Как звали двух братьев рюрика
Рюрик и его братья
Рюрик и его братья
Конунг Рюрик и его братья (или более дальние родственники) согласились на условия славянских вождей, и вскоре Рюрик прибыл в Ладогу – первый известный город на Руси, и «сел» в ней «владеть». Синеус устроился на севере, в Белоозере, а Трувор – на западе, в Изборске, где до сих пор сохранился холм – «Труворово городище». После смерти младших братьев Рюрик стал «владеть» всеми землями один. Принято считать, что Рюрик (Рёрик) был мелким датским конунгом (князем) с берегов Северного моря, одним из многих викингов-завоевателей, которые на своих стремительных кораблях – дракарах совершали набеги на страны Европы. Целью их была добыча, но при случае викинги могли захватить и власть – так произошло в Англии, Нормандии. Славяне, торговавшие с викингами (варягами), знали, что Рюрик – опытный воин, но не очень богатый владетель и что его землям постоянно угрожают сильные скандинавские соседи. Неудивительно, что он охотно откликнулся на заманчивое предложение послов. Обосновавшись в Ладоге (ныне Старая Ладога), Рюрик затем поднялся по Волхову к озеру Ильмень и заложил новый город – Новгород, завладев всеми окрестными землями. Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «русь», первое значение которого – воин-гребец на скандинавской ладье. Потом так стали называть дружинников-варягов, служивших у конунгов-князей. Затем имя варяжской «руси» было перенесено сначала на Нижнее Поднепровье (Киев, Чернигов, Переяславль), где обосновались варяги. Еще долго жители Новгорода, Смоленска или Ростова говорили, отправляясь в Киев: «Поиду на Русь». А затем, уже после того, как варяги «растворились» в славянском окружении, Русью стали называть восточных славян, их земли и созданное на них государство. Так, в договоре с греками в 945 г. владения потомков Рюрика были впервые названы «Русской землей».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Рюрик
Рюрик Русская княжеская династия, согласно летописи («Повесть временных лет»), берёт свое начало в Новгороде. Из той же летописи мы узнаём, что приднепровские славяне были вынуждены начиная с VIII в. подчиняться хазарам, а северные славянские и некоторые финские
Рюрик
Рюрик Все знают, что новгородцы призвали Рюрика. В этом знании есть два темных места: наличие в то время Новгорода и личность Рюрика.В «Повести временных лет» призвание Рюрика относится к 862 году. Но в то время Новгорода как укрепленного поселения на месте детинца ещё не
Скандальные «братья…» («Братья Карамазовы»)
Скандальные «братья…» («Братья Карамазовы») Фильм «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому стал последним в карьере кинорежиссера Ивана Пырьева. Он приступил к работе над ним весной 1967 года, а осенью планировал закончить все работы. Однако в самом начале октября Пырьев
Рюрик
Рюрик Сообщение ПВЛ от 862 года является основный аргументом в куцем перечне норманнистских «доказательств». Посмотрим, что сообщают по этому поводу различные списки русских летописей. Можно было бы обойтись каким-либо одним сообщением, но увы, не все так просто, и об этом
Гостомысл и Рюрик
Гостомысл и Рюрик Обратимся теперь к Северной Руси. Город Ладога (иначе — Невогород) в устье Волхова, вблизи озера Нево (Ладожского) возник раньше Киева, — вероятно, еще в середине VIII века, но начал играть «государствосозидающую» роль позднее; сначала он являлся узловым
Рюрик
Рюрик С пышными торжествами, с крестным ходом и военным парадом, под пушечный салют, в присутствии всей императорской семьи 8 сентября 1862 года в Новгороде был открыт один из самых красивых и значимых памятников нашей страны. Он удивительно гармоничен и является, наверное,
Рюрик (862–879)
Рюрик (862–879) Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли
Рюрик — тезка
Рюрик — тезка Противоречия и несообразности летописи приводили даже крупных историков к неубедительным гипотезам. Действительно, вначале платили дань варягам, потом выгнали варягов, но тотчас же вслед за этим попросили их «владеть нами»? Несуразица явная. И потому В. О.
