.д.), ученики зачастую разбираются лучше преподавателей. Причем изменения в новых сферах весьма стремительны и радикальны (появление широко распространенного мобильного интернета, к примеру, произошло буквально в течение последних 5-10 лет), и взрослому человеку очевидно сложнее отследить и освоить подобные вещи, чем школьникам, по большому счету, не знающих иной реальности.
Поэтому авторитет преподавателя, а с ним и уважение, для ребенка, понимающего, что в отдельных областях ученик компетентнее учителя, начинает разрушаться.
Второй момент, заслуживающий внимания — позиция родителей. Зачастую родители, в силу разных причин, транслируют детям весьма негативную оценку учителей, что вредит и авторитету конкретного преподавателя, и педагогов в целом. Необязательно это постоянное осуждение действий преподавателя, достаточно нескольких неосторожных реплик, сказанных при ребенке, и уважение к учителю сильно пошатнется.
Третий момент — постепенное изменение в стилях воспитания. Не секрет, что на сегодняшний день в школах остается множество педагогов так называемой “старой закалки”, склонных к авторитарному стилю общения с учениками. Притом необязательно данные преподаватели относятся к пожилому возрасту, в силу описанных выше причин, школа — весьма консервативный институт, и изменения внутри школы идут гораздо медленнее, чем в обществе, и порой сравнительно молодые педагоги используют подобную манеру взаимодействия со школьниками. Одновременно, значительное количество семей стало отходить от авторитарного стиля к демократическому. В итоге ребенок, привыкший в семье к большей степени свободы, начинает испытывать дискомфорт и, в силу естественных причин, у школьника зарождается внутреннее неприятие; пропадает уважение к учителю.
Как же развить у ребенка уважение к учителю?
Итак, сформулировав основные трудности поддержания авторитета педагога в современной школе, постараемся по пунктам указать возможные пути решения
Ученик компетентнее учителя (в отдельных областях)
Наверное, самая простая задача из перечисленных трудностей.
Объясните ребенку, что мир современных знаний практически бесконечен, и не существует человека, способного постичь все. Стоит привести примеры из прошлого, рассказать о древних ученых, обладающих энциклопедическими знаниями в разнообразных областях жизни, и что сейчас это стало невозможным в силу огромного массива накопленной человечеством информации. И то, что учитель некомпетентен, к примеру, в современных технологиях, не отменяет факта, что он хорошо разбирается в собственном предмете, и способен научить детей русскому языку или биологии.
Родители, допускающие критичные замечания о педагогах в присутствии ребенка.
Тут тоже все представляется весьма просто — необходимо отслеживать время и место собственных высказываний, не допускать обсуждения преподавателей в критическом ключе при детях.
Разница между стилями общения дома и в школе (зачастую — разница между разными педагогами).
Существует устойчивый стереотип, что главный конфликт возникает, когда из дома, где ребенка слушают и слышат, он попадает в школу, где тридцать учеников в классе, и у преподавателя не хватает времени и внимания на каждого учащегося. Но во многих случаях трудности возникают из-за сравнения школьником разных преподавателей, к примеру: первый учитель демократично общается с детьми, живо и увлекательно рассказывает, умеет заинтересовать школьника своим предметом, второй же рассказывает скучно, притом требует железной дисциплины, тишины и беспрекословного послушания.
Понятно, это крайние случаи, и в реальности все находятся между данными крайностями, но смысл ясен.
В данном случае родителю придется постараться, дабы привить ребенку уважение к педагогу, чьи методы работы родитель, мягко говоря, не одобряет.
Как решать конфликты?
Самый сложный вопрос — как поступить в случае конфликта ребенка с преподавателем, и вы считаете, что учитель неправ? (примем, что, конечно, вы уже встретились с учителем и обсудили сложившуюся ситуацию — зачастую личной беседы достаточно для разрешения конфликта).
