Как звали гринева в капитанской дочке
Пётр Гринёв
Пётр Гринёв. Актер О. Стриженов. Х/ф «Капитанская дочка». 1958
Пётр Андреевич Гринёв – главный герой повести «Капитанская дочка», русский офицер, состоящий на службе в Белогорской крепости. От его лица автор ведет свое повествование. В ходе сюжета прослеживается становление персонажа. Из избалованного и изнеженного барчука Гринёв превращается в смелого, ответственного, преданного родине человека. Большую роль в его судьбе играет предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев. Прототипом героя стал русский офицер Иван Башарин, принимавший участие в подавлении пугачевского бунта.
Описание героя
Биография
Знакомство с Петром Гринёвым происходит, когда ему всего лишь шестнадцать лет. Родился он в родовом поместье Гринёвых в Симбирской губернии. У его родителей, Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны, до него было девять детей, но все они умерли в младенческом возрасте. Поэтому они души не чаяли в своем единственном сыне Петруше. Окруженный родительской любовью, Петя был озорным, немного избалованным мальчиком. Сам он так вспоминал о своем детстве: «Я жил недорослем, гонял голубей, играл в чехарду с дворовыми мальчишками».
Когда Петруше исполнилось пять лет, отец назначил ему воспитателя – своего бывшего стремянного Савельича. Он давно жил в усадьбе Гриневых и Андрей Петрович мог ему доверить воспитание единственного сына. Он научил мальчика грамоте, познакомил с породами собак и лошадей, привил любовь к русскому фольклору. Через некоторое время Пете выписали из Москвы гувернера-француза, который оказался парикмахером. Кроме того, он был большим любителем выпить, поэтому обязанности свои исполнял из рук вон плохо. В итоге Пётр так и не получил должного домашнего образования. Он был обучен лишь элементарной грамоте, но зато «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».
Гринёв с родителями. Иллюстрация А. Иткина
Пушкин не конкретизирует внешность молодого Гринёва, он делает акцент лишь на одежде. В сцене отъезда на службу на нем был заячий тулуп, а поверх него – лисья шуба. По приезде в крепость он одевается в офицерский мундир и камзол.
С детства отец старался привить Петруше военные навыки. Повзрослев, юноша уже представлял себе, как будет служить в Петербурге, но Андрей Петрович думал иначе. Несмотря на то, что Пётр еще до рождения был зачислен в Семеновский полк, он решил, что его сын обязательно должен нюхнуть пороха, поэтому договорился о его назначении в Оренбургскую губернию.
Петра огорчило решение отца, а мать перед предстоящей разлукой день и ночь проливала слезы. Однако, перечить старому Гринёву никто не решался. Показательна сцена, где отец дает сыну наставления перед отъездом. Среди них звучит: «Береги честь смолоду». Оно указывает на то, что Андрей Петрович превыше всего ставит дворянскую честь. Его сын полностью разделяет его убеждения. Так, Пётр с верным Савельичем выдвигаются в путь. Старый слуга – для присмотра за «дитятей» и в качестве стремянного, а молодой Гринёв – навстречу серьезным испытания и своей любви.
Буран
По дороге к месту назначения герои попали в ужасную метель. Буран разыгрался такой, что не было видно ничего вокруг, в том числе и дороги. На их счастье они встретили мужика, который проводил их до постоялого двора. В благодарность за это Гринёв подарил ему заячий тулуп. Он еще не знал, что
Наказ отца Петруше. Иллюстрация А. Бенуа
делает подарок самому Пугачёву. Как не знал и того, что будущий бунтарь никогда не забудет ему этот добрый жест. Очень важное и символическое значение имеет сон, который приснился Гринёву, и в котором содержится прямое указание на роль Пугачёва в его судьбе.
Сон Петра Гринёва
Петру приснилось, что он вернулся домой: «…матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,– говорит она мне,– отец болен при смерти и желает с тобою проститься». – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» – «Всё равно, Петрушка,– отвечала мне матушка,– это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…» Но Гринев отказывается исполнить просьбу матушки. – «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди! под мое благословение…» Сон Петра – это предсказание, каким нелегким окажется его путь.
Честь и долг
Отношение Гринёва к чести Пушкин продемонстрировал в сцене знакомства героя с Зуриным, который, будучи авантюристом, выиграл у наивного юноши сто рублей. Савельич умолял Петрушу не выплачивать долг, так как нес ответственность за каждую копейку бюджета. Но Гринёв не желал никаких послаблений. Он был уверен, что на кон поставлена его честь, поэтому отдал Зурину деньги. В этом прослеживается верность вековым дворянским традициям. Пётр, как и его отец – человек слова и чести. Зурин же впоследствии стал хорошим товарищем Петруше и также сыграл определенную роль в его судьбе.
Гринёв и Пугачев
Формирование характера Петра хорошо прослеживается на примере его отношений с Пугачёвым. Первая встреча на постоялом дворе показала, что Гринёв – это чуткий, благородный человек, не побоявшийся довериться встречному мужику и готовый отблагодарить его за помощь. Здесь же читатель узнает о пророческом сне, который увидел герой. Этот сон предрекает тесную связь жизни Гринёва с мятежником и то, насколько будет зависеть его судьба от воли этого человека.
Следующая встреча происходит уже не с безымянным мужиком, а предводителем крестьянского восстания. Отказавшийся присягнуть ему Пётр, готов разделить участь своих сослуживцев и ожидает смерти на эшафоте. Но Савельич буквально на коленях вымаливает прощение для своего барина. Пугачев милостиво отпускает Петра, но даже и в этот момент Гринёв отказывается приложиться к руке мятежника. Стойкость молодого офицера, не пожелавшего предать свою честь, очень ярко обрисована в этом эпизоде.
Гринёв и Пугачёв. Иллюстрация С. Герасимова
Очередная встреча произошла в станице, куда заехал Гринёв, отправляясь спасать Машу из заточения. Рассказ Петра о том, что Швабрин обижает сироту, возмутил Пугачева. Такое поведение было не принято среди его людей, и он вызвался помочь Петру. Здесь снова следует вспомнить про вещий сон: волею случая Пугачев вновь оказывается вершителем судьбы и счастья Гринева.
Через взаимоотношения этих героев прослеживается неоднозначность характера Гринёва. Не помышляя о предательстве императрицы, он не может не испытывать чувство благодарности к этому мятежнику. С позиции дворянина и патриота Пётр не принимает «правду жизни» Пугачёва, но его притягивает эта сильная и не лишенная благородства, личность. Гринёв видит в нем не только злодея, но и обыкновенного человека.
Гринев и Швабрин
Отношения между этими двумя героями-антагонистами Пушкин выстраивает на противопоставлении. Честному и благородному Гринёву оппонирует бесчестный и коварный Швабрин. Они оба влюблены в Машу Миронову, но клевета Швабрина становится источником главного конфликта. Несмотря на запрет дуэлей, Гринёву важно защитить честь девушки, ради этого он готов пожертвовать жизнью. Особенно низким выглядит донос Швабрина Андрею Петровичу после того, как Пётр искренне простил ему свое ранение на дуэли.
Враждебность между героями достигает предела, когда Швабрин переходит в отряд Пугачева. Гринёв испытывает истинное отвращение к изменнику присяге, переметнувшемуся в стан врага. Подлость Швабрина еще больше раскрывается в его грязном поступке – доносе на Гринёва. Это становится причиной его ареста и грозит судом и каторгой. Но Пётр и здесь не изменяет своему сильному характеру и стойкости. Он с достоинством переживает эту ситуацию и выходит из нее победителем. В этом ему помогает Маша, просившая за него перед императрицей, которая, во всем разобравшись, реабилитирует Гринёва.
Роль героя в произведении
Пушкин показал в лице своего героя русского офицера второй половины восемнадцатого столетия. Такие типажи были очень характерны для России того времени. Автор нисколько не приукрашивает Гринёва, он не заставляет его совершать безумные поступки и демонстрировать чудеса отваги и бесстрашия. Напротив, сюжет повести строится таким образом, что Пётр всегда преодолевает трудности с помощью какого-либо персонажа. Несмотря на его мужество и патриотизм, он как будто играет роль пассивного участника событий. Ему на помощь приходят то Савельич, то Пугачёв, то его возлюбленная Маша.
