Как зовут всадника на гербе россии

Как зовут всадника на гербе россии

Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «. четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

Как зовут всадника на гербе россии. emblem black. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem black. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem black

Допускается несколько вариантов изображения герба:

Как зовут всадника на гербе россии. emblem red bg. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem red bg. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem red bg

Многоцветный на геральдическом щите

Как зовут всадника на гербе россии. emblem gold. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem gold. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem gold

Многоцветный без геральдического щита

Как зовут всадника на гербе россии. emblem black bordered. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem black bordered. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem black bordered

Одноцветный на геральдическом щите

Как зовут всадника на гербе россии. emblem black. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem black. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem black

Одноцветный без геральдического щита

Для печати на бланках используют тонированные одноцветные гербы:

Как зовут всадника на гербе россии. emblem red. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem red. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem red

Как зовут всадника на гербе россии. emblem blue. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem blue. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem blue

При одновременном размещении герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации он располагается:

Как зовут всадника на гербе россии. 2 emblems. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-2 emblems. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 2 emblems

С левой
стороны, если
герба два

Как зовут всадника на гербе россии. 3 emblems. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-3 emblems. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 3 emblems

По центру, если
гербов нечётное
количество

Как зовут всадника на гербе россии. 4 emblems. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-4 emblems. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 4 emblems

Левее центра, если гербов
чётное количество

При этом герб Российской Федерации не может быть меньше или располагаться ниже, чем герб субъекта Российской Федерации.

Элементы герба не должны противоречить описанию в законе:

Как зовут всадника на гербе россии. banned emblem use1. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-banned emblem use1. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка banned emblem use1

Всадник скачет,
а не едет

Как зовут всадника на гербе россии. banned emblem use2. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-banned emblem use2. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка banned emblem use2

Всадник неправильно повёрнут

Как зовут всадника на гербе россии. banned emblem use3. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-banned emblem use3. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка banned emblem use3

Цвета не соответствуют описанным в законе

Как зовут всадника на гербе россии. emblem blue. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem blue. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem blue

Одноцветные тонированные варианты допустимы

Источник

Как зовут всадника на гербе россии

Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «. четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

Как зовут всадника на гербе россии. emblem black. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem black. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem black

Допускается несколько вариантов изображения герба:

Как зовут всадника на гербе россии. emblem red bg. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem red bg. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem red bg

Многоцветный на геральдическом щите

Как зовут всадника на гербе россии. emblem gold. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem gold. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem gold

Многоцветный без геральдического щита

Как зовут всадника на гербе россии. emblem black bordered. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem black bordered. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem black bordered

Одноцветный на геральдическом щите

Как зовут всадника на гербе россии. emblem black. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem black. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem black

Одноцветный без геральдического щита

Для печати на бланках используют тонированные одноцветные гербы:

Как зовут всадника на гербе россии. emblem red. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem red. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem red

Как зовут всадника на гербе россии. emblem blue. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem blue. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem blue

При одновременном размещении герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации он располагается:

Как зовут всадника на гербе россии. 2 emblems. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-2 emblems. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 2 emblems

С левой
стороны, если
герба два

Как зовут всадника на гербе россии. 3 emblems. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-3 emblems. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 3 emblems

По центру, если
гербов нечётное
количество

Как зовут всадника на гербе россии. 4 emblems. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-4 emblems. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 4 emblems

Левее центра, если гербов
чётное количество

При этом герб Российской Федерации не может быть меньше или располагаться ниже, чем герб субъекта Российской Федерации.

Элементы герба не должны противоречить описанию в законе:

Как зовут всадника на гербе россии. banned emblem use1. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-banned emblem use1. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка banned emblem use1

Всадник скачет,
а не едет

Как зовут всадника на гербе россии. banned emblem use2. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-banned emblem use2. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка banned emblem use2

Всадник неправильно повёрнут

Как зовут всадника на гербе россии. banned emblem use3. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-banned emblem use3. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка banned emblem use3

Цвета не соответствуют описанным в законе

Как зовут всадника на гербе россии. emblem blue. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-emblem blue. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка emblem blue

Одноцветные тонированные варианты допустимы

Источник

Герб России

Как зовут всадника на гербе россии. . Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка

Государственный герб Российской Федерации — официальный символ (официальная эмблема) РФ, означающий ее суверенитет.

