Как застегнуть цепь на велосипеде
Виды замков для цепи велосипеда, способы установки и снятия
За свою жизнь я сталкивался с 3-мя видами велосипедных замков. Сегодня расскажу, как легко поставить и снять цепной замок в любом его виде.
Вид 1: Цепной замок с двумя пинами
Давно уже не встречались мне такие замки, но их по-прежнему используют для односкоростных цепей и на старых советских велосипедах. Например, замок KMC MissingLink 1 sp Z410-SO.
Конструкция
Конструкция их предельно проста — есть щечка, на которой расположены 2 пина. Они просовываются в отверстия в звеньях цепи и прижимаются шайбой с двумя отверстиями. Все фиксируется стопорной щечкой.
Как установить замок цепи с двумя пинами
Чтобы закрыть данный замок, необходимо упереться пасатижами в пин и в щечку замка со стороны, где нет разреза. Давим пасатижами, и замок установлен. Если нет пасатижей, используем отвертку. Упираемся отверткой в край щечки, где нет разреза, и жмем, пока замок не закроется.
Как разомкнуть замок цепи с двумя пинами на одной стороне
Эти замки открыть проще всего. Достаточно пасатижами схватить пин и стопорную щечку со стороны разреза, немного надавить — и замок открыт. Если нет пасатижей, можно использовать отвертку. Упираемся отверткой в край щечки со стороны разреза и жмем, пока замок не откроется.
Видео по установке и снятию замка:
Вид 2: Замок цепи с 2-мя симметричными частями
Самый распространенный и удобный вид замков. Устанавливаются практически на всех современных многоскоростных велосипедных цепях. С этими замками часто случаются сложности при снятии. Когда я снимал такой замок руками в первый раз, то разбил руки в кровь, но замок так и остался на месте. Чаще всего встречается на цепях KMC, Sram, FSA. Что удивительно, Shimano такие замки не использует. Используются практически под любое количество скоростей от 1 до 11.
Как установить замок цепи с 2-мя симметричными частями
Поставить замок очень просто. Его не нужно защелкивать, так как мы это сделаем как только надавим первый раз на педаль. Но можете попробовать потянуть цепь в разные стороны, чтобы услышать щелчок замка. Главное, убедиться, что все части замка вошли друг в друга.
Как снять замок цепи с 2-мя симметричными частями
Чтобы снять симметричный замок, вам потребуются обычные плоскогубцы. Загибаем цепь так, чтобы она напоминала букву «П», где вершина буквы и есть наш замок. В этом положении нам нужно надавить на замок плоскогубцами наискосок (по диагонали), чтобы сдвинуть две части замка (прижимать плоскогубцами со сторон, где из щечки выходит пин). Метод работает идеально! И руки целы, и времени занимает 15 секунд.
Подробнее смотрите на видео:
Вид 3: Цепной замок с подпружиненной щёчкой
Один из самых сложных в установке и снятии замков, проблем доставляет массу. Данный замок встречается преимущественно на цепях Shimano в следующих моделях: HG91, CN-HG70, CN-HG50, CN-UG51, CN-HG40, CN-UG51, а также такие замки есть и у KMC Z610RB.
Конструкция
Замок состоит из двух частей. Первая часть — это два пина, находящиеся на одной щечке, и еще одна щечка (планка) с отверстием по середине, которая удерживает звенья цепи от размыкания.
Как установить замок цепи с подпружиненной щёчкой
После того как мы соединяем цепь первой частью замка с двумя пинами, мы должны закрепить планку. В планке имеется отверстие, куда можно просунуть один из пинов. Просовываем 1-й пин и смещаем планку отверстием ко 2-му пину. Далее нам необходимо подогнуть цепь двумя руками так, чтобы пин зашел в отверстие под пин в планке. Как только пин войдет в отверстие, нужно будет немного выгнуть цепь в обратную сторону, чтобы пин встал в сове рабочее положение. Я в начале боялся гнуть, думал, сломаю, но все получилось!
