Как звали художников сыновей брейгеля
Как простому смертному различать работы 6 представителей художественной династии Брейгелей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Питер Брейгель Старший, прозванный «Мужицкий»
Самый известный представитель династии Брейгелей родился в городе Бреда или же в деревушке Брёгель близ него – так изначально и звучала его фамилия. Он создал множество графических и живописных работ, большая часть которых, даже отсылая зрителя к религиозным сюжетам, отражает жизнь простых крестьян. При всей своей популярности, художник отказывался от «конъюнктурных», как бы сейчас сказали, заказов – не писал портретов, избегал обнаженной натуры.
Крестьянские праздники и сцены охоты отказывают героям в индивидуальных чертах – вплоть до позднего периода его творчества, когда художник как бы «приближает» героев к зрителю и создает ряд мощных, узнаваемых образов. С годами, в период испанского террора в Нидерландах, живопись Брейгеля становилась все более аллегоричной и мрачной, появлялись сцены виселиц и массовых казней – формально «библейских», но на деле отражающих реальные события этих нелегких лет. После смерти Питера Брейгеля Старшего еще несколько десятилетий его работы копировали и продавали под его именем – и в этом деле определенную роль сыграл один из его сыновей.
Питер Брейгель Младший, он же… Адский
Питер Брейгель Старший и его супруга скончались с разницей в один год, оставив сиротами своих сыновей. Воспитанием мальчиков занималась их бабушка, имевшая непосредственное отношение к искусству – художница-миниатюристка Майкен Верхлюст. Они росли буквально с карандашом в руках, но пути в искусстве выбрали разные. Питер Брейгель Младший уже в юном возрасте начал работать с эскизами и картонами отца и в течение жизни периодически возвращался к доскональному копированию его работ. Известность он приобрел как подражатель Босха и создатель абсурдных видений ада, кипящих котлов и прочих ужасов.
Впрочем, с годами, сохранив любовь к высокой детализации и многофигурным композициям, Питер Брейгель Младший начал создавать масштабные полотна, тщательно фиксирующие быт и нравы его соотечественников, природу родной страны. Некоторым таким работам он давал библейские названия и органично вписывал сюжеты Евангелия в повседневную жизнь фламандских крестьян и горожан.
Ян Брейгель Старший – Райский и Бархатный
Яну было всего два года, когда он полностью осиротел. Под чутким руководством бабушки, а затем местных и итальянских учителей, он развил собственный стиль – утонченные пейзажи, райские сады, цветочные натюрморты… Цветы он писал только и исключительно с натуры.
Его статус в художественной среде Нидерландов и покровительство августейших особ открыли ему двери в королевские оранжереи, где выращивались вдали от любопытных глаз редчайшие растения – и художник был готов ждать месяцами, когда расцветет тот или иной заинтересовавший его цветок. Он тепло дружил и работал вместе с Рубенсом, который с любовью называл его «старшим братом». За мягкость цвета, тонкую игру света и выбор тем художника, в противовес «адскому» брату, называют «райским».
Ян Брейгель Младший в тени отца
Жизнь Яна Брейгеля Старшего, его второй супруги и троих детей унесла эпидемия холеры в 1625 году. Однако болезнь пощадила его сына от первого брака – тоже Яна Брейгеля, прозванного затем, соответственно, Младшим. В то время он жил в Италии, куда отправился в свое время для продолжения ученичества. Вернувшись на родину, Ян ожидаемо возглавил мастерскую отца и продолжил работать в его художественном стиле – аллегорические пейзажи, цветочные композиции, вазы и венки.
Несмотря на собственные успехи, Ян Брейгель Младший нередко выдавал свои работы за картины отца, что сегодня создает проблему с атрибуцией их произведений. Считается, что младший любитель цветов все же не превзошел живописных достижений своего родителя, и особенно трудно давалась ему светотень. Супруга Яна Брейгеля Младшего также была художницей и обучала, в частности, его младшего сводного брата – Амброзиуса Брейгеля.
