Как знакомить детей со звуками
Логопедическое занятие в старшей группе «Знакомство со звуками»
Юлия Черкашина
Логопедическое занятие в старшей группе «Знакомство со звуками»
Цели:
коррекционно-обучающие: учить детей слушать, узнавать и произносить разные звуки, знакомить детей с терминами: «гласные и согласные звуки», «речевой звук»;
коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику;
воспитательные: воспитывать доброжелательность, фактор взаимопомощи.
Оборудование: ширма, колокольчик, бумага, ножницы, карандаш, индивидуальные тетради, карандаши, «Звуковички», магнитофон, запись звуков природы, города, моря, звуков птиц и животных.
Ход работы.
Дети входят в кабинет. В это время включена запись звуков природы: пение птиц, шум леса.
Далее логопед включает запись звуков городских улиц: шум машин, сигналы и т. д.
Затем включается запись звуков морского прибоя.
Логопед обсуждают с детьми услышанные звуки.
Игра «Молчанка».
— Что же вы услышали? (Дети прислушиваются к окружающим звукам.)
Ответы детей. (Что они услышали за окном, в помещении и т. д.)
Игра «Звуки за ширмой».
Отгадать, какой звук доносится из-за ширмы.
— Молодцы! Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки, правда?
— Послушайте стихотворение, которое называется «Разные звуки»
Где-то собаки рычали:
В стойле коровы мычали:
В комнате мухи жужжали:
Мимо машины бежали:
Гудели от ветра все провода:
Капала в кухне из крана вода:
Перекликались в ночи поезда:
Листья на ветру шумели:
Змеи в лесу шипели:
Непоседа-мячик днём и ночью успокоится не хочет:
— Ребята, скажите, как перекликались поезда? (Ууу)
Физкультминутка «Ворона»
Логопед включает запись со звуками, которые можно услышать на улице. Время от времени среди этих звуков слышно карканье вороны.
Дети движутся под звуки, но, как только слышат ворону, замирают.
«Гласные и согласные звуки»
— Одни звуки речи мы произносим свободно (а, о, у, и, ы). Эти звуки состоят из одного голоса, любят петь, поэтому называются гласными звуками. Эти звуки обозначаются красным цветом. (Показ Звуковичка).
— При произнесении других звуков (п, т, к, с, р) во рту встречается преграда для воздуха: губы, зубы или язык. Это согласные звуки. Они не любят петь, но за то любят пыхтеть, свистеть, рычать, мычать, шипеть). Эти звуки обозначаются синим и зелёным цветом.
Игра «Раскрась Звуковичков».
Раскрасить три Звуковичка красным, синим и зелёным цветом.
Игра «Подними Звуковичка».
Логопед даёт детям инструкцию:
3. Подведение итогов.
Конспект открытого занятия в рамках родительского собрания «Дифференциация звуков [В]-[В’]» Отдел образования Московского района г. Казани конспект занятия в рамках родительского собрания «Дифференциация звуков В и ВЬ».
НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.
Звуковой анализ слов для дошкольников
Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.
Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.
Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.
Знакомство со звуковым анализом слова
Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.
Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.
При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.
Обучение звуковому анализу слова предполагает:
В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.
Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова
В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.
Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.
Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).
Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.
Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.
Важно уделять внимание следующих моментам:
Конспект занятия «Знакомство со звуками, словом»
Наталья Сертакова
Конспект занятия «Знакомство со звуками, словом»
• познакомить детей со звучащим словом;
• формировать представление о том, что речь состоит из слов, а слова – из звуков;
• дать представление о многообразии слов;
• учить интонационному выделению звука в словах.
Чтение сказки «Сказка о живых звуках» Т. В. Александрова
Игра «Озвучь букву для гласного»
Игра «Звукоедик»:
Игра «Подарки друзьям»
Игра «Найди свой домик»
Ход НОД
Работа у экологического панно.
Воспитатель знакомит детей с медвежонком, который живет в большом лесу.
