Как заяц епу проучил читать
Коми-Пермяки/Коми-Пермяккез/Komi-Permians/die Permjaken/Les Permiaks
about Permian Komi history, culture, religion, language, law, people, Permian Komi county, Perm Krai (Permland), Bjarmaland
Коми-Пермяки Пермского Края. История, культура, язык. Коми-Пермяцкий округ ПК
Сказки на коми-пермяцком языке
Сказки на коми-пермяцком языке можно послушать тут: http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_4803
Легендаэз да преданнёэз. Диск «Оласö да вöласö»
На фото: фрагмент картины В. Онькова «Кудым-Ош»
выбрал несколько коми-пермяцких сказок на русском языке:
Коми-пермяцкие народные сказки
Жили-были
Жили-были дед да баба. Еда у них закончилась,мяса нет, хлеба мало. Вот дед и говорит:
— Ну-ка, баба, я схожу в лес, может, что-нибудь найду.
Встал, оделся, обулся, взял топор и пошёл в лес. А баба дома осталась. Дед ходил, ходил. Смотрит, под ёлкой медведь лежит. Подошёл к медведю, посмотрел, видит:
медведь спит. Взял дед топор да как по лапе ударит! Лапу отрубил. Топор обратно засунул,лапу на плечо и домой пошёл. Домой пришёл, шкуру снял, мясо бабе дал:
— Возьми и свари, сегодня досыта наедимся.
— Ну, досыта, так досыта, — баба говорит.
— Я сейчас печь затоплю, чугунок поставлю.
Медведь проснулся, а лапы нет. Смотрел, смотрел, увидел липу. Сломал липу, сделал липовую ногу. Берёзу сломал, сделал клюку и пошёл в деревню.А старик бабе говорит:
— Я пойду в лес, а ты дверь запри. Может, медведь придёт лапу искать.
Старик ушёл. Старуха за ним дверь заперла. Старуха шерсть выстригла с медвежьей шкуры, села за прялку и прядёт, сама песенку поёт. Сидит на медвежьей шкуре, медвежье мясо варит.А медведь идёт и поёт:
— Скирлы-скирлы,
На липовой ноге,
На берёзовой клюке.
Вся деревня спит,
Одна баба не спит,
На моей шкуре сидит,
Моё мясо варит,
Мою шерсть прядёт.
Бабусень, бабусень,
Я тебя съем!
Пришёл медведь к дверям, стучал, стучал, старуха не открывает. Повернулся, обратно в лес ушёл. Хозяин вернулся домой, спрашивает:
— Кто-то приходил?
— Ой, старик, медведь приходил, стучал, стучал. Я дверь закрыла и его не пустила. Он и ушёл.
Старики мясо съели, спать легли. На следующий день старик опять говорит:
— Я сегодня опять в лес пойду, запри дверь хорошо.
Заперлась старуха. Ушёл старик. Медведь тем же путём снова идёт, песню поёт:
— Скирлы-скирлы,
На липовой ноге,
На берёзовой клюке.
Вся деревня спит,
Одна баба не спит,
На моей шкуре сидит,
Моё мясо варит,
Мою шерсть прядёт.
Бабусень, бабусень,
Я тебя съем!
Медведь стучал, стучал, баба снова не открыла ему дверь. Повернулся медведь и в лес ушел. А хочется ему лапу найти. Где его лапа? Куда пропала? Старик пришёл домой, опять спрашивает:
— Приходил кто-то?
— Опять медведь приходил.
— И что же?
— Вот стучал, а не сказал, что ему нужно. Я дверь не открыла, он ушёл.
Другую ночь ночевали. Старик опять говорит:
— Мясо кончается, старуха. Надо опять кого-то ловить, может, зайца или лису поймаю. Схожу опять в лес, возьму топор с собой.
Старик встал, пошёл в лес. А забыл предупредить старуху, чтобы дверь за ним заперла. И старуха об этом забыла.А медведь опять к старухе идёт. По запаху идёт, идёт и песню поёт:
— Скирлы-скирлы,
На липовой ноге,
На берёзовой клюке.