Более подробно можно увидеть на видео:
Как снять замок с подпружиненной щёчкой
Это самый трудный этап, голыми руками это сделать не всегда получается. Нам для снятия замка потребуется отвертка. Как и в случае установки нужно согнуть цепь, чтобы пин подошел к месту на планке, где он может выйти, но без отвертки этого не происходит. Нужно помочь пину освободиться от планки, поэтому в одной из рук нужно удерживать отвертку и сгибать цепь, надавливая на пин отверткой в момент его подхода к расширению в планке. Как только пин выйдет, вы услышите щелчок — это значит, что все у вас получилось правильно.
Данные замки не предполагают повторное использование, обычно после снятия они гнутся. Но всегда можно попробовать выгнуть обратно и поставить замок еще раз, если другого замка под рукой нет.
Вид 3.1: Подпружиненная щёчка с двумя отверстиями
Есть еще одна разновидность замка с подпружиненной щёчкой. Это когда сама щечка имеет не одно отверстие, а два, но принцип установки и снятия не отличается от вида 3.
Как открывается и закрывается замок данного типа, можно посмотреть ниже:
Важно отметить то, что в зависимости от количества звезд на вашей кассете или трещотке меняется ширина цепи, а, соотвественно, и сам замок. Поэтому нужно обращать внимание при покупке замка, чтобы он был одинаковой ширины с цепью.
А какие виды замков встречали вы? Поделитесь в комментариях, я обязательно дополню материал.
Замки для цепи велосипеда
5 минут Автор: Михаил Скворцов 1594
Современные велосипеды оснащаются переключателями скоростей, которые делают велопрогулки комфортнее и позволяют приспособиться к любому рельефу и темпу движения. Такой узел состоит из двух-трех передних и семи-десяти задних звездочек, по которым перемещается цепь.
Велосипедная цепь в многоскоростных байках нуждается в регулярном качественном обслуживании – очистке, промывке и смазке. Заводские велоцепи обычно неразъемные, их сложно демонтировать без специализированного инструмента.
Чтобы иметь возможность быстро снять деталь и одеть обратно, рекомендуется установить замок для цепи велосипеда. Это особые разборные звенья велосипедной цепи, которые позволяют разъединить велоцепь на время сервисного обслуживания или ремонта, а после завершения работ соединить деталь обратно.
Установка приспособления
Соединитель велосипедной цепи состоит из двух пластин, которые легко соединяются и разъединяются благодаря специальным штифтам (пинам) с кольцевой проточкой.
Важно!
При выборе приспособления нужно ориентироваться на ширину цепи, для которых предназначено приспособление. Это параметр различается в зависимости от количества скоростей в кассете. Шаг у всех велоцепей одинаковый.
Чтобы установить устройство, необходимо сначала демонтировать несколько звеньев велосипедной цепи. Для этого необходим специальный инструмент, называемый выжимкой. Он минимизирует риск повреждений детали. На место удаленных звеньев устанавливается замок велоцепи. Далее конструкцию растягивают и устанавливают обратно.
Основные виды
Разборные звенья велоцепи можно разделить на две большие группы – для односкоростных и многоскоростных байков. Приспособления для велосипедов без переключателя скоростей комплектуются удлиненными пинами и дополнительной пружинной щечкой.
Для многоскоростных моделей чаще всего используются две конструкции соединителей велосипедной цепи:
Замочек с симметричными деталями отличается простотой конструкции и надежностью соединения. За счет возникновения пружинного эффекта при натяжении минимизируется риск случайного разъединения приспособления.
Замок с пружинной щечкой устроен более сложным образом. Он позволяет разомкнуть цепь не полностью, что нередко удобнее.
На заметку:
Замки велоцепи выпускают многие бренды, самой надежной считается продукция Shimano, KMC и SRAM.
Полезные советы
Совет №1
Эксперты советуют использовать три велоцепи и менять их поочередно каждые 500-600 км, чтобы увеличить ресурс механизма. Снятые цепи очистите и наложите консервирующую смазку перед отправкой на хранение, чтобы она не заржавела.
Совет №2
Обслуживайте велоцепь регулярно и контролируйте износ элементов механизма. В противном случае вы можете оказаться в ситуации, когда в дороге начнут «прыгать» передачи.
Совет №3
Замок цепи в разы облегчает процедуру демонтажа. Купите и установите его заранее, чтобы при необходимости можно было легко расстегнуть деталь в дороге.
