Как здороваться с девушкой мусульманкой
Мусульманское приветствие
Ас-саля́му ‘алейкум – мусульманское приветствие (араб. وعليكم السلام — мир вам). На приветствие отвечают уа-алейкум ас-саля́м (араб. وعليكم السلام — и вам мир). Слово «салам», однокоренное с «ислам», буквально означало «мир с Богом».
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим)
Варианты приветствий
Ассаляму алейкум – общепринятая форма приветствия без конкретизации по полу, так как грамматически указывает на второе лицо множественного числа (вам).
Ас-саля́му алейка (араб. السلام عليك — мир тебе) — при обращении на «ты» к одному мужчине;
Ас-саля́му алейки (араб. السلام عليك — мир тебе) — при обращении на «ты» к одной женщине;
Ас-саля́му алейкума (араб. السلام عليكما — мир вам (обоим)) — при обращении к двум людям любого пола;
Ас-саля́му алейкунна (араб. السلام عليكن — мир вам) — только при обращении к трём и более женщинам;
Ас-саля́му алейкуму (араб. السلام عليكم — мир вам) — при обращении к группе из трёх или более человек, в которой есть хотя бы один мужчина; или высшему государственному лицу (королю, министру и так далее);
Ас-саля́му алейкум ва-рахмату-Лла́х (араб. السلام عليكم ورحمة الله) — форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха»;
Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. السلام عليكم ورحمة الله وبركاته) — форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха и Его благословение».
Ва-алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته) — форма ответа на приветствие, означающая: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».
Саля́м (араб. سلام — мир) — так мусульмане приветствуют друг друга в некоторых странах. Причем,так могут здороваться с мусульманами и между собой и представители других религий.
Адабы приветствия
2. Обязательно отвечать на приветствие. «Салям» — это еще и дуа (мольба), произнесенная языком и идущая от сердца, и нужно обязательно отвечать тому, кто желает вам мира, милости и благословения.
3. Согласно Корану, мусульмане обязаны отвечать на приветствие, используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым.
«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь»
Священный Коран. Сура 4 «Ан-Ниса» / «Женщины», аят 86
4. Мусульмане приветствуют друг друга, даже если они находятся в ссоре. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда встретятся два мусульманина, то пусть приветствуют друг друга, а если между ними произошла ссора или возникла вражда, то пусть также приветствуют друг друга» (Абу Дауд).
5. Первыми приветствуют: старший — младшего, горожанин — сельского жителя, всадник — пешего, стоящий — сидящего, хозяин — прислугу, отец — сына, мать — свою дочь. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий — сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) — большую» (Аль-Бухари, Муслим).
6. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Вновь прибывший из вас пусть приветствует присутствующих и покидающий вас пусть также выскажет приветствие остающимся. И не превосходит первое приветствие по значимости последнее».
7. Перед приветствием людей в мечети мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).
Всевышний Аллах знает лучше
При копировании этой статьи гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна
Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях!
Приветствие в исламе
В исламе четко обозначены границы социальных отношений между людьми. Особую роль для мусульман играет этикет приветствия. Здороваться друг с другом необходимо по установленным правилам, это является великой милостью Всевышнего.
Посланник Аллаха говорит об этом:
«Клянусь Аллахом, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы (не будет полноценна ваша вера), пока не полюбите друг друга (ради Аллаха)», и далее: «Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами?! Это распространение приветствия вашем обществе (приветствуйте как можно больше друг друга, и любовь укрепится)»
Какими словами нужно приветствовать друг друга
Если вы хотите поздороваться с единоверцем, скажите «Салумун алейкум» или «Ассаламу алейкум». Тем самым вы пожелаете человеку благополучия и добра. Согласно Корану, «Ассаламу алейкум» также рождает любовь между теми, кто использует эту фразу. Ее произносят в Раю, о чем говорится в хадисах: «И введут уверовавших, совершавших благие дела, в Рай, в котором протекают реки по воле Аллаха, где приветствием является «ас-Салям».
Если вы будете соблюдать этикет приветствия, то получите двойную милость (саваб) Всевышнего. Одну – за само приветствие, а вторую – за то, что помогли единоверцу ответить, как должно, и тоже получить саваб. Когда вам говорят «Ассаламу алейкум», нужно отвечать «Ваалейкум Ассалам варахматуллахи».
Пророка Мухаммада однажды спросили, что он считает лучшим в исламе. Он ответил: «Предложение еды и приветствие знакомых и незнакомых» (Муслим ибн аль-Хаджжадж).