В о с п и т а т е л ь. Сегодня нам в гости пришел медведь Мишка. Какое хорошее имя – Мишка. Какими словами еще можно назвать медведя? (Медвежонок, Миша, топтыгин, топтыжка.) А еще можно назвать и другими словами: Михаил Топтыгин, Михайло Иванович, Медведюшка-батюшка.
Расскажите, наш медведь какой? (Косолапый, мохнатый, бурый, черноглазый) А теперь подберите слова про то, что Мишка может делать. (Ходить, лежать, лазить, сосать лапу, рычать) Вот как много слов мы назвали! Все они обозначают одно, а звучатпо-разному.
Дидактическая игра «Что звучит вокруг нас».
В о с п и т а т е л ь. Послушайте, как я произнесу слово «МММИИИШШШККККААА». Слышите, как звучит это слово?
Повторяет вместе с детьми, выделяя звуки.
В о с п и т а т е л ь. Каждое слово состоит из звуков, поэтому мы говорим, что слово звучит, и мы его слышим. Звуки бывают разными, поэтому и слова разные.
ЗЗЗонт – какой звук звенит в этом слове? (Звук [з].)
ЖЖЖук – какой звук жужжит в этом слове? (Звук [ж].)
РРРак – а в этом слове, что делает звук [р]? (Рычит.)
ШШШина – что делает звук [ш] в этом слове? (Шипит.)
Работа с коромыслами. /подвешены к потолку/
В о с п и т а т е л ь. Вокруг нас спряталось много слов. Когда их находят, они начинают звучать. Дети проговаривают слова. Посмотрите на наши коромысла, может быть, там вы найдете какие-нибудь слова. Я, например, нашла слово «игрушка». А какие слова вы нашли и как они звучат у вас (Ответы детей.)
Вот как много слов вы отыскали! А теперь послушайте стихи Михаила Пляцковского про слова.
Какие бывают слова?
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех.
Физкультминутка с офтальмотренажером «Веселые человечки»./На большом листе ватмана нарисованы гномики, которые бегут по восьмерке с разной скоростью и разными движениями. Дети повторяют движения за ними/.
Дидактическая игра «Зоопарк». Воспитатель просит детей назвать птиц, рыб, животных, которые живут в зоопарке. Дети называют. Взрослый каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово»:«Оля сказала слово “лиса”. Саша сказал слово «жираф”».
Дидактическая игра «Подскажи словечко».Детям нужно определить первый звук в каждом слове, которое они подскажут.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался (зайка). /А. Барто/
Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе (живот)./С. Маршак/
Для птенцов и для зверят
Тоже нужен детский (сад)./Н. Полякова/
Работа за конторками.
Предложить детям закрасить те, нарисованные на листепредметы, которые они назовут в конце каждого стихотворения.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему (штанишки)./А. Барто/
Серый волк в густом лесу,
Встретил рыжую (лису). /Крылов/
Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал (щенок)./А. Барто/
Итог. Слова могут звучать, они слышатся по-разному.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка Конспект занятия на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка» Подготовила учитель-логопед.
Игра «Ассоциации со словом «парашют» Авторская игра «Ассоциации со словом парашют» За период работы с осени 2016 года по сей день мы с детьми так увлеклись нестандартным оборудованием.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Ознакомление со звуками [в], [в’] и буквой Вв» Конспект непосредственно образовательной деятельности Примерная основная общеобразовательная программа: «Детство-пресс «Возрастная группа:.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Ознакомление с буквой Лл и звуками [л] и [ль]» Ознакомление с буквой Лл и звуками [л] и [л,]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений.
НОД по обучению грамоте. Знакомство со звуками [б] и [б’], буквой Б. Задачи: развивать зрительное, фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику,.
Технологическая карта работы со словом-доминантой «Литературный герой» Технологическая карта работы со словом-доминантой «Литературный герой» Этап Цель Дидактическое содержание Методические приемы 1 Этап.
Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуками [Н]-[Н’], буквой Н» НОД по знакомству с буквой Н и звуками [Н], [Н’] Воспитатель: Мазаева Светлана Васильевна. Вид нод: обучение грамоте. Тема: Знакомство со.
Занятия со звуками и буквами. Буква А. ЗВУК И БУКВА «А» Цели: учить выделять гласный звук [а] в начале, конце и середине слова; познакомить с буквой «А, а»; развивать фонематический.
Занятия со звуками и буквами. Буква У. Цели: учить выделять новый звук; познакомить с буквой «У, у»; развивать фонематический слух. О б о р у д о в а н и е: таблица по обучению.
Занятия со звуками и буквами. Буква В. БУКВА В Цели: познакомить детей с буквой В; способствовать запоминанию конфигурации буквы путем воспроизведения ее в рисунке, лепке или.
Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Занятие по литературному чтению в 1 классе «Буква «Ь» как показатель мягкости согласных звуков» Урок № 36 Литературное чтение 15.12 1 класс Красна птица опереньем, а человек уменьем Тема: Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. Буква ь. Цель: создание условий для знакомства с буквой «Ь», развития речи учащихся.
Конспект логопедического занятия «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б» Тема. Звуки Б, Бь. Буква Б. Цель. Познакомить со звуками Б, Бь, буквой Б. Ход занятия 1. Организационный момент Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуками З-ЗЬ 2. Артикуляционная гимнастика 3. Сообщение темы. Отгадывание загадок Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку: У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. (Кошка) Появляется кошка : Здравствуйте, ребята. Давайте.
НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой «Т» и звуками [Т] и [Т]» НОД подготовка к обучению грамоте. Тема: Буква Т и звуки «Т»«Т,» Цель: создать условия для формирования представления о букве Т и звуках [т] и [т’]. Задачи: Обучающие: закрепить изученные буквы и звуки; формировать представление о букве Т и звуках [т] и [т’]; формировать умение.
Статья «Конспект занятия по обучению грамоте «Буква И» в подготовительной к. » Конспект открытого занятия по обучению грамоте, чтению в подготовительной к школе группе «Землянички». Цель: Обучение грамоте; формирование навыка чтения. Задачи: Образовательные: Учить детей давать развёрнутые, полные ответы на поставленные вопросы. Продолжать учить; детей.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквами Е, е» Программное содержание: •продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; •познакомить с буквами е, Е и правилами написания е после мягких со¬гласных звуков; • учить составлять предложения.
Как обучают детей звуковому анализу слов
Алия Кдралиева
Как обучают детей звуковому анализу слов
«Как обучают детей звуковому анализу слов»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети-ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК,а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный. «
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза.Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучениюграмоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
— Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
— Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
«Как много в мире прекрасных слов!» Оформление кабинета начальных классов Мне посчастливилось дружить с замечательным человеком Галиной Ивановной Мацкевич, автором всех текстов в оформлении кабинета. Она педагог.
Консультация для родителей «Как уберечь малыша от плохих слов?» Бывает, к сожалению, что встреча с жизнью даёт не только добрые примеры, но и такие, от которых хотелось бы уберечь наших детей. Но изолировать.
Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.
Конспект НОД по анализу литературного произведения Николая Носова «Огурцы» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по анализу литературного произведения Николая Носова «Огурцы» для детей подготовительной к школе группы.
Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.
Консультация для родителей «Фонетический и слоговой анализ слов как основа подготовки ребёнка к усвоению структуры языка» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу «Почтовые ящики» Дидактическая игра «Почтовые ящики» проводится на логопедических занятиях. Использование данной игры способствует решению следующих задач:.
Памятка для воспитателей по анализу организованной образовательной деятельности (ООД) с дошкольниками ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ по анализу организованной образовательной деятельности (ООД) Отличительные особенности ООД в соответствие с требованиями.
Проект «ИКТ помогают, обучают, развивают» Методическая разработка старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №117 «Улыбка» Сквор-цовой Ольги Владимировны Проект «ИКТ развивают, обучают,.
Сценарий развлечения «В стране вежливых слов» для детей 5–7 лет «В стране вежливых слов» Цель: создание радостной, праздничной атмосферы. Задачи: формировать коммуникативные навыки и элементарные представления.