Официально российская геральдика начинается с эпохи царствования Алексея Романова (XVII век). Но предтечей герба были личные печати русских царей, поэтому первоисточники российского герба следует искать в XV веке, в царствование Ивана III (годы правления — 1462-1505).

Первоначально на личной печати Ивана III был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея — символ Москвы и Московского княжества. После венчания в 1472 году Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога на государственной печати стал появляться двуглавый орел, символизирующий передачу наследия павшей Византии.

В царствование Василия III (1505-1533) двуглавый орел изображался уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки.
В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати был увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла стал изображаться щит вырезанной, или «германской», формы с единорогом — личным знаком царя. На оборотной стороне печати на груди орла — щит с изображением святого Георгия, побивающим змея.

Впоследствии изображение московского герба на груди орла стало традиционным.

В правление царя Федора Ивановича (1584-1598) между коронованными головами двуглавого орла появился так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства.

С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) — государственный герб несколько изменился. В 1625 году впервые двуглавый орел стал изображаться под тремя коронами. В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче (1645-1676) — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

Как зовут всадника на гербе россии. . Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка

В 1667 году государственные эмблемы были описаны в указе царя Алексея Михайловича, где было сказано, что «орел двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича»; три короны «знаменуют три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства». Алексей Михайлович был первым российским монархом, который узаконил Государственный герб России.

В годы правления Петра I (1682-1725) в государственную геральдику России вошла новая эмблема — орденская цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден стали размещать на орле, вокруг щита с всадником.

Уже с 1710 года (на десятилетие раньше, чем Петр I был провозглашен императором (1721), а Россия — империей) — над орлом стали изображать императорские короны.

С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.

В короткое время правления императора Павла I (1796-1801) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того, как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием, наложенный на мальтийский крест. Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.

При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла. Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский.

Геральдическую реформу провел император Александр II, правивший в 1855-1881 годах. При нем появилась целая система государственных гербов (Большой, Средний, Малый). Большой государственный герб Российской империи был введен 11 апреля 1857 года и отражал в себе символ единства и могущества России. В центре герба помещался французский щит с золотым полем, на котором был изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, был увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах — скипетр и держава. Щит, на котором изображался орел, сверху был увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита располагались щитодержатели: с правой стороны — Архангел Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть объединялась под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней были расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг.

Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба императора.

Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 года Большой Государственный герб незначительно отличался от принятого в 1857 году. Большой государственный герб теперь обрамляли лавровые и дубовые ветви. Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе была отражена «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество».

После Февральской революции в 1917 года герб Российской империи был уничтожен, однако двуглавый орел без корон, скипетра, державы, без Георгия Победоносца на груди какое-то время продолжал еще существовать, украшая печать Временного правительства.

Пятый Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 года принял Конституцию РСФСР, в которой содержался раздел «О гербе и флаге». Первый герб Советской России представлял собой гербовый щит красного цвета, где на фоне лучей восходящего солнца располагались золотые серп и молот, перекрещенные рукоятками к низу. Щит окружал венок из колосьев и надписи: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Гербовые символы Советской России составили основу Государственного герба Советского Союза, принятого 6 июля 1923 года и закрепленного союзной Конституцией 1924 года: на фоне земного шара — скрещенные серп и молот, в нижней части — восходящее солнце, в верхней — пятиконечная звезда. Вся композиция обрамлена венком из колосьев, перевитым лентой с надписями пролетарского девиза на языках союзных республик, причем число витков соответствовало количеству союзных республик.

