Как зовут брата санта клауса
Крампус — дьявольская противоположность Санта-Клауса
О Санта-Клаусе и его русском аналоге — Деде Морозе, знает каждый. Новогодние праздники просто немыслимы без атмосферы волшебства, символом которого и выступает бородатый дедушка с мешком подарков. Он путешествует по городам на санях, запряженных оленями, и дарит всем подарки (по крайней мере — если вы себя хорошо вели), а иногда исполняет желания.
Как известно, любая сказка уходит корнями в далекое прошлое — и Санта-Клаус не исключение. И помимо «стороны света» в этой легенде есть и антипод Клауса — злобный Крампус.
Крампус пришел из немецкого и альпийского фольклора 11-14 веков. Его имя происходит от старого немецкого слова «krampen», то есть «коготь». Крампус — полная противоположность Санты. В преддверии Рождества (а еще раньше — во время Йоля) он воровал детей, которые плохо себя вели, а также искушал женщин. Настоящий новогодний бес, который и выглядит соответствующе: длинные рога и копыта, темная косматая шерсть, жуткий заостренный язык и цепь с большим колокольчиком.
В зависимости от страны версии о происхождении и деятельности Крампуса меняются: где-то считается, что он уносил детей в свой замок на скале, где сбрасывал их в море. По иным версиям он занимался людоедством или, напротив, всего лишь запугивал детей и женщин. Крампус также мог оставлять семьям розги, которые следовало хранить в знак напоминания о его визите. Австрийские дети в канун Рождества оставляли на окне свои ботинки: хорошие детишки получали подарки от Санты, а непослушные — от Крампуса.
Некоторые исследователи фольклора полагают, что Крампус — одна из ипостасей Рогатого Бога, которому поклонялись кельтские и германские народы.
Примечательно, что происхождение Крампуса неразрывно связано с Сантой. По одним легендам они были братьями, по другим — лучшими друзьями. А кто-то считает, что они и вовсе прекрасно ладили между собой, примерно как ангел Азирафаэль и демон Кроули из «Благих знамений» Терри Пратчетта.
Изначально Крампус считался полноценным помощником Санты. Если второй в странах Центральной и Восточной Европы считался Святым Николаем, то его сопровождающего именовали Кнехт Рупрехт. По одной из версий он даже был подкидышем, которого Санта воспитывал с детства. Но потом эти персонажи стали существовать как будто по отдельности.
В таких странах, как Австрия, Германия, Чехия, Венгрия издавна приняты обряды в честь Крампуса. Праздники проходят с 5 по 6 декабря: мужчины наряжаются в уродливые костюмы и разгуливают по улицам, издавая максимум шума — все для того, чтобы напугать как можно больше людей. В некотором смысле это более мрачный вариант «Хэллоуина». Во многих странах церковь негативно относилась к подобного рода обрядам, а в 20-ом веке власти Австрии и вовсе наложили на праздник жесткий запрет (который касался даже изображений и упоминаний о демонической сущности), но затем массовая культура начала брать свое, а с недавних пор Крампус начали праздновать в Италии и США.
Яркий и пугающий образ Крампуса нашел отражение и в современной культуре. Персонаж появлялся в сериалах «Гримм», «Зов крови», в фильмах «Рождественские страшилки» и, собственно, «Крампус». Писатель и художник Джеральд Бром, мастер мифологических интерпретаций, и вовсе посвятил противостоянию Санта-Клауса и Крампуса целую книгу.
Но еще более ярко образ Крампуса, а вместе с ним и молодого Санты, раскрыл сценарист Грант Моррисон в комиксе «Клаус». Главный герой еще далек от образа добренького старичка, с мешком подарков. Вместо этого он предстает молодым охотником, который бросает вызов власти тирана, за которым и стоит Крампус, который заставляет вспомнить, что порой Рождество бывает по-настоящему пугающим.
Хотя история посвящена Санте, Крампус в ней играет значительную роль — темного и таинственного противника, который решил оставить целый город без всякого намека на праздник Йоль. Вместе с художником Дэном Мора сценаристу удалось создать впечатляющую и чувственную историю, сотканную из реальных мифов и богатой фантазии автора. В «Клаусе» мрачное средневековье сочетается с элементами волшебной сказки, которая вполне может приобщиться к классике легенд о Санта-Клаусе.
Погрузившись в мрачную старину, где сплелись мифы и магия, «Клаус» рассказывает историю о прошлом Санты. О том, как один человек со своим верным волком бросил вызов тоталитарному государству и стоящему за ним древнему злу.
