Как здороваются священники с народом
Как православные приветствуют друг друга?
Современное общество не привыкло к православным приветствиям. Тем не менее можно встретить верян, которые придерживаются христианских традиций и в этом отношении. Какие фразы и когда уместно произносить — об этом пойдёт речь дальше.
Приветствие православных христиан при встрече
В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем». В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.
В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.
До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».
Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».
Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь». Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.
При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».
Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.
Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.
За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.
Читайте о православии:
Православный этикет
Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.
Согласно этим правилам, каждый христианин должен:
Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.
Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».
По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.
Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.
Православная Жизнь
Как только не приветствуют друг друга православные! А есть ли какие-то правильные способы приветствия православных людей? Как здороваться, чтобы не быть смешными, но и традиции не утратить?
Целовать? Можно!
В церковной среде приветствия действительно довольно разнообразные. У людей невоцерковлённых по этому поводу возникает ряд вопросов: почему и зачем они это делают, что происходит между этими людьми и так далее. У меня некоторые виды наших приветствий напоминают детство, когда приезжаешь в гости к каким-то незнакомым родственникам, которые начинают тебя зацеловывать. Ты этих тёть не помнишь и пыла их не разделяешь, и своё настроение можешь выразить тремя предложениями: «Кто вы? Что вам надо? Я вас в первый раз вижу!». Но если говорить серьёзно, то на самом деле ничего удивительного в приветственных поцелуях нет, просто православные люди помнят слова апостола: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2 Кор. 13:12), «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16). Вообще, целование — это жест доверия, такой же, как протягивание руки или объятия.
Я считаю, что вопрос не в том, как нам здороваться в церковной общине — здесь всё зависит от принятой традиции, а как это делать вне её. В церковной ограде можно приветствовать друг друга как хочется, главное — быть вежливыми. Сейчас многие приходы возвращаются к старой практике, когда священник перед Символом веры говорит: «Христос посреди нас!» — и верующие отвечают: «Есть и будет!». При этом рядом стоящие люди обнимаются и целуются. Мне такая традиция очень нравится. У нас это всё происходит в алтаре, и стоящие в храме люди этого возгласа просто не слышат. А ведь такая традиция, как мне кажется, очень хорошо объединяет приход: человек не чувствует себя в храме одиноким.
Как приветствовать окружающих — это выбор самого православного человека. Кто-то и православным, и неправославным жмёт руку, кто-то трижды целует в память о пасхальном христосовании, делая это своей особенной чертой. Знаю, что некоторые священники практикуют такое. В этом нет ничего плохого — разве что есть опасность, что чрез некоторое время за любвеобильным батюшкой начнут бегать толпы прихожанок. Так что священникам надо быть осторожнее с целованиями, не всегда они уместны.
Проявление открытости и добрых намерений
В каждой культуре и субкультуре есть свои формы приветствий. Они могут быть условным кодом для определения своих и чужих. Ничего удивительного, что и у нас, православных, тоже есть свои традиции, понятные своим и непонятные тем, кто случайно зашёл. Мне кажется, в этом есть что-то не только объединяющее нас, но и нас обезоруживающее. Например, есть целование святой Елисаветы и поцелуй Иуды. Думаю, мы не хотим быть теми, кто приветствует людей вторым поцелуем, мы все хотим быть подобными святой Елисавете. Однако я считаю, что не надо сразу бросаться целовать новых людей в общине. Сначала следует разъяснить, что у нас и как. К сожалению, мы очень мало объясняем людям, что у нас происходит.
Помним о личном пространстве
Важно, чтобы ваши приветствия не нарушали личные границы человека. Не все любят поцелуи даже с родственниками — что уж говорить о чужих людях! Надо помнить, что у разных людей разное представление о нормах социальной дистанции. Жители городов живут более тесно, чем жители деревни, поэтому касаться друг друга для первых нормально, а для вторых — нет. Потому, мне кажется, надо по возможности стараться учитывать этот момент во время общения.
За границей во многих странах не принято вторгаться в личное пространство человека, близко подходить к нему, прикасаться. Это считается неприличным. Признаюсь, мне такая традиция нравится, я люблю, когда моё личное пространство не нарушают. Мне это необходимо, чтобы я нормально функционировал. Если же человек пытается общаться «нос к носу», я очень напрягаюсь. Во время приветствий наша задача — показать дружелюбие, доброжелательность, незлобие, открытость, но помимо этого — проявить заботу о том, с кем мы встретились, сделать так, чтобы ему было комфортно с нами, чтобы мы не нарушили его границы, его покой.