5 ноября 1990 года правительство РСФСР приняло постановление о создании государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана специальная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами президента Бориса Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», который был одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Согласно закону, современный герб России представляет собой: «…четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем змея».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Как зовут всадника на гербе россии. userinfo v8. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-userinfo v8. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка userinfo v8masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Как зовут всадника на гербе россии. 781410 original. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-781410 original. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 781410 original

Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.

Предлагаю вам интересное исследование на этот счет из которого, я уверен, вы почерпнете много нового для себя. В ней на мой взгляд достаточно мало религиозной составляющей (а куда же без нее в этом вопросе?) и достаточно много интересных исторических фактов.

Как зовут всадника на гербе россии. 779819 original. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-779819 original. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 779819 original
Московский герб 1730 г.

Кем возвысилась Москва

На Русь святой Георгий пришел из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому же обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава впервые появляется пеший образ святого Георгия. Ярослав основал и первые на Руси Георгиевские храмы: Юрьев монастырь под Новгородом, для которого в 1170 году была написана древнейшая из сохранившихся икон святого Георгия – по заказу сына благоверного Андрея Боголюбского, князя Георгия, княжившего в Новгороде и ставшего первым мужем грузинской царицы Тамары. В Москву этот образ привез Иван Грозный, и ныне он хранится на северном клиросе Успенского собора. В Киеве Ярослав Мудрый основал Георгиевский монастырь, наподобие Георгиевских храмов Константинополя. День освящения его собора, 26 ноября, стал вторым, «зимним», праздником святого Георгия Победоносца. (По преданию, именно в этот день святой Георгий победил змия.) Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец», и два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На Руси его называли Егором и Юрием – от сокращенного Гюргия.

Судьбоносное для Москвы событие произошло в конце ХI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием – так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч – еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя – всадника, попирающего копьем змия.

Это, конечно, предание, но с него и начинаются все загадки. Бесспорно, что на московском гербе, созданном в XVIII веке, изображен Георгий Победоносец. Но когда именно он появился в государственной символике, к общему мнению историки не пришли до сих пор. Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче – как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречается на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем. На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию «Чуда святого Георгия о змие». Историк В.Б Муравьев, исследовавший драматичную историю московского герба в недавней книге «Легенды древней Москвы», считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени – середины XV века – образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид.

Как зовут всадника на гербе россии. 780482 original. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-780482 original. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 780482 original

Однако поскольку до начала XVIII века этого всадника называли «ездецом», то у исследователей сложились две полярные точки зрения. «Православная» версия гласит, что это – святой Георгий как покровитель Москвы и московских князей. Сторонники «светской» версии считают «ездеца» сугубо русским символом князя-воина, государя, который лишь во времена Петра Великого стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Эти разногласия возникли, во-первых, из-за русской традиции изображать на печатях и монетах как святых покровителей князей, так и их самих, оттого зачастую без нимба и в короне, что дало повод увидеть в «ездеце» изображение правителей. Отсутствие нимба является главным фактом, позволяющим считать «ездеца» светской персоной. Во-вторых, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, сами русские часто называли этого всадника князем или царем, тогда как святого Георгия в «ездеце» на московской эмблеме узнавали в основном иностранцы, благодаря сходству всадника с иконографическим образом святого Георгия Победоносца, а в Европе он был тоже очень популярен и почитался покровителем рыцарства. Есть примирительные версии, что это одновременно и образ святого Георгия, и московского князя, уподобленного святому воину. Или что изначально это был образ святого Георгия, затем со времени Ивана Грозного, венчавшегося на царство, стал образом государя вплоть до петровской эпохи. Версий множество. Но сегодня «георгиевцы» упрочивают свои позиции, приводя аргументы в защиту того, что московский всадник – это образ святого Георгия Победоносца.

Как зовут всадника на гербе россии. 780805 original. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-780805 original. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 780805 original

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Тёмный, отец Иоанна, в первой половине XV века. Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также не указывает, что он святой. Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону. Кто же тогда этот всадник, если не святой Георгий и не архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Тёмного, так и в случае с печатью Иоанна III.

Великий князь Иван III начал новую эпоху в истории России, когда Москва, созидавшая вокруг себя русские земли в единое сплоченное государство, стала преемницей Второго Рима после падения Константинополя. Возможно, и с этим было связано усиление государственного почитания в Москве святого Георгия Победоносца, который был покровителем византийских императоров. В 1464 году на кремлевской Фроловской башне появилась белокаменная икона-горельеф святого Георгия. Образ водрузили над главными воротами города с наружной стороны, а через два года с внутренней стороны поместили образ другого покровителя Москвы, святого Димитрия Солунского, вверив святым охрану Кремля от врагов. Когда же итальянские мастера построили Спасскую башню на месте Фроловской, над ее воротами позднее поместили образ Спасителя, а скульптура святого Георгия была перенесена в Георгиевскую церковь около Спасской башни, а потом в Вознесенский монастырь. (В XVII веке святому Георгию вновь вверили охрану города, поместив его образ над Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Именно к этой иконе в 1918 году взывала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении: «Страж роковой Москвы, сойди с ворот!».) Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого Георгия.

Как зовут всадника на гербе россии. 780613 original. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-780613 original. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 780613 original

Во время формирования национального государства личная эмблема московского князя становится эмблемой державы. И при Иване III окончательно появился прообраз московского герба. Знаменитая государственная печать 1497 года, которую Н.М. Карамзин считал истоком символики русского государственного герба, имела на лицевой стороне изображение конного всадника, поражающего копьем змия, а на ее обратной стороне впервые появился двуглавый орел. Во всаднике легко узнается иконографический образ «Чуда святого Георгия о змии». По мнению О.В. Яхонта, всадник на этой печати точно воспроизводит образ скульптурной иконы святого Георгия с Фроловской башни. Есть другая версия, что образ всадника был заимствован с надгробия митрополита Феогноста в Успенском соборе, где было вычеканено «Чудо Георгия о змии». Исследователи, те, что видят в этом всаднике святого Георгия, считают, что его изображение на государственной печати и в московской символике времен Ивана III было и знаком преемственности московских князей владимирским и киевским князьям. Кроме того, так символически подчеркивалась роль московского князя как оплота Православия.

Как зовут всадника на гербе россии. 780240 original. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-780240 original. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 780240 original
Московский герб 1883 г.

Однако нимб у этого всадника отсутствует.

Авторы книги «Символы, святыни и награды Российской державы» дают очень интересное объяснение. По их мнению, данное изображение всадника не соответствует древним православным канонам и в некоторых других элементах, например он колет змия в шею, а не в глотку, но зато этот образ Георгия Победоносца «более всего напоминает свое воплощение в произведениях западноевропейского искусства эпохи Возрождения, прежде всего итальянского». Иными словами, итальянские мастера, прибывшие по зову Ивана III строить соборы и крепости Третьего Рима, могли по его же заказу выполнить и государственную печать, где изобразили святого Георгия в более привычных им традициях, как было принято в Европе – без нимба.

При Иване Грозном всадник-змееборец утверждается на груди двуглавого орла как символ сплочения русских княжеств вокруг Москвы. На голове всадника появляется корона, очевидно, в знак принятия Иваном Грозным царского титула. Приверженцы «светской» версии, считающие всадника образом царя как защитника России, подкрепляют ее такими свидетельствами. Послы Ивана Грозного заявляли, что на печати изображен «государь на коне». Когда в середине XVII века герцог Тосканский спросил русского посла, изображен ли во всаднике Георгий Победоносец, тот ответил: «Великий государь наш на аргамаке» (породистой лошади). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666–1667 годов сказано, что на груди двуглавого орла «царь на коне колет копием змия». Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин утверждал, что на печати Московского княжества вырезано: «Царь на коне победил змия». (Встречается и совсем простое пояснение: «Человек на коне колет змия»). Если всадник – государь, то что же змий? О символе змия разногласий нет: это библейский образ зла и олицетворение врагов русской земли.

