Как зовут сына муслима магомаева
Дети Муслима Магомаева — фото, биография, личная жизнь
Многие считают, что у Муслима Магомаева была одна жена Тамара Синявская, которая известна как оперная певица. До нее у мужчины были хоть и не продолжительные отношения с Офелией, от которой родилась девочка Марина Магомаева. Когда в прессе стараются узнать кто дети Муслима Магомаева, для них открывается информация только про одного ребенка.
Всю жизнь мужчина очень сильно переживал, что ребенок проживает очень далеко. Родители Марины вместе учились в Бакинском музыкальном училище на одном курсе. Первая жена Муслима Магомаева привлекательная девушка с красивыми черными волосами, яркими бровями, даже представить себе не могла, что станет любимой женщиной известного певца. Он очень быстро влюбился, да и молодым на тот момент было 18 лет. Офелия, женщина достаточно целеустремленная, не позволяла себе ничего лишнего и была истинной армянкой. Муслим Магомаев, был достаточно страстным, поэтому добиться отношений не составило труда, да и с женитьбой надолго откладывать не стали.
Дети Муслима Магомаева фото
Детей Муслима Магомаева до сих пор пытаются отыскивать любопытные журналисты. Биография певца достаточно сложная, поэтому он очень хотел, чтобы личная жизнь сложилась лучше, чем у него была в детстве. Отец погиб на фронте, а мама Магомаева просто оставила ребенка и уехала к другому мужчине.
Офелия относилась к своему любимому мужчине сдержанно, она не упрекала Муслима Магомаева в деньгах, однако после того как узнала о своей беременности находиться с ним рядом и ездить по концертам физически не могла, да и вообще она не понимала нужно ли им быть вместе. О том, есть ли дети у Муслима Магомаева, ходило много слухов. Откровенной грубости жена не чувствовала, однако не получала теплоты и ласки. Даже вопреки нежеланию родителей Офелия решила родить и отправилась в Баку, ребенок Муслима Магомаева родился в 1961 году.
Встреча отца и ребенка
Дочь Муслима Магомаева проживала с мамой и Муслим недолго думая собрал вещи и поехал к ним. Очаровательная девочка полностью копировала своих родителей, поэтому при смешении кровей получилась симпатичная красавица с яркими чертами лица.
Ходило много слухов, что у Муслима Магомаева есть внебрачные дети, однако семья всегда была для него на первом месте. Несмотря на огромную любовь, Муслиму с Офелией пришлось расстаться. Даже разговоры им не помогли, и мужчина был непреклонен. Во время расставания Муслим Магомаев пообещал, что его дети никогда не будут ни в чем нуждаться, но его творчество и музыка стоят на первом месте. Он также понимал, что когда-то у него родятся внуки, которые будут любимыми, и возможно пойдут по его стопам.
Дочь певца Муслима Магомаева, Марина, быстро выросла и получила благословение отца, ее мужем стал Александр Козловский. В этой семье родился Ален, который хоть и на расстоянии, но знал своего знаменитого деда. Они никогда не переставали общаться, и у них были отличные отношения с Тамарой Синявской.
Офелия не считала ее разлучницей, так как с ней Муслим Магомаев познакомился спустя 10 лет как разошелся с матерью Марины, да и внук очень любил бабушку Тамару. К сожалению, у Тамары Синявской и Муслима Магомаева детей в браке не было.
Муслим Магомаев отправил сына в США
Но, пожалуй, наибольший успех снискала появившаяся в 1971 году «Свадьба» на стихи Роберта Рождественского, под которую лихо отплясывали на всех свадебных торжествах Советского Союза.
Как и лирический герой песни, Магомаев официально был на тот момент «совершенно неженатым». Но, по свидетельству бывшей солистки ВИА «Веселые ребята» Светланы Резановой, имевшей с ним в 1972 году непродолжительную любовную связь на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии, певец много лет состоял в гражданском браке.
Помню, в Болгарии Магомаев купил для нее люстру. Хотел подарить ей и на этом закончить отношения. Поставить, так сказать, последнюю точку. Он уже тогда был влюблен в Синявскую. Она стажировалась в Италии. Муслим с ней постоянно переписывался и перезванивался. В конце концов они поженились. А вот Фиготина еще долго не оставляла его в покое. Претендовала снова с ним жить. Говорила даже, что своего сына Даниила якобы от него родила. После этого Магомаев быстро отправил ее в США. Она ему вроде сказала: «Я хочу эмигрировать из страны». И он с помощью своих высоких связей этому поспособствовал. Видимо, не нашел другого способа порвать с ней.
