Как звали дочку пророка юсуфа
Можно ли называть детей именами детей других Пророков (мир им)?
Вопрос: Можно ли называть детей именами детей других Пророков (мир им)? К примеру, дочку пророка Юсуфа (мир ему) звали Минесса. Разрешается ли это?
Ответ: По Исламу желательно давать детям имена, у которых красивый смысл и история. Например, лучшие из имен те, у которых начало «Абд…» (раб), а продолжение – один из имен-эпитетов Всевышнего Аллаха. Например, Абудуллах (раб Аллаха), Абдуррахман (раб Милостивого) и т.д., подчеркивается, что вы раб Аллаха. Также одобряются имена Пророков (мир им и благословение), праведников.
Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Нарекайте детей именами Пророков, а самые любимые из имен Абдуллах и Абдуррахман…» (имам Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджах). Главное в имени – хороший смысл без оскорбительного подтекста и указания на отношение к иной конфессии.
Что касается имен детей других пророков, то не пришло запрета в этом. А то, на что нет запрета, является дозволенным. Более того, в нашей общине желательно носить имена праведников.
Желательные имена:
1) Абдуррахман и Абдуллах – это особые имена, потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) подчеркнул именно эти имена в достоверном хадисе.
2) Имена Аллаха с началом слова «Абд» (раб), например, «Абдульазиз», «Абдульджаббар» и т.д.
3) Имена Пророков и Посланников (мир им и благословение), лучшим из имен Пророков и Посланников являются имена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а из Его имен лучшие имена – это Мухаммад и Ахмад.
4) Имена праведников, хороших и благочестивых людей, как пришло в достоверном хадисе от имама Муслима. В частности, имена сподвижников.
Значит, у имен следующие условия:
1) Чтобы имена были на арабском языке, то есть из арабской письменности, но не из других языков. Например, не «Иосиф», а «Юсуф», то есть арабское звучание.
2) Благое содержание. Исключаются имена с запретным по Исламу содержанием или указывающие на разврат; запретно называть детей в честь развратников. Имам и толкователь Корана ат-Табарий (да смилуется над ним Аллах) сказал:
لا ينبغي التسمية باسم قبيح المعنى، ولا باسم يقتضي التزكية له، ولا باسم معناه السب، ولو كانت الأسماء إنما هي أعلام للأشخاص، ولا يقصد بها حقيقة الصفة
Смысл: «Не следует нарекать именем с противным смыслом и произношением, также именем очищающим (то есть, которое указывает, что обладатель этого имени – человек чистой души и святости), также именем, содержащим ругань, даже если это имя дорого для человека, и он нарекает ребенка без намерения уподобить его мерзкому смыслу этого имени…»
3) Имена, не относящиеся к иным религиям, кроме как к религии Ислам, то есть, если имя указывает на то, что он иной религии, а не мусульманин.
Запрещенные имена
1) Запрещено нарекать именами, касающимися только Всевышнего, например, «аль-Каххар» (Принуждающий любого), «аль-Кадыр» (Всемогущий) и т.д., или же перед таким именем надо добавить слово «Абд…» (раб), например «Абдуль-Кадыр».
2) Имена, которые указывают на поклонение другому, кроме как Аллаху, например, «Абду-расул» (раб Посланника) и т.д.
Выбирайте для своих детей лучшие из имен, обдумав, изучив их историю и значение, и это будет лучший метод выбора имени.
Ибн Ахмад
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Праведные женщины (3)
Лайя – тетя пророка Юсуфа, мир ему
В Коране упоминается, что, когда Юсуф, мир ему, стал правителем Египта и наступила засуха, все его братья пришли к нему с просьбой дать еды. (В то время они не знали, что это их брат, которого они бросили в колодец). Затем Юсуф, мир ему, открыл им, кто он такой на самом деле, и дал им свою рубашку, чтобы те накинули ее на глаза их отца – Я’куба, мир ему. И он велел им вернуться с семьями. Когда рубашка Юсуфа коснулась глаз их отца, к тому вернулось зрение. Затем они покинули родную страну и направились в Египет на встречу с Юсуфом, мир ему. Когда они вошли к нему, Юсуф, мир ему, усадил своего отца и тетю на свой королевский трон. Он поступил так из уважения к ним. Тогда они вдвоем и все его братья пали ниц пред Юсуфом, мир ему. В те времена земной поклон в качестве приветствия (саляма) был разрешен. Сейчас это запрещено.
Что касается того, что в Коране эта женщина названа его матерью, то – на самом деле – мать пророка Юсуфа, мир ему, умерла, а пророк Я’куб женился затем на этой женщине. Другие ученые сказали, что это относится к матери Юсуфа, мир ему, которую звали Рахиль. Когда они совершили земной поклон, Юсуф, мир ему, сказал: «Это сбылся сон, который я видел в детстве». Он видел сон, в котором солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему.
Урок:
Как должна была быть праведна эта женщина, что пророк столь уважал ее!
Мать Мусы, мир ему
Урок:
О женщины! Посмотрите, как она полагалась на Аллаха и как доверилась Ему – и какие плоды это принесло.
Сестра Мусы, мир ему
Урок:
Обратите внимание на ее ум. Она нашла его и рисковала своей жизнью, исполняя поведение матери, но враги ни о чем не догадались. О женщины! Покорность родителям, ум и благочестие – это великие достоинства.