Сторонники «георгиевской» версии дают свои трактовки перечисленным фактам. Во-первых, то самое отсутствие нимба в изображении Георгия Победоносца (и прочие отступления от канонов) на печати Ивана III и при его преемниках сделало всадника в представлении русских «царем» или «человеком на коне», то есть светским символом. Отсюда и неопределенное именование «ездец». В.Б. Муравьев предложил более сложное объяснение: всадника на московском гербе называли «государем» русские официальные лица. Подобная идентификация изображения на государственном знаке (монете, печати, эмблеме) с самим государем (или его небесным патроном, что тоже символизировало государя) «была издревле традиционна для России, и отказаться от этой традиции русская бюрократия не решалась». Таким образом, это официальная трактовка государственных лиц, явившаяся из древнего правила чеканить на государственных знаках образ правителя или его небесного покровителя. Иностранцы же, не связанные с русской бюрократией, открыто называли всадника на груди орла святым Георгием, в том числе и Самуэль Коллинс, личный лекарь царя Алексея Михайловича. Но, по мнению Г.В. Вилинбахова и Т.Б. Вилинбаховой, европейцы легко узнавали во всаднике святого Георгия потому, что он был изображен без нимба, как было принято в Европе.

Сторонники «светской» версии указывают и на тот факт, что на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, всаднику-змееборцу на груди двуглавого орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Однако крупнейшие исследователи православной средневековой Москвы М.П. Кудрявцев и Г.Я. Мокеев утверждают, что изображение царя на коне, убивающего копьем змия, здесь дано вместо традиционного герба Москвы – Георгия Победоносца. И указывают на надписи над гербом из книги пророка Исаии: «Аз поставих царя с правдою и вси пути его прави»; «Сей созиждет Град Мой» (Ис. 45: 13).

Алексей Михайлович считал себя защитником Вселенского Православия. Московское царство стало главным покровителем Восточных Патриархатов, прозябавших под османским игом. Появилась идея об освобождении Константинополя и создания православной империи на территории бывшей Византии и Балкан под властью московского царя. Москву же, устроенную во образ Небесного Иерусалима – Града Божия, называли и Новым Иерусалимом на земле, согласно пророчествам книги Исаии об избрании нового народа и города, на который перейдет слава народа Божия: «Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь; работающим же Мне наречется имя новое» (Ис. 65: 15). Изображение Алексея Михайловича воином, убивающим змия, здесь символизирует идею Руси как последнего мирового оплота Православия, и такая вариация вполне могла иметь место на книге.

Ученые не пришли к единому выводу об идентификации московского всадника, но именно он стал прообразом герба Москвы. Слово «герб», буквально означающее «наследство», стало входить в русский обиход при Алексее Михайловиче. В 1672 году появился «Титулярник», где были собраны изображения 33 гербов областей и городов, входивших в полный царский титул. Еще раньше, в 1669 году, царь приказал мастерам изобразить в росписях на стенах Коломенского дворца 14 печатей «в гербах», то есть поместить государственные эмблемы в щитах, по аналогии с европейскими гербами. На них и обратил внимание юный Петр I.

Как зовут всадника на гербе россии. 781221 original. Как зовут всадника на гербе россии фото. Как зовут всадника на гербе россии-781221 original. картинка Как зовут всадника на гербе россии. картинка 781221 original

Святой Егорий на коне

Считается, что Петр Великий, не мудрствуя лукаво, первым из русских назвал московского всадника святым Георгием Победоносцем. Сохранилась его записка, датируемая предположительно 1710 годом: «Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир, монарх российский, свою империю разделил двенадцати сынам своим, из которых владимирские князи возымели себе герб с[вятого] Егория, но потом ц[арь] Иван Вас[ильевич], когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи Российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». В правление Петра I начинается создание московского герба, на котором святой Георгий был изображен в русской традиции, берущей истоки в православной иконографии.
В 1722 году император учредил Герольдию, которая должна была среди прочего заниматься составлением городских гербов – по замыслу Петра, эти гербы предполагалось поместить на знаменах войск, размещавшихся в том или ином городе. На должность «для сочинения гербов» по рекомендации Якова Брюса определили пьемонтского графа Франциска Санти, хорошо знавшего европейские геральдические правила – по ним и собирались создавать русские гербы и исправлять традиционные русские эмблемы. Однако Санти мудро расценил, что успех придет лишь в том случае, если он не скопирует для России европейскую геральдику, а создаст русскую по русским традициям. К тому же, основательно изучив «Титулярник», русские печати и портреты государей, он увидел, что гербы на Руси фактически существуют, в чем-то отвечая и положениям западноевропейской геральдики, и это вызвало у него уважительное отношение к древним русским и московским эмблемам. Оттого он сохранил за русской геральдикой право иметь свои законы. Так, святой Георгий на московском гербе изображался к зрителю правым боком (как на большинстве икон «Чуда святого Георгия о змии»), то есть в левой геральдической стороне. Тогда как по правилам геральдики надлежало сделать наоборот и развернуть всадника в правую геральдическую сторону, левым боком к зрителю. В Западной Европе такое правило возникло по естественным причинам: живые существа, например всадник или лев, всегда изображались левой стороной к зрителю, чтобы в бою или на турнире эти фигуры на щите рыцаря, который он держал в левой руке, не казались убегающими от противника.

Эскиз московского герба выглядел так: в красном поле святой Георгий с золотой короной, в греческом полудоспехе, закрывающем грудь и спину, колет копьем, увенчанным крестом, в пасть черного змия. И здесь он изображен без нимба, но на его святость указывал крест наверху копья. В дальнейшей истории московского герба его все больше приближали к требованиям европейской геральдики.

После смерти Петра Великого Санти ложно обвинили в заговоре против Петра II, и он пробыл в сибирской ссылке 15 лет. Его проект, хотя так и не стал официальным гербом Москвы, был утвержден Сенатом в 1730 году как герб для знамени московских полков. Тогда же был утвержден государственный герб с московским гербом на груди орла: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча (плащ. – Е.Л.) и копье желтые, венец желтый же, змий черный». Итак, плащ святого на гербе не красный, как на иконе, – символ пролитой крови великомученика, а золотой. Геральдические каноны все более утверждаются.

Новая эра московского герба наступила при Екатерине Великой. В зимний Юрьев день 26 ноября 1769 года она учредила в России орден святого великомученика и победоносца Георгия. С тех пор 26 ноября в Зимнем дворце устраивался ежегодный прием в честь орденского празднования. Для торжественных обедов императрица заказала фарфоровый Георгиевский сервиз: все его предметы несли изображения орденских знаков и георгиевской ленты. И тронным залом в Зимнем дворце был Георгиевский зал, созданный Джакомо Кваренги по приказу императрицы.

При Екатерине II Москва вернулась к созданию своего официального герба после реформы местного управления, когда каждый русский город был обязан иметь собственный, высочайше утвержденный герб, по аналогии со свободными городами Западной Европы. Товарищ герольдмейстера подполковник И.И. фон Энден неудачно исправил уже имевшийся московский герб, а именно: переоблачил всадника из древнего полудоспеха в полный панцирь средневекового рыцаря. Такая традиция была принята в Европе, поскольку святой Георгий почитался покровителем рыцарства, но для православной России такая трактовка святого Георгия Победоносца была чужеродна. Кроме того, копье на гербе утратило крест. Однако русская традиция изображения в левой геральдической стороне была сохранена. Сохранились и цвета: красное поле, белый конь и черный змий. Неизвестен цвет плаща, но считается, что он был золотым, как описано в статуте ордена святого Георгия. 20 декабря 1781 года императрица утвердила именно этот герб Москвы как официальный.

Лишь в середине XIX века он был создан по правилам европейской геральдики. Это изменение связано с пожеланием Николая I и с деятельностью немецкого барона Б.В. Кене, управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии, который занимался и созданием Большого государственного герба. «Согласно с требованиями геральдики», он развернул фигуру всадника в правую геральдическую сторону – левым боком к зрителю. Еще Лжедмитрий I на своей печати попытался по-европейски «развернуть» московского всадника, и посягательство на московский герб казалось «уделом» иностранцев. Чтобы поразить копьем змия, находящегося слева от коня, всаднику пришлось бросить узду и взять копье обеими руками. Однако копью был возвращен венчавший его крест. Изображался всадник по-прежнему в сплошных рыцарских латах, но при Александре III в 1883 году ему был возвращен полудоспех. Мантия же святого Георгия вместо золотой стала «лазуревой» – синей. (О.А. Рево предположительно связывает это с возможным желанием герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России: белый конь, синий плащ, красный щит). Вместо черного змия появился золотой дракон с зелеными крыльями. В старину не разделяли змия и дракона – это было одно и то же существо, образ библейского врага. Историк Г.И. Королев, написавший блестящее исследование «Змий или дракон», одной из возможных причин переделывания змия в дракона в XIX веке считает то же желание привести отечественную геральдику в согласие с западноевропейскими геральдическими правилами.

Отечественные геральдисты были очень расстроены этими переменами, ведь именно московский герб, как самый твердый и ранний, установившийся на Руси, следовало охранять от произвольных новшеств. Примененные формально западные геральдические правила без учета особенностей отечественного герба казались чуждыми началами, пренебрежением к национальным традициям.

Любимым в народе оставался иконописный образ святого Георгия Победоносца, воспринимавшийся как святой символ древней Москвы. Писатель Иван Шмелев приводит услышанный им разговор двух московских подмастерьев: «Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан… Чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел».

После революции герб Москвы был упразднен. 27 февраля 1925 года президиум Моссовета утвердил первый советский герб, составленный архитектором Д. Осиповым, – Москва стала первым городом, получившим герб c революционной, пролетарской символикой. Место святого Георгия заняла пятиконечная звезда – победный символ Красной Армии. На фоне звезды был изображен обелиск, являвшийся первым революционным монументом РСФСР, – символ твердости Советской власти. (Этот обелиск – памятник первой советской Конституции, стоял на месте памятника Юрию Долгорукому). Серп и молот – эмблема рабоче-крестьянского правительства. Зубчатое колесо и ржаные колосья, изображенные по овалу щита, символизировали смычку города и деревни, а внизу располагалась динамо-машина – эмблема электрификации.

К образу святого Георгия Победоносца как воина, сокрушающего врага, обратились во время Великой Отечественной войны. И кавалерист на плакате, поражающий копьем свастику со змеиными головами, и карикатуры Кукрыниксов, где советский воин колет штыком фашистскую гадину или в череп Гитлера, навеяны мотивами московского герба. Знаменательно, что битва за Москву началась накануне зимнего праздника святого Георгия, а взятие Берлина состоялось накануне весеннего. 6 мая 1945 года пришлось на Пасху, что верующие восприняли как знак скорой победы, и через день была подписана капитуляция фашистской Германии. Медаль «За победу над Германией» носили на георгиевской ленте.

23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы «Овосстановлении исторического герба Москвы» столице был возвращен ее исторический герб по образцу первого официально утвержденного герба Москвы 1781 года: на темно-красном щите Георгий Победоносец, в серебряных доспехах и лазоревой мантии, на серебряном коне, поражает золотым копьем черного змия. И хотя жаль, что на нашем гербе сохранился облик средневекового рыцаря, далекий от православного образа святого Георгия, но теперь он хотя бы развернут в традиционную для России левую геральдическую сторону. И самое главное: святой Георгий Победоносец снова вернулся на московский герб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *