Как зовут протагониста в доводе
5 интересных деталей «Довода», которые вы упустили
Разбираем на части масштабный экшен Кристофера Нолана, который недавно вышел в официальный цифровой прокат.
«Не пытайся понять, просто почувствуй», — сообщает нам фильм «Довод» в одной из сцен, настраивая зрителя на то, чтобы он не рационализировал всё происходящее в картине, а просто получил удовольствие от её занимательной кинематографической пластики. Правда, далеко не все к этому совету прислушались: люди слишком любят искать скрытые смыслы — и там, где это делать стоит, и там, где оно, собственно, никому не нужно.
Кристофер Нолан на съемках фильма «Довод»
Кристофер Нолан на съемках фильма «Довод»
В случае «Довода» — каким бы целостным ни был фильм безо всяких смысловых надстроек — искать маленькие детали действительно, что уж там, интересно. Они мало что объясняют в контексте местного сюжета (да и не должны), но зато занятно дополняют вселенную, построенную Кристофером Ноланом. И показывают, насколько этот человек любит своё дело, как тщательно и скрупулёзно подходит к своим фильмам-аттракционам.
Символизм красного и синего
Уследить за действием в «Доводе» не так просто — люди двигаются вперёд и назад по таймлайну, временные петли заплетаются и распутываются, в общем, полный темпорально-пространственный кавардак. Чтобы как-то упростить зрителю понимание происходящего, Нолан в фильме совершает один очень ловкий трюк. С помощью цветовой драматургии он разделяет два пространства — то, в котором время течёт нормально, и то, где оно оборачивается вспять.
Через весь фильм проходит тема отношения красного и синего цвета. В помещении у Сатора, где расположен так называемый «турникет» (устройство для инверсии), две комнаты разделены стеклянной перегородкой. И та комната, где люди существуют в нормальном времени, освещена красным цветом, а другая — синим. А ещё красное платье носит Кэт, когда находится в нормальном времени.
Элизабет Дебики и Кеннет Брана на кадре из фильма «Довод»
Элизабет Дебики и Кеннет Брана на кадре из фильма «Довод»
Позже солдаты «Довода» делятся на «красный» и «синий» отряды — и опять же красные остаются в обычном таймлайне, а синих инвертируют. Причём у них даже циферблаты часов, отсчитывающих время операции, окрашены в соответствующие цвета.
Зритель может не замечать эту цветовую драматургию, но подсознательно всё равно считывает её — и таким образом интуитивно понимает, какие из героев в каком времени находятся. Это гениальное и, как всё гениальное, очень простое решение, впечатляющее ещё и потому, что Кристофер Нолан — дальтоник.
Есть и более научное объяснение наличия красного и синего в фильме. Оно отсылает нас к мысленному эксперименту, известному как «Демон Максвелла». В 1867 году британский физик Джеймс Клерк Максвелл предположил, что во Втором начале термодинамики кроется парадокс.
Джон Дэвид Вашингтон на кадре из фильма «Довод»
Джон Дэвид Вашингтон на кадре из фильма «Довод»
Представим, что у нас есть сосуд с газом, разделённый перегородкой. А в этой перегородке — маленькое отверстие, которым управляет микроскопический «демон»: оценивая скорость молекул газа, он пускает в одну часть сосуда только быстрые молекулы, а в другую — только медленные. Через какое-то время все быстрые молекулы окажутся в одной части и, согласно законам физики, нагреют её, все медленные — в другой, которая станет холоднее (то есть энтропия инвертируется). Это противоречит принципу неубывания энтропии в замкнутых системах, который постулирует как раз Второе начало термодинамики.
Так вот, представляя этот эксперимент на бумаге, Максвелл рисовал быстрые молекулы красными, а медленные (инвертированные) — синими. Скорее всего, Нолан подсмотрел у физика эту идею. Не зря же в офисе Лауры, которая объясняет Протагонисту принципы инверсии, на доске изображён эксперимент Максвелла.
Дэвид Джон Вашингтон на кадре из фильма «Довод»
Дэвид Джон Вашингтон на кадре из фильма «Довод»
Палиндромы
Все знают, что название фильма, «Довод» (в оригинале — Tenet) — это палиндром, то есть слово, которое читается одинаково в обе стороны. Оно взято из известного римского квадрата-палиндрома SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS, где находится как раз посередине.
Что интересно, все слова из этого квадрата использованы в фильме. Сатор — фамилия главного злодея. Арепо — фамилия бедного художника, который нарисовал поддельную картину, ею Сатор позже шантажировал свою жену. Опера — место, где начинается фильм. Rotas — название грузовой компании, в контейнерах которой путешествуют главные герои.