Амброзиус Брейгель и его собственный путь
Амброзиус большую часть своей карьеры работал с братом и следовал тому же небольшому спектру тем – сады, венки, цветочные натюрморты… Однако он никогда не стремился подражать отцу (что ничуть не помогает исследователям в атрибуции его работ – авторство многих из них остается неопределенным).
Когда супруг его сестры Анны, Давид Тенирс Младший, основал в Антверпене Академию художеств, Амброзиус принял его предложение и начал преподавательскую деятельность. Как живописец, при жизни он снискал определенную популярность, однако сведений о его творчестве осталось сравнительно немного.
Итальянская любовь Абрахама Брейгеля
Сын Яна Брейгеля Младшего – известный художник эпохи барокко, прославившийся не только своими цветочными композициями (да, еще один продолжатель дела «райского» Брейгеля), но и скандальной, по меркам консервативных фламандцев, личной жизнью. Известен стал он уже в пятнадцать, в двадцать пять уехал в Рим на стажировку, где с головой окунулся в богемную жизнь. Вошел в несколько художественных объединений, получил в драке с коллегой сотрясение мозга (таковы были традиции художественной жизни Италии), нашел богатых покровителей, завязал дружбу со «столпами» классицизма, Клодом Лорреном и Никола Пуссеном. Женился на итальянке – дочери местного скульптора, завел любовницу-итальянку.
В общем, прочно пустил корни на итальянской земле. Правда, из Рима со временем он перебрался в Неаполь, где писал роскошные натюрморты до самой смерти. Иногда в его работах появляется загадочная женская фигура, грациозная и элегантно одетая, однако личность этой дамы установить не удалось.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Питер Брейгель
Фото Все
Видео Все
Питер Брейгель Старший — Мир сверху
Питер Брейгель Рассказывает Александр Таиров
Питер Брейгель старший. История о слепоте. [Как читать искусство]
Питер Брейгель — биография
Питер Брейгель – живописец и график из Нидерландов, основатель династии художников Брейгелей. Писал пейзажи и жанровые сцены, носил прозвище «Мужицкий».
Картины Питера Брейгеля – это застывший кусочек средневековья, дошедший до нас через века. В отличие от многих своих коллег живописцев, он родился и умер в Нидерландах, и его творчество часто называют вершиной нидерландского Ренессанса. В нем жило такое понятие, как национальное своеобразие, основой которого стали самобытные нидерландские традиции. Брейгель стал выразителем своего времени и народного колорита. Его народность проявлялась во всем – мыслях, жизненной философии, народной мудрости, иногда горькой и ироничной, но всегда мужественной. Питер оставил после себя не только огромное творческое наследие, но и династию талантливейших художников, хотя узнать это ему не довелось.
Детство
Биографы Питера Брейгеля изрядно «попотели», прежде чем смогли собрать воедино разрозненные факты его жизненного пути, и сложить из них стройную биографию художника. Точная дата и место рождения Брейгеля неизвестно до сих пор. Предполагают, что он родился в небольшом городке Бреда, на территории современной провинции Северный Брабант. И случилось это знаменательное событие в 1525 году. По другой версии, местом его рождения стала деревня Брегел, о чем и говорит его фамилия. По мнению этих искусствоведов и исследователей жизни и творчества Питера, он родился намного позднее официально указываемой везде даты.
Не нашлось точных сведений и о детстве будущего известного художника. Предполагают, что Питер родом из крестьянской семьи, и поэтому очень удивительно, что у него вдруг проявились творческие наклонности, хотя в семье не наблюдалось одаренных людей.
Где-то в 1540-е годы Брейгель, двадцатилетний юноша, поступил в ученики к художнику Куку ванн Альсту, который передавал ему азы графики и живописи. После того, как его учитель умер, Питер поступил в гильдию живописцев Антверпена, и в 1551-м нашел себе нового наставника в лице художника Иеронима Кока. Брейгель одновременно учился у Кока и служил ему. Иероним стал для молодого дарования главным заказчиком.