Что же делает Санта в оставшиеся 364 дня в году?
Братья Деда Мороза. Образы, созданные легендами
Однажды, на Всемирный конгресс Санта Клаусов собрались новогодние и рождественские волшебники из разных стран. Среди них оказался один самый настоящий Санта Клаус. Житель города Мэрисвиль, работал Сантой 20 лет и каждый раз страдал, называя себя чужим именем, вводя в заблуждение ребятишек. В итоге он сменил имя и фамилию и теперь он Санта Клаус по паспорту.
Многим современным «Дедам Морозам» и «Санта Клаусам» из разных стран пришлось расстаться со скитальческим образом жизни и открыть штаб-квартиры, официальные сайты, обзавестись пресс-секретарями и специальными почтовыми департаментами для обработки писем. Например, официальная резиденция Деда Мороза — Великий Устюг, американский Санта Клаус обосновался в собственном городке North Pole, недалеко от Нью-Йорка, финский Йоулупукки поселился в пещере на горе Корватунтури, формой напоминающей заячьи ушки и считается, что именно благодаря таким ушкам Йоулупукки может слышать мечты и желания всех детей.
У каждого новогоднего волшебника есть своя история, свой традиционный костюм, по которому его узнают, свой транспорт для перемещения и помощник, пакующий подарки.
Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз. Каждый народ называл его по-своему: Йолупукки (финны), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы) и т.д.
Знакомьтесь, братья Деда Мороза! Кто же они?
Россия: Дед Мороз
Живет в Великом устюге.
Одет в красный, иногда синий, бордовый тулуп, расшитый узорами, отороченный мехом, в круглую боярскую шапку с меховым отворотом, валенки, рукавицы.
Перемещается пешком с посохом в руках, на тройке белых лошадей с бубенцами, на лыжах, в собачьей упряжке в сопровождении внучки Снегурочки.
Свои подарки для детишек прячет под новогодней елью.
США, Канада, Австралия и др.: Санта Клаус
Одет в красную куртку, перехваченную поясом и панталоны, красный колпак с белым помпоном и сапоги.
Австралийский Санта Клаус в силу климатических условий приходит в купальном костюме-комбинезоне, но в шапочке с мехом
Перемещается на оленьей упряжке (оленя зовут Альфред) в сопровождении эльфов и оленей.
Подарки для детишек прячет в носок или чулок, подвешенный у камина.
Италия: Баббо Натале (Babbo Natale) и фея Бефана (Befana)
«Рождественский дед» приходит к ребятишкам в канун Рождества и внешне похож на Санта Клауса. По легенде, которой верят дети, Бабо Натале летает на санях, оставляет их на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него ребятишки оставляют немного молока и сладостей «для подкрепления».
Финляндия: Йоулупукки
Сейчас Йоулупукки («Рождественский дед» или «Лесной человек») выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке. Но ещё в XIX веке его изображали в козлиной шкуре, перемещается с посохом в упряжке оленя или козла в сопровождении эльфов и гномов.
Свои подарки оставляет в детских комнатах.
Йоулупукки дарит подарки в ночь на католическое Рождество, с 24-го на 25-ое декабря.
Его помощники, гномы, помогают ему разбирать письма от детей, собирают подарки в мешки, которые Йоулупукки повезет на Рождество.
Англия: Отец Рождество, Батюшка Рождество (Father Christmas)
Современный Отец Рождество очень похож на Деда Мороза, носит красную шубу с белой опушкой. В викторианские времена он носил ярко-зеленый костюм. Этот персонаж символизировал дух хорошего настроения на Рождество, но его образ не был связан с раздачей подарков детям.
В канун праздника маленькие англичане пишут ему письма, в которых сознаются во всех совершенных за год «грехах», затем рассказывают о своих достижениях, и пишут длинный список подарков в надежде получить хотя бы один. Свои письма дети бросают в горящий камин, именно дым сожженного письма является проводником, с помощью которого Отец Рождество получает письма.
Свои подарки Отец Рождество прячет в носки, чулки и башмаки.
А какой брат «Деда Мороза» придет к Вашим ребятишкам? И все ли ребятишки написали письма с заветным желанием?
Всем предновогоднего настроения, веселых праздников и исполнения желаний! Будьте счастливы!