Жена Мусы, мир ему
Урок:
Посмотрите, как ей приходилось трудно выполнять обязанности по дому. Когда же пришлось заговорить с чужим человеком, как неспокойно и скромно она говорила! О женщины! Вам тоже следует перестать искать удобства в жизни. Нужно не лениться и исполнять свои домашние дела и обязанности. Помимо это, необходимо всегда быть скромными и застенчивыми.
Свояченица Мусы, мир ему
О ней говорилось до этого. Ее звали Сафира. Она тоже работала по дому вместе с сестрой. Она слушалась отца и заботилась о нем.
Урок:
О женщины! Вам тоже нужно ухаживать за родителями и работать по дому, как заведено у бедняков. Не считайте домашние дела ниже своего достоинства. Очевидно, что вы ничем не достойнее дочерей пророка.
Из книги «Бехишти зевар» («Райские узоры») мавляны Ашрафа Али Санви
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
§15. Юсуф (мир ему) и Зулейха
или история о том, как любовь Зулейхи к Юсуфу (мир ему) переросла в безмерную любовь к Аллаху
Когда прибыли в Египет, Юсуфа (мир ему) облачили в богатую одежду и украшения, и тот, кто видел его прекрасное лицо, мог засомневаться в том, человек ли он. Видя это, Малик захотел его продать, было ясно: что какую бы цену он ни установил, за Юсуфа (мир ему) ее дадут. За Юсуфа дали бы серебро, миск (благовония), шелк столько сколько весит он сам..
Прекрасный юноша был куплен визирем египетского царя, в доме которого он прожил семь лет. С каждым днем Юсуф (мир ему) становился все красивее, и сравнить его можно было с полноликой луной. Имя визиря, при дворе которого жил Юсуф (мир ему) было Китфир, а люди называли его Азизом, и была у Азиза жена – Зулейха. Красота Юсуфа (мир ему) сводила Зулейху с ума. Но между Юсуфом (мир ему) и женой Азиза не было связи, так как забота Создателя окружала его. Образ отца в моменты искушения вставал пред Юсуфом (мир ему) и оберегал его от греха. Джабраил (мир ему) убедил его не поддаваться соблазнам Зулейхи, сказав, что в противном случае Аллах вычеркнет его из числа пророков. Когда Зулейха захотела соблазнить его, Юсуф (мир ему) поспешил уйти. Но Зулейха схватила его сзади за рубашку, и ткань, не выдержав, порвалась. Именно в этот момент их застал Азиз…
Семидневный ребенок из своей колыбели (у Зулайхи детей не было, это был ребенок ее тети), обращаясь к Азизу, по воле Аллаха отчетливо сказал: «Чтобы узнать, кто прав – Юсуф или Зулейха, обрати внимание на порванную рубашку». Обнаружив, что рубашка порвана сзади, Азиз раскрыл коварство Зулайхи, с помощью Аллаха он узнал о порядочности Юсуфа (мир ему). Но коварство женщин велико, и Зулейха, не смотря ни на что, хотела обвинить Юсуфа (мир ему).
История о женщинах и о Зулейхе не сказка, а быль, о которой упомянуто и в Коране. Плененные красотой Юсуфа (мир ему) женщины, порезав руки не почувствовали боли. По возвращении домой они звали Юсуфа (мир ему), и, несмотря на побои, которые им пришлось терпеть от своих мужей, они не переставали повторять его имя. Даже если Коран свидетельствует о людской страсти, кто же может передать силу страстной любви истинного служителя – авлия к Аллаху, от которой забывается обо всем остальном?
После того, как Юсуфа (мир ему) заключили в тюрьму, Зулейха совсем зачахла. Перестав есть, пить и спать, она походила на мертвую. Юсуф (мир ему) же похоже не замечал, что он в темнице. Временами к нему являлся ангел Джабраил (мир ему) и предвещал, что он выйдет оттуда и станет царем. Однажды он принес Юсуфу (мир ему) райский жемчуг и заставил проглотить его, в результате чего Юсуф (мир ему) научился толковать сны, тем самым еще больше прославившись среди узников. Всевышный одарил его талантом наставлять и проповедовать.
Затем к Юсуфу (мир ему) пришел повар и стал посмеиваться над ним, рассказывая сон, которого он вовсе и не видел: «Я видел, как птицы ели хлеб, испеченный мною, с моей головы». Юсуф (мир ему) растолковал его сон так: «Ты выйдешь на волю и будешь повешен, а мозг твой склюют птицы». Такое толкование очень обеспокоило его, и он признался, что этот сон он выдумал сам. Но Юсуф (мир ему) сказал, что в любом случае это с ним произойдет. На третий день повара выпустили, и все предсказанное Юсуфом (мир ему) сбылось. А потом царь издал приказ выпустить того слугу, который носил ему питье, простил его и разрешил вернуться к своим обязанностям. В Коране нет аята, запрещающего просить другого о помощи, но каждый мусульманин должен помнить о том, что Всевышний, Создатель причин, и только Он находит выход из всех трудных ситуаций.
Юсуф (мир ему) попросил водоноса напомнить царю о том, что ни в чем не повинный юноша томится в темнице. Но Всевышний наказал Юсуфа (мир ему) за то, что он возложил надежду на иного, кроме Него, и задержал его в темнице еще на семь лет, в соответствии с количеством букв в слове «Узкурни» – «Упомяни обо мне». В Коране нет аята, запрещающего просить другого о помощи, но каждый мусульманин должен помнить о том, что Всевышний, Создатель причин, и только Он находит выход из всех трудных ситуаций. Он руководит действиями своих рабов, например, одного вынуждает просить, а другого – давать. Просящий и дающий – оба немощны и могут осуществить задуманное только с помощью Всевышнего Аллаха. В действительности все происходит только по Его воле. Поэтому Аллах, чтобы убедить нас в беспомощности человека, привел в пример Юсуфа (мир ему), ниспослав соответствующий аят Корана. Тот, кто разумеет, никогда не уподобит творение Аллаха Его Создателю.
Когда настало время освобождения Юсуфа (мир ему), с радостной вестью об этом к нему спустился ангел Джабраил (мир ему). Он сообщил ему о том, что Раян пригласит его для толкования сна, и это явится причиной его освобождения. Раян увидел во сне, будто бы земля поглотила реку Нил, оттуда вышли семь тучных коров, а затем семь тощих съели предыдущих. Потом он увидел, будто бы на поле выросло семь зеленых и семь желтых колосьев пшеницы, но они в тот же час высохли. Раян в ужасе проснулся и приказал созвать всех толкователей снов, но они не сумели объяснить то, что ему приснилось. На следующее утро царь забыл сон, среди тех, кому он про него говорил, не нашлось человека, который бы помнил о нем.
Тот юноша, которого Юсуф (мир ему) просил напомнить царю о себе, вспомнил про его просьбу (через семь лет. – Прим. пер.) и рассказал царю о том, как Юсуф (мир ему) растолковал в темнице его сон. Царь отправил юношу за ним и обещал сделать Юсуфа (мир ему) визирем в том случае, если он сумеет вспомнить его сон. Когда юноша рассказал Юсуфу (мир ему) о том, что царь забыл увиденный им сон, и что необходимо его вспомнить, он в мельчайших подробностях пересказал сон царя. Раян очень удивился, узнав об этом. Он отправил со своими людьми коня и золотую корону для Юсуфа (мир ему), но он отказался выйти на свободу, пока народ не убедится в его невиновности.
Когда визири огорченные отказом уходили обратно, он поведал им о своем желании узнать, истинны ли слухи о женщинах, которые из-за него перерезали себе руки. Он попросил спросить об этом царя. Царь собрал женщин, вызвал к себе Зулейху и спросил об их отношении к Юсуфу (мир ему). Женщины сказали, что от Юсуфа (мир ему) плохого никогда не видели. А Зулейха оправдала Юсуфа (мир ему), признавшись в своей вине.
Когда Зулейха и женщины сказали правду и после того как народ узнал о том, что Юсуф (мир ему) чист он согласился встретиться с царем. Узникам было тягостно расставаться с ним. Они плакали, так как он был для них как отец. Он прочитал им ду’а, попрощался, а на дверях тюрьмы написал: «Хаза кабру-л-ах’яи», (это «могила живых»).
Правдивый Юсуф (мир ему) вместе с эмирами и визирями прибыл во дворец Раяна. Юсуф (мир ему) поздоровался с ним на арабском языке. Тот спросил: «Какой это язык?» Юсуф (мир ему) ответил, что это язык Исмаила (мир ему), сына дяди Ибрахима (мир ему). Царь с большим почтением посадил его рядом с собой и спросил: «Кто ты?» Ответ был таков: «Меня зовут Юсуф, отец мой Якуб, отец Якуба – Исхак, сын Ибрахима». «Кто же тебя посадил в темницу?» – спросил царь. «Зулейха», – ответил он и рассказал обо всем случившемся. Когда царь спросил о смысле его сна, Юсуф (мир ему) ответил: «Ожидаются семь высокоурожайных лет, а в последующие семь лет будет засуха и голод». Царь поинтересовался, кто же Юсуфу (мир ему) рассказал о его сне и его значении. Юсуф (мир ему) рассказал, что все это он узнал от ангела Джабраила (мир ему). Царя поразила красота Юсуфа (мир ему), его ум, красноречие и правдивость. Поскольку он уже узнал об ожидаемом семилетнем голоде, Раян спросил у Юсуфа (мир ему) совета, как быть. Юсуф (мир ему) посоветовал ему в первые семь лет возделывать все земли, и в колосьях же сохранить лишнее зерно. Когда царь задумался о том, кому бы поручить посевные работы, Юсуф (мир ему) взял это на себя, и царь с радостью согласился.
Царь уволил Китфира, назначил вместо него Юсуфа (мир ему) для правления народом, и все подчинились ему. В это время ему было тридцать лет, в Египте он установил порядок и справедливость, известные во всем мире. Он приказал народу обрабатывать для посева все земли, в результате чего не осталось необработанного клочка земли. Пятую часть урожая отдавали на хранение, и таким образом за урожайные годы все хранилища наполнились зерном.
Вскоре началась ожидаемая засуха, и среди египтян распространился голод. В первую очередь голод ощутил царь, он проснулся с криком о том, что он голоден. Когда повар пришел к нему с едой, Раян удивился: как узнали о том, что он голоден? Тот ответил: «Юсуф сказал». Тогда Раян еще раз удивился тайным знаниям Юсуфа (мир ему). Сколько бы ни ел, царь не мог насытиться. А когда Юсуф (мир ему) провел рукой по его животу, ему стало лучше. Все люди Египта тоже стали ненасытными. Спаси Аллах умму Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) от голода и ненасытности.