Живопись
Прослужив некоторое время в мастерской своего нового наставника и работодателя, Брейгель впервые увидел картины известного художника Иеронима Босха. Эстампы этих полотен, которыми торговал Кок в своей мастерской, произвели на него неизгладимое впечатление. Питеру захотелось самому воспроизвести на холсте необычные сюжеты этих картин. Иеронима Босха называли «мастером ужаса», и его картины действительно вызывали какой-то мистический страх.
«Большие рыбы поедают малых»
Заинтересованность Питера увидел Иероним Кок, и он решил получить выгоду от наивного молодого художника. Кок попросил Брейгеля сделать несколько набросков в манере Босха, и он согласился. Спустя некоторое время Кок сумеет выгодно продать работы Питера, подделав на них подпись Босха, и выдавая их за произведения известного художника. Одной из таких картин оказалось полотно под названием «Большие рыбы поедают малых».
Питер Брейгель любил не только живопись, его манили путешествия. На протяжении нескольких лет художник побывал в Европе, посетил Италию, Швейцарию, Францию. Все, что он увидел во время этих поездок, нашло отражение на холсте. К примеру, солнечная Италия вдохновила мастера на написание картины «Пейзаж с Христом и апостолами». Это полотно считается первым профессиональным в творческой биографии художника. После посещения швейцарских Альп, родилась целая серия невероятной красоты пейзажей.
В 1561-м Питер ушел из мастерской Кока, и переехал в Брюссель. Там он писал свои картины для кардинала де Гранвела и других богатых коллекционеров, среди которых особое место занимал купец по имени Николас Йонгелинк.
В 1557 году живописец создал цикл гравюр-иллюстраций семи смертных грехов.
«Триумф смерти»
Самым значимым полотном Брейгеля того времени считается картина получившая название «Триумф смерти». На ней изображена пустынная земля, буквально усыпанная скелетами и людьми, находящимися на грани смерти. Изображены там и орудия пыток, которые приводят в ужас даже спустя несколько веков. И среди этого ужаса явным диссонансом выглядит человек, играющий на лютне, как бы подчеркивающий безысходность происходящего.
Не меньшего внимания знатоков удостоилась и картина «Вавилонская башня», а также цикл полотен, объединенный названием «Картины месяцев и времен года». Питер стал автором 6 (по некоторым данным 12) полотен, передающих прелести разных времен года. К сожалению, до наших дней дошли только пять из них, в том числе «Жатва» и «Охотники на снегу».
Картины Брейгеля – это простые и понятные образы, преклонение перед красотой природы, сценки деревенской жизни, обычные работяги, с их незамысловатым образом жизни. На полотнах нидерландского художника запечатлены одежда и домашняя обстановка простых людей, это видно по картинам «Крестьянская свадьба», «Фламандские пословицы».
Известно, что художник не писал портреты на заказ и обнаженную натуру. Есть несколько портретов, предположительно авторства Брейгеля, но только один из них точно его кисти – «Портрет старой женщины», написанный в 1564 году. Скорее всего, к Питеру часто обращались за портретами, но живописец не брался за такие заказы.
Картина Питера Брейгеля «Портрет старой женщины»
Свыше трех десятков из примерно 45-ти полотен Брейгеля, посвящены природе, деревне, ее жителям. Главные герои полотен художника – безликие крестьяне. Питер никогда не показывал их лица на холсте, но в последних его работах наметилась совершенно другая тенденция.
Интерес Брейгеля к индивидуальным персонажам своих полотен рос с каждой новой работой. Теперь фигуры на картине становятся все более крупными, а вот окружение их становится все более зависимым. Подобную тенденцию можно рассмотреть в полотнах Брейгеля «Разоритель гнезд», «Притча о слепых», «Мизантроп», «Калеки».