Гринёв и Маша. Иллюстрация С. Герасимова
В этом смысле не лишним будет вспомнить, что Гринёв, по сути, самый обычный, ничем не выдающийся молодой человек, волею судьбы оказавшийся вовлеченным в гущу трагических событий. Тем не менее, этот герой с честью выполнил предназначение, отведенное ему Пушкиным. Потому что одной из ключевых задач Александра Сергеевича было показать, что именно судьбы обычных людей и составляют основу исторических процессов.
Развитие героя по мере сюжета
Эволюция образа Гринёва переживает несколько существенных моментов. В первую очередь, это взвешенное решение Андрея Петровича об отправке сына в отдаленную крепость Оренбургской губернии. Затем, влияние на саму эпоху и на людей исторического события – крестьянского бунта под предводительством Пугачёва. Ведь истинные черты характера проявляются у человека только в сложных и драматических ситуациях. В данном случае под влиянием череды событий происходит превращение беззаботного недоросля в настоящего офицера-патриота.
В каждой последующей главе повести автор демонстрирует, как меняется и крепнет характер молодого Гринёва. В этой трансформации не последняя роль принадлежит людям, с которыми взаимодействует герой. Такие персонажи, как супруги Мироновы с одной стороны, и Пугачёв со Швабриным – с другой, любовь к Маше, грозные события мятежа, страшные картины казней, которыми он сопровождался, предстоящий суд и возможная каторга – все это не могло не отразиться на впечатлительной натуре молодого человека. За два года Гринёв пережил столько событий, сколько порой не выпадает человеку за всю жизнь.
Демонстрируя постепенное становление Гринёва, Пушкин одновременно создает русский национальный характер, для которого типичны такие качества, как доброта, верность присяге, благородство и честность. Только после всех испытаний герой становится таким, каким видит его читатель в финале повествования.
Отношение автора к герою
Пушкин представляет Гринёва в образе положительного героя, и сам проявляет к этому персонажу явную симпатию. Он наделяет его такими чертами, как доброта, благородство, честность, готовность пожертвовать собой ради любимой, умение общаться с людьми из разных сословий. Перед читателем возникает образ живого человека со своими достоинствами, но и не лишенный недостатков. Такой подход к портрету главного героя делает его исключительно правдоподобным.
Арест Гринёва. Иллюстрация Д. Шмаринова
Автор много внимания уделяет любви Гринёва к Маше Мироновой. Он показывает, что чувства его, в отличие от Швабрина, настоящие и возвышенные, достойные подражания. Пушкин создает для Гринёва такие ситуации, которые становятся поучительными. К примеру, если бы Петр так искренне не отблагодарил Пугачёва при их первой встрече, то неизвестно, как бы в дальнейшем повел себя жестокий бунтовщик. Возможно, не удалось бы дожить до финала повести ни главному герою, ни его невесте Маше Мироновой. Гринёва на протяжении всей повести преследует везение, и это также говорит о хорошем отношении к нему автора. Пушкин словно бы помогает ему и выручает, казалось бы, из самых безнадежных ситуаций.
Прототипы
Сначала, по замыслу Пушкина, главным героем должен был стать молодой офицер-дворянин, который, предав присягу, перешел на сторону Пугачева. Его прототипом мог стать подпоручик Михаил Шванвич. Но затем Пушкин остановился на кандидатуре другого офицера – Ивана Башарина. Во время бунта он был взят в плен, но смог избежать казни. Иван присягнул Пугачёву и был назначен командиром, но через некоторое время сбежал и снова стал служить в гвардии. Пушкин не очень хорошо знал детали биографии этого человека, поэтому присвоил своему герою дворянское происхождение.