Совет №4
Если вы собираетесь в поход на велосипедах, то желательно иметь с собой запасной замочек велоцепи. Он пригодится в случае ремонта.
Совет №5
Ремонт велоцепи рано или поздно приходится делать каждому райдеру. Поэтому важно заранее разобраться в тонкостях демонтажа и установки составных элементов.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли ставить замок для односкоростного велосипеда на горный байк?
Из-за особенностей конструкции разъемные устройства для односкоростных моделей нежелательно устанавливать на многоскоростные байки. Это приведет к тому, что цепь будет утолщена несимметрично и затруднит переключение скоростей.
Что нужно для ремонта велоцепи в походе?
Потребуется выжимка для удаления сломанного звена, пин и замочек про запас на случай потери этих деталей.
Чем лучше смазывать цепь?
В магазинах велосипедных товаров предлагается большое количество смазочных продуктов разного состава и формата. Есть смазки в аэрозолях и жидкие во флакончиках-масленках. Второй вариант более удобен, поскольку обеспечивает точное нанесение. Допускается использовать автомобильное трансмиссионное масло. Учитывайте, что смазывать можно только чистую деталь, поэтому предварительно ее надо вымыть с растворителем.
Виды замков для цепи велосипеда, их конструкция и установка
На протяжении эксплуатации велосипеда с ним могут случаться различные ситуации, требующие вмешательства человека. Одной из необходимостей является разъединение цепей для корректировки работы велосипеда.
Выделяют ряд возможностей, которые помогают выполнить такую задачу, среди которых наиболее популярное решение — установление замков на велосипедную цепь. Именно поэтому необходимо понимать и разбираться в конструкции цепи и замка для того, чтобы с легкостью разъединить детали.
Цепь для велосипеда с замком — особенности, конструкция
При выборе замка в первую очередь обращают внимание на количество режимов скоростей. Специалисты разрешают выбирать одинаковый замок на количество скоростей от 6 до 8, что существенно упрощает задачу.
Владельцам нескольких велосипедов с одинаковым количеством скоростей не нужно покупать несколько замков. Этот фактор касается и производителей цепей. При условии, что цифра скоростей совпадает, не важно, отличается ли модель, так как замок все равно подойдет. Это связано с тем, что, не смотря на марку велосипеда, цепи обычно устанавливают похожие.
Особенность строения конструкции лежит в наличие легкоразъемных звеньев, которые состоят из нескольких пластин. Благодаря простому строению замка, разомкнуть звенья не составит большого труда.
При покупке такого элемента следует обращать внимание на коробку, на ней зачастую производитель указывает всю необходимую информацию, которая пригодится в процессе эксплуатации. Важно подобрать замок в соответствие с количеством режимов скоростей байка.
Плюсы и минусы
Преимущества:
Минусы:
Виды цепных велосипедных замков, как снять и установить замки
Перед установкой нового замка необходимо убедиться, нет ли на велосипеде еще одного, который шел в комплекте при покупке.
Обнаружить замочный элемент не сложно, обычно он имеет маркировку производителя. Каждый водитель сам решает, необходимо ли устанавливать данную конструкцию. Специалисты рекомендуют вешать замок, если владелец велосипеда планирует часто работать со звеньями, снимать их, соединять и разъединять.
Установка подразумевает процесс, при котором необходимо предварительно удалить часть звеньев, чтобы осталось место для замка:
Следует помнить, что зачастую, работа с велосипедными частями требует дополнительной силы и инструментов, поэтому не следует полагаться на свои руки. Для долгой работы и безопасного использования, не нужно замок ставить со старой цепи.
С симметричными деталями
Деталь симметричного типа имеет простую форму и строение. Для её выполнения берутся две детали совершенного одинакового внешнего вида. Главные составляющие — щёчки и пины.
Пины выполняют с кольцевой проточкой, которая соединяется с отверстием второй детали. Во время натяжения цепи, такая конструкция показывает отличные результаты надежности.
Для того чтобы его разомкнуть, необходимо подвинуть пины друг к другу. Когда они совпадут своими частями, велосипедная цепь раскроется.
С пружинной щёчкой
Данная конструкция имеет несколько видоизмененный тип. Состоит она из разных по виду частей.
Первая деталь имеет вид щёчки, в которую запрессованы пины. Вторую деталь выполняют из пружинистой стали. В щёчке имеется отверстие, для установленного диаметра проточки, а также дополнительное отверстие по размеру пина.
Процесс размыкания имеет простой характер. Для этого необходимо, чтобы цепь немного прогнулась. Изгибают её до тех пор, пока пин не станет напротив отверстия своего диаметра. Затем, щёчку выводят из соединения с пином и проворачивают, в этот момент цепь размыкается. В некоторых случаях, можно снять щёчку со второго пина.
Замыкание в этом случае, также проводится в обратном порядке. На пины накидывают цепные звенья. На один из пинов помещается пружинная щёчка и проводится в кольцевое отверстие пина. В этот момент следует цепь немного согнуть и ввести второй пин. Во время натяжение цепи продолговатое отверстие проходит в кольцевую проточку и фиксирует конструкцию.
Цепь является одной из самых важных частей трансмиссии любого велосипеда. Современные байки рассчитаны на различные условия использования, поэтому в некоторых случаях основные части выходят из строя. Работоспособность цепи влияет на процесс переключения передач и состояние звёзд
Как снять цепь с велосипеда без выжимки
Диагностика неисправностей
Основным признаком, что что-то пошло не так, считается неточное переключение передачи посторонние шумы при движении.
Экспресс-метод диагностики помогает определить без специальных инструментов, что цепь нуждается в замене. Выставьте переключатель скоростей на самую большую звездочку. Оттяните цепь в сторону от зубьев. Оцените получившийся зазор. Если в него входит больше 4 зубцов, то велоцепь нуждается в срочной замене. Два зубца «предупреждают» о том, что ездить конечно можно, но износ уже не за горами.
Вообще, решать вопрос о том, как снять цепь с велосипеда, приходится в следующих ситуациях:
Последовательность действий при снятии цепи
Алгоритмы действий при работе со сплошной и замочной конструкцией будут несколько отличаться. Итак, вы осмотрели цепь и обнаружили зажимное устройство (чаще всего именно на нем выбито название бренда).
Если замка нет, то чтобы снять цепь, вам придется потрудиться.
Обратите внимание: если снимаете цепь уже не в первый раз, то размыкайте другое звено. Так вы уменьшите вероятность расшатывания звеньев
Инструмент
Интернет-специалисты и знатоки советских баек обычно рекомендуют гвоздь и камень, но прогресс не стоит на месте и лучше приобрести выжимку цепи (chaintool) — несложный инструмент, напоминающий детские тиски без станины, приобрести который можно за 500-1000 р.
Держать выжимку в рюкзаке есть смысл только при сложных многодневных походах, обычно это инструмент мастерской, потому при выборе не стоит обращать внимание на облегчённые версии и выжимки в мультитулах — обычно они ненадёжны и выбрасываются через 5-10 применений.
Если выжимки рядом не оказалось — поможет молоток, пара гаек и гвоздь, но об этом позже.
Причины проскоков цепи через звезды
Неполадки «плохого поведения» трансмиссии проявляются при нагрузке: давлении на педали при переключении передач. Особенно ярко выражено проскальзывание при движении в гору, когда эта нагрузка максимальна. Эта закономерность одинаково справедлива и для синглспида, и для скоростного велосипеда. Разберемся, что служит тому предпосылкой, и можно ли это исправить.
Причины, по которым происходит срыв звеньев цепи со звезд, просты и прозрачны:
Последний вариант встречается чаще всего, если цепь или кассета ранее не менялись по отдельности.
Показателем износа цепи является ее длина. Стандартная величина составляет 304, 8 мм. Растягивание ведет к тому, что сильнее стачиваются зубчики сначала малых, а затем больших звезд, из-за чего эффективность переключения передач на скоростном велосипеде в разы падает. Особенно заметно удлинение скажется на переходе от низших к высшим скоростям.
Если расстояние между роликами цепи увеличивается, то ширина звездочных зубьев уменьшается. Заметить выработку можно легко своими глазами. Для вычисления степени сточки сравниваются толщины зубьев изношенной и новой звезды одинаковых размеров.