Если поддержите сторону учителя, рискуете собственным авторитетом родителя. Причем независимо от того, кого вы считаете правым. В случае, если считаете правым преподавателя — необходимо объяснить ребенку, почему, чтобы он вас услышал и понял.
Если считаете, что учитель в данном случае неправ — не стесняйтесь это сказать (предварительно четко обозначив границы, т.е. “в указанном вопросе данный преподаватель неправ”, а не “все учителя ничего не понимают”).
Школьнику очень нужна поддержка, особенно в тяжелых ситуациях, важно помнить — никого ближе вас у ребенка нет.
Резюмируя вышесказанное, краткие выводы:
Шесть проверенных способов восстановить дисциплину на уроке
Маргарита Крылова
16 сентября 2019 • 19:10
В интернете много статей почему дети ругаются матом, от чего дерзят и хамят, какие этому есть причины, мотивы и многое другое. Но решений, что конкретно сделать не всегда легко найти. Пространных рассуждений — море разливанное, про то, что все из семьи, от дворовой компании или плохих фильмов. Только разрешить ситуацию такие рассуждения не помогут.
Я и коллеги-педагоги решили рискнуть и начали собирать примеры учителей на выходки детей. Ответы, которые принесли положительный эффект. На сегодня мы собрали базу из решений, в которой более 500 примеров. Они из совершенно разных источников: из старых и новых книг, из интервью и видео, из форумов и опросов. В конце материала вы найдете мои контакты, если готовы присоединиться к поиску хороших решений. А пока примеры из нашей базы, как решить вечную проблему.
На Чемпионате по решению педагогических задач в рамках Летней школы Педсовета-2019 использовались ситуации из банка данных. Фото Ларисы Натальской.
1. Перевести ситуацию в игру
Хорошо знакомая история, когда дети организовано делают сюрприз учителю в начале урока. Например, все спрятались за парты. Здесь важно не нагнетать ситуацию, а принять правила игры, а потом, когда дети отвлекутся, поменять их.
В педагогической литературе приводится решение одной учительницы французского языка. Она не смутилась и обратилась к классу (он был для нее новым). «Ну что же, поиграем, ребята, сейчас проверим, хорошо ли я вас запомнила и как вы понимаете французскую речь.
Учительница сама определила продолжение игры, и стала подходить к каждой парте и называть на французском имена тех, кто за ней спрятался. При этом она умышленно ошиблась в именах тех, кто, по ее мнению, был зачинщиком ситуации.
Ситуация была взята под контроль, урок пошел своим чередом, и вдруг учитель говорит: «Кто подскажет, только по-французски, кого я не угадала? А то им придется весь урок сидеть под партой». Игра продолжается, полностью внеся разрядку в отношения. В завершении педагог обращается к классу с просьбой в следующий раз обсуждать игру заранее, чтобы провести ее на высоком уровне.
2. Взять «вину» на себя
Ситуация, когда дети знают правила, но все равно их нарушают, как, например, разговоры на уроке.
В этом случае неожиданным будет не осуждение ребенка, а выразить сочувствие в забывчивости и предложит помочь лучше запомнить — тренироваться. «Я вижу, тебе трудно запомнить, что нужно поднимать руку перед тем, как говорить. Я взрослый человек и тоже часто забываю разные вещи. Но я знаю, как неловко бывает так часто забывать о чем-то перед друзьям». И назначьте время этих тренировок, она не займет много времени, две-три минуты.
Если на самой тренировке ребенок поднимет руку, хвалите: «Отлично! Мы можем потренироваться еще 15 минут или уже достаточно?» Ученик всегда отвечает «Достаточно». Вы говорите: «Хорошо, тогда до завтра. Да, если завтра ты снова забудешь, то это моя вина. Я не дал тебе потренироваться».
Суть приёма не в том, чтобы научить, а показать, что нарушения вы не оставите без внимания, да и тыкать носом не будете. Однако, требуете уважения в обмен на уважение.
3. Усилить нагрузку
При нарушении поведения, шуме или каких-то выходах, учитель английской языка Дмитрий Смирнов из школы № 4 города Малоярославца выдает дополнительное задание на оценку. Например, написать 20 предложений в Past Simple с неправильными глаголами или 15 предложений с лексикой по разным профессиям. Иногда дети отказываются от дополнительного задания, а потом делают, либо сразу останавливаются и возвращаются к классной работе. Задания сложные, что даже отличники больше тройки не получают. Выгоднее становится себя контролировать.
4. Грамотно апеллировать к закону
Более сложная ситуация, когда дети провоцируют учителя с целью заснять его в состоянии ярости и выложить это в какую-либо социальную сеть.
Лариса Тюлина ученикам 8-го класса собрала данные из УК, ГК и КоАП по поводу несанкционированной съемки, распространении изображений человека (акцент — ребенка) в сети, оскорбление чести и достоинства (с акцентом при исполнении служебных обязанностей). Все статьи прочитала и дала подписать, что ознакомлены. Далее подсчитала сумму штрафов, которые родители заплатят за нарушение тех самых законов, она оказалась около миллиона. Сумма штрафов была явно завышена для устрашения. После этого дети удалили видео.
5. Обесценить эффект
Использование нецензурной лексики тоже, особенно в средних и старших классах, распространенная проблема. Учитель русского языка в сельской школе И. В. Морозова рассказала, что обнаружив на доске матерное слово, не стала отчитывать ученика, а попросила разобрать слово по составу.
Ученик в смятении, явно ожидал другого, отказывается от задания и стирает надпись. Больше матерных записей на доске в этом классе не было.
6. Разрешить неразрешаемое
Учитель математики четвертого класса придумал как решить проблему, с тем, что дети постоянно плевались жеваной бумагой через трубочку. Он не только разрешил это делать, но и сделал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны, обозначающие разную степень успешности, и велел тщательно записывать результаты своих достижений.
Поначалу это было забавным, а потом детям надоело. Но учитель продолжал настаивать на том, что раньше казалось приятным и веселым. В итоге, дети перестали плеваться вовсе.
Приглашаем вас поделиться своим опытом разрешения конфликтных ситуаций. Все интересные решения попадут в базу данных — о Вас узнают как о грамотном специалисте, профессионале. Все контакты, ссылки, регалии укажем! Тем, кто прислал примеры, получит бесплатный доступ к базе с примерами.
Требования к примеру:
Пишите на электронную почту mgkrilova80@gmail.com, либо на https://vk. com/mgkrylova
Использованные источники: Чернышёв А. С., Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций; Уайтекер, Тодд,, 10-минутные тренинги для учителей; рассылка по электронной почте от портала «Мел» от 18.04.2019; сообщение в группе «Подслушано у учителей»; Кривцова С. В. Учитель и проблемы дисциплины.
Как общаться со школьными учителями?
Учимся отстаивать интересы детей без лишних конфликтов с педагогами.
Разговор с учителем часто вызывает массу эмоций, которые усугубляют школьные проблемы. Выбрав эффективный подход к общению, родитель сможет избежать конфликтов и облегчит жизнь и себе, и ребенку, и педагогам.
Разговаривайте с учителем уважительно и на равных
Переступив порог школы, многие родители вновь ощущают себя в роли учеников, испытывают страх перед «взрослыми» учителями и директором. Боятся осуждения, стремятся доказать, что они хорошие. Позволяют себя отчитывать, говорят неуверенно. Со всем соглашаются, лишь бы в школе «на детях не отыгрались». Или впадают в подростковый негативизм и бессмысленное бунтарство.
Другая родительская крайность — относиться к учителям как к обслуживающему персоналу, ощущать себя клиентом, который «всегда прав».
Для конструктивного решения проблем важно постоянно удерживать позицию взрослого, сохранять деловой, уважительный тон. Не чувствовать себя обязанным доказывать, что вы хорошая мать или достойный отец.
