Как звали будду при рождении
Будда Гаутама
Будда Гаутама
около 563 до н.э. или 623 до н.э.
около 483 до н.э. или 543 до н.э. (80 лет)
Сиддхартха Гаутама — ключевая фигура в буддизме. Его изречения и диалоги с учениками легли в основу буддийского канона — «Трипитаки», сформировавшегося в I веке до н. э.
Будда является персонажем нескольких азиатских религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.
Содержание
Жизнь Будды
В соответствии с принятыми в современных буддийских традициях текстами, Сиддхаттха Гаутама родился в окрестности города Капилавасту (расположенного в долине р. Ганг; ныне в этом месте находится храмовый комплекс Лумбини) в майское полнолуние в кшатрийском племени Шакья. День его рождения широко празднуется в буддийских странах (Весак).
Отец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе, и Гаутама родился царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши. Прежде чем родиться, Гаутама посетил свою мать в сновидении в виде белого слона. В ходе празднования рождения провидец Асита объявил, что этот младенец или станет великим царём, или великим святым человеком. Его отец, желая, чтобы Гаутама стал великим царём, оградил сына от религиозного обучения и от знания человеческого страдания.
Буддизм |
---|
Культура |
История |
Люди |
Страны |
Школы |
Храмы |
Терминология |
Тексты |
Хронология |
Проект | Портал |
Когда мальчик достиг шестнадцатилетия, отец устроил его брак с ровесницей Ясодхарой, и она родила сына Рахула. Отец обеспечивал Гаутаму всем, что тот желал и в чем нуждался.
Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Он последовал пути йогической медитации под руководством двух брахманов-отшельников, и хотя он достиг высоких уровней сознания, он не был удовлетворён этим путём.
Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в юго-восточную Индию. Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Отбросив самоистязание и сосредоточившись на медитации, он обнаружил срединный путь избегания крайностей потворствования себе и самоистязания. Сев под смоковницей, благодаря нему получившей название дерево Бодхи, он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину. В возрасте 35 лет он достиг «Пробуждения» в майское полнолуние. Тогда его стали называть Гаутама Будда или просто «Будда», что означает «Пробудившийся».
Он заявил, что достиг полного Пробуждения и осознал причину человеческого страдания вместе с шагами, необходимыми для её устранения. Это осознание он сформулировал в Четырёх Благородных Истинах. Наивысшее Пробуждение, которое доступно для любого существа, называется ниббана (пали) / нирвана (санскрит).
В этот момент Будда должен был выбрать, удовлетвориться ли собственным освобождением или обучать других людей. Он полагал, что мир, возможно, не готов для такого глубокого осознания, но в конце концов решил отправиться в Сарнатх и прочесть первую проповедь в Оленьем парке. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь.
Будда подчеркнул, что он не является Богом. Будда — наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.
В ходе дальнейших 45 лет жизни он путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии, преподавая своё учение самым разным людям, в том числе сторонникам соперничающих философий и религий. Его религия была открыта для всех рас и классов и не имела никакой кастовой структуры. Он основал Общину буддийских монахов и монахинь («Сангха»), чтобы сохранить Учение после его окончательной «Ниббаны» и ухода из мира. За ним последовали тысячи новообращённых.
В возрасте 80 он решил уйти из мира. Он съел свою последнюю еду, которой было пожертвование от кузнеца Чунды, и неважно себя почувствовал. В присутствии своих последователей Будда ещё раз убедился в том, что его Учение понято и сохранено, и скончался в майское полнолуние. Последними словами Будды были: «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!»
Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ.
Жизнь Будды в традиции Ваджраяны
В Синей Летописи сказано, что во время появления на земле Будды Кашьяпы, будущий Шакьямуни — Бодхисаттва «Благословенный» решил реализоваться. Он стал брахмачарином и переродился в Дэвалоке Тушита. Благословенный выждал время и сказал: «Я войду в чрево Махамайи в стране Джамбудвипа и достигну Нирваны. Те из вас, кто хочет достичь Нирваны, должны переродиться в той стране» Боги умоляли его остаться и говорили, что в той стране не нужно перерождаться, так как там много еретиков (?).
Но Благословенный вошёл в чрево Махамайи в 15-й день месяца уттра-пхалгуни (февраль-март). Он родился в роще Лумбини при восходе звезды Тишья. Это случилось в год Древа-тигра (1027 год до н. э.). Он стал Буддой в полнолуние месяца вайшакха года Огня-Свиньи (994 год до н. э.). Тогда случилось лунное затмение — Рахула проглотил Луну. Через 7 недель Брахма попросил Будду начать проповедь. Проповедь достигла отшельников: Каундинья, Ашваджит, Вашпа, Маханаман, Бхадрика. Они достигли архатства.
В «Самскрита-самскрита-винишчая-нама» сказано:
«Наш Учитель Шакьямуни прожил 80 лет. 29 лет он провел в своем дворце. Шесть лет он подвизался аскетом. Достигнув Просветления, первое лето он провел в месте поворота Колеса Закона (Дхармачакраправартан). Второе лето он провел в Велуване. Четвертое — также в Велуване. Пятое — в Вайшали. Шестое — в Голе (то есть в Голангулапаривартане) в Чжугма Гьюрвэ, что возле Раджагрихи. Седьмое — в Обители 33-х богов, на площадке из камня Армониг. Восьмое лето провел в Шишумарагири. Девятое — в Каушамби. Десятое — в месте, называемом Капиджит (Тэутул) в лесу Парилейякавана. Одиннадцатое — в Раджагрихе (Гьялпё-каб). Двенадцатое — в селении Вераньджа. Тринадцатое — в Чайтьягири (Чотэн-ри). Четырнадцатое — в храме раджи Джетаваны. Пятнадцатое — в Ньяг-родхараме в Капилавасту. Шестнадцатое — в Атаваке3. Семнадцатое — в Раджагрихе. Восемнадцатое — в пещере Джвалини (возле Гаи). Девятнадцатое — в Джвалини (Барвэ-пуг)4. Двадцатое — в Раджагрихе. Четыре летних пребывания было в араме Мригаматри к востоку от Шравасти. Затем двадцать первое летнее пребывание — в Шравасти. Будда ушел в нирвану в роще Шала, в Кушинагаре, в стране Малла».
Семья Гаутамы
В Махавасту [7] называются имена сестёр его матери и Маха-Праджапати — Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова.
Известы следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.
Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса [8] и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, т. к. Девадатта сватался к ней. Буддхавамса [9] также использует это имя, но в палийском варианте — Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.
У Сиддхаратхи был единственный сын — Рахула, который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.
Хронология жизни
Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки. На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, ученые датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. Палийские источники говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например, Dīgha Nikāya 2.100), то мы получаем такие даты: 566—486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология» (long chronology). Альтернативная «короткая хронология» (short chronology) основана на санскритских источниках североиндийского буддизма сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что дает такие даты: 448—368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете — 881 г. до н. э. В прошлом, среди западных ученых общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие.
Радиоуглеродный анализ показывает, что некоторые населённые пункты, которые Будда посещал согласно Палийскому канону, не были заселены до 500 г. до н. э.(±100 лет), что заставляет сомневаться в такой ранней дате, как 486 г. до н. э. Кроме того, рассмотрение доступной нам информации по истории джайнизма заставляет предположить, что Будда и Махавира, лидер джайнов, который умер несколько раньше Будды, оба умерли между 410 и 390 гг. до н. э.
Будда
Будда Шакьямуни (дословно «Пробужденный мудрец из рода Шакья»; 563-483 до н.э.) – духовный учитель и родоначальник буддизма – одной из 3-х мировых религий. Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама/Сиддхартха Гаутама, позднее стал называться Буддой, что в переводе с санскрита буквально означает «Пробудившийся».
Сиддхаттха Гаутама является главной фигурой в буддизме. Его рассказы, изречения и разговоры с последователями легли в основу канонических собраний Священных буддийских текстов. Также пользуется авторитетом и в других религиях, включая индуизм.
В биографии Будды есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Сиддхартха Гаутамы.
Биография Будды
Сиддхартха Гаутама (Будда) появился на свет около 563 г. до н.э. (по другим источникам в 623 г. до н.э.) в городе Лумбине, который сейчас располагается на территории Непала.
На данный момент ученые не обладают достаточным количеством документов, которые бы позволили воссоздать подлинную биографию Будды. По этой причине, классическое жизнеописание основывается на буддийских текстах, которые возникли только спустя 400 лет после его кончины.
Детство и юность
Считается, что отцом Будды был раджа Шуддходана, тогда как его матерью являлась царица Махамайя – принцесса из царства колиев. В ряде источников говорится, что мать будущего учителя скончалась спустя неделю после родов.