Но есть в «Доводе» и менее заметные палиндромы. Скажем, чтобы проникнуть в хранилище в аэропорту, герои взрывают самолёт с номером 747 — числом- палиндромом. А в конце на выполнение финальной операции у двух отрядов солдат есть по 10 минут. «Десять» по-английски ten, а если это слово написать в обе стороны, получится, да, Tenet.
Сатор бы не умер
В начале фильма Протагонист оказывается в плену и, чтобы не выдавать свой отряд, глотает пилюлю с ядом. А через какое-то время просыпается на корабле, где ему рассказывают, что пилюля была фальшивой, и вообще его таким образом проверяли, чтобы дать доступ к сверхсекретной операции «Довод».
Кеннет Брана в роли Андрея Сатора на кадре из фильма «Довод»
Кеннет Брана в роли Андрея Сатора на кадре из фильма «Довод»
Так вот что интересно: в конце Сатор собирается покончить с собой, чтобы таким образом уничтожить весь мир. И как же он хочет это сделать? С помощью пилюли, созданной ЦРУ. Вполне вероятно, что это та самая пилюля, которую забрали у Протагониста подручные Сатора (герою-то в итоге пришлось есть чужую), а значит, Сатор бы от неё не умер. И «Довод» победил бы в любом случае.
Вообще любопытно, что «Довод» — кино об операции, которая точно удастся (иначе никто бы не создал её в будущем, а это уже парадокс). Следовательно, Нолан заставляет нас всерьёз переживать о том, что в любом случае произойдёт. В каком-то смысле это интересный метакомментарий на тему шпионских фильмов вообще: мы ведь всегда понимаем, что герой победит, и всё равно следим за его историей, прильнув к экрану.
Кто же всё-таки сын Кэт?
В Сети гуляет много предположений о том, кем же всё-таки является сын Кэт — уж слишком часто о нём в фильме вспоминают, чтобы он оказался не важным для сюжета персонажем. Есть экзотичные теории — например, что это Ивс, солдат, которого играет Аарон Тейлор-Джонсон. Идея, правда, мало чем подкреплена.
Роберт Паттинсон в роли Нейла на кадре из фильма «Довод»
Роберт Паттинсон в роли Нейла на кадре из фильма «Довод»
Куда более популярна теория о том, что это Нил, герой Роберта Паттинсона. Как и сын Кэт, он блондин, к тому же в совместной со своей возможной матерью сцене он ведёт себя довольно странно. И даже то, что у сына есть имя (его зовут Макс) и оно отличается от имени Нила, может быть легко объяснено: в конце концов он секретный агент и, вероятно, работает под псевдонимом. Да и Нолан в интервью говорил, что его «возможно» зовут Нил, но, мол, мы этого не знаем на самом деле.
Единственная проблема с этой теорией — если Нил действительно сын Кэт, то он должен был прожить в инвертированном состоянии более десятка лет. Что, думается, не очень практично и удобно (всё это время находиться в кислородной маске как минимум).
Камео
Кристофер Нолан не из тех режиссёров, кто любит пичкать свои фильмы всевозможными камео. Но в «Доводе» всё же есть парочка любопытных. Во-первых, в сцене диалога Протагониста с героем Майкла Кейна появляется актёр Джереми Теобальд. Вы, скорее всего, не знаете его по имени, но он важный персонаж в творческой истории Нолана. Именно он играет главную роль в первой заметной короткометражке режиссёра, «Жуке-скакуне», и его дебютной полнометражке «Преследование».
Появляется в «Доводе» и сам Нолан. Нет, он не заскакивает в кадр, как это любил делать Хичкок и любит, скажем, Питер Джексон. Камео Нолана, вполне в духе режиссёра, куда более неочевидное. В некоторых композициях в саундтреке Людвига Йорансона можно услышать учащённое дыхание, задающее ритм мелодии. Так вот, дышит в микрофон не кто иной, как сам Кристофер Нолан.
«Довод» — вопросы и ответы (часть 1)
Мы постарались разобраться и разложить по полочкам все что произошло в «Доводе», что мы знаем об этой картине, и, наконец, понять все сюжетные хитросплетения. Признаюсь, это было непросто, и разумеется в материале сплошные спойлеры.
В основе этой статьи лежит материал собранный в сети, изначально он был объединен в одну статью, но поскольку текста оказалось очень много, то на данную тему последует две части.
О чем фильм и что в нем происходит?
Безымянный агент ЦРУ (в дальнейшем — Протагонист, герой Джона Дэвида Вашингтона) под прикрытием участвует в спецоперации в здании Киевской национальной оперы. Цель миссии — во время атаки террористов получить от связного некий загадочный объект. Главный герой успевает спрятать его от славянских злодеев, но те берут его в плен и долго пытают. Протагонист принимает капсулу с цианидом, но вскоре возвращается к жизни, чтобы вступить в загадочную организацию Tenet (в русской версии — «Довод»), члены которой пытаются предотвратить Третью мировую (или чего похуже).