Гостомысл и Рюрик
Гостомысл и Рюрик Обратимся теперь к Северной Руси. Город Ладога (иначе — Невогород) в устье Волхова, вблизи озера Нево (Ладожского) возник раньше Киева, — вероятно, еще в середине VIII века, но начал играть «государствосозидающую» роль позднее; сначала он являлся узловым
РЮРИК
РЮРИК Русская княжеская<1>династия, согласно летописи<2>(«Повесть временных лет»<3>), берёт свое начало в Новгороде. Из той же летописи мы узнаём, что приднепровские славяне были вынуждены начиная с VIII в. подчиняться хазарам<4>, а северные славянские и некоторые финские
Рюрик — тезка
Рюрик — тезка Противоречия и несообразности летописи приводили даже крупных историков к неубедительным гипотезам. Действительно, вначале платили дань варягам, потом выгнали варягов, но тотчас же вслед за этим попросили их «владеть нами»? Несуразица явная. И потому
Глава 2. «…ТАК БЫЛ ЛИ РЮРИК?»
Глава 2. «…ТАК БЫЛ ЛИ РЮРИК?» Этот вопрос не праздный, ибо о происхождении Рюрика историкам практически ничего достоверно не известно, что позволяет некоторым из них объявить его не исторической, а легендарной личностью — по примеру князя Кия.Существует несколько версий
Рюрик
Рюрик В год 6370 (862)Об основателе первой русской великокняжеской династии известно очень немногое. Некоторые ученые считают, что это знаменитый пират Рорик Ютландский, вассал императора Лотаря и правитель Южной Ютландии и Фрисланда (современные Дания и Голландия).
1.1.1. А был ли Рюрик?
1.1.1. А был ли Рюрик? В небольшом уютном Приозерске, городе на берегу Ладожского озера в Ленинградской области, никто не сомневается в том, что первый российский самодержец нашел свое последнее пристанище где-то в окрестностях.В Старой Ладоге, в первой каменной крепости и
III. Об имени Рюрик
III. Об имени Рюрик Имя Рюрик, ныне доминирующее во всех исторических источниках, имело, однако, и другие начертания, например, Рурик (в некоторых местах летописи), что может быть принято просто за описку или отражение фонетики переписчика.Однако в Хронографе б.
ИТАК, РЮРИК…
ИТАК, РЮРИК… В «Книге Степенной Царского родословия», составленной в XVI веке митрополитом Афанасием по прямому «заказу» Грозного Царя, о происхождении Рюрика и его Дома рассказывается так:«Жезлом же прообрази в Руси Самодержавие Царское скифетроправление, иже начася от
Синеус и Трувор — легендарные братья Рюрика
Повесть временных лет, основной источник по истории Древней Руси, лишь дважды упоминает о легендарных братьях первого русского князя.
«И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро…».
Как и личность родоначальника древнерусской правящей династии, реальность его братьев по сей день вызывает сомнения у многих специалистов. Существовали ли Синеус и Трувор на самом деле, а если нет, что же значат слова, которые написал Нестор в своём труде?
Призвание варягов
Синеус и Трувор упоминаются лишь в «Сказании о призвании варягов» — данных в других письменных источниках о братьях первого русского князя нет. Это открывает широкие возможности в трактовке истории прихода Рюрика на Русь. Исследователи за последние века выдвинули несколько гипотез о происхождении основателя великокняжеской династии, и в зависимости от занимаемой ими позиции роль Синеуса и Трувора меняется: некоторые говорят, что эти герои ранней русской истории действительно существовали, другие же всерьёз сомневаются в их историчности.
В. П. Верещагин. Рюрик, Синеус и Трувор. (wikipedia.org)
Сюжет о призвании братьев на руководящие роли в государстве довольно распространён среди индоевропейских народов. Предания о приглашении правителей из других стран подчёркивали древность и легитимность той или иной династии, а сам лидер «делегации» зачастую прибывал на новые земли не один, а с родственниками, дабы укрепить влияние своей семьи. Некоторые исследователи указывают на подозрительное сходство истории, рассказанной в «Повести временных лет» и эпосе о первом короле Кента Хенгисте, который стал единоличным правителем после смерти братьев — так же, как и Рюрик.
Король Кента Хенгист. (wikipedia.org)
Синеус и Трувор — братья или приближённые?
Попытки определить происхождение самих имён Синеус и Трувор делались ещё в 19-м веке. Русский историк Степан Гедеонов, например, выводил имя Синеус из соединения слов «синий» и «ус» — конечно, мало кто поддержал эту довольно примитивную гипотезу. Скоро стало ясно, что имена братьев Рюрика имеют скандинавское происхождение. Оставалось лишь выяснить, имена это собственные или нарицательные.