В результате, воспитанием Гаутамы занялась его родная тетя по материнской линии Маха Праджапати. Любопытно, что Маха также являлась женой Шуддходаны.
Будда не имел родных братьев и сестер. Однако у него был сводный брат Нанда, сын Праджапати и Шуддходаны. Существует версия, что у него также была сводная сестра по имени Сундара-Нанда.
Отец Будды хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Для этого, он решил оградить мальчика от всяких религиозных учений и знаний о страданиях, которые постигают людей. Мужчина построил для сына 3 дворца, где тот мог пользоваться любыми благами.
Еще в детстве у Гаутамы начали проявляться разные способности, вследствие чего он значительно опережал своих ровесников в изучении наук и спорте. Одновременно с этим он уделял много времени для размышлений.
Когда юноше было 16 лет, отец дал ему в жены принцессу Яшодхару, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Позже у супругов родился мальчик Рахул. Первые 29 лет свой биографии Будда прожил в статусе принца Капилавасту.
Несмотря на то, что Сиддхартха жил в полном достатке он понимал, что материальные блага не являются главным смыслом в жизни. Как-то раз, парню удалось покинуть пределы дворца и воочию увидеть жизнь простых людей.
Будда увидел «4 зрелища», которые навсегда изменили его жизнь и отношение к ней:
Именно тогда Сиддхартха Гаутама осознал суровую реальность жизни. Для него стало ясно, что богатство не в силах избавить человека от болезней, старения и смерти. Тогда же он понял, что путь самопознания является единственным способом для постижения причин страданий.
После этого Будда оставил дворец, семью и все нажитое имущество, отправившись на поиски пути для освобождения от страданий.
Пробуждение и проповедь
Оказавшись за пределами города, Гаутама встретил нищего, поменявшись с ним одеждой. Он начал странствовать по разным регионам, прося у прохожих милостыню.
Когда о странствиях царевича узнал правитель Бимбисара, он предложил Будде престол, но тот отказался от него. Во время своих путешествий, парень обучался медитации, а также был учеником у разных учителей, что позволило ему приобрести знания и опыт.
Желая достичь просветления, Сиддхартха начал вести крайне аскетичный образ жизни, порабощая любые желания плоти. Спустя примерно 6 лет, находясь на грани смерти, он понял, что аскетизм не приводит к просветлению, а только истощает плоть.
Тогда Будда в полном одиночестве продолжил свое путешествие, продолжая искать способы достижения духовного пробуждения. Однажды он оказался в роще, расположенной в видимой близости от Гайи.
Тут он утолил голод рисом, которым его угостила местная женщина. Интересен факт, что Будда был настолько физически истощен, что женщина приняла его за духа дерева. Поев он сел под фикусовым деревом и поклялся, что не двинется с места, пока не достигнет Истины.
В результате, 36-летний Будда якобы просидел под деревом 49 дней, после чего ему удалось достичь Пробуждения и полного представления о природе и причине страданий. Также ему стало ясно, каким образом можно избавиться от страданий.
Позже это знание стало именоваться «Четырьмя Благородными Истинами». Главным условием для Пробуждения являлось достижение нирваны. Именно после этого Гаутаму начали называть «Буддой», то есть – «Пробудившимся». В последующие годы биографии он проповедовал свое учение всем людям.
Оставшиеся 45 лет й жизни Будда проповедовал на территории Индии. К тому моменту у него появилось много последователей. Согласно буддийским текстам, тогда он совершал разные чудеса.
Люди толпами приходили к Будде, чтобы узнать о новом учении. Интересен факт, что правитель Бимбисара, также принял идеи буддизма. Узнав о скорой кончине родного отца, Гаутама отправился к нему. В результате, сын рассказал отцу о своем просветлении, вследствие чего тот стал архатом незадолго до собственной смерти.
Любопытно, что за годы биографии Будда неоднократно подвергался покушениям на свою жизнь со стороны оппозиционных религиозных групп.
Смерть
В 80-летнем возрасте Будда заявил, что в скорости достигнет абсолютного Покоя – нирваны, который не является «смертью» или «бессмертием» и находится вне постижения ума.
Перед смертью учитель сказал следующее: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к своему высвобождению прилагая для этого все усилия». Будда Гаутама умер в 483 году до н.э., или 543 году до н.э., в возрасте 80 лет, после чего его тело было кремировано.
Мощи Гаутамы разделили на 8 частей, после чего положили у основания специально построенных ступ. Любопытно, что в Шри-Ланке находится место, где хранится зуб Будды. По крайней мере в это верят буддисты.
Жизнь и личность Будды
Жизнь Будды Шакьямуни
Любой человек, обладающий воображением, будет изумлен, узнав, что за шесть веков до Христа в Индии жил государь, не уступающий никому до него или после него в духовном бескорыстии, возвышенном идеализме, в благородстве жизни и любви к человечеству. Ученикам, а через них и всему миру, странствующий проповедник Гаутама известен под именем Будды «знающего», «просвещенного».
Сила рока точно таким же образом заставляла размышлять о бедствиях мира Жорж Санд: «Когда печаль, нужда, безнадежность, пороки, которыми полно человеческое общество, поднялись предо мною, когда я уже не размышляла больше о своей собственной судьбе, а думала о судьбах мира, в котором я была лишь атомом, мое личное отчаяние распространилось на всю вселенную и закон рока встал передо мной в таком страшном облике, что мой разум был потрясен».
Подавленный пустотой чувственных вещей, он отказался от довольства, могущества и богатства жизни во дворце, чтобы размышлять о вечном и найти для своих собратьев людей спасение от низости жизни и плотских иллюзий. В те дни искатели истины, преследуемые и одержимые духовным беспокойством, становились странствующими отшельниками. Искатель света должен начать свои поиски отвержением всех благ мира.
Время жизни Великого Будды
В соответствии со старинным обычаем Будда ушел из дома и стал аскетом. Он отказался от своего сана, одел желтый плащ и стал просить милостыню, странствуя по дорогам мира в поисках света и покоя. Это великое отречение от мирских благ он осуществил в возрасте 29 лет. Он пытался найти духовный покой в философском размышлении и некоторое время странствовал в одиночестве по морям чужой мысли, но не добился при этом большого успеха. Утонченная диалектика не дает излечения от духовного беспокойства.
Другое средство ухода от жизни состояло в суровых лишениях, которым подвергалось тело. Гаутама с пятью верными друзьями отправился в уединенное место в джунглях Урувелы, где всячески умерщвлял свою плоть и усердно постился, стремясь обрести душевный мир с помощью сурового аскетизма. Ему не удалось получить какое-либо утешение, ибо истина была так же далека, как всегда. Он начал приходить в отчаяние и однажды ночью чуть не умер, потеряв сознание от усталости и просто от истощения. Но истина все еще оставалась проблемой, а жизнь стояла под знаком вопроса.
Народное предание с большой силой описывает этот акт. Говорят, что Будда поднялся в полночь, подошел к двери комнаты жены и увидел, что она спит, положив руку на голову ребенка. Он хотел взять сына на руки и обнять его в последний раз, но его остановила боязнь разбудить молодую мать. Он повернулся и побежал в ночь в поисках света.
После целых шести лет сурового аскетического послушания Будда пришел к убеждению, что этот метод совершенно бесплоден. Он взвесил на весах пустоту богатства, мудрость школ и суровость аскетизма и нашел, что они не нужны. Очистив тело воздержанием, усовершенствовав ум смирением и укрепив сердце одиночеством, он стал искать мудрости в пустыне. Он обратился к вещам, созданным богом, надеясь узнать истину в красоте утра, великолепии солнца и пышности природы и жизни. Он занялся размышлениями и молитвами.
Просветление Будды под деревом
Он провел под деревом семь недель. «Когда ум берется за большую и сложную проблему, он продвигается вперед, обеспечивает шаг за шагом все новые и новые позиции, очень мало представляя себе, каких успехов он достиг, пока, в результате внезапного озарения, он не постигнет, что победил. Повидимому, так случилось с Гаутамой». Однажды, когда он все еще был предан глубоким размышлениям, отдыхая под деревом, которому его приверженцы дали имя Бодхинанды, или трона разума, его ум озарился. новым светом. Он овладел тем, чего искал.
Когда он обрел просветление после многих лет постоянных поисков и размышлений, он счел своей обязанностью рассказать обреченным толпам о пути к вечному счастью. Миру, идущему по неверному пути, он стал проповедовать благую весть о четырех благородных истинах и восьмеричном пути. Не беспокоясь о тонкостях метафизики, он проповедовал этический путь, желая спасти массы людей, живших в грехе и позоре.
Ясность и кротость его лика, красота и достоинство его жизни, серьезность и энтузиазм его любви, мудрость и красноречие его проповеди завоевывали сердца равно мужчин и женщин. В качестве своих первых учеников он избрал пятерых из своих товарищей по аскезе. Для них он произнес свою первую проповедь о «дхармачакраправартане», или «приведении в движение Колеса Закона». Его товарищи приняли его учение и первыми были должным образом посвящены в члены буддистского ордена, или Сангхи.
Число учеников постепенно увеличивалось. По всем направлениям были разосланы миссионеры для обучения новой дхарме. Самыми первыми и наиболее знаменитыми из обращенных были Сарипутта и Могаллана, аскеты Раджагрихи, которые получили истину от Ассаджи, одного из пяти первоначальных учеников. Будда лично принял их в свой орден.
Другими знаменитыми учениками, занимающими большое место в ранних летописях буддизма, были: Упали, читавший текст Винайи на первом соборе после смерти Будды; Кашьяпа, председатель собора, влиятельный буддист того времени (рассказывают, что сожжение тела Будды было отсрочено до его прихода), и Ананда, двоюродный брат Будды и любимый ученик, который нежно любил Будду, заботился о нем и был ближе всех к нему в момент его смерти.
Тысячами вступали люди в ученики Будды. Целый ряд учителей-брахманов обратился в буддизм. Когда Будда посетил двор отца через двенадцать лет после того, как он его оставил, он сделал это только для того, чтобы обратить в свое учение отца и мать, жену и сына. Многие стали его мирскими учениками; нескольким женщинам было разрешено создать орден буддистских монахинь.
Когда после миссионерской деятельности, продолжавшейся примерно сорок лет, он понял, что приближается время для него отказаться от своего тела и достигнуть паринирваны, он потратил последние часы жизни на советы и наставления Ананде и собравшимся монахам.
Если нирваны достигают и пользуются ею при жизни, то паринирвана могла быть достигнута только после смерти, с распадом телесной жизни.
Упоминаемые здесь факты могут считаться достоверными. В «Лалитавистаре» и в джатаках имеются другие, в большей или меньшей степени легендарные события. Если мы вспомним, что буддистские сочинения, рассказывающие о жизни Будды, написаны спустя 200 лет после событий, о которых они повествуют, нас не удивит, что в них содержится много легендарного в сочетании с рассказами, в значительной мере достоверными. Богатое воображение его последователей украсило историю его жизни бесчисленными легендами. Эти последние говорят не столько о подлинной жизни учителя, сколько о том, как он трогал сердца и поражал воображение людей.
Гаутама Будда
Капилавасту Сиддхартха
Духовный учитель. Основатель буддизма.
На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времен во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрек царевичу отказ от престола после того момента, как увидит старика, больного, умершего и отшельника. Напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира: принц окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству.
Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребенок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец.
Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на ее вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был огражден от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.
Сиддхартха воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Праджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царем, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика специально построили три дворца. В своем развитии обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, проявлял склонность к философии.
Как только сыну исполнилось шестнадцать лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось шестнадцать. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провел 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага не являются конечной целью жизни.
Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушен богами», чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменявшись одеждами с первым встречным нищим, и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».
Принц начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, предложил Сиддхартхе трон. Принц отказался, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.
Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалеку от Гайи. Здесь принял рис, приготовленный в молоке от деревенской женщины по имени Суджата Нанда, дочери пастуха, которая приняла его за духа дерева, такой у него оказался изможденный вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет, пока не найдет Истины.
Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим и Мара отступил.
Будда несколько дней еще пребывал в состоянии самадхи, решая, обучать ли Дхарме других людей. Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако высший дэв Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Учение миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.
Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты: от воинов до уборщиков, убийц и людоедов. При этом совершил множество сверхъестественных деяний.
Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения, цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.
Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой произрастал, цветок не продержится и нескольких часов и сразу же завянет.
В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветет для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.
Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, ее невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, так как чем больший груз мы несем за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живем прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или еще не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Все это символизирует цветок лотоса.
Отцом Сиддхартхи был Шуддходана. Согласно Махавасту, у него было три брата: Дхаутодана, Шуклодана и Амритодана, и сестра Амритика. Тхеравадинская традиция говорит о четырех братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Саккодана и Суклодана, и добавляет кроме Амиты еще одну сестру по имени Памита.
У Будды не было родных братьев или сестер, но был сводный брат Нанда, сын Маха-Праджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда. Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.
Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.