Чтобы завоевать ее доверие, герои пытаются украсть эту картину из хорошо охраняемого хранилища произведений искусства в Осло. С помощью местного фиксера они направляют в здание самолет и, пользуясь паникой, остаются в хранилище одни. Однако вместо картины они находят комнату, разделенную стеклом на две половины. В этот момент из странного портала, похожего на футуристическую версию сканера из аэропорта, на них внезапно выбегают два человека в защитных костюмах: один убегает, другой вступает в рукопашный бой с Протагонистом (как мы узнаем потом, делает он это в обратном направлении). Оказывается, что герои обнаружили аппарат для инвертирования, а два человека были одним и тем же неизвестным.
Протагонист врет Кэт, что картина у него, и та знакомит его с Сатором. Русский олигарх соглашается, чтобы главный герой украл для него плутоний в Таллине. Ограбление идет удачно, только вместо плутония в украденном кейсе оказывается фрагмент алгоритма (см. пояснения ниже), который мелькал в первой сцене в опере. И тут внезапно на дороге появляется серебряная машина, едущая в обратную сторону.
Протагониста привозят в складское помещение, где находится аппарат для инвертирования, а за стеклом Инвертированный Андрей Сатор пытает Кэт и хочет выяснить, где все-таки алгоритм. Протагонист врет, что алгоритм в бардачке его машины, Сатор стреляет в жену инвертированной пулей. В этот момент в помещение врывается Неинвертированный Андрей Сатор, но за ним вбегают военные из организации «Довод». Сатор входит в инвертирующий аппарат и видит через стекло ту же сцену в обратной перемотке, в которой он все так же стреляет в Кэт.
Оказывается, в погоне за алгоритмом участвовали две группы Сатора: одна инвертированная, а другая — обычная. Так что Протагонист с Нилом попали в «темпоральные клещи» (клещи — базовый военный маневр, в котором два отряда с разных сторон зажимают противника). Протагонист решает тоже инвертироваться, чтобы забрать алгоритм, выходит в мир, время в котором течет в обратную сторону, и садится в серебряную машину. Он выезжает на дорогу, вклинивается в погоню, и мы видим, что ранее Неинвертированный Протагонист кинул алгоритм в серебряную машину, то есть самому себе (для зрителя это выглядит как алгоритм, который выскакивает из машины в руки Протагонисту).
Сатор завладевает алгоритмом, а герои решают, что Кэт нужно некоторое время побыть в инвертированном мире, чтобы урон от инвертированной пули не был смертельным. Чтобы вернуться обратно в нормальное течение времени, они решают неделю путешествовать в прошлое и за это время добраться до единственного аппарата инверсии, который им доступен, — в хранилище в Осло. Во время паники, вызванной взрывом самолета, трое героев подбегают к хранилищу, но Протагониста взрывной волной отбрасывает внутрь, где он сражается с самим собой. Ему удается инвертироваться (ранее в фильме это выглядело как два человека, которые одновременно выбежали из аппарата).
От Прии герои узнают, что люди из будущего исчерпали ресурсы планеты и решили инвертировать целую планету, чтобы повернуть время вспять и получить надежду на спасение. Ученая, которая придумала технологию, отправила в прошлое части алгоритма, чтобы не допустить катастрофы, а люди из будущего наняли Андрея Сатора, чтобы он собрал все части алгоритма и запустил инвертирование. У злодея есть и своя мелодраматическая мотивация: он смертельно болен раком поджелудочной железы (заболел, когда в Soviet Union голыми руками разгребал радиоактивные отходы), поэтому не хочет, чтобы и мир продолжал существовать.
Что произошло в финале?
В финале «Довода» происходит множество событий. Чтобы никого не запутать, мы постарались описать основные линии.
Одновременно с этим Кэт отправляется на яхту мужа во Вьетнаме и дожидается, пока Кэт и Макс из прошлого уплывут на берег. На яхте она сначала отвлекает Сатора и тянет время, а затем убивает его и спрыгивает в море. В это же время на яхту возвращается Кэт из прошлого.
Нил нарушает приказ и несколько раз переходит из инверсии и обратно, чтобы спасти Протагониста (дважды) и предотвратить конец света. Труп, который мы видим на площадке, — инвертированный Нил.
Другая версия Нила, Протагонист и Айвз решают, что делать с алгоритмом. Командир предлагает разделить его на три части, спрятать, а затем совершить самоубийство, чтобы унести информацию о местонахождении частей в могилу. В это же время Нил раскрывает Протагонисту, что они знакомы многие годы и что именно герой Вашингтона организовал «Довод» и завербовал его в организацию. Затем Нил отправляется к турникету, а Протагонист понимает, что и труп в хранилище, и человек, спасший его в опере, были Нилом.
Спустя какое-то время Кэт замечает, что за ней следят у школы ее сына в Лондоне. Она записывает сообщение Протагонисту. Тот оказывается в нужное время в нужном месте и останавливает Прию, которая хотела подчистить следы и ликвидировать Кэт.
Основные вопросы.
Кто такой Протагонист? И кто собрал спецотряд?
А спецотряд собрал «Довод» (или же Tenet) — тайная организация, которая противостоит угрозе из будущего. В начале «Довод» нанимает Протагониста, и он не знает о нем ничего, кроме самого кодового слова и жеста, который используют члены организации (сложенные ладони). Он, по-видимому, обозначает переплетение двух временных потоков — того, что идет вперед, и того, что движется назад. В финале же оказывается, что сам Протагонист и основал организацию.
Что такое Инверсия?
В будущем изобрели технологию (инверсию), которая может обратить привычную энтропию (комплексный термин из физики, описывающий отдельные спонтанные события и их влияние на отрезке времени), влияющую на людей, объекты и окружение — и таким образом повернуть течение времени вспять, развернуть хронопоток задом наперёд. Согласно одному из простейших определений, «Таяние или растворение льда, сахара или соли, приготовление попкорна или кипящая вода для чая — всё это процессы нарастающей энтропии на вашей кухне».
Во вселенной фильма «Довод» Протагонисту энтропию демонстрируют на примере пули, возвращающейся в ружьё. Если обратить энтропию, воздействующую на людей, то они смогут дышать только в специальных кислородных масках, потому что лёгкие «развёрнутых» людей больше не смогут поглощать кислород из обычного воздуха. Ну, а если вы попытаетесь контактировать со своей копией из прошлого, то произойдёт «взаимное самоуничтожение» — как при столкновении частиц с разными зарядами.
В чём состоит план Сатора?
Простой русский олигарх и главный злодей «Довода» — Андрей Сатор — контактирует с неизвестным агенством (загадочной организацией) из будущего. Замысел Сатора и его помощников состоит в том, чтобы воссоздать устройство, известное как Алгоритм — для уничтожения привычного мира. Сатор хочет устроить конец света — и развернуть энтропию на всей планете. Сатор умирает от неоперабельного рака поджелудочной железы и никакие деньги мира не могут ему помочь — поэтому он уверен, что раз умрёт, то и остальным жить незачем.
Ради организации апокалипсиса Сатор собирается вернуться обратно во времени — в период его отдыха вместе с Кэт во Вьетнаме. Он планирует тихо и спокойно умереть. А когда его сердце остановится — сработает таймер Алгоритма и произойдёт глобальная катастрофа библейских масштабов.
Что такое «алгоритм»?
В «Доводе» Алгоритм — это девять объектов, спрятанных в атомных бункерах (или ядерных убежищах) по всей планете. Вместе они образуют Алгоритм — устройство, способное обратить энтропию по всей Земле. Их объединение неизбежно вызовет гибель всего мира. Случится конец света в привычном понимании, но с неизвестными последствиями для всего сущего.
С кем из будущего работает Сатор?
В будущем, по слухам, всё плохо — мир стремительно гибнет. Потомки винят в произошедшем предков, поэтому неизвестное загадочное агенство выходит на связь с Сатором, чтобы уничтожить прошлое и настоящее — и таким образом попытаться предотвратить катастрофические изменения климата в будущем. Члены таинственной организации верят, что уничтожив прошлое — с помощью реверса энтропии — перепишут и спасут будущее, своё настоящее.
Назревает типичный парадокс дедушки — логическая нестыковка, когда с равным успехом человек, убивший своего прямого предка, может вообще не появиться на свет, а может появиться, но в результате участия уже другого предка. В первом случае человек стирает себя из настоящего-будущего, а во втором меняет прошлое — и в результате становится убийцей случайного человека.
Почему для запуска Алгоритма используют именно Сатора?
Андрей Сатор родился и вырос в Советском союзе, в маленьком научном или военном — в «закрытом» — городке Stalask-12, в котором проводились эксперименты с ядерными частицами в плутониевом атомном реакторе. Именно Сатор оказался в нужное время в нужном месте: в подростковом возрасте выкопал первую часть Алгоритма в развалинах дома в Сибири. В фильме это объясняется как посылка от тайной организации, целью которой является уничтожение мира.
Агенство из будущего требует от Сатора, чтобы в том же месте он оставил Алгоритм — потомки собираются обнаружить его спустя столетие (или несколько веков). Для оплаты трудов олигарха они используют золотые слитки, отправленные в прошлое — именно так Андрей становится миллиардером.
Кто спасает Протагониста в Киевской опере?
Как работает военный манёвр «клещи» во время путешествий во времени?
Клещи — это распространённый военный манёвр, самый базовый. Суть его в следующем: два мобильных подразделения зажимают крупный (а значит, менее подвижный) отряд противника с двух сторон и не дают ему вырваться из боя и отступить на безопасную позицию.
