Как заткнуть ребенка чтоб неорал
Интервью с неврологом
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.
Как приструнить чужого ребенка, который нарушает ваше спокойствие, а какие способы недопустимы?
Почему чужие дети бывают порой невыносимы, какие меры воздействия можно применить в рамках закона и кто отвечает за причиненный вам чужим ребенком ущерб — выяснила ”МК-Эстония”.
С ситуациями, когда чужой ребенок мешает своим поведением всем вокруг, а то и вовсе подвергает опасности других и даже себя, сталкивался каждый. В зависимости от возраста это поведение может быть как обычным капризом или шалостью, так и злонамеренным поступком.
Терпения не хватает
В обеденное время в автобусах можно встретить школьников разного возраста, которые громко общаются, толкаются, а то и выбегают и снова забегают в последний момент в транспорт, когда тот делает остановку. Обычно пассажиры молча взирают на это, надеясь, что школьники скоро выйдут, и в салоне снова станет тихо и спокойно.
”Один раз в магазине я столкнулась с тем, что чужой ребенок подходил к другим покупателям, толкая перед собой детскую тележку, и просто врезался в людей. Когда ребенок врезался в меня, я решила, что он сделал это случайно, просто не рассчитал поворот. Но когда это повторилось, поняла, что он делает это специально. Его мать была в это время занята покупками в отделе кулинарии. Я предпочла ничего не говорить, хоть и была возмущена, а просто пошла дальше по своим делам”, — рассказывает Екатерина.
В отличие от нее у некоторых людей терпения не хватает. В интернете можно найти ролик, как в аналогичной ситуации мужчина берет из корзины ребенка йогурт и выливает ему на голову, так сказать, в воспитательных целях.
Отдельных слов заслуживают детские истерики в общественных местах, особенно тяжело приходится их свидетелям в самолетах, поездах или рейсовых автобусах, ведь в этом случае от источника звука деться некуда. А если к этой истерике прибавляется еще и размахивание ногами и руками, то можно и синяк ненароком получить, сидя рядом, и испачканную ногой одежду, и разбитый от падения телефон, если вас неожиданно пнули в спинку кресла. Впрочем, громко и нецензурно разговаривающие или даже выпивающие спиртное в кинотеатрах подростки — тоже практически безысходная ситуация.
В каких-то случаях можно, собрав терпение в кулак, промолчать и переждать, в других оставаться в стороне просто невозможно. Кто-то ограничится нотацией, а у кого-то рука зачешется оттаскать за ухо неугомонного сорванца. Но перед тем, как вообще что-либо сделать, стоит оценить, что можно предпринять в этом случае, а чего делать нельзя категорически ни с чужим ребенком, ни со своим.
Ответственность лежит на родителях
”Сделать замечание ребенку может любой человек, в том числе и другой ребенок. Никаких общих запретов на обращение к чужому ребенку не существует, — говорит присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex. — Ограничения в общении с ребенком связаны только с защитой детей от вредных влияний. Например, нельзя предлагать ребенку алкоголь; склонять к оказанию возмездных сексуальных услуг, попрошайничеству, совершению преступлений, работе в необычных условиях, заключению брака, позированию для эротических произведений, участию в обороте или употреблению наркотиков; нельзя уводить ребенка моложе 14 лет от тех, кто за него отвечает, нельзя делать для такого ребенка доступными сцены жестокости, беспричинного умерщвления или истязания животных и т. д.”
Защищать ребенка от вредных влияний и заботиться о его развитии, по словам присяжного адвоката, должны его родители или опекуны. Если это не выполняется, то каждый человек обязан сообщить о нуждающемся в помощи ребенке или в полицию, или в местное самоуправление, или по телефону помощи детям 116 111. Такое сообщение по желанию обратившегося может остаться анонимным. Применение физической силы к ребенку, отмечает Твердохлебов, допустимо только для предотвращения опасности, а не с целью наказания.
”Исходя из этого, если родители сами не способны успокоить своего ребенка, то замечание может сделать и посторонний человек, — поясняет Евгений Твердохлебов. — За любой вред, причиненный ребенком до 14 лет, отвечают его родители или опекуны, независимо от их вины. Это применяется и в случае, если, например, ребенок в детском саду или на тренировке по недосмотру воспитателя или тренера причинил ущерб — в любом случае отвечают родители, но в некоторых случаях вместе с ними, а не вместо них, могут отвечать и воспитатели, учителя или тренер”.
Так что, если ребенок запачкал плащ в транспорте, порезал ножницами одежду другого ребенка или толкнул кого-то в магазине, из-за чего из рук у человека выпал и разбился телефон, в любом случае, обращает внимание присяжный адвокат, отвечают родители или опекуны. А с 14 лет ребенок уже сам несет ответственность за свое поведение.
”Спокойно, четко и с умом”
Советник отдела детей и семей Министерства социальных дел Элизе Никонов говорит, что, с одной стороны, важно, чтобы люди были внимательны ко всем детям в общественных местах: если кажется, что ребенок может нуждаться в помощи, например, родитель плохо обращается с ребенком, то определенно нужно вмешаться. С другой стороны, по словам чиновника, важно, чтобы в ходе этого вмешательства человек не обращался с ребенком ненадлежащим образом. В Законе о защите детей предусмотрено, что запрещено психическое, эмоциональное, физическое или сексуальное ненадлежащее обращение с ребенком, в том числе унижение, запугивание и телесные наказания.
Что же касается устных ”призывов к порядку” в ситуациях, где дети мешают другим, например, в общественном транспорте или в магазине, советник Министерства социальных дел говорит, что каждый человек должен продумать, как в таком случае выразиться четко и ясно, но не пренебрегая ребенком. Даже если поведение детей раздражает и не уважает других, следует оставаться самому спокойным и уважительным.
Плохо ведущая себя молодежь, отмечает Элизе Никонов, зачастую чувствует негативное отношение со стороны взрослых, которые требуют соблюдения правил, но не прислушиваются к молодежи.
”Если взрослый грамотно подойдет к делу, спокойно и ясно выразится, как поведение ребят мешает ему и другим людям, попросит прекратить и, возможно, поинтересуется, что же их беспокоит, это может принести больше плодов, чем раздраженные окрики, — замечает представитель министерства. — Конечно, может случиться и так, что молодежь грубо пошлет вас куда подальше. Тогда надо уметь не принимать это близко к сердцу. Иной раз разумнее уйти и в более запущенных случаях даже оповестить полицию. Лишь подавая своим общением правильный пример, можно надеяться, что он окажет позитивное влияние. Если это и не изменит поведения молодых людей сразу же, то, по крайней мере, они запомнят, что их поведение кого-то раздражало, а человек отреагировал на это спокойно, четко и с умом”.
Сначала беседа
Елена Роос-Метсма, руководитель участковых полицейских Нарвского отделения полиции, говорит, что в случае неподобающего поведения детей надо рассматривать два варианта ситуаций: что делать, если несовершеннолетние совершают правонарушения и нарушают общественный порядок, и что делать, если ребенок сам нуждается в помощи или у вас есть подозрение, что ребенок находится в сложной или даже опасной ситуации.
”Если вы видите детей или подростков, нарушающих общественный порядок, то следует оценить, насколько опасна данная ситуация. В зависимости от этого, может быть достаточно доброжелательного устного замечания — например, если кто-то видит, что из детской игры ситуация уже перерастает в случай травли, или кто-то из детей не знает, что место пустым пакетам от чипсов и бутылкам от лимонада в урне, а не на скамейке или газоне, — поясняет руководитель участковых полицейских. — Сначала надо постараться выяснить обстоятельства, побеседовать, но если ребенок агрессивен либо убегает, нужно передать информацию в полицию. В магазине, кинотеатре, торговом центре следует подойти к сотруднику охранного предприятия и сообщить о нарушении”.
К сожалению, многие подростки идут на поводу у своих, как им кажется, более крутых друзей и достаточно рано начинают употреблять алкогольные напитки и курить. Елена Роос-Метсма отмечает, что поведение ребенка может измениться под воздействием даже небольшого количества алкоголя, и в некоторых случаях подростки становятся агрессивными, что опасно в первую очередь для них самих и для окружающих.
”Если вы видите распивающих алкоголь подростков, сообщите в полицию. Детям до 18 запрещается иметь при себе даже закрытые алкоголь и табачные изделия, — обращает внимание представитель полиции. — Получив сообщение о таких подростках, полиция сможет вмешаться в ситуацию, а самое главное, проверить, что на самом деле происходит с этими детьми, почему они в позднее время на улице, почему употребляют алкоголь или даже наркотики, каким образом подросток получил запрещенные вещества”.
По словам Роос-Метсма, часто, когда полиция занимается разрешением таких случаев, выясняется, что подросток предоставлен сам себе, и семья не обеспечивает надлежащий уход и необходимый в таком возрасте контроль. Либо ребенок является жертвой насилия в близких отношениях, либо подросток, занимающийся травлей других детей, сам является объектом травли со стороны кого-то другого. Важно узнать причины такого поведения подростка, чтобы повлиять на него и направить его жизнь в конструктивное русло, подключив при необходимости социальных работников, психологов и, конечно, семью.
Соцсети ситуацию не решают
Руководитель участковых полицейских предупреждает, что ни в коем случае нельзя допускать со стороны взрослого, который хочет призвать детей или подростков к порядку, применения насилия. В таком случае надо сразу же позвонить в полицию, передать полиции описание внешности, одежды, другие приметы и обстоятельства случившегося.
Она добавляет, что в других случаях речь идет о детях, которые без сопровождения взрослых находятся в общественном месте в позднее время, либо ребенок одет не по погоде, либо выглядит напуганным, то есть явно находится в опасной для жизни и здоровья ситуации. В таком случае следует подойти и спросить, все ли в порядке, позвонить в полицию и сообщить о том, где вы находитесь, чтобы прибывший на место патруль смог прояснить ситуацию.