Что он отец ее сына, Муслим сильно сомневался. Когда Мила только сообщила ему о беременности, он сам говорил мне, что она спала и с тем, и с этим, и еще неизвестно, от кого ребенок. Тем не менее, когда Магомаева приглашали на гастроли в Америку, он всегда посещал Милу. Один раз даже вместе с Тамарой к ней приезжал. И с сыном Милы переписывался. Я видела его уже взрослым. Он приезжал из Америки на похороны Магомаева. Уж не знаю почему, но молодой человек действительно чем-то похож на Муслима.
Сообразили на троих
Муслим Магометович Магомаев
Фото Все
Видео Все
Муслим Магомаев. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/2 (2007)
Муслим Магомаев. Прощание
Муслим Магомаев. Король песни [Полная версия]
Муслим Магомаев — биография
Муслим Магомаев – прославленный эстрадный и оперный певец, обладатель непревзойденного баритона, композитор, актер. В 1973 году получил звание Народного артиста СССР.
Разнообразный репертуар, творческое долголетие, невероятная популярность – все это было у известного певца Муслима Магомаева, и вызывало зависть не только отечественных, но и мировых звезд эстрады. Он выходил на сцену Ла-Скала, пел вместе с военным ансамблем, без него не обходился ни один «Голубой огонек» и торжественный концерт во Дворце съездов, его имя присвоено одной из малых планет, миллионная армия поклонниц не представляла своей жизни без его «Королевы красоты» и «Мелодии», гонялась за его фотографиями и автографами. Но судьба самого кумира 60-х-80-х не была такой безмятежной, как казалось. Он вырос без отца, много лет не видел свою мать, и попал в опалу власти даже несмотря на наличие многочисленных наград и регалий.
Детство
Родился Муслим Магомаев в столице Азербайджана – Баку 17 августа 1942 года. Отца будущего певца звали Магомет Магомаев, до войны он трудился в театре художником. Он ушел на фронт и не вернулся, погиб, когда до победы оставалось всего каких-то пятнадцать дней. Мама – Айшет Магомаева, служила в том же театре актрисой, выступала под псевдонимом Кинжалова. Ее предками были адыгейцы, турки и русские. Сам Муслим не уставал повторять, что считает Азербайджан своим отцом, а Россия для него всегда ассоциировалась с образом матери.
Дед по отцовской линии – композитор из Азербайджана Абдул-Муслим Магомаев, стоял у истоков зарождения национальной классической музыки.
Муслим Магомаев в детстве
После победы мама Муслима получила место в одном из театров Вышнего Волочка, и перевезла сына на новое место жительства. На протяжении года он посещал местную музыкальную школу, нашел себе новых друзей среди одноклассников. Муслим первым предложил создать школьный кукольный театр, и ровесники с радостью поддержали его идею. Все куклы, задействованные в постановках, были выполнены руками Муслима. Однако так продолжалось недолго, мама решила, что сыну нужно получать более качественное музыкальное образование, и отправила мальчика в Баку.
По приезде Магомаев поселился у родного дяди – Джамала Магомаева. Мама в это время перебралась в Мурманск, устроилась в местный драматический театр. Ей удалось снова устроить свою личную жизнь, женщина вышла замуж и во втором браке родила двух детей – сына Юрия и дочь Татьяну.
А Муслим упорно занимался музыкой, в свободное время засушивался «трофейными» пластинками, из которых звучали голоса прославленных певцов – Маттиа Баттистини, Энрико Карузо, Титты Руффо.
Муслим Магомаев в молодости
Соседом дяди был известный азербайджанский певец Бюльбюль, и парень каждое утро слушал, как он распевается. Вскоре он подружился с его сыном, ставшим впоследствии известным композитором – Поладом Бюль-бюль-оглы.
Муслим продолжал посещать музыкальную школу при Бакинской консерватории, однако похвастаться успехами мог только наполовину. Если занятия сольфеджио, фортепиано и вокалом оценивались по высшему балу, то успехами по химии, физике и математике он похвастаться не мог. Как говорил сам Муслим, во время этих занятий у него как будто бы происходило отключение мозга.
Зато Магомаев приглянулся профессору и виолончелисту Владимиру Аншелевичу, который и взял шефство над талантливым учеником. С помощью наставника Магомаев научился филировать голос. Благодаря этому умению начинающий певец справился с предложенной ему партией Фигаро из оперы «Севильский цирюльник».
На протяжении всего времени, что Муслим учился в музыкальном училище, он занимался совершенствованием своего вокала. Он учился у концертмейстера Тамары Кретинген, которая занималась с талантливым учеником все свое свободное время, и у Александра Милованова. В 1959 году Муслим Магомаев получил диплом об окончании музыкального училища.
Музыка
Муслим очень рано начал свою творческую биографию. Ему было всего 15, когда он начал выходит на сцену Бакинского Дома культуры. Родные опасались, что подросток сорвет голос, и не разрешали ему петь в полную силу, но он продолжал выходить на сцену тайком от семьи, и срывал первые овации в своей жизни. Муслиму повезло, подростковая мутация голоса его не коснулась.
Муслим Магомаев выступает на сцене
Дебют Магомаева в качестве профессионала состоялся в 1961-м, когда он выступал вместе с ансамблем песни и пляски Бакинского военного округа. Спустя год в репертуаре Магомаева появилась композиция «Бухенвальдский набат», с которой он вышел на сцену молодежного фестиваля в Хельсинки. Чуть позже, но в том же, 1962-м году, к певцу пришла всесоюзная слава. Это случилось после его участия в фестивале азербайджанского искусства, который проходил на сцене Кремлевского дворца.
Свой первый сольный концерт теперь уже известный певец, дал в 1963-м. Для дебютного выступления он выбрал концертный зал им.Чайковского. В то же время Магомаева принимают на службу в Азербайджанский театр оперы и балета им.Ахундова в качестве солиста. В 1964-м музыкант отправился в Италию, где на протяжении двух лет стажировался в миланском театре Ла-Скала.
В 60-е годы Муслим много гастролирует по СССР, участвует в музыкальных постановках «Тоска» и «Севильский цирюльник». Он получает приглашение от Большого театра, куда его зовут солистом, но певцу абсолютно не хочется ограничивать свой репертуар до оперы.
В середине 60-х у Магомаева состоялся гастрольный тур в Париж. Директора прославленной «Олимпии» так очаровал Магомаев, что он предложил певцу годичный контракт. Он говорил, что Муслима ждет в Париже мировая слава, и музыкант всерьез рассматривал это предложение. Однако окончательную точку в этом вопросе поставило Министерство культуры Советского Союза, азербайджанскому вокалисту недвусмысленно намекнули, что его присутствие обязательно во время всех правительственных концертов.
Итогом судебных разбирательств стал запрет на концерты вне пределов Азербайджана. У Магомаева появилось свободное время, и чтобы провести его с пользой, певец снова сел на студенческую скамью, на этот раз по классу вокала Бакинской консерватории. Опалу с прославленного певца сняли после того, как председатель КГБ Юрий Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой, занимавшей в те годы пост министра культуры. Вскоре после этого звонка Магомаев стал одним из участников юбилейного концерта их ведомства.
Международный фестиваль 1969 года в Сопоте принес музыканту первую премию, от каннского Международного фестиваля грамзаписи и музыкальных изданий Магомаев удостоился «Золотого диска». Таким образом были отмечены грампластинки, выходившие миллионными тиражами. Муслиму Магомаеву исполнился всего 31 год, когда ему присвоили звание Народного артиста Азербайджанской ССР и СССР.
В 1975 году музыкант стал руководителем созданного им же эстрадно-симфонического оркестра. Эту должность он занимал на протяжении четырнадцати лет. Вплоть до 1989-го Магомаев и его музыканты постоянно гастролировали как по Союзу, так и за рубежом. Певец занимался популяризацией в СССР современных западных музыкальных направлений, чем вызывал недовольство высшего партийного руководства страны. В его исполнении впервые в СССР прозвучала композиция Yesterday, из репертуара прославленных «битлов».
Магомаев тесно сотрудничал с композитором Арно Бабаджаняном, в его репертуаре было много песен на его музыку. Песни «Лучший город земли», «Свадьба», «Солнцем озаренный», «Чертово колесо», «Ноктюрн», стали лучшими в его репертуаре, а слушатели подхватывали их буквально на лету.
После состоявшегося в 60-х конкурса красоты в Ереване, Бабаджанян написал музыку, ставшую впоследствии одним из лучших хитов Магомаева – «Королева красоты». Композиция участвовала в конкурсе «Лучшая песня 1965 года» и стала победителем.
Поет Муслим Магомаев
Прекрасная композиция «Синяя вечность» получила не меньшую популярность в исполнении Магомаева. Автором стихов к ней был Геннадий Козловский, друг Муслима из Баку. Он переехал в Москву и в 1979 году возглавил Эстрадно-симфонический оркестр Азербайджана.
У некоторых композиций из репертуара Магомаева тоже была непростая судьба, как и у их исполнителя. Хит «Лучший город Земли», который написали Леонид Дербенев и Арно Бабаджанян, звучал по радио на протяжении месяца, пока Никите Хрущеву не привиделось в нем тлетворное влияние запада, и он запретил выпускать песню в эфир. Композиция была «реабилитирована» только после того, как Хрущева отстранили от власти. В 2013-м, когда Москва отмечала свой 866-й год рождения, эта песня стал главным украшением праздника.
До сих пор в статусе хита находится композиция под названием «Нам не жить друг без друга», слова к которому написал Николай Добронравов, и непревзойденно исполнил Муслим Магомаев. Такие же эмоции вызывают и еще две песни из репертуара певца – «Луч солнца золотого» и «Падает снег». Первая из них звучит в исполнении мультипликационного героя Трубадура в мультфильме «Бременские музыканты».
Муслим Магомаев с Александрой Пахмутовой играют на пианино
В 60-70-х годах карьера музыканта находилась в своей пиковой точке. Во время концертов по городам Советского Союза и зарубежным гастролям, певец собирал тысячные стадионы, его приветствовали лучшие мировые оперные и концертные площадки мира.
С 1998 года Магомаев больше не выходил на сцену. Он придерживался мнения, что каждый талант должен быть реализован вовремя, и что злоупотреблять этим временем нельзя. В последние десять лет своей жизни Магомаев занимался живописью, жил в столице, создал собственный веб-сайт для общения с поклонниками его таланта.
Лучшим другом Муслима на протяжении десятков лет оставался Президент Азербайджана Гейдар Алиев. После того, как его не стало в 2003-м, артист замкнулся в себе. Он все чаще страдал от болезни легких и сердца, которые усугублялись его привычкой выкуривать до трех пачек сигарет в день. В те годы должность министра культуры в Азербайджане занял Полад Бюль-бюль-оглы, с которым у Муслима возникла ссора. Магомаев часто критиковал политику, которую внедрял новый министр в культурную жизнь страны.
Муслим Магомаев с Гейдаром Алиевым
В 2005-м Муслим Магомаев стал гражданином РФ, но не переставал считать себя азербайджанцем. Азербайджанская диаспора в России объединилась в общероссийскую общественную организацию, одним из руководителей которой был и Магомаев.
Последняя композиция Муслима Магомаева под названием «Прощай, Баку!», на стихи прославленного русского поэта Сергея Есенина, вышла в 2007 году.
Личная жизнь
Красавец Муслим привлекал к себе пристальное внимание всех юных студенток музыкального училища в Баку, но он остановил свой выбор на одной – Офелии. Влюбленные долго не раздумывали, вскоре сочетались законным браком, который потом сами же назвали ошибкой. Спустя год с момента регистрации брака они расстались. Даже рождение дочери Марины не спасло их брак от краха.
Муслим Магомаев с Тамарой Синявской
В 1972-м в личной жизни артиста появилась певица Тамара Синявская. Их знакомство произошло в Баку, во время декады русского искусства. На тот момент Тамара была замужем, но это не стало большим препятствием для двух влюбленных. Впереди их ждало еще одно испытание – разлукой. Тамара на целый год уезжала на стажировку в Италию, и они с честью выдержали и эту проверку своих чувств. После того, как она вернулась, влюбленные больше не расставались.
Официальное оформление отношений состоялось в ноябре 1974-го. Они не хотели привлекать внимание к этому событию, собирались расписаться тихо и скромно, но родственники решили, что для банкета лучше всего подходит один из столичных ресторанов, и заказали там зал.
Их семейную жизнь можно было сравнить с «американскими горками». Они оба были звездами, оба обладали сильными неуступчивыми характерами, поэтому процесс «притирки» шел долго и трудно. Но они любили друг руга, а любовь, как известно, способна творить чудеса. Он скрепила их брак навечно, поэтому за бурными ссорами всегда приходило примирение, короткие разлуки не омрачали семейное счастье, и в их жизни наступала новая страница отношений.
Супруги прожили вместе до самой смерти Муслима. Они любили отправляться на отдых в Баку, им нравилось готовить шашлыки на берегу Каспийского моря, любоваться закатами и восходами. Весной они переезжали на дачу под Москвой, где проводили и летние месяцы. С удовольствием занимались садоводством, вырастили прекрасный сад, настоящим украшением которого стала альпийская горка. Муслим увлекся живописью, писал музыку и аранжировки на популярные мелодии.
Муслим Магомаев с детьми
Дочь Муслима от первого брака – Марина, обладала музыкальным даром своего звездного отца. Она училась в музыкальной школе, овладела фортепиано, однако выбрала другой путь в жизни, не имеющий никакого отношения ни к музыке, ни к вокалу. Дочь продолжала общаться с отцом до самой его смерти, причем отношения их были очень теплыми, родственными. Она вышла замуж за Александра Козловского, сына Геннадия Козловского, автора стихов к композиции «Синяя вечность», которая пополнила репертуар Магомаева. Супруги живут в Штатах, там же родился и внук Муслима – Аллен, которого Магомаев успел увидеть.
Смерть
Муслим Магомаев оставил свою профессиональную деятельность в результате обострившихся проблем со здоровьем. Он уже не мог выходить на сцену и отправляться на бесконечные гастроли. Великий артист умер 25 октября 2008 года на руках у своей любимой жены Тамары. Муслим Магомаев скончался от атеросклероза и ишемической болезни сердца.
В Концертный зал им.Чайковского пришли те, кто хотел попрощаться с легендой советской эстрады — родные, близкие, поклонники. Артиста кремировали и, согласно его завещанию, похоронили в родном Баку. Местом его упокоения стала Аллея почетного захоронения, рядом со знаменитым дедом – Абдулом-Муслимом Магомаевым.
Память
Память о великом певце живет в названии малой планеты Солнечной системы, документальных и художественных картинах, снятых в разное время. Одной из последних стала лента под названием «Магомаев», которую зрители увидели в 2020 году. Роль Магомаева исполнил талантливый актер Милош Бикович, его супругу воплотила на экране актриса Ирина Антоненко. Роли других персонажей этой ленты достались Александру Нестерову, Светлане Устиновой, Алене Ивченко.
Интересные факты
Дискография
Фильмография
Ссылки
Муслим Магомаев
Муслим Магометович (Магомет оглы) Магомаев (азерб. Müslüm Məhəmməd oğlu Maqomayev). Родился 17 августа 1942 года в Баку — умер 25 октября 2008 года в Москве. Советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР (1973).
Муслим Магометович Магомаев родился 17 июля 1942 года в Баку в семье артистов.
Муслим Магомаев считал себя азербайджанцем. Он говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».
Муслим рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева.
Родители Муслима Магомаева
О своем детстве певец рассказывал: «Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре.
Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями. Это были люди умные и поразительно много читавшие. Порядки у нас в семье соблюдались строгие. Дядя был убежденным коммунистом, честным и неподкупным. В то время, когда мой воспитатель занимал высокие государственные должности, недостойного племянника в школе время от времени просили не носить пионерский галстук. Меня это не расстраивало: галстук казался мне вещью прежде всего неудобной, душил меня и все время норовил влезть концами в чернильницу.
Муслим Магомаев в детстве с мамой
Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции.
Талантливого ученика приметил профессор консерватории виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».
Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген, которое закончил в 1959 году.
Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит.
В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».
Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.
Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. Чайковского.
Муслим Магомаев в молодости
В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.
В 1964—1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).
В 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров — Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.
В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.
Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР.
Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.
В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) — «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.
В 1973 году, в возрасте 31 года, Магомаев получает звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР, которое он получил в 1971-м.
С 1975 по 1989 год Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.
В 1960-е и 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
Много гастролировал за рубежом: Франция, Болгария, Восточная Германия, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.
В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Муслим Магомаев — автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.
Снялся в нескольких кинофильмах.
Муслим Магомаев в фильме «Низами»
В 1997 году в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.
В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт.
При жизни Гейдара Алиева Магомаев говорил, что благодаря ему (Алиеву) искусство в Азербайджане расцветает. Однако после кончины бывшего президента отношения Магомаева с тогдашним министром культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы (был на этом посту до 2006 года), с которым Магомаев некогда дружил, окончательно испортились. Магомаев стал резко критиковать проводимую министром политику в культурной сфере страны, а в 2005 году в связи с этим отказался от гражданства Азербайджана, получив гражданство России, но несмотря на это по-прежнему считал себя азербайджанцем. В 2007 году Магомаев, напомнив, что Гейдар Алиев назначил ему и его супруге Тамаре Синявской пенсию, большую чем у солистов Большого театра, заявил, что Гейдар Алиев позаботился об особо талантливых людях Азербайджана, и его сын Ильхам Алиев, президент страны, продолжает эту традицию.
Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса.
Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.
Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца, на руках у своей супруги Тамары Синявской. Прощание с певцом состоялось 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского.
похороны Муслима Магомаева
В тот же день гроб с телом певца был доставлен спецавиарейсом на его родину, в Азербайджан, и 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку прошли церемонии прощания с певцом. Магомаев был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.
22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника — народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.
25 октября 2009 года был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева на территории Крокус Сити в Красногорске. В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.
6 июля 2011 года в Баку на доме, где проживал певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа именем Муслима Магомаева.
18 декабря 2014 года в Баку состоялась церемония сдачи в эксплуатацию корабля, носящего имя Муслима Магомаева. В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, его супруга Мехрибан Алиева и супруга Муслима Магомаева, Тамара Синявская.
Муслим Магомаев (документальный фильм)
кадр из сериала «Магомаев»
Рост Муслима Магомаева: 186 сантиметров.
Личная жизнь Муслима Магомаева:
Дочь Марина живёт в США, замужем за Александром Козловским, имеет сына Аллена.
У певца было множество романов.
Большой любовью Магомаева в 1960-1970-е годы была музыкальный редактор Всесоюзного радио Людмила Карева (Фиготина). Их совместная жизнь продолжалась 15 лет. По сути они жили в гражданском браке.
Мила Карева (Фиготина)
О регистрации брака они даже не думали. Карева рассказывала: «На гастролях нас отказывались селить в одном номере. Как-то Магомаев на банкете рассказал о своей проблеме министру внутренних дел Щелокову. Тот выдал справку следующего содержания: «Брак между гражданином Магомаевым Муслимом Магомедовичем и Каревой Людмилой Борисовной прошу считать фактическим и разрешить им совместное проживание в гостинице. Министр внутренних дел Щелоков».
Муслим Магомаев и Людмила Карева (Фиготина)
Муслим Магомаев и Эдита Пьеха
Был у него роман с популярной в 1970-е годы певицей Светланой Резановой (исполнительница хита «Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас!»). «Как в него не влюбиться? Как можно устоять перед таким человеком? Красивый, талантливый, щедрый», – делилась Светлана Резанова в программе «Прямой эфир». По ее словам, их роману не помешал и тот факт, что она была знакома с гражданской женой артиста Людмилой Каревой (Фиготиной).
Муслим Магомаев и Светлана Резанова
В 1973–1974 годах Тамара Синявская стажировалась в миланском театре «Ла Скала». Муслим Магомаев звонил ей каждый день, влюбленные общались, Синявская слушала его новые записи. На тот момент Тамара Синявская была замужем. Певица развелась с первым мужем, и 23 ноября 1974 года в Москве они поженились.
Супруги часто выступали вдвоем — на концертах и творческих вечерах. Они прожили вместе 34 года.
Муслим Магомаев и Тамара Синявская
В течение долгого времени женщина по имени Ирина Короткова утверждала, что в 1995 году родила дочь Веронику от Муслима Магомаева. Однако ДНК-тест, проведенный программой «На самом деле» Первого канала не подтвердил родство Вероники Коротковой и Муслима Магомаева.
Фильмография Муслима Магомаева:
1962 — «Осенний концерт» (фильм-концерт)
1963 — «Голубой огонёк-1963» (фильм-концерт) (исполняет «Песню о любви»)
1963 — «До новых встреч, Муслим!» (музыкальный фильм)
1963 — «Любит — не любит?» (исполняет песню «Гюльнара»)
1964 — «Голубой огонёк-1964» (музыкальный фильм)
1964 — «Когда песня не кончается» — певец (исполняет песню «Наша песня не кончается»)
1965 — «В первый час» (исполняет песни «Будь со мной» и «Солнцем опьяненный»)
1966 — «Сказки русского леса» (исполняет песни «Stasera pago io», а также «Песня птиц» с Л. Мондрус)
1967 — «Я люблю тебя, жизнь. » (короткометражный) — певец
1968 — «Белый рояль» (исполняет песню «Пусть она светит всем, как волшебная лампа в ночи. »)
1968 — «Улыбнись соседу» (исполняет песни «Лариса», «Любовный треугольник»)
1969 — «Москва в нотах» (исполняет песни «Вдоль по Питерской», «Чёртово колесо»)
1969 — «Похищение» — артист Муслим Магомаев, камео
1970 — «Бушует «Маргарита»» (исполняет песню)
1970 — «Ритмы Апшерона» (фильм-концерт)
1971 — «Концертная программа» (фильм-концерт)
1971 — «Поет Муслим Магомаев» (фильм-концерт)
1971 — «По следам бременских музыкантов» (Трубадур, Атаманша, Сыщик)
1972 — «Руслан и Людмила» (вокал)
1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России» (вокал)
1976 — «Мелодия. Песни Александры Пахмутовой» (короткометражный) (исполняет песню «Мелодия»)
1977 — «Композитор Муслим Магомаев» (документальный)
1979 — «Прерванная серенада» — артист
1979 — «Баллада о спорте» (документальный)
1981 — «О спорт, ты — мир!» (вокал)
1981 — «Поющая земля» (документальный)
1982 — «Низами» — Низами
1984 — «Страницы жизни Александры Пахмутовой» (документальный)
1985 — «Битва за Москву» (песня «Передний край», композитор Александра Пахмутова, стихи Николая Добронравова)
1988 — «Игла» (в фильме использована песня «Улыбнись»)
1989 — «Песня сердца» (документальный)
1996 — «Рашид Бейбутов, 20 лет назад» (документальный)
1999 — «Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов» («Королева красоты», 7-я серия)
2000 — «Два товарища» (вокал)
2002 — «Муслим Магомаев»
Музыка Муслима Магомаева к фильмам:
1979 — «Прерванная серенада»
1984 — «Легенда Серебряного озера»
1986 — «Водоворот» («Загородная прогулка»)
1989 — «Диверсия»
1999 — «Как прекрасен этот мир»
2010 — «Стамбульский рейс»
Дискография Муслима Магомаева:
Песни Муслима Магомаева:
«Азербайджан» (М. Магомаев — Н. Хазри)
«Атомный век» (А. Островский — И. Кашежева)
«Бэлла Чао» (итальянская народная песня — русский текст А. Горохова)
«Берегите друзей» (А. Экимян — Р. Гамзатов)
«Благодарю тебя» ((А. Бабаджанян — Р. Рождественский))
«Будь со мной» (А. Бабаджанян — А. Горохов)
«Бухенвальдский набат» (В. Мурадели — А. Соболев)
«Вечер на рейде» (В. Соловьёв-Седой — А. Чуркин)
«Вечерний эскиз» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Верни мне музыку» (А. Бабаджанян — А. Вознесенский)
«Возвращение романса» (О. Фельцман — И. Кохановский)
«Восковая кукла» (С. Генсбур — русский текст Л. Дербенёва)
«В путь» («Э-ге-гей-хали-гали»)
«Время» (А. Островский — Л. Ошанин)
«Герои спорта» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Голос Земли» (А. Островский — Л. Ошанин)
«Голубая тайга» (А. Бабаджанян — Г. Регистан)
«Давным-давно» (Т. Хренников — А. Гладков)
«Далеко-далеко» (Г. Носов — А. Чуркин)
«Двенадцать месяцев надежды» (С. Алиев — И. Резник)
«Девушку чайкой зовут» (А. Долуханян — М. Лисянский)
«Долалай» (П. Бюль-Бюль оглы — Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Донбасский вальс» (А. Холминов — И. Кобзев) (в дуэте с Э. Андреевой)
«Есть глаза у цветов» (О. Фельцман — Р. Гамзатов, пер. Н. Гребнева)
«Загадай желание» (А. Бабаджанян — Р. Рождественский)
«Звезда искусственного льда» (А. Ойт — Н. Добронравов)
«Звезда рыбака» (А. Пахмутова — С. Гребенников, Н. Добронравов)
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян — Р. Рождественский)
«Кони-звери» (М. Блантер — И. Сельвинский)
«Королева красоты» (А. Бабаджанян — А. Горохов)
«Королева» (Г. Подэльский — С. Есенин)
«Кто отзовётся» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Лунная серенада» (А. Зацепин — О. Гаджикасимов)
«Лучший город земли» (А. Бабаджанян — Л. Дербенёв)
«Любви негромкие слова» (В. Шаинский — Б. Дубровин)
«Любимая женщина» (И. Крутой — Л. Фадеев)
«Любимый город» (Н. Богословский — Е. Долматовский)
«Малая земля» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Маритана» (Г. Свиридов — Е. Аскинази)
«Марш нефтяников Каспия» (К. Караев — М. Светлов)
«Маскарад» (М. Магомаев — И. Шаферан)
«Мелодия» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Мир дому твоему» (О. Фельцман — И. Кохановский)
«Мне тебя не понять» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Мой дом» (Ю. Якушев — А. Ольгин)
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев — Р. Рождественский)
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Надежда» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Начало начал» (А. Островский — Л. Ошанин)
«Наша судьба» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Не спеши» (А. Бабаджанян — Е. Евтушенко)
«Нет, так не бывает» (А. Островский — И. Кашежева)
«Нет худа без добра» (Ю. Якушев — А. Домоховский)
«Новый день» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Ноктюрн» (А.Бабаджанян — Р.Рождественский)
«Огонь» (О. Фельцман — Н. Олев)
«Огромное небо» (О. Фельцман — Р. Рождественский)
«Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв — И. Макаров) — дуэт с Тамарой Синявской
«От села до села» (А. Быканов — А. Горохов)
«Падает снег» (С. Адамо — Л. Дербенёв)
«Передний край» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Песенка Гениального сыщика» (Г. Гладков — Ю. Энтин)
«Песенка Лепелетье» (Т. Хренников — А. Гладков)
«Песенка Паганеля» (И. Дунаевский — В. Лебедев-Кумач)
«Песне моей поверь» (П. Бюль-Бюль оглы — М. Щербаченко)