Когда в Египте начался голод, двери зернохранилищ были открыты, зерно продавалось за золото и серебро. Все золото и серебро богатых и бедных собралось у Юсуфа (мир ему). Чтобы купить зерно во второй год продавали жемчуг, в третий – скот, в четвертый год зерно приобретали за счет продажи рабов, в пятый год – продавали земельные участки, все территории египтян перешли во владения Юсуфа (мир ему). А на шестом году голода и засухи на зерно стали менять детей, жен. На седьмой год египетские мужчины стали продавать себя Юсуфу (мир ему) в рабство за хлеб. Впоследствии все сады и поля, скот и драгоценности стали его собственностью, а мужчины и женщины – его рабами. За эти семь лет пророк Юсуф (мир ему) ни разу не поел досыта. Он боялся забыть про голодающих, ибо в народе говорится, что сытый голодного не разумеет. Он также приказал слуге царя давать Раяну есть только раз в сутки – в обед, так Юсуф (мир ему) на своем примере научил его, как должен правитель относиться к подданным.
Юсуф (мир ему) спросил царя о том, какими он находит установившиеся порядки, в ответ царь выразил свое согласие с ним во всем. Тогда Юсуф (мир ему) сказал, что освобождает египетский народ ради Аллаха, и при его свидетельстве вернул египтянам их имущество. Хотя Аллах сделал Юсуфа (мир ему) царем, он не заботился об имуществе, и когда у него была возможность есть все, что угодно, Юсуф (мир ему) не стал угождать нафсу.
К этому времени мужа Зулейхи не было в живых, вскоре после смещения он умер, а сама Зулейха стала отшельницей. Она изменилась до неузнаваемости: потеряла зрение, состарилась, лишилась всего богатства. Но, когда она услышала рассказы о Юсуфе (мир ему), к ней вернулась былая любовь, которая с каждым днем усиливалась. Отшельничество ей надоело, и теряя всякое терпение, решила построить шалаш у дороги, по которой ходил Юсуф (мир ему).
Однажды, обращаясь к идолу, которому служила, Зулейха стала его ругать: «Ах, чтоб ты унизился. Как ты не сжалишься над моей старостью? С этого дня ты мне вообще не нужен!» И с этого самого дня она уверовала в Творца и стала молиться Ему утром и вечером.
Пророк Юсуф (мир ему) иногда ездил верхом, и по ржанию его коня люди узнавали о его прибытии. Тогда люди собирались, чтобы взглянуть на него. Зулейха тоже вышла, услышав ржание коня. Почувствовав приближение Юсуфа (мир ему), она вспомнила свою любовь и вскрикнула: «О Делающий покорных себе рабов царями и рабами – жестоких царей!». Услышав такой красивый сифат (атрибут) Аллаха, Юсуф (мир ему) очень растрогался, смутился пред Дарующим и расплакался. Юсуф (мир ему) повторно оглянулся и, увидев Зулейху, сжалился над ней и поручил слуге исполнить ее пожелание. Но Зулейха сказала, что ее просьбу может исполнить только Юсуф (мир ему). Вернувшись домой, Юсуф (мир ему) спросил слугу, что случилось со старушкой. Слуга передал, что она сказала, что ее желание никто не может выполнить, кроме него. Он поручил слуге привести ее. Когда она пришла и поприветствовала его, Юсуф (мир ему) ответил на ее приветствие, и стал спрашивать о ее нужде. «Как же быстро ты меня забыл. » – сказала Зулейха, Юсуф (мир ему) задумался и удивленно спросил: «Кто ты?» Она назвала свое имя «Где же твоя былая красота и богатство?» – удивленно спросил Юсуф (мир ему). «Все это у меня отобрал Тот, Кто выпустил тебя из темницы и сделал царем» – услышал он в ответ. Когда он во второй раз спросил о том, что же ей нужно, Зулейха заставила его пообещать выполнить ее просьбу. Юсуф (мир ему) дал обещание, и она высказала три просьбы ко Всевышнему. Первая ее просьба – вернуть зрение, которое она потеряла из-за постоянных слез по Юсуфу (мир ему). Вторая – снова стать молодой. Эти просьбы Зулайхи Юсуф (мир ему) повторил перед Всевышним, мольба его была Им принята, в результате чего Зулейха помолодела и прозрела. «А теперь женись на мне – это третья моя просьба», – сказала она, но Юсуф (мир ему) от неожиданности смутился. В это время к нему спустился Джабраил (мир ему). Он в первую очередь передал Юсуфу (мир ему) салам Всевышнего, потом сказал, чтобы исполнил желание Зулейхи, и что Всевышний Аллах сделал Зулейху его женой на этом и на том свете. Сыграли пышную свадьбу. Ангелы спустились к Юсуфу (мир ему), чтобы выразить радость по поводу его женитьбы на Зулейхе.
Служанки Юсуфа (мир ему) нарядили Зулейху в красивые одежды, браслеты и серьги. Затем Юсуф (мир ему) подошел к Зулейхе и напомнил о том, что произошло между ними. Юсуф (мир ему) спросил: «Не лучше ли так, по сравнению с тем, чего ты хотела тогда?» «О, друг мой, не обвиняй меня», – ответила невеста и рассказала ему обо всем, когда они остались наедине.
Говорят, что Зулейхе, когда она выходила замуж за Юсуфа (мир ему), было девяносто лет. У них родилась двойня, два сына: Аф-райим и Манша. Любовь Юсуфа (мир ему) к Зулейхе была столь велика, что он не мог оставаться без нее. Всю любовь, которую Зулейха испытывала к Юсуфу (мир ему), Аллах переложил в его сердце. А ее любовь к Юсуфу (мир ему) Аллах превратил в абсолютную любовь к Себе, и она от этой любви забыла обо всем, кроме Всевышнего. Как-то раз, когда она убегала от Юсуфа (мир ему), он схватил ее за платье, и оно порвалось. Зулейха сказала, что пусть это будет за то, что когда-то она порвала рубашку Юсуфа (мир ему).
В браке с Юсуфом (да будет доволен им Аллах) Зулейха прожила сорок лет. После ее смерти осталось трое детей: два сына и дочь. Юсуф же после смерти Зулайхи больше ни на ком не женился. Он до старости был царем и умер в сто двадцать лет.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Женщины упомянутые в Коране. Мать пророка Юсуфа
Эта достойная женщина являлась матерью одного почтенного и правдивого пророка и женой другого достопочтимого пророка. Благородный Коран часто упоминает её в суре Юсуф, потому что она была супругой пророка Якуба и матерью пророка Юсуфа, сына Якуба (да снизойдёт мир на них обоих).
Ни в одном аяте или достоверном хадисе не указано имя матери правдивого Юсуфа (мир ему). Но её имя передаётся в рассказах, приведённых от Бану Исраиль, и они утверждают, что её имя – Рахиль бинт Лябан. Она являлась дочерью дяди пророка Якуба, сына Исхака (да снизойдёт мир на них обоих) по материнской линии.
Биография матери пророка Юсуфа (мир ему) – это история одной из женщин, известных тем, что они упомянуты в Благородном Коране. Эта история является собеседником для сердец, воспитателем для душ и источником наслаждения для слуха, потому как связана с историей Юсуфа (мир ему), о котором наш наиправдивейший любимец, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, благородный сын благородного сына благородного сына благородного — Юсуф, сын Якуба, сына Исхака, сына Ибрахима (мир им)».
Она была одной из тех, кого Аллах наделил Своей милостью. Он даровал ей искренность, чистоту, проницательность и добавил к этому физическое совершенство и превосходство в красоте.
Когда на ней женился пророк Аллаха Якуб (мир ему), она перешла в достохвальный, славный и благословенной дом. Она увидела сияние пророчеств, которые окружали его со всех сторон, ведь её муж был пророком, и отец её мужа был пророком, и дед её мужа был пророком.
Она обращалась к Аллаху, Свят Он и Велик, с многочисленными молитвами, чтобы Он даровал ей чистого избранного сына. Всевышний ответил на её мольбу, и с соизволения Аллаха она забеременела. Счастье её было велико, а когда срок её беременности подошёл к концу, она родила прекрасного, красивого, благородного, почтенного и правдивого мальчика.
Она была очень рада и нарекла его Юсуфом. Юсуф (мир ему) сильнее прочих людей был похож на свою бабушку по отцовской линии Сару, жену пророка Аллаха Ибрахима (мир ему). Поэтому Юсуф (мир ему) был самым красивым человеком своей эпохи и выделялся среди своих братьев и соплеменников. Он был любимым сыном Якуба (мир ему) из всех его сыновей, особенным и самым близким его сердцу.
У Пророка Аллаха Якуба (мир ему) было двенадцать детей: Рахиль родила ему Юсуфа и Биньямина, а остальные дети были рождены ему другими жёнами.
Аллах избирал посланников среди ангелов и людей; так, наш Великий Господь избрал Юсуфа (мир ему) пророком среди всех его братьев.
Всевышний упомянул пророческую миссию Юсуфа (мир ему):
وَلَقَدْ جَاءَكُمْ يُوسُفُ مِنْ قَبْلُ بِالْبَيِّنَاتِ
«И раньше [до Мусы] к вам приходил Юсуф с доводами». (Сура Гафир, аят 34)
Стоит упомнить, что некоторые люди считают, будто братья Юсуфа (мир ему) также были пророками. Однако это несовместимо с их поведением, потому как ранее они и завидовали, и лгали, бросили своего брата в яму, осмелились на убийство и обрыв родственных уз, ослушались отца и совершили другие деяния помимо этих. Это делает для нас ситуацию ясной и очевидной, ведь если бы они были пророками, то не совершили бы те немыслимые действия, о которых говорится в жизнеописании Юсуфа (мир ему).
Что касается Юсуфа (мир ему), то доказательства его пророческой миссии ясны, как божий день. Всевышний почтил его пророческой миссией ещё при жизни его родителей, когда он увидел великое сновидение. Он сел перед своим отцом Якубом (мир ему):
إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ
«И вот сказал Юсуф своему отцу [Якубу]: “О мой отец! Я видел [во сне] одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они совершили мне земной поклон”». (Сура Юсуф, аят 4)
Юсуф (мир ему) рассказал отцу о своём сне, потому как он знал, что у снов имеется толкование и разъяснение, например, он знал, что под звёздами, а вместе с ними под солнцем и луной подразумеваются творения, а их поклон ему символизирует величие его миссии и его высокую степень.
Толкование этого сновидения дошло до нас как в подробном, так и общем виде, и в нём указано, что одиннадцать звёзд – это его братья, солнце – его мать, а луна – отец.
Некоторые учёные и толкователи интерпретировали это сновидение следующим образом: «Под звёздами подразумеваются его братья, под солнцем – его мать, а под луной – его отец, потому что солнце в арабском языке женского рода, а луна – мужского. По этому толкованию мать символизирует солнце, потому что появление луны (пророков) зависит от него, а под луной подразумевается отец, потому что с её помощью находят верный путь во тьме; так и посланники, следуя им во мраке невежества и многобожия, находят верный путь. Братья же обозначены звёздами, потому как их свет не достигает сияния их отца».
Что касается пророка Аллаха Якуба (мир ему), то когда Юсуф (мир ему) рассказал ему о своём сне, он почувствовал страх за других своих сыновей, услышав все подробности и великие признаки. Он испугался, что ими овладеет зависть по причине превосходства, коим Всевышний выделил Юсуфа (мир ему) среди других, побоялся, что они будут строить козни против него и причинят ему вред, ведь, поистине, зависть является худшей болезнью души, и зачастую она практически неизлечима.
О склонности к зависти братьев Юсуфа (мир ему) к нему написал Абу Хайан в своём тафсире, приведя некоторые их душевные качества: «Из видений Юсуфа Якуб понял, что Всевышний Аллах довёл его до степени мудрости, избрал для пророческой миссии и наделил почётом в обоих мирах. Он боялся за него, страшился, что его братья станут завидовать ему, и поэтому запретил рассказывать им о своём сне».
Якуб (мир ему) был не одинок в своём страхе, его жена, мать Юсуфа (мир ему), разделяла его опасения. Она испытывала сильное сострадание к своему сыну, в особенности когда узнала от Якуба (мир ему) толкование сна её сына и его правдивость. Она взмолилась к Якубу (мир ему), чтобы он увещал Юсуфа (мир ему) не разглашать своё видение. Тогда пророк Аллаха Якуб (мир ему) обратился к своему сыну Юсуфу (мир ему):
قَالَ يَا بُنَيَّ لَا تَقْصُصْ رُؤْيَاكَ عَلَىٰ إِخْوَتِكَ فَيَكِيدُوا لَكَ كَيْدًا ۖ إِنَّ الشَّيْطَانَ لِلْإِنْسَانِ عَدُوٌّ مُبِينٌ
«[Якуб] ответил: “О сын мой! Не пересказывай этот сон своим братьям, иначе они [поймут значение сна и] задумают дурное против тебя. Поистине, шайтан человеку – заклятый враг”». (Сура Юсуф, аят 5)
Очевидно, что пророк Якуб (мир ему) обратился к своему сыну с целью предостеречь, с уверенностью, что это воспитательное предостережение не пробудит в душе Юсуфа (мир ему) скрытую ненависть к братьям, потому что он был уверен в совершенстве его личности, полноценности разума, в благом нраве и чистоте его души.
Благородная госпожа, мать пророка Юсуфа (мир ему) была уверена, что её сыну предписано возвышенное дело и что Всевышний Аллах почтил его особой судьбой среди остальных его братьев. Вероятно, она не ожидала, что его братья поступят с ним вероломно и разлучат его с ней и с отцом, какую бы шутку ни сыграла с ними зависть и как бы их ни подстрекали страсти. Однако Всевышний является Господином в Своём деле, и Он знает о том, что было и что будет.
Что же касается пророка Якуба (мир ему), то он напоминал Юсуфу (мир ему) о том, что его видение очень важно и обладает множеством достоинств, и неоднократно предостерегал его не разглашать его, так как это могло пробудить в его братьях зависть к нему.
Он стал разъяснять ему значение его сна: «О сынок. Поистине, так же, как Всевышний подчинил тебе солнце, луну и звёзды и показал тебе их преклоняющимися пред тобой, Он избрал тебя и выбрал для пророческой миссии. Он обучит тебя толкованию рассказов и исполнит Свою милость, сделав тебя посланником и внушив тебе откровение».
Поэтому он сказал ему:
وَكَذَٰلِكَ يَجْتَبِيكَ رَبُّكَ وَيُعَلِّمُكَ مِنْ تَأْوِيلِ الْأَحَادِيثِ وَيُتِمُّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكَ وَعَلَىٰ آلِ يَعْقُوبَ كَمَا أَتَمَّهَا عَلَىٰ أَبَوَيْكَ مِنْ قَبْلُ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْحَاقَ ۚ إِنَّ رَبَّكَ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
«И твой Господь изберет тебя [для пророчества], научит тебя толковать события [сны людей] и одарит совершенной милостью тебя и род Якуба [в обоих мирах] так же, как раньше Он одарил совершенной милостью твоих предков Ибрахима и Исхака. Поистине, твой Господь – Знающий, Мудрый». (Сура Юсуф, аят 6)
И Аллах лучше знает, когда вершить посланничество, и по Своей мудрости дарует его тому, кто этого заслуживает, пресвят Он! Затем он вновь подчеркнул, что тот не должен рассказывать сон своим братьям; и это увещевание воспели (в куплетах):
Явление солнца и полной луны
И появление звёзд блестящих –
Указанье на то, что возвышен ты
Над братьями, знай это.
Не рассказывай им ничего
И тайну не раскрывай.
Поистине, опасаюсь я за тебя,
И страх раба не избавит
От судьбы, даже если свершится она
Для того, кто в тисках угнетения.
Юсуф (мир ему) обрадовался значению своего сна, но шайтан заставил его позабыть о наставлении отца, и он сделал то, от чего его предостерегал отец, поведал своим братьям о сне. Они забеспокоились о его положении, посоветовались, и случилось то, что известно из истории о Юсуфе (мир ему) и его братьях.
Всевышний поведал прекраснейшую историю об этом; Он выделил в Своей книге отдельную священную мекканскую суру, в которой обозначил их положение и рассказал об их зависти к Юсуфу (мир ему) по причине его удивительного видения, которое возвысило его над ними. Затем рассказывается об их поездке в Египет и их прибытии к Юсуфу (мир ему), о том, как они не узнали его, в то время как он узнал их. После многочисленных событий он забрал своих родителей и свою семью, они жили под его попечительством, и его видение сбылось.
Юсуф (мир ему) стал правителем Египта после двух лет разлуки с матерью и отцом, и пройдёт ещё много лет, прежде чем он их увидит. В истории человечества случалось так, что родственник терял родственника, любящий – любимого без следа и без вести, хотя они и находились рядом. Затем по воле Всевышнего Аллаха они воссоединяются, по причине или без, и как же прекрасны эти слова:
Аллах соединяет двух разлучённых после того
Как оба были уверены, что не встретятся вовсе.
Юсуф (мир ему) отсутствовал долгое время, а его отца, опережая друг друга, постигали то испытания, то скорбь. Затем его братья отправились в Египет, чтобы заработать на пропитание. Юсуф (мир ему) узнал их и оставил своего брата Биньямина возле себя. Тогда братья вернулись и рассказали отцу о том, что правитель Египта удержал его от возвращения. Печаль Якуба (мир ему) усилилась, его глаза побелели от печали, но он сдержал плач. Тем не менее, его сердце оставалось незапятнанным, чистым и было связано со Знающим и Сведущим. Он проявил благое терпение и возлагал все свои надежды на Господа, поистине, Он знал о его положении и о положении своего сына Юсуфа (мир ему).
Что же касается госпожи – матери Юсуфа (мир ему), то она была опечалена не меньше своего мужа пророка Якуба (мир ему). Юсуф (мир ему) и Биньямин были далеко от неё, и она уже была готова потерять рассудок, если бы не милость Всевышнего Аллаха.
Оба родителя проявили терпение из-за разлуки с Юсуфом (мир ему) и его братом, как полагается верующим, убеждённым в милости Аллаха. Они оба знали, что проявление терпения в трудностях способствует милости Аллаха и большой пользе, помогает победить любую напасть и каждого завистника:
И как прекрасно терпение, проявленное вовремя,
Терпение в любом положении прекрасно.
Довольно тебе его исхода благоприятного,
Ведь нет ничего ценнее терпения.
И вот пошли первые признаки облегчения для Якуба (мир ему) и его жены. Как-то его дети в очередной раз отправились в Египет, и Юсуф (мир ему) ознакомил братьев со своим положением, раскрыл, кем он является, и объяснил им, что они не осознают степени величия своего отца и брата. Затем он поведал им об истине, которая принесёт им пользу в этом мире и в мире вечном:
إِنَّهُ مَنْ يَتَّقِ وَيَصْبِرْ فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ
«Поистине, если кто остерегается [запретного] и проявляет терпение [во время бедствий, тот будет вознагражден], то Аллах не лишает награды людей добродетельных». (Сура Юсуф, аят 90)
Тогда они признались в содеянном и попросили прощения, он же рассказал им о том, что Аллах является Самым Милосердным и простит их; он также простил им то, что они совершили против него.
Юсуф (мир ему) повелел своим братьям вернуться в священный город и привезти отца, мать и всё семейство.
И вот Якуб (мир ему), его жена, мать Юсуфа (мир ему), а вместе с ними и его семейство, все до единого двинулись в путь. Когда они приблизились к Египту, Юсуф (мир ему) вышел, чтобы встретить своих родителей, с которыми он был в разлуке около сорока лет, и ему было известно об их жизни в этой разлуке.
И вот произошла встреча возлюбленных, и Якуб спросил у Юсуфа Якуба (да снизойдёт мир на них обоих):
«О сынок! Что сделали с тобой твои братья?».
Юсуф (мир ему) ответил:
«О мой отец, мы восхваляем Аллаха за Его милость и благодарим за Его дары. Было и прошло, мы не вспоминаем того, чего уже нет».
И как прекрасно это изречение:
«Давай с нами, забудем историю, что прошла уже.
Не постиг доносчик и не познал этого:
Мы не вспоминаем прошлое, меж нами произошедшее,
Потому как то, что являлось грехом, прощается».
В некоторых историях говорится, что когда Якуб (мир ему) спросил у Юсуфа (мир ему): «Что сделали с тобой твои братья?», он ответил: «Не спрашивай меня о том, что совершили мои братья, спроси меня о бедах, испытаниях и наущениях шайтана, и было их столько, сколько предписал Владыка, Выносящий решения, ну а затем по милости Аллаха явились блага и добро. Щедрость и признательность не опасны для разума человека; хвала Аллаху в любом положении, и не вспоминай о том, что совершили мои братья, о отец».
Как же прекрасно то, что воспето в этом стихотворении:
И если обидчик совершит прегрешение,
Встреть его благом, а не порицанием.
Сделай добро ему, когда он совершит зло, и вы оба
Станете обладателями почёта на слуху и на виду.