Личная жизнь
Питер сумел не только реализоваться, как художник, но и встретить девушку своей мечты, с кем обрел счастье в личной жизни. Ее звали Мария (Майкен), она дочь первого наставника Брейгеля – Кука ванн Альста. Питер признался ей в любви, позвал замуж, и девушка ответила согласием. Влюбленные поженились в 1563 году, и после свадьбы переехали в Брюссель, к матери новоиспеченной жены Питера, художницы Майкен Верхюлст. Мария родила своему супругу троих детей – двух сыновей, Питера и Яна и дочь Марию.
Как сложилась судьба дочери художника, никто не знает. Зато точно известно, кем стали сыновья Брейгеля, они продолжили дело отца, и тоже снискали славу живописцев.
Питер Брейгель Младший писал картины определенной тематики, за что его прозвали «Адским». Ян Брейгель Старший наоборот, получил прозвище «Райский». А сам основатель династии Брейгелей – Питер удостоился прозвища «Мужицкий». После этого их никогда не путали. Внуки выдающегося художника – Абрахам и Ян, уже третье поколение художников семейства Брейгель.
Портрет семьи Яна Брейгеля сына Питера Брейгеля Старшего
В этой ситуации удивительно то, что любовь к изобразительному искусству передалась, скорее всего, на генном уровне, от отца к сыновьям. Ведь иначе никак нельзя объяснить этот феномен, потому что Питер скончался, когда его старшему наследнику Питеру только что исполнилось пять лет, и он не успел познакомить своих мальчиков со всеми тонкостями своего мастерства.
Смерть
Последняя картина Питера Брейгеля «Сорока на виселице»
Последними работами Брейгеля называют два полотна – «Сорока на виселице» и «Торжество правды». Первую он оставил по завещанию своей жене, а вот существование второй находится под большим вопросом. До наших дней полотно не дошло, и многие историки считают, что у них есть все основания утверждать, что такого полотна вообще никогда не было.
Большинство полотен из творческого наследия великого художника находятся в музеях Европы или в коллекции частников. Ни один российский музей не может похвастаться наличием в его экспозиции хотя бы одного полотна Питера Брейгеля.
Памятник Питеру Брейгелю
В 2011 году на экраны вышла лента польского режиссера Леха Маевского под названием «Мельница и крест». В ее основе – биография нидерландского художника, а также сюжеты его прославленных картин. Фильм очень понравился зрителям, вызвал положительные отзывы кинокритиков. К тому же, ему присуждены и многие престижные кинонаграды. Роль Питера Брейгеля досталась известному актеру Рутгеру Хауэру, его партнерами по съемочной площадке стали Шарлотта Рэмплинг, Майкл Йорк, Йоанна Литвин.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Семья нидерландских художников БРЕЙГЕЛЬ
«Краса ветвей зависит от корней»
Питер Брейгель Старший Питер Брейгель Младший Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Младший Давид Тенирс Младший
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ («МУЖИЦКИЙ»)
Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония
Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Этому мастерству Питер обучался в Антверпене в мастерской у Питера Кука ван Альста, который был известным придворным художником того времени. После этого он был принят в антверпенскую гильдию художников и стал заниматься живописью на профессиональной основе. Искусство стало его работой. Тогда он впервые увидел картины Иеронима Босха, которые произвели на него неизгладимое впечатление. После этого он создал несколько вариантов на темы полотен художника и даже стал подражать ему в своей живописи, учиться технике Босха. Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги.
Алхимик
Безумная Грета
Вавилонская башня
Вавилонская башня
Гордыня
Жатва
Игры детей
Избиение младенцев
Калеки
Крестьянская свадьба
Крестьянский танец
Малая Вавилонская башня
Мизантроп
На пути в Египет
Обращение Савла
Охотники на снегу
Падение ангелов
Падение Икара
Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц
Перепись в Вифлееме
Поклонение волхвов
Притча о слепых
Путь на Голгофу
Сенокос
Сорока на виселице
Страна лентяев
Сумрачный день
Триумф смерти
Фламандские пословицы
Чревоугодие
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ («АДСКИЙ»)
Питер Брейгель Младший. Портрет работы Антониса ван Дейка
Его первые картины были копиями произведений отца. Отсюда он выработал основную манеру письма, которая присуща всем Брейгелям. Однако впоследствии он выработал свою стилистику. К тому времени его отца уже не был в живых (Питер Брейгель Старший умер, когда Младшему было всего 4 года), так что ему приходилось воспитывать в себе хорошего художника самостоятельно.