Вся деревня спит,
Одна баба не спит,
На моей шкуре сидит,
Моё мясо варит,
Мою шерсть прядёт.
Бабусень, бабусень,
Я тебя съем!
Пришёл медведь, а дверь открыта. Он зашёл. Старуха кричит:
— Ой, ой! Забыла закрыть дверь! Сейчас меня медведь съест!
Медведь съел старуху, кости в платочек завязал и на лавочку положил. Вышел и в лес ушёл. Тут старик вернулся.
— Почему меня сегодня старуха не встречает? Не слышно её. И дверь открыта. Что же это такое?
Зашёл старик в избу, а старухи нет. Видит: прялка, а на скамейке узелочек лежит. Развязал старик узелок, а там только косточки старухи. Заплакал старик горько. Остался он один. И сейчас, наверно, плачет. Наверно, старуху до сих пор ищет.
Как заяц Епу-охотника проучил
Жил – да был охотник Епа: среди людей толкался да всё старался разбогатеть.Так они и жили, что раз в неделю обедали, а об ужине и не вспоминали. Всей одежды на них – одна на двоих: если Епа оденется, Епиха на печке сидит; если Епиха в люди выйдет, Епа дома сидит.
Всю жизнь Епа лес мерил, чащу кроил, лапти и одежду переводил. Удастся – куницу возьмёт или рябчика подстрелит; не удастся – зря ноги помнёт. Взял однажды Епа ружьишко своё да и подался в осинник на зайцев. Весь день бродил, ногам покоя не давал, но зря: и мышь не встретил. Не повезло,значит. А не повезёт, так и с харчами с голоду пропадёшь. Только повернул лыжи обратно – на него заяц налетел, чуть лбами не стукнулись. Вскинул Епа ружьишко, взвёл курок и уже на прицел зайца взял, а тот вдруг говорит:
У Епы глаза на лоб: до старости дожил, а чтобы косые людей учили – сроду не слыхивал. Длинноухий тем временем сел на пенёк, нога на ногу, и опять говорит:
— Когда убьёшь меня, делай так. Сними осторожненько шкуру, высуши её и купцу продай. На вырученные деньги козлёнка купи. Вырастет – двух козлят принесёт…
— Купишь поросёнка, свинью вырастишь. Свинья опоросится – продай поросят купцу, купи тёлку. Вырастет тёлочка, коровой станет, бычка принесёт. Откормишьбычка и на лошадку поменяешь…
Вскружилась Епина голова от такого богатства, не до зайца стало.Совсем наяву видит Епа, как он на сивом в яблоках рысаке гарцует! На пригорке собственный двухэтажный дом стоит. Заходит Епа в горницу, жена на стол тарелку с мясным супом ставит, режет большую пшеничную ковригу. Привёз Епа дорогие подарки своей хозяйке – кумачовую кофту и сарафан из синего кашемира…
Глядь, а перед ним только пенёк торчит, на котором длинноухий сидел. Ускакал заяц в лес и всё богатство Епы с собой унёс.
Куда ушел Пера?
Пера за свою долгую жизнь исходил все леса, болота, горы в Парме, видел много необычных и сказочных мест, богат наш край ими.. Когда пришла пора отойти в мир иной, Ен-Бог сказал Пере, что не хочет, чтобы Пера покидал Парму. –Кто ещё будет её так охранять, защищать от нечисти, помогать нуждающимся? Тогда пошел Пера в место, где есть двери в Йомалу – страну не-живых, мир духов, и сказал он обитающим там – отныне править вами буду я! С тех пор над всеми болотными, лесными, водяными, горными духами, лесами и горами, всей Пармой видимой и невидимой стал главный – царь Пера. И теперь он следит как и прежде, чтобы никакие вредные и злые духи не мешали живущим в Парме людям, оберегает природу Пармы.. Заблудятся ли в лесу люди – он помогает им выйти обратно, плохих и злых, нечистых людей – путает в лесу, чтобы они помучались немного.. Когда люди начинают вредить Парме, он направляет злой ветер, чтобы он пошумел-погудел в селениях людских, чтобы поняли люди – они должны жить в единении с матушкой-природой, оберегать её, а не только использовать её. Так и случаются в Парме ураганы, чем больше человек не-бережно использует Парму – тем чаще. Горе тому, на кого рассердится Пера! Страшно будет ему в лесу. Живые деревья будут падать на него, злые духи будут преследовать его, и не найдет он ничего хорошего в лесу Пармы, как бы не искал. А добрым людям царь Пера – помогает находить нужное.. Бывает, мало уродилось ягод, грибов, зверья или птиц, рыбы – попросишь царя Перу, духов леса помочь найти нужное – они и помогут.
Двери в Йомалу – открываются иногда. И тогда – проходящие по лесу люди могут встретить необычных людей, взявшихся вдруг ниоткуда, услышать в глухом лесу звук бренчания колокольчиков пасущихся коров в селениях Йомалы. Йомала может усыпить людей, увлечь в себя..в эти дни опасно ходить в лесу! Только раз в году – выходит Пера из Йомалы, и бродит около могилы Зарань, громко тоскует и плачет по ней.. В этот день каждый год обязательно можно услышать раскаты грома и идет дождь..Не смог он взять её с собой в Йомалу, не пустил Ен-Бог туда свою дочь.. Так и живет царь Пера в Йомале, правит невидимым миром Пармы.
О жизни Перы и Мизи на Лупье-реке
Славились на охоте среди чуди два брата – Пера и Мизя. Жильё своё Пера и Мизя имели по лесной реке Лупье, что течёт в Каму, на парме, у самой деревни Мэдгорт. Стоит та парма высоко у Лупьи-реки, и виден с неё во все стороны лесной край. Была у Перы и Мизи красавица сестра, да сказывают, жила та сестра далеко-далеко на севере, подле холодного моря. Владела она несчётными стадами оленей. Очень любила она оленей, поэтому и ушла жить в далёкий край, к холодному морю, где было много мхов для их пропитания. Стройный, как сосна, кудрявый, как кедр, Пера обладал богатырской силой. Не было сильнее богатыря среди чудского народа. Кинуть стопудовый камень за десять вёрст для Перы было ребяческой забавой. Пера-то с Мизей ещё маленькими ребятами перекидывались большими камнями, как шариками. С пармы на парму камни-то бросали, кто дальше бросит. Увидел однажды Пера большую галю, что лежала у их селения, велика была галя, больше избы величиной, схватил её и хотел на другой берег Лупьи-реки перекинуть, да сорвалось галя-то, прямо в Лупью-реку упала. Лежит галя поныне на дне Лупьи-реки близ старойдеревни Мэдгорт. Большущий-пребольшущий камень-то, всю реку перегородил. Да глубока Лупья-река, скрыла она холодными водами ту галю. Только летом, когда вода спадёт, можно её увидеть.
Прослышал чудской народ про силу Перы и прозвал его Пера-богатырь. Нашёл Пера-богатырь в лесу трехсаженную ёлку, согнул лыжи, из длинного и упругого тусяпу сделал лук, тетиву изготовил из лучших оленьих сухожилий. Из шкур лосей сшил себе тёплый совик. Далеко ходили Пера с Мизей ловить рыбу. По Каме, Иньве, Велве, Вишере рыбу-то ловили. Пойдут с утра на лыжах рыбу-то на Иньву-реку ловить, морду и сети с собой заберут, а к вечеру на Лупью-реку возвращаются – десять больших пестерей рыбы принесут. Быстрей, чем на лыжах, ездил Пера на собаках. Было у него десять долгоногих собак, запрягал он их в нарты и в один день обёртывал до тех низовьев Камы, что у Орла-городка. Ездил он на собаках и к холодному морю – сестру повидать, в великих озёрах рыбу половить. Много земель исходил и изъездил Пера. От Камня до Кая, от Вишеры до Иньвы всю землю уральскую обошёл Пера на трехсаженных лыжах, изъездил на долгоногих собаках. И не было среди чуди охотника лучше Перы. Сила у него в руках была богатырская. Встретил он в лесу медведя, медведь-то не уступил ему дорогу – все когти тому медведю вырвал Пера-богатырь, одной рукой того медведя удушил. Убьёт в лесу Пера-богатырь лосей или оленей каких, свяжет им ноги, насадит на пику, взвалит на плечо и несёт домой. По два, по три лося зараз приносил. По всему большому Уральскому краю все, от мала до велика, знали про славного охотника Перу-богатыря, делился, видишь ли, Пера-богатырь со своим народом-то, помогал слабым и хилым, которые лесовать и робить не могли.