Пророк сказал также, что правильное приветствие говорит о том, что человек является истинным верующим, а это – прямой путь в Рай.
Есть еще одно высказывание посланника Аллаха, которое выражает отношение к приветствию в исламе:
«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)»
Обязательно отвечайте, если с вами кто-то здоровается. Иначе совершите грех. Ответное приветствие ценится еще больше. Если «Ассаламу алейкум» сказал не мусульманин, ответьте: «Валейкум».
Этикет приветствия
Недостаточно просто употреблять фразу «Ассаламу алейкум». Нужно еще знать, как использовать ее в разных ситуациях:
«Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил что-то, то повторял три раза, чтобы все поняли; когда он посещал группу людей, приветствовал их трижды»
«Если вы встретите брата по вере, то приветствуйте его. Если между вами обоими по пути окажется дерево, или стена, или камень, и вы встретитесь, обойдя их, то т тогда приветствуйте»
«Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был в моем доме в Медине, Зайд бну Харрис вернулся из путешествия и постучал в дверь. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, встал, поправил одежду, подошел к нему, обнял его и поцеловал»
Приветствие в других ситуациях
Сказать салам единоверцу – сунна, но если перед вам грешник, не стоит с ним здороваться. Сказано: « Что касается Мубтадиа и грешника, совершающего явно грехи, который не покаялся в своем грехе, то приветствовать первым их нежелательно, так же и отвечать на их приветствие ». Однако в тех случаях, когда отказ поздороваться грозит раздором или обидами, лучше сказать салам.
Запомните, что говорит исламский этикет о приветствии противоположного пола. Нежелательно здороваться мужчине с чужой женщиной или отвечать на ее «Ассаламу алейкум». Самой девушке вообще запрещается первой здороваться с мужчиной. Исключение сделано для пожилых людей.
Если же мужчина (или несколько мужчин) приветствует группу женщин, то одна из них должна ответить. При этом нельзя смотреть друг другу в глаза. Разрешается приветствие знаком руки издалека.
Не говорите салам верующему, который читает Коран, Азан, Камат или говорит о хадисах. Поздороваться нужно только после того, как беседа будет закончена. То же правило действует, если человек молится или принимает пищу.
Место рукопожатия в мусульманском этикете
Правила предписывают единоверцам после словесного приветствия обменяться рукопожатием. Таким образом вы устраните возможную неприязнь и избавитесь от грехов. В хадисах говорится: «Когда двое мусульманин встречаются и пожимают друг другу руки, их грехи обязательно прощаются им, еще до того, как они расстаются друг с другом».
Сподвижники Пророка всегда пожимали друг другу руки – при встрече и при прощании. Вот что говорил Пророк Мухаммад: « Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, Аллах простит их еще до того, как они разойдутся ».
При рукопожатии человек помещает свою ладонь в ладонь единоверца. В хадисах приводят высказывание:
«Я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему: — Протяни свою правую руку, я присягну тебе, и он протянул свою правую руку»
Поэтому для рукопожатия всегда протягивайте правую руку.
Также сказано: «Знай, что при рукопожатии сунной является пожимать ее одной рукой, я имею в виду правую руку, обоюдное рукопожатие правой рукой, как при встрече, так и при принесении присяги». Это значит, что пожимать ладонь двумя руками, как это иногда происходит, неправильно.
Сегодня не все мусульмане стремятся приветствовать друг друга так, как велел Всевышний. Однако этикет приветствия никогда не менялся. И если вы не хотите навлечь на себя немилость Аллаха, не забывайте о правилах и всегда говорите салам, кроме тех случаев, когда это запрещает этикет.
В исламе четко обозначены границы социальных отношений между людьми. Особую роль для мусульман играет этикет приветствия. Здороваться друг с другом необходимо по установленным правилам, это является великой милостью Всевышнего.
Посланник Аллаха говорит об этом:
«Клянусь Аллахом, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы (не будет полноценна ваша вера), пока не полюбите друг друга (ради Аллаха)».
«Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами?! Это распространение приветствия вашем обществе (приветствуйте как можно больше друг друга, и любовь укрепится)»
О приветствии женщин
Вопрос: Ассалам алейкум ва рахматуллахи ва баратух! Хотелось бы услышать шариатское указание (норму) на приветствие женщин со стороны мужчин ( нужно, можно, кто первый, старше-младше …) Уточнение: работаю в государственном учреждении, где много женщин (и молодых, и среднего возраста, и пожилых), в том числе начальницы всякие. Есть ли разница в приветствии мусульманок и не мусульманок?