Во время работы над повестью Пушкин посещал места, по которым прокатилось пугачевское восстание. Во время этих поездок он нашел еще одну биографию, которая его заинтересовала. Это был офицер, состоящий на службе у Пугачёва, Валуев. Пушкин несколько раз менял фамилию центрального персонажа и в итоге остановился на Гринёве. Упоминание о нем он нашел в документах той эпохи. В одном из правительственных сообщений эта фамилия стояла в ряду с теми, кто находился на подозрении в измене, но «по следствию оказались невинными» и были освобождены.
Экранизации героя
Образ Петра Гринева не раз находил воплощение на экране. Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств. На кинофестивале в Локарно (Швейцария) этот фильм был награжден главным призом как самый сенсационный фильм!
Выбор режиссера на исполнение роли Гринёва пал на замечательного актера Олега Александровича Стриженова. Ему уже довелось вкусить зрительского признания после таких фильмов, как «Овод» и «Сорок первый», где он исключительно точно передал сложный внутренний мир своих героев. Участие же в «Капитанской дочке» стало его очередным успехом. Актер проявил настолько бережное отношение к литературному персонажу, что стал самым идеальным Петрушей Гринёвым.
Этой роли он отдал себя без остатка, проявив все свои физические и эмоциональные возможности. Весь его актерский талант был направлен на одно – предстать перед зрителем истинно пушкинским Петром Гринёвым. Образ, который он создал, невозможно переиграть, как и невозможно представить себе другого актера в этой роли. Его Гринёв – это образец благородства и изысканности, тот самый герой, которого читатель знает и любит, благодаря гениальному Пушкину.
все герои «Капитанской дочки». помогите пжл, надо писать всех героев «Капитанской дочки» А. с. Пушкин
Маша, Мария Кузьминична Миронова- главный женский персонаж повести, та самая капитанская дочка, из-за которой повесть носит такое название.
Главные герои «Капитанская дочка» Главный герой «Капитанской дочки» — Пётр Андреевич Гринёв. Честный, порядочный, до конца верный своему долгу молодой человек. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем). Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем. Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”. Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши. Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Пугачев один из главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения. Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица. Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”. И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому? ” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”. Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа. Швабрин Алексей Иванович – двор
Название произведения | Капитанская дочка |
---|---|
Автор | Александр Пушкин |
Жанр | Исторический роман |
Год написания | 1836 |
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава I. Сержант гвардии
Петр Андреич Гринев рассказывает о своей семье: отец Андрей Петрович после выхода в отставку жил в Симбирской деревне, мать была из бедной дворянской семьи. У Петруши было 8 братьев и сестер, но все умерли во младенчестве.
Еще до рождения его зачисляют сержантом в Семеновский полк. Воспитывают Петрушу крепостной дядька Савельич и мосье Бопре, бывший парикмахер, француз, который пил и в большей степени интересовался дамами, нежели обучением барчонка. Однажды отец Гринева уличил француза в пьянстве – во время урока он спал, а юный Гринев делал воздушного змея из географической карты. Бопре прогнали. Образование Гринева кончилось. На семнадцатом году его отдают на военную службу, но не в Семеновский полк: отец желает ему настоящей военной практики и определяет в Оренбург. Отец благословляет его:
«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду»
Он надевает заячий тулуп, лисью шубу и вместе с Савельичем пускается в путь. В первый же вечер в Симбирске Гринев по неопытности напивается, проигрывает ротмистру Зурину в бильярд 100 рублей и грубит Савельичу. Несчастный дядька винит во всем француза Бопре. Зурин требует уплаты долга, и Гринев приказывает Савельичу выдать деньги: он жалеет о грубости и высокомерии, но стремится избавиться от опеки и показать свою зрелость. Они уезжают.
Глава II. Вожатый
«Я хотел бежать…и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…»
В ужасе герой просыпается. Они оказываются на постоялом дворе, который больше напоминает разбойничий притон, хозяин-казак потчует их, а провожатый устраивается вверху на полатях.