Ты спрашиваешь, что с Перой-богатырём потом стало? Куда он делся? Про то вот что старики рассказывают. Когда пришла старость, ушли Пера-богатырь с Мизей внутрь пармы Мэдгорт, что у Лупьи-реки, и там окаменели. Давно ушли в парму Мэдгорт Пера-богатырь с братом Мизей, много с того времени вод пронесла мимо Лупья-река. Лежат ныне каменные богатыри в парме Мэждгорт и с попутным ветром да лупьинскими водами посылают привет всем, кто несёт людям радость и счастье.
Как заяц епу проучил читать
Жили да лесной полянке лиса и заяц.
У лисы шкура дорогая, а у зайца — дешевая. Лиса день-деньской хвалится:
— Я зверь дорогой. У меня красивый мех.
— Не хвастайся, не то я так сделаю, что твоя шкура подешевеет.
Заяц говорит, а ему никто не верит, потому что, хотя он и храбрый, а все-таки косой.
Вот и зима прошла, весна красна наступила, лето явилось. А так и не проучил хитрый заяц хвастунью-лису.
Однажды, ближе к осени, принялись заяц с лисой бегать, в прятки играть. Бегали, бегали заяц с лисой по парме — дремучему лесу, и косой заманил лисицу в лопушку. Ома с размаху угодила между двух берез. Так застряла, что ни взад, ни вперед.
А храбрый заяц тут как тут: наломал березовых прутьев и принялся лису стегать. Сам сечет, сам приговаривает:
Звери и птицы собрались, глядят, как заяц лису учит. Храбрый заяц хлестал лису до тех пор, пока все прутья не обломались и он сам от усталости на землю не повалился.
А лиса как рванется — и вырвалась Из ловушки. Но пока она билась между берез — обтрепалась ее шкура. Лиса кинулась на зайца. Тот и про усталость забыл: во всю мочь побежал. Лиса бросилась в погоню и догнала бы косого, да заяц ее с толку сбил. Со страха заскочил заяц в лисью нору, а лиса мимо пробежала: ей невдомек, что в ее жилье — косой. А в норе лисята закричали зайцу:
— Кто ты такой? Уходи!
Но заяц уже опомнился, у него страх прошел. Усы закрутил, приосанился.
— Я тот, кто вашу мать прутьями отстегал. Покажите мне второй ход, а то и вам не миновать порки, — закричал храбрый заяц.
Испугались лисята, показали зайцу второй ход из норы, и он дальше по лесу помчался. Бежит во весь дух, чует, что лиса снова на его след напала.
Бежал, бежал косой… Семь гор перескочил, семь лесов перелетел, шесть рек переплыл, а как добрался до седьмой реки, так кувырком с пригорка покатился и угодил в прибрежную грязь. До того вымазался заяц — уши и те к голове прилипли. И стал он похож на бобра.
А умываться-то некогда, только косые глаза протер ланками. Скорей связал плот и собрался плыть вниз по реке.
А лиса семь гор перескочила, семь лесов пробежала, добралась до седьмой реки, чует — на берегу зайцем пахнет.
Глядит: бобер, весь грязью измазанный, на плоту стоит и багром от берега плот отталкивает, да никак не оттолкнет.
— Бобер, а бобер, не пробегал тут заяц?
Улыбнулся косой, свой плот, наконец, оттолкнул и спросил:
— Это какой заяц-то, уж не тот ли, что лису березовыми прутьями отстегал, дорогую шкуру ей испортил?
— Не знаю, — отвечала лиса. — Мне этот заяц не нужен. Подумаешь, дело было на копейку, а разговор — за семью горами.
Лиса повернулась и в лес пошла, а косой благополучно поплыл вниз по Вычегде, веселую песню запел.
Лиса лежала, лежала в лесу, думала, думала и решила: «Пойду-ка я опять к реке, может, только один бобер знает о том, как со мной заяц поступил, а другим ничего неизвестно».
Побежала лиса напрямик к берегу.
А заяц не спеша плывет на плоту по извилистой реке. Он успел уже раздобыть себе московский кафтан и шапку.
Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.
— Ты кто будешь? — спрашивает лиса.
— Я москвич, домой плыву, — отвечает заяц.
— Какие новости на свете? — спрашивает лиса.
— Ни слыхал я никаких новостей, — отвечает косой. — А только слыхал, будто заяц лису отстегал, дорогую шкуру ей испортил, с нее спесь сбил.
Лисе горько стало, опять пошла в лес, легла под дерево.
Заяц плыл, плыл, решил отдохнуть, к берегу пристать.
А лиса полежала, полежала и снова вышла к реке, побежала по берегу. «Не встречу ли, — думает, — еще кого-нибудь. Может, только бобер да москвич слышали о моем позоре…»
Снова села у реки и ждет, не покажется ли кто. Глядь, заяц плывет. Лиса опять его не узнала — он шапку новую надел.
— Кто ты, откуда плывешь? — спрашивает лиса.
— Москвич я, из Москвы плыву, — отвечает косой.
— Не слыхал ли в Москве какую новость?
— Никаких особых новостей не слыхал, — молвил заяц. — Только говорят в Москве, будто заяц лису прутьями отстегал.
— А кроме того, ничего особенного не слыхал? — вздохнула лиса. — А не знаешь, не подешевела ли теперь дорогая лисья шуба?
— Конечно, подешевела! Если двадцатирублевой была, то после такого случая десять рублей будет стоить, а если десять рублей стоила, то до пяти рублей дойдет.
Заплакала лиса, в лес убежала и с той поры не хвасталась.
Жил-был Фома. Целыми днями без устали трудился. Отец с матерью не нарадовались. Однажды он рубил дрова в лесу. В это время мимо проходила Ёма — злая ведьма. Фома так заработался, что и не приметил ее, взмахнул топором, а сучок отлетел и попал ведьме в глаз. Разозлилась Ёма, дунула, плюнула и проговорила:
Как заяц епу проучил читать
КАК ЗАЙКА ПЕТЯ ВОРОНЁНКА БОРЮ СПАС
Бежит раз зайка Петя рано утром по лесной тропинке: топ-топ, топ-топ.
Бежит проведать, как цветочки цветут, как ягодки-землянички на солнышке краснеют, как грибочки растут, бежит узнать, что в лесу нового, интересного. Ведь зайка Петя там так давно не был — со вчерашнего вечера!
Тихо, чуть слышно деревья шумят, в кустах какая-то птичка поёт, вдали ручеёк журчит.
Сел зайка Петя на тропинке, одно ухо — вверх, другое — вниз и слушает лесную музыку.
Сидел-сидел, слушал-слушал, пока не надоело, а потом вскочил и дальше побежал.
Бежит зайка Петя и по сторонам смотрит, что где делается. Всё ему интересно, всё любопытно.
Вдруг увидел он под развесистой высокой сосной большую муравьиную кучу.
— Вот так-так! Вот так дом у муравьишек! А ну, посмотрим, как вы там живёте!
Сел зайка Петя возле кучи, воткнул в неё прутик и смотрит, что будет дальше.
Муравьишки забегали, засуетились, а зайка Петя смеётся:
— Вот вы как здорово умеете бегать!
Смотрел зайка Петя, смотрел — надоело ему. Выдернул он прутик и говорит:
— Ладно, муравьишки, играйте. А мне некогда.
И побежал дальше по тропинке.
А муравьишкам не до игры: нужно скорее домик свой
Бежит зайка Петя и поёт:
И вдруг зайка Петя увидел большую бабочку, которая летела совсем низко над землёй, как будто его, зайки Пети, вовсе и не было рядом.
Зайка Петя сразу перестал петь, схватил прутик побольше и побежал за бабочкой. Бежит, шумит на весь лес, прутиком машет. А бабочка посмотрела на зайку Петю, крылышками сильнее замахала и улетела.
— Ты чего там шумишь? — услыхал зайка Петя откуда-то сверху и от удивления так и сел на задние лапки.
Сел и смотрит вверх, откуда голос раздался.
И видит — на сосне гнездо, а из гнезда торчит головка с длинным клювом.
— Ты кто такой? Как тебя звать? — спросил зайка Петя.
— Я Боря, воронёнок. А ты чего там кричал?
— Это я просто так, — сказал зайка Петя и улыбнулся. — Спускайся ко мне, будем в пятнашки играть.
— Я не умею, — ответил ему воронёнок Боря. — Я ещё маленький.
— Ну, раз не умеешь, так и сиди там, а я дальше побегу. У меня дел много в лесу.
И зайка Петя вприпрыжку побежал по тропинке: топ-топ, топ-топ.
Попробовал красную с одного бока, но ещё кислую земляничку, расправился с целым семейством больших красивых мухоморов, запустил шишкой в строгого серого дятла, вволю повалялся и покувыркался в солнечных лучах на мягких прошлогодних листьях и сделал ещё много других дел. А потом стало зайке Пете скучно, и он побежал домой.
Бежит он назад по лесной тропинке и вдруг слышит, что кто-то его зовёт:
— Зайка Петя, а зайка Петя, спаси меня.
Сел зайка Петя на задние лапки, посмотрел вверх и видит — из гнёздышка испуганно смотрит маленький воронёнок Боря, а по стволу дерева лезет к воронёнку большой чёрный кот Васька.
Как рассердился тут зайка Петя:
— Ах ты, чёрный разбойник! Ты куда полез? Вот я тебя! Слезай немедленно!
Кот Васька наклонил голову, посмотрел своими зелёными глазами, кто это там кричит. Увидел зайку Петю, фыркнул насмешливо и полез дальше.
Тогда зайка Петя схватил шишку и что было сил кинул в кота. Но хотя он и кидал шишки дальше всех других зайчат, всё же до кота её не добросил. Кот Васька посмотрел ещё раз на зайку Петю, зашипел от злости и полез дальше.
— Мама! — заплакал воронёнок Боря. — Где ты? Я боюсь.
Тут зайка Петя пустился во весь дух вперёд по тропинке. Бежит и кричит: «Караул! Помогите!»
Но тихо в лесу. Никто не откликается. Только сосны шумят.
— Помогите! — ещё громче закричал зайка Петя.
— Что случилось? — услыхал он вдруг тоненький голосок.
Смотрит зайка Петя: стоит перед ним муравей.
— Кот Васька хочет воронёнка Борю съесть! Помогите ему, муравьишки! — закричал зайка Петя.
— А ты зачем наш муравейник ломал? Мы его строили-строили.
Как заяц епу проучил читать
Сказки народов Западной Африки
Несколько слов об этой книге
Сказки любят все, но больше всего любите их вы, ребята. Иначе и быть не должно, потому что сказки открывают целый мир — мир, в котором вы еще только начинаете жить. Читая и слушая сказки, вы впервые узнаете о том, какие люди живут на свете, какие звери обитают в лесах и какие бывают леса. Ведь о каких бы невероятных событиях ни рассказывалось в народных сказках, они всегда происходят на нашей земле.
А Земля наша — огромна. На пяти её материках живет множество различных народов. И у каждого народа — свои сказки, мифы, предания, легенды.