Ответ: Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
В своей основе Ислам повелевает распространять салам. Всевышний Аллах говорит: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь» (ан-Ниса 4: 86).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы не войдете в Рай до тех пор, пока не уверуете, и не уверуете до тех пор, пока не полюбите друг друга! Так не указать ли мне вам на такую вещь, совершая которую вы полюбите друг друга? Распространяйте салам между собой!» Муслим 54.
Эти тексты являются обобщенными, которые касаются как мужчин, так и женщин. Более того, есть конкретные тексты, указывающие на дозволенность приветствовать посторонних мужчин женщинами и мужчинам посторонних женщин.
Асма бинт Язид рассказывала: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходивший мимо нас, находившихся среди других женщин, приветствовал нас рукой”. Абу Дауд 5204. Хадис достоверный. См. “Сахих Абу Дауд” 4336.
Также сообщается, что Сахль ибн Са’д рассказывал, что они радовались пятничному дню, так как одна старушка приносила им еду, которую они ели после пятничной молитвы, и Сахль говорил: “Мы приветствовали ее, и она приближалась к нам”. аль-Бухари 6248.
Имам аль-Бухари назвал главу, в которой привел этот хадис так: “Приветствие мужчинами женщин и приветствие женщинами мужчин”.
Хасан аль-Басри говорил: “Женщины приветствовали мужчин”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1046. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Все это указывает на то, что приветствовать посторонних мужчин женщинами или мужчинами женщин не запрещено.
Однако многие ученые делали разграничение в этом вопросе и говорили, что старую женщину приветствовать можно, а молодую нет, так как в приветствии молодых есть искушение. Спросили имама Малика: «Следует ли приветствовать женщину?» и он ответил: “Что касается старой женщины, то я не порицаю этого, а что касается молодой, то я не люблю это!” См. “Шарх аль-Мууатта” 4/358.
Салих – сын имама Ахмада однажды спросил Ахмада: «Следует ли приветствовать женщин?» и он ответил: “Если речь идет о пожилой женщине, то нет в этом проблем. А если речь идет о молодой, то ей не следует отвечать на салам”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/375.
Имам ан-Науауи говорил: “Наши сторонники (шафииты) указывали, что в этих случаях (связанных с саламом) женщины должны поступать по отношению друг к другу так же, как поступают по отношению друг к другу мужчины. Что же касается таких случаев, когда женщина приветствует мужчину, то об этом имам Абу Са‘д аль-Мутауалли сказал: «Если женщина является его женой, рабыней или близкой родственницей (с которой брак запрещен), ей следует приветствовать мужчину так же, как это делают мужчины. Каждому из них желательно стараться приветствовать другого первым, а на приветствие обязательно дать ответ. Мужчине не следует приветствовать красивую постороннюю женщину, из-за которой можно впасть в искушение, если же он приветствует её, то ей не разрешается отвечать на приветствие. Кроме того, такой женщине не следует первой приветствовать мужчину, а мужчина не обязан отвечать на её приветствие, если же он сделает это, то совершит нежелательный поступок. Если же речь идёт о старухе, и искушения можно не опасаться, ей разрешается приветствовать мужчину, который обязан ответить на её приветствие. Мужчине разрешается приветствовать группу женщин, так же как и большой группе мужчин разрешается приветствовать одну женщину, если нет оснований опасаться, что кого-нибудь из них это может ввергнуть в искушение”. См. “аль-Азкар” 407.
Исходя из слов ученых, необходимо учитывать вопрос опасности искушения при приветствии молодых девушек.
Если эти женщины не мусульманки, то не приветствуй их саламом, так как салам — это исключительное приветствие мусульман! Однако можно заменить это другими видами приветствия, как «Доброе утро», «Привет» и т.п.
Как правильно здороваться по-мусульмански?
Этика приветствия по Исламу. (Источник фото: freepik.com)
В исламе главным приветственным словом является слово «салям», которое означает «мир», «спокойствие» и «благоденствие». Поэтому при встрече мусульмане желают друг другу мира и спокойствия.
В Священном Коране сказано:
وَإِذَا حُيِّيتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ حَسِيبًا
«Когда вас приветствуют [хорошим] приветствием, отвечайте лучшим [приветствием] или таким же. Поистине, Аллах потребует отчет обо всем» (сура “Ан-Ниса”, аят 86)
Когда у посланника Аллаха (мир ему) спросили: «Что является наилучшим из деяний?» Он сказал: «Накормить едой и приветствовать человека, вне зависимости от того, знаешь ты его или нет» (Бухари, Иман, 18).
В другом хадисе Пророк (мир ему) сказал:
«Пока у вас не появится вера (иман), вы не сможете попасть в Рай; пока вы не будете любить друг друга, у вас не будет искренней веры (иман). Мне сказать, что вам поможет любить друг друга? Приветствуйте друг друга» (Тирмизи, Истизан, 11).
«Если кто-то пришел к собранию людей, пусть их поприветствует. А если захочет покинуть собрание, тоже поприветствует. Первое приветствие не является более значимым, чем последующее» (Абу Дауд, Адаб, 139; Тирмизи, Истизан, 15).
Простые фразы, которые должен знать каждый мусульманин
Приветствие мусульман (салям)
Мусульмане приветствуют друг друга словами «Ас-саляму ‘алейкум» (عليكم السلام), что в переводе с арабского означает «мир вам». Это короткая форма приветствия, на которую мусульманин должен ответить как минимум «уа-‘алейкум ас-саля́м» (وعليكم السلام)– переводится как «и вам мир».
Полная форма приветствия (саляма, салама) звучит так: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух» (السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ), что значит «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение», ответом на которое служит «Ва-‘алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух» ( وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته ) – «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».
Этимология и важность приветствия в Исламе
Слово «ас-салям», как вы уже наверняка поняли, с арабского языка переводится как: «мир, сохранность, благополучие, здравие». Оно является и одним из 99 прекрасных имён Всевышнего Аллаха, которое означает «Дарующий мир и благополучие», а также «Пречистый, не имеющий никаких недостатков».
Примечательно, что от корня слова «салям» происходят слова «мусульманин», «муслим». Мусульманин, искренне и точно соблюдающий повеления Всевышнего, внушает окружающим ощущение надёжности и безопасности, всеми своими действиями и поступками воплощает здоровый образ жизни, имеет ясный, незамутнённый взгляд на мир, на самого себя.
Тот, кто приветствует салямом другого, как будто говорит: «Я желаю тебе благополучия и здравия от Всевышнего и защиту от всего плохого, негативного». Бесспорно, распространение саляма – одна из важных сунн пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку в нём есть объявление безопасности среди людей.
Салям – это договор мусульман, посредством которого они как бы условливаются между собой, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т. д.
« Верующие, не входите в чужие дома, жилища, пока вежливо (приветливо) не попросите разрешения и не поздороваетесь с их хозяевами. Такое [поведение] вам же во благо. Постарайтесь принять это во внимание (не забыть об этом)» (Св. Кyр`ан, 24:27)
Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) многократно побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом:
«Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете [в полной мере], а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!» (хадис от Абу Хурайры, св. хадисов Муслима)
«Поистине, самыми близкими людьми к Аллаху являются те, кто приветствует (других) первыми» (хадис от Абу Умама Судайй бин ‘Аджлян аль-Бахили, св. хадисов Абу Дауда)
«Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям, а потом Он сказал (ему): «Иди, поприветствуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) твоим приветствием и приветствием твоих потомков». И (Адам) сказал: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/», они же ответили (ему): «Мир тебе и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кя ва рахмату-Ллах/», добавив (к его приветствию слова) «и милость Аллаха». Каждый из тех, кто войдёт в рай, будет напоминать (своим обличьем) Адама, что же касается людей, то (со времени сотворения Адама) и до сих пор они продолжают уменьшаться (в размерах)» (хадис от Абу Хурайры, св. хадисов аль-Бухари и Муслима)
Форма и порядок приветствия
Приветствие может быть как персональной сунной (суннату-айн), например, когда дающий салям один, так и коллективной (суннату-кифая), т. е. сунна может быть исполненной, даже если салям даст всего один человек из всей группы. Однако желательно, чтобы все члены группы произнесли приветствие, так как в этом случае каждый из них получит воздаяние за совершение сунны!
В ханафитском же мазхабе салям в некоторых случаях может быть и обязательным, например, всаднику (если переносить на современные реалии, то и тому, кто находится за рулём) при встрече с пешим в безлюдной местности, чтобы тем самым дать понять пешему об отсутствии злых намерений, показать свою доброжелательность.
Форм приветствия две: первая – «ас-саляму ‘алейкум», вторая – «салямун ‘алейкум», то есть без артикля «аль»; первый вид приветствия достойнее второго.
Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «‘алейка-с-салям» и «саляму Ллахи ‘аляйка», потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых.
Согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам сунна в приветствии не засчитывается кроме как словами «ас-саляму ‘алейкум» и «салямун ‘алейкум», т. е. во множественном числе, даже если приветствуешь всего одного человека.
Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему ангелов-хранителей и двух ангелов, ведущих постоянный учёт его деяний (Кирамен кятибан).
В маликитском же мазхабе салям не засчитывается, даже если совсем немного изменить слова приветствия. Например, вместо «ас-саляму аляйкум» сказать «ва салямун аляйкум».
Согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля салям засчитывается и в единственном числе, т.е. словами «ас-саляму ‘алейка».
Если приветствие мусульманина является сунной, то ответ на приветствие уже является фардом (фарзом), ибо сказано в Священном Кyр`ане:
«Если вас приветствуют, то ответьте лучшим (более полным) приветствием или [как минимум] таким же, которым вас поприветствовали [в той же форме]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все принимает в расчет» (Св. Кyр`ан, 4:86)
Отвечать на приветствие является персональной обязанностью (фарз-уль-айн), если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая), если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один, то обязанность ответить на салям отпадает со всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех. Если же никто не ответит, то все совершат грех и им будет необходимо принести покаяние.
Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же ответ на салям без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы быть услышанным тем, кто приветствовал, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает.
Если поприветствовавший глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ, и т. п.
Ответом на приветствие в короткой форме, как уже говорилось выше, является «уа-‘алейкум ас-саля́м», допускается и «салямун ‘алейкум».
Однако должно знать, что приветствие и ответ в более полной форме будет лучшим, что следует из вышеприведенного 86-го аята 4-ой суры Священного Кyр`ана и хадиса:
‘Имран ибн Хусайн рассказывал, что к Посланнику Аллаха вошел мужчина и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум!» (т.е. мир вам!). Его поприветствовали в ответ, и он сел, а Посланник Аллаха сказал: «Десять». Затем вошел другой человек и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум ва рахматуллах!» (т.е. мир вам и милость Аллаха!). Его тоже поприветствовали, а Посланник Аллаха сказал: «Двадцать». Когда вошел третий гость и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум ва рахматуллахи ва баракаатух!» (т.е. мир вам, милость и благословение Аллаха!) и люди ответили ему, Пророк сказал: «Тридцать» (св. хадисов ат-Тирмизи и Абу Дауда)
Говоря так, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, какое вознаграждение получает мусульманин, когда приветствует своих братьев.
Этика приветствия
Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, т.е. именно салямом следует начинать разговор. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.
Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то каждому из них надо обязательно ответить на приветствие другого.
Салям желательно давать и членам своей семьи, приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом.
«…Когда заходите в дом, поприветствуйте себя [или, если есть кто дома, – своих близких, родных] доброжелательным, благодатным (щедрым на положительные чувства и эмоции) приветствием от Бога [моля Всевышнего о мире, милости и благополучии для обитателей]. Таким образом Господь раскрывает вам знамения ради вашего благоразумия [столь необходимого в поведении, делах и поступках]» (Св. Кyр`ан, 24:61)
«Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О сынок, когда войдёшь (в свои дом), приветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи»» (св. хадисов Ат-Тирмизи)
При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляхи-с-салихин» (мир и благополучие нам и праведным рабам Божьим).
Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник – пешего, стоящий – сидящего, малая группа – большую.
«Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий — сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) — большую»» (Св. хадисов Аль-Бухари и Муслима)
«В другой версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: «…а младший (должен первым) приветствовать старшего».
Даже если не соблюсти эту желательность, т.е., например, старший поприветствует первым младшего, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и упускается достоинство рекомендуемого Шариатом порядка.
При повторной встрече мусульманам также следует приветствовать друг друга:
«Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата, пусть приветствует его, если же (в это время) их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом» (хадис от Абу Хурайры, св. хадисов Абу Дауда)
Салям можно и передавать третьему лицу – но даже на такой салям отвечать обязательно!
Тому, кому передали салям через третье лицо, желательно начать с приветствия тому, кто довёл до него салям, произнеся «ва ‘алейка ва ‘аляйхи-с-салям», что означает «да сохранит и тебя и его Всевышний от всего плохого».
Обязательно отвечать и на салям, дошедший посредством письма.