Как Святой Николай Санта Клаусом стал (7 фото)
Звали его св. Николай, родился он в византийском городе Патаре (провинция Ликия), на территории нынешней Турции, во второй половине III века. С детства он был немного не похож на тех детей, которые весь день с громкими криками играли на улицах. Этот мальчик помогал любому, кто попал в трудное положение. Св. Николай постоянно совершал добрые дела. И от этого другие люди тоже становились добрее, старались помочь знакомым и незнакомым. О взрослом святом Николае рассказывают множество историй. Он спас трёх дочерей обнищавшего старика от бесчестья. Трижды тёмной ночью он подкидывал в окно старика кошельки с золотыми монетами, и старик сумел всех трёх дочерей выдать замуж с приданым за достойных людей. Во время плавания он спас от шторма погибающий корабль, обратившись с молитвой к Господу, и тем успокоив море. В городе Мира (теперь он называется Демре), центре провинции Ликия, его выбрали епископом. Он был ещё молод, но стал управлять многими церквами. В городе и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил св. Николай.
Архиепископ Николай всю свою жизнь помогал людям и спасал их. Среди спасённых им были несправедливо осуждённые на казнь простые люди, оклеветанные и брошенные в тюрьму византийские военачальники и мн. другие. Окончил свой земной путь св. Николай примерно в 342-351 гг., 6 декабря (по старому стилю) и был погребен в храме, в котором служил.
Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова «innocentes» (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено «pueri» (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.
Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, «выкрали» из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют «Никола–вешний».
На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым «демократичным» святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: «Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах».
Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.
Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.
Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых «католических» странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо «Отца Рождества», либо «Рождественского деда», либо «Звездочета»! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.
Санта-Клаус и другие новогодние персонажи в мире
Самым загадочным и любимым персонажем детей и взрослых всего мира является зимний волшебник — Дед Мороз. Он приходит перед Новым годом, чтобы поздравить всех с праздниками и подарить подарки. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному.
Американского Деда Мороза зовут Санта-Клаус. Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта — «святой», Клаус — «Николай»), известный своей благотворительностью — помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей.
Образ Санта-Клауса придумал в 1822 году преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур, который под рождество прочел детям стихотворную сказку, главную роль в ней играл Санта Клаус. В этом небольшом стихотворении Санта-Клаус появляется в ночь перед Рождеством и спускается с огромным мешком за плечами по каминной трубе в дом, чтобы раздать подарки ребятишкам.
Изображен он был в виде веселого жизнерадостного старичка-эльфа с круглым тугим брюшком и с трубкой.
В 1862 году карикатурист Томас Наст нарисовал первый образ Санта-Клауса. Более 20 лет он рисовал его для обложки популярного журнала Harper’s Weekly. Художник поселил Клауса на Северном полюсе. Обложки пользовались невероятной популярностью. У Санты Томаса Наста оказался один недостаток — он был черно-белым.
Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 году американский издатель Луис Пранг, напечатав рождественские поздравительные открытки в технике цветной литографии.
Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит Хэддону Сандблому — американскому художнику, который нарисовал в 1931 году серию рисунков для рекламы кока-колы. Так появился образ Санта-Клауса — старика с седыми волосами, опрятной бородой и усами в красной куртке, штанах и шапке-колпаке. Темный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина.
Санта Клаус также популярен в Канаде и Австралии, где из-за жары он одет в рубашку и шорты.
В Финляндии к местным детям под Новый год наведывается Йоулупукки. Это смешное имя переводится на русский как «Рождественский козел». Дело в том, что деревенские жители, которые в ночь Рождества разносили по домам подарки, надевали козлиные шубы.
Йоулупукки — это крупный мужчина с длинными седыми волосами, бородой и усами. Носит он красную высокую конусообразную шапку, такого же цвета куртку и штаны. Дополняют все это темный кожаный пояс и очки. Гномы, помощники Йоулупукки, носят островерхие шапочки и накидки, отороченные белым мехом.
Современный образ Йоулупукки взят с американского Санта-Клауса, и теперь его нередко изображают как крупного мужчину в самом расцвете сил, в красной жилетке поверх белой рубахи, в красном колпаке с кисточкой и модных кожаных сапогах.
Йоулупукки живет внутри сопки Корватунтури, в пещерах Кайкулуолат в Лапландии. У него большие и чуткие уши, поэтому он точно знает, кто из детишек хорошо себя вел, кто плохо, и кто какой подарок хочет получить. А в рождественскую ночь он приходит к детям, пока они спят, и одаряет подарками, которые спрятаны у него в колпаке. Непослушным детям он приносит розги.
В Германии два зимних волшебника. Один из них — Санта-Николаус, который вместе со своим помощником Рупрехтом приносит подарки 6 декабря, в день святого Николая.
В рождественскую ночь к немецким ребятам приходит Вайнахтсман. Он наряжен в красную шубу, опоясанный цепью, в руках у него розги для наказания озорных детишек и котомка с подарками для тех, кто в прошедшем году был послушным. У него есть помощница — Кристкинд, одетая во все белое, с вуалью на лице. Она угощает детей сладостями, те, в свою очередь, поют ей песни и рассказывают стихи. Приезжают они в гости к детишкам на ослике. В свои башмаки дети кладут сено, угощение для ослика, а для Вайнахтсмана и Кристкинд ставят блюдо со сладостями.
Новогодний Дед Мороз у французов носит имя Пер Ноэль, которое дословно переводится как Отец Рождество. Пер Ноэль приходит к детям не один, а вместе с Шаландом — бородатым стариком в меховой шапке и теплом дорожном плаще. У Шаланда есть еще и второе имя — Пер Фуэтар. Пер Ноэль одаривает «хороших» детей, а для непослушных и ленивых в корзине Шаланда спрятаны розги. Чтобы задобрить Шаланда, дети поют: «К нам пришел Шаланд в остроконечной шапке, с соломенной бородой. Теперь у нас вдоволь орехов и вкусных булочек до самого Нового года!». Пер Ноэль, приехав к дому на ослике, которого зовут Омела, в деревянных башмаках и с корзиной подарков, проникает через дымоход в дом, раскладывая подарки в обувь, оставленную перед камином. Дети кладут в свои ботинки морковку и сено для ослика, и оставляют у камина стакан вина для Пэр Ноэля. Пер Ноэль одет в длинную красную мантию, отороченную белым мехом, на голове — санта-клаусовский колпак.
В Италии зимние праздники начинаются со дня святой Лючии (13 декабря) — праздника света. Затем следует пришествие Баббо Натале — местного Деда Мороза (24 декабря), который оставляет свои сани на крыше, проникая в дом через трубу. Традиционно принято оставлять для него молоко и сладости. Заканчиваются праздники появлением Бефаны — маленькой старушки-ведьмы. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола или уголек. Итальянцы очень любят эту смешную ведьму с большими выступающими вперед зубами, крючковатым носом, одетую в остроконечную шляпу, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки. Бефана носит на спине мешочек с шоколадом и угольками и передвигается с крыши на крышу пешком, на метле или на лошади.
В Чехии и Словакии два новогодних персонажа — Микулаш и Ежишек. Микулаш приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне похож на российского Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом.
Только подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертенок. Послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью, а озорников — картофелиной или куском угля.
Ежишек — самый скромный новогодний персонаж в мире. Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел. Видимо, именно по этой причине о внешности этого добряка ничего не известно.
В Японии в роли Деда Мороза долгие века выступала основная фигура новогоднего праздника — бог Хотей ошо — один из семи богов счастья. Но с недавнего времени в стране появились два других рождественско-новогодних персонажа, которые даже соперничают между собой. Сегацу-сан в преддверии новогодних праздников ходит по домам целую неделю, которую японцы называют «золотой». Одет он в небесно-голубое кимоно. Подарки он не дарит (их готовят и вручают детям их родители), а только поздравляет всех с наступающим Новым годом. Сегацу-сана называют «Господин Новый год». А вот его «младший» брат Одзи-сан представляет собой «кальку» американского Санта Клауса. Одет он в традиционный красный тулуп, привозит подарки по морю, развозит их на оленях и раздаривает всем детям.
В Китае, где наступление Нового года не совпадает с общемировым и отмечается по лунному календарю, существует несколько трактовок имени и образа зимнего волшебника, приносящего подарки. Он может откликаться на имена Шань Дань Лаожен, Дун Че Лао Рен или Шо Хин, хотя и на этом список не заканчивается.
Шань Дань Лаожен, как и его «коллеги», ходит в одеждах красного цвета. В Китае считается, что красный цвет отпугивает злых духов. Путешествует он на ослике. Кроме того, китайцы уверены, что их новогодний представитель в обязательном порядке изучал философию Конфуция и в случае необходимости способен продемонстрировать навыки ушу и айкидо. Шань Дань Лаожен дарит людям лайси — обязательные конверты с некоторой суммой на счастье, которая станет основой процветания в наступающем году.
Монгольского коллегу Деда Мороза зовут Увлин Увгун.
Увлин Увгун — великолепный скотовод, а потому на праздник он приходит в традиционной монгольской одежде скотовода: в мохнатой шубе и большой лисьей шапке. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках — длинный кнут. Помогают ему Зазан Охин (девочка Снег) и Шина Жила (мальчик Новый год).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников