Как зовут маму жени лукашина
Ирония судьбы, или С лёгким паром
Персонажи
Поиск персонажей
Подруга и коллега Нади Шевелёвой.
Невеста Жени Лукашина.
Хирург Женя Лукашин со своими друзьями 31 декабря пошёл в баню. Однако там они изрядно перебрали алкоголя. Одному из друзей Жени — Паше — нужно было уезжать в Ленинград, но вместо него по ошибке на самолёт посадили Женю. В итоге Женя оказался в Ленинграде.
Жених Нади Шевелёвой.
Жених Нади. Работает высокопоставленным менеджером компании «Билайн» и везде носит с собой гарнитуру, по которой постоянно разговаривает с коллегами, даже во время общения с другими людьми.
Сын Евгения Лукашина и Гали. Врач.
В пьесе, по которой снят фильм, указано имя и отчество мамы Нади — Ольга Николаевна, — а в самом фильме — нет.
Мама Жени Лукашина.
Друг Жени Лукашина.
Дочь Надежды Шевелёвой и Ипполита.
Учительница русского языка и литературы.
Близкий друг Жени Лукашина. Ему нужно было уезжать в Ленинград, но вместо него по ошибке на самолёт посадили Женю.
Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Владимир Нахабцев (главный), В. Алисов, С. Арманд, Б. Кочеров
Содержание
История
Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром!, или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма). Пьеса написана в 1969 году и к моменту постановки фильма с успехом шла в нескольких театрах по всему Советскому Союзу. Пьеса имеет одинаковый с фильмом сюжет.
С «Иронии судьбы» в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьёзное, которые приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии (предшественник этого периода, по мнению режиссера, — «Берегись автомобиля»).
Со временем фильм стал частью традиции проведения новогоднего вечера в бывшем Советском Союзе — этот фильм обязательно показывается в новогодние дни по одному из центральных телеканалов, а часто и по локальным телеканалам. Просмотр фильма стал одним из атрибутов Нового года.
Сюжет
Фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки про создание типовых архитектурных проектов и повсеместное распространение совершенно одинаковых домов, формирующих типовые, совершенно одинаковые микрорайоны в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков). После титров идею заставки подхватывают ироничные размышления Павлика, который проезжает в автобусе через районы типовых московских новостроек, направляясь в гости к своему другу Жене, чтобы пригласить его в баню.
В это время главный герой, москвич Евгений Михайлович Лукашин (Женя), 36 лет, врач по профессии, готовится встретить Новый год наедине со своей невестой Галей в новой квартире по адресу 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, куда Женя с мамой переехали накануне. По Галиной инициативе и под некоторым её давлением Женя, закоренелый холостяк, готовится сделать ей в новогоднюю ночь предложение. При этом, оправдываясь за свою нерешительность в течение предшествующего двухлетнего знакомства, он рассказывает Гале о том, что некогда уже собирался жениться, но сбежал от невесты в Ленинград.
Перед встречей Нового года Женя, по сложившейся традиции, отправляется с тремя друзьями (Павлик, Сашка и Мишка) в баню. В бане друзья изрядно выпили, в том числе по поводу предстоящей Жениной свадьбы. Перед тем как разойтись, друзья отправляются в аэропорт, откуда один из них, Павлик, должен лететь в Ленинград, однако, когда приходит время посадки в самолёт, захмелевшие Сашка и Мишка по ошибке отправляют на посадку вместо Павлика полусонного Женю.
Проснувшись уже в Пулковском аэропорту и не заметив разницы, пьяный Женя берёт такси и называет таксисту свой московский адрес. Оказывается, по этому адресу в Ленинграде расположен точно такой же типовой дом, как в Москве, поэтому ничего не подозревающий Женя поднимается в квартиру, которую считает своей, и открывает типовой замок своим ключом от московской квартиры.
Войдя в квартиру, Лукашин не заметил ничего необычного: здесь стоит точно такой же мебельный гарнитур, как у него дома, и царит такой же беспорядок новоселья. Обессилевший от долгого дня и алкоголя Женя засыпает.