Сказочная повесть, которую вы сейчас начнёте читать, состоит из сказок народов Западной Африки. Во многом эти сказки будут необычны для вас. Рассказывают они про то, как самый молодой зверь саванны — заяц по имени Лёк — открывает мир, окружающий его. Мир тропической Африки. Тот мир, который столь привычен для африканцев и который нам кажется таким фантастическим и сказочным.
Этот мир совсем не похож на наш… Там, например, всего два времени года: сезон дождей и сезон засухи.
В Африке — не леса и степи, как у нас, а джунгли и саванны. И живут в них звери, которых мы можем встретить только в зоопарках: лев, леопард, слон, гиена и многие-многие другие.
Но вы, наверное, скажете: эти сказки называются «истории про зайца», а что же тут необычного? Мы уже вон сколько сказок читали про зайцев — русских народных сказок!
Но не торопитесь: даже заяц в сказках африканских народов совсем не такой, как в наших.
Какой он? Откройте эту книгу и начните читать. Вы узнаете, почему у зайца длинные уши и короткий хвост, вы узнаете про то, как путешествовал заяц по Африке и какие приключения случились с ним в пути, про то, как живут звери саванны. Вы узнаете и про всемогущую фею маму Рандату, которая… Но не будем забегать вперёд.
Вам предстоит отправиться в настоящее путешествие и совершить настоящее открытие — открытие реального и сказочного мира. Перед вами — сказки народов Западной Африки.
История первая, в которой звери саванны узнают, кто из них самый молодой и самый умный
Было это в стародавние времена.
В те времена, когда время измеряли лунами и звери Африки жили друг с другом в мире и согласии. Они сообща решали все свои дела, а по вечерам усаживались под огромным деревом, которое называли Деревом Бесед, и обсуждали всё, что произошло за день.
Сидели они однажды под Деревом Бесед и думали: кто же из них самый умный.
Самый сильный — лев, дядюшка Гаиндэ. Он царь зверей.
Самый старый — слон, папаша Гней. Это знают все звери саванны.
Самый глупый и нечестный зверь — гиена по имени Буки.
А вот кто умнее всех?
Этого никто из зверей не знал.
Вот сидели они и размышляли, пока лев дядюшка Гаиндэ не поднялся со своего царского трона и не провозгласил:
— Я думаю, что сначала мы должны узнать, кто самый молодой зверь саванны. А кто самый молодой — тот и самый умный. Так я думаю!
Начали звери вспоминать, кто когда родился.
— Я родилась три года назад, в год Великой Засухи, — воскликнула лань.
И все звери тяжело вздохнули, потому что вспомнили, как трудно жилось им в тот год. А раз вспомнили, то, значит, были они гораздо старше лани.
— А я родился всего три луны назад, — поднял свои остроконечные уши шакал.
Все звери посмотрели на небо и стали считать, сколько раз они видели, как узкий месяц превращался в полную луну, а луна снова — в тонкий изогнутый рог месяца.
А пока они смотрели на небо и считали, сколько лун прожили они на свете, заяц по имени Лёк незаметно забрался на дерево и притаился там.
В те далёкие времена уши у зайца были короткие, хвост — длинный и пушистый, а лазать по деревьям он умел не хуже, чем белка.
Тихо было под Деревом Бесед, но вдруг обезьяна по имени Голо почесала затылок и заявила:
— А я, друзья, только что родилась!
Все захлопали в ладоши, и обезьяна уже подумала, что она-то и есть самая молодая и умная, как рассудил лев дядюшка Гаиндэ.
Но тут с ветки раздался голос:
— Смотрите! Я ещё только рождаюсь! Потеснитесь, дайте новорождённому место! — и к удивлённым зверям спрыгнул заяц Лёк.
Все замолчали, а обезьяна Голо обиделась и отвернулась — ведь заяц Лёк перехитрил её.
Торжественным, медленным шагом лев дядюшка Гаиндэ подошёл к зайцу.
— Я объявляю тебя, Лёк, — провозгласил он, — самым умным среди зверей. Ты доказал нам, что ты самый молодой. А это значит, как я уже говорил, что ты умнее всех нас!