«Ангела за трапезой» или «приятного аппетита»?
Если один верующий другому пожелает «Ангела за трапезой», то ничего в этом плохого нет. Понятно, что это давняя традиция, передаваемая от старшего поколения младшему. Хотя в этом случае мне вспоминается святой Серафим Вырицкий, который говорил: если вы желаете ангела за трапезой — то читайте молитву Ангелу-хранителю, а не только «Отче наш». Если человек что-то говорит или желает, он должен понимать, зачем он это делает. Не знаете, что значит то или иное приветствие — не говорите, просто поздоровайтесь, этого будет достаточно. Знаете, с каким праздником православные поздравляют друг друга в обычный будний день — отлично, поздравляйте тоже. Если же вы без понятия, почему у них каждый день какой-то праздник — говорите «Здравствуйте!». Я за осознанность. В свою очередь, верующим тоже не стоит озадачивать невоцерковлённых людей поздравлениями с праздниками из православного календаря.
Искренность и понимание — прежде всего
Православные приветствия могут отталкивать, когда они неискренние и за ними ничего, кроме слов, не стоит. Если человек говорит «со святым днём», «спаси Господи!» потому, что живёт Христом и Церковью, если от избытка сердца глаголят его уста, это всегда слышно и не раздражает. Если же это просто потому, что так принято или чтобы подчеркнуть, что «я верующая, а вы нет» — это очень фальшиво. Люди нецерковные мгновенно считывают фальшь — особенно из наших уст.
Порой обильное употребление православных приветствий — черта новоначального христианина, которому очень хочется стать своим в общине или Церкви в целом. Это горение со временем пройдёт, так что не будем судить неофитов строго.
Здороваться надо. Каждая компания, каждое объединение людей может иметь свои виды приветствий. Важно помнить: то, как вы здороваетесь в узком кругу, может быть неуместным вне его. Если вы не знаете, как приветствовать тех или иных людей — просто скажите «здравствуйте», этого всегда достаточно. Главное — чтобы мы всегда действовали по любви и с заботой о ближнем.
Священник Димитрий Паламарчук
Как поздороваться со священником? Опыт иных православных стран
Будучи уже священником, мне удалось посетить подряд сразу несколько стран, в которых преобладает православное население. Был я в Греции, Грузии, затем в Румынии. В каждой из этих стран люди исповедают православное христианство на протяжении уже многих веков. За это время там сформировались самобытные церковные традиции.
В России со священником принято здороваться следующим образом. Человек, желающий батюшку поприветствовать, говорит ему: «Здравствуйте!» или, например, «Добрый день!» А затем, говоря «благословите», подходит ко священнику, складывая ладони лодочкой. Священник правой рукой изображает на подошедшем крестное знамение. Человек после этого благословляющую руку целует. Во время богослужения священник преподает благословение всем людям, стоящим в храме.
С одной стороны, русская традиция приветствовать священника полна благоговения. Смысл ее в следующем — священник олицетворяет собой Христа, и человек может через него получить Божие благословение. Но сами понимаете, даже к самой святой вещи можно привыкнуть.
Как часто мне приходится сталкиваться с таким явлением — человек хочет просто поздороваться. Но над ним как бы довлеет традиция. И он волей-неволей подходит, складывает руки лодочкой и просит благословения. Хотя оно ему вообще-то и не особо необходимо в данный момент.
Совершенно иная традиция приветствовать священника имеется в Греции и Румынии. Там принято различать приветствие и испрашивание благословения. Православные греки и румыны считают, что к благословению нужно подходить как-то более ответственно и просить его у священника только тогда, когда оно им действительно нужно — перед важным делом, поездкой, началом лечения.
В этих случаях они подходят ко священнику и просят у него благословения. Во всех прочих случаях православные греки и румыны здороваются с батюшкой за руку. А после этого рукопожатия руку священника целуют.
Спросите — какая практика лучше? Отвечу так. Важна не форма, а смысл, который мы в наши действия вкладываем. Если мы действительно по-доброму, с уважением относимся ко священнику, то, собственно, не так уж и важно, как мы его поприветствуем. Наше доброе намерение, так или иначе, проступит через слова или действия.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
О церковном этикете
В православии существует собственный церковный этикет. Что он из себя представляет? Об этом Вы узнаете, прочитав статью протоиерея Максима Козлова.
Церковный этикет
Давайте вновь поговорим о таком понятии как церковная вежливость и церковный этикет. Ну, может возникнуть вопрос: неужели нет более важных и актуальных тем для общения в прямом эфире? Конечно, много важного и много актуального, но каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. От простых — например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как составить то или иное письмо, правильно адресованное в ту или иную церковную инстанцию. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей.
Да, конечно, есть уровни нашей жизни, нашего бытия, где всякая, в общепринятом смысле слова, вежливость или уже тем более, всякий этикет, отступают. Да, мы знаем, что преподобный Серафим в этом смысле — совершенно вне традиции церковного благочестия, церковного обычая XIX столетия — приветствовал всех приходящих к нему (в некоторое время его жизни) словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Приветствовал так и крестьянина, и губернатора, и архиерея. Но для того, чтобы вот так себя вести, так сказать эти слова, нужно, наверное, сначала стать преподобным Серафимом! Потому что представим, если какой-нибудь обычный монах или мирянин в монастыре будет вот так ходить и всем говорить: «Радость моя, Христос воскресе!» Увидит наместника монастыря послушник и тоже будет к нему так обращаться, когда тот его определяет на какое-нибудь послушание… Наверное, это вызовет скорее наказание, чем поощрение! Итак, для нас, обычных людей, не достигших тех высот, которых достиг преподобный Серафим, конечно же, общечеловеческие нормы вежливости и церковного этикета являются обязательными.
Такой вот эпизод еще навел меня на мысль посвятить сегодняшний эфир этой теме. Когда совершался крестный ход в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия торжественным, чинным шествием из Московского Кремля, мимо собора Василия Блаженного, мимо сцены, построенной для концерта Пола Маккартни (во всем контрасте нашей современной российской жизни), то вместе с множеством духовенства шло и некоторое количество народа, в котором по обычаю большинство составляли наши церковные бабушки (в данном случае имею в виду категорию не возрастную, а социально-церковную). Две из них оказались неподалеку, и я наблюдаю такую сцену. Поют пасхальные песнопения, величание святым Кириллу и Мефодию, ну — и чем-то вдруг одна другой не угодила! То ли на ногу наступила, то ли еще неудовольствие какое-то вызвала. И она демонстративно, громко, обращаясь к идущей с ней рядом, только что певшей (причем пели обе): «Радостию друг друга обымем» спутнице, говорит: «Спаси тебя, Господи!» А та поворачивается, метает на нее твердый взгляд: «Нет, это тебя спаси, Господи!» И понятно, что хотя по форме сказано все это было правильно (слова-то правильные были произнесены, но тем хуже, тем кощунственнее наполнение, которое в них вкладывалось, потому что это было не благопожелание спасения от Бога, а выражение собственного недоброжелательства, выражение того, что тебя-то нужно спасать, а я-то получше тебя человек, я только пожелать тебе этого могу!»
Это такой пример, который показывает, чего нам очень часть в церковной жизни недостает — терпимости и взаимной корректности поведения. Уж что там говорить про жертвенную любовь, про высокие идеалы, к которым мы должны идти, но которые отнюдь не всегда сопровождают наше повседневное существование. Не хватает простой корректности и терпимости — того, чтобы относиться друг к другу, к стоящим вместе на богослужении хотя бы без нарушения светско-советского принципа, который формулировался такими словами: «Человек человеку бревно». Действительно, мы не должны относиться по этому правилу друг к другу, надо как-то замечать один другого и снисходить к немощам. Это и будет основой той церковной вежливости, которая сделает ее искренней. Ведь вежливость может идти и от светскости, а таком случае обращаясь часто в свою противоположность. Есть такие неслучайные выражения: «убийственная вежливость» или «холодная вежливость». Это когда через формально корректное, очень вежливое поведение человека ставят на место, показывают ему дистанцию между тобой и этим человеком. В конечном итоге, показывают ему свою нелюбовь. Или может быть лицемерная, лукавая вежливость, которая прикрывает некоторыми формулировками, некоторым умением себя вести внутреннюю холодность, равнодушие, а то и нелюбовь к тому или иному человеку.
Конечно, ни то, ни другое неприемлемо для нас как основа нашего поведения в Церкви. Но понимание того, что вежливость церковная может быть реальным опытом приобретения духа кротости и терпимости, снисхождения к немощам другого человека (и в этом смысле оказаться нам духовно полезной) — это то, что каждый из нас должен стараться понять и принять. И некоторой неотъемлемой составляющей этой вежливости является церковный этикет. Хотя слово это иностранное, но бояться его не нужно. Ведь что такое вообще этикет? Этикет — это правила поведения, обхождения, принятые в определенных социальных кругах. Скажем, может быть этикет придворный, дипломатический, воинский, общегражданский этикет. Форма поведения. Но специфика нашего, церковного этикета, связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни православного человека (вообще, всякого верующего человека): с почитанием Бога, с благочестием должен быть связан церковный этикет. И мы знаем, что в XX веке было насильственно прервано немало традиций — традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность тем или иным вековым обычаям, преданиям и установлениям. Утеряно то, что наши прадеды впитывали с детства, что становилось потом естественным: все эти правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые складывались на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Поскольку значительную часть наших прихожан составляют как раз люди не знающие и не имеющие полноты этой традиции, давайте посвятим некоторое время разговору о церковном этикете.
Начнем с простого. Итак, все мы знаем, что при обращении с духовенством необходимо иметь некоторый минимум познаний о священных санах духовных лиц. Мы знаем, что в Православной Церкви духовные лица подразделяются на три иерархические степени — это диаконат (или диаконство), который состоит из диаконов и протодиаконов, это священники (иереи, протоиереи; в монашестве это игумены, архимандриты, довольно редкий чин протопресвитера существует в белом духовенстве) и епископы (или архиереи), которые могут быть епископами, архиепископами или митрополитами. И высшая ступень — это Патриаршество. В совокупности эти ступени составляют трехчинную иерархию в Православной Церкви. И именно эти лица составляют клир и поэтому называются клириками (или, по-другому, священнослужителями). Кроме священнослужителей, у нас есть церковнослужители (иподиаконы, чтецы, певцы, свещеносцы, которые участвуют в архиерейском богослужении, но отчасти как чтецы и певцы могут принимать участие в обычном, приходском богослужении). И, соответственно, к каждой из этих ступеней духовенства принято свое обращение. Возникает еще вопрос: в какой форме, на «ты» или на «вы» следует обращаться в церковной среде. Как современному христианину, стремящемуся следовать благочестивым обычаям, обращаться к другому православному человеку и как — к духовенству? Нельзя сказать, что этот вопрос может быть решен для всех случаев однозначно. В древности, и даже в относительной уже древности, употребление формы «ты» было гораздо более распространено, чем ныне. У нас, безусловно, удержалось это обращение «ты» с тем ощущением дистанции, но и близости одновременно, по отношению к Самому Господу Богу. Ведь мы же говорим Спасителю в молитве: «Господи, милостив буди мне, грешному!», «Ты, Господи, сохраниши и соблюдеши мя!», «Господи, помилуй!». Невозможно представить, чтобы было допустимо обращение «вы» в молитве! То же самое — к Божией Матери или к святым (когда речь идет об одном святом). Соответственно, в древности обращение «ты» — к царю, обращение «ты» — к Патриарху — не было нарушением церковного этикета, а было формой вежливости. То же самое — и по отношению к священнику. Но начиная со времени Петра Великого, с XVIII столетия, когда нормы западноевропейского этикета (в том числе, светского этикета) постепенно стали все более широко распространяться в нашем обществе, вот это употребление «ты» сузилось и появились ситуации, когда, конечно же, мы должны обращаться на «вы».
Обращение на «вы» обязательно со стороны мирянина по отношению к лицам, находящимся в высшей степени священства — то есть ко всем епископам (епископам, митрополитам, архиепископам, Патриарху), как в устном, так и в письменном обращении. Как нужно говорить, если надо дополнить это обращение?
По отношению к Патриарху Всероссийскому мы употребляем титул «Его Святейшество» и, соответственно, в личном обращении говорим: «Ваше Святейшество», можно дополнить: «Ваше Святейшество, Святейший Отец!» или просто ограничиться обращением «Ваше Святейшество» и дальше продолжать излагать ту или иную мысль.
Как обратиться к архиепископу или митрополиту?
По отношению к митрополитам и архиепископам принято обращение «Ваше Высокопреосвященство», за исключением митрополита Киевского, которому усвоен титул, в силу высокого статуса Украинской Церкви — титул, свойственный самостоятельным предстоятелям Церквей — титул «Блаженство». Поэтому к митрополиту Киевскому Владимиру следует обращаться «Ваше Блаженство!», а в третьем лице о нем могут говорить: «Блаженнейший Владыка!»
По отношению к епископам корректная форма обращения: «Ваше Преосвященство!».
Итак, Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство. Это будут корректные формы обращения к архиереям.
В устной речи затем допустимо, с тем, чтобы не нагромождать всякий раз эти наименования, именование архиереев «Владыка»: «владыка Мефодий», «владыка Кирилл», «владыка Евгений…» Когда мы в третьем лице говорим об архиерее, то в устной речи допустимо несколько вариантов. Можно сказать: «Митрополит Кирилл сказал…», «Владыка Иоанафан подписал обращение…», можно сказать «Его Высокопреосвященство (когда понятно, о ком речь идет) обратился к собравшимся со словом приветствия…» И такие формы будут взаимозаменяемы и корректны. Если мы в письменной форме обращаемся к архиерею, то обычно начало письма, начало обращения следует сделать в такой форме: «Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек» от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)». И далее в письме мы излагаем: «Ваше Преосвященство, спешу доложить вам и т. д.» Такого рода обращение покажет церковную корректность и знание церковного этикета со стороны людей, которые будут так обращаться к архиерею.
Что касается обращения к священству, то по многовековой традиции, к священнику в устной речи обращаются, добавляя слово «отец»: «отец Мефодий», «отец Иоанн», «отец Димитрий…» Можно в обращении допускать славянизированный звательный падеж: «отче Димитрие» (впрочем, наверное, не в самой официальной обстановке, показывая, таким образом, свое знакомство со славянским языком). В торжественной, в официальной речи к протоиереям и архимандритам следует обращаться «Высокопреподобие!»: «Ваше Высокопреподобие!». К простым иереям и монахам обращение будет: «Ваше преподобие!» и, соответственно, скажем, в поздравлении рождественском или пасхальном мы подпишем адрес: «Его высокопреподобию, протоиерею Сергию», «Его преподобию, иеромонаху Ксенофонту». Это будет корректное написание, скажем, письма, отправленного с поздравлением.
Безусловно, в тех или иных ситуациях, при сверственных отношениях или, тем более, скажем, если священник сильно младше или давно знаком тому или иному мирянину, в близком общении допустим переход на «ты» между священником и мирянином. Скажем, дома и жена, и близкие обращаются к священнику на «ты», дети, конечно, говорят ему «папа», а не каким-то другим образом, и жена священника или диакона говорит с мужем дома на «ты», без добавления слов «отче» или «батюшка» (хотя при посторонних людях это часто режет слух, подрывает авторитет священнослужителя). И корректная, воспитанная матушка обычного обращения не перенесет и за приходским столом, и тогда, когда ее обращение к священнику и мужу могут слышать другие люди.
Это верно и в отношении других прихожан, когда им приходится обращаться к своему батюшке при посторонних или малознакомых людях.
Кстати, тут нужно отметить, что со стороны мирянина обращение «отец» к священнику, без употребления имени, звучит фамильярно: «Отец, ну-ка, скажи мне, во сколько сегодня начнется богослужение?» Это, конечно, не будет вполне корректной формой. Надо сказать так: «Отец Иоанн, скажите мне, пожалуйста, во сколько сегодня начнется исповедь перед богослужением?» Однако, в обращении священнослужителей между собой эту форму можно считать приемлемой.
Диакон, как мы знаем, является помощником священника. Ему не поручено самостоятельное совершение богослужений и обращение к нему с добавлением слова «отец» утвердилось, надо сказать, достаточно недавно. Но в нынешнем церковном этикете корректно будет обратиться к диакону с добавлением именно этого слова: «Отец диакон…» или так же, как к священнику, с добавлением имени: «Отец Павел…» Если говорят о диаконе в третьем лице, то корректнее всего так употребить: «Отец диакон сказал мне…» А если мы употребляем имя собственное, то можем так сказать: «Диакон Владимир сообщил…» или же так: «Отец Павел только что ушел по церковному послушанию».
Еще одно обстоятельство на один момент важно указать – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику. Часто можно встретиться с практикой, когда люди, вновь пришедшие в Церковь, обращаются к священнику: «Здравствуйте, добрый день!» или еще каким-то образом, в то время как уважение к сану предполагает в любом случае добавление при встрече со священником слов: «Благословите…» Можно сказать: «Добрый день, батюшка, благословите!» или «Простите, благословите…» или еще короче: «Благословите, отец Андрей!» Ну, впрочем, не будет грехом добавить время суток, например: «Доброе утро, батюшка, благословите!» или – сейчас, когда, например, пасхальное время: «Христос воскресе, отец Артемий, благословите!» Именно младший по чину приветствует словами «Христос воскресе!», а старший отвечает словами: «Воистину воскресе!» (например, священник по отношению к мирянину) и преподает ему благословение.
Безусловно, мы знаем, что в Православной Церкви у нас не принято обращение, которое можно сейчас услышать от людей, редко бывающих в церкви, но много смотрящих испано-португальские сериалы, а именно: «святой отец». Когда не знающий имени священника человек, подходит к нему с вопросом: «Святой отец, как у вас тут покреститься можно?» И сразу понятно, что человек этот хорошо знаком с программой телевидения. Такое обращение у нас не принято. Святыми отцами в Православной Церкви безусловно мы называем прославленных подвижников благочестия и это словосочетание применяем к тем, кто уже канонизирован. Мы говорим, например: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…» Но никак не по отношению к конкретному священнику!
Если встреча наша с клириком происходит в храме или вне храма, но когда ничто тому не препятствует, то, конечно же, со словами приветствия уместно будет подойти к батюшке и взять благословение. При этом это не зависит от того, в рясе он находится или, путешествуя по городу, по жизненным обстоятельствам, делает это в светской одежде. Если вам известен священник (вы несомненно знаете, что это клирик Русской Православной Церкви), то, конечно же, не в рясе находится сила священнического обращения. Если священник идет в пиджаке или в рубашке, то и так можно подойти и взять у него благословение, ничуть не меньше оно от этого будет.
По традиции, принимающий благословение сам приемлет в свои руки благословившую его десницу священника, подносит ее к губам и, слегка приклонив голову, благоговейно лобызает. И это тоже принято делать. Другое дело, что священник, упреждая нерешительность мирянина, иногда может поднести свою руку к его губам, но это корректно делать, если мирянин священнику уже знаком, а не является человеком недавно воцерковившимся. Если вас священник не знает, корректно будет потом представиться: «Отец Матфей, благословите, раб Божий Михаил…» или еще как-то себя представить. Или, например, так: «У меня к вам срочное поручение от отца благочинного…» (тут уж вас священник точно выслушает внимательно), и излагайте свое дело. Получив это благословение, тут же можете приступать к своему делу.
Если беседа со священником происходит по телефону (что в нынешней жизни нередко случается), то и в таком случае неправильно было бы говорить: «Здравствуйте!», но можно построить беседу так. Поскольку мы не всегда уверены, кто нам отвечает по телефону, бывает номера неверно соединяются, то можно так обратиться: «Алло, это отец Тимофей?» И, после того, как получили подтверждение, сказать: «Отче, благословите!» Иначе, например, при сбое линии, можно самому попасть впросак, да и нежданного собеседника поставить не в самое ловкое положение (он не будет знать, как себя вести). А затем кратко, лаконично вы сообщаете цель вашего звонка, благодарите в конце разговора. Можно при прощании взять благословение снова, а можно употребить старую формулу, которая тоже применяется: «Простите и благословите!» и затем откланяться.
Кстати, нужно указать на распространенную ошибку людей малоцерковных: это накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя: креститься на священника! Этого делать не следует. До акта церковной канонизации креститься на него никак нельзя!