Спустя некоторое время в квартиру возвращается живущая здесь Надежда Васильевна Шевелёва (Надя), 34-летняя учительница русского языка и литературы. Она готовится встретить Новый год со своим женихом Ипполитом, который тоже должен скоро прийти. Войдя в собственную квартиру, Надя с ужасом обнаруживает спящего незнакомца. Надя пытается его разбудить и как можно скорее выставить, пока не пришёл Ипполит.
Лукашин сопротивляется: с его точки зрения, посторонняя женщина ворвалась в его квартиру и по неизвестной причине гонит его прочь. В результате суматошного объяснения и взаимного предъявления паспортов выясняется: Галя ждёт Женю в Москве, а он находится в Ленинграде, куда в прошлом уже сбежал от предыдущей невесты. Пришедший Ипполит устраивает сцену ревности, Женя второпях одевается и уходит. Однако он обнаруживает, что денег на билет до Москвы у него нет, поэтому возвращается к Наде и Ипполиту, чтобы попросить взаймы. Надя соглашается помочь ему, что вызывает новую вспышку ревности у Ипполита, который в гневе уходит. Женя пытается догнать Ипполита и убедить его не злиться, однако тот быстро уезжает на своём автомобиле. Женя возвращается в квартиру, извиняясь за свою неловкость и нерасторопность. Надя позволяет Жене остаться, чтобы он мог дозвониться до Гали и объяснить происходящее.
Вынужденно находясь в одной квартире, герои постепенно начинают проникаться друг к другу симпатией…
Новеллизация
Почему «мама Жени Лукашина» из «Иронии судьбы» осталась одна
На театральных подмостках
С 1924-го года Любовь выступала в Русском драматическом театре. С первого же спектакля она полюбилась зрителям. Восхищение вызывали ее дар перевоплощаться, выразительный грудной голос, яркий темперамент. За короткий срок Добржанская превратилась в одну из самых известных актрис в Киеве. За десять лет ей удалось сыграть больше, чем сто ролей.
В 1934 году она приняла приглашение переехать в Москву для работы в театре Советской Армии. Так в ее карьере произошел новый виток. На спектаклях с ее участием неизменно наблюдались аншлаги, и Добржанскую называли великой актрисой.
После съемок в ленте «Берегись автомобиля» (1966) Добржанская, что называется, проснулась знаменитой. Это «мама Юрия Деточкина», которую сразу же полюбили. Актрису стали узнавать на улице.
Далее были и другие роли в кино, так же второстепенные, но уже не имевшие большого резонанса.
Четыре брака и одиночество
Вторым мужем Любови был режиссер Владимир Нелли-Влад, который был заслуженным деятелем искусств Украины. Его она быстро разлюбила и развелась с ним.
В начале 40-х Любовь Добржанская повстречала третьего супруга, которым стал Осип Шахет, талантливый актер и обаятельный человек. Их союз был удачным, и, казалось, проживут они вместе долгую счастливую жизнь. Но вдруг в 1949 году Шахет скоропостижно скончался после сердечного приступа.
Детей актриса не родила, и после смерти Виктора Кручинина, в связи с которой здоровье Добржанской пошатнулось, поддерживали ее родные и друзья. В основном, в старости за ней ухаживала племянница, но все же она чувствовала очень одиноко. Любовь Ивановна была очень слаба и прожила еще пять лет.
Мировая мама-разлучница и бес Лукашин: Тайные знаки в фильме «Ирония судьбы»
Главное достоинство любимых и по-настоящему хороших фильмов – их можно смотреть много раз и при всяком новом просмотре находить новые смыслы и даже тайные знаки, которые ускользали в предыдущие разы. Сколько раз вы смотрели самый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»? Уверены, не один десяток раз. Но заметили ли вы те мелочи и странности, о которых мы сегодня расскажем?
Мировая мама – главная разлучница в фильме?
Мама Жени Лукашина в исполнении неподражаемой Любови Добржанской, несомненно, прекрасна. Она умна, иронична, заботлива и добра, а еще, судя по всему, пережила немало трудностей и не только не сломалась, но и смогла вырастить и воспитать прекрасного сына. Но сможет ли она расстаться с ним, отдать другой женщине – или впустить эту самую женщину в свою прекрасную новую квартиру? Увы, нам кажется, что в расставании Жени и Гали виновата не только та самая ирония судьбы, не только красавица Надя из далекого Ленинграда, но и Марина Дмитриевна, «мировая» мама.
Судите сами: она буквально уговаривает Женю отправиться с друзьями в баню, хотя знает, что он собрался встречать Новый год с Галей и даже хочет сделать девушке предложение под бой курантов. Женя каждый год ходит с друзьями в баню – может ли быть, чтобы все предыдущие разы друзья отдыхали с безалкогольными напитками? Честно говоря, не похоже. Женя, конечно, почти не пьет – но ведь именно «почти». И, возможно, мама хорошо представляла, что обычно ее сын приходит из бани в не совсем трезвом состоянии, и могла предположить, что это точно не понравится потенциальной невесте.
И второй момент. Утром, когда Женя возвращается в Москву, мама расспрашивает, что произошло и почему Галя искала его всю ночь. Но если она была в курсе метаний Гали, значит она с ней разговаривала? А почему же не рассказала, что Женя был в бане с друзьями? Что у них традиция? Ох, кажется нам, что Марина Дмитриевна вовсе не торопится стать свекровью и охотно воспользовалась сложившейся ситуацией, чтобы отвадить от дома очередную девушку своего сына. И, кстати, не потому ли (если верить второй части фильма) не сложились у Жени и отношения с Надей? Конечно, зачем ему жена, у него ведь есть мама. Мировая.
Кто такие Катаняны, к которым так и не попали Женя и Галя?
Помните Катанянов, с которыми должны были встречать Новый год Галя и Жени, но про которых в итоге было решено, что они «обойдутся»? Между нами говоря, Галя очень зря отказалась от приглашения: в доме Василия Катаняна в Новый год обычно собирались самые известные актеры, режиссеры и писатели Москвы и попасть на эту вечеринку было большой удачей и редким счастьем. Василий Васильевич Катанян, которому Рязанов передавал своеобразные «приветы» в каждом своем фильме, был однокурсником режиссера «Иронии судьбы». А отец Катаняна, Василий Катанян-старший был большим другом Лили Брик, был знаком с Маяковским и Осипом Бриком и даже стал мужем Лили Брик после смерти Осипа.
Цыган, картежник и просто хороший человек: трое мужей «мамы Жени Лукашина»
Благородные черты лица, выразительные карие глаза и красивые густые брови этой актрисы помнят многие. 24 декабря 1908 года она появилась на свет.
У Любови Добржанской была нелегкая судьба. Она выросла в семье штабс-ротмистра и выпускницы дворянской гимназии. В 20-х годах ее отец был сослан на Соловки, откуда домой не вернулся. Он понимал, что его возвращение может сломать жизнь жене и дочери, поэтому бывший офицер устроился пастухом. В 1941 году мужчина умер от инфаркта. Дочь, которая все время разыскивала папу, так и не увидела его живым.
В киевском театре у нее был короткий роман с режиссером Владимиром Нелли-Владом, но девушку пригласили в Москву. Так и не дождавшись предложения от женатого мужчины, она бросает все и уезжает в столицу.
Там, уже во время войны, Любовь встретила Осипа Шахета — как актер он значительно уступал Добржанской, однако для актрисы он был лучшим. Пара узаконила свой брак, и многие думали, что супруги будут идеальным образцом семьи. Но в 1949 году Осип внезапно умер от сердечного приступа, выйдя на балкон делать зарядку по своему обыкновению.
Год актриса спасалась от черных мыслей с помощью работы, пока не встретила парня с гитарой — цыгана Виктора Кручинина. Любовь обладала красивым низким грудным голосом, а он талантливо аккомпанировал ей. Так они и «спелись» — вместе исполняли романсы со сцены. Именно с Виктором актриса прожила четверть века. Но и эту любовь ей было суждено пережить. После смерти Кручинина в 1974 году Добржанская больше замуж не выходила.