Как звали дочку соловья разбойника
ШЛЯХ СВИНАК. Сейчас территория Шаблыкинского района находится в стороне от больших асфальтированных дорог, а когда-то именно здесь пролегал так называемый Свиной шлях, по которому «шлялись» на север и на юг князья, воины, торговцы, прочие путники. Один «Свинак» шёл в сторону Хотынца и Болхова, другой – Карачева. Поскольку в некоторых былинах говорится о том, что Илья Муромец ехал на коне из Карачарова – Карачева, то путь его лежал, следовательно, на юг, в Киев по территории нынешнего Шаблыкинского района.
Можем ли мы конкретно привязывать былину к нашему краю? Видимо, да, поскольку в былине «Илья Муромец и Соловей–разбойник» указывается:
И подъехал он ко городу Чернигову…
И зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит им Илья таковы слова:
«Ай же вы, мужики – черниговцы!
Нейду я к вам в Чернигов воеводою:
А скажите-ка мне дорогу прямоезжую,
Прямоезжую дорогу в стольно – Киев-град».
Мужички – черниговцы отвечают:
«Прямоезжею дорожкою в Киев пятьсот вёрст,
Окольною дорожкою – цела тысяча…»
Исследователи, конечно, свои взоры обращают на город Чернигов и именно здесь пытаются найти речку Смородинку. А не найдя её, пишут о реке Снепород(?)
Но дело в том, что Черниговское княжество простиралось от окрестностей города Чернигова почти до Москвы. Так что черниговские мужички могли быть и на юге территории нынешней Московской области, где имеется населённый пункт Чёрные Грязи, упоминаемый в былине. И, конечно же, в пределах нынешней Ороловской области.
НА СТЫКЕ КНЯЖЕСТВ. Следует иметь в виду, что с востока в Черниговское княжество входило Новгород-Северское княжество. Черниговские и Новгород-Северские князья не всегда жили мирно, иногда воевали друг с другом. Поэтому наши «орловские» земли в середине XII века то оказывались в составе Черниговского, то Новгород-Северского княжеств. Северная граница Новгород-Северского княжества шла южнее г.Карачева, к истоку реки Навли и затем уходила к г.Крому (Кромы). Не исключено, что именно тогда р.Крома была «кромкой» между этими княжествами.
Почему же предпочтительнее считать, что Муромец встретился с Соловьём-разбойником у села Девять Дубов, что находится на юго-западе Хотынецкого района Орловской области, недалеко от Шаблыкинского края?
Дело в том, что именно отсюда прямоезжей дорожкой до Киева – 500 вёрст! Севернее сгт. Тросна – центра Троснянского района есть указатели, на которых написано: Москва – 450 км, Киев – 450 км. От Тросны до Шаблыкино – ещё где-то 50 километров. Таким образом, г.Карачев с прилегающими землями как раз и находится от Киева в 500 верстах!
ПРЯМОЕЗЖАЯ ДОРОЖКА И ОКОЛЬНАЯ. Любопытный читатель спросит, а с какой стати черниговские мужички говорили об окольной дорожке?! Дело в том, что до Юрия Долгорукого киевские дружины добирались в Суздальские земли кружным путём, через Смоленск, минуя земли вятичей, дававших отпор киевским князьям. Владимир Мономах, например, говорит о походах на вятичей, как об особом подвиге. Особый подвиг совершает и Илья Муромец, который, несмотря на то, что:
поехал по дорожке прямоезжей, сразился с Соловьём – разбойником, который сидел «на семи дубах, в девяти суках», привязал его «ко стремечку булатному».
СОЛОВЬЕ ГНЁЗДЫШКО. В одних былинах сказывается о том, что Муромец поехал сразу в Киев, в других – «ко гнёздышку к Соловьему».
И со этого со гнёздышка Соловьего
Усмотрела его больша дочь Невеюшка,
Говорит Невея таково слово:
«Едет наш батюшка раздольицем чистым полем,
И сидит он на добром коне богатырскоем,
И везёт он мужичища-деревенщину,
Ко стремени булатнему прикована».
То же самое видит вторая дочь Соловья – разбойника – Ненила. И лишь третья дочь – Пелька поняла, что мужичище-деревенщина едет раздольным чистым полем и везёт государя-батюшку… Она же закричала своему и сестриным мужьям, чтобы они хватали рогатины звериные и побили бы мужичища-деревенщину…
Однако сам Соловей-разбойник приказывает любимым зятьям «побросать рогатины звериные и вести богатыря святорусского во гнёздышко соловьее, кормить ествушкой сахарнею, поить его питьицем медвяным, дарить ему дары драгоценные…». Не поехал И.Муромец в гнёздышко соловьее, а поехал он ко городу ко Киеву, ко ласковому ко князю ко Владимиру…
Герои сказки Илья Муромец и Соловей-разбойник (характеристика)
Илья Муромец – один из самых главных, самых любимых и чтимых в народе русских богатырей. Его образ запечатлен не только в былинах, но и в различных произведениях искусства, таких как музыка и живопись.
В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» нашли отражение многие черты характера Ильи Муромца и основные факты его биографии.
Главные герои
Илья Муромец
Илья Муромец родом происходит из села Карачарова, что близ Мурома. Сын крестьянина. Отца Ильи звали Иван Тимофеевич. Отец Илью очень любил и жалел. До тридцати лет Илья просидел сиднем, а после тридцати вдруг поднялся на ноги и почувствовал в себе силу великую.
Илья – человек глубоко верующий. Встав на ноги, он чувствует потребность молитвенно возблагодарить бога за дарованную ему силу. Именно с такой целью он, с благословения родителей, отправляется в Киев, город, славящийся обилием церквей. Другая цель – повидать киевского князя Владимира.
По пути в Киев он совершает первые свои подвиги: разгоняет разбойников, напавших на него в глубоком лесу, затем побивает басурманские войска, стоявшие под Черниговом, и, наконец, побеждает Соловья-разбойника, засевшего в Брянских лесах на реке Смородинке.
Илья Муромец совершает то, что до него не удавалось никому, он побеждает тех, кого все боялись. Он силен великою силою, могуч, бесконечно храбр, при этом добр и великодушен, умеет прощать врагов.
Соловей-разбойник
Просидел на дороге, ведущей от Чернигова в Киев, целых тридцать лет. Он никого не пропускал: всех, кто шел по этой дороге, он убивал своим громким свистом. Так продолжалось до тех пор, пока Соловей не дождался Илью. Только Илье было под силу выдержать его свист и его пересвистать.
Второстепенные герои
Старшая дочь Соловья-разбойника
Зятья Соловья-разбойника
Киевский князь Владимир
К князю Владимиру съезжаются все русские богатыри. Едет к нему и Илья Муромец. Князь Владимир поначалу проявляет по отношению к Илье любопытство и недоверие. Он не сразу верит в силу Ильи Муромца, подвергает его испытанию. Но, убедившись в том, что Муромец справился с Соловьем-разбойником, приближает Муромца к себе.
Алеша Попович и Добрыня Никитич
Богатыри. Верят, что Илья Муромец обладает богатырской силой только после того, как тот представляет им Соловья-разбойника и просит его засвистеть. От свиста Соловья они валятся на землю.
2 вариант
Данную великолепную былину можно назвать одним из лучших проявлений эпоса, который содержит в себе повествование о том, как русские могучие герои старались защищать свою Родину. Главными героями данного произведения можно назвать Илью Муромца, а также такого персонажа, как Соловей- разбойник. Они олицетворяют совершенно разные образы, которые представляют силы добра и зла. Так как эта сказка является весьма доброй, и к тому же поучительной, то главный положительный герой вместе со своими соратниками, побеждают разбойника. Автор заложил в данную работу такую мысль, которая содержит в себе то, что необходимо оставаться преданным своей стране и земле, а также стараться защищать простой народ.
Образ Ильи Муромца
Данный герой представлен в образе богатыря, который защищает русскую землю, проявляя себя отважным и могучим человеком. Он является решительным и мудрым витязем, который не отступает от нацеленного пути, и старается решать все свои проблемы и задачи, какими бы сложными они ни казались. Он защищает русскую землю от нападок вражеских сил, и старается быть честным и справедливым. Он не честолюбив и не амбициозен, и поэтому является обычным воином, который по долгу службы защищает свою землю.