Они вошли во дворец к Юсуфу (мир ему), и он оказал отцу и матери подобающий им почёт, посадив на собственное сиденье. Всевышний Аллах сказал:
وَرَفَعَ أَبَوَيْهِ عَلَى الْعَرْشِ
«Он поднял своих родителей на трон». (Сура Юсуф, аят 100)
Конечно же, права родителей не превысит ничто из мирских дел, нет ничего превыше родительских прав, кроме прав Всевышнего Аллаха. Поэтому, когда семейство Якуба (мир ему) вошло к Юсуфу (мир ему), он прижал к себе своих родителей и встретился с ними наедине, без своих братьев. Затем он обратился к своим родителям и братьям с благодарностью ко Всевышнему Аллаху на языке добра и прощения:
ادْخُلُوا مِصْرَ إِنْ شَاءَ اللَّهُ آمِنِينَ
«Войдите в Египет без опаски, если пожелает Аллах». (Сура Юсуф, аят 99)
Смысл суры таков: «Заселяйте Египет – оазис безопасности и сохранности – и обосновывайтесь в нём, не беспокоясь за себя. Не бойтесь голода и гибели вашего скота из-за великой засухи, которая всё ещё держится в некоторых городах».
Родители Юсуфа (мир ему) наслаждались общением со своим благочестивым сыном, он посадил их на свой трон в знак возвеличивания и почёта к их положению. И очевидно, что в Почтенном Коране слово «родители» (ابويه) означает отца и мать, и это слово было употреблено по отношению к ним по причине частого использования среди людей, так же, как говорят «оба родителя» (الوالدان), «двое родителей» (الأبوان).
Главный толкователь Корана имам Ат-Табари сказал, что выражение «его родители» (ابويه) означает его отца и мать, потому как оно наиболее употребительно среди людей и является общепринятым по отношению к обоим родителям.
В определённых источниках говорится, что под словами «родители Юсуфа» подразумевались Якуб (мир ему) и его тётя, потому как некоторые толкователи сообщили, что мать Юсуфа (мир ему) Рахиль умерла ранее, при рождении сына Биньямина. Однако крупные учёные и толкователи сказали: «Его отец и мать были живы в момент прибытия в Египет».
Ибн Хаджар отрицал, что мать Юсуфа (мир ему) уже давно умерла к тому времени, и сказал: «Относительно смерти его матери нет установленных доказательств, и ясные слова в Коране указывают на то, что она была жива».
В действительности это то, на что указывает текст почтенного Корана, и из него достоверно известно, что мать Юсуфа (мир ему) была в живых и прибыла в Египет. Он вошла в него с семейством Якуба (мир ему), и давнее пророчество Юсуфа (мир ему) осуществилось: его отец и братья отдали ему поклон. Поклон пророку Юсуфу (мир ему) состоялся в соответствии с их шариатом, в форме приветствия. Этот поклон был подобен наклону и кивку и являлся приветствием, но не поклонением.
Всевышний почтил мусульманскую общину, даровав ей салям в знак приветствия в обмен на приветствие в виде поклона, а сам поклон был отменён согласно нашему шариату.
Катада сказал: «Так у них приветствовали царей, но Всевышний даровал этой общине салям – приветствие обитателей Рая».
Абу Бакр ар-Рази сказал: «Поклон у них считался почтительным приветствием, как вставание и рукопожатие у нас. Также говорят, что они пали ниц, совершая поклон Всевышнему Аллаху в благодарность за воссоединение с ним».
Благодать, которую ниспосылает Всемогущий Аллах Своему рабу – благословение для тех, кто связан с Ним, и для того, кто поддерживает связь с обитателями Его дома, их родными и сподвижниками. И нет сомнения в том, что мать – самая достойная из тех, кто получает пользу посредством них. Поэтому после дарования (пророческой миссии) пророку Юсуфу (мир ему) его мать и семейство Якуба (мир ему) достигли величия, упрочения (силы) и большой радости, из их жизни исчезло всё неприятное и они получили всё желаемое, об этом говорится в конце суры Юсуф в Почтенном Коране.
Мать Юсуфа (мир ему) Рахиль является одной из тех женщин Почтенного Корана, которых Всевышний Аллах записал в вечности в умах верующих, потому что она была любящей матерью, благодарной рабыней, преданной женой – терпеливой и покорной предопределению Великого и Знающего.
Одно за другим ей явились многочисленные Божественные дарования – воздаянием за её терпение при испытаниях Аллаха и исполнении Его предписаний. Она стала матерью самого известного из всех правителей мира и величайшего из них в то время. Также известно, что она является женой пророка и матерью пророка, продолжила путь благодарности и прожила жизнь в восхвалении Аллаха и в благодарности за Его дары. После невероятного воссоединения со своим сыном она прожила с ним очень спокойную жизнь. Всё же Всевышний Аллах Милостив к Своим рабам, и когда Он принимает решение, то облегчает пути к нему и делает его лёгким. Так и произошла встреча с Юсуфом (мир ему) после долгой разлуки с ним.
Мать Юсуфа (мир ему) продолжала с терпением и довольством жить бок о бок с сыном, ответив на призыв своего Господа.
Мы не знаем точно, умерла она в Египте или в Палестине, однако по некоторым свидетельствам в Палестине имеются следы её пребывания.
Аль-Ханбали сказал в своём «Тарихе»: «Надгробие Рахили находится у дороги между Вифлеемом и Бейт-Джалом, под каменным куполом, и оно известно и посещаемо людьми».
Шейх Абдуль-Гани ан-Наблуси после своей поездки в Иерусалим подтвердил, что тело Рахили находится там.
Он сказал: «И мы пришли к надгробию Рахили, это мать правдивого Юсуфа, мир ему. Мы остановились у этой могилы, прочитали суру Аль-Фатиха и обратились к Всевышнему Аллаху, сделав краткое дуа».