В «Доводе» используют «темпоральные клещи»: когда Протагонист пытается украсть «Плутоний» из бронированного автомобиля Сатора, часть команды олигарха сражается в настоящем, а затем другая группа — через Турникет — разворачивает собственную энтропию. Группа поддержки отправляется в прошлое и атакует врага «задом наперёд», используя полученную информацию о поведении противника в «будущем». Сатор позволяет двум командам обмениваться знаниями о врагах, чтобы не допустить срыва планов по воссозданию Алгоритма.
Как Кэт выжила после выстрела?
Поскольку Кэт движется назад по времени, когда Сатор стреляет ей в живот во время «темпоральных клещей», её рану невозможно вылечить. Поэтому Протагонист и Нил отправляются вместе с ней в Осло в хранилище произведений искусства, где у них есть точка с другой темпоральной зоной. Там они обращают энтропию Кэт и она выживает, потому что ранение перестаёт на неё влиять.
Почему здание в финале «Довода» взорвали дважды? Что это значит?
2-я часть статьи находится ЗДЕСЬ
Как разобраться в «Доводе» (и не умереть)
Что происходит в фильме?
Безымянный агент ЦРУ (в дальнейшем — Протагонист, герой Джона Дэвида Вашингтона) под прикрытием участвует в спецоперации в здании Киевской национальной оперы. Цель миссии — во время атаки террористов получить от связного некий загадочный объект. Главный герой успевает спрятать его от славянских злодеев, но те берут его в плен и долго пытают. Протагонист принимает капсулу с цианидом, но вскоре возвращается к жизни, чтобы вступить в загадочную организацию Tenet (в русской версии — «Довод»), члены которой пытаются предотвратить Третью мировую (или чего похуже).
Чтобы завоевать ее доверие, герои пытаются украсть эту картину из хорошо охраняемого хранилища произведений искусств в Осло. С помощью местного фиксера они направляют в здание самолет и, пользуясь паникой, остаются в хранилище одни. Однако вместо картины они находят комнату, разделенную стеклом на две половины. В этот момент из странного портала, похожего на футуристическую версию сканера из аэропорта, на них внезапно выбегают два человека в защитных костюмах: один убегает, другой вступает в рукопашный бой с Протагонистом (как мы узнаем потом, делает это в обратном направлении). Оказывается, что герои обнаружили аппарат для инвертирования, а два человека были одним и тем же неизвестным.
Протагонист врет Кэт, что картина у него, и та знакомит его с Сатором. Русский олигарх соглашается, чтобы главный герой украл для него плутоний в Таллине. Ограбление идет удачно, только вместо плутония в украденном кейсе оказывается тот самый фрагмент алгоритма, который мелькал в первой сцене в опере. И тут внезапно на дороге появляется серебряная машина, едущая в обратную сторону.
Протагониста привозят в складское помещение, где находится аппарат для инвертирования, а за стеклом Инвертированный Андрей Сатор пытает Кэт и хочет выяснить, где все-таки алгоритм. Протагонист врет, что алгоритм в бардачке его машины, Сатор стреляет в жену инвертированной пулей. В этот момент в помещение врывается Неинвертированный Андрей Сатор, но за ним вбегают военные из организации «Довод». Сатор входит в инвертирующий аппарат и видит через стекло ту же сцену в обратной перемотке, в которой он все так же стреляет в Кэт.
Оказывается, в погоне за алгоритмом участвовали две группы Сатора: одна инвертированная, а другая — обычная, так что Протагонист с Нилом попали в «темпоральные клещи» (клещи — базовый военный маневр, в котором два отряда с разных сторон зажимают противника). Протагонист решает тоже инвертироваться, чтобы забрать алгоритм, выходит в мир, время в котором течет в обратную сторону, и садится в серебряную машину. Он выезжает на дорогу, вклинивается в погоню, и мы видим, что ранее Неинвертированный Протагонист кинул алгоритм в серебряную машину, то есть самому себе (для зрителя это выглядит как алгоритм, который выскакивает из машины в руки Протагонисту).
Сатор завладевает алгоритмом, а герои решают, что Кэт нужно некоторое время побыть в инвертированном мире, чтобы урон от инвертированной пули не был смертельным. Чтобы вернуться обратно в нормальное течение времени, они решают неделю путешествовать в прошлое и за это время добраться до единственного аппарата инверсии, который им доступен, — в хранилище в Осло. Во время паники, вызванной взрывом самолета, трое героев подбегают к хранилищу, но Протагониста взрывной волной отбрасывает внутрь, где он сражается с самим собой. Ему удается инвертироваться (ранее в фильме это выглядело как два человека, которые одновременно выбежали из аппарата).