Салям не даётся не мусульманину в такой же форме, в какой мы должны приветствовать мусульман, так как «Салам» – это вид молитвы. Не мусульман приветствуют любым другим способом. Если же не мусульмане приветствует вас формой «Ассаламу алейкум», то достаточно ответить «уа ‘алейкум».
«Если вас будут приветствовать люди Писания, отвечайте: «И вам / (уа ‘алейкум)»» (хадис от Анаса, св. хадисов аль-Бухари и Муслима)
Кого нежелательно или запрещено приветствовать
Мужчине нежелательно приветствовать постороннюю (т.е. брак с которой по нормам Ислама ему не запрещён) женщину, за исключением престарелой или же с неприятной внешностью, не вызывающей дурных помыслов: приветствие их обеих не порицается.
В шафиитском мазхабе положение в отношении приветствия женщины немного отличается. Так, например, мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина будет не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то положение относительно её приветствия такое же, как и в отношении приветствия мужчины.
Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак, то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев.
Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может ему помешать ответить на приветствие.
По мнению ханафитских и ханбалитских учёных салям нежелательно давать и читающему Кyр`ан вслух, тогда как в шафиитском и маликитском мазхабах вовсе нежелательно приветствовать читающего Кyр`ан, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего (читает зикр), молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт.
Ещё порицается приветствовать изучающего и обучающего религиозным наукам, муэдзина во время оглашения призыва на молитву (азана и икамата), судье во время судебного процесса, лектору во время чтения лекции (проповеди).
В шафиитском мазхабе не порицается приветствовать всех вышеупомянутых, за исключением нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи: его приветствовать грешно. С таким нечестивцем можно здороваться лишь в том случае, если при отсутствии приветствия существует реальная угроза здоровью или жизни. Порицается также приветствовать того, кто слушает проповедь.
Всем тем, кого было нежелательно приветствовать, не вменяется в обязанность отвечать на приветствие.
Порицается приветствовать того, кто занимается обучением или слушанием религиозных наук.
Относительно желательности и нежелательности приветствия употребляющего пищу в мазхабах есть расхождения. Так, согласно ханафитскому мазхабу, желательно приветствовать кушающего, если приветствующий и сам рассчитывает пообедать вместе с приветствуемым, в противном случае – нежелательно. Шафииты говорят, что давать салям обедающему можно, но отвечать на салям не вменяется в обязанность, если принимающий пищу не в состоянии ответить, например, из-за наличия еды в ротовой полости. Маликиты говорят, что не порицается приветствовать обедающего. В ханбалитском мазхабе учёные разошлись на два равнозначных мнения: порицается и не порицается.
Приветствие детей
Детям, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике.
Передают, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, приветствовал их, а потом сказал: «Так всегда поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует» (св. хадисов Аль-Бухари и Муслима)
Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает.
Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом, т.е., проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста.
Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие – приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).
Совершеннолетием в Исламе считается подросток, достигший половой зрелости, наступающей с первым семяизвержением у мальчиков и с появлением менструации у девочек, а не с 18-летнего возраста, как думают многие.
Рукопожатие во время приветствия
Рукопожатие при приветствии – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.
О желательности рукопожатия при встрече, когда даёшь салям, существует множество хадисов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки(, их прегрешения) обязательно прощаются им ещё до того, как они расстаются друг с другом (хадис от Абу Са’ида аль-Худри, св. хадисов Абу Дауда, № 4536)
Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах).
Сообщается, что Абу-ль-Хаттаб Катада сказал: (Однажды) я спросил Анаса, да будет доволен им Аллах: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники посланника Аллаха, да благословит о Аллах и да приветствует?», — и он сказал: «Да» («Сунанат-Тирмизи», № 2653)
Величайший учёный имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.
Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит:
«Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена!» («Джамиуль-ахадис», № 18237).
В другом хадисе сказано:
«Пророк (мир ему и благословение) принимал присягу у женщин на верность, чтобы не придавали Аллаху сотоварища в чём-либо. Айша сказала, что рука Пророка (мир ему и благословение) не коснулась руки женщины, кроме как той, которой он владел» («Муснаду-Ахмад бин Ханбаль»).
В заключение хочется отметить, что мусульмане, приветствуя единоверца в положенной форме, получают двойной саваб (благость Аллаха): один саваб – за то, что приветствуют, второй – за то, что создают условие другому человеку получить саваб, ответив ему тем же самым.
Да поможет нам Всевышний правильно приветствовать друг друга и окружит нас со всех сторон Своей милостью, ведя по прямому (истинному) пути.