И, наконец, еще одна причина, почему трансмиссия быстро изнашивается – это неправильное переключение передач. Для простоты запомним раз и навсегда:
Правильное использование системы переключения передач позволяет избежать чрезмерного перекоса цепи, из-за которого детали испытывали бы колоссальный износ.
Так пользоваться передачами нельзя
Конструкция велоцепи и ее особенности
Велосипедная цепь — это достаточно простая конструкция из металла, основное предназначение которой передача крутящего момента на заднее колесо. Большие динамические нагрузки во время езды приводит к износу цепного механизма, поэтому велосипедисту необходимо представление об устройстве.
Цепь состоит из отдельных звеньев, в каждом есть:
Основное различие конструкций в наличии или отсутствии замка. Замочная велоцепь имеет специальное зажимное устройство, замок. Такое устройство удобнее при ремонте, но в эксплуатации сплошная конструкция надежнее, у нее меньше слабых мест.
На синглспидах цепь ходит по звездочкам прямо, практически без отклонений, и может не меняться весь период эксплуатации байка. Со скоростными велосипедами все сложнее: между передними и задними звездами нет ровной линия, цепь располагается под углом относительно рамы. Поэтому владельцам скоростных велосипедов задумываться, как снять цепь приходится чаще. Своевременная замена цепного механизма позволит избежать износа всей трансмиссионной конструкции.
Особенности работы при отсутствии выжимки
Отсутствие выжимки — тоже не беда. Вместо выжимки достаточно штыря — гвоздя, сверла, дюбеля, чуть меньше валика диаметром, и молотка, которым этот штырь будет выбивать пин
Главное — это аккуратность действий, важно чтобы удары не согнули пластины звена — для этого под цепь и внутрь звена прокладывают гайку или иной усилитель.
Если укорачивание без выжимки будет производиться впервые — рекомендуется потренироваться на неиспользуемом звене, так как работа потребует сноровки. Кроме того, без выжимки цепь в любом случае придётся снять с велосипеда, так как потребуется твёрдая опора.
Последовательность действий
Рассмотрим, как укоротить велоцепь конструкции Галля (именно такая используется на 95-99% всех современных велосипедах).
Разъединяем
Удаляем лишние звенья
Соединяем
Сводим цепь и аккуратно, отцентрировав выжимку на старте и контролируя процесс каждые 0,2-0,3мм, вжимаем пин в освобождённое в п. № 2 звено. Некоторые предпочитают снять цепь — в таком случае перед соединением следует проверить, продета ли она в переключатели.
Проверяем работоспособность
Для цепи повторяющегося типа (half-link, с одной парой повторяющихся пластин) — процесс упрощается, выбирать парность не надо. Укоротить цепь облегчённых моделей и некоторых спортивных вариантов можно только специализированным инструментом, и порядок укорачивания описывается в фирменной документации.
Вид 1: Цепной замок с двумя пинами
Давно уже не встречались мне такие замки, но их по-прежнему используют для односкоростных цепей и на старых советских велосипедах. Например, замок KMC MissingLink 1 sp Z410-SO.
Конструкция
Конструкция их предельно проста — есть щечка, на которой расположены 2 пина. Они просовываются в отверстия в звеньях цепи и прижимаются шайбой с двумя отверстиями. Все фиксируется стопорной щечкой.
Как установить замок цепи с двумя пинами
Чтобы закрыть данный замок, необходимо упереться пасатижами в пин и в щечку замка со стороны, где нет разреза. Давим пасатижами, и замок установлен. Если нет пасатижей, используем отвертку. Упираемся отверткой в край щечки, где нет разреза, и жмем, пока замок не закроется.
Как разомкнуть замок цепи с двумя пинами на одной стороне
Эти замки открыть проще всего. Достаточно пасатижами схватить пин и стопорную щечку со стороны разреза, немного надавить — и замок открыт. Если нет пасатижей, можно использовать отвертку. Упираемся отверткой в край щечки со стороны разреза и жмем, пока замок не откроется.
Видео по установке и снятию замка:
В прошлой статье мы рассматривали вопрос о том, как мыть и смазывать велосипедную цепь.