Образ данного сказочного героя является собирательным образом, который олицетворяет силы зла. Благодаря тому, что он обладает уникальной способности, которая заключается в том, что герой может очень сильно свистеть, из-за чего все живое становится мертвым. Он также, как и главный герой, является весьма бесстрашным и сильным завоевателем, который уверен в том, что ему удастся одолеть всех своих врагов. Он сгубил множество простых людей, которые всего лишь пытались пройти мимо его места обитания. Однажды он встречает невероятно сильного соперника в лице Ильи Муромца, который убивает его, отрубая ему голову.
Данный князь из Киева показан сидящим в данном городе. Он не верил Илье в том вопросе, что Соловей разбойник не побежден. Князь считал, что с отрицательным персонажем уже покончено, и не стоит возвращаться к данной теме. Тогда он решает попросить Соловья продемонстрировать свой свист, надеясь на то, что он сделать этого не сможет. Однако, герою удается посвистеть, в связи с чем, Владимир прячется подальше от этой волны, чтобы его не задело. Он продемонстрирован автором как недальновидный правитель, который принимал весьма поспешные решения, которые приводили к тому, что возникали ситуации, являющиеся иррациональными. Произведение получилось очень ярким, интересным, и оно наполнено глубоким смыслом того, что необходимо всегда обдумывать свои действия, особенно занимая столь высокий пост.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Короткое содержание и анализ
Название: | Илья Муромец и Соловей-разбойник |
Автор: | Русский народ. Сказитель: Трофим Рябинин. Собиратель: Александр Гильфердинг. |
Год написания: | примерно XIV век |
Год издания: | 1873 |
Жанр: | Былина |
Направление: | Русский фольклор |
Илья Муромец — один из трех русских самых известных русских богатырей, наряду с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем. Их образы неоднократно использовались в русской культуре: литературе, кинематографе, живописи. Например, эти три фольклорных героя изображены на знаменитой картине В. Васнецова «Богатыри». Образы богатырей, история их жизни и подвигов раскрывается в произведениях эпического жанра русского фольклора — былинах.
Место и время действия
Действие разворачивается в эпоху Древней Руси, до монголо-татарского нашествия, то есть примерно в X – XII веках.
В тексте фигурирует Князь Владимир, что, на первый взгляд, могло бы ограничить датировку периодом его правления — концом X–началом XI века. Дело происходит после крещения Руси в 988 году, так как в тексте упоминаются заутреня (народное название раннего богослужения) и обедня (народное название литургии).
Однако фольклористы указывают, что Владимира, персонажа былин киевского цикла, не следует отождествлять с реальной исторической личностью, а значит и соотносить время действия в былине с периодом его правления — некорректно. Датировка остается размытой, определить её более точно не представляется возможным.
Действие происходит в «неназванном» государстве, но по монархическому государственному образованию (княжеству под управлением князя) и географическим названиям населенных пунктов легко определить Русь.
Былины киевского цикла, к которому относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», объединены местом действия — городом Киевом, столицей древнерусского государства.
Помимо Киева, события былины разворачиваются ещё в нескольких реальных городах Древней Руси: городе Муроме и находящемся в его окрестностях селе Карачарово, родине Ильи Муромца, а также городе Чернигове.
Основные события происходят на пути между Киевом и Черниговом (то есть на территории современной Украины). В тексте присутствует гидроним — река Смородина, возле которой по сюжету былины и промышляет Соловей-разбойник. Это мифическая река, не соотносится с каким-либо реально существующим водоёмом.
Река Смородина упоминается в славянской мифологии как граница «мира живых» и «мира мертвых», считается аналогом Стикса из древнегреческой мифологии.
Некоторые лингвисты связывают это название с рекой Самарой, протекающей недалеко от Киева. Но есть и другая версия: название реки Смородина происходит от слова «смород», что значит «смрад», «сильный, неприятный запах».
Подробный пересказ содержания былины с цитатами
«Из того ли то из города из Мурома, из того ли то села Карачарова» отправился в дорогу добрый молодец Илья. Путь его лежал в Киев. Герой отстоял заутреню в Муроме, а в стольном граде планировал быть к «обеденке».
«Заутреня» и «обедня» — народные названия церковных служб. Первая проходила очень рано утром, вторая — в первой половине дня, перед обедом.
На пути его лежал славный град Чернигов, возле которого стояли полчища врагов, т.е. город был в осаде.
И никто не пройдет через эту «силушку великую», ни зверь не проскочит, ни человек.
Одолел Илья Муромец врагов и въехал в Чернигов. Местные мужики, вдохновленные его подвигом, предлагают ему остаться в городе воеводою. Илья отказывается.
«Не пойду я к вам в Чернигов воеводою».
Спрашивает Илья у мужиков кратчайший путь до Киева («дорожку прямоезжую»). Предостерегают черниговцы богатыря, говоря, что прямоезжая дорога «заколдована, да замуравлена» — опасен путь по ней, а потому пешком её никто не прохаживал и на добром коне не проезживал.
«Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова»
Сидит во сыром дубу «Соловей‑разбойник Одихмантьев сын».
Наводит он ужас на округу, свистит по-соловьиному, да кричит по-звериному, да так, что травы загибаются, цветы осыпаются, деревья к земле приклоняются, а люди, что поблизости очутились, замертво падают.
Есть на Киев и другая дорога — длинная, ехать по ней 1000 верст, а «прямоезжею», через Соловья-разбойника — 500 верст.
Поехал Илья Муромец короткою дорогою, проезжает горы и реки, конь с его холма на холм перескакивает, подъезжает к речке Смородине.
«Засвистал‑то Соловей да и по‑соловьему,
Закричал злодей‑разбойник по‑звериному,
Так все травушки‑муравы уплеталися,
Да и лазуревы цветочки отсыпалися,
Темны лесушки к земле вси приклонилися»
Конь его богатырский поубавил прыть. Берет Илья плеточку и стегает коня. Говорит ему:
Али ты идти не хошь, али нести не мошь?
Что ты на корни, собака, потыкаешься?
Достает Илья Муромец лук, натягивает тетиву и стреляет в Соловья-разбойника, попадает в правый глаз. Потом спустил разбойника на землю, пристегнул его к стремени и повез в Киев.
В гнезде Соловья-разбойника находились три его дочери. Увидели они своего отца с Ильей Муромцем. Первым двум показалась, что это отец на коне едет и «везет он мужичища-деревенщину, Да у правого у стремени прикована».
Лишь третья разглядела, что дело обстоит наоборот — это их отец пристегнут к стремени богатырского коня, и у него выбит глаз.
«Едет мужичища‑деревенщина,
Да и сидит, мужик, он на добром кони,
Да и везет‑то наша батюшка у стремени,
У булатного у стремени прикована.
Ему выбито‑то право око со косицею»
С подачи младшей дочери сестры призывают на помощь своих мужей — зятьёв Соловья, просят их взять «рогатины звериные» и бежать бить «мужичищу-деревенщину».
«Эти мужевья да их любимые,
Зятевья то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные
Да и бежали‑то они да и во чисто поле
К тому ли мужичищу‑деревенщине,
Да хотят убить‑то мужичища‑деревенщину»
Говорит Соловей-разбойник своим зятьям, чтобы побросали они рогатины, предлагает задобрить богатыря, пригласить его в гости в соловьиное гнездышко, угостить яствами, медом, да осыпать дарами.
Зятья Соловья-разбойника так и хотят поступить, но Илья не обращает на них внимания, скачет дальше вместе с Соловьем, пристегнутым к стремени, и прибывает в город Киев, въезжает на княжий двор. Из церкви выходит князь Владимир.
«Он пришел в палату белокаменну». Князь приступает к трапезе, приглашает к столу Илью Муромца.
«Они сели есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати»
Муромец остановил коня посреди двора, вошел в палаты княжеские, отвесил правителю киевскому троекратный поклон.
Князь спрашивает героя, как его зовут, кто он такой и откуда будет. Богатырь представляется.
«Есть я с славного из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович!»
Спрашивает князь, как долго ехал Илья до Киева и какой дорогою. Говорит богатырь, что заутреню стоял ещё в Муроме, держал путь через Чернигов, а оттуда коротким путем, мимо речки Смородины.
Удивился князь, не поверил Илье. Правителю было известно, что стоят у Чернигова вражеские силы и про Соловья-разбойника правитель был в курсе. Как же Илья Муромец добрался до Киева опасной такой дорогой, да живым остался?
Отвечает ему Илья Муромец:
Встает князь из-за стола, накинул шубку да соболью шапку и вышел во двор посмотреть на Соловья-разбойника. Просит князь его посвистеть.
Говорил‑то ведь Владимир‑князь да таковы слова:
— Засвищи‑тко, Соловей, ты по‑соловьему,
Закричи‑тко, собака, по‑звериному.
Соловей-разбойник отказывается и отвечает, что будет выполнять только приказы Ильи. Тогда с теми же словами обращается к нему Муромец. Просит свистеть его не в полную силу. Упрямится Соловей, хитрит, говорит, что от ран лишился он сил, да не может засвистеть. Просит поднести ему чару «зелена вина».
«Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да уста мои сахарни порасходятся,
Да тогда я засвищу да по‑соловьему,
Да тогда я закричу да по‑звериному».
Обращается Илья к Владимиру, чтобы тот поднес Соловью «зелена вина». Отправляется Владимир в горенку, наливает немаленькую чару, объемом в полтора ведра. Подносят вино Соловью. Он всё выпил, восстановил силы да как засвистит, что всё вокруг стало рушиться, а люди погибать. Князь шубкой укрывается, а Илья Муромец вывез Соловья в чисто поле и срубил ему голову.
Характеристика героев
В былине три основных героя – Илья Муромец, Соловей-разбойник и Князь Владимир.
Илья Муромец
В былине «Исцеление Ильи Муромца» сказано, что до 33 лет Илья лежал на печи, не владел руками и ногами, то есть был параличным. Он был чудом исцелен, набрался силы богатырской и пошел совершать подвиги, защищать русскую землю и бороться с нечистью. На момент событий, описанных в былине о Соловье-разбойнике, Илья Муромец уже находится в солидном возрасте.
Неоднократно по отношению к Илье используется определение «старый казак», оно употребляется, скорей всего, в значении «удалец, вольный человек» или воин, выполняющий определенные поручения князя. Казачество как сословие сложилось гораздо позднее, в XV веке. По социальному происхождению Илья был выходцем из крестьян («мужичишко-деревенщина»).
Могучий, сильный и храбрый мужчина, в тексте используется такое определение, как дородный. Илья Муромец — воплощение русской доблести, героизма, силы духа, герой благороден, смел и справедлив.
Соловей-разбойник
Отрицательный персонаж, зло, представленное в виде человекообразного существа, напоминающего птицу. Дом Соловья-разбойника находится на дубе и называется «гнездом». Герой обладает сверхспособностью: мощный свист и рык Соловья несут разрушительную силу. Фантастический герой, олицетворяющий зло и угрозу общественному благополучию, — мифологизированный образ врага. Соловей-разбойник хитер и изворотлив.
Об облике и происхождении Соловья-разбойника существуют разные мнения. Его представляют и «невиданным чудищем», и человеком-птицей, а то и просто злым человеком, который причиняет вред окружающим.
Мнения о том, что образ разбойника восходит к обычному человеку, который по роду деятельности был разбойником, придерживается, например, исследователь Миллер.
Имя собственное «Соловей» могло быть прозвищем или фамилией человека. В различных легендах и вариантах пересказа былинного сюжета у Соловья-разбойника разные отчества. В классическом тексте, на котором основывается данный обзор, он обозначен как «Одихмантьев сын» (то есть отчество Одихматьевич). Встречаются также варианты: Ахматович и Рахматович.
О возможных прототипах
В летописях упоминается эпизод о некоем разбойнике по имени Могула, которого изловили и доставили к князю Владимиру. Он запомнился сильным криком. Высказывается предположение, что он мог быть прототипом «Соловья-разбойника».
В 40-е годы XIX века на страницах «Новгородских губернских ведомостей» была опубликована обнародованная исследователем Н. Мельковым легенда из рукописного источника XVII века. В ней говорилась о двух «мордвинах»: одного звали Скворцом, а второго Соловьем. Иногда происхождение фольклорного образа сопоставляют с ней.
Князь Владимир
Владимир Красно Солнышко или Владимир Всеславич — герой былин о русских богатырях. Образ, вероятно, восходит к историческому князю Владимиру Святославичу. Есть мнение, что к Владимиру Мономаху. Однако фольклорный герой не является реальной личностью, он стал собирательным образом русского князя домонгольской эпохи.
В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» киевский князь герой второстепенный. Его характер проявляется в отношении к главному герою Илье Муромцу. Владимир не верит Илье, что тот смог одолеть Соловья, обвиняет его во лжи, называет пренебрежительно «мужичища-деревенщина», тем самым проявляя сословную кичливость. На фоне Ильи, кладущего крест «по-писаному», кланяющегося «по-ученому», князь выглядит не так благообразно.
Убедившись в правдивости Муромца, Владимир просит разбойника посвистеть. А потом ведет себя несообразно с княжеским достоинством: сам бежит наливать вино Соловью. Смертоносный свист устрашает князя, и он укрывается шубой. Рядом с Ильей князь мелковат, не смел, не очень умен. И разбойник подчиняется не Владимиру, а Илье. Князь изображен в былине несколько предвзято, как нередко в народном творчестве представлялись образы царей.
Второстепенные персонажи
Дочери и зятья Соловья-разбойника появляются в одном из эпизодов, пытаются помочь отцу и тестю, но оказываются немощными и незначительными перед лицом богатырской доблести. Названы в тексте «любимыми», что намекает на способность Соловья-разбойника к проявлению человеческих чувств и обозначает связь между героями, олицетворяющими «силы зла».
Народ (черниговцы и киевляне) — коллективное действующее лицо, обобщенный образ населения Руси, живущего под княжьей волей и властью князя и под гнетом врагов. Чаяния и надежды людей на защиту и спокойствие обращены не к правителю, а к таким народным героям, как Илья Муромец.
Анализ былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника
Происхождение
Былина — фольклорное произведение эпического жанра. Истоки былинных сюжетов — рассказы, поверья, мифы, древние легенды русского народа. Формирование сюжета произведения «Илья Муромец и Соловей разбойник» исследователи относят третьему Владимиро-Суздальскому периоду (XIV век). Для произведений устного народного творчества характерны различные варианты текста с общим сюжетом.
Поскольку былина относится к Киевскому циклу, «родом» сюжет, вероятно, из южных и центральных русских земель. В XIX веке считалось, что большинство сюжетов русских былин утеряно, однако, как выяснилось, они сохранились на Русском Севере. Большинство былин Новгородского, Киевского, и других циклов были записаны от северных сказителей. Широко известно имя Трофима Григорьевича Рябинина.
Считающийся каноническим текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» от Трофима Рябинина записал ученый-славист A. Ф. Гильфердинг 8 июля 1871 года в Кижах.
Кижи — остров в Онежском озере, в Республике Карелия. Благодаря памятникам деревянного зодчества считается всемирно известной достопримечательностью, имеет статус музея-заповедника
Тексты, записанные Гильфердингом на территории современной Карелии, были изданы в 1873 году в сборнике «Онежские былины» уже после смерти фольклориста.
Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872) — русский ученый, лингвист, историк, фольклорист немецко-польского происхождения, член Императорской Академии Наук.
Жанровые и стилистические особенности
Одной из жанровых особенностей былины как эпического произведения считается героическая или историческая составляющая в сюжете. Это тексты, рассказывающие о событиях и подвигах прошлого. В рассматриваемой былине героическое событие — победа богатыря Ильи над Соловьем-разбойником.
Эпитетами могут быть как прилагательные (добрый конь, сыра земля, стремечко булатное), так и существительные (травушка-мурова, мужичишко-деревенщина)
Гипербола — художественное преувеличение, один из основных приёмов для былинных сюжетов. Качества героев, масштабы, эффект, произведенный их действиями, намеренно преувеличены.
В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» гипербола используются в описании победы Ильи над вражеской черной силой под Черниговом, например: «черным черно, как черна ворона» (очень много).
Гипербола применяется в характеристике силы соловьиного свиста: «… все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются». В финале произведения разбойнику подносят «немалу чашу — полтора ведра» — это тоже гипербола.
Структура и композиция
Сюжет былины изложен последовательно, описывается путешествие главного героя, включающее три этапа (путь от Карачарово до Чернигова, от Чернигова до Киева и пребывание в Киеве), на каждом этапе события постепенно раскрывают образ героя, его характер, мотивы поступков. В структуре повествования можно выделить элементы традиционной композиции:
Какие темы поднимает?
Основная тема — защита русской земли.
Былинные тексты, как правило, имеют патриотическую направленность. В них воспевается Русь-матушка, отражается уклад жизни и русский характер. На протяжении почти всей своей истории с незапамятных времен Русь, Россия вела войны, сражалась с врагами, отражала набеги захватчиков. Богатырь – мифологизированный, героизированный образ русского воина. Основная тема фольклорного произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — защита русской земли.
Борьба добра со злом
Для русских былин характерно четкое разграничение двух противоборствующих сторон, при этом добро всегда побеждает зло. Два центральных героя произведения — Илья Муромец и Соловей разбойник — представляют два полюса: добро и зло. Добрый герой призван устранить источник бедствий русского народа. У каждого из персонажей есть своя свита. На стороне Ильи Муромца выступает весь русский народ. На стороне Соловья-разбойника — его семья: дочери и зятья. На стороне Ильи заметный перевес в поддержке.
Сила духа русского народа
«Богатырская наша сила, сила духа и сила воли», — напишет XX-м столетии известный советский поэт Николай Николаевич Добронравов, обращаясь к фольклорным образам. Внутренняя сила человека — одно из главных качеств русского характера, воспетых былинами. Богатыри — это не просто «силачи», это стойкие люди, обладающие силой духа, без которой сама по себе физическая сила не так важна. Богатырь Илья Муромец в сражении с Соловьем-разбойником не демонстрирует какой-то сверхсилы, его поступки — это скорее проявление силы духа и доблести.
Образ Ильи Муромца — это средоточие лучших качеств русского народа. В былине показано, что спасение русской земли не в ее правителях, а в обычных людях, добрых, доблестных и отважных, коими она полнится.
Природа в былине
Жители Древней Руси очень близки к природе, они в ней жили. Во многих сохранились верования в силы природы от недавнего язычества. В былине нет описаний природы, но она присутствует в ней то упоминанием о звере, который «не прорыскивает», или о вороне, который «не пролетывает». Травушка-мурава, цветочки лазоревые, лесушка звучат рефреном в былине, помогают понять восприятие мира человеком Древней Руси. Соловей-разбойник, представитель зла, своим свистом губит не только людей, но и природу, нарушая её гармонию.
Экранизации
Мотивы былины и образы её главных героев неоднократно воплощались в отечественном кинематографе и мультипликации. Художественный фильм-сказка «Илья Муромец», снятый Александром Птушко в 1954 году, объединяет мотивы нескольких фольклорных сюжетов о русском богатыре, в том числе и былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Одноименные мультфильмы, основанные на сюжете былины, в СССР и России создавались дважды.
Рисованный мультфильм режиссера Ивана Аксенчука по сценарию Михаила Волгина вышел в 1976 году, является продолжением мультфильма «Илья Муромец. Пролог» (1975).
В 2007 г. выпущен мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» режиссера Владимира Торопчина, позиционируется как вторая часть трилогии о русских богатырях. Сюжет мультипликационного фильма многим отличается от фольклорного оригинала, дополнен сюжетами и событиями, которых нет в классическом тексте, однако основная фабула сохранена.