Выберите подходящее время
Если есть потребность в разговоре с педагогом, назначьте встречу заранее. Не поднимайте частный вопрос на родительском собрании, не врывайтесь внезапно на перемене или перед началом урока, не звоните по телефону в урочные часы или поздно вечером. Удобное время и способ связи лучше обговорить при знакомстве с педагогом. Демонстрируя уважение к личному времени учителя, вы закладываете первый кирпичик взаимопонимания.
Кстати, если педагог позвонил вам сам, предложите перезвонить — школа обычно не компенсирует работникам услуги мобильной связи, а регулярное общение с родителями целого класса вылетает в копеечку.
Не накручивайте себя разговорами с другими родителями
Сегодня, когда многие активно общаются в соцсетях и мессенджерах, стало популярно делиться проблемами и негативом по поводу учителя с родителями одноклассников своего чада. Нередко в таких группах и беседах на основе пары никем не проверенных фактов рождается буквально демонический образ учительницы, не имеющий никакого отношения к реальности. Не занимайтесь коллективным фантазированием. Сначала обсудите свою проблему с педагогом лично, а потом стройте свое независимое мнение.
Подчеркните, что понимаете ситуацию
Есть вероятность, что вы будете абсолютно не согласны с позицией учителя. Но это не повод бросаться в спор с порога. Для начала повторите вкратце услышанную мысль: «Я вижу, вас очень беспокоит, что…», «Да, ситуация в классе сейчас сложная, потому что…», «Как я поняла, на ваш взгляд, мой ребенок…». Только когда вы продемонстрировали, что услышали позицию педагога, начните излагать свое видение проблемы.
Чтобы ваше мнение лучше слышали, между делом сочувствуйте учителю: «Даже не представляю, как вам тяжело: мы с одним подростком переживаем, а у вас их 25!», «Конечно, в наше время школе непросто…» и т.д. Тогда вам будет куда проще не соглашаться с учителем по существу, но при этом не превратить разговор в ссору.
Начните с фразы «Я хочу с вами посоветоваться!»
Особенно это полезно, когда на самом деле у вас есть претензии. К примеру, ребенок жалуется на несправедливое отношение или грубый тон. Мама идет в школу и говорит: «Я хочу с вами посоветоваться. Маша приходит домой очень расстроенной, когда получает «тройки». Ей не всегда понятно, почему ее работу оценили низко. Что мне делать в этих ситуациях?»
Тут есть шансы, что: а) учитель поймет, что ребенок и родитель заинтересованы в учебе; б) даст полезную информацию — ведь не исключено, что оценки на деле заслуженные и школьнику нужна помощь; в) про себя проанализирует, всегда ли он прав.
А вот если мама с порога заявляет: «Почему вы все время занижаете оценки?», то учитель будет защищаться. Поэтому мы никого не обвиняем в некомпетентности, а приглашаем помочь общему делу — поддержать страдающего ученика. Нормальный человек откликнется.
Ищите общие цели
Несмотря на внешне разные подходы в той или иной проблеме, как минимум, одна общая цель у родителей и школы должна быть — дать детям образование (знания и возможности для развития). В пылу дискуссии чаще напоминайте себе и педагогу, что вы стремитесь к одному и тому же — защитить интересы ребенка. Так будет проще заметить, что условная Марь-Иванна привязывается к вам с каким-то дурацким отступом в тетради в четыре клеточки, не потому, что злыдня, а потому что беспокоится о том, научится ли ребенок слышать требования к оформлению работ (что ему пригодится и на ЕГЭ, и на дипломе в вузе). И тогда останется договориться только о том, в какой форме эти требования выдвигаются — а это уже куда проще, чем до хрипоты спорить о принципиальной необходимости четырех клеточек.
Конечно, если цели педагогов конкретной школы совсем не совпадают с вашими, а методы воспитания неприемлемы, то придется решать вопрос радикально — переходить в другое учебное заведение. Но прежде чем рубить с плеча, вглядитесь: очень вероятно, что перед вами адекватный учитель, просто несколько зашоренный странными для обычного человека требованиями системы образования.
Не прыгайте через голову
Уважайте субординацию. Прежде всего, попытайтесь решить проблему через классного руководителя, затем с учителем по предмету. Если не удалось, обращайтесь к администрации, и только в крайнем случае — в управление образования.
Если директор школы не спешит вам помочь, несмотря на то, что вы проявили уважение, понимание проблем и попросили совета, пускайте в ход военную хитрость. Для начала удостоверьтесь: «Правильно ли я понимаю, что, несмотря на ваше желание, вы вынуждены отказать в зачислении моего ребенка в этот класс/ изучении такого-то предмета/переводе на дистанционное обучение и т.д.»
Описывайте вещи предельно прямо, тогда директор может сразу пойти на попятные: «Нет, я не совсем это имела в виду…». Если же не помогает, можно попросить письменный отказ в просьбе или достать следующий козырь: «Да, я вас очень понимаю. Вы все делаете для детей, но ситуация непреодолимая. Давайте я поспособствую вам и обращусь в отдел образования. Пусть они помогут школе решить эту проблему».
Одним словом, вы не враг и не стукач, а человек, радеющий за общее дело. Таким обычно идут навстречу.
Оставайтесь защитником своего сына или дочери
Когда классный руководитель рассказывает, что ребенок устроил отвратительную драку, прогуливает уроки или не делает домашних заданий, родители испытывают стыд и злость. «Вот я ему задам!» — готово сорваться с губ. В этот момент важно не забывать о своей задаче: всегда защищать, любить и оберегать ребенка. Найдите в себе силы поблагодарить учителя за уделенное время и пообещайте разобраться в ситуации. Но не превращайтесь в палача, который, вернувшись домой, начнет махать шашкой, даже не выслушав вторую сторону. В особенности недопустимо, когда на беседе присутствуют учитель, родитель и ученик, и двое взрослых как коршуны налетают на одного ребенка.
Что бы ни происходило, повторяйте про себя как мантру: «Я все равно люблю своего ребенка», «Я здесь ради него», «Всё пройдет, пройдет и это».
Школьные годы пролетят, а отношения мамы и папы с ребенком останутся на всю жизнь. И семейное тепло куда важнее, чем одобрение педагогов и баллы на экзаменах.
4mama
Как формировать уважение к учителю и почему это важно?
В начале октября, традиционно, ученики поздравляют своих педагогов с профессиональным праздником.
Ко Дню учителя у меня всегда было неоднозначное отношение. Иногда казалось, что это ежегодный «праздник лицемерия» когда школьники, которые в течение года имеют очень разные взаимоотношения с педагогами, а порой ведут настоящие войны, один день вынуждены улыбаться, дарить букеты и рассказывать заученные наизусть неискренние стишки. А учителя делать вид, что верят им.А потом праздник заканчиваются, и все становится на свои места.
Почему дети не уважают учителей?
Иногда в этом виноваты сами педагоги. Действительно, не все учителя способны вызвать уважение. Не все ведут себя так, чтобы быть для ребенка проводником знаний, моральным авторитетом, другом и советчиком. Не все знают и любят свой предмет. Не все доброжелательно относятся к детям и соответствуют высоким стандартам педагогической этики.
Можно ли научить уважению?
Сам постоянно учится и совершенствуется. Живет так, как учит. Искренне любит детей и радуется их успехам. Тогда и уважение к учителю появится само собой, и желание благодарить не только один день в году.
А если уважения нет?
У меня до сих пор хранится тетрадь, в которой мои любимые учителя писали пожелания в последнюю неделю перед выпуском. Эти слова не звучали на сцене, и не выносилось на всеобщее обозрение, но они были самыми искренними, как и наше взаимоуважение.