Тут нужно понимать следующее: цепи бывают со специальным замком и цепи без замка.
Замки односкоростных и многоскоростных цепей отличаются типом блокировки. В многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами, иначе они будут мешать переключению передач. Замковое звено для многоскоростной цепи состоит из двух половинок, каждая из которых – это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом.
Даже если на вашей цепи изначально нет замка, лучше его поставить при первом снятии цепи, когда решите ее помыть. Поверьте, так будет значительно легче в будущем снимать и ставить цепь. В интернете продается много отдельно замков для самых разных цепей, как для односкоростных, так и для многоскоростных моделей.
Снятие цепи, на которой есть специальный замок
Снимать такие цепи легко и просто, занимает это 1-2 минуты. Вы просто разжимаете замок и цепь снята.
Существуют даже специальные инструменты для этого и их можно приобрести в интернете или в специализированных велосипедных магазинах. Они работают как на разжатие, так и на сжатие, чтобы ими можно было снять и поставить замок.
Но наш человек не ищет легких путей, а тратиться на такие инструменты не каждый любитель велосипедов согласен, так что все это можно проделать и с помощью обычных плоскогубцев или круглогубцев с узкими носиками.
Если замок тугой и не поддается просто так, можно попробовать снять его с помощью старого тросика от тормозов или переключения передач, крепкой веревки или проволочки. Для этого проволочку продевают между замковыми звеньями, как показано на рисунке. Парой плоскогубцев беремся за оба края и резко дергаем в противоположные края, разжимая замок.
Видео как снять замок цепи с помощью веревки
Некоторые цепи снимаются вообще вручную. Как это делается показано в этом видео.
Снятие цепи без замка с использованием выжимки цепи
Здесь уже все не так просто, как в предыдущем случае, хотя это то же не представляет больших сложностей.
В этом случае помогает специальный инструмент, который называется выжимка цепи (веловыжимка). Они бывают как в отдельном исполнении, так и в виде велосипедного мультитула, что значительно удобнее в поездке или дома.
Как пользоваться выжимкой цепи мы сейчас рассмотрим.
Для начала выбираем звено, которое будем разбирать. Если цепь разбирается впервые – это может быть любое звено, но лучше поискать то звено, которым цепь собиралась на заводе при сборке велосипеда. Обычно этот пин выделяется среди остальных. Если цепь таким способом уже разбиралась, то лучше выбрать другое звено, а не то, что было в прошлый раз. Это связано с тем, что выжимка немного расшатывает пин.
Далее выбранное звено нужно положить в выжимку так, чтобы пин оказался прямо перед выжимной осью.
Теперь просто не спеша крутим ручку, выдавливая пин. И вот здесь самое главное: постоянно проверяйте, чтобы пин не выскочил полностью. Если он выскочит – вставить его обратно очень сложно (даже используя все возможности великого и могучего русского языка).
Еще один маленький момент: следите, чтобы не потерять ролик из звена, в котором выдавили пин. Иначе потом будут проблемы.
Сборка цепи после помывки и смазки происходит в обратном порядке. Вы соединяете звенья, вставляете пин, не забывая про ролик, и винтом выжимки вдавливаете пин обратно.
Видео как снять цепь с помощью выжимки цепи.
Можно ли снять цепь велосипеда без выжимки?
Конечно можно. Нет для нашего человека ничего не возможного. В далеком детстве, когда не было всех этих приспособлений и инструментов для того чтобы снять цепь или звено с цепи велосипеда мы пользовались обычным молотком и тоненьким болтом или гвоздем.
Цепь клали на гайку или так, чтобы ось оказалась в узкой щелочке между камнями на бордюре (чтобы ей было куда выдавливаться), приставляли гвоздь к оси и, потихоньку постукивая по нему молотком или просто другим камнем, выбивали пин. Главное было не выбить пин полностью. Так же цепь собирали обратно.
Такое обращение выдерживали советские односкоростные цепи, но вряд ли выдержат современные цепи для многоскоростных моделей. Слишком они нежные для этого. Можно просто погнуть звено цепи. Так что лучше пользуйтесь выжимкой цепи для всех этих работ.