«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское»
Петр Андреич велит поднести вожатому чаю, но тот отказывается и просит вина. Хозяин и вожатый ведут странный иносказательный разговор, смысл которого для Петруши туманен. После он догадывается, что речь идет об усмиренном в 1772 г. казацком войске. Наутро буря утихает, герои готовятся в путь, Гринев велит Савельичу дать вожатому полтину. Тот против, тогда Петруша дарит незнакомцу свой заячий тулупчик, несмотря на возражения Савельича. Вожатый надевает его, тулуп трещит по швам, и бородатый незнакомец благодарит Петрушу: Век не забуду ваших милостей
В Оренбурге Гринев передает отцовское письмо его служебному товарищу, и тот определяет его в *** полк в Белогорскую крепость на границу киргиз-кайсацких степей под командование капитана Миронова.
Глава III. Крепость
Глава IV. Поединок
«Капитанская дочь
Не ходи гулять в полночь»
Наутро они встречаются, но их арестовывают. Василиса Егоровна в присутствии коменданта и дочери распекает их, просит помириться и отпускает домой. Гринев говорит с Марьей Ивановной, и она признается, что очень не любит Швабрина: он сватался к ней, но она отказала. Гринев понимает, почему Швабрин плохо о ней отзывался.
На следующий день дуэль возобновляется. Гринев и Швабрин фехтуют, Петруша начинает одолевать противника, но его окликает Савельич, и Швабрин ранит его.
Глава V. Любовь
Петр Андреич ранен, Савельич тревожится о его здоровье, Марья Ивановна ухаживает за ним. Однажды утром девушка целует его.
«Ангельский голос ее меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливаясь слезами умиления…»
Гринев сватается к капитанской дочке. Она соглашается, и продолжает ухаживать за любимым. Тот пишет письмо отцу о позволении жениться: он опасается, что отец не примет этого решения.
Швабрин под арестом, и счастливый и влюбленный Гринев просит помиловать его. Они мирятся. Приходит письмо от отца: в нем Гринев находит холодный и жестокий отказ, кроме того, отец знает о дуэли. Петруша подозревает Швабрина в донесении родителям. Он честно сообщает Маше о решении отца, девушка печалится и отказывает ему. С тех пор она избегает Гринева.
Глава VI. Пугачевщина
Гринев рассказывает о крепостях вокруг Белогорской: во время его службы становилось все более и более неспокойно, казаки то и дело бунтовали. Однажды в октябре комендант получает секретное письмо с донесением о побеге опасного казака Емельяна Пугачева, объявившего себя царем Петром III и затевающего мятеж среди яицких казаков. Комендант сетует, что у них только 130 военных и раздает указания. Чистят пушку. Казаки, живущие в крепости, взволнованы. От башкирцев в степи узнают, что Пугачев идет с войском к Белогорской крепости.
Через немого башкирца Пугачев отправляет в крепость письменное воззвание: он вербует казаков и солдат и объявляет о штурме. Спустя некоторое время узнают, что ближайшая к Белогорской Нижнеозерная крепость уже захвачена. Офицеры и солдаты готовятся к приступу. Василиса Егоровна отправляет Марью Ивановну в Оренбург к крестной матери.
Глава VII. Приступ
Петр Андреич не может заснуть: это его первый штурм, и кроме того, он тревожится за Машу. Утром он узнает, что уехать она не успела, дорога отрезана. Крепость осаждают, и впереди на белом коне виден сам Емельян Пугачев. Мятежники призывают солдат вступить в пугачевское войско. Начинается штурм, но длится он не долго: казаки захватывают крепость, ранят коменданта, арестовывают Гринева.
Пугачев сидит на креслах на крыльце дома Мироновых. Его лицо кажется Петруше знакомым. Комендант и Иван Игнатьевич отказывают признавать Пугачева и присягать ему. Их прилюдно вешают. Гринев ждет своей казни, и замечает в толпе бунтовщиков Швабрина в казацкой одежде. «Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов».
Гринева тащат к виселице, но за него вступается Савельич: он кидается в ноги Пугачеву и обещает выкуп от родителей барчонка. Самозванец дарит Петруше помилование.
Глава VIII. Незваный гость
Гринев больше всего волнуется о Марье Ивановне: дом разгромлен, где она – неизвестно. Выясняется, что Маша живет у попадьи, и та выдает ее за племянницу. Савельич признает в Пугачеве «вожатого» — того самого, которому Петруша подарил заячий тулупчик. Петр Андреич понимает, почему Пугачев помиловал его. Он не решается покидать крепость, пока Маша здесь.
Глава IX. Разлука
Пугачев отсылает Гринева в Оренбург объявить губернатору и генералам, что через неделю он с войском явится в город. Новым командиром Белогорской крепости назначен Швабрин, и эта весть повергает Гринева в ужас: Маша остается на милость Швабрину! Савельич подает Пугачеву жалобу на разоренное казаками имущество с перечислением убытков, но самозванец рассержен, но отпускает его.
Гринев отправляется к попадье прощаться с Машей, но она в бреду, у нее горячка. Он поручает попадье заботу о возлюбленной и пешком отправляется в Оренбург с Савельичем.
Глава X. Осада города
Гринев является к генералу и рассказывает о случившемся. Его приглашают на военный совет. Петр Андреич уговаривает перейти в наступление, но остальные против. Кто-то предлагает объявить цену за голову Пугачева.
До Оренбурга доходят вести, что войско мятежников приближается к городу. Гринев получает письмо от Марьи Ивановны: девушка страдает в захваченной Белогорской крепости, а Швабрин принуждает ее выйти за него замуж. Она просит Гринева о помощи. В смятении он обращается к генералу, но тот отказывает ему: рискованно отправляться на штурм Белогорской, когда войско наступает.
Глава XI. Мятежная слобода
Гринев самостоятельно отправляется спасать Машу. Он прорывается через караул мятежников, но казаки хватают Савельича. Петр Андреич возвращается, и обоих ведут к Пугачеву.
«Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действо мое намерение»
Гринев просит самозванца о помощи: он честно рассказывает об издевательствах Швабрина над сиротой-Машей, которую называет своей невестой, но утаивает ее происхождение. Пугачев радуется. Наутро он вместе с Гриневым отправляется в Белогорскую крепость: он вознамерился самолично обвенчать молодых.
Глава XII. Сирота
Швабрин лебезит перед Пугачевым и не признается, что держит Машу в плену. Самозванец требует показать ему сироту, тот отговаривается ее болезнью, затем заявляет, что женат на ней, но когда Гринев и Пугачев видят ее облик и быт, они понимают, что все это ложь. Маша отрицает, что женитьбу со Швабриным. Тогда Швабрин рассказывает Пугачеву, кто эта девушка, и Гринев вновь честно раскрывает свои намерения: Пугачев никогда не отправился бы спасать дочь погибшего коменданта, а приспешники его растерзали бы сироту. Мятежник милует Машу с Гриневым:
«Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»
Он велит выдать им пропуска через все заставы и отпускает.
Глава XIII. Арест
Возле Оренбурга их останавливают караульные. Гринев снова встречает Зурина: переговорив с ним, он решает отослать Машу к родителям, а сам остается в отряде ротмистра (Зурин уговаривает Гринева не жениться, поскольку это блажь ). Он отправляет Савельича с Машей, уверяя, что родители полюбят ее.
В конце февраля они отправляются в наступление, затем Голицын разбивает пугачевское войско, но главарь-мятежник сбегает. Он снова собирает шайки на Симбирских заводах, берет Казань и теперь уже грозится штурмовать Москву. Под началом Зурина Гринев борется с восстанием:
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Пугачева ловят, мятеж подавлен. Петр Андреич готовится к отъезду, но Зурину приходит бумага о его аресте: кто-то донес о связи Гринева с Пугачевым.
Глава XIV. Суд
Гринева сажают в тюрьму в Казани, его допрашивают, причем на допросе он, желая оградить Машу от участия в деле, скрывает, зачем покидал Оренбург. Доносит на Гринева Швабрин: желая облегчить свою участь, злодей объявляет Петра Андреича шпионом самозванца.
Вскоре к Маше прибывает карета: знатная дама оказывается самой Екатериной II, и императрица просит ее к себе. Екатерина милует Гринева и обещает помочь Маше с приданым.