От Прии герои узнают, что люди из будущего исчерпали ресурсы планеты и решили инвертировать целую планету, чтобы повернуть время вспять и получить надежду на спасение. Ученая, которая придумала технологию, отправила в прошлое части алгоритма, чтобы не допустить катастрофы, а люди из будущего наняли Андрея Сатора, чтобы он собрал все части алгоритма и запустил инвертирование. У злодея есть и своя мелодраматическая мотивация: он смертельно болен раком поджелудочной железы (заболел, когда в Soviet Union голыми руками разгребал радиоактивные отходы), поэтому не хочет, чтобы и мир продолжал существовать.
Что случилось в финале?
В финале «Довода» происходит множество событий. Чтобы никого не запутать, мы постарались описать основные линии.
Одновременно с этим Кэт отправляется на яхту мужа во Вьетнаме и дожидается, пока Кэт и Макс из прошлого уплывут на берег. На яхте она сначала отвлекает Сатора и тянет время, а затем убивает его и спрыгивает в море. В это же время на яхту возвращается Кэт из прошлого.
Нил нарушает приказ и несколько раз переходит из инверсии и обратно, чтобы спасти Протагониста (дважды) и предотвратить конец света. Труп, который мы видим на площадке, — инвертированный Нил.
Другая версия Нила, Протагонист и Айвз решают, что делать с алгоритмом. Командир предлагает разделить его на три части, спрятать, а затем совершить самоубийство, чтобы унести информацию о местонахождении частей в могилу. В это же время Нил раскрывает Протагонисту, что они знакомы многие годы и что именно герой Вашингтона организовал «Довод» и завербовал его в организацию. Затем Нил отправляется к турникету, а Протагонист понимает, что и труп в хранилище, и человек, спасший его в опере, были Нилом.
Спустя какое-то время Кэт замечает, что за ней следят у школы ее сына в Лондоне. Она записывает сообщение Протагонисту. Тот оказывается в нужное время в нужном месте, и останавливает Прию, которая хотела подчистить следы и ликвидировать Кэт.
Что значит название фильма?
Оригинальное название фильма — Tenet — часть латинского палиндрома «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS», который обнаружили среди руин древнеримского города Помпеи. Его также называют магическим квадратом. Слова в этом палиндроме читаются одинаково не только по горизонтали, но и по вертикали.
В «Доводе» Нолан то тут, то там использует части палиндрома. Главного злодея зовут Андрей Сатор. Любовника его жены, некоего художника, который создает искусные подделки картин, — Арепо. Организация, основанная Протагонистом, в оригинале называется так же, как и фильм, — Tenet. Первая сцена разворачивается в Киевской опере. А «Ротас» — компания, связанная с Сатором.
У лингвистов нет единого мнения о переводе палиндрома. Слово «arepo» не упоминается в латинских словарях, поэтому ученые предполагают, что это имя собственное. Многие дают примерно такой перевод: «Сеятель Арепо управляет плугом». Некоторые лингвисты предлагают использовать слово «tenet» дважды. В таком случае фраза звучит так: «Великий сеятель помогает работе; вся работа великого сеятеля в его руках». В Средние века палиндром часто можно было увидеть на талисманах и могильных камнях.
Как понять, что герои инвертированы?
Сценарно «Довод» (как и его название) устроен как палиндром. Первая сцена действия (штурм Киевской оперы) происходит в тот же день, что и последняя (штурм заброшенного города Стальска-12 и убийство Сатора на яхте). На середине действия (погоня по таллинскому шоссе) происходит инверсия, и дальше мы видим ключевые сцены, но с другой точки зрения. Например, драку в хранилище из первой половины фильма мы видим во второй части, но в обратной съемке.
Чтобы разграничить два временных потока в финальной сцене, где одна команда движется в прошлое, а вторая — в будущее, Нолан использует цвет: синие нашивки для обычного течения времени, красные — для обратного. Эта цветовая драматургия возникает и в центральной сцене, когда Сатор допрашивает Протагониста: одна комната освещена синим, а другая — красным.
Почему Протагониста зовут Протагонист?
На протяжении фильма персонажа Джона Дэвида Вашингтона ни разу не называют по имени, а в титрах он обозначен как Протагонист, или, если перевести с греческого, центральное действующее лицо истории. Выбор этого слова подчеркивает не столько личные характеристики героя (они остаются более-менее размытыми до самого конца), сколько его меняющуюся по ходу картины сюжетную функцию.
Это позволяет разглядеть в «Доводе» еще один и, может быть, не менее важный, чем шпионский, сюжет. У Нолана получился фильм об обретении субъектности, превращении случайного человека в героя. Или, если говорить на языке повествовательных искусств, «Довод» — это картина о перерождении читателя-зрителя в автора.
В какой организации состоят главные герои?
«Довод» (или же Tenet) — тайная организация, которая противостоит угрозе из будущего. В начале «Довод» нанимает Протагониста, и он не знает о нем ничего, кроме самого кодового слова и жеста, который используют члены организации (сложенные ладони). Он, по-видимому, обозначает переплетение двух временных потоков — того, что идет вперед, и того, что движется назад. В финале же оказывается, что сам Протагонист и основал организацию.
Здесь стоит вернуться к палиндрому, который мы разбирали выше. Слово «tenet» произошло от латинского глагола «teneo», который переводится как «держать», «направлять», «достигать». Что именно имел в виду Нолан, понятно не до конца: название может значить, что организация сдерживает угрозу из будущего или же направляет временные потоки так, чтобы предотвратить катастрофу.
Также в слове «tenet» спрятано две десятки («ten») — один из ключевых моментов финальной спецоперации (группы должны были выполнить задания за 10 минут).
Что такое парадокс убитого дедушки?
Одно из ключевых понятий вселенной «Довода» — парадокс убитого дедушки. Герои по очереди пытаются решить логическую задачку: перестанут ли они существовать, если вернутся в прошлое и убьют собственного дедушку? Ответа на этот вопрос нет у героев. Нет его, очевидно, и у самого Нолана.
А обратная энтропия?
В основе «Довода» лежат несколько научных парадигм или законов, которые Нолан встраивает в историю. Один из основных касается энтропии — термина в термодинамике, который можно определить как меру беспорядка, хаоса. Чем больше в веществе неупорядоченных частиц, тем выше его энтропия. Таким образом, твердые тела обладают меньшей энтропией — например, по сравнению с жидкими и газообразными.
Согласно законам термодинамики, любой разбившийся предмет не может собраться воедино, если время идет вперед именно из-за энтропии, потому что все остальные физические законы симметричны. Если совсем точнее, то шанс на обратный процесс все-таки есть, но он мизерный и требует, чтобы все молекулы воздуха, земли и так далее двигались в обратном направлении в момент разрушения. Но, учитывая количество сценариев поведения молекул в пространстве и их естественное стремление к разрушению, вероятность этого крайне мала.
Идея, которую Нолан вложил в «Довод», довольно проста: если человечество смогло найти способ инвертировать поток энтропии для каждого объекта, то можно было обратить время вспять для этого объекта. Несмотря на научную подпорку сюжета, Нолан никогда не утверждал, что «Довод» — картина, в которой научные законы выполняются беспрекословно. Скорее, это его фантазия на тему. Судя по реакции зарубежных ученых, теории Нолана фантастические, но вполне возможны, вероятность их не нулевая. И если бы в природе существовала возможность создания обратной энтропии, то при идеальном раскладе поведение предметов было бы похоже на то, что мы видим в фильме: пули влетали бы обратно в дуло пистолета, стекла теряли трещины и так далее, потому что энтропия и время — материи, которые тесно взаимодействуют друг с другом.
Что такое теория поглощения Уилера — Фейнмана?
Еще одна из научных основ, на которой держится концепция «Довода», — теория поглощения Уилера — Фейнмана, ее же называют теорией симметричности Вселенной. Согласно утверждениям двух ученых, существует система симметричных уравнений, работающих в двух положениях времени — прямом и обращенном. Попытаемся все упростить, насколько это вообще возможно: в квантовой реальности время и пространство неотделимы друг от друга, поэтому сознание человека может путешествовать и в прошлое, и в будущее.
Именно на этом принципе и работает сложный сюжет «Довода» со всеми временными инверсиями. Герои, забегая в специальные «турникеты», переворачивают для себя ход времени, но сами не меняются — меняются лишь определенные условия их существования в новой реальности (маски для дыхания, инвертированные предметы и так далее). Таким образом, Нолан использует теорию Уилера — Фейнмана как фундамент для сюжета своего фильма, в котором поведения персонажей в реальности с прямым течением времени и с обратным плотно взаимосвязаны и не могут случиться одно без другого.
Какие вопросы остались?
Как и всякая сложноустроенная конструкция, «Довод» впечатляет чертежом, самым общим планом, но чем пристальнее в него вглядываешься, тем больше вопросов у тебя остается.
Яхта. При пересмотре фильма трудно понять, какие именно герои находятся на яхте, — инвертированные (тогда почему у Кэт или Сатора нет своего кислорода?) или нет (тогда как они вообще оказались в прошлом?). Следовательно, в какой-то момент фильма они прошли через турникет, но зрителям этого не показали.
Турникеты. Кто (и из чего) их создал, если Сатор собрал все девять частей алгоритма, который, собственно, и позволяет осуществлять инверсию объектов, только в самом конце фильма?
Устройство временной петли. Наконец, где, в каком укромном месте герои проживают дни, недели, годы (?), чтобы с новыми знаниями вернуться в свою временную петлю, вот как герой Паттинсона участвует в операции в киевской опере? Почему они не стареют? Или это тоже своего рода обратная энтропия?
Какие теории есть у фанатов Нолана?
С момента премьеры «Довода» прошло меньше двух недель (картину начали показывать в некоторых странах с 28 августа), а количество фанатских теорий о фильме уже не поддается исчислению. Самые стройные, безумные и правдоподобные — прямо сейчас.
Одна из самые предсказуемых и прямолинейных теорий про «Довод» — о том, что герой Джона Дэвида Вашингтона в финале вступления глотает настоящую капсулу с цианидом и по-настоящему умирает. А все последующие события фильма — это лишь его загробное воображение или, как вариант, все, что произошло с ним в прошлом. Сразу вспоминаются финал сериала «Остаться в живых» и еще примерно десятки фильмов и сериалов, которые действительно использовали этот незатейливый прием, чтобы все объяснить.
Еще одна мощная теория гласит, что маленький мальчик Макс и Нил, сыгранный Робертом Паттинсоном, — это один и тот же персонаж. На это намекают два обстоятельства. Во-первых, в финале Нил говорит Протагонисту, что они еще узнают друг друга в будущем, что может служить намеком на то, что главный герой и Кэт сойдутся и он заменит Максу отца. Во-вторых, несмотря на разные имена, все это может не иметь никакого значения. Нолан в одном из интервью сказал, что Нила «могут звать Нил, но вообще, никогда не знаешь, что происходит с этими личностями». Намеков на обратное все равно больше: оба светловолосые, оба с элитным образованием, но, главное, их можно связать по имени. Maximilien в инвертированном виде — это Neilimixam или, возможно, просто Neil, то есть Нил.
С другой стороны, есть у этой теории и основная нестыковка. Чтобы Нил и Макс действительно были одним героем, Нилу нужно было бы прожить много лет в инвертированной вселенной, чтобы вернуться к тому моменту, когда он был ребенком. Это возможно, конечно, но звучит фантастически. Неизвестно, как человек может выдержать столько лет в перекрученной реальности.
Эта теория казалась правдоподобной до выхода фильма в прокат. В одном из интервью Джон Дэвид Вашингтон упомянул о связи двух фильмов, чем мгновенно запустил мозговой штурм поклонников Кристофера Нолана. Доказательства того, что события «Довода» и «Начала» могли происходить в одной вселенной, строились на прозрачных намеках из трейлеров. В первом тизере есть несколько закадровых намеков: «Пришло время новой миссии», «Пришло время для нового протагониста». Эти слова фанаты интерпретировали, что во вселенной фильма уже была похожая запутанная история, а она могла случиться только в «Начале». Ну, и сама по себе история «Довода» — о том, как люди крадут ценную и тщательно охраняемую информацию — очень напоминает то, что происходило в фильме Нолана десятилетней давности.
Это фильм о предотвращении мировых войн и терактов
Согласно еще одной фанатской теории, «Довод» — это фильм о 11 сентября. Хиленькая теория построена на том, что директором ЦРУ с 1996 по 2004 год был Джордж Тенет (George Tenet). И якобы картина косвенно показывает многие провальные операции американской разведки, которые привели в том числе и к иракской войне. Других связей, кроме имени директора и схожести некоторых событий с реальной жизнью, у этой части теории нет. Хотя для российского зрителя первая сцена фильма напомнит один из главных терактов в отечественной истории, захват террористами зрителей во время мюзикла «Норд-Ост».
Но если попытаться посмотреть на этот фанатский довод шире, то, действительно, в фильме можно нащупать немало страхов и исторических параллелей — например, с холодной войной. Закрытые советские города, сверхсекретные супероружия, безумный русский олигарх, начинавший еще в СССР, — все это переносит зрителя как будто в 60-е годы прошлого века, пронизанные паранойей о Третьей мировой войне. И Нолан выстраивает сюжет «Довода» таким образом, что к финалу он и правда начинает декларировать идею о возможности предотвращения войн и терактов в прошлом. Но тут уже дело не в фанатах, а в самом режиссере.
У «Довода» будет сиквел
Финал «Довода», по мнению многих зрителей, намекает на возможный сиквел картины. Напомним, в нем Нил говорит Протагонисту, что они еще узнают друг друга в будущем. Некоторые фанаты посчитали, что таким образом Нолан оставляет простор для возможного продолжения или спин-ффа, который будет посвящен как раз взаимоотношениям Нила и Протагониста.
И, наверное, если бы «Довод» снял не Кристофер Нолан, а менее принципиальный режиссер, то продолжение или приквел вполне могли бы состояться. Но, зная Нолана, который, за исключением трилогии про Бэтмена, никогда не снимал сиквелов, все это маловероятно.
- Как искать по кадастровому номеру
- упасть на кладбище какая примета