Великий нидерландский, фламандский художник умер в 1637 (38) году в Антверпене.
Грабители с большой дороги
Деревенская свадьба
Драка картёжников
Драка крестьян
Зимний пейзаж с ловушкой для птиц
Извлечение камня глупости
Крестьянское подворье
Перепись в Вифлееме
Сбор урожая
Сборщики хвороста
Свадебное шествие
Свадебные подарки
Свадьба в амбаре
Сельский праздник
У таверны
Фламандская пословица
ЯН БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ («БАРХАТНЫЙ»)
Семья Яна Брейгеля, портрет работы Рубенса
Ян Брейгель Старший умер в 1625 году от холеры. Вместе с ним жертвами эпидемии стали и трое его детей Элизабет, Мария и Питер.
Аллегория земли
Аллегория изобилия
Искушение Св. Антония
Лесной пейзаж с обращением Св. Евстахия
Натюрморт с цветами в стеклянной вазе
Натюрморт с цветами
Ной собирает животных для ковчега
Пейзаж с двумя мельницами
Пейзаж с крестьянами
Пир Ахелоя
Рай земной
Святое семейство
Скалистый пейзаж с отшельником Венделинусом
Флора и Зефир
Эдемский сад
Эскизы собак
Эскизы
ЯН БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ
Искусство Яна Брейгеля Младшего особо выразилось в больших полотнах, где он мог проявить всё своё мастерство. Его подход к живописи был очень скрупулёзен и точен. Искусствоведы отмечают прорисованность самых мелких деталей, что делает произведения невообразимо наполненными. После смерти отца он возглавил антверпенскую мастерскую, а позже стал деканом Гильдии Святого Луки.
Аллегория вкуса
Аллегория воздуха
Аллегория войны
Аллегория
В эдемском саду
Деревенский пейзаж
Диана и нимфы после охоты
Диана после охоты
Искушение Адама
Корзина с цветами
Крестьянское подворье
Морской берег с руинами замка
Пейзаж с путниками
Пожар в деревне
Речной пейзаж с птицами
Сельская дорога с мельницей
Тюльпаномания
Эскиз к свиному рынку
ДАВИД ТЕНИРС МЛАДШИЙ
Давид Тенирс Младший
В 1637 году Давид Тенирс Младший женился на дочери известного художника Яна Брейгеля Старшего, Анне Брейгель, опекуном которой был П. П. Рубенс. Таким образом, он вступил в семью, несколько поколений которой считались и считаются одними из самых значительных живописцев в истории искусства. Он получил их покровительство и тем самым поднял своё творчество на новый уровень.
Его картины вполне традиционны классической фламандской школы. Он писал жанровые сцены и пейзажи в которых доминировали коричневые и серые оттенки. С возрастом его подход к живописи несколько поменялся. Картины приобрели яркие цвета. Под влиянием творчества Рубенса, жанровые и религиозные сцены стали намного глубже, а формы изысканнее. Кроме того, в контексте изображения появилась доля юмора, которую можно трактовать как скрытый символизм. За свою жизнь он написал более двух тысяч полотен.
Давид Тенирс Младший умер 25 апреля 1690 в Брюсселе. В настоящее время его картины находятся практически во всех знаменитых музеях мира, в том числе и в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
Аллегория Благоразумия (Аллегория Веры)
Аллегория милосердия
Безумная Грета
Встреча святых Антония Великого и Павла Отшельника
Деревенский праздник
Картежники
Картинная галерея эрцгерцога Леопольда
Кухня
Ночная гулянка
Пейзаж с пастухами и стадом
Сцена в таверне
Торопыга
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе
Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям