Как зовут уборщицу в отеле
Персонал отеля, или Кто обслуживает нас в гостиницах?
Люди, работающие в отелях, оказывают решающее влияние на его имидж. В зависимости от статуса отеля число персонала, занятого в работе, может быть разным, но обязательно имеется администратор, портье, менеджер бронирования, консьерж, горничная, швейцар, повар и охранник. В больших отелях работают аниматоры, крупье, медики и массажисты. Всемирная туристическая организация рекомендует трёхзвёздочным гостиницам на каждые 10 номером иметь 8, в четырёхзвёздочных – 12, а в пятизвездочных – 20 человек из обслуживающего персонала.
Гостиничный бизнес относится к туристической индустрии, но выделяется в отдельную ветку, поэтому персонал отелей проходит специальной обучение. Кадры для гостиничного дела готовят в ряде университетов по всему миру, а также в колледжах и школах, созданных на базе сетевых отелей. Некоторые профессии можно освоить заочно по специальным программам.
Все без исключения сотрудники отелей должны обладать определенными качествами и навыками, включая пунктуальность и стрессоустойчивость, внимательность и доброжелательность. Владение иностранными языками также обязательное условие приема на работу, хотя во многих гостиницах, ориентированных на отечественных туристов этот пункт часто упускается из виду.
Администратор отеля, он же менеджер размещения, занимается приемом и регистрацией гостей, контролирует исполнение их просьб и осуществляет связь с внутренними службами. Часто администраторы не получают специального образования, но обладают высокой стрессоустойчивостью и дисциплиной, имеет навыки организаторской работы и знают основы психологии. В небольших отелях администратор выполняет функции кассира и менеджера по бронированию. В крупных отелях одновременно работают несколько менеджеров размещения. Например, в каждой из гостиниц сети Сокос одновременно на смене находятся три администратора.
Швейцар, он же портье, является «душой отеля», т.к. первым встречает гостей и проводит их к администратору. В маленьких отелях швейцар является также администратором отеля. Дополнительно швейцар занимается обработкой почты, телефонных звонков постояльцев и ведением списка гостей.
Горничная – это наиболее востребованная профессия в гостиничном деле, ведь именно горничные обеспечивают надлежащий уровень чистоты, без которого отелю невозможно заслужить признание. Специального образования эта должность не требует. Деятельность горничной довольно разнообразна и сопряжена с нелегким физическим трудом, т.к. современный уборочный инвентарь не может полностью заменить человека, например: застилать постели, собирать забытые вещи, проверять внешний вид интерьеров. Кроме уборки в обязанности горничных входят стирка и глажка белья. Дополнительно горничная по специальной заявке может быть вызвана для оказания помощи постояльцам, за что ей полагается заплатить чаевые.
Консьерж осуществляет заботу о каждом госте отеля, и именно благодаря его заботам случайный постоялец часто становится постоянным клиентом. Служба консьержей оказывает целый комплекс услуг. В том числе помогает гостю сориентироваться в городе, заказать билеты на мероприятия и зарезервировать столик в ресторане, забронировать железнодорожные и авиабилеты, организовать няню для ребенка, обеспечить уход за одеждой клиента.
Менеджер бронирования гостиницы – это человек, от которого в немалой степени зависит загрузка отеля. Менеджер бронирования принимает звонки клиентов, проводит консультирование, осуществляет бронирование. Специалист обязан владеть грамотной речью, иметь навыки эффективной беседы по телефону, отлично знать гостиничную сферу и свой город.
Повар не является исключительно гостиничной профессией, но каждый солидный отель стремится иметь у себя повара высокой квалификации. Часто слава о хорошей кухне отеля широко распространяется, благодаря чему становится больше постояльцев. В обязанности повара входит приготовление питания, планирование меню, координация деятельности подведомственных сотрудников и надзор за качеством блюд.
Должности в отеле
-Assistant Manager— помогает Hotel Manager-y и, как правило, подчинен ему же
-Cashier’s Supervisor- инспектор (бухгалтер), который проверяет правильность оперативных расчетов с клиентами, кредитные карты, производит расчетно-кассовые операции и операции с банками
-Executive Housekeeper- исполнительный директор, полномочный представитель хозяина или владельца небольшого отеля
-Food and Beverage Manager— менеджер службы питания или ресторана; в его ведении находятся все точки питания: бары, буфеты, ларьки, рестораны и др.
-General Manager- генеральный директор (может быть владельцем, акционером предприятия или нанятым работником); осуществляет руководство деятельностью предприятия, отеля, гостиницы; обычно является первым лицом кредитора — распорядителем, заключает контракты
—Hotel (Motel) Manager- дежурный администратор, осуществляет оперативное руководство деятельностью отеля, расселением гостей, организацией питания клиентов, разрешения текущих хозяйственных вопросов
-Hotel Clerk- клерк, выполняющий работы по встрече гостей, их регистрации, расселению, расчетам, выписке счетов, выдаче ключей и др.
-Lodging Facilities Manager- менеджер по расселению и номерному фонду; в его ведении находится служба портье, горничных
-Night Auditor- счетовод, который подводит ежедневный баланс деятельности отеля, производит все расчеты, выписывает счета; обычно работает поздно вечером или ночью
—Parlor Chaperone- помощник, рассыльный, курьер, младший обслуживающий персонал; может работать как в гостинице, так и в ресторане; осуществляет вспомогательные функции, в том числе подноску багажа, проводит клиента в номер, показывает номер и его оборудование, разносит почту по номерам и др.; обычно за свои услуги получает чаевые
-Personel Director- директор по кадрам; отвечает за подборку и расстановку кадров в крупных отеляхSale Representativeменеджер по загрузке, связям с общественностью, рекламе и презентациям, организации бизнес-обслуживания (семинаров, конференций, обучения и др.)
—Sales Manager, Director of Marketing, Purchasing Director- в крупных отелях выделяется отдельная служба организации продаж планирования загрузки — это ее члены: менеджер по продажам, директор по маркетингу, директор по закупкам
—Travel Clerk- осуществляет бронирование туристических услуг, организацию туристическо-экскурсионного обслуживания, продажу билетов на транспорт, в театры и музеи
Иерархия слуг в больших домах
Иерархия слуг в больших домах
Читатели исторических романов знакомы с тем, кого нанимали в качестве прислуги в большие дома. Эти люди выполняли всю необходимую работу и поддерживали дом в чистоте и порядке. В поместьях некоторых людей были целые армии слуг, работавших на участке (садовники, егеря, конюхи), и такая же армия домашнего персонала.
В Викторианскую эпоху не только у аристократов были слуги. В городах появилась буржуазия среднего класса. Наличие слуг служило признаком респектабельности. Однако, представители нижнего среднего класса, у кого денег было меньше, могли себе позволить только одну служанку – горничную, которая выполняла всю работу.
Автор Викторианской эпохи миссис Битон в своем бестселлере «Книга по управлению домашним хозяйством» жалеет такую горничную: «Общая служанка, или служанка для всей работы – единственная из всего класса, кто заслуживает сострадания. Она живет жизнью отшельника, одинока и ее работа никогда не заканчивается».
Мужской персонал по рангу был выше, чем женщины и слуги без ливреи. Те, кто не носил униформу, ставился выше тех, кто был обязан быть в форме.
Надо сказать, одежда слуг в 18-м веке была несколько более индивидуальна. Черное платье, белый фартук, и белый чепец, которые носили горничные в 19-м веке, были придуманы в Викторианскую эпоху, чтобы скрыть индивидуальности персонала.
Самым высоким статусом среди слуг-мужчин (кто в некотором смысле был скорее профессионалом своего дела, чем действительно слуга) обладал управляющим имением. Некоторые управляющие являлись также и доверенными лицами своих хозяев, жили в отдельных домах и вели свой бизнес. Управляющий имением нанимал и увольнял работников, улаживал жалобы/недовольства арендаторов, следил за сбором урожая, собирал арендную плату и вел все финансовые записи. У состоятельных землевладельцев, кто обладал более чем одним поместьем, было несколько управляющих.
В некоторых богатых домах служили дворецкие. Дворецкий тоже являлся своего рода управляющим. В частности, он был ответственен за ключи. Только у него был доступ к буфетам, где хранились продукты, винным погребам и кладовым. Те, кому был нужен доступ к этим комнатам, должен просить его разрешения. Он впускал их в кладовые, а затем снова запирал дверь на ключ. Кроме того, на нем лежала ответственность за ремонт помещений и за наем швей и прачек.
Следующий по статусу среди слуг мужского пола был батлер. Обязанности батлера варьировались в зависимости от размера дома. Он был ответственен за винные погреба, отвечал за серебряные и золотые блюда, фарфоровую посуду и хрусталь. В его обязанности входила чистка ценных серебряных и золотых приборов и охрана их от воров. С течением времени позиция батлера становилась всё более и более престижной, пока он не достиг верхней ступени иерархии в Викторианскую эпоху. Хотя батлер и не носил ливреи, его одежда в рабочее время менялась лишь незначительно: к примеру, он носил черный галстук, а не белый. Таким образом, батлера нельзя было принять за джентльмена.
После батлера далее по статусу шел камердинер. Он ухаживал за одеждой хозяина дома, чистил его туфли и ботинки, стриг ему волосы и брил бороду и следил за внешним видом джентльмена в целом. Камердинеру полагалось хорошо выглядеть, но при этом не затмевать его хозяина. Когда джентльмен отправлялся за покупками или в путешествие, камердинер сопровождал его, так как некоторые мужчины в буквальном смысле слова не могли одеться или раздеться без посторонней помощи.
Высоким статусом среди домашнего персонала обладали и лакеи. Лакей выполнял много работы по дому, как внутри, так и на улице. В доме он накрывал на стол, прислуживал у стола, подавал чай, открывал дверь гостям и помогал батлеру. Кроме того, он носил багаж, сопровождал леди, когда она ездила в гости, носил фонарь, чтобы отпугнуть воров, когда хозяева выходили на улицу в темное время суток, относил и приносил письма.
Паж был учеником лакея. Он выполнял различные задания и поручения. Иногда в пажи брали темнокожего мальчика, которого одевали в нарочно яркую ливрею и к которому относились скорее как к предмету обстановки.
Женщины не ценились так высоко, как мужчины, и их зарплата была ниже, несмотря на то, что зачастую их работа была намного тяжелее. Тогда как лакей носил письма, горничной часто приходилось взбираться по лестницам с корзинами угля для каминов или канистрами воды для ванны.
Для хозяйки дома было обычным делом изменить имя служанки, если оно казалось ей слишком претенциозным, на более подходящее имя, например, Мэри или Джейн.
Старшей по статусу среди женского персонала была экономка. У нее хранились ключи от кладовых, она контролировала работу горничных и кухарки. Она была правой рукой батлера. Она вела записи и бюджет по содержанию дома, заказывала еду и другие материалы. По большому счету, она вела практическую часть хозяйства.
Следующей по статусу была личная горничная, или камеристка. Она помогала леди одеться и раздеться, чистила, гладила и ремонтировала ее одежду, убирала ей волосы. В Викторианскую эпоху, когда одежда была очень тяжелой и многослойной (с пуговицами и шнурками на спине), женщины в буквальном смысле не могли одеться и раздеться самостоятельно. Камеристки также следили за украшениями и служили компаньонкой и поверенной хозяйки.
Кухарка ценилась выше, если ее обучил повар-мужчина. Многие искали именно такую кухарку, так как не у всех хватало денег, чтобы нанять повара-мужчину. У кухарки было множество помощниц, которые ей помогали справиться с тем количеством работы, которую необходимо было выполнить. На кухне всегда были посудомойки (они по статусу были ниже всех остальных женщин), в чьи обязанности входило чистить кастрюли и сковородки. Девушки целыми днями работали, опустив руки в горячую воду и жесткую соду для мытья посуды. После большого приема могли остаться сотни жирных кастрюль и сковородок, которые нужно было вычистить прежде, чем пойти спать.
Были и другие горничные: они застилали постели, убирали кабинеты и тому подобное. Эти женщины подметали пол, протирали пыль, полировали поверхности, чистили, мыли, приносили и уносили с раннего утра до поздней ночи. График работы у горничных был с 6:30 утра до 10 часов вечера, и им полагалось полдня выходного в неделю. Они чистили дом и полировали мебель, не имея возможности использовать ничего, что могло бы облегчить уборку. К примеру, не было такой вещи как готовый раствор для полировки. Полироль делалась из льняного масла, скипидара и пчелиного воска.
Ковры нужно было чистить вручную или выносить на улицу и хлопать. Лампы нужно было чистить и наполнять, огонь нужно было зажигать и поддерживать. В обязанности горничных также входило и поднятие емкостей с углем по лестницам ко всем каминам в доме. Можно вообразить, сколько каминов было в огромном имении, не оснащенном центральным отоплением.
У горничных было два вида платьев. Утром, когда выполнялось большинство тяжелой работы, они надевали хлопковые платья с узором и фартуки. Позднее днем они переодевались в черные платья с белым складчатым фартуком и чепцы с лентами.
Слуги работали в интенсивном графике: фактически все просыпались в 5 утра и не ложились спать, пока их хозяин не уходил в спальню.
Эпоха больших имений с множеством слуг закончилась после Первой мировой войны. В течение долгого времени работа служанки считалась единственной уважаемой работой, которую могла получить молодая женщина, но после того, как стала доступна работа в офисах и на фабриках, мало кто хотел проводить долгие часы на работе, получая невысокую плату и практически не имея возможности вести личную жизнь. Появление новых рабочих мест, уменьшение площади домов и появление устройств, облегчающих труд, положило конец огромному количеству слуг, нанимаемых в имения.
Век живи, век учись: работала горничной полтора года, но опыт получила огромный
Работа горничной в отеле многими воспринимается как не слишком тяжелая. Однако с такой должностью справятся далеко не все. Приходится терпеть выходки богатых людей, уметь подстраиваться, быть незаметной и при этом хорошо выполнять свою работу. Одна девушка по имени Тиффани, побывав «в шкуре» горничной целых полтора года в период, когда она была подростком, рассказала, каково это. По ее исповеди можно было бы написать целую книгу, настолько интересной она оказалась.
Самая жесткая школа жизни
Тиффани попала на работу в один из самых дорогих отелей, пройдя жесткий отбор. Она думала, что после этого к ней будет особое отношение как к профессионалу, но она жестоко ошибалась. Вот как начинается ее рассказ: «Я бы никогда не подумала, что с таким наслаждением буду бросать покрывало на пожилую женщину, пока она спит. Это было ценным жизненным уроком».
Затем она продолжила: «Я узнала, что некоторые люди очень крепко спят, и я не должна предполагать, что несколько ударов в дверь разбудят их. Теперь я знаю, что на неровной кровати не всегда только кучка подушек – иногда это человек. Наконец, я поняла, что чертовски неловкие моменты на работе могут составить одни из лучших воспоминаний в жизни».
Чистка туалетов – то, к чему просто привыкаешь
Тиффани признается, что большинство ее мест работы предполагали чистку туалетов: в магазине сэндвичей, в качестве бариста, в качестве помощницы по хозяйству, даже у себя дома. Только когда она начала работать в офисе, ей больше не приходилось этого делать, потому что об этом заботились другие люди. Это для девушки было даже непривычно и странно.
Она так говорит об этой обязанности: «Уборка гостиничного номера после бушующей вечеринки или после того, как маленькая девочка помочилась на простыни, дает вам гигантскую дозу смирения. Каждый мог бы получить от этого пользу в какой-то момент своей жизни. Когда я перешла на офисную работу, я всегда старалась поблагодарить уборщиков за работу, которую они выполняли. В отеле люди склонны не обращать на вас внимания, словно вас не существует».
Невидимый труд принимают как должное
Тиффани продолжает рассказ: «Как горничные, мы редко получали чаевые. Большинство гостей – и я их не виню – приехали в отпуск и устроили себе покой. Им было легко не думать о человеке, идущем за ними с ноющими ногами, чтобы сменить простыни, вытереть душ и пропылесосить крошки от черничных кексов, которые рассыпал их двухлетний ребенок.
Но когда я получила чаевые, даже если это была всего пара долларов, они действительно делали мою неделю. И дело тут не в деньгах – это небольшое, но значимое признание нашей напряженной работы. Несмотря на то что мы не видели большинства гостей лично, оставление нескольких долларов было признанием. Этот опыт открыл мне глаза на бесконечный объем работы, которая продолжается, даже если она не является публичной.
Люди воспринимают этот невидимый труд, как должное. Подумайте о дальнобойщиках, ночных дворниках или водителях, разносящих газеты. Моя воскресная газета не появляется сама у меня на подъездной дорожке, когда я просыпаюсь. Кто-то ее туда приносит. Не забывайте благодарить людей, выполняющих свою работу, даже если вы их не видите».
«Плохая работа» составляет лучшие истории
У каждого бывали моменты, когда ужасные каникулы создавали удивительные истории, которыми потом хотелось поделиться. Тиффани говорит о том же: «Худшие моменты – это те, о которых вам нравится рассказывать снова и снова в будущем. Как тогда, когда я бросила покрывало на спящую женщину. Что делает эту историю еще лучше, так это то, что она не проснулась, даже когда я вскрикнула и выбежала из комнаты. Сейчас это одна из моих любимых историй.
Вы также очень сближаетесь со своими коллегами, работая на одной из этих должностей. Переживать странные или неловкие ситуации с людьми на работе – это самый быстрый способ быстро завести друзей. Когда я была домработницей, мы были «в одной связке» с несколькими школьными друзьями, и мы до сих пор говорим о том, что видели там. Моя школьная жизнь была бы намного скучнее без этих сумасшедших моментов».
Редкие гости относятся к вам как к человеку
Тиффани признается, что она привыкла к тому, что большинство гостей просто не замечали ее. Она говорит: «Некоторые гости не признают вас, пока им что-то от вас не понадобится. Это нормально, а иногда даже приветствуется, если вы просто хотите привести в порядок комнаты. Но другие гости открыто задирали носы и осуждали нас за то, что мы выполняли. Однако встречались также гости, которые смотрели в глаза, когда говорили с нами.
Некоторые (их было совсем мало) даже знали мое имя. Это были люди, которые заставили меня почувствовать себя человеком. Когда я была чувствительным подростком, этот опыт заставил меня понять, насколько сильно вы можете повлиять на чужой день. Хотя мне не всегда это удается, я стараюсь изо всех сил, чтобы люди, с которыми я общаюсь, чувствовали себя увиденными».
Девушка призналась, что работать домработницей было для нее безумием. Но она была рада испытать это. Она научилась быть более скромной, оставаться открытой для всего вокруг, относиться к другим людям с уважением. Теперь она знает, что не место красит человека, а наоборот.
Должностная инструкция и обязанности горничной
Первые горничные возникли еще в Средневековье. Тогда эти милые женщины заведовали порядком в замках или в домах вельмож. С течением лет мировые устои изменились, однако эти работницы по-прежнему неустанно следят за чистотой в помещениях. Правда, теперь вместо замков они обслуживают номера отелей и пансионов. И все же, как и раньше, обязанности горничной весьма многогранны.
Поэтому давайте расставим все по своим местам и разберемся в том, насколько сложной является эта работа. Поймем, что входит в обязанности горничной, а чего она делать не должна. А также на какие типы и категории они делятся.
Пара слов о том, кто такая горничная
Горничные – это часть обслуживающего персонала гостиницы, отеля, санатория, пансиона и так далее. Несмотря на то что их главной задачей является уборка номеров, они также выполняют и ряд других весьма полезных функции. Но о них мы поговорим немного позже. Куда важнее то, что обязанности горничной могут сильно видоизменяться в зависимости от того, где она работает. Поэтому, прежде чем приступить к уборке, горничной следует ознакомиться с должностной инструкцией, установленной в данной организации. Это поможет узнать точный список своих обязанностей, а также убережет от возможных проблем, связанных с нарушением предписанных норм и запретов.
Должностная инструкция горничной
Начнем с того, что должностная инструкция горничной мало чем отличается от похожих на нее документов. Ее основной задачей является внесение ясности в трудовой процесс путем разъяснения всех обязанностей, прав и запретов для служащего. Зачастую этот документ состоит из четырех основных пунктов:
Категории горничных
Обязанности горничной в гостинице или пансионе во многом зависят от ее разряда. На данный момент в большинстве отелей принято делить этих сотрудниц на три большие категории.
Более подробно об обязанностях горничной
Естественно, начать следует из основных задач, которые необходимо выполнять всем горничным. То есть с того комплекса мер, благодаря которому они поддерживают порядок на вверенной им территории. Итак, горничная обязана:
Также следует помнить о том, что обязанности горничной в гостинице немного отличаются о тех, что выполняет эта жа сотрудница, скажем, в санатории или в пансионе. Учитывая это, давайте обсудим, в чем же заключается эта разница.
Работа в гостинице
Обязанности горничной в отеле прежде всего нацелены на то, чтобы обеспечить уют и комфорт для постояльцев. В связи с этим ей часто приходиться проверять наличие чистого постельного белья, приносить свежие напитки в холодильник, следить за исправностью электрических приборов и так далее. При этом иногда некоторые гостиницы могут внедрить особые правила поведения для своих служащих. Например, в Англии горничные прогревают постель, дабы их гости не ложились на холодную простынь.
Обязанности горничной в санатории
Главной задачей всех санаториев и лечебниц является оздоровление своих клиентов. Поэтому не стоит удивляться тому, что некоторые обязанности горничной будут связаны как раз-таки с этим процессом. Например, в санаториях они часто приносят лекарство в номер, провожают клиентов к месту проведения лечебных процедур, следят за соблюдением режима и так далее.
К тому же во всех санаториях установлены повышенные требования к чистоте. В большинстве случаев горничной приходится использовать не только привычный набор моющих средств, но и особые дезинфицирующие средства.
Особенности жизни в пансионате
Итак, чем же примечательны обязанности горничной в пансионате? Начнем с того, что в отличие от гостиницы пансионат принимает своих гостей на более длительный период. В связи с этим горничные должны уметь подстраиваться под график своих постояльцев. Например, если гость привык спать до обеда, то они должны приходить к нему лишь в послеобеденный час.
К тому же все пансионаты очень дорожат своей репутацией. А значит, весь обслуживающий персонал, работающий там, должен трудиться на совесть и ни в коем случае не нарушать установленных правил.