«Песня о дружбе» (Т. Хренников — М. Матусовский)
«Песня прощения» (А. Попп — Р. Рождественский)
«Подмосковные вечера» (В. Соловьёв-Седой — М. Матусовский)
«Позднее счастье» (Ю. Якушев — А. Домоховский)
«Позови меня» (А. Бабаджанян — Р. Рождественский)
«Пой, гитара» («От зари до зари, от темна до темна» из к/ф «Песни моря»)
«Пойми меня» (Н. Богословский — И. Кохановский)
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян — Р. Рождественский)
«Потому, что ты любишь меня» (П. Бюль-Бюль оглы — Н. Добронравов)
«Прекрасная, как молодость, страна» (А. Пахмутова — Н. Добронравов) — дуэт с Тамарой Синявской
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев — Р. Рождественский)
«Прощай, Баку!» (М. Магомаев — С. Есенин)
«Прощай любовь» (А. Мажуков — О. Шахмалов)
«Разве тот мужчина» (О. Фельцман — Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Раздумье» (П. Бюль-Бюль оглы — Н. Хазри)
«Романс Лапина» (Т. Хренников — М. Матусовский)
«С любовью к женщине» (О. Фельцман — Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Свадьба» (А. Бабаджанян — Р. Рождественский)
«Сердце на снегу» (А. Бабаджанян — А. Дмоховский)
«Серенада Дон Кихота» (Д. Кабалевский — С. Богомазов)
«Серенада Трубадура» («Луч солнца золотого. «) (Г. Гладков — Ю. Энтин)
«Синяя вечность» (М. Магомаев — Г. Козловский)
«Скажи глазам твоим» (П. Бюль-Бюль оглы — Р. Рза, пер. М. Павловой)
«Слушай, сердце» (А. Островский — И. Шаферан)
«Солнцем опьянёный» (А. Бабаджанян — А. Горохов)
«Стадион моей мечты» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Сумерки зелёные» (А. Мажуков — Е. Митасов)
«Сыновья Революции» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Торжественная песня» (М. Магомаев — Р. Рождественский)
«Ты ко мне не вернёшься» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
«Улыбнись» (А. Бабаджанян — А. Вердян)
«Цветные сны» (В. Шаинский — М. Танич)
«Чёртово колесо» (А. Бабаджанян — Е. Евтушенко)
«Что взгрустнулось тебе» (М. Блантер — И. Сельвинский)
«Что так сердце растревожено» (Т. Хренников — М. Матусовский)
«Шаланды, полные кефали» (Н. Богословский — Н. Агатов)
«Широка страна моя родная» (И. Дунаевский — В. Лебедев-Кумач)
«Шло письмо» (В. Шаинский — С. Островой)
«Элегия» (М. Магомаев — Н. Добронравов)
«Я о Родине пою» (С. Туликов — Н. Доризо)
«Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (А. Островский)
Роли Муслима Магомаева в оперных театрах СССР:
«Свадьба Фигаро» В. Моцарта
«Волшебная флейта» В. Моцарта
«Риголетто» Дж. Верди
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Отелло» Дж. Верди
«Тоска» Дж. Пуччини
«Паяцы» Р. Леонкавалло
«Фауст» Ш. Гуно
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского
«Князь Игорь» А. П. Бородина
«Алеко» С. В. Рахманинова
«Кёроглы» У. Гаджибекова
«Шах Исмаил» А. М. М. Магомаева
«Вэтэн» К. Караева и Д. Гаджиева
Песни на музыку Муслима Магомаева:
«Баллада о маленьком человеке» (Р. Рождественский)
«Вечный огонь» (А. Дмоховский)
«Грусть» (В. Авдеев)
«Далёкая-близкая» (А. Горохов)
«Дорога разлуки» (А.Дмоховский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский) с В. Толкуновой
«Жизнь моя — моя Отчизна» (Р. Рождественский)
«Жила-была» (Э.Пашнев)
«Земля — родина любви» (Н. Добронравов)
«Колокола рассвета» (Р. Рождественский)
«Колыбельная падающих звёзд» (А. Дмоховский)
«Маскарад» (И. Шаферан)
«Мы для песни рождены» (Р. Рождественский)
«Песня джигита» (А. Дмоховский)
«Последний аккорд» (Г. Козловский)
«Приснившаяся песенка» (Р. Рождественский)
«Приходят рассветы» (Р. Рождественский)
«Принцесса снежная» (Г. Козловский)
«Прощай, Баку» (С. Есенин)
«Рапсодия любви» (А. Горохов)
«Ревнивый Кавказ» (А. Горохов)
«Синяя вечность» (Г. Козловский)
«Соловьиный час» (А. Горохов)
«Старый мотив» (А. Дмоховский)
«Торжественная песня» (Р. Рождественский)
«Тревога рыбачки» (А. Горохов)
«У того окна» (Р. Гамзатов)
«Хиросима» (Р. Рождественский)
«Шахерезада» (А. Горохов)
«Элегия» (Н. Добронравов)