Ещё в середине 19-го века учёный Арист Куник предположил, что слова «синеус» и «трувор» — это древнерусское переосмысление скандинавских эпитетов «победоносный» и «верный». Впоследствии этот взгляд в первой половине 20-го века поддержали русские историки в эмиграции, например, Николай Беляев. Последний, в свою очередь, дополнительно предложил своё объяснение происхождения рассматриваемых слов: «свой род» и «верная дружина» соответственно.
Николай Беляев. (wikipedia.org)
Учёные были недалеки от истины, однако, по мнению современных исследователей, они перепутали местами причины и следствие. Действительно, подавляющее большинство скандинавских имён основано на эпитетах — это, впрочем, распространено и в других языках. Куник и Беляев отмечали, что подтверждением их гипотезы может служить тот факт, что имена Синеус и Трувор не встречаются в письменных скандинавских источниках. Однако это утверждение опровергнуто современными исследованиями — найдено достаточное количество упоминаний в рунических надписях Швеции и Исландии.
В.М. Васнецов. Призвание варягов. (wikipedia.org)
Итак, если допустить, что Рюрик действительно существовал, то Синеус и Трувор, с высокой долей вероятности, тоже реальные исторические персонажи. Остаётся неизвестным, были ли они братьями первого русского князя или же виднейшими представителями его дружины. Так или иначе, но Рюрик после своего прибытия поставил их княжить в Изборске и Белоозере, согласно летописному сообщению. Что из себя представляли эти земли в далёком 9-м веке?
Синеус и Белоозеро
Современный Белозёрск находится не на том же месте, что древний город. В 14-м веке после разрушительной эпидемии чумы поселение перенесли на несколько километров — там и поныне стоит город, и он не имеет ничего общего с легендарным Синеусом.
Территория современной Вологодской области в 9-м веке была населена финно-угорским племенем весь, от которых произошли современные карелы и вепсы. Они имели тесные хозяйственные связи с восточнославянскими племенами и, по всей видимости, в определённой степени зависели от них политически. Значительные доходы гарантировала продажа пушнины, контроль над ними имел стратегическое значение, именно поэтому Синеус отправился вершить правосудие в эти земли.
Однако археологические раскопки, проведённые в окрестностях Белозерска в последние десятилетия, показали, что город возник не раньше 10-го века. Исследователи обратились к другим поселениям региона. Одно из самых значительных находилось на месте современного посёлка Городище — тогда оно называлось Крутик. Он возник в середине 9-го века и был вовлечён в торговый путь из варяг в греки, что подтверждается археологическими находками, однако скандинавские артефакты относятся лишь к 10-му столетию — таким образом, пребывание в этом поселении викингов, которые были бы современниками Синеуса, не доказано.
Синеус и Трувор — легендарные братья Рюрика
«Повесть временных лет», основной источник по истории Древней Руси, лишь дважды упоминает о легендарных братьях первого русского князя.
«И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро…».
Как и личность родоначальника древнерусской правящей династии, реальность его братьев по сей день вызывает сомнения у многих специалистов. Существовали ли Синеус и Трувор на самом деле, а если нет, что же значат слова, которые написал Нестор в своём труде?
Призвание варягов
Синеус и Трувор упоминаются лишь в «Сказании о призвании варягов» — данных в других письменных источниках о братьях первого русского князя нет. Это открывает широкие возможности в трактовке истории прихода Рюрика на Русь. Исследователи за последние века выдвинули несколько гипотез о происхождении основателя великокняжеской династии, и в зависимости от занимаемой ими позиции роль Синеуса и Трувора меняется: некоторые говорят, что эти герои ранней русской истории действительно существовали, другие же всерьёз сомневаются в их историчности.
Сюжет о призвании братьев на руководящие роли в государстве довольно распространён среди индоевропейских народов. Предания о приглашении правителей из других стран подчёркивали древность и легитимность той или иной династии, а сам лидер «делегации» зачастую прибывал на новые земли не один, а с родственниками, дабы укрепить влияние своей семьи. Некоторые исследователи указывают на подозрительное сходство истории, рассказанной в «Повести временных лет», и эпосе о первом короле Кента Хенгисте, который стал единоличным правителем после смерти братьев — так же, как и Рюрик.
Синеус и Трувор — братья или приближённые?
Попытки определить происхождение самих имён Синеус и Трувор делались ещё в 19-м веке. Русский историк Степан Гедеонов, например, выводил имя Синеус из соединения слов «синий» и «ус» — конечно, мало кто поддержал эту довольно примитивную гипотезу. Скоро стало ясно, что имена братьев Рюрика имеют скандинавское происхождение. Оставалось лишь выяснить, имена это собственные или нарицательные.
Ещё в середине 19-го века учёный Арист Куник предположил, что слова «синеус» и «трувор» — это древнерусское переосмысление скандинавских эпитетов «победоносный» и «верный». Впоследствии этот взгляд в первой половине 20-го века поддержали русские историки в эмиграции, например, Николай Беляев. Последний, в свою очередь, дополнительно предложил своё объяснение происхождения рассматриваемых слов: «свой род» и «верная дружина» соответственно.
Учёные были недалеки от истины, однако, по мнению современных исследователей, они перепутали местами причины и следствие. Действительно, подавляющее большинство скандинавских имён основано на эпитетах — это, впрочем, распространено и в других языках. Куник и Беляев отмечали, что подтверждением их гипотезы может служить тот факт, что имена Синеус и Трувор не встречаются в письменных скандинавских источниках. Однако это утверждение опровергнуто современными исследованиями — найдено достаточное количество упоминаний в рунических надписях Швеции и Исландии.
В.М. Васнецов. Призвание варягов. Источник: wikipedia.org
Итак, если допустить, что Рюрик действительно существовал, то Синеус и Трувор, с высокой долей вероятности, тоже реальные исторические персонажи. Остаётся неизвестным, были ли они братьями первого русского князя или же виднейшими представителями его дружины. Так или иначе, но Рюрик после своего прибытия поставил их княжить в Изборске и Белоозере, согласно летописному сообщению. Что из себя представляли эти земли в далёком 9-м веке?
Синеус и Белоозеро
Современный Белозёрск находится не на том же месте, что древний город. В 14-м веке после разрушительной эпидемии чумы поселение перенесли на несколько километров — там и поныне стоит город, и он не имеет ничего общего с легендарным Синеусом.
Территория современной Вологодской области в 9-м веке была населена финно-угорским племенем весь, от которых произошли современные карелы и вепсы. Они имели тесные хозяйственные связи с восточнославянскими племенами и, по всей видимости, в определённой степени зависели от них политически. Значительные доходы гарантировала продажа пушнины, контроль над ними имел стратегическое значение, именно поэтому Синеус отправился вершить правосудие в эти земли.
Однако археологические раскопки, проведённые в окрестностях Белозерска в последние десятилетия, показали, что город возник не раньше 10-го века. Исследователи обратились к другим поселениям региона. Одно из самых значительных находилось на месте современного посёлка Городище — тогда оно называлось Крутик. Посёлок возник в середине 9-го века и был вовлечён в торговый путь из варяг в греки, что подтверждается археологическими находками, однако скандинавские артефакты относятся лишь к 10-му столетию — таким образом, пребывание в этом поселении викингов, которые были бы современниками Синеуса, не доказано.
«Сказание о призвании варягов» — летописная вставка уже 11-го века. К этому времени Белоозеро играло важную политическую и торговую роль в регионе. По всей видимости, именно поэтому это название появилось в тексте. Но соотнести его с легендарным Синеусом на данном этапе исторического знания невозможно. Можно лишь гипотетически предположить, что в бассейне Шексны существовали другие крупные поселения, где могла находиться княжеская резиденция.
Трувор и Изборск
Изборск обычно ассоциируется с могучей крепостью, которую европейцы называли «железным городом» — он становился причиной головной боли для немецких крестоносцев, вторгавшихся в пределы Псковской и Новгородской республик в Средневековье. Однако современный Изборск был основан лишь в 1330 году и имеет весьма опосредованное отношение к летописному, куда Рюрик отправил своего брата, Трувора.
Крепость Изборск. Источник: wikipedia.org
В отличие от истории Синеуса и Белоозера, место, куда мог прибыть легендарный князь, можно локализовать. Речь идёт о Труворовом городище. Археологи датируют его 7-м веком — поселение было крупным племенным центром кривичей, которые, согласно «Сказанию о призвании варягов», участвовали в приглашении правителей из-за рубежа. Археологические раскопки, в отличие от вологодского Крутика, подтверждают присутствие в древнем Изборске варягов, хотя и в небольшом количестве. Другие же артефакты позволяют говорить о том, что Труворово городище было глубоко вовлечено в хозяйственные и торговые отношения Руси с соседними странами, а политическое значение центрального поселения кривичей не подлежит никакому сомнению.
«Назначение» Рюриком своего брата или приближённого князем Изборска в этой связи выглядит вполне логичным и вызывает меньше сомнений, чем присутствие в центральном поселении племени весь Синеуса. А об имени легендарного Трувора туристам напоминает древний каменный крест, находящийся на территории старого кладбища.
Существовали Трувор и Синеус или нет, но они живут до сих пор в топонимике и народных преданиях. Поэтому, в определённой степени, братья Рюрика реальны, хоть и в людской памяти. Оба брата, согласно летописи, скончались в 864 году, после чего Рюрик стал единоличным правителем своего государства.
РЮРИК
Рюрик. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. |
Рюрик (+ 879), первый русский князь, родоначальник правившей в России до конца XVI века династии.
Год и место рождения Рюрика неизвестны.
Одни исследователи объясняют имя Рюрик из древненорманнского языка, другие находят аналогичные ему и в славянском языке.
В некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья Рюрик, Синеус и Трувор не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за варяжского князя.
В «Сказании о князьях владимирских» приводится легенда о происхождении Рюрика от Пруса, брата императора Августа.
Одной из жен Рюрика была Ефанда, дочь князя урманского, из рода норвежских королей, которая родила ему сына Игоря [1]. По некоторым сведениям у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд [2].
Легенда о призвании варягов
Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире, является одной из самых больших проблем отечественной истории. Остаются спорными вопросы:
Согласно «Повести временных лет», уставшие от междоусобных войн, племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что общая и в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой: » Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами«.
Правление Русью
Скоро Синеус и Трувор умерли, и Рюрик, присоединив области их к своему княжеству, стал править один, владения его стали называться Русью.
Основал город над Волховом (ныне Рюриково Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи — Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром) он послал «своих мужей».
В 862 году отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира, которые по дороге осели в Киеве, «собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян» [6].
Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на севере, Аскольд и Дир на юге [7].
Скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына своего Игоря своему родственнику Олегу.
Князь Рюрик. Гравюра 1805 г. |
Литература
Интересно, что из других, внелетописных, источников следует, что жители Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI века. Так, в «Слове о Законе и Благодати», написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI века, родоначальником династии русских князей называется Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания.
До конца XI века имени Рюрика не было и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками, потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о призвании варягов и «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII века.
Использованные материалы
[1] Согласно Иоакимовской летописи. См. Татищев, История Российская, глава 4. Об истории Иоакима, епископа новогородского: http://www.spsl.nsc.ru/history/tatisch/tatis004.htm
[2] См. статью словаря Брокгауза и Ефрона
Рюрик
Рю́рик ст.-слав. Рю́рикъ | ||
Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России» | ||
| ||
---|---|---|
862 — 879 | ||
Предшественник: | Гостомысл | |
Преемник: | Олег Вещий | |
Наследник: | Игорь Рюрикович | |
Вероисповедание: | язычник | |
Смерть: | 879 | |
Род: | Рюриковичи | |
Дети: | сыновья: Игорь |
Рю́рик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Содержание
Рюрик в летописях
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:
Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).
В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.
Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя:
«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…» [5]
Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. норманизм), позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.
Происхождение Рюрика
Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.
Норманнская версия
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами, из Скандинавии.
Этимология имени
Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского — rex: король, царь). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов: [6] [7]
Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):
Рорик из Дании
В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.
В 863 году он безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Эйрик из Швеции
Западно-славянская версия
Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
Варяги из вагров или пруссов
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»
В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов [19] :
«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»
Мекленбургские генеалогии
Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).
В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.
Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.
Ободриты, также именуемые ререгами
Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.
Иоакимовская летопись
Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Так Рюрик, согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.
Рюрик в историографии
Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.
По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет: «В л ѣ то 6370 изгнаша Вар ѧ гы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соб ѣ волод ѣ ти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.
Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.
Данные генетических исследований
Наследники
Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.